Задание на проектирование и основные исходные данные для проектирования. Получение исходных данных для проектирования Сбор исходных материалов по реальному объекту проектирования

Исходные данные для проектирования - это то, с чего начинается любой строительный объект. Без правильно составленного пакета документации невозможно ни возведение новых зданий, ни легализация уже имеющихся. Поэтому подходить к данному вопросу следует профессионально, внимательно и серьезно. Если хотите с первого раза положительно решить вопрос узаконивания недвижимости или быстро получить разрешение на строительство, выбирайте профильные компании с богатым опытом.

Подготовка исходных данных для проектирования в строительстве

Эту процедуру может вести сам заказчик или же доверить ее специализированной организации, которая возьмет на себя всю ответственность за проработку деловых бумаг. Таким образом клиент экономит не только собственное время, но и деньги, поскольку профессионалам лучше знакома подноготная подготовки необходимого пакета. Например, наш проектно-строительный институт РусЛидерПроект предлагает услуги:

  • сбора исходных сведений;
  • составления предварительной и окончательной смет;
  • получения информации о проведенных анализах;
  • сбора выписок, справок от местной администрации и других инстанций;
  • организации исследования территории;
  • обработки данных и проч.

Для того чтобы поручить нам решение своих вопросов, достаточно подписать соответствующий договор, где указаны все возлагаемые на нас обязанности. Если не планируется проведение одного из пунктов либо разделов, то они просто удаляются из контракта. В зависимости от цели работ и сложности объекта, комплектация пакета документов может занять от 1 недели до 1 месяца. Мы сделаем все максимально быстро!

Исходные данные для архитектурного проектирования

Наряду с базовыми актами также будут необходимы:

  • зарегистрированный и принятый к исполнению градостроительный план участка;
  • схема расположения здания на конкретном отрезке площади;
  • техпаспорт с планировкой каждого этажа;
  • разрешение на отклонение от допустимых параметров (если таковые предполагаются);
  • подробное планировочно-архитектурное задание;
  • информация о функциональном назначении будущего сооружения;
  • сведения с точным определением границ и зон общественных сервитутов;
  • схема размещения с указанием подходов и подъездных путей;
  • решение местного органа самоуправления.

Также могут потребоваться дополнительные бумаги, оговоренные отдельным пунктом или затребованные экспертными структурами для полного раскрытия ситуации. Чтобы не ошибиться и выполнить все своевременно, без канители, обращайтесь к нам, опытным специалистам компании РусЛидерПроект!

Исходные данные технологического проектирования

В этом случае заявитель (заказчик) должен собрать и представить комиссии деловые бумаги, свидетельствующие о технических условиях подключения объекта к различным инженерным коммуникациям, включая свидетельства о техусловиях:

  • противопожарной безопасности;
  • гигиены и эпидемиологии;
  • теплоснабжения;
  • водообеспечения (питьевое/техническое);
  • поддержания должного экологического состояния;
  • проведения канализации;
  • монтажа ливневок;
  • благоустройства и озеленения;
  • подключения телефонной линии;
  • подведения газовой ветки;
  • электроснабжения;
  • наружного освещения и проч.

Могут потребоваться акты эксплуатационных предприятий о состоянии ОДС (объединенных диспетчерских сетей), ЦТП (центрально-тепловых пунктов) и некоторые другие документы. Чтобы уложиться в срок, выбирайте настоящих профессионалов - таких, как мы!

Разработка исходных данных для проектирования

Она строится на строго определенном виде документации, к которой могут прилагаться дополнительные справки, свидетельства, формы. В качестве базовых выступают:

  • разрешение, выданное местной администрацией, о проведении проектно-строительных работ на указанной территории;
  • акт о выборе размещения земельного участка;
  • технические условия подсоединения объекта к инженерным системам;
  • задание на проектирование с указанием нагрузок, параметров и вида теплоносителя;
  • градостроительный план участка.

Выдача и расчет исходных данных проектирования

Эти процедуры могут занимать от недели до месяца в зависимости от объема работ, типа проекта, конкретного места расположения участка и многих других обстоятельств. Чтобы ускорить процесс и быстрее приступить к проектированию, а затем своевременно перейти к строительству, следует воспользоваться услугами специализированных организаций. Одна из их числа - компания РусЛидерПроект. Мы действуем грамотно, профессионально и безошибочно, в точности выполняя доверенную работу!

Стоимость сбора и анализа исходных данных для проектирования

Цена определяется индивидуально и зависит от многих обстоятельств, в частности, от целевого назначения возводимого объекта, его разновидности, высоты, формы. Также учитывается количество подводимых коммуникаций и их отдаленность от участка, предполагаемое число комнат, разновидности обогрева здания, задействованные материалы.

Влияют на себестоимость и наличие/отсутствие централизованных подъездных путей, зона, в которой находится недвижимость (к примеру, архитектурно-культурная, озелененная). Имеет значение общая и жилая площадь, а также другие немаловажные факторы. Чтобы узнать подробнее, звоните нашим консультантам, оставляйте заказы и делайте заявки на комплексные работы, ведь это принесет вам огромную выгоду!

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

(ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»)

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

(вопросы и ответы)

Выпуск 3

Москва 2010

Настоящий Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от заказчиков (застройщиков), проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти и других организаций.

Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства объектов капитального строительства (далее - Сборник), разработанный ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», относится к пособиям, предназначенным для облегчения деятельности проектировщиков при решении ими отдельных конкретных наиболее существенных и распространенных вопросов, возникающих в процессе архитектурно-строительного проектирования, сбора исходных данных и исходно-разрешительной документации, осуществлении авторского надзора за строительством, а также иных вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Разъяснения, включенные в сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков), подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач.

Обращается внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № , документ вида пособия не относится к нормативным правовым актам, издаваемым федеральными органами исполнительной власти.

Как следует из положений статьи 13 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пособие не отнесено также к документам по стандартизации, которые предусмотрены для добровольного применения.

Исходя из изложенного, представляется, что пособия следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера.

Вместе с тем все пособия, разрабатываемые ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», содержат положения, основанные, как правило, на нормах и требованиях действующего законодательства или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственной регистрацию в установленном законодательством порядке со ссылками на соответствующие конкретные документы, которые подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей законодательству.

Сборник содержит разъяснения на основе законодательной и нормативной правовой базы, действующей на 1 января 2010 года.

В Сборник включены ответы на вопросы, возникающие в связи вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Технического регламента о безопасности машин и оборудования , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 № 753, Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590, Положения об организации и проведении государственной проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 и иных действующих в настоящее время законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к сфере проектирования и строительства объектов капитального строительства.

I ПОЛУЧЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1 Какими нормативными документами следует руководствоваться проектировщику при переговорах с заказчиком по вопросу получения полного перечня необходимых исходных данных, в том числе в части документов на земельный участок (сведений об использовании земельных участков, сведений о категории земель, сведений о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков)?

Необходимость представления заказчиком вместе с заданием на проектирование исходных данных обусловлена положениями статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основной перечень исходных данных, относящихся ко всем объектам строительства, определен пунктом 10 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № . Уточненный перечень исходных данных определяется применительно к каждому конкретному объекту капитального строительства в зависимости от функционального назначения объекта, места размещения земельного участка, геологических, природно-климатических и других аналогичных условий в соответствии с действующим законодательством.

Сбор исходных данных может быть поручен проектировщику. Стоимость работ по сбору исходных данных является предметом договора между заказчиком и проектировщиком.

Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ «права на земельный участок, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того:

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с положениями статьи 37 от 29.12.2004 № 190-ФЗ ;

Состав и порядок документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую должен соответствовать положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, подготавливается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370;

Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № .

2 Заказчик выдал Исполнителю (проектировщику) исходные данные на проектирование только технологической части проектной документации и выдал Исполнителю аванс в размере 25 % от общей стоимости проектных работ; остальные исходные данные Заказчиком было обещано выдать в ходе разработки проектной документации. Нужно ли в этом случае приступать к разработке технологической части проекта или не начинать проектирование до поступления в распоряжение Исполнителя всех необходимых исходных данных? Правомерно ли требование Заказчика, представившего исходные данные только к технологической части проектной документации, о выполнении в указанные Контрактом (договором) сроки проектной документации в полном объеме при отсутствии у проектировщика акта выбора земельного участка под строительство проектируемого объекта капитального строительства?

1. Законодательно понятие «Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ» зафиксировано в статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанной статьёй установлено:

«1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика».

2. В комментариях к указанной выше статье Гражданского кодекса Российской Федерации указано: «Задание на проектирование характеризуется как разновидность исходных данных. Это не вполне точно. В нормативных документах различаются рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование, основные данные и требования к нему и исходные материалы, передаваемые подрядчику вместе с заданием на проектирование.

По общему правилу задание и исходные материалы готовит заказчик. В то же время эту документацию по поручению заказчика может подготовить подрядчик». Указанную точку зрения разделяют и специалисты ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». Обоснованность указанного мнения можно найти в части 5 статьи 48 , где установлено:

«Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий».

Однако технические условия являются одним из документов, содержащих исходные данные и требования для архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации может быть на договорной основе поручен заказчиком подрядчику по проектированию (проектировщику). Вместе с тем учитывая, что эта работа является функцией заказчика, она не учтена Сборниками цен на проектные работы и должна оплачиваться отдельно.

3. Наряду с понятием «исходные данные» (ИД) действует также понятие «исходно-разрешительная документация» (ИРД).

Определение понятия ИРД можно найти в подпункте «в» пункта 3 Правил особого регулирования градостроительной деятельности на территориях объектов федерального значения в г. Санкт-Петербурге, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 361:

«в) «исходно-разрешительная документация» - совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством г. Санкт-Петербурга, строительными нормами и правилами».

4. Исследования показали, что состав и содержание исходных данных и исходно-разрешительной документации существенно зависят от функционального назначения объекта капитального строительства, его мощностных параметров, места размещения объекта, геологических, экологических, санитарно-эпидемиологических условий в регионе, стадии проектирования, на которой осуществляется их сбор и других аналогичных факторов.

Практика показывает, что в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства заказчик должен предоставить от 80 до 200 исходных данных и исходно-разрешительных документов, требуемых для осуществления архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительных документов это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода проектирования и строительства. На указанное обстоятельство указывают в частности положения статьи 12 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»:

«Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:

запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта».

5. Обращается внимание, что получение некоторых документов возможно только в процессе проектирования, после подготовки исходных данных, требуемых для запроса.

Так, для получения «технических условий подключения» объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 должен в запросе указать:

«необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения»;

«планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации)».

При этом для получения «технических условий для присоединения» в соответствии с пунктами 6, 8 и 15 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 заказчик вместе с заявлением о подключении должен приложить комплект документов, в том числе подготовленный в процессе проектирования 1 экземпляр раздела «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», а также предоставить:

«баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования, в том числе при пожаротушении;

сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации;

сведения о назначении объекта, высоте и об этажности здания;

сведения о субабонентах».

6. Выводы:

6.1 Получив аванс и часть исходных данных, требуемых для архитектурно-строительного проектирования, подрядчик был обязан приступить к работе с тем чтобы не сорвать сроки выполнения контракта.

6.2 Сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации представляет собой процесс, в котором частично заказчик может действовать самостоятельно, без участия «проектировщика», а частично запрос заказчика должен включать сведения, содержащиеся в проектной документации, подготовленной «проектировщиком».

6.3 Представляется, что в сложившихся условиях заказчик не выполнил своих договорных обязательств в части предоставления исходных данных и условий для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № ), в том числе не предоставил:

«отчётную документацию по результатам инженерных изысканий;

утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия);

иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами».

3 Существует ли установленный порядок оформления задания на разработку проектной и рабочей документации?

6 Нужна ли для проектирования линейной части наружной сети инженерного обеспечения объекта капитального строительства отдельная проектная документация на линейный объект?

Анализ установленных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 понятий «сети инженерно-технического обеспечения» и «точка подключения» позволяет сделать следующие выводы:

а) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства в пределах границ земельного участка проектируется в составе раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения;

б) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства за пределами границ земельного участка проектируются в составе проектной документации на линейные объекты капитального строительства.

7 В выдаваемых технических условиях на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и коммуникациям общего пользования присутствует запись о необходимости дополнительного согласования проектной документации организациями, выдавшими технические условия. Не является ли указанная запись о дополнительном согласовании проектной документации организациями, выдавшими технические условия, нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации ?

Положением пункта 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, установлено: «в соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.

Заказчик предоставляет исполнителю 1 экземпляр раздела «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации». Каких-либо иных согласований проектной документации указанным Положением не установлено.

Данное положение не является нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ , поскольку частью 10 той же статьи этого Кодекса определено, что «Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации».

8 Можно ли при необходимости пропускать в пояснительной записке подразделы, не относящиеся к конкретному проектируемому объекту (например, для общественных зданий, жилья), включать другие подразделы, наименование подразделов давать согласно содержащихся в них информации?

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от16.02.2008 № (далее - Положение), законодательно установлен состав и содержание разделов проектной документации для объектов как производственного, так и непроизводственного назначения (пункт 2 Положения). При этом обязательность исполнения дополнительных требований Положения для какого-либо отдельного вида объектов указана в соответствующих подпунктах (например, для объектов производственного назначения); в остальных случаях выполнение требований Положения к текстовой и графической части разделов и подразделов проектной документации обязательно применительно ко всем объектам капитального строительства.

Поскольку требования Положения к очередности изложения текстовой части разделов проектной документации в виде обозначенных буквенно подпунктов установлены законодательно, представляется, что такой порядок следует соблюдать для всех видов зданий (в том числе для общественных и жилых зданий). Включение дополнительных разделов является оправданным, если это обусловлено для конкретных видов объектов капитального строительства документами технического регулирования (техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил) или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.

9 При проектировании установки на опасных производственных объектах сертифицированного оборудования (прокатных станов, агрегатов покрытий, машин непрерывной разливки стали и др.), в которых размещаются измерительные устройства, содержащие закрытые радионуклидные источники, в чьи обязанности входит получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию по объектам, содержащим источники ионизирующего излучения?

Статьей 30 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в редакции статьи 9 Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено:

«Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией в составе проектной документации указанных объектов использования атомной энергии на государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, подготовленное Роспотребнадзором в соответствии с СП 2.6.1.799-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Основные правила обеспечения радиационной безопасности», является одним из исходно-разрешительных документов, копия которого (оформляется в установленном порядке) прикладывается к Пояснительной записке (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № ).

Как указано в пункте 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации:

«По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:...

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ».

Следовательно, получение упомянутого заключения Роспотребнадзора в порядке, установленном законодательством, является прямой обязанностью подрядчика, т.е. проектировщика, которую следует закреплять условиями договора подряда.

В случае приёмки заказчиком от проектировщика проектной документации без этого заключения, он может поручить получение данного заключения проектировщику или выполнить эту работу собственными силами.

10 Разработанная субподрядной организацией проектная документация прошла проверку генерального подрядчика на соответствие выданному заданию на проектирование с соответствующим согласованием (штамп согласования на чертежах). Необходимо ли требуемое заказчиком согласование генеральным подрядчиком расчётов принятых технических решений?

Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, а также между генеральным подрядчиком и субподрядчиками регулируются гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации «Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком».

В случае если при приёмке работ заказчиком обнаружены недостатки, тогда согласно статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации «заказчик, обнаруживший недостатки в работе при её приёмке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приёмку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении» (пункт 2); а «при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза» (пункт 5).

Как видим:

а) генеральный подрядчик несёт ответственность за качество работ, выполненных субподрядчиком;

б) согласование выполненных субподрядчиком расчётов может быть осуществлено в случае, если это согласование предусмотрено договором подряда между заказчиком и генеральным подрядчиком

в) решение спорных вопросов между заказчиком и генеральным подрядчиком должно осуществляться в соответствии с пунктом 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации путём проведения экспертизы.

11 Действует ли в связи с отменой СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» и вступлением в силу Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , разработанное ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» в 2000 году «Пособие по охране окружающей среды»?

В связи с тем, что установленные Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , состав и требования к содержанию разделов проектной документации в значительной степени повторяют положения СНиП 11-01-95 , пособия, разработанные ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» к указанным строительным нормам и правилам, вполне могут быть использованы при разработке отдельных разделов проектной документации в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.

Таким образом, «Пособие по охране окружающей среды» также может найти практическое применение при разработке раздела 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

12 Допускается ли в проектной документации выполнять технологические планировки в масштабе 1:200?

В соответствии с приказом Минрегиона России от 02.04.2009 № «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации» до утверждения соответствующих национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов СПДС и ЕСКД в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Как указано в пункте 4.3 национального стандарта ГОСТ Р 21.1001-2009 «СПДС. Общие положения» (вводится в действие с 1 марта 2010 года) «Установленные стандартами СПДС общие требования, правила и условные обозначения распространяются на: ... проектную документацию объектов производственного и непроизводственного назначения и линейных объектов».

В этой связи представляется возможным на основании пункта 4.2 ГОСТ 21.401-88 «Технология производства. Основные требования к рабочим чертежам» планы и разрезы чертежей расположения оборудования и трубопроводов в проектной документации представлять в масштабе 1:200.

13 Какими документами следует руководствоваться при разработке проектной и рабочей документации на консервацию и ликвидацию строящихся опасных производственных объектов?

Анализ законодательной и нормативно-технической базы в области проектирования объектов капитального строительства показывает, что единых правил подготовки проектной документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов не существует.

В сложившихся условиях рекомендуется руководствоваться отдельными требованиями действующих нормативных технических документов, разработанных в отношении конкретных объектов, для которых консервация и ликвидация предусматривается по технологическим соображением, т.е. планируется при создании объекта, или должна осуществляться при невозможности по каким-либо причинам дальнейшей эксплуатации существующего объекта, установленными, например, в следующих документах:

На основании изложенного представляется, что проектная документация в отношении таких объектов независимо от их этажности подлежит государственной экспертизе.

19 Обязательно ли представление в составе материалов, представляемых на государственную экспертизу проектной документации сертификатов на оборудование, в частности, для химических производств?

Как указано в пункте 20 приложения 2 Перечня машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации для подтверждения соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 № 753, оборудование химическое, нефтегазоперерабатывающее и запасные части к нему с 21.09.2010 подлежат обязательной сертификации.

В состав Перечня включены, например, следующие основные виды оборудования, применяемого при строительстве зданий и сооружений:

1. Трубопроводы, оборудование вспомогательное энергетическое

2. Оборудование для освещения вентиляции и пылеподавления

3. Краны мостовые электрические общего назначения

4. Краны козловые и полукозловые электрические

5. Конвейеры ленточные стационарные (включая катучие), скребковые, звеньевые и прочие

6. Тали электрические канатные

7. Комплектные устройства для управления и защиты специализированные разные

8. Электротранспорт производственный напольный безрельсовый, электрооборудование и приспособления к нему

9. Оборудование насосное (насосы, агрегаты и установки насосные)

10. Оборудование криогенное, компрессорное, холодильное, автогенное, газоочистное, насосы вакуумные

11. Компрессоры (воздушные и газовые приводные)

12. Оборудование газоочистное и пылеулавливающее

13. Комплектные технологические линии, установки и агрегаты

14. Оборудование нефтепромысловое, буровое геологоразведочное и запасные части к нему

15. Оборудование технологическое и аппаратура для нанесения лакокрасочных покрытий на изделия машиностроения

16. Оборудование нефтегазоперерабатывающее специальное

17. Арматура промышленная трубопроводная

18. Оборудование сварочное механическое и вспомогательное

19. Модули гибкие производственные различного технологического назначения

20. Фрезы, резцы, пилы дисковые, инструмент слесарно-монтажный, фрезы насадные, инструмент из природных алмазов, инструмент из синтетических алмазов, инструмент из синтетических сверхтвердых материалов на основе нитрида бора (инструмент из эльбора), инструмент абразивный, материалы абразивные

21. Комплексы и машины вычислительные электромеханические и механические

22. Гидроприводы и гидроавтоматика

23. Пневмоприводы и пневмоавтоматика

24. Редукторы зубчатые общего назначения

25. Цепи приводные, тяговые и грузовые пластинчатые

26. Прицепы для грузовых и легковых автомобилей, прицепы и полуприцепы тракторные, цистерны на прицепах и полуприцепах, вагоны-дома, прицепы со специализированными кузовами и специальные тяжеловозные прицепы и полуприцепы

27. Автопогрузчики

28. Экскаваторы одноковшовые с ковшом ёмкостью от 0,25 до 2,5 м 3 и многоковшовые

29. Бульдозеры, в том числе с рыхлителями

30. Машины планировочные подготовительные

31. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов

32. Катки дорожные и машины уплотняющие

33. Оборудование для приготовления строительных смесей

34. Машины бурильно-крановые

35. Оборудование бурильное, сваебойное, копровое

36. Машины строительно-отделочные, инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный

37. Оборудование подъёмно-транспортное строительное

38. Дробилки

39. Оборудование дробильно-размольное и сортировочное

40. Машины для городского коммунального хозяйства

41. Вентиляторы общего назначения

42. Кондиционеры промышленного общего назначения

43. Оборудование кондиционеров

44. Водоподогреватели и др.

Данный технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (см. пункт 1 технического регламента).

Следовательно, в состав материалов, представляемых на государственную экспертизу, должны представляться сертификаты на оборудование, включенное в указанный Перечень.

20 Подлежит ли экспертизе промышленной безопасности проектная документация на консервацию и ликвидацию строящихся опасных производственных объектов?

Причинами консервации строящегося объекта капитального строительства, в том числе и опасного производственного объекта, могут стать:

Невозможность завершения строительства из-за отсутствия достаточного финансирования, непредвиденного изменения экономической ситуации в районе строительства и т.д.

Технологическая необходимость когда, например, требуется консервация отдельных, законченных строительством объектов, эксплуатация которых предусмотрена для последующих периодов функционирования объекта.

Консервация существующего объекта практикуется при невозможности его дальнейшей эксплуатации, в частности, в силу нерентабельности, морального и физического износа технологического оборудования, предписаний органов государственного контроля и надзора о прекращении работы предприятия, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация объекта обусловлена в большинстве случаев или технологической необходимостью, как это имеет место в отношении объектов, связанных с пользованием недрами, когда их консервация и ликвидация предусматривается на этапе создания, или необходимостью сноса (демонтажа) существующих объектов при планировании строительства на их месте новых объектов капитального строительства.

Таким образом, проектная документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в зависимости от функционального назначения и условий его строительства или эксплуатации может разрабатываться как для строящегося объекта, так и уже существующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» «Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом». Согласно пункту 1 статьи 13 указанного закона проектная документация на консервацию и ликвидацию построенного опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вместе с тем в Положении содержатся отдельные технические требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта капитального строительства, например: к конструктивным и объёмно-планировочным решениям объектов капитального строительства, (подпункт «е» пункта 14); по определению численности и охране труда работников, занятых в производстве (подпункты «и» и «к» пункта 22); по обоснованию потребности в эксплуатационном персонале, занятом в производственном процессе, при разработке технологических и конструктивных решений линейного объекта в части искусственных сооружений для железных дорог (подпункт «р» пункта 36), а также нормативные положения по составлению сводного сметного расчета стоимости строительства с распределением средств по отдельным главам, в том числе по главе 11 «Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства» (пункт 31). При этом, согласно пункту 4.88 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (Согласно письму Минюста России от 10.03.2004 № 07/2699-ЮД настоящие МДС 81-35.2004 не нуждаются в государственной регистрации), в главу 11 сводного сметного расчета включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчётами исходя из «количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами», т.е. кадров, связанных с производственной деятельностью.

В связи с изложенным при решении вопросов, касающихся эксплуатации существующих предприятий и с подготовкой документации по планировке территорий, применение указанного Положения представляется неправомерным и ссылки на него нелегитимными.

IV АВТОРСКИЙ НАДЗОР

22 Входят ли работы, выполняемые в объеме СП 11-110- 99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» в состав работ по строительному контролю, либо это самостоятельная работа и если авторский надзор не является частью строительного контроля, то как должны определяться затраты на подписание актов освидетельствования?

Определение понятия «техническая документация» также законодательно не установлено, лишь Гражданским кодексом Российской Федерации определено, что «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования» (пункт 1 статьи 743).

В этой связи представляется, что детализация отдельных разделов проектной документации на капитальный ремонт объектов капитального строительства, установленная Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № , может осуществляться с учётом положений МДС 13-1.99 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» (принята постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 79), МДС 13-14.2000 и других действующих в настоящее время нормативно-методических документов по данной проблеме.

30 Необходимо ли строительство пожарного депо при сортировочной горке на железнодорожной станции, если существующее пожарное депо находится от объекта строительства на расстоянии свыше 5 км?

В настоящее время введены новые требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах.

Согласно статье 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

«1. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.

3. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности».

Наибольшее расстояние по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта от пожарного депо до объекта предполагаемого пожара, при котором гарантируется достижение соответствующей цели выезда оперативного подразделения пожарной охраны на пожар, т.е. максимально допустимое расстояние, может быть определено по методике, установленной СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181).

Если в результате проведенных расчётов по установленной методике окажется, что достижение законодательных требований, предъявляемых к дислокации подразделений пожарной охраны в районе расположения сортировочной горки при существующем пожарном депо без создания нового пожарного депо является невозможным, то необходимость его строительства представляется неизбежной.

31 Какими документами надлежит пользоваться для расчёта численности эксплуатационного персонала для объектов капитального строительства, вновь вводимых в эксплуатацию?

Расчёт численности эксплуатационного персонала для существующих зданий и сооружений осуществляется на основе нормативов численности (см., например, статьи 160 ¸ 162 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ , «Правила разработки и утверждения типовых норм труда», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 804) с учётом планируемых объёмов работ, норм времени на выполнение единицы объёма работ, периодичности выполняемых работ, коэффициента планируемых невыходов и т.д.

При расчёте численности эксплуатационного персонала, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями и рекомендациями действующих в настоящее время документов федеральных органов исполнительной власти, например:

- МДК 2-02.01 «Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда», утв. приказом Госстроя России от 09.12.99 № 139;

- МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утв. приказом Госстроя России от 30.12.99 № 168;

- «Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства », утв. приказом Госстроя России от 22.03.99 № 66.

Лекция 8

Состав проекта автоматизации. Стадии проектирования

8.1 Общие положения. Стадии проектирования

При разработке проектной документации объектов промышленного строительства руководствуются:

1. строительными нормами;

2. строительными нормами и правилами (СНиП);

3. ведомственными строительными нормами;

4. государственными стандартами (ГОСТ);

5. отраслевыми стандартами (ОСТ).

Состав, объем и содержание проектов автоматизации определяются ГОСТ 24.101-80, стандартами "Системы проектной документации для строительства" (СПДС), "Инструкцией по проектированию электроустановок систем автоматизации технологических процессов" ВСН 205-84 / Минмонтажспецстрой СССР.

При проектировании систем автоматизации проектные организации должны руководствоваться:

1. основными техническими направлениями в проектировании предприятий соответствующих отраслей промышленности и систем автоматизации, исходя из перспективы развития науки и техники;

2. результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР);

3. передовым промышленным опытом в области автоматизации технологических процессов;

4. действующими нормативными документами по проектированию систем и эталонами проектов автоматизации;

5. нормами и правилами строительного проектирования, санитарными, электротехническими, противопожарными и другими требованиями;

6. нормами и правилами на производство строительных, монтажных и специальных работ;

7. утвержденными сметными нормами, прейскурантами и ценниками для определения сметной стоимости систем автоматизации технологических процессов;

8. типовыми методиками по определению экономической эффективности капитальных вложений;

9. указаниями по обеспечению патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов.

Проектные материалы должны иметь минимально необходимый и достаточный объем, т.е. должны быть составлены таким образом, чтобы у пользователя не было затруднений при их использовании.



Основанием для проектирования является техническое задание (ТЗ). ТЗ на автоматизацию составляется генеральным проектировщиком или заказчиком с участием специализированной организации, которой поручается разработка проекта.

Для выполнения проекта систем автоматизации генеральным проектировщиком должны быть представлены исходные данные по вопросам автоматизации. Исходные данные могут служить одним из разделов технического задания.

В соответствии со СНИП 1.02.01-85 проектирование систем автоматизации выполняют:

а) в две стадии (двухстадийное проектирование):

первая стадия – технический проект (проект);

вторая стадия – рабочая документация;

б) в одну стадию (одностадийное проектирование):

стадия – рабочий проект.

8.2 Задание на проектирование систем автоматизации

Задание содержит следующие сведения:

1. наименование предприятия и задача проекта;

2. основание для проектирования (приказ, план выполнения работ, инициатива);

3. перечень производств, цехов, агрегатов, установок, для которых выполняется проект систем автоматизации с указанием особых условий (например, взрыво- и пожарoопасность, агрессивная, влажная, запыленная окружающая среда и т.п.);

4. стадийность проектирования;

5. планируемый уровень капитальных затрат на автоматизацию и примерных затрат на НИР, ОКР и проектирование с указанием источника финансирования;

6. cроки строительства и очередность ввода в действие производственных подразделений и технологических узлов;

7. наименование организаций - участников разработки (генпроектировщик, смежники, институты);

8. предложения по структуре управления, объему и уровню автоматизации;

9. предложения по размещению пунктов управления, щитов и пультов, выбор средств автоматизации;

10. особые условия.

Исходные данные для проектирования

1. Технологические схемы с характеристиками оборудования и трубопроводов.

2. Перечни контролируемых и регулируемых параметров с необходимыми требованиями и характеристиками (номинальное значение, диапазон изменения, метрологические характеристики и т.д.)

3. Чертежи производственных помещений с указанием рекомендуемых мест установки щитов и пультов управления.

4. Схемы управления электродвигателями, типы пусковой аппаратуры и станций управления.

5. Схемы водоснабжения.

6. Схемы воздухоснабжения.

7. Данные, необходимые для расчета сужающих устройств, датчиков и регулирующих органов.

8. Требования к надежности и живучести систем автоматизации.

9. Результаты НИР и ОКР или результаты испытаний аналогов в части динамических характеристик объекта регулирования для локальных систем. Для АСУТП - принципы построения системы в целом: иерархию, структуру, функции, алгоритмы.

10. Техническая документация по типовым проектам и проектным решениям.

11. Дополнительные исходные данные и материалы.

Для простых объектов проектную документацию разрабатывают в одну стадию по сокращенному составу, с учетом специфики объекта.

При небольшом объеме автоматизации допускается совмещение материалов проекта автоматизации с другими частями проекта (например, с электротехнической, сантехнической и т.п.)

Рассмотрим более подробно состав проектной документации при двухстадийном проектировании, разрабатываемой для сложных технологических объектов.

8.3 Состав проектной документации (двухстадийный проект)

Первая стадия – Проект. (Вторая стадия – Рабочая документация ).

На стадии "Проект" разрабатываются:

1. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) принимаемых в проекте технических решений.

2. Структурная схема управления и контроля (для сложных систем управления).

3. Структурная схема комплекса технических средств (КТС).

4. Структурные схемы комплексов средств автоматизации.

5. Функциональные схемы автоматизации (для объектов с простыми системами автоматизации допускается составлять перечни параметров контроля, регулирования, управления и сигнализации).

6. Планы расположения щитов, пультов, средств вычислительной техники (СВТ) и т.п.

7. Заявочные ведомости приборов и средств автоматизации, СВТ, электроаппаратуры, трубопроводной арматуры, щитов и пультов, основных монтажных материалов и изделий, нестандартного оборудования.

8. Технические требования на нестандартное оборудование.

9. Локальная смета на приобретение и монтаж ТСА.

10. Пояснительная записка.

11. Задания генеральному проектировщику:

· обеспечение электроэнергией, сжатым воздухом, гидравлической энергией, теплоносителями, хладоагентами, теплоизоляцией трубных проводок;

· проектирование помещений для установки щитов, пультов, СВТ, а также помещений для работы оперативного персонала, кабельных сооружений (туннелей, каналов, эстакад и т.п.), проемов и закладных устройств в строительных конструкциях;

· обеспечение средствами производственной связи;

· размещение и установку на технологическом оборудовании и трубопроводах закладных устройств, первичных приборов, регулирующих и запорных органов и т. д.;

· обеспечение устройствами пожаротушения и пожарной сигнализации.

Проект рассматривается и защищается у генерального проектировщика, затем утверждается с замечаниями, которые учитываются на второй стадии проектирования - "Рабочая документация".

Вторая стадия – Рабочая документация (Первая стадия – Проект).

Состав Рабочей документации (РД) системы автоматизации (СА) – номенклатура схем, чертежей, текстовых документов – определяется на основе рекомендаций стандартов. В нее включаются:

· рабочие чертежи, предназначенные для производства работ по монтажу ТСА (основной комплект рабочих чертежей);

· прилагаемые документы;

· документация заказа.

Одновременно с рабочей документацией разрабатывают:

1. Документацию на изготовление и поставку на объект строительства ТСА (документацию заказа), в общем случае:

· опросные листы на приборы;

· карты заказа на электроаппаратуру;

· таблицы соединений и подключения проводок в щитах и пультах;

· документацию для заказа комплексов средств автоматизации (КСА): комплексов средств централизованного контроля и регулирования, телемеханики, вычислительной техники, программно-технических комплексов, микропроцессорных средств и установок пневмоавтоматики и др.;

2. Задания разработчикам смежных комплектов РД на:

· размещение элементов автоматизации на технологическом (инженерном) оборудовании и коммуникациях;

· обеспечение энергоносителями (электроэнергией, сжатым воздухом и др.);

· проектирование специальных зданий, помещений и сооружений для СА, проемов и закладных устройств в строительных конструкциях;

· связь и сигнализацию (при необходимости).

· специальные устройства;

· обогрев, теплоизоляцию трубных проводок в наружных установках, заполненных замерзающими жидкостями; антикоррозионную защиту ТСА специальными составами (например, красителями на основе эпоксидных смол).

Основной комплект рекомендуется выпускать на такие объекты автоматизации, которые могут быть сданы заказчику в качестве действующей технологической или инженерной системы. Как правило, деление рабочих чертежей СА на основные комплекты должно соответствовать основным комплектам технологии производства или инженерных систем.

Для объектов строительства с небольшими объемами монтажных работ допускается объединять в один основной комплект:

1. Рабочие чертежи по автоматизации различных инженерных систем (отопления и вентиляции, водопровода и канализации, теплоснабжения и др.). Такому основному комплекту присваивают марку АИС;

2. Рабочие чертежи автоматизации технологических процессов и инженерного оборудования (инженерных систем). Объединенному основному комплекту присваивают марку АК.

Основным условием выпуска таких объединенных основных комплектов является возможность и необходимость одновременного выполнения работ по монтажу и наладке СА указанных объектов автоматизации.

Задание на проектирование - обязательная часть исходной до­кументации, утверждаемая заказчиком и определяющая характер и объем выполнения архитектурно-строительной деятельности по объекту, включающая весь комплекс основных требований заказ­чика и условий исходно-разрешительной документации.

Ответственным за разработку задания на проектирование явля­ется заказчик проекта. В некоторых случаях непосредственная раз­работка задания по поручению заказчика осуществляется проект­ной организацией.

Задание на проектирование подписывают, проводят необходи­мые согласования и затем утверждают. Необходимая степень согла­сования и утверждения зависит от конкретных требований, суще­ствующих у компании-заказчика проектной документации.

Приблизительный состав задания на проектирование приводит­ся ниже.

1. Наименование и месторасположение проектируемого пред­приятия, здания и сооружения.

2. Основание для проектирования.

3. Вид строительства.

4. Стадийность проектирования.

5. Требования по вариантной и конкурсной разработке.

6. Особые условия" строительства.

7. Основные технико-экономические показатели объекта, в том числе мощность, производительность, производственная программа.

8. Требования к качеству, конкурентоспособности и экологи­ческим параметрам продукции.

9. Требования к технологии, режиму предприятия.

10. Требования к архитектурным, конструктивным и объемно-планировочным решениям.

11. Выделение этапов строительства, требования по перспек­тивному расширению предприятия.

12. Требования и условия к разработке природоохранных мер и мероприятий.

13. Требования к режиму безопасности и гигиене труда.

14. Требования по ассимиляции производства.

15. Требования по разработке инженерно-технических мероп­риятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

16. Требования по разработке декларации безопасности.

17. Требования по выполнению опытно-конструкторских и на­учно-исследовательских работ.

18. Состав демонстрационных материалов.

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проект­ной организации исходные материалы:

утвержденное заказчиком обоснование инвестиций строитель­ства объекта, инвестиционный замысел (инвестиционный проект) или ТЭО;

решение местного органа исполнительной власти о предвари­тельном согласовании места размещения объекта;

акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы;

архитектурно-планировочное задание, составляемое в установ­ленном порядке;

технические условия на присоединение проектируемого объек­та к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;

сведения о проведенных с общественностью обсуждениях реше­ний о строительстве объекта;

исходные данные по оборудованию, в том числе индивидуаль­ного изготовления;

необходимые данные по выполненным научно-исследователь­ским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием технологических процессов и оборудования;

материалы инвентаризации, оценочные акты и решения орга­нов местной администрации, о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения;

материалы, полученные от местной. администрации и органов государственного надзора, в том числе характеристику социально-экономической обстановки, природных условий и состояния при­родной окружающей среды, данные о существующих источниках загрязнения и другие сведения в соответствии с требованиями при­родоохранных органов, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства;

имеющиеся материалы инженерных изысканий и обследований, обмерные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений, подземных и наземных сетей и коммуникаций;

чертежи и технические характеристики продукции предприятия;

задание на разработку тендерной; документации на строитель­ство (при необходимости);

заключения и материалы, выполненные по результатам обсле­дования действующих производств, конструкций зданий и соору­жений;

технологические планировки цехов, участков со спецификаци­ей оборудования и сведениями о его состоянии, данные об условиях труда на рабочих местах;

условия на размещение временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов;

другие материалы.

Задание на проектирование согласовывается и утверждается до начала проектирования. При многостадийном проектировании ос­нованием для проектирования является утвержденная предыдущая стадия проектирования.

Основные исходные данные для проектирования. Объем исходных данных зависит от характера намечаемого етроительства (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт) и состава проектируемого объекта.

В любом случае в состав исходных данных входят:

1) утвержденное задание на проектирование;

2) отчеты о научно-исследовательских работах, связанных с раз­работкой новых технологических процессов, реализуемых на про­ектируемом предприятии;

3)технические условия на, присоединение проектируемого предприятия к источникам энерго- и водоснабжения, транспорт­ным и инженерным коммуникациям;

4) данные органов экологического надзора о состоянии атмо­сферы, водоемов и почв в районе площадки строительства;

5) каталоги местных строительных материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов. . .

Исходные данные заказчик должен. представить до начала про­ектирования. Однако часто в практике проектно-изыскательских работ сбор и подготовку большинства исходных данных по поруче­нию заказчика выполняет проектировщике.

При проектировании нового объекта капитального строитель­ства предприятия, связанного с застройкой новых территорий, дополнительно требуются:

1) документация, собранная и разработанная в процессе выбора и согласования размещения площадки строительства;

2) утвержденный акт выбора площадки строительства;

3) акт об отводе.земельного участка.

При выполнении проекта реконструкции действующего пред­приятия дополнительно необходимо иметь:

1) описание действующих производств либо проектную доку­ментацию, на основании которой эти производства были построе­ны, с указанием^ внесенных в процессе строительства и эксплуата­ции дополнений и изменений;

2) обмерные чертежи зданий и сооружений (в необходимых слу­чаях);

3) заключение о техническом состоянии оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.

Сбор исходных материалов и документов осуществляется заказ­чиком. В соответствии с договором на проектирование к данной работе может привлекаться проектировщик.

Специальные технические условия на проектирование. В "Положе­нии о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденном Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 16 февраля 2008 г., установлено, что в случае, если для разработки проектной документации на объект капиталь­ного строительства недостаточно требований по надежности и бе­зопасности, установленных нормативными техническими доку­ментами, или такие требования не установлены, разработке доку­ментации должны предшествовать разработка и утверждение в ус­тановленном порядке специальных технических условий (СТУ).

Специальные технические условия (СТУ) являются техниче­скими нормами, содержащими применительно к конкретному объекту дополнительные к установленным или отсутствующие тех­нические требования в области безопасности. СТУ отражают осо­бенности инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации объекта. Специальные технические условия (СТУ) являются составной частью проектной документации на конкрет­ный объект. Требования, установленные СТУ, не должны противо­речить обязательным требованиям, установленным законодатель­ством и правовыми актами Российской Федерации и действующи­ми нормативными документами.

В проектной практике существует три вида Специальных техни­ческих условий на проектирование:

Разработку СТУ проводят проектные или научно-исследова­тельские организации на основании технического задания, выдан­ного заказчиком-застройщиком. Требования СТУ должны основы­ваться, на передовом опыте и на современных достижениях отече­ственной и зарубежной науки, техники и технологии. Порядок раз­работки и согласования специальных технических условий уста­новлен Министерством регионального развития Российской Феде­рации. ..

Стадийность проектирования. Проектирование осуществляется в две стадии. Первой стадией является разработка документа, кото­рый называют проектной документацией. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологи­ческих решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, выполняется вторая стадия - рабочая документация, состоящая из документов в текстовой фор­ме, рабочих чертежей, спецификаций оборудования, изделий и ма­териалов, смет, необходимых для производства строительных, мон­тажных и специальных работ.

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные данные и материалы . К началу проектирования генеральная проектная организация, должна располагать исчерпывающими данными по намечаемому к строительству (расширению, реконструкции, техническому перевооружению) предпри­ятию (объекту), т.е. заданными технико-экономическими показателями строительства и производства, а также данными: о технологических про­цессах и оборудовании, закладываемых в проект; об источниках и усло­виях получения и поставки сырья и других необходимых для произ­водства материалов, а также энергетических ресурсах; о местных усло­виях строительства и производства для разработки проекта организа­ции строительства и определения сметной стоимости строительства.

Исходные технологические данные и технологические регламенты на проектирование разрабатываются соответствующей научно-исследова­тельской организацией. В соответствии с рекомендациями регламента подбирается технологическое оборудование. Основные источники снабжения производства сырьем, водой, топливом, газом, электро­энергией и другими материальными и энергетическими ресурсами указываются в задании на проектирование. Однако для проектирования этого недостаточно и по заданиям гене­рального проектировщика институты министерств-поставщиков разра­батывают схемы обеспечения сырьем предприятий с указанием конкрет­ных поставщиков и условий поставки.

Район и пункт строи­тельства определяются заданием на проектирование согласно утвержден­ному акту комиссии по выбору площадки для нового строительства или указывается площадка действующего предприятия, которое будет расширяться, реконструироваться или подвергаться техническому перевооружению.

По выбранной площадке должны быть проведе­ны инженерные изыскания, в результате которых проектная организация должна получать исчерпывающие материалы, по топографо-геодезичес­ким, инженерно-геологическим и климатическим условиям, а также по особым условиям строительства (сейсмичность и др.).

В исходные данные для проектирования, получаемые при выборе площадки для строительства, входят:

1 Утвержденный акт о выборе площадки.

2 Согласования проектных предложений с заинтересованны­ми региональными организациями.

3 Строительный паспорт участка, содержащий основные технические данные по выбранному земельному участку, сведения о существующей застройке, подземных и наземных сооружениях, коммуникациях и др.

4 Технические условия на присоединение проектируемого предприятия, здания или сооружения к источ­никам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, а также на площадку коммуникационных трасс.

5 Материалы инвентаризации, оценочные акты и решение Совета народных депутатов о сносе и ком­пенсации за сносимые здания и сооружения и их обмеры.

6 Данные, полученные от организаций государственного надзора о состоянии водоемов, атмосферного воздуха, почвы и требования по охране окру­жающей среды.

7 Архитектурно-планировочное задание.

8 Справка от местных плано­вых организаций об условиях обеспечения строящегося предприятия местными трудовыми ресурсами.

9 Мероприятия, согласованные с органами надзора по охране окружающей среды.

10 Исходные данные для разработки проекта организации и определения сметной стоимости строительства.