Теория локка кратко. Краткая биография джона локка

Джон Локк основные идеи английского педагога и философа кратко изложены в этой статье.

Основные идеи Джона Локка

Политические и государственные идеи Джона Локка кратко

Считал, что государство возникло в результате общественного договора. В его идеальном варианте все люди независимы и равны. Они действуют по главному правилу – не нанеси ущерба здоровью, жизни, собственности и свободе другого человека. Это и есть целью создания государства.

Основу государства составляет соглашение, которое заключается определенным числом людей для создания органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Государственное учение Джона Локка основывается на обоснованной им концепции законности: все равны перед законом и могут поступать по своему желанию, в том случае если это не запрещается законом.

Форма государства напрямую зависит от того, кто возглавляет его, кому принадлежит законодательная власть. С нее началось создание государства. Но она ограничена законом природы и общественным благом. Самой лучшей формой правления, согласно философу, является ограниченная монархия.

Локк отстаивал принцип гарантированности свободы совести. Церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, ведь эти две инстанции имеют разные цели и задачи. Он предложил государственную власть разделить с целью создания системы взаимодействия между государством и обществом. Ученый выделил 3 вида власти:

  • Законодательная, которая указывает, каким образом должна употребляться сила государства. Она создана народом.
  • Исполнительная, которая следит за исполнением законов. Ее «представителями» являются монарх, министр и судьи.
  • Федеративная

Джон сформулировал идею народного суверенитета: народ имеет право контролировать работу законодательного органа и изменять его структуру и состав. Короля он наделил правом созывать и распускать парламент, правом вето и законодательной инициативы.

Локка считают основателем либерализма, так как им было сформулировано принципы буржуазной государственности.

Джон Локк открытия в педагогике

Мысли о воспитании Джон Локк сформулировал на основе того, как его воспитал отец. Он был полностью уверен, что воспитание ребенка вырабатывает у него характер, дисциплину и волю. Но самое главное – одновременно с духовным развитием сочетать физическое воспитание. Оно проявляется в развитии здоровья и гигиены, а духовное – в развитие достоинства и нравственности.

Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что ум как «чистая доска», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Джон Локк педагогические идеи:

  • Соблюдение дисциплины, строгий распорядок дня и прием простой пищи.
  • Применение развивающих упражнений и игр.
  • Детей с самого раннего возраста необходимо обучать изящным манерам.
  • Ребенок должен делать все, что не противоречит нравственности.
  • Детей можно наказывать только в случае систематического неповиновения или дерзкого поведения.

Джон Локк основные труды – « Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», «Опыты о законе и природе», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Джона Локка.

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в крошечном коттедже у стен городской церкви Рингтона, неподалёку от Бристоля, в графстве Соммерсет, в семье Джона Локка и Агнессы Кин. Сына назвали в честь отца. Отец был государственным юристом и служил в Мировом суде в г. Чью Магна. В начале Гражданской войны в Англии, Джон Локк-старший был капитаном кавалерии парламентского войска.

Мальчика крестили сразу же после рождения. Вслед за этим, семья Локков переезжает в торговый городок Пенсфорд, и юный Локк воспитывается в местной резиденции Тюдоров в Беллютоне. В 1647 г. Джон-младший поступает в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. Образование ему оплачивает Александр Попэм – член Парламента и бывший командир его отца. После школы Локк поступает в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде. Однако, не удовлетворившись существовавшей на тот момент учебной программой, он увлечённо изучает труды современных ему философов – как, например, Рене Декарта – и находит их куда более интересными, чем классические материалы, с которым знакомили его в колледже. Друг по Вестминстерской школе, Ричард Лоуэр, открывает Локку мир медицины и экспериментальной философии, центрами которых, на тот момент, в Англии были другие университеты и Английское королевское общество, в которое, немного погодя, Локк и войдёт. В 1656 г. он защищает степень бакалавра, а в 1658 г. – степень магистра. Во время учёбы в Оксфорде, Локк усиленно занимается медициной и работает с такими выдающимися учёными и мыслителями, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Хук и Ричард Лоуэр, и в 1674 г. становится бакалавром медицинских наук. В 1666 г. Локк знакомится с лордом Энтони Эшли Купером, первым графом Шафтсбери. Взгляды философа лорда поражают, и в дальнейшем Локк трудится при его дворе.

Научная деятельность

В 1667 г. Локк переезжает в резиденцию графа Шафтсбери в имении Эксетер в Лондоне, где назначается личным лекарем лорда Эшли. Он продолжает изучать медицину под руководством Томаса Сиденгама. Именно Сиденгам оказывает решающее влияние на формирование взглядов Локка на натуральную философию, которые тот излагает в своём труде «Очерк о человеческом понимании». Настоящим испытанием для накопленных в области медицины знаний Локка становится фатальная печёночная инфекция, всерьёз угрожающая жизни графа Шафтсбери. Выслушав мнения различных специалистов, Локк всеми силами старается уговорить графа на оперативное вмешательство для удаления опухоли, которое в те времена было процедурой весьма рискованной. Однако операцию граф Шафтсбери переживает успешно. С этих пор в жизни Локка наступает период расцвета. В 1671 г. он занимает пост Секретаря Министерства по делам торговли и колоний и Секретаря Лордов-собственников Северной и Южной Каролины. Всеми силами Локк стремится сформировать собственное видение международной торговли и экономики.

Огромное влияние на политические взгляды Локка оказывает граф Шафтсбери, основатель Партии вигов. В 1672 г., когда Шафтсбери становится лордом-канцлером Великобритании, Локк оказывается вовлечённым в политическую жизнь страны. Однако в 1675 г. правление Шафтсбери пало, а потому несколько лет Локк проведёт, скитаясь по Франции, где будет давать частные уроки, а после станет личным фельдшером Калеба Бэнкса. В 1679 г. он возвращается в Лондон. К тому времени карьера графа Шафтсбери вновь идёт вверх, и он убеждает Локка написать текст «Двух трактатов о правлении». С точки зрения дня сегодняшнего, этот труд является типичным аргументом против абсолютной монархии, а также основой политической легитимизации трудового соглашения. Его представления о естественных правах человека и правительственном строе произведут коренную революцию в истории Англии.

В 1683 г., из-за подозрений в участии в заговоре представителей партии вигов против короля Карла II (заговор имения Рай-Хаус), Локку пришлось бежать в Нидерланды. Истинных свидетельств того, что он являлся одним из идейных вдохновителей заговора, практически нет. Большую часть своего пребывания в Нидерландах философ посвящает работе над книгами: он переписывает свой «Очерк о человеческом понимании» и составляет «Письмо о толерантности». На родину он вернётся лишь после Славной революции. В 1688 г. Локк сопровождает в Англию жену Вильгельма Оранского. Вернувшись на родные земли, Локк публикует свои труды: «Очерк о человеческом понимании», «Два трактата о правлении» и «Письмо о толерантности» в том числе. Живёт Локк у своей близкой подруги, леди Машам, в её поместье в графстве Эссекс. К этому времени он становится истинным героем для вигов и часто встречается с такими выдающимися личностями, как Джон Драйден и Исаак Ньютон.

Смерть

Джон Локк умер 28 октября 1704 г. и был похоронен на церковном кладбище деревни Хай-Лавер к востоку от Харлоу в графстве Эссекс. За всю свою жизнь он ни разу не был женат.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ, родился в Ренгтоне, небольшом городке на юго-западе Англии. Отец Локка – провинциальный адвокат, командовал конным эскадроном парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов.

В период диктатуры Кромвеля Локк учился в колледже Христовой церкви Оксфордского университета. Успехи Джона Локка были настолько хороши, что его, как лучшего ученика, приняли на казенный счет. В 1658 г. получил в Оксфорде степень бакалавра, а в 1658 г. – магистра. С 1667 г. работал в семье лорда Антони Эшли Купера, в 1672 г. – у графа Шефтсбери, лидера партии вигов, оппозиционной Карлу II. Благодаря протекции Шефтсберри, который продвинулся по служебной лестнице вплоть до поста лорд-канцлера Англии, Локк занимал крупные должности в высших правительственных учреждениях. С 1672 по 1679 гг. Локк находился во Франции. Когда политическая обстановка в отношении к оппозиции резко осложнилась (слежка за Локком, заточение в Тауэр графа Шефтсбери), Локк вынужден был эмигрировать из Англии. С осени 1682 г. шесть лет прожил в Нидерландах.

В начале 1689 г. он возвратился на родину, где выпустил ряд произведений, задуманных и написанных за границей. Его главные политико-правовые произведения – «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.), «Письма о веротерпимости» (1685 г.). В них нашли свое отражение взгляды английского просветителя на общественное и государственное устройство, был обобщен собственный опыт политической деятельности.

Существенное влияние на социально-политические воззрения Локка оказали распространенные в Европе и получившие развитие у его предшественника Т. Гоббса концепции «естественного права» и «общественного договора». Однако Локк дал им свое толкование, во многом отличное от толкования Гоббса.

Локк так же, как и Гоббс, различал две формы бытия людей:

· естественную (догосударственную);

· политическую (государственную).

Но, в отличие от Гоббса, который утверждал, что в естественном состоянии царит произвол и война всех против всех, Локк видел в естественном состоянии проявление свободы, равенства и относительного порядка. Для него естественное состояние людей – «состояние полной свободы в отношении их действий, в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы. Это так же состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными.

В естественном состоянии полная свобода действий человека ограничена, с одной стороны, законами природы, а с другой – разумом, который требует от каждого учета интересов других людей. Разум, по представлению Локка, исходит из инстинкта самосохранения человека. Локк учит, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе и собственности другого.

Если Гоббс противопоставлял естественное право и естественный закон , то Локк отождествлял их. Более того, он говорил не об одном, а о нескольких естес

твенных правах, которыми каждый человек наделяется от рождения. К основным естественным правам Локк относил:

· право на жизнь и личную неприкосновенность;

· право на труд и собственность;

· право на свободу мысли, слова, совести.

Особенное значение как самому первостепенному в жизни общества Локк придавал праву собственности, понимая под собственностью соединение природных предметов с человеческим трудом. Именно труд определяет «мое», «твое» от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это свой собственностью». Осуществляя свои права в естественном состоянии, полагал Локк, каждый руководствуется собственным рассудком и нравственностью, соотнося их с законами природы разума и Бога. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствует органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Поэтому возможны проявления своеволия и возникновение на этой основе конфликтов, порождающих обстановку неуверенности и дестабилизации.

В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политические сообщества, учредить государство. Джон Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирно образованное государства имело в своей основе согласие народа». Установление государства и есть переход к политической форме бытия людей, и он возможен только с помощью общественного договора.

Учение Локка об общественном договоре направлено на отрицание как теологической, так и естественно-силовой концепции происхождения государства. По мнению Локка, покоренное население терпит поработителей только до той поры, пока не может сбросить их силой. Уже в естественном состоянии люди пытаются прийти к соглашению относительно разумного следования законам общественной жизни и установления моральных норм и обязательств. На основе этих соглашений и рождается общественный договор.

Суть общественного договора Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу создаваемого государства и замене моральных норм и обязательств политическими законами. Каждый человек, заключивший общественный договор, уполномочивает «законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо… И это переносит людей из естественного состояния в государство». Государству предписывается обеспечить:

· безопасность граждан;

· достижение ими общественного блага;

· реализацию свободы;

· охрану собственности.

Если Гоббс исходил из того, что люди, однажды заключив общественный договор, в последующем утрачивают право на его расторжение, то Локк видел в общественном договоре двухстороннее обязательство, которое в силу особых причин может быть расторгнуто народом. Договор действителен до тех пор, пока он опирается на согласие большинства граждан. Локк дополняет теорию общественного договора концепцией согласия. «Всякое мирное образование государства, – утверждал он, – имело в своей основе согласие народа».

Взгляд на общественный договор как на двустороннее соглашение народа и государства предполагает взаимное соблюдение ими определенных условий. Локк выделял четыре основных условия :

· сохранение в политическом обществе тех естественных прав человека, которые не были согласно договору переданы в ведение государства;

· подчинение воле большинства при сохранении неприкосновенности прав личности и отсутствии угрозы ее интересам;

· обязательность для всех без исключения принятых законов;

· сохранение свободы граждан.

Если Гоббс исходил из того, что переход из естественного состояния в государственное связан с неизбежной утратой личной свободы, то для Локка свобода граждан в государстве должна быть не только сохранена, но и гарантирована. Утрата индивидуальной свободы не может быть платой за безопасность. Более того, утрата свободы личности неизбежно влечет за собой потерю всех остальных прав.

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы народа.


Когда законодательная и исполнительная власти пытаются отнять и уничтожить собственность народа или подвергнуть его в рабство деспотической власти, то, по убеждению Локка, они ставят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанностей какого-либо дальнейшего повиновения. В этом случае народ использует право выражать свое неудовольствие либо мирным путем – голосованием, либо посредством восстания, революции.

Проблемы закона и законности Локк рассматривал следующим образом. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституционный государственный признак. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, а отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, она должна «управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению главной цели государства. В государстве никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он – решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы ». Как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. В целом же на закон и законность Дж. Локк возлагал очень большие надежды.

Локк определял государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленных законов и создавших особые органы для улаживания конфликтов и наказания нарушителей законов. Особенность государства он видел в наличии политической власти, которая отличается от власти других видов. Локк подчеркивал, что власть должностного лица над подданными следует отличать от власти отца над своими детьми, от власти хозяина над своими слугами, от власти мужа над своей женой и от власти господина над своим рабом. Политическая власть – эта власть , которая издает законы и которая применяет силу для проведения законов в жизнь, а также для защиты от внешней опасности. Создавая государство, общественным договором народ определяет объем прав, которые он вручает государству. Государству дается столько политической власти, сколько необходимо ему для обеспечения

естественных прав и политических свобод своих граждан. Локк выступает против гоббсовского наделения государства неограниченной, абсолютной политической властью. Он предлагает ограничить власть государства принципами :

· согласия граждан;

· неотчуждаемости свободы;

· разделения властей;

· сопротивления тирании.

Выбор формы государственного правления, по представлению Локка, должен определяться на основе народного согласия. Кроме основных форм (демократии, олигархии, монархии) им допускается возможность существования промежуточных форм и сменяемость одной формы на другую по воле народа. Наилучшей формой государственного правления для него является та, которая эффективно осуществляла бы свои главные задачи и четко следовала бы основным принципам ограничения политической власти. Ведущим принципом такого ограничения Локк считал принцип разделения властей . Согласно ему – верховная , законодательная , исполнительная и церковная власти должны были быть отделены друг от друга .

Законодательная власть – это власть, доверенная народом избранному им парламенту. По мнению Локка, парламент должен быть двухпалатным (палата лордов и палата общин) для того, чтобы выражать интересы различных сословий. Парламент, издавая всеобщие законы, сам обязан неукоснительно следовать им.

Исполнительная власть – это власть, в введении которой должен находиться контроль за осуществлением принятых законов, защита на основе законодательства прав и свобод граждан, наказание преступивших закон, поддержание дипломатических отношений с другими государствами, реализация военной стратегии. По мнению Локка, главой исполнительной власти должен быть король, который возглавляет правительство, назначает судей и осуществляет «федеральную власть» – внешнюю политику.

Локк, как сторонник свободы совести и веротерпимости, настаивал на отделении церкви от государства, а государства от церкви. Церковная власть не может распространяться на гражданские дела. Государство имеет право вмешиваться в дела церкви только тогда, когда возникают религиозные явления, опасные для всего общества или несовместимые с законами и нормами морали, принятыми в данном государстве.

Образцовой формой государственного устройства , с точки зрения осуществления принципа разделения властей, он считал конституционную монархию . Верховная власть – это власть народа, которая остается у него и не передается никакому государственному органу или правителю. Верховная власть решает вопрос о выборе или смене формы государственного правления, ставит условия и устанавливает и ограничения политической власти.

По существу, нормальная «структура правления» рисовалась Дж. Локку комплексом официальных нормативно закрепленных сдержек и противовесов. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх – глава исполнительной власти, поэтому он имеет право распускать и созывать парламент, право вето, право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства. Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна.

Идеи Локка о естественном праве, о принципах государственного устройства послужили теоретическим фундаментом для создания английского буржуазного законодательства. К ним обращались и творцы американской конституции. Локк оказал значительное влияние на просветительскую идеологию и свободомыслие во Франции, Германии, России ХVIII века.

Обобщая политико-правовые воззрения, возникшие в ХVII веке в недрах капиталистического общества, следует подчеркнуть, что юридическое мировоззрение буржуазии получило развернутое воплощение в теории естественного права и общественного

договора. Их возникновение было огромным шагом вперед в развитии учения о государстве и праве. В процессе преодоления теологического мировоззрения разрушились догмы средневековой схоластики; рационалистически ставились и решались вопросы соотношения личности, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении, задачах, функциях государства и права, об их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями и социальными качествами как на исходный пункт учений о праве и государстве обусловил ясно выраженный аксиологический аспект доктрин естественного права ХVII – ХVIII вв., непререкаемое предположение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей.

(см.) в философии. Локк разработал основной принцип Бэкона- происхождение знаний и идей из мира чувств. Локк - материалист; он признавал объективное существование вещей и считал, что идеи и представления являются результатом воздействия этих вещей на наши органы чувств. В своём главном произведении «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк подверг резкой критике учение (см.) о «врождённых идеях» и учение (см.) о «врождённых практических принципах». В противовес этим философам он отстаивал опытный, чувственный характер человеческого знания. Идеи, принципы не врождены, а приобретаются, доказывает Локк; душу ребёнка он сравнивал с (см.):- чистой доской.

Однако Локк непоследовательно проводил материалистическую точку зрения на происхождение человеческого знания из опыта. Он различал двоякий опыт - внешний и внутренний. Под внешним опытом он понимал воздействие материальных предметов на органы чувств человека. Он называл это иначе (см.). В этом - материализм Локка. Под внутренним опытом он подразумевал «самодеятельность души». Этот опыт он называл рефлексией. В этом - элемент идеализма.

Ощущение, или внешний опыт, и рефлексия, или внутренний опыт, согласно Локку, являются двумя самостоятельными источниками познания, от куда мы получаем все наши идеи, понятия, представления. Таким образом, в теории познания Локк является дуалистом. Качества вещей Локк делит на первичные и вторичные. Наши представления о протяжённости, фигуре, движении суть отражение в голове человека реальной протяжённости, реальной фигуры и реального движения, т. е. имеют вполне объективное значение. Это - первичные качества. Наши представления о цвете, звуке, запахе являются субъективными представлениями, т. е. не имеют объективного значения. Это, по Локку,- вторичные качества. В учении о первичных и вторичных качествах Локк сделал большую уступку идеализму.

Двойственный характер учения Локка привёл к тому, что идеалистические ошибки его использовали впоследствии (см.) и (см.), создавшие учение субъективного идеализма. Материалистические элементы локковской философии последовательно развивали французские материалисты XVIII в. (см.), (см.), (см.). В вопросах религии Локк был деистом, в педагогике - преследовал цель подготовить «джентльмена» буржуазного общества, «умеющего разумно и прибыльно вести свои дела».

Противоречивость и непоследовательность философии Локка имели свод классовые корни. Локк, по словам Энгельса, был «сыном классового компромисса 1688 года», т. е. компромисса между английской буржуазией и дворянством в эпоху так называемой «славной революции» в Англии. В своих политических сочинениях Локк выступил защитником конституционной монархии, созданной английской революцией, защитником классовых интересов английской буржуазии. Главная задача государства состоит, по Локку, в защите частной собственности.

, Рингтон , Сомерсет , Англия - 28 октября , Эссекс , Англия) - британский педагог и философ , представитель эмпиризма и либерализма . Способствовал распространению сенсуализма . Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо , многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант . Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Биография

Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признает вместо прирожденных потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей . Локк желал обратить внимание людей на опыт , а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании .

Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса , у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие. В трактате о языке, то есть в третьей книге «Опыта», Локк развивает мысли Гоббса. В учении о воле Локк находится в сильнейшей зависимости от Гоббса; вместе с последним он учит, что стремление к удовольствию есть единственное проходящее через всю нашу психическую жизнь и что понятие о добре и зле у различных людей совершенно различно. В учении о свободе воли Локк вместе с Гоббсом утверждает, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле .

Наконец, следует признать ещё и третье влияние на Локка, а именно влияние Ньютона . Итак, в Локке нельзя видеть самостоятельного и оригинального мыслителя; при всех крупных достоинствах его книги в ней есть некоторая двойственность и незаконченность, происходящая от того, что он находился под влиянием столь различных мыслителей; оттого-то и критика Локка во многих случаях (например, критика идеи субстанции и причинности) останавливается на полпути .

Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека - познание и прославление Бога и благодаря этому - блаженство в этом и в ином мире .

Большая часть «Опыта» имеет теперь только историческое значение, хотя влияние Локка на позднейшую психологию несомненно. Хотя Локку как политическому писателю часто приходилось касаться вопросов нравственности , но специального трактата об этой отрасли философии у него нет. Мысли его о нравственности отличаются теми же свойствами, как и его психологические и гносеологические размышления: много здравого смысла, но нет истинной оригинальности и высоты. В письме к Молинэ (1696 год) Локк называет Евангелие таким превосходным трактатом морали , что можно извинить человеческий разум, если он не занимается исследованиями этого рода. «Добродетель » , говорит Локк, «рассматриваемая как обязанность, есть не что иное как воля Бога, найденная естественным разумом ; поэтому она имеет силу закона ; что касается её содержания, то оно исключительно состоит в требовании делать добро себе и другим; напротив того, порок не представляет ничего иного, как стремление вредить себе и другим. Величайший порок - тот, который влечет за собой наиболее пагубные последствия; поэтому всякие преступления против общества гораздо более важны, чем преступления против частного лица. Многие действия, которые были бы вполне невинными в состоянии одиночества, естественно оказываются порочными в общественном строе» . В другом месте Локк говорит, что «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий» . Счастье состоит во всем том, что нравится и удовлетворяет дух, страдание - во всем том, что обеспокоивает, расстраивает и мучит дух. Предпочитать преходящее наслаждение наслаждению продолжительному, постоянному, значит быть врагом своего собственного счастья .

Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской » и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт - рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире») .

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы - утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой .

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
  • Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география , этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык , латинский язык , арифметика , геометрия , астрономия , фехтование, верховая езда, танцы, нравственность , главнейшие части гражданского права , риторика , логика , натурфилософия, физика - вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла .

Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей» .

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк - не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания .

Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своем «Эмиле» довел до крайних выводов .

Политические идеи

  • Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Естественное право - право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
  • Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
  • Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
  • Первым предложил принцип разделения властей : на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
  • Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года », которое написано с открыто высказанным намерением «утвердить престол великого восстановителя английской свободы, короля Вильгельма, вывести его права из воли народа и защитить пред светом английский народ за его новую революцию».

Основы правового государства

Как политический писатель, Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы. Роберт Фильмер в своем «Патриархе» проповедовал неограниченность королевской власти, выводя её из патриархального начала; Локк восстает против этого взгляда и основывает происхождение государства на предположении обоюдного договора, заключенного с согласия всех граждан, причем они, отказываясь от права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей закона, предоставляют это государству. Правительство состоит из людей, избранных с общего согласия для наблюдения за точным соблюдением законов, установленных для сохранения общей свободы и благосостояния. При своем вступлении в государство человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти. Состояние деспотизма хуже, чем естественное состояние, потому что в последнем каждый может защищать своё право, а перед деспотом он не имеет этой свободы. Нарушение договора уполномочивает народ требовать обратно свое верховное право. Из этих основных положений последовательно выводится внутренняя форма государственного устройства. Государство получает власть:

Всё это, однако, даётся государству единственно для охранения достояния граждан. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:

Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому оно вручается постоянным органам. Последним большею частью предоставляется и союзная власть («federative power» , то есть право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы. Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества .

Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной .

Государство и религия

В «Letters on toleration» и в «Reasonableness of Christianity, as delivered in the scriptures» Локк пламенно проповедует идею терпимости. Он полагает, что сущность христианства заключается в вере в Мессию, которую апостолы ставят на первый план, с одинаковою ревностью требуя её от христиан из иудеев и из язычников. Отсюда Локк делает вывод, что не следует давать исключительное преимущество какой-нибудь одной церкви, потому что в вере в Мессию сходятся все христианские исповедания. Мусульмане, иудеи, язычники могут быть безукоризненно нравственными людьми, хотя эта нравственность и должна стоить им большего труда, чем верующим христианам. Самым решительным образом Локк настаивает на отделении церкви от государства . Государство, по мнению Локка, только тогда имеет право суда над совестью и верой своих подданных, когда религиозная община ведет к безнравственным и преступным деяниям .

В проекте, написанном в 1688 году, Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. И здесь он также принимает за основание религии откровение, но ставит непременной обязанностью терпимость ко всякому отступающему мнению. Способ богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов . Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твердо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает Бога .

Библиография

  • Те же «Мысли о воспитании» с испр. замеченных опечаток и работающими сносками
  • Исследование мнения отца Мальбранша…1694. Замечания к книгам Норриса… 1693.
  • Опыт о человеческом разумении. (1689) (перевод: А. Н. Савина)

Важнейшие сочинения

  • Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) ().
  • Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) ().
  • Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) ().
  • Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) ().
  • Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.
  • Локк первым сформулировал принцип «Разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала «Остаться в живых ».
  • Также фамилию Локк в качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда «Игра Эндера ». В русском переводе англоязычное имя «Locke » неверно передано как «Локи ».
  • Также фамилию Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» 1975 года.

Литература

  • Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. - 1985. - № 4. - С. 98-109.

Примечания

Ссылки

  • Страница Джона Локка в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Локк, Джон в Электронной библиотеке по философии
  • Джон Локк «Второй трактат о правлении» (Опыт об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления)
  • Соловьёв Э. Феномен Локка