Фатьянов а и краткая биография. Биографии писателей и поэтов. Алексей Фатьянов интересные факты

Песни на стихи этого замечательного поэта в свое время знала и распевала вся страна. Они звучали из всех репродукторов, с грамофонных пластинок, с экранов кинотеатров. На протяжении долгих лет эти песни были символами Советской страны, теми самыми невидимыми гвоздиками, которые крепко держали каркас империи и сберегали его от разрушения. С этими песнями советские люди выиграли войну, отстроили заново страну, полетели в космос.

Алексей Фатьянов родился 5 марта 1919 года в городе Вязники Владимирской области в зажиточной семье. Его отец Иван Николаевич был богатым человеком – владел большим магазином «Торговый дом Фатьянова», в котором продавали обувь, пиво и другие товары и продукты. Во дворе магазина располагалась небольшая мастерская, где валяли обувь. В этом же доме находился синематограф. Жили Фатьяновы в самом большом доме в городе, на центральной площади. Однако Алексею вкусить прелестей зажиточной жизни так и не довелось: вскоре после революции Фатьянова-старшего раскулачили и вместе с семьей выгнали из дома. И они переехали жить к Меньшовым – родителям матери Алексея. Можно сказать, что Фатьяновы легко отделались, поскольку родственников Ивана Николаевича, живших в Мстере, не только раскулачили, но и выслали в Магнитогорск.

Спустя несколько лет грянул нэп, и Фатьянов-старший вновь оказался на плаву – ему вернули его дело, и он стал валять сапоги уже для Красной Армии. Однако в самом конце 20-х нэп благополучно свернули, и Фатьяновы решили перебраться из родных мест в столицу. Там они сняли комнату в Лосиноостровской, где жили вчетвером: Алексей, его родители и старшая сестра. В Москве Алексей закончил школу и подался в артисты – поступил в театральное училище. Закончив его, поступил работать в труппу Театра Красной Армии к режиссеру Алексею Попову. Однако главной страстью Фатьянова были все же стихи, которые он начал писать еще в детстве. Поэтому, едва поступив в театр, он вскоре оттуда уволился и поступил в Литературный институт. Но доучиться в нем не успел – в 1939 году его призвали на военную службу.

Год спустя в Орле организовали ансамбль военного округа, куда стали собирать талантливую молодежь. А поскольку Фатьянов именно к таковой и относился – был актером, поэтом, да еще играл на многих музыкальных инструментах, начиная от баяна и заканчивая роялем, – его обойти вниманием никак не могли. Там Фатьянов быстро выбился в первые люди – составлял программы концертов, был ведущим.

Начало войны Фатьянов встретил все в том же ансамбле. Как и многие в те годы, он рвался на фронт, но его долго не отпускали, объясняя причины отказа вполне стандартно: искусство – тоже оружие. Насколько правильным оказалось это определение, Фатьянов понял достаточно скоро.

Его ансамбль находился в эвакуации в Оренбурге, где в эти же дни был известный композитор Василий Соловьев-Седой. Узнав об этом, Фатьянов однажды набрался смелости и в городском сквере «Тополя», что на берегу реки Урал, подошел к Соловьеву, чтобы познакомиться. Как расскажет много позже сам композитор, Фатьянов ему понравился с первого же взгляда: высокий, статный красавец с открытым лицом. Узнав, что он еще и поэт, Соловьев и вовсе подобрел. Фатьянов передал ему свои стихи, попросив почитать их на досуге и дать свое заключение. Соловьев прочитал их в тот же день и был потрясен: настолько певучими и лиричными были эти произведения. По словам композитора: «Именно этот парень как-то незаметно, не думая о своем влиянии, заставил меня встряхнуться. В его стихах я слышал русский характер, родную природу, русскую речь, тот уклад жизни, который был мне близок». На два из переданных ему произведений композитор практически сразу написал песни, которые вскоре узнает вся страна: «На солнечной поляночке» и «Ничего не говорила».

Сообщить свое мнение Фатьянову композитор тогда не успел – тот сумел-таки добиться своего и был отправлен на фронт. Тогда Соловьев, используя свои многочисленные связи, стал хлопотать, чтобы Фатьянова вернули назад и разрешили работать в тылу. «Он талантливый поэт, его надо беречь», – уверял начальников Соловьев. Его старания увенчались успехом: Фатьянов был возвращен и зачислен в ансамбль Александрова. С этого момента началось его тесное творческое сотрудничество с Соловьевым-Седым. И хотя в тот раз продлилось оно недолго, всего год, но итогом его стало рождение такой песни, как «Соловьи».

В 1944 году творческий тандем Фатьянов – Соловьев-Седой временно распался. Причем по вине самого поэта, который угодил в весьма некрасивую историю. Подробности ее до сих пор так и неизвестны и существуют только в виде слухов. Единственное, что не вызывает сомнений, это то, что все случилось на почве любви к «зеленому змию». Якобы Фатьянов, будучи навеселе, оскорбил офицера (вполне возможно, что и за дело, поскольку к любой несправедливости поэт относился нетерпимо), за что был арестован и отправлен в штрафной батальон. Сражался в нем Фатьянов храбро, о чем вполне наглядно говорит серьезное ранение и награждение медалью.

После окончания войны Фатьянов еще целый год продолжал служить в армии. Однако времени на стихи теперь стало намного больше, и он вновь вернулся к активному творчеству. Писал в основном для своего главного автора Соловьева-Седого, с которым они в 45-м году явили на свет еще два несомненных шлягера, которые запела вся страна: «Потому, что мы пилоты» для фильма «Небесный тихоход» и «Где же вы, друзья-однополчане?»

С Никитой Богословским Фатьянов написал еще один безусловный хит «Три года ты мне снилась» для второй серии фильма «Большая жизнь», но эту песню ждала печальная участь – она не понравилась Сталину, как и вся картина. Не понравилась настолько сильно, что 9 августа 1946 года на Оргбюро ЦК ВКП (б) вождь обрушился на фильм с критикой, а музыку в нем назвал «кабацкой», что автоматически вело к ее запрету. Фатьянова обозвали «поэтом кабацкой меланхолии», то есть подвели под ту же статью, что и Сергея Есенина.

46-й год запомнился Фатьянову и с другой стороны – светлой. Именно тогда он встретил свою главную любовь. Девушку звали Галина, и была она «генеральской дочерью» – генералом был ее отчим. Молодые встречались всего лишь три дня, после чего Фатьянов сделал девушке предложение. Галина приняла его сразу, поскольку с первого взгляда влюбилась в Фатьянова. Ее даже не испугали слова, сказанные им тогда: «Учти, у меня ничего нет, кроме пишущей машинки с немецким шрифтом. Вот на ней и будешь спать». Это было сущей правдой – автор знаменитых песен, которые распевала вся страна, был гол как сокол. В отличие, например, от его соавтора Соловьева-Седого, который в 1943 году был удостоен Сталинской премии за цикл военных песен. Но Фатьянов не роптал, поскольку человек он был широкий, незлобивый и за личным благосостоянием никогда не гонялся. Даже на собственной свадьбе он был в костюме с чужого плеча. Правда, благодаря тому, что отчим у невесты был генералом, торжество удалось справить по высшему разряду: на 7-м этаже теперь уже не существующей гостиницы «Москва». В те годы были так называемые «лимитные книжки», по которым их обладателям полагалась в ресторанах пятидесятипроцентная скидка. Отчим-генерал собрал у своих друзей все такие «лимитные книжки» (так научил его директор ресторана), и благодаря этому гулянка получилась «на полную катушку».

В те годы Фатьянов был прописан у сестры по адресу: Ново-Басманная улица, дом 10. Однако прописка была номинальная, так как Фатьянов все военные годы там практически не жил. И привести молодую жену туда тоже не мог – у сестры была своя семья. Поэтому молодым пришлось какое-то время скитаться по разным съемным квартирам. Однако, несмотря на это, у них за эти несколько лет родилось сразу двое детей – девочка и мальчик, поскольку Фатьянов этого очень хотел. Он говорил жене: «В доме должны быть столы, лапти и лавки. А детей – сколько получится. А если сделаешь аборт, значит – не от меня…»

Имена детям придумывал Фатьянов. Например, жена была против имени Алена, утверждая, что такого в русском языке нет – есть Елена. Но Фатьянов упорно стоял на своем. Тогда жена заявила: ступай в ЗАГС и сам ее регистрируй. Фатьянов накупил в магазине конфет, рассовал их по карманам и отправился обольщать работниц ЗАГСа. Удалось.

По поводу имени для сына никаких споров в семье не было, но там произошла другая история. У Соловьева-Седого была только одна дочка Наталья, и у нее детей не было. А ему почему-то нравилось имя Глеб. И когда у Фатьянова родился сын, композитор прислал ему телеграмму-молнию: «Поздравляю, назовите Глебом, плачу тысячу». На что Фатьянов ему ответил: «Тысячу беру. Называю Никитой».

Несмотря на тот отрицательный резонанс, который вызвал отзыв Сталина на фильм «Большая жизнь», Фатьянов продолжал работать во славу советской песни. И хотя все его труды по-прежнему больших дивидендов ему не приносили, однако поэта успокаивало одно – песни на его стихи народом были любимы. А это признание дорогого стоило. В конце 40-х к таким песням принадлежали: «Дождик» (с Соловьевым-Седым), «Мы люди большого полета» (с Борисом Мокроусовым), «В городском саду играет» (с Матвеем Блантером). В 1950 году в Театре сатиры был поставлен спектакль «Свадьба с приданым», в котором звучали куплеты в исполнении актера Виталия Доронина «Хвастать, милая, не стану», которые тоже принадлежали перу Фатьянова.

В том же 50-м Фатьяновы наконец удостоились собственного жилья: им выдали ордер на двухкомнатную квартиру рядом с Киевским вокзалом. И хотя была она без ванны и с дровяным отоплением, зато занимала весь третий этаж старого многоквартирного дома. Казалось, что в таких шикарных условиях Фатьянов теперь должен был работать еще более плодотворно. Увы, но это оказалось не так, и в начале 50-х из-под пера поэта шлягеров почти не выходило. Говорят, виной всему была старая болезнь Фатьянова – любовь к горячительному.

Скандалы сопровождали Фатьянова на протяжении всей его недолгой жизни. Достаточно сказать, что из-за них его исключали из Союза писателей несколько раз. Причем причины этих исключений были высосаны из пальца и объяснялись только одним: завистью коллег к той славе, которую Фатьянов имел в народе. Не могли ему простить коллеги того, что люди называли его вторым Есениным. Вот лишь два примера такого рода.

Фатьянов в компании с одним писателем отправились с творческой поездкой в Севастополь, к морякам. Съездили в одну войсковую часть, в другую, в третью. Наконец, в последний день их пребывания в городе устраивается прощальная встреча в Доме культуры. Фатьянов приехал туда навеселе, но был вполне адекватен. Во всяком случае, он легко справился с творческой частью, прочитав более двух десятков своих стихотворений. Потом сказал: «Ребята, я готов прочитать еще, но мне надо уезжать». А директор Дома культуры, политработник, расценил это заявление как чванство и немедленно сообщил об этом в Москву, не забыв указать о том, в каком состоянии был Фатьянов. В итоге, едва тот вернулся в Москву, как его вызвали на партком и объявили вердикт: исключение из Союза писателей на три месяца. Была тогда такая мера наказания: писателей исключали, давая время для исправления.

Другой случай произошел через несколько лет. Вместе с друзьями Фатьянов праздновал какое-то событие в гостинице «Савой». Шумная компания собралась в номере композитора Табачникова и вела себя соответственно: пела, смеялась, громко разговаривала. Дежурная по этажу отправилась их усмирять. В качестве парламентера выступил Фатьянов, который назвался, ни много ни мало, депутатом Верховного Совета. Но дежурная ему не поверила, стала проверять и… правда вскрылась. На следующий день в Союз писателей пришло письмо. В результате на Фатьянова было заведено очередное персональное дело. Его опять исключили из Союза писателей, аннулировали даже уже выписанную ему путевку в Крым, куда он собирался отправиться с женой и детьми. Сказали: «Фатьянов разлагает писателей».

Фатьянов уже более десяти лет писал песни, но за это время в свет не вышло ни одной его книги. Для любого поэта подобное отношение было бы оскорбительным, а уж для Фатьянова, песни которого знала вся страна, это было оскорбительным вдвойне. Но поделать с этим было ничего нельзя: руководители СП всячески выставляли Фатьянова аморальным человеком и даже мысли не допускали, чтобы издать его произведения. Поэтому первая книга поэта, появившаяся в 1955 году, вышла не в Москве, а в родных краях поэта – во Владимире. Инициаторами издания стали земляки Фатьянова: владимирский писатель Сергей Никитин и работница местного издательства Капитолина Афанасьева. Книжка вышла знатная: в переплете, с тиснением бронзовой фольгой, но самое главное – невиданным для поэтического сборника тиражом – 25 тысяч экземпляров.

Во второй половине 50-х к Фатьянову вновь вернулось вдохновение. После нескольких лет молчания из-под его пера одна за другой стали появляться прекрасные песни. Самыми известными стали две, которые спел киноактер Николай Рыбников: «Когда весна придет» (из фильма «Весна на Заречной улице») и «За Рогожской заставой» (из фильма «Дом, в котором я живу»). Увы, но даже после шумного успеха этих песен имя Фатьянова в творческой среде по-прежнему оставалось гонимым. Никаких высоких званий он не удостоился, и ни одно столичное издательство даже не подумало выпустить хотя бы один сборник его стихов. Единственным утешением для Фатьянова были слова поддержки, которые иногда слетали с уст некоторых его коллег. Например, с уст Александра Твардовского, который однажды на слова Фатьянова о том, что он, Твардовский, гениальный поэт, ответил: «А твои песни, Леша, знает вся страна».

Одна из последних творческих удач Фатьянова случилась в 1958 году. Тогда на экраны страны была выпущена, запрещенная когда-то Сталиным, вторая серия фильма «Большая жизнь». И песня «Три года ты мне снилась», написанная на стихи Фатьянова, ушла в народ. Ее пел Марк Бернес, который именно в те годы стал активно выступать на эстраде.

В начале 59-го Фатьянов угодил в очередной скандал и снова был временно исключен из Союза писателей. Спустя несколько месяцев после этого поэт скончался.

Фатьянов скончался сравнительно молодым – ему было всего 40 лет. У него много лет была гипертоническая болезнь, которая с каждым годом усугублялась. Сказывались нервные потрясения, выпадавшие на долю поэта, и его увлечение алкоголем. Однако ранняя смерть Фатьянова была вызвана не только этим – в первую очередь он умер по недосмотру врачей. А началось все в конце лета 1959 года.

В один из дней Фатьянов вернулся домой с речной прогулки (он любил прокатиться на пароходике до Парка культуры и обратно) в плохом самочувствии – его буквально качало. Наутро ему стало еще хуже, и жена вызвала врача. Тот осмотрел пациента и выписал ему лекарства: валидол и нитроглицерин. И в течение месяца Фатьянов их исправно принимал. А потом выяснилось, что нитроглицерин был ему противопоказан.

Трагедия произошла 13 сентября . Накануне у Фатьяновых была вечеринка со множеством гостей. Утром поэт проснулся поздно, дома были дети и нянечка. По словам последней, Фатьянов попросил чего-нибудь выпить, и она посоветовала достать из холодильника кефир. Выпив стакан, поэт вернулся к кровати… и тут, захрипев, упал. Нянечка бросилась к нему и, накапав на кусочек сахара валидол, положила ему под язык. Потом собралась бежать за хозяйкой, которая ушла в парикмахерскую, что рядом с их домом. В последний момент Фатьянов схватил ее за руку и сказал: «Не беги, уже поздно». Как оказалось, это были последние слова в его жизни.

Хозяйку нянечка встретила в подъезде. Когда они вбежали в квартиру, Фатьянов был уже без сознания. Жена вызвала «Скорую». Когда та приехала, врач осмотрел больного и констатировал смерть. После чего сказал: «К сожалению, даже если бы мы стояли рядом, ничего бы не смогли сделать, смерть была практически мгновенной».

Чуть позже Галине позвонил патологоанатом и спросил, почему от умершего пахнет нитроглицерином. Галина объяснила: мол, выписал врач месяц назад. На что услышала шокирующую новость: «Это вопиющий факт! У человека сердце не может быть больше 320 граммов, а у вашего покойного мужа – 670. Это можно было определить простым простукиванием. И все расширяющие средства были ему противопоказаны. Он, может быть, прожил бы еще лет десять…»

Между тем даже после смерти Фатьянов не знал покоя. В Союзе писателей, членом которого он был много лет, отказались проводить панихиду, мотивируя это тем, что незадолго до смерти покойный в очередной раз оказался исключенным из рядов Союза. Тогда Соловьев-Седой пригрозил скандалом и заявил, что похороны возьмет на себя Союз композиторов. Только после этого руководство писательской организации одумалось.

Настоящее признание пришло к Алексею Фатьянову только после его смерти. Сначала, в 1962 году, в Москве издали сборник его стихов и песен. Потом, спустя одиннадцать лет, на его родине – в городе Вязники Владимирской области начал проводиться ежегодный Фатьяновский песенный праздник. Его постоянными участниками стали многие известные писатели, артисты. Среди них: Николай Рыбников, Людмила Гурченко, Иосиф Кобзон, Михаил Ножкин, Леонид Серебренников, Валентина Толкунова, Сергей Захаров и многие другие. В 1983 году свет увидела еще одна поэтическая книга Фатьянова – «Избранное», изданная в Москве. Жаль, конечно, что сам поэт не дожил до этого, но на Руси испокон веков так – только после смерти человека о нем начинают много вспоминать и восторгаться его талантами.

Из книги «Сектор Газа» глазами близких автора Гноевой Роман

Алексей Ушаков Ушаков теперь важный человек. Сразу после ухода из «Сектора Газа» в 1995 году, Алексей поставил крест на карьере музыканта и с помощью друзей принялся осваивать FM - эфир. Сегодня он занимает пост технического директора «Русского Радио» в Воронеже», а сама

Из книги Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания автора Головкин Фёдор Гавриилович

III. Алексей Орлов Он, хотя и отличался важной осанкой, но не обладал манерами вельможи. Его высокий рост и широкие плечи, а также грудь, покрытая орденами, выделяли его фигуру среди других, а его лицо было бы красиво, если бы на нем не запечатлелись знаки отчаяния от

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ФАТЬЯНОВ Алексей ФАТЬЯНОВ Алексей (поэт, автор стихов к песням: «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Где же вы, друзья-однополчане?», «Потому, что мы пилоты», «В городском саду играет», «Три года ты мне снилась», «Хвастать, милая, не стану…», «Когда весна придет, не знаю…»,

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

11 сентября – Алексей КАПЛЕР В свое время имя этого сценариста знала вся страна, поскольку его перу принадлежали сценарии ко многим советским блокбастерам. Потом это имя было приказано забыть, поскольку сценарист имел несчастье влюбить в себя юную дочь самого Сталина и

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Татьяна Дашкевич Алексей Фатьянов От автора Моему сыну три года - ему нравится петь.Дедушка под гитару поет ему старые песни - он знает немало песен, которые пелись веками и десятилетиями. Из радиоэфира круглосуточно пикируют на нас эфэмовские бомбардировщики. Что-то

Из книги Белое движение и борьба Добровольческой армии автора Деникин Антон Иванович

2. Красноармеец Ал. Фатьянов В феврале 1942 года они выгрузились из поезда в городе Чкалове и вольным строем направились к новому своему дому.Теперь коллектив был преобразован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

2. Завлит Алексей Фатьянов А теперь они пели «Калинку» перед фронтовиками, и плясали так, что у зрителей перехватывало дыхание. Отлаженное до эффекта невесомости исполнение рассеивало и пороховые тучи, и тяжелые думы. Они пели «Священную войну» на музыку самого

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

2. «Главным был у них Фатьянов…» Алексей Иванович ладил с фронтовиками, одноклассниками, футболистами, голубятниками и музыкантами из оркестра городского сада.В парке Парижской коммуны был яблоневый сад, два больших пруда, где катались на лодках. Стояла большая эстрада,

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

4. Есенин и Фатьянов Алексей Иванович очень любил Пушкина. Татьяна Репкина вызывала его на споры, желая подзадорить, а то и подшутить. Словно подмигивая другим собеседникам, она заявляла:- Что такое Пушкин? Да, гениальный поэт! Но он аристократ, он не народный поэт!В те

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Фатьянов - русский соловей. Дети рядом с Фатьяновым 1. Алена и Никита С тех пор, как получили Фатьяновы квартиру на Бородинской, с той поры, как оборудовали Алексею Ивановичу первый в жизни собственный кабинет, на письменном его столе всегда стояли две фотографии. Это

Из книги автора

«Непричесанный» Фатьянов 1. Изгнанник В одном из герценских флигелей Литинститута в те давно прошедшие годы размещался Литфонд. Ближе к маю в его угловатом коридоре стоял дым коромыслом и витали предчувствия Ялты, Коктебеля, Малеевки, Переделкина, Голицына,

Из книги автора

Глава IX. Переход большевиков в контрнаступление в начале сентября 1918 года на Армавир, Ставрополь и по Верхней Кубани. Перемена большевистского командования и плана операции. Отступление большевиков в конце сентября к Невинномысской. Преследование их нашей конницей к

Из книги автора

Алеша Фатьянов Он относится к числу немногих, чей уход ощутим и чисто житейски, кого хочется встречать в Доме литераторов, на московской улице, и порой кажется, что действительно вот-вот увидишь за снегопадом его огромную фигуру, ощутишь его неподдельное

Из книги автора

Записи 10 сентября, 20 сентября, 20 ноября 1980 года Ann Arbor (Мичиган)10 сентября прилетели из Милана в Н.-Й.Десять дней жили в Н.-Й. вместе с Васей, Аленой, Виталием. Виделись с Бродским. Я раньше с ним никогда не встречалась, а Вася увидел его впервые после ссоры. Живет он в

Из книги автора

Алексей Толстой Многие книги существуют для нас только как явления литературы. Но есть и другие, правда очень редкие, книги, – они живут в сознании как события нашей жизни. Они неотделимы от нашего существования. Они становятся частью нас самих – частью наших дней,

Алексей Иванович Фатьянов – поэт- песенник земли Владимирской

Презентацию подготовила

учитель русского языка и

литературы Кудрина И.В.

г.Кольчугино



«Родился в 1919 году в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии в довольно зажиточной семье, то есть настолько зажиточной, что отец мог мне обеспечить массовую доставку книг сразу же, как только я смог себе твёрдо уяснить, что «А» - это «А», а «Б» - это «Б».

Всё своё детство я провёл среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева - вот мои верные спутники на просёлочной дороге от деревни Петрино до провинциального города Вязники, где я поступил в школу и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоёвывать мир. Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей день безумно».

Алексей Фатьянов. Нечто вроде автобиографии

Вид на Малое Петрино

Отец - Иван Николаевич Фатьянов, сын владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе (ныне посёлок Мстёра Вязниковского района Владимирской области).

Мать - Евдокия Васильевна Меньшова, дочь специалиста по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках.

Оба деда были старообрядцами и весьма зажиточными людьми.

Однако вскоре семья будущего поэта разорилась, доходы от иконописных мастерских падали. Тогда дед призвал семью дочери к себе и дал ей приют в собственном доме. На выделенные им деньги Фатьяновы построили в центре Вязников двухэтажный каменный дом с колоннами напротив Казанского собора. Родители торговали пивом, обувью, которую шили в своих мастерских, владели частным кинотеатром и обширной библиотекой. После Октябрьской революции 1917 года всё имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобрали - в нём разместилась телефонная станция (ныне там музей Алексея Фатьянова).

Семья перебралась в дом Меньшовых в Малое Петрино (в то время пригород Вязников), где в комнате деда родился Алексей - последний ребёнок Ивана и Евдокии Фатьяновых.

Мать, отец и маленький Алеша

Дом-музей Фатьяновых, Вязники


Крестили Алексея Фатьянова в Казанском соборе в Вязниках. Он рано научился читать, много времени проводил в домашней библиотеке, отец специально для него выписывал книги. Как и многие мальчишки, увлекался голубями и рыбалкой. Во времена нэпа в 1923 году семья Фатьяновых вновь поселилась в своём доме в Вязниках напротив Казанского собора. Родители занимались обувным производством. Именно там, в родительском доме, Алексей получил своё первое воспитание и образование. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.

Казанский собор, Вязники

В 1929 году имущество у Фатьяновых было окончательно отобрано советской властью.

Семья Фатьяновых уехала из Вязников и перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области (ныне в черте города Москвы). Поселились на Тургеневской улице. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки.

В 1935 году Алексей Фатьянов поступил в театральную студию Алексея Дикого. В 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии Алексея Попова. Играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдалённым гарнизонам Дальнего Востока.

В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссёр-постановщик Окружного ансамбля Орловского военного округа. Тогда же в содружестве с молодым композитором, рядовым Владимиром Дорофеевым, Алексей написал первую песню, вышедшую на сцену.

А.Фатьянов в форме старшего

лейтенанта артиллерии, 1940



Со многими композиторами довелось работать Алексею Фатьянову, но самые бесценные песни были созданы с Василием Соловьёвым-Седым. Впервые со стихами будущих песен Алексей Фатьянов подошёл к 35-летнему композитору ещё в парке "Тополя" города Чкалова и с той поры началось продолжавшееся всю оставшуюся жизнь их сотрудничество. В самый разгар войны, в 1942-м, в этом содружестве родилась одна из самых любимых и популярных, как на фронте, так и в тылу, песен Великой Отечественной войны - "Соловьи".

В.П.Соловьев-Седой и А.И.Фатьянов


В творческом союзе с В.Соловьёвым-Седым написано более 80 песен, а всего на стихи Фатьянова создано более 200 песен с композиторами Б.Мокроусовым, Н.Богословским, Ю.Милютиным, Ю.Бирюковым и др. Многие из этих песен звучат в известных советских кинофильмах («Небесный тихоход», «Весна на Заречной улице», «Солдат Иван Бровкин», всего 20)

Фрагмент из фильма «Небесный тихоход», 1945


В 1946 году Фатьянов демобилизовался, вернулся в Москву, где познакомился Галиной Николаевной Калашниковой, певшей в хоре под руководством Н.Сац. После недолгих встреч состоялась их свадьба, а в 1948 году родилась дочь Алёна. Второй ребёнок – сын Никита появился на свет в день рождения отца, 5 марта 1950 года.

Галина (в центре) и

Алексей Фатьяновы

Семья Фатьяновых, 1950


Несмотря на всенародную любовь, судьба Фатьянова сложилась нелегко. После печально известного постановления ЦК КПСС 1946 году к нему был приклеен ярлык "поэта кабацкой меланхолии". Имя его изымалось даже тогда, когда песни на его стихи получали Сталинскую премию. Фатьянова то исключали из Союза писателей, то опять восстанавливали там. Это доставило Фатьянову много переживаний и укоротило его жизнь. 13 ноября 1959 года в возрасте 40 лет Алексей Иванович ушёл из жизни. Похоронен Алексей Иванович на Ваганьковском кладбище.


Трудно представить человека более русского, чем Алексей Фатьянов. Его достоинства были русскими, его недостатки были русскими, его внешность была русской. Не всякий пишущий стихи - поэт. Фатьянов был поэтом во всем. Поэзия была просто формой его жизни, но для строчек он отбирал лишь немногое.

Щедро проросли зерна, брошенные Алексеем Ивановичем Фатьяновым! Такие поэты, как наш земляк, не уходят в забвение! Если пользоваться привычным сравнением поэзии с букетом цветов, то Фатьяновские стихи - охапка полевого разнотравья, собранная с заречных приклязьменских лугов, родных ему земель, запах которой разлит по всей России-матушке и звенит колокольным звоном!


Лишь в 1995 году поэт удостоился официального признания и был посмертно награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Народная память о любимом поэте отразилась в ежегодных Фатьяновских праздниках поэзии и песни в Вязниках.


Фатьянов Алексей Иванович
Родился: 5 марта 1919 года.
Умер: 13 ноября 1959 (40 лет) года.

Биография

Алексей Иванович Фатьянов (1919 - 1959) - русский советский поэт, автор многих популярных в 1940-1970 годах песен (на музыку В. П. Соловьёва-Седого, Б. А. Мокроусова, М. И. Блантера и других композиторов).

Родился 5 марта 1919 года в деревне Малое Петрино (ныне в черте города Вязники, Владимирская область)

Происхождение

Отец - Иван Николаевич Фатьянов, сын Николая Ивановича Фатьянова, владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе (ныне посёлок Мстёра Вязниковского района Владимирской области).

Мать - Евдокия Васильевна Меньшова, дочь Василия Васильевича Меньшова, известного специалист-эксперта по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках.

Оба деда были старообрядцами и весьма зажиточными людьми. По воспоминаниям, приданое невесты увозили в Мстёру на 12-ти подводах.

Однако, вскоре семья будущего поэта разорилась, доходы от иконописных мастерских падали, тогда Василий Васильевич Меньшов в приказном порядке позвал семью дочери к себе и дал ей приют в собственном доме. На выделенные им деньги Фатьяновы построили в центре города Вязники двухэтажный каменный дом с колоннами напротив Казанского собора. Родители торговали пивом, обувью, которую шили в своих мастерских, владели частным кинотеатром и обширной библиотекой. После октябрьской революции 1917 года всё имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобран - в нём разместилась телефонная станция, ныне там музей Алексея Фатьянова.

Семья перебралась в дом Меньшовых в Малое Петрино (в то время пригород г. Вязники), где в комнате деда родился Алексей - последний ребёнок Ивана и Евдокии Фатьяновых. Трое старших детей - Николай (1898), Наталья (1900), Зинаида (1903). Брат Николай был одним из лидеров скаутского движения, также писал стихи, умер от болезни в 1922 году.

Детство

Крестили Алексея Фатьянова в Казанском соборе города Вязники.

Во времена НЭПа в 1923 году семья Фатьяновых вновь поселилась в своём доме в Вязниках напротив Казанского собора. Родители занимались обувным производством. Именно там, в родительском доме, Алексей получил своё первое воспитание и образование. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.

Родился в 1919 году в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии в довольно зажиточной семье, то есть настолько зажиточной, что отец мог мне обеспечить массовую доставку книг сразу же, как только я смог себе твёрдо уяснить, что «А» - это «А», а «Б» - это «Б».

Всё своё детство я провёл среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева - вот мои верные спутники на просёлочной дороге от деревни Петрино до провинциального города Вязники, где я поступил в школу и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоёвывать мир. Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей день безумно.

Алексей Фатьянов «Нечто вроде автобиографии» В 1929 году имущество у Фатьяновых было окончательно отобрано советской властью - политика НЭПа закончилась.

Семья Фатьяновых уехала из Вязников и перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области, ныне в черте города Москвы. Поселились на Тургеневской улице. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки. В это время он впервые показал свои стихи взрослому другу. Учитель математики П. А. Новиков, человек музыкально одаренный и добросердечно умный, увидел в мальчике будущего поэта.

Молодость

В 1935 году Алексей Фатьянов поступает в театральную студию Алексея Денисовича Дикого при театре ВЦСПС.

В 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии А. Д. Попова. Играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдалённым гарнизонам Дальнего Востока. Алексей Дмитриевич Попов был доволен молодым актёром, упоминал о нём, как об одном из лучших. Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нёс за двоих.

В мае 1940 года Фатьянова призывают в армию, он попадает в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа и участвует в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссёр-постановщик Окружного Ансамбля Орловского Военного Округа. Литературно-музыкальная композиция Фатьянова «Великой родины сыны» принесла ансамблю успех и славу. Тогда же с молодым композитором, рядовым Владимиром Дорофеевым, Алексеем была написана первая песня, вышедшая на сцену. С этого времени он начинает много писать, публикует свои первые очерки и стихи в орловской областной «Молодёжке».

«Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии. Точнее - к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые узнал и запел Советский Союз. Чувствую - голос крепнет. Может, не сорвётся…» - Алексей Фатьянов «Нечто вроде автобиографии» 19 декабря 1943 года.

Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжает передовые позиции Брянского фронта и пишет рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывает. Только он мог в сумасшедших условиях военной дороги в считанные часы написать целую программу для фронтовых выступлений, быстро схватывал газетные материалы и перерабатывал их в стихи и песни, мог написать новый злободневный сценарий. Неудобства его только бодрили. У него был хорошо поставлен голос, он живо вёл концерты, импровизировал, веселил, мог работать и на сцене, и в тёмной землянке. В это время, по некоторым источникам, Алексей получает первое ранение, когда пришлось трое суток выходить из смыкавшегося кольца немецкого окружения.

В феврале 1942 года ансамбль отводится в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформируется в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов знакомится с композитором Василием Павловичем Соловьёвым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта.

"В опалённом войной 1942-м, в маленьком заштатном городке Чкалове (ныне - Оренбург), в захудалом скверике с громким названием «Тополя» я познакомился с молодым и красивым парнем-богатырём. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастёрку третьего срока носки, кирзовые сапоги держались на честном слове, а щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной, чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, по-детски наивные, чуть озорные глаза светились, глядели на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом. Если есть любовь с первого взгляда, то это был тот самый случай. Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно войти в мою жизнь… - Из воспоминаний композитора Василия Соловьёва-Седого. Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке…») стала настоящим военным шлягером.

В июне 1944 год, при содействии Василия Павловича Соловьёва-Седого, Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью. Во время гастролей в освобождённом Харькове произошёл конфликт с руководством, 30 августа 1944 года, приказом А. В. Александрова, Фатьянов направлен на прохождение службы в рядах действующей армии и попадает в Пятнадцатый самоходно-артиллерийский полк, находящийся на переформировании в Подмосковье.

В сентябре подразделение вошло в состав Шестой гвардейской танковой армии. Фатьянов - фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года, при штурме города Секешфехервар (Венгрия) ранен вторично, награждён медалью «За отвагу» и 10-дневным отпуском.

18 апреля 1945 года, по инициативе Соловьёва-Седого откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступает в передовых частях перед пехотинцами 2-го Прибалтийского фронта. Руководство отмечает сочетание отличных литературных данных поэта и высокой работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой. Известность Фатьянова растёт, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.

30 апреля 1945 года Алексей Фатьянов получил воинское звание сержанта. За работу в ансамбле награждён орденом Красной Звезды.

В феврале 1946 года демобилизован из армии.

Согласно наградным документам (приказ 03/н от 17 марта 1945 года), в РККА с 1941 года, в действующей армии с 1945 года и ранее в боях не участвовал. Писатель, лауреат Сталинской премии.

За короткий период с февраля по июнь 1946 года написал не меньше десятка песен, присутствовал на съёмочной площадке кинофильма «Большая жизнь-2», встречался со зрителями, выступал на радио, занимался литературным трудом. Новая песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», прозвучавшая впервые осенью 1946 года, произвела шок.

16 июня 1946 года Алексей Фатьянов женится на Галине Николаевне Калашниковой.

В 1947 году принят в Союз писателей СССР как поэт-песенник (сам Фатьянов считал себя поэтом и не любил, когда его так называли). Отношения с писателями сложились сложные. Поэты-песенники были одними из самых высокооплачиваемых специалистов в литературном цехе, и Фатьянов многократно подвергался критике с формулировками: «поэт кабацкой меланхолии», «дешёвая музыка на пустые слова», обвинялся в «творческой несостоятельности» и т. п. Многие композиторы неоднократно награждались Сталинскими премиями за песни на его стихи, однако автор слов отмечен не был. Несмотря на это, к нему продолжали приходить режиссёры и композиторы, с новыми заказами. После 1946 года вышло 18 кинофильмов с песнями Фатьянова.

Большинство произведений Фатьянова написано в стиле гражданской и любовной лирики, его стихи органично ложились на музыку, были простыми, легко запоминались с первого раза.

Послевоенные песни, такие, как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», бесхитростные и мелодичные, опираются на фольклорные традиции, звучат во всех популярных фильмах («Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Дом, в котором я живу») и завоёвывают большую популярность. Тем не менее, при жизни Фатьянова вышла только одна небольшая книга его стихов «Поёт гармонь» (1955), а широко они стали издаваться только в 1960-1980 годах.

Фатьянов был не только поэтом, но также и артистом, играл на аккордеоне и фортепиано, обладал певческим голосом. На творческих вечерах он, наряду с декламацией своих стихотворений, пел песни на свои собственные стихи, которые тогда были очень популярны.

Стихи Фатьянова простые, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов - один из тончайших советских лириков, его герои - простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали песнями, популярными на протяжении более чем 60 лет, надолго пережившими автора. Среди них - песни из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин» («Если б гармошка умела…», «Шла с ученья третья рота»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придёт, не знаю…»), «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану…»), «Дом, в котором я живу».

При жизни Фатьянов имел многочисленные административные взыскания из-за злоупотребления алкогольными напитками.

По этому поводу ходил стих:
Видели Фатьянова, Трезвого, не пьяного! Трезвого, не пьяного?! Ну, значит - не Фатьянова…

Последние дни жизни

В начале ноября 1959 года, во время прогулки на речном трамвайчике по Москве-реке неожиданно почувствовал себя плохо. Находился дома, кардиографическое обследование наличие инфаркта не подтвердило, к 10 ноября состояние улучшилось и Фатьянов продолжил работу над поэмой «Хлеб», которую закончил и перепечатал набело на машинке 12 ноября (после смерти текст был утерян).

Скоропостижно скончался 13 ноября 1959 года около 3 часов вечера от разрыва аневризмы аорты. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Гроб с телом от самых ворот несли на руках простые люди, меняя друг друга. По воспоминаниям очевидцев, со времени похорон писателя Максима Горького такого стечения народа в Москве не было.

Награды

орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, Указ Президента РФ Бориса Ельцина от 16 февраля 1995 № 148) орден Красной Звезды (1944) медаль «За отвагу» (приказ по 912 самоходному артполку № 03/н от 17.3.1945 - старший писарь А. Фатьянов награждён за чтение стихов на огневой позиции и воодушевление бойцов) медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Память

Стихотворение Я. В. Смелякова памяти Фатьянова
В честь Фатьянова в Вязниках с 1974 года проводится ежегодный фестиваль песни.
В 1996 году Союзом писателей России учреждена Фатьяновская литературная премия.
В честь Алексея Ивановича Фатьянова названы улицы во Владимире и Бишкеке.
В Москве на доме, где в 1935-1948 годах жил Фатьянов (Новая Басманная ул., д. 10), установлена мемориальная доска.

Творчество

Песни

1942 - На солнечной поляночке (музыка В. П. Соловьёва-Седого)
1942 - Соловьи (музыка В. Соловьёва-Седого)
1943 - Ничего не говорила (музыка В. Соловьёва-Седого)
1943 - Песня мщения (музыка В. Соловьёва-Седого)
1943 - Баллада о Матросове (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Мы, друзья, перелётные птицы (Первым делом, первым делом самолёты) (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Давно мы дома не были (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Наш город (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Звёздочка (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Далёко родные осины (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Тропки-дорожки (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Про Васеньку (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 - Вспомним походы (музыка В. Сорокина)
1946 - Шли два друга (музыка Б. Мокроусова)
1946 - Три года ты мне снилась (музыка Н. Богословского)
1946 - Золотые огоньки (музыка В. Соловьёва-Седого, соавтор стихов С. Фогельсон)
1946 - Когда проходит молодость (музыка В. Сорокина)
1947 - В городском саду (музыка М. Блантера)
1947 - Разговорчивый минёр (музыка В. Соловьёва-Седого)
1947 - Стали ночи светлыми (музыка В. Соловьёва-Седого)
1947 - Начальник станции (музыка В. Соловьёва-Седого)
Сюита «Возвращение солдата» (музыка В. Соловьёва-Седого)
Шёл солдат из далёкого края
Расскажите-ка, ребята
Колыбельная (Сын)
Поёт гармонь за Вологдой
Где же вы теперь, друзья-однополчане
Величальная (Славься, русская земля)
1948 - За тех, кто в пути! (музыка С. Каца)
1948 - Где ж ты мой сад? (музыка В. Соловьёва-Седого)
1948 - По мосткам тесовым (музыка Б. Мокроусова)
1948 - Мы люди большого полёта (музыка Б. Мокроусова)
1949 - Хвастать, милая, не стану (музыка Б. Мокроусова)
1949 - На крылечке (музыка Б. Мокроусова)
1949 - Земля моя (музыка Б. Мокроусова)
1950 - Хороши колхозные покосы (музыка А. Новикова)
1954 - Путевая-дорожная (музыка В. Соловьёва-Седого)
1954 - В рассветном тумане (музыка А. Новикова)
1954 - Сегодня мне не весело (музыка Ю. Милютина)
1954 - Шла с ученья третья рота (музыка А. Лепина)
1954 - Я сижу на берегу (музыка М. Блантера)
1955 - Вновь к черёмухе душистой (музыка В. Соловьёва-Седого)
1955 - Праздничная (музыка В. Соловьёва-Седого)
1956 - Если б гармошка умела (музыка А. Лепина)
1956 - Парень непутёвый (музыка А. Лепина)
1956 - Сердце друга (музыка А. Лепина)
1956 - Ходят тучи (музыка Ю. Милютина)
1956 - Караваны птиц (музыка Г. Жуковского)
1957 - На Заречной улице (музыка Б. Мокроусова)
1957 - У меня идёт всё в жизни гладко (музыка Б. Мокроусова)
1957 - Песня про незадачливого штурмана (музыка В. Соловьёва-Седого)
1957 - Тишина за Рогожской заставою (музыка Ю. С. Бирюкова)
1958 - Комсомольцы тридцатых годов (музыка А. Лепина)
1958 - Забрала подруга детства (музыка А. Лепина)
1958 - Степи Оренбургские (музыка А. Лепина)
1958 - На трудных дорогах (музыка А. Лепина)
1958 - Дорога, дорога (музыка В. Соловьёва-Седого)
1958 - Это всё Россия (музыка Ю. Милютина)
1958 - В рабочем посёлке (музыка Ю. Милютина)
1958 - На счастливой улице (музыка Л. Бакалова)
1958 - В соловьиную ночь (музыка Л. Бакалова)
1958 - В добрый путь (музыка Б. Терентьева)
1958 - Здесь Ленин жил (музыка Б. Терентьева)
1959 - У старых клёнов (музыка Ю. Слонова)
1959 - Над Москвой-рекой (музыка Ю. С. Бирюкова)
Возвращение из похода (музыка В. Сорокина)
Возле горенки (музыка В. Сорокина)
Гимн Великому городу (музыка Р. Глиэра)
Как хорошо, подруженьки (музыка Н. Богословского)
Марш коммунистических бригад (музыка С. Каца)
Мой верный товарищ (музыка Р. Манукова)
На Кавказе ночи жаркие (музыка С. Каца)
Наговоры (музыка Б. Мокроусова)
Новогодняя ночь (музыка С. Каца)
Однажды ночью лунною (музыка А. Новикова)
Песня дальних дорог (музыка В. Соловьёва-Седого)
Проходят пионеры (музыка Б. Терентьева)
Рабочее утро (музыка Ю. С. Бирюкова)
С праздником, шахтёры (музыка З. Дунаевского)
Сердце солдата (музыка Б. Терентьева)
Споёмте, девушки (музыка В. Соловьёва-Седого)
Страдание (музыка В. Соловьёва-Седого)
Третий батальон (музыка Б. Мокроусова)
Ты как зорька (музыка С. Каца)
Ухажёры (музыка В. Сидорова)
Шумит под ветром Ладога (музыка А. Фатьянова)
Это что же, от чего же (музыка Л. Бакалова)

Алексей Фатьянов - один из самых известных и талантливых поэтов в СССР.

«Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна -

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи».

«Соловьи» 1942 г.

Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года в деревне Малое Петрино, ныне город Вязники (Владимирская обл.), был четвертым ребенком. Рос в богатой и культурной семье, которую знали и уважали все жители деревни. Отец поэта – Иван Фатьянов самостоятельно построил двухэтажный дом, известный как "Торговый дом Фатьяновых в Вязниках". На первом этаже находился торговый дом, родители Алексея продавали обувь и пиво, которое привозили из Москвы. На втором этаже был собственный кинотеатр и библиотека, где можно было найти редкие книги. С ранних лет Алексею прививали любовь к литературе, музыке и кино.

Свои собственные же стихи впервые написал в 9-10 лет. В 1929 году советская власть отобрала имущество у Фатьяновых, семья вынуждена была переехать в Москву. Алексей стал учиться в музыкальной школе и театральной студии Алексея Дикого. Мальчик с большим восторгом ходил в театры. Фатьянов был талантлив во всем, за что не брался: имел хороший голос, великолепно играл на фортепиано и аккордеоне, потрясающе выступал на сцене. В 1937 году он поступает в театральную школу при Центральном театре Красной Армии, через год ее заканчивает и сразу же начинает играть в театре. В 1940 году Алексей пошел служить в ансамбль Орловского военного округа. Оказавшись на фронте, был ранен. Параллельно он много писал. В боях Фатьянов был одним из лучших, за что ему дали небольшой отпуск. В 1942 году поэт прибыл в Москву специально для встречи с композитором Василием Соловьевым-Седым.

«На следующий день после знакомства он прочитал мне свои стихотворения, которые сразу же тронули, в них просто играла музыка» , -вспоминал Соловьев-Седой.

Василий сыграл мелодию на фортепиано, а затем вместе с Алексеем они спели, именно так родились композиции «Соловьи» и «Ничего не говорила». Первыми новые произведения услышали соседи и сразу же одобрили аплодисментами творческий союз. В 1943 году была написана песня «На солнечной поляночке», которая заряжала оптимизмом и верой, в 1944 - «Перелетные птицы» , в 1945 - Давно мы дома не были» и «Далёко родные осины». Всего за годы войны Фатьяновым и Соловьевым-Седым было создано около 80 песен. Они буквально разлетались, сопровождали солдат в боях, и главное – объединяли на пути к победе. «Соловьи» - одна из самых важных и знаменитых военных песен.

«Это бессмертная песня. В ней есть самое главное – это душа народа» , -говорил известный полководец Георгий Жуков.

Важной составляющей является исполнитель песни, первым был Георгий Виноградов. Он пел «Соловьи» очень проникновенно, именно в его исполнении песня вошла в народные.После окончания войны и долгожданной победы, Фатьянов продолжает создавать множество прекрасных песен, такие как “В городском саду”, в сотрудничестве с композитором Матвеем Блантером (песня вошла в репертуар Людмилы Гурченко) и “Золотые огоньки” – с Соловьевым-Седым. Поэт успел поработать с такими талантливыми композиторами, как Борис Мокроусов, Арам Хачатурян, Анатолий Новиков и другие. Все они признавались, что сочинять с Фатьяновым – большое удовольствие, часто он сам напевал нужную мелодию, был очень трудолюбивым и легким в общении. Фатьянов писал песни для кино. Композицию «Когда весна придет» можно услышать в фильме «Весна на улице Заречной», «Перелетные птицы» в «Небесном тихоходе» и множество других. В июне 1946 года Алексей женился на 20-летней девушке Галине, с которой они познакомились в компании общих друзей. Во время знакомства Галина не знала, что перед ней знаменитый поэт.

«Перед женитьбой Алексей сказал мне, что его богатство – это родной город Вязники и песни», - позже признавалась Фатьянова.

В 1948 году у супругов родилась дочь Алена, через два года - сын Никита. Он очень любил свою супругу и детей, они вдохновляли его на создание новых строк.У Фатьянова были сложные отношения с советской властью, какое-то время он состоял в Союзе писателей СССР, затем его исключали. И это несмотря на то, что песни на его стихи получали Сталинскую премию.

Умер поэт рано, в возрасте 40 лет, 13 сентября 1959 года. Смерть случилась из-за болезни сердца, вечером Фатьянов лег спать, и не проснулся. 34-летняя жена Галина оказалась вдовой, сознательно ей и осталась на все последующие годы жизни, храня верность мужу. Алексей Фатьянов был отважным бойцом, за участие в тяжелых боях был удостоен медали "За отвагу". Он безумно любил свой родной край.

Одними из его последних строк были:

«Если б я родился не в России,

Что бы в жизни делал,

Как бы жил?

Как бы путь нелёгкий я осилил?

И, наверно б, песен не сложил!»

Поэт-песенник прожил недолгую жизнь, но успел внести важный вклад в развитие песенного жанра. Он являлся одним из лучших лириков прошлого столетия и обладал уникальным поэтическим талантом. Его песни продолжают жить до сих пор, несмотря на безразличие к его таланту со стороны власти, он получил самое важное – признание народа. Супруга Галина после смерти мужа всеми возможными способами пыталась сохранить о нем память, издавала различные книги. Начиная с 1974 года в родном городе поэта проходит Всероссийский Фатьяновский фестиваль поэзии и песни, а в 1996 году Союз писателей России учредил Фатьяновскую литературную премию.

В знаменитом «Торговом доме Фатьяновых» с 1998 года открыт Музей Песни XX века. Жители города Вязники очень гордятся своим гениальным земляком.

Алёна Садырева

При жизни известный поэт Алексей Фатьянов, биография которого оборвалась в 40 лет, издал всего один сборник стихов. Но его творчество было известно широкой публике благодаря огромному количеству песен на его слова, ставших по-настоящему любимыми народом.

Поэт-песенник Алексей Фатьянов: биография

Фото сороковых представляет нам абсолютно русскую внешность красавца-богатыря. Его даже на манер Ильи Муромца друзья называли Алексеем Фатьянычем. Рождённый в русской глубинке (окраина Вязников Владимирской губернии) в семье со старообрядческими корнями будущий поэт провел детские годы в доме деда Василия Васильевича Меньшова, крестьянина-аристократа, известного эксперта по льну, достигшего европейского признания. В 1919 он станет четвёртым ребёнком в семье Ивана и Евдокии Фатьяновых, известных по тем меркам предпринимателей. Это была просвещённая семья (собственный кинотеатр, библиотека), имеющая двухэтажный особняк в центре Вязников. В годы революции дом был экспроприирован, но во времена НЭПа возвращён вновь. После второй попытки конфискации имущества, в 1929, семья перебралась в Московскую область.

Алексей Фатьянов учился музыке, бегал в театры и на выставки, приобщаясь к культурной жизни столицы. Под влиянием Есенина и Блока в 10 лет он напишет первые стихи, но предпочтёт поэзии профессию актёра. Рано потеряв мать (1934), он перебрался к сестре в Москву, где прошёл обучение в школе-студии. С 1938-го он уже работал актёром Центрального театра Красной Армии, активно разъезжая по гастролям. Ему удавались концертные программы, где приходилось петь и читать стихи, ибо он обладал абсолютным слухом. Фатьянова призвали в ряды Красной Армии накануне войны.

Великая Отечественная

С первых дней войны вместе с оружием сражались за победу песни и стихи её участников. Только за несколько суток июня их было написано более сотни. И у каждой - своя жизнь. Чьи-то мелодии и рифмы не дошли до сердца солдата, а песни иных звучат до сих пор. Алексей Фатьянов встретил войну на Орловщине, где в составе Окружного ансамбля выступал на передовой, выполняя обязанности и артиста, и автора стихов, и режиссёра. Работа опасная, он даже был ранен, но всё равно рвался на фронт. С 1944 года поэт оказывается в действующей армии. За мужество в боях за освобождение Венгрии рядовой Фатьянов будет награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Новое ранение вернёт его в состав ансамбля Краснознамённого Балтийского флота, где он и встретит окончание войны.

Из стихов военных лет в копилку лучших произведений Великой Отечественной по праву вошли три его песни: «Соловьи» (1942), «На солнечной поляночке» (1942), «Давно мы дома не были» («Где же вы теперь, друзья-однополчане?», 1945), написанные композитором В. П. Соловьёвым-Седым, с которым он познакомится в Оренбурге. Первая станет любимой маршала Жукова, о чём он неоднократно расскажет в интервью.

Творческий тандем с Мокроусовым

Будучи очень музыкальным, Алексей Фатьянов вместе со стихами сразу напевал или насвистывал мелодию, которая удивительным образом накладывалась на слова. Но в 1946 он знакомится с композитором из Нижнего Новгорода Борисом Мокроусовым, который создавал песни, где первоначальную роль играла музыка. Они оказались настолько близки друг другу по духу, что слияние текста и музыки в их произведениях происходило на каком-то почти бессознательном уровне. В глазах окружающих они казались братьями: два широкоплечих красавца, полных молодости, сил и желания творить для простых людей из народа. Бывшие фронтовики создали тридцать песен, передающих жизнерадостность послевоенной эпохи и широту русской души: «Гость», «Наговоры», «Третий батальон».

Наибольшую же известность им принесла песня к фильму «Весна на Заречной улице» (1956). Режиссёр Марлен Хуциев признался, что авторами был гениально схвачен замысел картины и характер героев: «Весь фильм в этой песне». Она надолго стала визитной карточкой начинающего актёра Николая Рыбникова и исполняется в концертах до сих пор (Борис Гребенщиков, Заур Тутов).

«Самая желанная»

Среди выдающихся композиторов, с которыми захочет работать Алексей Фатьянов – поэт-песенник, рождённый своим временем – будет и Никита Богословский. Одна из самых лиричных песен «Три года ты мне снилась» (1946) вошла в фильм «Большая жизнь» и сразу распространилась в народе. Она была посвящена главной женщине автора, с которой он встретился после мобилизации из армии в 1946-м. Галина пела в хоре Н. Сац и была настоящей «генеральской дочкой». Правда, это был не родной отец, а отчим, но он принял активное участие в организации свадьбы, ибо средств у начинающего поэта не было. Тот женился в костюме с чужого плеча, но зато в ресторане гостиницы «Москва», отгуляв, как положено, на полную катушку.

В браке супруги проживут 13 лет, до кончины поэта в 1959-м. У них родятся двое детей - дочь Алёна и сын Никита.

У русского по натуре Фатьянова даже недостатки были исконно русскими. Всем известно, что он любил выпить и даже не проводил жену в роддом за первенцем. Но на него невозможно было сердиться, ибо любил он искренне и по-настоящему. Разве могла бы без чувств родиться песня, вошедшая в картину «Солдат Иван Бровкин», «Если б гармошка умела» (1955) на музыку А. Лепина?

Алексей Фатьянов обижался, когда его называли поэтом-песенником и переживал из-за сложного к себе отношения коллег: его то принимали, то исключали из Союза писателей. Сравнивали творчество поэта с «кабацкой меланхолией». Убирали из списков авторов при награждении государственными премиями. Перед смертью он закончил серьёзную поэму, текст которой, к сожалению, был утерян. Режиссёр Дмитрий Сухачёв восстанавливал его по памяти.

За свою недолгую творческую биографию поэт стал соавтором более 200 песен. Самым плодотворным оказалось сотрудничество с В. П. Соловьёвым-Седым – 80 совместных произведений. Из неупомянутых, его композиторами были также М. Блантер, Ю. Бирюков, Ю. Милютин, А. Холминов. В 18 кинофильмах, вышедших на экран в те годы, звучали его песни.

Интересно его высказывание о том, можно ли научиться быть поэтом. Знакомая поэтесса сообщила радостную весть, что поступила в Литературный институт. Он, высоко оценивающий её творчество, посоветовал быстрее покинуть учебное заведение и не занимать чьё-то место: «Это всё равно как Моцарту поступить в консерваторию, чему бы его там научили?»

Смерть поэта

В ночь на 13.11.1959 Алексея Фатьянова не стало. Случился сердечный приступ, который никто не мог предвидеть. Через несколько дней из конференц-зала Союза писателей его проводили в последний путь. Это были самые массовые похороны со времени смерти М. Горького, собравшие десятки тысяч почитателей его таланта. Алексей Фатьянов – поэт своего народа – похоронен на Ваганьковском кладбище.

Ежегодно Вязники становятся центром проведения Фатьяновского фестиваля, куда съезжаются композиторы, поэты, певцы и просто любители его творчества. Дом семьи Фатьяновых превратился в музей русской песни, а Союз писателей учредил литературную премию им. А. Фатьянова. В 1995-м справедливость была восстановлена, и поэт посмертно был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», а сборники его стихов издаются тысячными тиражами. Лучшие эстрадные певцы продолжают включать в свой репертуар его творения – песни глубокой сердечности, согревающие своим теплом.