Бухгалтерский учет изменения кадастровой стоимости земельного участка. Учет земли и изменение ее стоимости. Списание с балансового учета спецодежды

В 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н. В конце декабря финансовое ведомство выпустило методические рекомендации о том, как правильно осуществить переход на новые положения.

В статье рассмотрим, на что необходимо обратить внимание при отражении операций, связанных с переходом на новые положения.Напомним, что в 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н . Приказ Минфина РФ № 89н внес поправки еще в конце августа прошлого года, но разъяснения финансового ведомства о том, как правильно осуществить переход на новые положения, вышли в конце года. Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание, внося корректировки в учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения при отражении отдельных операций с учетом изменений Инструкции № 157н.

Бюджетные проводки.

Общие положения по переходу

В первых абзацах Методических рекомендаций чиновники обратили внимание на то, что положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014. Между тем они не исключали, что в 2014 году возможно применение изменений Инструкции № 157н в более ранние сроки, если это было предусмотрено актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении, то есть учетной политикой организации. Учреждение вправе было принять решение о переходе на применение как всех новых положений Инструкции № 157н, так и только отдельных:

  • по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни;
  • по порядку проведения инвентаризации имущества;
  • по ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета;
  • по применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

При этом следовало исходить из:

  • условий проведения инвентаризаций имущества по активам и обязательствам;
  • организационно-технической готовности учреждений (не позднее 31.12.2014).

Как отмечается в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами субъектами учета, изменяется учетная политика. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина РФ № 89н, необходимо внести соответствующие изменения в свою учетную политику 2014 года. В частности, в:

на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами;

  • перечень и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в форме электронного документа;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты, перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода, а также необходимо изменить дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты, и условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения;
  • иные положения учетной политики, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-первых , по счетам рабочего плана счетов учреждения, по которым уточнены наименования счетов, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, обороты до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н не корректируются (п. 1 Методических рекомендаций).

Во-вторых, первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 Методических рекомендаций).

Постановка на учет земельных участков.

В связи с тем, что согласно внесенным изменениям в Инструкцию № 157н на баланс в учреждениях принимаются активы, которые ранее учитывались на забалансовых счетах (в частности, земельные участки, находящиеся в оперативном управлении), а также переносятся отдельные виды расчетов по вновь введенным счетам, необходимо провести инвентаризацию. Результаты инвентаризации нужно оформить инвентаризационными ведомостями, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ № 173н .

Земельные участки, закрепленные за автономным учреждением на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, отраженные на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», принимаются к бухгалтерскому учету в составе непроизведенных активов по кадастровой стоимости. При этом делается запись (п. 2.1 Методических рекомендаций):

Дебет счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы»

Одновременно уменьшается показатель на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и отражаются изменения показателя счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в размере стоимости принятого к учету недвижимого имущества.

На забалансовом счете 01 автономного учреждения числился земельный участков, кадастровая стоимость которого составляла на 31.12.2014 3 650 000 руб. (стоимость условная).

Бюджетные проводки. Таблица 1

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода
Отражена кадастровая стоимость земельного участка на забалансовом учете 01 3 650 000
Принят на учет земельный участок, находящийся в оперативном управлении 4 103 11 000 4 401 10 180 3 650 000
Списан с забалансового учета земельный участок 01 3 650 000
Отражены расчеты с учредителем в объеме его прав по распоряжению особо ценным имуществом 4 401 10 172 4 210 06 000 3 650 000

Далее хотим обратить внимание, что АУ вправе принять решение об отражении измененной в соответствии с законодательством РФ на 2015 год кадастровой оценки земельных участков в составе операций после отчетной даты, подлежащих отражению 31.12.2014.

В случае если ранее в учете АУ числились земельные участки, приобретенные по договорам купли-продажи, в связи с их переходом на учет по кадастровой стоимости должна быть сделана бухгалтерская запись на сумму изменения (отражается в случае увеличения балансовой стоимости со знаком плюс, в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком минус) (п. 2.2 Методических рекомендаций):

Дебет счета 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

В феврале 2014 года АУ за счет средств, полученных от платных услуг, приобрело земельный участок стоимостью 2 350 000 руб. (цена условная). Кадастровая его стоимость на 31.12.2014 составляет 2 650 000 руб.

Бюджетные проводки. Таблица 2

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена задолженность перед продавцом за земельный участок на основании договора купли-продажи 2 106 13 000 2 302 33 000 2 350 000
Произведена плата за земельный участок 2 302 33 000 2 201 11 000 2 350 000
Принят к учету земельный участок 2 103 11 000 2 106 13 000 2 350 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражены изменение стоимости земельного участка и принятие его к учету по кадастровой стоимости
(2 650 000 ‑ 2 350 000) руб.
2 103 11 000 2 401 10 180 300 000

Списание с балансового учета спецодежды.

В настоящее время в силу норм, изложенных в п. 385 Инструкции № 157н, учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27.

Как отмечается в п. 2.5 Методических рекомендаций, выбытие материальных запасов, имеющих нормативный срок эксплуатации, выданных в личное (индивидуальное) пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей , следует отразить бухгалтерской записью:

Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

Кредит счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

В марте 2014 года АУ за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, было приобретено 10 комплектов спецодежды на сумму 6 000 руб. Одежда была оприходована на склад и впоследствии выдана сотрудникам организации. Нормативный срок использования спецодежды – два года.

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Бюджетные проводки. Таблица 3

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода (28.02.2014)
Приобретена спецодежда у поставщика и оприходована на склад 4 105 35 000 (склад) 4 302 34 000 6 000
Произведена оплата спецодежды 4 302 34 000 4 201 11 000 6 000
Выдана спецодежда работникам учреждения со склада 4 105 35 000 (работники) 4 105 35 000 (склад) 6 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражено выбытие спецодежды с балансового учета 4 401 20 272 4 105 35 000 (работники) 6 000
Отражено одновременно принятие спецодежды на забалансовый учет 27 (работники) 6 000

Отражение переноса остатков по счетам.

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, рабочий план счетов автономного учреждения дополнен новыми балансовыми счетами:

Проводки в бюджете. Таблица 4

Номер счета Наименование
205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям»
209 30 «Расчеты по компенсации затрат»
209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»
209 83 «Расчеты по иным доходам»
210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным»
210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
401 60 «Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)»
500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»
502 07 «Принимаемые обязательства»
502 09 «Отложенные обязательства»

Таким образом, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить перенос остатков по данным счетам.

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по доходам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 5

Содержание операции Дебет Кредит
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)* 0 209 30 000 0 205 30 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)* 0 209 74 000 0 205 74 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате или неосновательного получения или сбережения, а также начислениям по возмещению упущенных выгод* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по невыясненным поступлениям* 0 205 81 000 0 205 82 000
Отражен перенос остатков в сумме расчетов по налоговым вычетам по НДС в части налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)* 0 210 11 000 0 210 01 000
Отражен перенос остатков в части сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащих вычету* 0 210 12 000 0 210 01 000

* В случае наличия на дату перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н кредитовых остатков по расчетам в части указанных доходов перенос показателей расчетов осуществляется обратными корреспонденциями по аналогии с приведенными выше.

После проведения инвентаризации в АУ на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» числилась общая сумма входного НДС – 25 678 руб., которая по данным налогового учета складывалась из двух сумм:

  • суммы налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, – 5 325 руб.;
  • суммы налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащей вычету, – 20 353 руб.Перенос остатков был оформлен справкой (ф. 0504833).

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Таблица 6

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражен перенос остатков в части НДС по предварительной оплате 2 210 11 000 2 210 01 000 5 325
Отражен перенос остатков в части входного НДС при приобретении товаров от поставщиков 2 210 12 000 2 210 01 000 20 353

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по обязательствам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Таблица 7

Содержание операции Дебет Кредит
В части расчетов по обязательствам
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенным контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы 0 209 30 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по перечисленным обеспечениям заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечениям исполнения договоров, государственных (муниципальных) контрактов, иных залоговых платежей, задатков 0 210 05 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом – должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения 0 209 30 000 0 208 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по выплатам пособий, пенсий, компенсаций, своевременно не полученной получателями указанных выплат 0 302 00 000 0 304 02 000
Отражен перенос остатков в сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации* 0 209 30 000 0 401 10 130

* C одновременным отражением исправительных бухгалтерских записей по соответствующим счетам расчетов 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Операции по начислению резервов.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» применяется для обобщения информации о суммах, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Если учреждением принято решение о начислении резервов до 01.01.2015, то необходимо сделать следующие бухгалтерские записи (п. 5 Методических рекомендаций):

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 8

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)

0 109 60 211

0 401 20 211

0 401 60 211
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)

0 109 60 213

0 401 20 213

0 401 60 213
Отражено начисление сумм резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений)

0 109 00 000

0 401 20 200

0 401 60 000
Отражено начисление сумм резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 000
Отражены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов 0 401 60 000 0 302 00 000
Отражено начисление расходов по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 000 0 302 00 000

Автономное учреждение приняло решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. Резерв формируется путем ежемесячных начислений на последнее число каждого месяца. Сумма отпускных составляет 35 000 руб., сумма страховых взносов – 10 500 руб. Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете АУ 31.12.2014 были сделаны следующие записи:

Проводки в бюджете. Таблица 9

При принятии учреждениями в рамках формирования учетной политики решения о создании резервов предстоящих расходов начиная с 1 января 2015 года их отражение осуществляется по аналогии с бухгалтерскими корреспонденциями, приведенными выше.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  • Положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014.
  • Независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо внести изменения в учетную политику 2014 года.
  • Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению.
  • Перенос остатков по счетам оформляется справкой (ф. 0504833).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Направлены Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02‑07‑07/66918.

В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об осуществляемых операциях государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 «Доходы от оказания платных услуг», 180 «Прочие доходы», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в рамках третьего разряда кода) (Приказ Минфина РФ от 26.05.2014 № 38н).

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь и др.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2015 год

Как оформить и учесть приобретение основных средств за плату

Нужно ли изменять стоимость земельного участка в бухучете, если изменилась его кадастровая стоимость

Да, нужно.

Земельные участки принимайте к учету на счет 103.00 на основании документа, который подтверждает право учреждения на землю. В бухучете отражайте по их кадастровой стоимости, указанной в правоустанавливающем документе. Это установлено абзацем 2 пункта 71 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если в правоустанавливающем документе кадастровая стоимость не указана, участок все равно примите к учету (письмо Минфина России от 14 сентября 2017 № 02-07-05/59444). Кадастровую стоимость узнавайте в Росреестре. Как это сделать, см. в рекомендации.

Кадастровую стоимость земельных участков определяют по итогам государственной кадастровой оценки земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). Такую оценку проводят не реже одного раза в пять лет (ст. 24.12 Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ).

Так как кадастровую стоимость земель раз в несколько лет меняют, то стоимость участка корректируйте и в бухучете учреждения. Делайте это в том году, когда произошли изменения. Новую стоимость участка отразите в бухгалтерской отчетности (п. 71, 28 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Чтобы это сделать, получите в кадастровой палате документы об изменении стоимости земли. Например, к таким документам относят уведомление (п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Это разъяснено в пункте 1 письма Минфина России от 19 января 2016 № 02-07-10/1601, подпункте «д» пункта 1.1.2, пункте 4.2 приложения к письму от 30 декабря 2015 г. Минфина России № 02-07-07/77754 и Казначейства России № 07-04-05/02-919.
Как в бухучете отражать корректировку стоимости земельных участков, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Корректировку кадастровой стоимости участка отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Увеличение кадастровой стоимости земельного участка
КРБ.1.103.11.330 КДБ.1.401.10.180
2 Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка
(основание - документ об изменении государственной кадастровой оценки)
Методом «красное сторно»
КРБ.1.103.11.330 КДБ.1.401.10.180

Такие проводки приведены в пункте 16 Инструкции № 162н.

Все учреждения обязаны включить в неутвержденную отчетность события после отчетной даты. Смотрите в подборке примеры событий, правила, как их принять к учету и отразить в отчетности. Скачайте приложение к учетной политике о событиях после отчетной даты.

Материалы в подборке доступны подписчикам Системы. Если у вас нет подписки, оформите ее прямо сейчас или попробуйте бесплатный доступ на три дня.

Изменения в учете СПОД

События, которые влияют на финансово-хозяйственную деятельность учреждений и произошли после 31 декабря, отразите в учете и отчетности. Такие события называют событиями после отчетной даты.

Учетную политику дополните новым порядком признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты. Скачайте образец.

Чтобы отразить такое событие в учете, нужно признать, что оно существенное. Например, первичка за оказанные услуги в декабре 2016 года поступила поздно - в январе. Чтобы закрыть декабрем расчеты, признайте это событием после отчетной даты и отразите в учете 31 декабря. Так можно сделать, если отчетность еще не сдана.
Если вы не успеваете внести событие в отчетность по срокам, информацию о нем и его денежной оценке раскройте в пояснительной записке. Подробнее

Примеры СПОД

В Инструкции № 157н есть определение события после отчетной даты. Перечень событий после отчетной даты, которые будете признавать, отразите в новом порядке. Используйте для этого проект стандарта бухучета «События после отчетной даты».

Рассмотрим наиболее вероятные для учреждения события после отчетной даты.

Изменилась кадастровая оценка земли

Скорректируйте стоимость участка в бухучете, если в период сдачи отчетности получили документы о том, что кадастровая цена изменилась.
Как узнать кадастровую стоимость земли

Как отразить СПОД в отчетности

Есть три варианта, как отразить события после отчетной даты.

1. Сформируйте проводки последним днем отчетного периода до заключительных операций по закрытию счетов. Отчетность составьте с учетом данных о СПОД. В текстовой части пояснительной записки раскройте информацию о событии после отчетной даты и его денежной оценке.

2. Если из-за сроков отчетности вы не успеваете внести корректировку в отчет, проводки не формируйте, информацию о СПОД в отчетные формы не включайте. Но в текстовую часть пояснительной записки эту информацию включите, в том числе приведите денежную оценку события.

3. Если надо исправить отчетность, которую сдали, действуйте так. Сначала согласуйте правку с вышестоящей организацией, которой сдаете отчеты. Изменения вносите только по уважительной причине. Например, если после проверки контролирующих органов уточнили расчеты с кредитором. Все события после отчетной даты, которые признали существенными, отразите в отчетности того периода, за который они произошли.
Подробнее смотрите в рекомендациях для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Проводка в бухгалтерском учете по увеличению кадастровой стоимости земли.

Ответ

Увеличение кадастровой стоимости земельного участка имеет значение только для целей налогообложения земельным налогом. И не влечет за собой требования внесения изменений в бухгалтерский учет данного участка как объекта основных средств. Соответственно, никакой проводкой увеличение кадастровой стоимости земли отражать не нужно. Земельные участки у вас будут числиться по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). То есть по цене, которую вы уплатили поставщику (продавцу).

Вместе с тем вы вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости. При этом переоценка – это ваше право, а не обязанность, и она должна быть предусмотрена вашей учетной политикой (п. 15 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412). Если такая обязанность не закреплена, проводить переоценку не нужно. А следовательно, делать проводки также не надо.

Стоимость, которая отражается в кадастре, представлена учетными записями, определяемыми в ходе проведения работ учетного характера. Собственник в любой момент имеет возможность оформить выписку, в которой указывается рассматриваемое значение.

В некоторых ситуациях во время оценки могут быть не учтены некоторые нюансы. В таком случае собственник имеет право обратиться в компетентный орган и просить перевести переоценку.

Понятие и случаи применения

Во время производства кадастровой оценки земельного надела должны применяться специальные правила. Этот процесс является общим по отношению ко всем землевладельцам. Это говорит о том, что рассматриваемая процедура производится аналогичным образом для всех наделов, расположенных в пределах одной территории. В данном случае формы собственности на землю значения не имеют.

Говоря о том, что в кадастровой документации должны учитываться имеющиеся нюансы и характеристики, присущие наделу, во время практической деятельности данное правило не всегда применяется. Как итог в этом случае надел, где имеются нарушения качества земли или ландшафтных условий – оценивается по аналогичным параметрам, что и тот надел, который имеет доброкачественные характеристики.

Этапы установления

Даже рассуждая логично в рассматриваемой ситуации, с участка, что обладает большей доброкачественностью можно получить большее количество благ, нежели с того, где есть нарушения. Это связано с тем, что использоваться во втором случае вся территория целиком не может, так как на ней располагается овраг, болото или что-то подобное. Тогда собственник может инициировать процедуру переоценки стоимости данного надела.

Также могут возникнуть и обратные ситуации, когда на участке проводятся работы, направленные на его облагораживание, обеспечение различного рода коммуникаций, за счет чего уровень кадастровой цены может быть повышен.

В некоторых ситуациях владельцы, имея своей целью, увеличение стоимости начинают возведение на участке объектов, имеющих капитальный характер. Стоит сказать, что такой вариант не всегда срабатывает, так как зависит это от категории земель.


Категории земель в населенном пункте

Большинство собственников пытаются провести переоценку с той целью, чтобы сократить размер налоговых платежей. Особенно данное положение касается организаций и фермерских хозяйств, которые выплачивают внушительные суммы в качестве налогов. Также переоценка проводится:

  • при переводе надела из одной категории в другую;
  • корректировки вносятся в разрешенное использование;
  • изменения касаются площади участка;
  • когда ущерб причинен слоям земли, относящимся к плодородным.

Основания

Согласно законодательным актам процедура переоценки не может производиться реже 1 раза в течение пятилетия. Проводится она после того, как осуществлена ревизия участков уполномоченными на то органами. Затем, после переоценки осуществляется внесение изменений в кадастровую стоимость, что отражается в записях учетного характера, ведущихся в государственном реестре.

В течение этого времени некоторые физические лица и те, кто имеют заинтересованность, могут получить сведения относительно корректировки цены на надел. Если у землевладельца возникли претензии по поводу установленной суммы в процессе оценки – он имеет право излагать их в письменной форме и подавать в отделение картографии и кадастра.


Справка о стоимости

Обращение совершают в месте, где расположен надел. На осуществление указанной процедуры отводится специальный срок, равный полугоду. Когда этот срок окончен – учетные записи получают стабильный характер и не могут изменяться.

Процесс переоценки проводится на основании заявлений, поданных гражданами, в установленный период времени. Указать требуется причины, по которым изменяются стоимостные значения.

Это значит, что необходимо указать основания предоставления указанных данных, которые не учтены раньше комиссией, когда проводилась переоценка наделов в плановом режиме. Указанные заявления рассматриваются и при наличии к тому оснований – удовлетворяются в зависимости от решения, принятого на ГКН.

В течение определенного периода времени процесс переоценки может осуществляться согласно индивидуальному порядку. Это случается, когда возникает на то необходимость либо собственник надела получил информацию о том, что стоимость надела была рассчитана с нарушениями установленных правил.

Возникают ситуации, когда по результатам благоустройства стоимость, отражающаяся в кадастре, подлежит увеличению по причине проведения мероприятий учетного характера. Проводит их ГКН. Также инициатива может выступать от застройщиков, которые приняли решение о передаче дома на правах субаренды участникам долевого строительства.


Понятие субаренды

Данный процесс дает возможность получить больший доход от прибыли, хотя размер арендной платы остается на прежнем уровне. Основанием для такого изменения стоимости выступает изменение качественных характеристик земельных наделов, когда ранее необработанный участок облагородили и прочее.

В рассматриваемых ситуациях требуется прибегнуть к помощи оценщиков, осуществляющих деятельность на профессиональной основе. Они могут установить новый регламент по отношению цены участков по причине образовавшихся изменений. Также основанием может стать проведение экспертизы, в таком случае стоимость, как правило, понижается.

Когда земельный надел приходит в негодность или подвергается порче слой земли, считающийся плодородным, при этом это происходит по причинам, которые не зависят от собственника – кадастровая цена подлежит уменьшению в значительном объеме.

В этой ситуации основанием для переоценки выступает заключение, выданное экспертом после проведения экспертных исследований почвы. В акте должно указываться понижение свойств земель. Данные ситуации имеют значение для лиц, прошедших регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, обладающих большими участками территории.

Когда снижается плодородие земель или портятся прочие качества участка – они затрачивают собственные средства для уплаты налоговых платежей, при этом, не имея прибыли в ранее существовавшем объеме. Эти ситуации могут иметь место, когда случился пожар, бедствия стихийного характера, либо на почву оказало влияние предприятие, осуществляющее промышленную деятельность по соседству.

Пошаговая инструкция в ГКН

Проблемные моменты, связанные с изменением кадастровой цены, могут решаться посредством двух направлений:

  • административное решение, посредством обращения в комиссию ГКН;
  • обращение в судебную инстанцию после того, как реализована административная стадия.

Для рассмотрения заявления, в котором содержится просьба по проведению переоценки, его необходимо подать в уполномоченную на то комиссию. Заявителю необходимо обратиться в отделение картографии и кадастра в регионе, где располагается участок, в отношении которого проводится переоценка. Существует два способа, посредством которых можно подать заявление: личное посещение указанного органа, либо использование почтовых услуг.


Образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости

В последнем случае направляется заказное письмо с уведомлением о получении. Также к нему прикладывается опись вложенной документации. Оформляется документ по специально разработанной форме. Найти такую форму можно на официальном сайте Росреестра. В заявление обязательно нужно включить:

  • информация относительно собственника земельного надела;
  • контактные данные заявителя;
  • если обращается компания – реквизиты.

При заполнении основной части заявления прописывается причина, по которой необходимо провести переоценку земель, также указываются основания, подтверждающие правомочность проведения указанной процедуры. Устанавливается, что текст заявления должен быть составлен четко и лаконично, при этом нужно опираться на аргументы, которые указывают на необходимость переоценки.

Правом на составление заявления обладает только человек, который обладает правомочиями собственности на надел. Ему необходимо представить документ, посредством которого удостоверяется его личность. Когда от имени собственника действует доверенное лицо – требуется надлежащим образом оформить доверенность. Заверка осуществляется в нотариальной конторе. К документу прилагаются:

  • сведения о вхождении надела в государственный земельный кадастр;
  • документация, носящая правоустанавливающее значение;
  • акты, способные подтвердить, что сведения, которые использовались при переоценке ГКН, недостоверны;
  • заключение, выданное экспертом, где содержится независимое мнение;
  • квитанция, согласно которой оплата государственной пошлины была произведена.

Заключение эксперта требуется получить до обращения в компетентный орган. Чтобы его получить, необходимо представить выписку, сделанную из кадастровых записей.

Когда все бумаги собраны, они подаются кадастровому специалисту, который должен выдать расписку в их получении. Если указанная документация не собрана – заявление к рассмотрению не принимается. Срок, который отводится на рассмотрение, равен в среднем 40 дней. Дни указываются календарные. В этот срок включается:

  • рассмотрение заявления;
  • принятие по нему решения;
  • уведомление заявителя.

Стоит учесть, что претензия по поводу переоценки, которая установлена ГКН, не должна отличаться в большую или меньшую сторону более чем на 30 процентов от суммы, что была установлена. Когда у заявителя принципиальная позиция, и он указывает большую разницу, то после отказа, вынесенного комиссией, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

На расписке указывается дата, когда нужно явиться и получить ответ комиссии. Если принято положительное решение, то заявителю выдается новая кадастровая документация, где указана другая стоимость надела.

Госпошлина

Сумма, которая уплачивается в качестве государственной пошлины за внесение корректировок, составляет 350 рублей. Данная сумма устанавливается даже в том случае, когда изменения происходят по причине допущения ошибок со стороны сотрудников ГКН. Если требуется получить новую кадастровую документацию, где отражается актуальная оценка государственного земельного кадастра, потребуется уплатить сумму, равную 200 рублей.

Когда вопрос решается посредством обращения в судебную инстанцию, то размер пошлины составляет 200 рублей. Если обращаться будет организация, то размер платежа увеличивается, согласно законодательным положениям.

Стоит отметить, что стоимость проведения экспертных работ в различных регионах страны отличается и бывает достаточно высокой. Начальная цена устанавливается в пределах 2 тысяч рублей за исследование одного надела. Когда требуется провести экспертизу, то уплатить придется порядка 15 тысяч рублей.

Уменьшение стоимости

Кода собственник участка уверен в том, что цена на надел, указанная в кадастре, завышена, то человек может инициировать процедуру уменьшения стоимости. Случается такое, что цена, прописанная в кадастре, превышает ту, что действует на рынке – это говорит о том, что она непомерно завышена по отношению к существующему порядку, действующему относительно оценок.

Уменьшение стоимости заключается в том, чтобы исправить причины, которые привели к тому, что цена была значительно завышена. Первой причиной завышения может являться то, что возникла путаница в записях учетного характера, устанавливаемых в отношении конкретного надела.


Процесс оспаривания

Тогда будет требоваться провести сверку нормативной документации о допустимости удельных показателей цены, прописанной в кадастре, в отношении к виду применения, который установлен в качестве разрешенного. Если оценка не укладывается в перечисленные величины, то проблема устанавливается именно в них. Ошибка, носящая технический или кадастровый характер, может выражаться:

  • ошибка допущена при определении применения, которое установлено относительно надела;
  • ошибочное установление удельных показателей, которые входят в рамки использования надела.

Положения, принятые ГКН устанавливают особые формы, которые способствуют выявлению и исправлению данных, носящих ошибочный характер, которые внесены в реестры. Когда такие ошибки допущены – в отношении отдельного участка приостанавливается деятельность учетного значения до того, как будут исправлены сведения.

Кто имеет на это право?

Правом на проведение обладают лица:

  • наделенные правом собственности;
  • правом пользования, которое является постоянным;
  • пожизненное наследование, переходящее по наследству.

Это могут быть граждане или организации. Если установлена долевая собственность, то данный вопрос решается только сообща. Это говорит о том, что заявление от одного обладателя доли принято не будет.

Также правом на уменьшение обладают:

  • лица, изменившие категорию надела;
  • те, что внес коррективы в разрешенное применение;
  • при уменьшении территории;
  • установившие обременение;
  • если обнаружена порча надела.

Когда указанные данные не отражены в учетных записях – владельцы наделов могут внести эти сведения и требовать уменьшить цену.

Основания

В качестве оснований рассматривается:

  • если выявлена ошибка, совершенная во время оценки, и требования по устранению выдвинуты заинтересованным лицом;
  • подается заявления и необходимая документация, в которой отражена ошибка;
  • имеется свидетельство, выданное по результатам независимой экспертизы;
  • постановление, вынесенное ГКН о том, что нужно исправить данные;
  • решение судебного органа.

Для наделения указанных оснований юридической силой требуется использовать их в комплексе.

Составление заявления

Относительно составления заявления разработан установленный образец. Пишется оно на адрес комиссии по рассмотрению спорных вопросов, которая действует при Росреестре. В документе обязательному отражению подлежат данные заявителя:

  • фамилия, инициалы;
  • адрес проживания;
  • телефон для связи;
  • электронка.

Заявление об оспаривании результатов оценки

Сроки и оплата

В течение недели с момента подачи заявления сообщают о том, принято ли оно к рассмотрению или нет. Если принято, то рассматривать его будет в среднем 1 месяц. По принятию решения уведомление направляется в течение 3 дней.

Если вынесен отказ в рассмотрении или решение имеет отрицательное значение, то устанавливается срок, равный 10 дням для его обжалования.

Затраты, которые связаны с уменьшением стоимости могут быть достаточно значимыми. Когда имеет место обращение к посредникам для решения вопроса, то сумма составит 15-20 тысяч рублей, в зависимости на какой стадии оказываются услуги.

Стоимость услуг оценочного характера может варьироваться от 15 до 150 тысяч. Зависит она от того, каков объем работ. Также оплате подлежит государственная пошлина. Размер ее устанавливается в законодательстве.

Как часто меняется стоимость земельного участка?

Стоимость, указанная в кадастре, подлежит установлению в зависимости от того, как проведена ревизия. Период проведения новой оценки зависит от активности инвентаризационного направления в администрации. Процесс проводится местными властями, который действуют в пределах территории, где расположен надел.

Согласно регламенту, установленному на федеральном уровне, рассматриваемая процедура проводится не реже 1 раза за пятилетие. Проводить оценку часто не рекомендуют. Минимальный срок указывают как 3,5 года. Когда имеет место нарушение регламента, то результат проведенной оценки становится под сомнением.

Между периодами, которые указаны, цена может меняться в индивидуальном порядке, для этого необходимы достаточные основания. Обратиться может человек, обнаруживший неточность в кадастровой документации. Установить могут, что при расчетах использовались данные, которые недостоверны.

Цена на земельный надел, закрепленная в кадастре, имеет большую значимость, в том числе при уплате налоговых платежей. По этой причине собственники должны следить за тем, чтобы ее оценка была проведена, верно.

Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить земельный налог? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.

Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Кроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды). Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра , в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. - (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Пере оценка кадастровой стоимости земли . Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка , приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка .

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости .

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

5 034 просмотра