Зачем ныряем: крещенские купания – церковный обряд или народная традиция? Украденные традиции: купание в проруби Кто кроме русских купается на крещение

Крики, громкий смех, колющий мороз, глаза, полные восторга, взъерошенные мокрые волосы, скользкий лёд и сладкий горячий чай. Всё это - крещенское купание в проруби! Хотя купанием это сложно назвать, это скорее мгновенное окунание и убегание в тёплые объятия сухого полотенца. Но бывает, что среди обыкновенных смертных находятся матёрые и закалённые опытом «моржи», для которых купание в проруби ничем не отличается от купания в ванне с пеной и резиновыми уточками. Какая же это замечательная традиция - закаляться в проруби на крещение! Но каковы её истоки? Кто придумал и закрепил эту идею в наших умах? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Упоминания об этой традиции можно найти в русской классической литературе, например, у Куприна и Шмелёва. Вот небольшой пример из произведения Даля: «В иордани купаются, кто о святках рядился». «Кто о святках рядился» - то есть те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.

Но это не самые глубокие истоки, которые мы можем найти. Существует несколько теорий происхождения бодрящей до костей традиции. Согласно первой теории, во времена древних скифов существовал обряд, во время которого младенцев погружали в ледяную воду, чтобы закалить и приучить к будущей суровой жизни и не менее суровой природе. По следующей теории, обряд купания в проруби берёт своё начало от Ивана Грозного, который заставлял своих бояр снимать их шикарные шубы и нырять в прорубь, делая вид, что это для них легко и просто. Причём делал он это не в рамках православия, а в честь воинских традиций.

Любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет. Русское слово «крещение» происходит от древнерусского слова «крес», означающего «огонь» (корень как в слове «кресало» - огниво, кремень для высекания огня). То есть слово «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определённом возрасте «возжечь» в человеке «искру божию», которая в нём есть отроду. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

Ну вот, мы с вами немного и разобрались в вопросе происхождения такой экстремальной традиции. Осталось разобраться с последним вопросом. Обязан ли верующий человек следовать этой традиции?

Случается иногда встретить очень фанатичных людей, которые считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого верующим вас назвать нельзя. Но так ли это? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии считает: «Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет - пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в прорубь имеет к празднику Богоявление Господне? Для меня эти окунания - просто развлечение, экстрим. Наши люди любят что-нибудь такое необыкновенное. В последнее время стало модно нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своём благочестии. Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу, к празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощённого воскресения».

РПЦ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

У Даля мы находим: В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о святках рядился» - то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.




Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.


Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.

Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.




Согласно библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан «сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим своим последователям. На греческом этот обряд называется Βάπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).

Русское слово « крещение » восходит к древнерусскому слову « крес » , означающему « огонь » (корень как в слове « кресало » - огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово « крещение » означает « возжигание » . Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте « возжечь » в человеке « искру божию » , которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение - крещение водой - такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения - «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.

Сакральный смысл «крещения» водой в детстве как магического обряда заключается в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от ветхого Адама, а по сути - от Диавола, от Природы) и замена ее Святым Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е. « крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от своей земной природы - отрекается от Рода.

Слово « крест » в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова « крест » , означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову « крыж » (корень, как в слове « кряж » - вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах « крыжик » - крестик (галочка) в ведомости, глагол « крыжить » - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, « крестоносец » - это « крыжаносец, крыжак » ).

Христиане, слили эти два разнородных, хотя и однокоренных, понятия - крест (на котором распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову «крест» как пересечение линий.

Православной Церковью 19 января (по новому стилю) празднуется Крещение или Богоявление. Это самый древний праздник у христиан, и его установление корнями уходит к временам учеников-апостолов Христа. Он имеет еще и древние названия: «Епифания» - явление, «Теофания» - Богоявление, «Святые светы», «Праздник Светов» или просто «Светы», так как именно Сам Господь пришел в мир в этот день, чтобы явить ему Свет Неприступный.

Праздник Крещение

Слово «крещу» или «крещаю» с греческого языка переводится как «погружаю в воду». Практически невозможно понять важность и сам смысл того, что такое Крещенское купание, не имея представления о том, какое символическое значение имеет вода в Ветхом Завете.

Вода есть начало жизни. Именно она оплодотворила все живые существа, которые и произошли из нее. Где нет воды, там безжизненная пустыня. И вода же способна разрушать, как во времена Великого потопа, когда Бог залил греховную жизнь людей и тем самым уничтожил зло, которое они творили.

Бог своим Крещением сделал воду святой, и теперь в память этого события традиционно празднуется Водосвятие. В это время освящается вода во всех православных храмах, а потом в реках и водоемах.

Иордан

В этот день традиционно осуществляется народное шествие, называемое «Крестный ход на Иордан», для того чтобы освятить воду и чтобы потом устроить Крещенское купание в проруби.

Крещение Иоанново означало, что как омытое водою тело очищается, так и кающаяся душа, уверовавшая в Бога, будет очищена от грехов Спасителем.

Библейская история гласит о том, как пришел в те дни Иисус из Назарета, и крестил его Иоанн в Иорданской реке. Когда Иисус вышел из воды, разверзлись небеса, и Дух, как голубь, сошел на него. И послышался глас с небес: «Ты сын Мой возлюбленный, в котором мое благословение».

Богоявление открыло людям Великую тайну Святой Троицы, к которой приобщается каждый окрещающийся. Потом Христос сказал своим апостолам, чтобы они шли и учили этому все народы.

Крещенские купания. Традиции

Традиция водосвятия у наших предков появилась с тех древних времен, когда в 988 году Киевский князь Владимир крестил Русь. Теперь же только священник может совершать обряд Водоосвящения, так как в это время читаются специальные молитвы с троекратным погружением в воду креста. Делается это в сам праздник Крещения после литургии. Но сначала перед этим в водоеме делается прорубь, обычно в виде креста, называемая «Иордань».

В эти дни Крещенская вода - это настоящая святыня, которая может исцелять и укреплять душевные и телесные силы человека. Поэтому совершается такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема, чтобы сделать доступным купание на Крещение для людей. Православные люди набирают из проруби воду и умываются, а вот самые смелые и отважные буквально ныряют в нее.

Традиции предков

Русскими традиция купания в проруби была позаимствована еще у древних скифов, которые так закаляли своих младенцев. Они просто окунали их в холодную воду и тем самым приучали к суровым условиям климата.

Кроме того, традиция купаться в проруби была и в языческих обрядах, так происходило посвящение в воины. И поныне на Руси любят после баньки растереться снегом или прыгнуть в холодную воду.

Некоторые языческие обряды так и укоренились в нашей жизни и по сей день. Поэтому мы купаемся в проруби и празднуем Масленицу, которую привязали к началу Великого поста.

Крещенский праздник

Согласно церковным правилам, в Крещенский сочельник происходит «великое освящение воды». Верующие люди приходят на службу в церковь, ставят свечи и набирают освященную воду. Однако окунаться в прорубь не требуется, это происходит по собственному желанию человека.

Вообще, на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов. Вода, как живая материя, способна изменять свою структуру под воздействием информации, поэтому все зависит от мыслей в голове человека. В целые народные гуляния превращаются крещенские купания, фотографии этого празднования всегда показывают, как весело и интересно они проходят.

Купание в Крещение. Как правильно

Но это веселое и безобидное, на первый взгляд, занятие может повлечь за собой ряд неприятных моментов. Специальной подготовки Крещенское купание особо не подразумевает. Тело человека к холоду приспособлено, и поэтому здесь важен только настрой.

Что же может произойти с человеческим организмом при погружении в ледяную прорубь?

1. Когда человек погружается в холодную воду с головой, у него идет резкое возбуждение центральной нервной системы и коры головного мозга, что в целом положительно влияет на весь организм.

2. Воздействие низких температур кратковременно воспринимается организмом как стресс, который может снимать воспаление, отеки и спазмы.

3. Теплопроводность воздуха, окутывающего тело, в 28 раз меньше, чем теплопроводность воды. В этом состоит эффект закаливания.

4. Холодная вода заставляет высвободить дополнительные силы организма, и после соприкосновения с ней температура человеческого тела поднимается до 40 градусов по Цельсию. А как известно, при такой отметке гибнут микробы, больные клетки и вирусы.

Правила купания

Купание в крещенские морозы подразумевает исполнение некоторых правил. Главное при этом, чтобы прорубь была специально оборудована и все это действие происходило под присмотром спасателей. Население обычно информируют о таких массовых местах купания.

Купание в проруби предполагает наличие плавок или купальника, махрового халата и полотенца, а также комплекта сухой одежды, тапочек или шерстяных носков, резиновой шапочки и горячего чая.

Перед тем как устроить купание в Крещение, как правильно это делать, очень важно знать. Для начала надо немного разогреться зарядкой, а еще лучше сделать пробежку. К проруби надо подходить в нескользкой, удобной легкоснимаемой обуви или носках. Необходимо также проверить устойчивость лестницы, а для подстраховки кинуть в воду веревку, крепко закрепленную на берегу.

Окунаться в прорубь надо по шею и лучше не мочить голову, чтобы не произошло сужение сосудов головного мозга. Прыжки в прорубь с головой тоже нежелательны, так как потеря температуры может вызвать шок. Холодная вода сразу вызовет учащенное дыхание, и это совершенно нормально, таким образом тело приспосабливается к холоду. В воде больше одной минуты находиться опасно, может произойти охлаждение организма. Также нужно очень внимательно следить за детьми, которые, испугавшись, могут забыть, что они умеют плавать.

Из проруби тоже надо уметь выходить, чтобы не упасть, а для этого надо крепко держаться за поручни, и при этом использовать сухую тряпку. После купания необходимо хорошенько растереть себя полотенцем и надеть сухую одежду. После купания лучше всего выпить горячий чай из трав или ягод, заранее приготовленный в термосе.

В этот день употреблять алкоголь категорически воспрещено, так как он негативно влияет на естественную терморегуляцию всего организма, поэтому и последствия могут быть разные. Важно еще знать, что на голодный или, наоборот, забитый желудок купаться тоже недопустимо.

Противопоказания к купанию

Как бы ни было полезно Крещенское купание, противопоказания на это все же есть. И они касаются острых и хронических заболеваний. Это нарушение работы сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, гипертония, инфаркты), центральной нервной системы (травмы черепа, эпилепсия), эндокринной системы (тиреотоксикоз, сахарный диабет), зрительных органов (конъюнктивит, глаукома), органов дыхания (астма, воспаление легких, туберкулез), мочеполовой системы (цистит, воспаление придатков или предстательной железы), желудочно-кишечного тракта (язва, холецистит, гепатит), кожно-венерические заболевания; воспаление носоглотки и отиты и т.д.

Мнение медиков

Медицинские специалисты в этой области считают, чтобы купание в проруби на Крещение не принесло никаких неожиданных неприятностей, нужно быть абсолютно здоровым. И это особенно опасно для тех, кто курит или употребляет алкоголь, так как приток крови к легким может вызвать воспаление или даже отек бронхов и пневмонию. У молодых людей, не говоря уже о пожилых, артерии не всегда способны правильным образом отреагировать на холодную воду, и в этот момент может наступить остановка дыхания, а затем и сердца.

Если заниматься системным моржеванием, то это непременно будет способствовать оздоровлению организма, а вот когда это происходит нечасто, то все станет сильным стрессом для него, поэтому перед купанием нужно серьезно взвесить все "за" и "против".

Заключение

Много людей на Крещение героически решаются искупаться в проруби, хоть эта идея может быть и небезопасна. Однако уж очень славно проходят народные Крещенские купания, фотографии с этих праздников получаются достаточно выразительными, кто-то только настраивается зайти в воду, кто-то уже счастлив от того, что он искупался, а кто-то уже греется и пьет горячий чай.

Многие верующие люди считают, что купание в проруби на Крещение для настоящего православного человека - это большое благо. И ведь так оно и есть. Только здесь главное - понять, достаточно ли крепка и глубока у вас эта вера, чтобы она стала настоящим щитом от всех бед в момент, когда происходит Крещенское купание.

Первое купание в проруби на Крещение возникло как традиция, после принятия христианства в Киевской Руси в 988 году. 19 января церковный праздник – Крещение Господне, во время Божественной Литургии совершается великое освящение воды, имеющей целительную силу. Принято считать, что все водные стихии в этот день обретают чудодейственные особенности, укрепляющие телесные и душевные силы.

Что означает купание в проруби на Крещение?

Прорубь, в которой купаются, называют иорданью, к ней приходят после торжественного Богослужения, без молитвы священника не принято окунаться в воду. Батюшка благословляет желающих совершить обряд купания на Крещение - читает молитву перед полынью и троекратно погружает в неё крест, только после завершения молитв можно совершать ритуал. Предписывать традиции свойство очищать и смывать грехи – неправильно, для избавления от грехов надо покаяться и .

Откуда пошло купание в проруби на Крещение?

Праздник, к которому примыкает традиция, самый древний - Крещение Господне было введено как отдельное событие в церковном служении около 377 года. Древние христиане в этот день приходили на Иордан, место, где Иисус Христос принял крещение. Обряд крещенского купания – народная традиция, которую человек совершает по личному желанию, никаких церковных предписаний по данному вопросу нет. Вода, освященная в этот день, имеет особые свойства, что доказано научными исследованиями.

Что дает купание в проруби на Крещение?

Если рассматривать вопрос что дает купание на Крещение, следует понимать, что человек ожидает получить от таких действий. Окунуться в воду в крещенские морозы, не так просто даже при большом желании. Главное - должна быть вера, что вода имеет свойство исцелять недуги, и процедура не причинит вреда, желание помолиться – вверить свои нужды в руки Божьи.

Купание в морозы способствует повышению иммунитета - резкие перепады температур, активируют выброс в кровь гормонов, проявляющих защитное действие на отрицательные изменения в работе организма, снижается артериальное давление, приходит прилив энергии. Троекратное ознаменование себя крестом, перед погружением в прорубь - обязательное условие.


Крещенские купания - за и против

Традиция купания на Крещение - проверка силы воли человека. Врачи констатируют факт, что процент заболевших после таких «процедур» незначителен. По рассказам искупавшихся в первые несколько минут человека захватывает эйфория, тело становиться необыкновенно легким, в душе чувствуется благодать, приходит прилив особенных непередаваемых ощущений.

Рисковать слабым здоровьем для незабываемых погружений в воду запрещено. Церковь не обязывает и не предписывает совершать такой обряд верующим, он не является частью праздника. Пропустив купание, человек не теряет благодать. В день Крещения Господнего надо прийти на молитву в церковь, можно исповедаться и причаститься, окропить себя и свой дом священной водой, принесенной из храма.

Когда купаются в проруби на Крещение?

18 января – Крещенский сочельник, принято считать, что после освящения воды в церквях в этот день, она становиться целебной во всех водных источниках, и хранит такие свойства несколько последующих дней. Само купание на Крещение не начинают без благословений священника, освящение мест для окунаний происходит после праздничных богослужений утром 19 января.

Как подготовиться к купанию на Крещение?

Несколько советов как подготовиться к Крещенскому купанию в проруби. Для не закаленного человека такое погружение стресс, минимизировать последствия воздействия холодной воды можно путем предварительной закалки организма. За несколько дней до, желательно принимать , выходить на улицу или балкон на несколько минут в летнем варианте одежды – шорты и майка, делать обтирания влажным полотенцем, смоченным в холодной воде, практиковать обливания водой с низкой температурой.

Крещенское купание - правила

Правила купания на Крещение можно разделить на части. Первый и самый важный момент - совершая такой поступок, человек должен молиться: о спасении души, о близких, просить помощь Божью для исцеления от недугов. Окунаться в воду ради развлечения или под воздействием алкоголя, для испытаний острых ощущений - неправильно, ожидать в последствии врачевания тела и души – неприемлемо.

Есть масса плюсов по медицинским показателям, чем полезно купание на крещение – повышается трудоспособность, в организме пропадают аллергические реакции, депрессии, бессонница, боли в суставах и спинном отделе. Значительно снижаются приступы бронхиальной астмы, нормализуется кровообращение. Температура тела, при погружении подходит к показателю с отметкой в сорок градусов, за несколько минут в организме погибают многочисленные армии вирусов и бактерий – повышается работа иммунной системы.

Можно ли заболеть при купании на Крещение? Да, ведь стрессовое погружение в воду может вызвать в ослабленном организме ряд неприятных последствий. У диабетиков резко повыситься в крови уровень сахара, у сердечников возникают приступы аритмии и гипертонии, у онкобольных происходит нежелательное подавление иммунитета. Болеющим гриппом и ОРЗ купание запрещено.

Опасно ли купание в проруби на Крещение?

Дискуссии о том, чем опасно купание в проруби на Крещение серьёзный вопрос. Организация места проведения - главный критерий выбора, для желающих окунуться. Приходить в одиночку к неподготовленным малолюдным прорубям – нежелательно, это прямая угроза для здоровья и для жизни человека, в случае возникшей непредвиденной реакции организма на холодную воду, должны быть люди готовые подать квалифицированную помощь. Советы как правильно провести купание в проруби на Крещение:

  • раздевание произвести в несколько этапов – снять верхнюю одежду, дать организму адаптироваться, потом раздеваться до купальника;
  • пройтись по снегу – дать сигнал организму, через рецепторы стоп, включить защитную реакцию на холод;
  • после пребывания в воде переодеться, надевать сухие вещи сверху мокрых нельзя;
  • пить спиртные напитки для согрева после процедуры не рекомендовано.

Окунаться ли на Крещение? Как это нужно делать? На все эти вопросы Вам ответят священники в статье, подготовленной Правмиром.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

На Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощеного воскресения.

Вы прочитали статью Окунаться ли на Крещение? Как надо окунаться?