Беседа по сказке серебряное копытце. Конспект урока литературного чтения П.П. Бажов «Серебряное копытце. Беседа о родном крае

Анна Колесникова
Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Конспект НОД

для детей старшей группы по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий

Тема : Чтение сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели : учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.

Планируемые результаты : выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.

Материалы и оборудование : портрет Бажова , его книги, в т. ч. «Серебряное копытце » , заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа ? (в сказке – выдумка , волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди) .

Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце » .

показ портрета Бажова

В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой . А вот сам автор назвал свои творения – сказами . Сказы – это что-то между рассказом и сказкой .

В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя , девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце .

Родился П. П. Бажов в семье мастера , работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами , легендами, загадками, песнями, пословицами) .

Его произведение «Серебряное копытце » - это сказ . Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные .

Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце » ? (девочка, дедушка)

А кто там сказочный ? (козёл Серебряное копытце )

Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни , сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы , такие, какие писал П. П. Бажов .

Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце » , а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.

Чтение отрывков из сказа Бажова

Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу .

Ещё раз назовите главных героев сказа .

Опишите внешность старика . (большой, бородатый)

Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать ; охотник знатный-умелый)

Какой был старик по характеру ? (добрый, ласковый, весёлый)

Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)

Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать )

Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?

Что вам понравилось в их характере?

Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей )

Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими , какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П . П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце » мы немного отдохнём на музыкальной паузе.

Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД

Ребята, какое время года сейчас? (зима)

Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей )

Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом» , а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.

Определение на ощупь ваты

Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.

Правильно?

Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей )

К какому произведению нарисована эта картинка?

Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)

Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)

Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей )

Правильно говорить – бревенчатые.

Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)

Посмотрите, как я сделаю первое бревно.

Показ образца

А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.

Лепка детьми брёвнышек

Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял , а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)

Рисование фломастерами волшебных камешков.

Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины . Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце » . Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.

Публикации по теме:

Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Описание материала:.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево» Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Тема: Чудо дерево Возрастная.

  • Познакомить с содержанием произведения П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
  • Познакомить с богатствами Уральского края, с его традициях, с занятиями людей в прошлом, с их бытом.
  • Выполнить аппликацию к произведению

Оборудование, используемое на уроке:

  1. Коллекция уральских самоцветов.
  2. Фотографии изделий из самоцветов.
  3. Фотографии уральской природы.
  4. Портрет П.П.Бажова.
  5. Детали для аппликации (дом, деревья, девочка Дарёнка, олень Серебряное копытце, кошка Мурёнка).
  6. Иллюстрации к сказке.
  7. Рисунки Серебряного копытца на отдельном листке по количеству уч-ся.
  8. Книги П.П.Бажова для выставки.
  1. Орг. момент.
  2. Беседа о родном крае.
  3. Рассказ о П.П. Бажове.
  4. Выставка книг (краткий обзор по книгам). (Выставка книг П.П.Бажова оформлена заранее. Сами ученики кратко рассказывают об уже прочитанных произведениях, а учитель коротко делает аннотацию к другим произведениям, заинтересовывая тем самым детей узнать об этом сказе).
  5. Сообщение цели.
  6. Словарная работа. (Объясняются сложные слова, которые встречаются в тексте. Все слова печатаются на карточках, чтобы дети могли их зрительно воспринять. Хоть дети и читают по слогам, зрительное восприятие слов будет стимулом к быстрому чтению).
  7. Чтение сказа учителем в сокращении. (Многие дети приходят в 1 класс не читающие, поэтому сказ читает учитель. Сказ довольно большой по объёму, поэтому заранее учитель продумывает, какие отрывки из произведения можно не читать, чтобы не потерялся смысл сказа, и была достигнута цель, поставленная на уроке.)
  8. Беседа по содержанию
  9. Творческая работа. (Для детей заранее заготовлены листы с фигуркой молодого оленя, и кусочки цветной бумаги, а их задача доделать работу до конца. Для закрепления понятия самоцветы используются элементы работы с бумагой. Дети из кусочков цветной бумаги вырезают цветные “камешки”. На этом этапе урока идёт закрепление навыка работы с ножницами, развивается мелкая моторика у учащихся и пополняется их словарный запас).
  10. Выставка работ.
  11. Итог урока.
  12. Дом.задание

Основные вопросы:

  • Что такое самоцветы?
  • Кто такой П.П.Бажов?
  • Кто главные герои этого сказа?
  • Что обозначают старорусские слова?
  • Как звали кошку девочки?
  • Как Дарёнка оказалась у деда Коковани?
  • Почему Дарёнка пошла со стариком жить?
  • Где жили Кокованя и Дарёнка?
  • Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?
  • Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника?
  • Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?

Практическая работа. Работа с цветной бумагой. Аппликация. ПТБ с ножницами.

Домашняя работа. Краткий пересказ сказа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Беседа о родном крае.

– Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (после ответов детей появляется табличка и карта Уральского региона)

Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (вывешиваются иллюстрации).

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

– А кто знает, что такое самоцветы?

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. (показ камней из коллекции). И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (показ фотографий)

3.Рассказ о П.П. Бажове. (портрет П.П.Бажова)

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

Выставка книг (краткий обзор по книгам).

4. Сообщение цели

.

А мы сегодня познакомимся ещё с одним знаменитым произведением – “Серебряное копытце”.

5. Словарная работа

.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик – начальник
Козлик – молодой олень.
Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Солонина – солёное мясо.
Покосные ложки – место, где косят траву.

Ф И З М И Н У Т К А.

6. Чтение сказа учителем в сокращении.

Цель перед чтением: Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

Чтение сопровождается показом иллюстраций.

6. Беседа по содержанию.

(За правильный ответ ученик получает “самоцвет”, которые потом используют для аппликации). Соберем свою коллекцию камней.

  1. Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
  2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
  3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)
  4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).
  5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)
  6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).
  7. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)
  8. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких то корыстных целей).

Посмотрите, какая получилась картина! Что бы вы добавили? (цветные камешки под ногу козлику)

(По ходу ответов на доске появляется картина-аппликация, составленная из отдельных деталей. “Самоцветы”, полученные за ответы, дети приклеивают под копытце козлика).

Ф И З М И Н У Т К А.

7. Творческая работа.

Посмотрите на эту картину, которая у нас получилась из ваших ответов. Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:

– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).

У вас на столе заготовлены кусочки цветной бумаги и рисунок козлика. (Приложение №1). Вы сейчас вырежете из цветной бумаги “драгоценные камни”. Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем.

(самостоятельная работа учащихся)

А учитель в это время помогает.

8.Выставка работ.

Что вырезали? Как называются драгоценные цветные камушки? САМОЦВЕТЫ (табличка появляется на доске)

9. Итог урока.

К какому сказу у нас иллюстрация на доске? Понравилась, ребята вам произведение? Кто его автор? А как называются драгоценные камни, которые добывают у нас в Уральских горах?

10. Дом.задание

А дома расскажите о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке и Серебряном копытце своим родителям.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Асбестовского городского округа

Урок литературного чтения

(внеклассное чтение)

1 -в класс

Исполнитель:

Зубова Римма

Александровна

Должность:

учитель

начальных классов

Асбест

2014 г

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение)

Класс: 1

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная технология : технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД.

Цель: формирование у учащихся УУД.

Задачи:

Образовательные:

    прививать интерес школьников к книге, литературе;

    раскрыть понятие сказа как жанра литературы;

    познакомить с богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;

Развивающие:

    развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

    расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас;

    развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, группах; объективно оценивать работу во время самопроверки;

Воспитательные:

    способствовать воспитанию чувства доброты, любви к природе, животным.

Формирование УУД:

Предметные:

    воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

    самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

    участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

Личностные:

    мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

    эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

    оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

    принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

    слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

    принимать участие в обсуждении прочитанного;

    принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

    работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Познавательные УУД:

    определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь.

Основные понятия: сказ

Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа

Дидактический материал и оборудование:

    компьютер, проектор, экран;

    презентация;

    книга П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

    карточки для самостоятельной работы;

    коллекция уральских самоцветов.

План урока:

I . Организационный момент.

II . Беседа о родном крае (работа с презентацией).

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове.

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

Y . Сообщение темы и цели урока.

YI . Словарная работа.

VII . Чтение сказа учителем .

YIII . Беседа по содержанию произведения.

IX . Физминутка.

    Выполнение заданий по прочитанному произведению.

а) Работа в группах: составление характеристики главных героев;

б) Работа в парах: составление картинного плана;

в) Работа в динамических парах: составление кроссворда.

XI . Итог урока.

XII . Рефлексия.

XIII . Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент ( слайд 1).

Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живёт в горе. Вижу я Дарёнушку – сразу Ящерки мелькнули на заре… И от этих сказов стало снова На душе так чисто и светло… В дальний домик дедушки Бажова, На Урал меня перенесло!

II . Беседа о родном крае.

Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (слайд 2-3).

Край, в котором мы живём, называется Урал. Край очень красивый в любое время года. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

А кто знает, что такое самоцветы? (слайд 4).

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов - самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы.

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове ( слайд 5).

В этом году отмечают юбилей писателя - 135 лет со Дня рождения.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Очень он любил свой край, хорошо знал, как живут мастеровые. Это были сильные духом, смелые люди. У них был непростой труд. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому

его произведения называют сказами, а не сказками.

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

В 1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. В этом году юбилей книжки – 75 лет.

Рассмотри картинку и определи, какие герои и предметы из сказов П.П. Бажова на ней изображены (слайд 6).

Y .Сообщение цели.
- Какую цель перед собой поставите?

Как можно сформулировать тему нашего урока?

На этом занятии мы будем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» (слайд 7).

YI . Словарная работа (слайд 8).

(слова записаны на доску). Артель – бригада, коллектив с одной целью работы. Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей. Приказчик – начальник. Козлик – молодой олень. Балаган - избушка, в которой можно переночевать в лесу. Солонина – солёное мясо. Покосные ложки – место, где косят траву.

YII . Чтение сказа учителем

Цель перед чтением :

Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

(Чтение сопровождается показом иллюстраций).

YIII . Беседа по содержанию произведения (за правильный ответ ученик получает «самоцвет»).

Соберем свою коллекцию камней.

Вопросы:
1. Кто главные герои этого сказа?
(Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)

2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)

3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)

4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).

5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)

6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).

6. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)

7. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких- то корыстных целей).

IX . Физминутка

Ровным кругом друг за другом Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так: - Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.
- Как грациозно мчится Серебряное копытце .

X . Выполнение заданий по прочитанному произведению.

А) Работа в группах (под руководством учителя)

- Давайте составим характеристику Дарёнке и Коковане (слайд 9).

У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите карточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.

1 группа (девочки) – составляют характеристику Дарёнке;

2 группа (мальчики) – составляют характеристику Коковане.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа: Дарёнка, Кокованя

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

- Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

Проверка задания (слайд 10 – 11).

Б) Работа в парах: составление картинного плана

Расположить картинки в правильной последовательности и подтвердить выбор словами текста.

Проверка задания (слайд 12).

В) Работа в динамических парах: составление кроссворда (у каждой группы свой лист с заданием) Слайд 13.

1 М

2 Х

3 Д

4 С

5 К

6 Б

По горизонтали:

2. Как назывались камешки, которые находили люди там, где козёл скакал? 3. Назовите имя главной героини? 4. К какому жанру относится данное произведение? 6. Кто автор сказа?

По вертикали:

1. Как звали кошку Дарёнки? 5. Какое прозвище было у старика, который придумал взять в дети сиротку?

- Проверка задания

XI . Итог урока.

Наше сказочное путешествие заканчивается.

    Понравилось, ребята, вам произведение?

    Что в сказе было реально, а что вымысел?
    - Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов своим читателям?
    Бескорыстие - редкое качество человеческого характера (слайд 14).

XII . Рефлексия.

- Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке.

(На столе учителя стоят шкатулки с «драгоценными камушками» разного цвета).

- Каждый из вас по очереди подойдёт к шкатулкам, выберет один или несколько камушков и украсит ими нашу иллюстрацию.

- Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зелёный камушек.

- Если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, - приклейте жёлтый .

- Если испытывали трудности – приклейте красный камушек.

/ заканчиваем аппликацию наклеиванием "драгоценных камушков". Если будут приклеены красные - обсуждаем, что вызывало затруднение/

XIII . Домашнее задание.

- Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце.

Если хотите – нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Урок окончен.

Используемые ресурсы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №20 «Золотой ключик»

Конспект НОД по развитию речи

« Беседа по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Подготовили и провели

воспитатель старшей группы № 1

Косикова Татьяна Сергеевна

Пушкино, 2017

Задачи:

Образовательные . Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Расширять знания детей об особенностях зимней природы. Упражнять в умении выполнять знакомые физические упражнения под музыку.

Развивающие. Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Развивать речевое дыхание.

Воспитательные. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Предварительная работа: чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Оборудование: книга П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Ход НОД

Организационный момент

    - Дети помните мы с вами ходили в гости к бабушке Арине. Что она нам подарила? (ответы детей)

- Мы с вами прочитали книгу П.П. Бажова «Серебряное копытце». В этой сказке много загадочного. Например, откуда появилась «драная тощая Мурёнка»? Ваши предположения (ответы детей).

Педагог следит за ответом детей, помогает им строить высказывания, чтобы получился логически связанный мини-рассказ, использовать в рассказе литературно грамотную речь.

-Как вы думаете, почему Мурёнка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Дарёнкой увязалась? (ответы детей)

- О чём Мурёнка с Серебряным копытцем беседовала? Что она козлику рассказала? (ответы детей)

- Почему кошка покинула Дарёнку? (ответы детей)

- Мне очень понравились ваши рассказы, о особенно… (отметить детей, которые старались говорить грамотно)

    - Какое время года было в сказке, когда Дарёнка встретилась с Серебряныи копытцем? (зима)

- А какое сейчас время года? (зима)

- А что бывает только зимой? (снег, мороз…).

- Вот представьте, что у нас здесь мороз. Что мы будем делать? (ответы детей)

Физкультминутка «Мороз»

Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

Чтоб согреть его скорей,

Надо потереть сильней

Имитация: трут рукой нос

Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать.

Прыжки на месте, на двух ногах

Очень холодно стоять,

Ножки стали замерзать.

Прыжки ноги скрестно, ноги врозь

Крепче стал мороз никак,

Мёрзнем стоя так

Имитация: трут рукой уши

Нам пора бежать бегом,

Нам нельзя идти пешком.

Бег на месте

Чтобы руки согревать,

Будем мы махать

Руки вперёд, взмахи руками вверх-вниз

И в ладоши будем бить,

И локтями шевелить

Хлопки в ладоши

Мы на месте не стоим

Мы бежим, бежим

Бег на месте

Чтоб согреться поскорей

Надо нам бежать быстрей

Бег на месте

Дыхательная гимнастика.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Инструкция № 1. Зимой на улице завывает ветер. Вот сейчас мы с вами изобразим этот ветер. Ветер воет громко, а потом всё тише-тише. Послушайте, как это у меня получается.

- педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает громко петь звук «У-у-у», постепенно делая голос тише, тише. Когда рука опускается, звук прекращается.

- Дети повторяют упражнение 2-3 раза.

    Игровое упражнение «Подбери похожие слова»

Кошка - это мама, а папа? (кот.) А если кот большой? (котище). А если он маленький? (котёнок, котик).

- Кошка, кот, котище, котёнок, котик – это родственные слова, звучат они похоже, и рассказывают про одно и то же, про кошек.

- Серебряное копытце очень любил прыгать. Прыгать можно по-разному. Я буду говорить похожие слова, а вы объясните, что это слово обозначает.

- допрыгнул (прыгнул до какого-то места, например до пня) ,

Перепрыгнул (прыгнул через какое-то препятствие) ,

- отпрыгнул (прыгнул от какого-то предмета, например, от огня) ,

- запрыгнул (прыгнул вверх, например, на крышу дома) ,

- выпрыгнул (прыгнул вверх, например, из ямы)

Итог. - Что нового, интересного мы с вами сегодня узнали? (ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Аутотренинг В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.


П. Бажов «Серебряное копытце»

подготовительная группа

воспитатель: Кутепова

Маргарита Сергеевна

МДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида»

2018г

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, открывающей возможности для позитивной социализации, личностного развития детей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развития соответствующих возрасту видов деятельности.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой (сказами П.П.Бажова).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»
приобретение опыта в двигательной деятельности детей и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- ребенок приобретает опыт освоения и применения культурных способов деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; получает возможность выбора рода занятий, участников по совместной деятельности;
- получает опыт использования речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
- применяет умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства;
- обладает начальными знаниями о социальном мире, малой Родине, истории родного края, знаком с произведениями П.П. Бажова.
Методы и приемы:
Игровые: игровые действия, упражнения (оказание помощи).
Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Наглядные: демонстрационные пособия, активные действия детей.
Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: книга «Малахитовая шкатулка», анимация «Снегопад».
Раздаточный: большой отрез ткани, большие бусины.
Музыка А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Форма организации непрерывной образовательной деятельности – образовательный квест.Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

5 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)Словно яркая раскраска,