Развитие здравоохранения. О государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения Госпрограмма развития здравоохранения на годы

ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Однако по многим из этих показателей Россия продолжает значительно отставать от развитых стран. В частности. смертность населения от предотвратимых причин в РФ почти в 2 раза выше, чем в странах Евросоюза в среднем, а ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) на 8 лет ниже.

Цель существенного улучшения здоровья населения РФ путем модернизации здравоохранения поставлена в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.: «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (№ 598) и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№ 606). В этих документах запланировано, что к 2018 г. ОПЖ российских граждан должна возрасти с нынешних 70,3 до 74 лет, а численность населения - с 143 до 145 млн человек.

Однако в здравоохранении РФ по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, которые будут препятствовать достижению вышеуказанных целей. Главные из них:

Дефицит медицинских кадров (особенно выраженный в первичном звене здравоохранения и в сельской местности) и диспропорции в их структуре, в том числе неоптимальное соотношение врачей и средних медицинских работников (1:2.5);

Неудовлетворительная квалификация медицинских кадров, что связано с проблемами в базовом медицинском образовании, отсутствием непрерывности последипломного образования и недостаточным внедрением современных образовательных технологий:

Недостаточность предоставляемых объемов медицинской помощи по программе государственных гарантий, по сравнению с «новыми» странами ЕС. в том числе недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами (ЛС) в

амбулаторных условиях (в 4.8 раза меньше) и низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи (в 5-7 раз меньше, чем в этих странах);

Несоответствие системы организации медицинской помощи современным технологиям ее оказания, в том числе неоптимальная структура коечного фонда - избыток и плохое оснащение лечебных коек для интенсивного и неотложного лечения пациентов; недостаток коек реабилитации и длительного ухода;

Несистемное управление, в том числе отсутствие стратегии развития здравоохранения. ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов по установленным показателям, а также недостаточная и противоречивая нормативно-правовая база по охране здоровья.

Следует отметить, что в целях улучшения ситуации в здравоохранении Минздравом России была разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 г.» (распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р). Эта программа содержит важные для развития отрасли положения, среди них: раннее выявление заболеваний и развитие первичной медико-санитарной помощи; ликвидация дефицита медицинских кадров и повышение их квалификации; развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, увеличение объемов паллиативной помощи; внедрение инновационных методов лечения. В Программе обоснованный акцент сделан на улучшении здоровья населения в целом, профилактике заболеваний и здоровье детей и подростков. Однако Программа отражает не все направления развития здравоохранения. Например, в нее необходимо включить комплекс мер по инициации и координации межведомственных программ по охране здоровья граждан: обосновать объемы финансирования, необходимые для достижения целевых показателей здоровья; разработать детальные механизмы реализации по каждой из подпрограмм.

Главный риск в реализации Программы - необеспеченность достаточным финансированием за счет государственных (общественных) источников, Так. расходы федерального бюджета на здравоохранение с 2012 по 2015 г. сокращаются в 1,7 раза, бюджеты большинства субъектов РФ дефицитны (по данным Счетной палаты РФ 60% из них имеют высокий государственный долг, с которым не смогут рассчитаться). Дальнейшее увеличение тарифов страховых взносов на ОМС крайне нежелательно из-за усиления налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. особенно для малого и среднего бизнеса. Платные услуги населению РФ также не могут стать источником дополнительных доходов системы здравоохранения, так как уже сегодня доля расходов населения на здравоохранение превышает таковую в странах ОЭСР (33 и 27% от общих расходов соответственно). Более того, сегодня 50% населения РФ проживает на доходы менее 15 тыс. руб. в месяц и в условиях существенного роста расходов на другие первоочередные статьи семейного бюджета: услуги ЖКХ, продукты питания, транспорт, образование детей и т.д.

Все это диктует необходимость разработки и скорейшего утверждения стратегии развития здравоохранения на среднесрочную перспективу (2018-2020 гг.) с обоснованием соответствующего финансирования за счет государственных средств. В этой стратегии должны быть выделены приоритетные направления, определены задачи, охватывающие полный комплекс мер по охране здоровья граждан. разработаны механизмы реализации и показатели для контроля. И самое главное - определены объемы и источники дополнительного финансирования здравоохранения.

При разработке стратегии, кроме решения внутренних проблем отрасли, необходимо будет учесть и внешние демографические, социально-экономические и технологические вызовы. Среди них демографические - высокая смертность от неинфекционных заболеваний, сокращение численности граждан трудоспособного возраста на 1 млн ежегодно, увеличение доли пожилого населения до 26% и

сокращение числа женщин детородного возраста на 22%. С учетом этих вызовов в стратегии развития здравоохранения акцент должен быть сделан на сохранении и укреплении здоровья граждан трудоспособного возраста, женщин детородного возраста и детей, увеличении объемов медико-социальной помощи гражданам старшей возрастной группы и детям.

Следует учесть также серьезные экономические вызовы - увеличение разрыва в размере доходов различных групп населения и необходимость продления возраста выхода на пенсию как минимум на 5 лет (что может быть реализовано только при условии продления ОПЖ мужчин на 5 лет, в этом случае до 65 лет будут доживать уже почти 60% мужчин); и социальные вызовы - нарастание бедности в результате воздействия возможного мирового экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов и др. Социально-экономические вызовы подтверждают необходимость увеличения объемов бесплатной медицинской помощи для населения за счет государственных средств.

Главным технологическим вызовом здравоохранению станет бурное развитие информационных электронных технологий. Это должно быть использовано в системе медицинского образования, сборе и анализе данных в здравоохранении. организации медицинской помощи пациентам.

Для достижения целевых показателей здоровья населения и исходя из необходимости скорейшего решения проблем, сложившихся в системе здравоохранения, а также с учетом задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2012 г. и Программе «Развитие здравоохранения до 2020 г.», редакционная коллегия Национального руководства предлагает следующие цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу.

ЦЕЛИ К 2018-2020 гг.

1. Повысить долю населения, удовлетворенного качеством и доступностью медицинской помощи - в 2 раза (с 34 до 70%).

2. Добиться улучшения в состоянии здоровья населения:

Увеличить ОПЖ на 5,3 года (с 70.3 до 75,6 лет);

Снизить на 19% общий коэффициент смертности - с 13,5 до 11,0 случя на 1 тыс. населения:

Снизить на 33% смертность мужчин трудоспособного возраста - с 10.0 до 6.7 случая на 1 тыс. мужчин;

Уменьшить долю граждан трудоспособного возраста среди общего числа впервые признанных инвалидами с 47 до 35%.

3. Сформировать здоровый образ жизни у граждан РФ, а именно:

Снизить долю ежедневно курящего взрослого населения с 40 до 25%;

Снизить на 33% потребление алкоголя - с 15 до 10 л в год в пересчете на чистый спирт на душу населения старше 15 лет;

Увеличить долю населения, регулярно занимающегося физической культурой. с 20 до 30%:

Стабилизировать число лиц. страдающих наркоманией, на уровне 2 млн человек.

4. Содействовать увеличению рождаемости и улучшению здоровья детей, в том числе:

Увеличить на 20% число детей, рожденных одной женщиной (суммарный коэффициент рождаемости или коэффициент фертильности), - с 1,5 до 1,75;

Снизить на 22% младенческую смертность - с 8,8 до 6.4 случая у детей в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми;

Снизить долю детей, рожденных больными или заболевших в период ново-рожденности. - с 40 до 30% к общему числу живорожденных:

Снизить на 25% детскую смертность (от момента рождения до 5 лет) - с 10.2 до 7.6 случая на 1 тыс. родившихся живыми;

Снизить на 30% число абортов (с 73,7 до 57 случаев на 100 родов);

снизить на 6% материнскую смертность - с 16,5 до 15,5 случая на 100 тыс. родившихся живыми.

5. Увеличить доступность медицинской помощи, в том числе:

Сократить время ожидания приема врача в поликлинике до 20 мин, консультаций врачами-специалистами поликлиники (.в случае неострого заболевания) - до 3 дней;

Сократить время прибытия бригад скорой медицинской помощи в городских условиях до менее 20 мин;

Сократить время ожидания плановых операций до 1 мес. высокотехнологичных медицинских вмешательств - до 2 мес.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Увеличение объемов государственного финансирования здравоохранения в 1,5 раза (с 2 до 3 трлн руб. в ценах 2011 г.) или до 6% ВВП, как это сегодня происходит во всех развитых странах. Без увеличения финансирования здравоохранения решение других проблем будет невозможно. Для этого потребуется определить дополнительные источники финансирования здравоохранения, в том числе рассмотреть вопрос о введении прогрессивной шкалы подоходного налога, как это принято в странах ЕС. США. Японии и др.

2. Обеспечение оптимальной численности и структуры медицинских кадров. Для этого наряду с повышением оплаты труда медицинского персонала, предусмотренного в указе Президента РФ (врачей - в 2 раза по отношению к средней оплате труда в экономике региона, среднего медицинского персонала - на уровне средней оплаты труда в экономике) необходимо предусмотреть дополнительные меры. Среди них: оптимизировать номенклатуру медицинских спеииальностей; разработать «профессиональные» стандарты; обосновать нормативы обеспеченности медицинскими кадрами в разрезе специальностей с учетом изменившихся потребностей населения в медицинской помощи и современных технологий ее оказания, а также разработать показатели оценки качества и результатов труда медицинских работников для заключения «эффективного» контракта.

3. Повышение квалификации медицинских кадров. Для реализации этого направления необходимо будет существенно поднять качество базового медицинского образования, для чего повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава минимум в 2,5-3 раза; внедрить современные технологии повышения квалификации врачей, в том числе развивать систему непрерывного медицинского образования (НМО). Важнейшими направлениями в развитии НМО должны стать: увеличение часов повышения квалификации медицинских работников с 144 до 250 ч за 5 лет с распределением не менее 50 ч в год; контроль знаний по мере обучения; учет образовательной активности в кредитах или зачетных единицах; расширение спектра образовательных мероприятий (конференции, стажировки, научная деятельность и др.) и их обязательная аккредитация (оценка на соответствие установленным требованиям); комплексность обучения (экономика здравоохранения, управление КМП и др.); внедрение инновационных образовательных технологий (электронных, дистанционных, обучение на симуляторах и тренажерах), а также более активное участие в этом процессе профессиональных некоммерческих объединений медицинских работников.

4. Увеличение объемов и качества бесплатного лекарственного обеспечения (ЛО) населения в амбулаторных условиях за счет госу-

дарственных (общественных) источников. Эти объемы поэтапно должны быть увеличены как минимум в 5 раз - до уровня 1% ВВП, т.е. до уровня «новых» стран ЕС сегодня (или с 132 млрд руб. до 600 млрд руб. в год в ценах 2012 г.). Для реализации государственных программ лекарственного обеспечения населения необходимо сформировать единые подходы - единая законодательная база, единый перечень лекарственных препаратов (ЛП). объединение всех существующих сегодня государственных программ ЛО в одну, единая информационная система в медицинской организациях. Необходимо также на федеральном уровне организовать жесткую систему контроля над реализацией ЛО в субъектах РФ. Учитывая опыт реализации программы ДЛО. необходимо соблюдать страховой принцип, т.е. невозможность монетизации стоимости ЛП для пациентов. Для нивелирования рисков со стороны населения и медицинских работников (непонимание преобразований в сфере ЛО, нерациональная выписка и потребление ЛП) необходимо проводить непрерывную информационно-образовательная работу. Целесообразно также установить референтные цены на ЛП и рассмотреть возможность незначительных содоплат со стороны населения. Для отработки механизмов программ ЛО необходимо срочно провести пилотные проекты в субъектах РФ.

5. Обеспечение доступности первичного звена здравоохранения с сохранением и развитием системы организации медицинской помощи, существовавшей в Советском Союзе, а именно: профилактической направленности, территориального принципа прикрепления населения, координации и интеграции медицинской помощи пациентам врачом первичного звена (в том числе системы направлений на другие уровни оказания медицинской помощи), сохранения поликлиник и раздельного оказания медицинской помощи взрослым и детям. Совместно с заинтересованными ведомствами и работодателями необходимо восстановить и развивать с учетом современных условий школьную и производственную медицину. Особый акцент должен быть сделан на доступности этого вида помощи в сельских условиях, что может быть обеспечено в том числе путем использования мобильных диагностических комплексов, внедрения технологий дистанционного наблюдения за пациентами и телемедицины.

6. Реорганизация медицинской помощи в стационарных условиях -выделение трех ее уровней (для оказания специализированной, специализированной высокотехнологичной и инновационной медицинской помощи); реструктуризация коечного фонда - разделение коечного фонда на койки для неотложного и интенсивного лечения и на койки реабилитации и долечивания. Потребуется также развитие сети учреждений и услуг для оказания паллиативной помощи и длительного ухода за пациентами (в том числе увеличение числа медико-социальных коек для граждан старшей возрастной группы и инвалидов). Для этого необходимо разработать нормативы оснащенности коечным фондом различного профиля для каждого уровня оказания медицинской помощи, стандарты оказания медицинской помощи для всех вышеуказанных видов медицинской помощи и стандарты оснащения соответствующих подразделений, а также обучить медицинский персонал.

7. Развитие системы управления качеством медицинской помощи. Для этого необходимо разработать национальную политику по управлению КМП. создать в органах управления здравоохранением всех уровней специальные отделы по управлению качеством медицинской помощи, внедрить систему обязательной аккредитации медицинских организаций (на базе стандартов ИСО и международной системы аккредитации медицинских

организаций), а также единые методы оценки качества медицинской помощи путем разработки показателей качества и безопасности медицинской помощи (целевые значения этих показателей необходимо установить для каждого уровня управления здравоохранением в соответствии с лучшими показателями в субъектах РФ и за рубежом). Особый акцент необходимо сделать на достижении высоких этических принципов во взаимоотношениях врачей с пациентами и на контроле над их соблюдением

8. Повышение эффективности управления, в том числе совершенствование законодательной и нормативной базы здравоохранения. Для этого потребуется разработка стратегии развития здравоохранения, увеличение ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов и эффективность расходования ресурсов, а также непрерывное повышение квалификации управленческого персонала. Необходимо также внедрять такие элементы рыночных отношений, как конкуренция врачей и медицинских организаций по критерию качества медицинской помощи. составление рейтингов медицинских учреждений, оплата за результат. Для этого потребуется разработка системы показателей оценки труда медицинского персонала и деятельности медицинских организаций. В целях внедрения инновационных подходов в оказании медицинской помощи необходимо активно содействовать развитию медицинской науки, для чего существенно увеличить объемы ее финансирования, проводить отбор НИР на конкурсной основе с учетом приоритетов практического здравоохранения, повысить инновационность и качество научных разработок, приема и экспертизы научных работ. Важным направлением должно стать совершенствование отраслевой статистической отчетности и приведение ее к международным стандартам.

9. Создание условий для ведения гражданами РФ здорового образа жизни (в решении этой задачи Минздрав России выступает как инициатор и координатор программ). Первоочередные программы, которые должны быть разработаны под патронажем Минздраза России: контроль реализации Федерального закона РФ от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»: разработка программ по борьбе с распространенностью алкоголизма и наркомании, в том числе меры по реабилитации пациентов. страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Также необходимо разработать программы, направленные на улучшение условий труда на производствах. качества питания и условий проживания населения, а также обеспечить повышение его приверженности к ведению здорового образа жизни.

Увеличение государственного финансирования здравоохранения и успешная реализация вышеуказанных приоритетных направлений позволят к 2018 г. увеличить ОПЖ российских граждан до 75-76 лет. Более того, повышение доступности бесплатной медицинской помощи для большинства населения в условиях серьезного расслоения населения страны по уровню доходов сыграет важную роль в достижении социальной и политической стабильности в стране.

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №294. Этим постановлением признано утратившее силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. №2511-р.

Ответственный исполнитель: Министерство здравоохранения Российской Федерации(). Соисполнитель: Федеральное медико-биологическое агентство ().

Участники программы: Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное дорожное агентство, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

  • первый этап: 2013 – 2015 год
  • второй этап: 2016 – 2020 год

Объёмы бюджетных ассигнований, тыс. рублей

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Средства федерального бюджета (по предварительной оценке 2451185163,2 тыс. рублей) 413096449,8 357154180,6 260503600,8 262867673,8 263304352,2 286879826,8 299241851,9 308137227,3
Средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (по предварительной оценке 11079448074,3 тыс. рублей) 855100000 1278914456 1336464817,5 1396605734,3 1459452992,4 1525128377 1586133512,1 1641648185
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по предварительной оценке 13090239782 тыс. рублей) 1059200000 1240116074,5 1452032467,1 1521253067,1 1684669055,1 1857824179,3 2042263268,1 2232881670,8
ИТОГО:
Общий размер средств составляет: 26 620 873 019,5

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения;
  • снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от туберкулеза до 11,2 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 10 литров на душу населения в год;
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов;
  • снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом активный туберкулез, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения) до 61,6 случая на 100 тыс. населения;
  • обеспеченность врачами составит 40,2 человека на 10 тыс. населения;
  • количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, составит 3 человека;
  • повышение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 200 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года

В целях координации разработки Концепции развития здравоохранения до 2020 года приказываю:

1. Создать Комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года (далее - Комиссия).

2. Утвердить:

Положение о Комиссии согласно приложению N 1;

Состав Комиссии согласно приложению N 2.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение N 1

и социального развития РФ
от 5 февраля 2008 г. N 48

Положение
о Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года

1. Комиссия по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года (далее - Комиссия) создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) в целях разработки концепции развития здравоохранения до 2020 года (далее - Концепция) и является совещательным органом.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства, а также настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят представители Министерства, руководители учреждений здравоохранения, представители Экспертного управления Президента Российской Федерации, Общественного Совета при Министерстве, Общественной палаты Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Задачами Комиссии являются:

согласование Технического задания к Концепции;

обеспечение общественного обсуждения Концепции, в том числе членами коллегии Министерства и Общественной палаты Российской Федерации, а также всеми заинтересованными сторонами на специально созданном сайте в сети Интернет;

согласование и представление проекта Концепции на утверждение председателю Комиссии.

5. В соответствии с задачами Комиссия осуществляет следующие функции:

создает и координирует деятельность рабочих групп по основным направлениям Концепции;

обеспечивает обсуждение и согласование предложений по основным направлениям Концепции в соответствии с требованиями Технического здания;

запрашивает мнение экспертов по обсуждаемым вопросам.

6. Оперативное руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель или по его поручению заместитель председателя Комиссии. Организационно-технические вопросы работы Комиссии осуществляет ответственный секретарь Комиссии.

7. Руководители рабочих групп Комиссии и план работы Комиссии утверждаются председателем Комиссии.

8. Персональный состав рабочих групп Комиссии утверждаются председателем Комиссии и руководителем рабочей группы.

9. План заседаний рабочей группы утверждается руководителем рабочей группы. Протокол заседания рабочей группы подписывается руководителем рабочей группы и ответственным секретарем Комиссии.

10. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем Комиссии. Решение о проведении заседаний принимает председатель Комиссии или в случае его отсутствия заместитель председателя Комиссии.

11. Заседание признается правомочным для принятия решений, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.

12. Решения заседаний Комиссии принимаются большинством присутствующих членов и оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии и всеми членами Комиссии. Особое мнение членов Комиссии в письменном виде прилагается к протоколу.

13. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Министерством. Документация, связанная с деятельностью Комиссии, хранится в Департаменте анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Министерства.

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 5 февраля 2008 г. N 48

Состав Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года

Голикова Татьяна Алексеевна - Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации (председатель Комиссии)
Стародубов Владимир Иванович - заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)
Белов Владимир Сергеевич -
Бокерия Лео Антонович - председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по формированию здорового образа жизни (по согласованию)
Борзова Ольга Георгиевна - председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья (по согласованию)
Глебова Любовь Николаевна - статс-секретарь-заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Давыдов Михаил Иванович - президент РАМН, руководитель Государственного научного онкологического центра имени Блохина (по согласованию)
Зеленский Владимир Анатольевич -
Кривонос Ольга Владимировна - помощник Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Лядов Константин Викторович - директор Лечебно реабилитационного центра Росздрава (по согласованию)
Малявина София Андреевна - помощник Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Найговзина Нелли Борисовна - заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации (по согласованию)
Никитина Ирина Викторовна - помощник Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Онищенко Геннадий Григорьевич - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека
Пальцев Михаил Александрович - ректор Московской медицинской академией имени И.М.Сеченова Росздрава
Рошаль Леонид Михайлович - председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения (по согласованию)
Улумбекова Гузель Эрнестовна - советник губернатора Самарской области (ответственный секретарь Комиссии) (по согласованию)
Хальфин Руслан Альбертович - заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Мантуров Денис Валентинович - заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации (по согласованию)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 февраля 2008 г. N 48 «О Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года»

В России утверждена новая редакция государственной программы "Развитие здравоохранения" , которая будет действовать до 2020 года. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294 , утверждающее программу, опубликовано на его официальном сайте. С текстом программы можно ознакомиться на сайте Минздрава России.

Бюджет программы составит 26 620,8 млрд руб. , в том числе 2451,2 млрд руб. из федерального бюджета, 11 079,4 млрд руб. – из региональных бюджетов и 13 090,2 млрд руб. – из средств ФОМС России.

Авторы программы рассчитывают, что с ее помощью удастся снизить смертность с 13,0 на 1000 человек в 2013 году до 11,4 на 1000 человек в 2020 году. Потребление алкоголя на одного человека в год планируется снизить с 12,5 л этанола в 2013 году до 10,0 л в 2020 году. Число курильщиков , как ожидается, снизится с 37,1% взрослого населения в 2013 году до 26,0% в 2020 году. Ожидаемая продолжительность жизни повысится с 71,4 года в 2014 году до 74,3 года в 2020 году.

При этом обеспеченность врачами, по прогнозам экспертов, снизится с 44,2 врача на 1000 человек в 2013 году до 43,0 в 2020 году. В Минздраве России объясняют это изменением формы учета: с 2014 года в статистике перестали учитывать аспирантов и ординаторов.

Авторы программы утверждают, что к 2020 году зарплата врачей будет вдвое превышать среднюю по региону , а зарплата среднего и младшего медицинского персонала сравняется со средней. В 2014 году, по данным Минздрава России, зарплата врачей составляет 130,7% от среднего уровня, зарплата среднего медицинского персонала – 76,2%, а зарплата младшего персонала – 51,0%.

Вопросы о зарплатах медиков были заданы Президенту РФ Владимиру Путину в ходе недавней "прямой линии", стенограмма которой опубликована на официальном сайте главы государства. В частности, врач из Волгограда спросил: "Почему официально озвучивается зарплата врачей 49 тысяч рублей в месяц, а по факту врачи получают в районе 12-15 тысяч рублей в месяц (и это врачи высшей категории, которые платят так же квартплату, налоги и так далее)?". Президент ответил: "В целом, по статистике, у нас заработные платы в медицине растут опережающими темпами, эти темпы выше, чем по другим отраслям".

Предыдущая редакция программы "Развитие здравоохранения" была утверждена .

24 апреля Правительство РФ утвердило новую редакцию не только программы "Развитие здравоохранения", но и многих других госпрограмм. В их числе – "Развитие образования", "Развитие промышленности", "Обеспечение доступным и комфортным жильем", "Охрана окружающей среды", "Развитие транспортной системы" и др. С соответствующими постановлениями можно ознакомиться на сайте правительства.

Вопросы лекции1. Цель Государственной программы «Развитие здравоохранения».
2. Задачи программы.
3. Целевые индикаторы и показатели программы.
4. Этапы и сроки реализации программы.
5. Структурные реформы в области правового регулирования
сферы охраны здоровья.
6. Стратегическая цель программы и целевые индикаторы к 2020
году.
7. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны
здоровья.
8. Реформирование системы ПМСП населению.
9. Повышение эффективности оказания специализированной
помощи.
10. Повышение эффективности службы родовспоможения и
детства.

Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» разработана в соответствии с Перечнем государственных программ РФ, утверждённы

Государственная программа РФ «Развитие
здравоохранения» разработана в соответствии
с Перечнем государственных программ РФ,
утверждённым распоряжением Правительства
РФ от 11 ноября 2010 г. №1950-р
Программа определяет цели, задачи, основные
мероприятия развития здравоохранения в РФ,
финансовое обеспечение и механизмы реализации
предусматриваемых мероприятий, показатели их
результативности

Цель программы:

обеспечение доступности
медицинской помощи и повышение
эффективности медицинских
услуг, объемы, виды и качество
которых должны
соответствовать уровню

населения, передовым
достижениям медицинской науки

Задачи программы:

-
-
-
-
Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны
здоровья и развития ПМСП;
Повышение эффективности оказания
специализированной, включая высокотехнологичную,
медицинской помощи, скорой, в т.ч. Скорой
специализированной, медицинской помощи, медицинской
эвакуации;
Развитие и внедрение инновационных методов
диагностики, профилактики и лечения;
Повышение эффективности службы родовспоможения и
детства;
Развитие медицинской реабилитации населения и
совершенствование системы сан-курортного лечения;
Обеспечение медицинской помощью неизлечимых
больных;

Задачи программы:

-
-
-
Обеспечение системы здравоохранения
высококвалифицированными и мотивированными
кадрами;
Повышение роли России в глобальном здравоохранении;
Повышение эффективности и прозрачности
контрольно-надзорных функций в сфере охраны
здоровья;
Медико-биологическое обеспечение охраны здоровья
населения;
И др.

Смертность от всех причин;
Материнская смертность;
Младенческая смертность;
Смертность от болезней системы
кровообращения;
Смертность от ДТП;
Смертность от новообразований (в т.ч.
злокачественных);
Смертность от туберкулёза;
Потребление алкогольной продукции (в
перерасчёте на абсолютный алкоголь);
Распространённость потребления табака;

Целевые индикаторы и показатели программы:

Заболеваемость туберкулёзом;
Соотношение врачей и среднего медицинского
персонала;
Средняя заработная плата среднего
медицинского (фармацевтического) персонала
от средней зарплаты в соответствующем
регионе;
Средняя заработная плата врачей – « - от
средней зарплаты в соответствующем
регионе;
Ожидаемая продолжительность жизни при
рождении.

Этапы и сроки реализации программы:

Государственная программа РФ
«Развитие здравоохранения»
реализуется в 2 этапа:
первый этап – 2013 - 2015 год;
второй этап – 2016 – 2020 год.

Объёмы бюджетных ассигнований Программы

ВСЕГО: 6 067 519 580,1 тыс. рублей

В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ

За период 2006-2011г.г. приняты нормативные документы, основные из которых:

ФЗ от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в РФ»;
ФЗ от 22 ноября2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в РФ»;
ФЗ от 24 апреля 2008 г. №51-ФЗ «О присоединении
Российской Федерации к Рамочной конвекции ВОЗ по
борьбе против табака»;
Концепция демографической политики РФ на период до
2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.
№1351;
Основы государственной политики РФ в области
здорового питания населения на период до 2020 г

Результативность функционирования системы здравоохранения:

Преодолены негативные тенденции в состоянии системы
диагностики и лечения основных социально значимых
заболеваний;
Произошли значительные положительные изменения в
демографической ситуации;
Заложены основы дальнейшего улучшения показателей
здоровья населения, их постепенного приближения к
европейскому уровню.

Причины смертности населения РФ

Стратегическая цель Программы -

Стратегическая цель Программы Формирование системы, обеспечивающей
доступность медицинской помощи и
повышение эффективности медицинских
услуг, объёмы, виды и качество которых
должны соответствовать уровню
заболеваемости и потребностям
населения, передовым достижениям
медицинской науки

Достижение стратегической цели Программы в 2020 году будет характеризоваться снижением значений следующих целевых индикаторов:

* Смертность от всех причин – до 11,4 случая на
1000 населения;
* Младенческая смертность – до 6,4 случая на 1000
родившихся живыми;
* Материнская смертность – до 15,5 случая на 100 тыс.
нас.
* Потребление алкогольной
продукции – до 10 литров на
душу населения в год;
* Распространённость
Потребления табака среди
Взрослого населения – до 25%
* Среди детей и подростков –
До 15%;

Обеспечение приоритета профилактики

Повышение эффективности ПМСП;
Оптимизация совокупного коечного фонда;
Повышение эффективности стационарной помощи;
Обеспечение населения профилактической помощью
шаговой доступности;
Разработка и внедрение механизмов стимулирования
поликлинического звена на возможно более раннее
выявление заболеваний до стадии, приводящей к
госпитализации

Основные задачи Программы в сфере профилактики инфекционных заболеваний

- Охват прививками не менее 95% контингентов, подлежащих
вакцинации;
- Включение в календарь прививок:
вакцинации против пневмококковой инфекции в 2014 г.,
Против ветряной оспы в 2015 г.,
Против вируса папилломы человека в 2016 г.;
- Снижение уровня распространённости инфекционных
заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением
иммунизации;
- Снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции и вирусных
гепатитов В и С среди населения;
- Формирование у населения ответственного отношения к своему
здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее
рискованную.

Реформирование системы ПМСП населению


изменение системы оказания помощи сельскому населению;

модернизация существующих учреждений и их подразделений;

выстраивание потоков пациентов с формированием единых
принципов маршрутизации;

развитие новых форм оказания медицинской помощи –
стационар замещающих и выездных методов работы;

развитие неотложной помощи на базе поликлинических
подразделений;
- совершенствование принципов взаимодействия со стационарными
учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Повышение эффективности оказания специализированной помощи

– внедрение в практику инновационных методов
лечения,
- развитие инфраструктуры и ресурсного
обеспечения здравоохранения, включающего
финансовое, материально-техническое и
технологическое оснащение лечебнопрофилактических учреждений на основе
инновационных подходов и принципа
стандартизации,
Федеральным законом «Об обязательном медицинском
страховании» предусматривается включение с 2015 года
высокотехнологичной медицинской помощи в систему
обязательного медицинского страхования.

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства:

* Развитие программы «Родовой сертификат»;
* Развитие сети перинатальных центров;
* Пренатальная диагностика
нарушений развития
ребёнка;
*Раннее выявление наследственных и врождённых
заболеваний сразу после
рождения ребёнка;
*Развитие специализированной медицинской помощи для
детей.