Стабилизационный фонд рф. Как россия будет жить без резервного фонда. Сколько составляет резервный фонд РФ

Резервный фонд Российской Федерации создан 1 февраля 2008 года по инициативе Министерства финансов. До этого момента существовал Стабилизационный фонд России. Однако постановлением Минфина он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

У резервных ресурсов есть максимально допустимый предел накопления средств. Он рассчитывается ежегодно, исходя из того, сколько по прогнозам составит значение валового внутреннего продукта страны. После превышения этого значения, равного 10% от предсказываемого ВВП, капитал начинает поступать в ФНБ.

Формирование и пополнение этих ресурсов происходит за счет средств, получаемых от сырьевых доходов государства (продажи нефти и газа).

В течение своего существования динамика изменения размера резервных средств была весьма цикличной – год увеличения сменялся годом уменьшения суммы. Ниже приведена официальная информация о динамике изменения объема средств Резервного фонда:

  • 02.2008 – 3,057 триллиона руб.
  • 02.2009 – 4,863 триллиона руб.
  • 02.2010 – 1,823 триллиона руб.

В предыдущем 2017 году имел место рост объемов запасного капитала.

Начало года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации была размещена информация об увеличении Резервного фонда России на январь 2017 года. Согласно этим данным, совокупная сумма составила 1 677 000 000 руб. По сравнению с началом прошлого года, эта цифра упала в 10 раз. Фонд национального благосостояния, к тому же, также уменьшился, и в данный момент составляет 1,677 триллиона рублей. Это примерно в раз меньше, чем на начало 2017 года. Эксперты утверждают, что такой скачок в объемах резервных средств России вызван ослаблением национальной валюты.

Резервные средства обеих структур размещены на счетах в Центральном Банке России. ФНБ частично располагается на депозитных счетах Внешнеэкономического банка, в ценных и долговых бумагах иностранных государств, в российских акциях частных компаний, а также на депозитном счете в банке ВТБ.

Состояние на февраль-март 2018

К сожалению, за таким резким увеличением количества средств в 2017 году, последовал не менее резкий их спад. Состояние совокупного объема капитала в резервах на 1 февраля 2018 года составляло почти 1,677 триллионов в российской валюте, в ФНБ – 5 триллионов рублей.

Однако за один месяц резервы государства сократились почти на 20%, а ФНБ – на 10%. За две недели в феврале резервные ресурсы утратили 4,13 миллиарда рублей только из-за валютных изменений – средства были размещены на счетах в Центральном банке в иностранной валюте. ФНБ также пострадал от курсовых переоценок – его объем упал на 200 миллиардов рублей только из-за изменения курса российской валюты.

Резервный фонд также претерпел крупные потери из-за покрытия дефицита государственного бюджета. На эти цели государством было изъято около 500 миллиардов руб.

Прогнозы на 2018 год

Из-за ожидаемого сокращения доходов государственного бюджета объем Резервного фонда обязательно уменьшится. Министерство финансов рассчитывает на уменьшение объема резервов в десять раз к концу 2018 года. Более того, сокращение совокупной суммы капитала запаса продолжится и в 2018 году. Однако далее фонд будет снова пополняться.

Министерство финансов планирует потратить в течение 2017 года около 3,5 триллиона рублей. Средства пойдут на покрытие дефицита в государственном бюджете. В этом году, по оценкам экспертов, он составит около 3,8% от валового внутреннего продукта, что будет приблизительно равняться 2,76 триллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году бюджет закрыт с дефицитом в 0,5% ВВП.

В 2018 году сумма, потраченная из резервных средств, должна уменьшиться – Минфин рассчитывает изъять около 1,16 триллиона рублей на государственные нужды.

Подобные планы Министерства финансов связаны с ожидаемым уменьшением объемов дохода федерального бюджета государства. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заявляет о просьбе Минфина использовать 3 триллиона рублей из средств запаса.

Министерство финансов планирует также сокращать дефицит бюджета за счет уменьшения расходов государства. Заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко заявила об этом намерении Минфина на коллегии Федерального казначейства. Так, за счет неиндексации заработных плат и сокращения инвестиций Минфин уменьшит годовые расходы на 1,07 триллиона рублей. Замглавы Министерства финансов сообщает, что в данный момент найдены готовые для использования ресурсы и пути сокращения расходов. Сообщается, что все возможные способы сокращения расходов государственного бюджета можно условно разделить на следующие направления:

  • неиндексация заработных плат;
  • строительство новых объектов;
  • пересмотр инвестиционных расходов.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Заместитель министра утверждает, что без данных мер дефицит бюджета к концу 2018 года может составить 4,7% от валового внутреннего продукта страны, что привело бы к разорению резервных средств.

Только в августе 2016 года из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета было потрачено 390 млрд руб. В 2017 году покрывать дефицит придется за счет ФНБ

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Если средства Резервного фонда продолжат расходоваться на покрытие дефицита федерального бюджета нынешними темпами, то уже в 2017 году фонд будет исчерпан, сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра финансов Алексея Лаврова.

По его словам, в 2016 году Минфин рассчитывает удержать дефицит бюджета на уровне 3,2% ВВП, но уже в 2017 году, когда Резервный фонд будет исчерпан, финансировать дефицит бюджета придется за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Только за август 2016 года объем накопленных в Резервном фонде средств на 18,4%, при этом только на покрытие бюджетного дефицита было потрачено 390 млрд руб. В августе Минфин задействовал Резервный фонд для покрытия бюджетного дефицита в третий раз с начала 2016 года.

По данным Минфина, к началу сентября в Резервном фонде оставалось 2,09 трлн руб., то есть с начала года его объем уменьшился более чем на 1,5 трлн руб. Большая часть этой суммы (около 1,2 трлн руб.) — это расходы на финансирование дефицита бюджета, остальное — результат курсовой переоценки валютных средств фонда.

По оценкам Банка России, до конца 2016 года из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будут потрачены еще 1,2 трлн руб. К концу года в Резервном фонде останется около 900 млрд руб., а если рубль укрепится — еще меньше. Reuters со ссылкой на материалы к проекту бюджета на 2017-2019 годы в июле , что на конец 2016 года в Резервном фонде останется 980 млрд руб., которые будут исчерпаны в 2017 году.

Глава Минфина Антон Силуанов в в июне отмечал, что в 2017 году правительство может задействовать для бюджетных целей ресурсы ФНБ. «На следующий год у нас по бюджетному плану останется около 1 трлн руб. средств Резервного фонда, и если нам потребуется дополнительно привлекать ресурсы из наших резервов, я не вижу каких-либо рисков, если мы часть средств, оставшихся от ФНБ, не задействованных для проектов, используем для финансирования дефицита бюджета. Но повторюсь, что подушка безопасности, которая будет храниться в высоколиквидных активах, должна остаться, потому что это устойчивость нашей финансовой и бюджетной системы», — говорил Силуанов.

В ФНБ, по данным Минфина, на начало сентября было 4,719 трлн руб. До 60% средств ФНБ правительство может вкладывать в инфраструктурные проекты. «Оставшаяся часть — это средства, которые могут быть использованы, как и Резервный фонд, для финансирования несбалансированности бюджета», — говорил Силуанов.

Лавров также уточнил, сколько сэкономит бюджет в результате замены второй в 2016 году индексации пенсий единовременной выплатой пенсионерам 5 тыс. руб. «Если бы мы проиндексировали, то это создало бы базу, и там пошло бы нарастающим масштабом, который измеряется, даже через три года, 300-400 млрд руб. Это были бы дополнительные расходы», — пояснил замминистра.

Все нормально, деньги есть!

«Ленинград». «В Питере — пить»

«ОБЕЩАНО, ЧТО ОБЩАЯ РЕАКЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА НА ЭТО БУДЕТ НЕЙТРАЛЬНОЙ»

Все мы помним прошлогоднюю реплику Дмитрия Медведева про деньги, которых нет, и последовавшее после этого предложение держаться, к которому были присовокуплены пожелания держаться, всего доброго, хорошего настроения и здоровья. Минувшая неделя принесла, однако, любопытную новость: деньги в стране, внезапно, есть — судя по тому, что минфин объявил о запуске чего-то подобного «бюджетному правилу», а именно — о том, что с февраля этого года в действие входит программа скупки валюты в некий «Стабфонд 3.0». Так есть деньги или нет и что это вообще за история такая?

Вообще говоря, сама скупка валюты как таковая восстанавливает в памяти времена золотого века начала-середины второго срока Владимира Путина , когда нефть стоила примерно как сейчас, но расходы бюджета были куда ниже и, наоборот, росли, и соответствующим образом росли доходы населения. Я напомню, что стабфонд (позже разделенный на резервный фонд и фонд национального благосостояния) был создан в начале 2004 года по предложению тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина ; умственные пассионарии плевались, потому как деньги накапливались в кубышке, вместо того чтобы быть вложенными в «новые производства». Голоса эти приумолкли сейчас, когда оказалось, что бюджет страны только разделенным стабфондом (и заодно реквизированными пенсионными накоплениями граждан) и спасается. Кроме того, с сугубо управленческой точки зрения, вопрос этих самых «новых производств» находится вне компетенции министра финансов, но в компетенции профильных министерств. Они же, в свою очередь, должны прописывать выделения средств на них в очередной бюджет, проводить его через парламент, после чего исполнять, желательно при этом не воруя, что опять же затруднительно, и совершенно умилительная информация о пропаже драгметаллов при производстве космических ракет (sic!) тому пример. Это, впрочем, частности и в целом дело прошлое, но понимание процесса работы с бюджетом и распределения дополнительных доходов необходимо для того, чтобы как минимум не делать скоропалительных выводов.

Это на самом деле тонкий и важный момент. Если обычный человек внезапно обретет (скажем, выиграет в лотерею) сотню-другую тысяч рублей, то он достаточно оперативно распределит эти деньги по своим статьям расходов, разве что с семейством посоветуется (да и то не факт). С дополнительными деньгами, приходящими в госбюджет, дело совершенно не так. Это, по сути, деньги совершенно не нужные — в рамках исполнения бюджета, принятого на текущий год. Но они приходят, и для их оприходования надо либо создавать некий фонд (с какими-то декларированными целями, механизмами пополнения и протоколами трат), либо переделывать бюджет. Второй путь, очевидно, куда сложнее — и понятно, почему правительство выбирает первый.

Вернемся к новому правилу. Согласно ему, с февраля 2017 года минфин посредством ЦБ начнет покупать на локальном валютном рынке сумму в валюте, равную (в рублях) разнице между теми нефтегазовыми доходами, которые бюджет получил бы при цене нефти в $40 за баррель, и суммой, которую бюджет предположительно получит в будущем месяце, если цена на нефть сохранится на уровне предыдущего месяца при среднем курсе рубля предыдущего месяца. При этом механизм покупки будет, очевидно, иметь эмиссионный характер. Предусмотрен и обратный процесс: если нефть уйдет ниже $40 за баррель, то валюта из этих закромов будет, наоборот, продаваться, но в объемах не больше, чем закупленные. Соответственно, было обещано, что общая реакция валютного рынка на это будет нейтральной.

Нейтральности, однако, не получилось. Рубль немедленно просел, несмотря на то, что в четверг, 26 января, стоимость барреля ходила выше $56, выскользнув за границу в 60 рублей за доллар, затем вернулся обратно, но тренд ближайшего времени, на мой взгляд, остается неопределенным. Важно другое — здесь стоит вспомнить произнесенное неделей ранее заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова : «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке». Иными словами, оно предваряло меру, объявленную минфином и ЦБ, и, по всей вероятности, являет собой консолидированное мнение правительства в целом.

Игорь Шувалов: «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке»

«НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ ТОГО, ЧТО СЕЙЧАС ПРЕДВЫБОРНЫЙ ГОД»

Соответственно, возникает вопрос: с чем именно это может быть связано? И, на мой взгляд, у этой ситуации возникает сразу несколько измерений, относительно которых можно делать выводы.

Во-первых, это сама ситуация с бюджетом. Это, конечно, замечательно, что нефть сейчас стоит существенно больше той цены, что была заложена в бюджет, но дело еще и в том, что бюджет определялся из расчета курса рубля в 67,5 рублей за доллар США. Иначе говоря, в долларовом выражении все хорошо, но в рублевом ситуация не столь радостна. Рублей — для пополнения доходов бюджета и исполнения его — нужно больше, и слегка подвинуть курс вверх, чуть уронив рубль, для бюджета (я напомню, что бюджет имеет статус закона!) весьма и весьма неплохо.

Во-вторых, играет роль само состояние экономики. Увы и ах, мифологема импортозамещения накрылась медным тазом, рынок (т. е. покупательские предпочтения — и да, покупатель вполне разборчив) сделал свой выбор — и на нем сейчас себя куда лучше чувствуют предприятия, использующие импорт, инвестиционный и промежуточный, т. е. оборудование и сырье. При этом рынок сейчас относительно узкий, длящееся не один год падение доходов населения дает о себе знать, и это в целом рынок покупателя, а не продавца. Соответственно, укрепление рубля идет на пользу именно этому спектру фирм, некоторое ослабление рубля, чаемое правительством, немедленно ударит по вроде бы задышавшей экономике страны.

В-третьих, под руку с предыдущим пунктом идет инфляция. Если рубль уронить, то закономерно подорожает импорт, и эта волна роста цен распространится по всей экономике, что явно поставит под угрозу декларированную цель довести инфляцию до невиданных за весь постсоветский период 4% годовых. Кроме того, удешевление рубля может стать на некоторое время самоподдерживающимся, если ослабление спровоцирует отток капитала, пришедшего на укрепляющийся рубль в рамках керри-трейда.

В-четвертых, минфин и ЦБ, судя по всему, сами себе несколько навредили. Механизм, предложенный этими структурами, таков, что если нефть будет расти далее (хотя с чего бы), а рубль — укрепляться, то все будет хорошо, будет иметь место торможение этого укрепления. Но если нефть будет стабильна (что, на мой взгляд, наиболее вероятно на горизонте двух-трех месяцев), а рубль ослабнет по каким-либо другим причинам, то, получается, объем покупок будет только расти и давление на рубль нарастать, т. е. процесс станет самоподдерживающимся. При этом я уже неоднократно писал о том, что регулятор не имеет права менять политику на лету, поскольку это будет означать потерю доверия к нему, ведь это, по сути, означает, что политики никакой не ведется вообще.

В-пятых, никогда не стоит забывать того, что сейчас предвыборный год. Неделю назад я уже писал о политических аспектах этой ситуации, но здесь есть, разумеется, и экономические. В данном случае, впрочем, важен лишь один: накопление денег в некоем фонде вполне может преследовать целью создать буфер, из которого будет финансироваться подмазывание податного электората на пике избирательной кампании, примерно через год, следующей зимой. На фоне сохранения низкой инфляции (если удастся это сделать), более-менее терпимого состояния экономики и наличия программы построения светлого будущего (которые готовят Кудрин и «столыпинцы») этого, вероятно, могло бы хватить для успешного прохождения выборного кризиса. Но...

Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерстваФото: скриншот

НАГРЕСТИ ВАЛЮТЫ В ЗАКРОМА

Но вот здесь мы прямо упираемся в ключевой российский вопрос — вопрос цены на нефть. Да, пока ОПЕК вроде бы выполняет свое соглашение. Да, пока американская нефтедобыча не вернулась на уровни выше 9 млн. баррелей в день. Но, увы и ах, вся эта картинка может оперативно измениться. Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерства, который до этого находился в стадии ратификации парламентами стран-подписантов. Иначе говоря, вполне вероятно, что Трамп в рамках своего подхода Make America great again схожим кавалерийским наскоком упростит условия работы американскому нефтяному сектору, на что он оперативно отреагирует ростом добычи и, с некоторым лагом, снижением цены. Рубль в этом случае ослабнет, а новое условное «бюджетное правило» поедет, и его придется либо спешно дорабатывать, либо отменять совсем, и, соответственно, может поехать весь хитрый политический план.

Впрочем, пока все тихо. И пока те или иные риски не реализовались, немножко нагрести валюты в закрома — весьма и весьма неплохо.

Российская Федерация исчерпает остаток Резервного фонда в следующем году и начнет использовать Фонд национального благосостояния, который на протяжении трех лет сократится до 2,79 триллиона , а с учетом размещения в проекты инфраструктуры и на депозиты в банковских учреждениях в нем останется только 500 миллиардов свободных рублей.

В то же время, чтобы прийти к заключению, Министерство финансов Российской Федерации в четыре-пять раз повысит кредиты на внутреннем рынке, которые, за вычетом выплат, составят 4,2 триллиона рублей на протяжении трех лет.

Затраты Министерства финансов предлагает понизить несущественно в сравнении с оценкой нынешнего года (15,81 триллиона рублей) и зафиксировать их на показателе 15,78 на весь трехлетний период. Решиться на большее понижении непросто, признали чиновники, с учетом приближающихся парламентских и президентских выборов.

При этом доходы в следующем году даже понизятся до 13,0 триллионов рублей с 13,03 триллиона в этом году, а в 2018-2019 году составят 13,77 и 14,64 триллиона рублей соответственно.

Дефицит бюджета, по идее Министерства финансов, будет каждый год понижаться на 1 процент внутреннего валового продукта - с 2,789 триллиона рублей, 3,2 процента внутреннего валового продукта, в следующем году до 2,01 триллиона рублей, 2,2 процента внутреннего валового продукта, в 2018 году и 1,14 триллиона рублей, 1,2 процента внутреннего валового продукта, в 2019 году.

Сейчас многие говорят и пишут о том, как сократился резервный фонд и ФНБ России , когда закончатся средства ФНБ и резервного фонда, и т.п. Так что я тоже решил не оставаться в стороне, и напишу немного своего мнения по этим вопросам – по использованию средств резервных фондов РФ. Но для начала немного теории и аналитики, чтобы хорошо представить себе, о чем вообще идет речь.

Итак, вообще наличие резервного фонда – это нормальная и необходимая практика для любого субъекта хозяйствования: от государства до отдельно взятого человека. Средства резервных фондов служат т.н. финансовой “подушкой безопасности”, которую всегда можно использовать при наступлении неких форс-мажорных ситуаций, требующих финансирования.

Россия задумалась о необходимости создания государственных резервов в начале 2000-х годов, и 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд (идея его создания принадлежала тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину). Стабилизационный фонд формировался из ведущих мировых валют (в первую очередь – долларов и евро), а также высоконадежных облигаций развитых стран. Первоначальный объем стабилизационного фонда составлял всего 5,9 млрд. долларов или 171,3 млрд. рублей.

На протяжении последующих лет стабилизационный фонд России постепенно пополнялся, а в преддверии финансового кризиса 2008 года, а точнее – 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд, объем которого на тот момент составлял уже 156,81 млрд. долларов или 3,849 трлн. рублей, был разделен на два разных фонда:

  1. Резервный фонд (на тот момент – 125,19 млрд. долларов или 3,058 трлн. рублей);
  2. Фонд Национального Благосостояния ФНБ (на тот момент – 32 млрд. долларов или 783 млрд. рублей).

Рассмотрим кратко основные характеристики этих фондов.

Резервный фонд РФ.

Резервный фонд России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по этим статьям бюджета, а также за счет доходов от управления активами самого фонда. При этом в резервный фонд направлялись нефтегазовые доходы, не превышающие 7% от ВВП государства, а остальная часть таких доходов направлялась в Фонд Национального Благосостояния.

Размер Резервного фонда в первые месяцы его основания сначала немного рос, но уже с сентября 2008 года начал планомерно снижаться. На текущий момент из первоначальных 125 млрд. долларов в нем осталось всего 16 млрд. долларов, и это уже составляет чуть более 2% к ВВП (вместо запланированных 7%).

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) РФ.

ФНБ России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по данным бюджетным статьям и превышающих нормативные отчисления в резервный фонд РФ, а также за счет доходов от управления активами фонда.

У Фонда Национального Благосостояния четко определено назначение – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть, ФНБ был создан как часть механизма пенсионной системы, призванная обеспечить ее стабильность.

ФНБ РФ частично входит в состав России, а частично – не входит. Это объясняется тем, что в активах ФНБ имеются как допустимые по уровню риска активы для ЗВР, так и недопустимые, более рисковые, но и более доходные.

С момента своего создания ФНБ России, в отличие от резервного фонда, сначала наоборот, преимущественно рос. К 2009 году он достиг объема 90 млрд. долларов и до 2012 колебался в пределах этой отметки, после чего начал постепенное снижение. С декабря 2014 объем ФНБ снизился ниже отметки 80 млрд. долларов, и на 1 января 2017г. составил 71,87 млрд. долларов.

Что интересно, ФНБ не просто держит средства в высоконадежных активах, а и занимается более рисковой деятельностью, например, кредитованием. Крупные кредитные транши из ФНБ получали банк ВТБ, Роснефть, Росатом и другие компании. Следует понимать, что ликвидность таких активов существенно ниже, то есть, заемщики не смогут мгновенно вернуть взятые кредиты. А это значит, что далеко не все средства ФНБ РФ есть возможность сразу же при необходимости использовать.

Расходование средств резервного фонда и ФНБ России.

Ну а теперь переходим к самому интересному – к тому, что объемы этих фондов в последние годы серьезно снизились, и уже многие экономисты предсказывали и предсказывают их полное истощение в ближайшем будущем, в частности называют 2017-2018 годы.

Что мы имеем по факту. Объем резервного фонда РФ только за декабрь 2016 год в долларовом эквиваленте снизился почти в 2 раза (с 31,30 до 16,03 млрд. долларов), а за весь 2016 год – в 3,12 раз (с 49,95 млрд. долларов). За последние 3 года с начала 2014 года объем резервного фонда снизился в 5,45 раз (с 87,38 млрд. долларов). Логично предположить, что в 2017 году при продолжении использования он действительно полностью иссякнет (либо же там останется какая-то символическая сумма).

С ФНБ пока не такая страшная картина: в долларовом эквиваленте за 2016 год он практически не изменился, в рублевом – снизился на 17% (из-за укрепления рубля к доллару). Однако, это благодаря тому, что на покрытие дефицита бюджета и прочие недостающие расходы все это время использовался преимущественно резервный фонд. Теперь его уже практически не осталось, и вероятно, придется “залезать” и в ФНБ.

Если рассматривать только покрытие бюджетного дефицита, то согласно официально принятому бюджету, он в 2017 году запланирован на уровне 2,75 трлн. рублей. Если покрыть только эту официальную цифру за счет средств ФНБ, его размер уменьшится с нынешних 4,36 трлн. рублей в 2,7 раз, и на конец года в фонде останется только 1,71 трлн. рублей. И при продолжении тенденции этой суммы уже может не хватить в следующем 2018 году.

Собственно об этом и тревожатся многие экономисты, как видите, расчет тут очень простой и логичный. А с учетом того, что еще не все средства ФНБ можно вот так просто взять и использовать (ведь частично они вложены в кредиты, то есть, не доступны на конкретный момент), то реальных возможностей у Фонда Национального Благосостояния еще меньше.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что резервный фонд и ФНБ РФ будут потрачены. Потому что для финансирования недостающих расходов можно использовать и другие инструменты, например, внешние и внутренние займы. К внешним займам в наиболее выгодных финансовых структурах западных стран для России сейчас дорога закрыта из-за санкций, но при желании можно найти более дорогие кредиты, допустим, в странах Азии.

Также можно пойти по пути внутренних займов, выпуская долговые обязательства. И этот механизм уже запущен: Минфин начал выпуск и размещение ОФЗ, пока не на столь значительные суммы.

Здесь нужно вспомнить, что в 2008 году активное привлечение внутренних займов через ГКО привело к страны (Россия отказалась платить по ГКО), поэтому с данным инструментом следует быть осторожным как эмитенту, так и желающим занять свои деньги государству.

К чему можно прибегнуть еще? К устранению или снижению дефицита бюджета путем увеличения некоторых доходных статей и сокращения расходных. Судя по опыту, это может быть поднятие налогов и снижение социальных расходов. Отдельные шаги в этом направлении тоже уже ведутся, например, расходы на медицину в 2017 годы снижены на треть.

В общем, варианты есть, но все они несут свои трудности, и пока еще реально проблему дефицита бюджета не решают – он есть и довольно большой.

Стоит ли тратить средства ФНБ и резервного фонда РФ?

Ну и в заключение напишу, что я думаю по данному вопросу. Само по себе использование резервных фондов – это вполне нормальная практика, ведь ради этого они и создаются. Другой вопрос в том, что резервные фонды предназначаются для использования в форс-мажорных ситуациях, после чего их необходимо восстанавливать для обеспечения последующей такой же возможности. И вот когда восстановления не происходит – это уже проблема.

Мои постоянные читатели знают, что я люблю сравнивать государство/предприятие с человеком или семьей в части необходимости ведения бюджета, учета доходов и расходов, формирования денежных фондов и т.д. Сегодня, чтобы было проще понять, я проведу обратное сравнение.

Вот представьте: есть человек, у которого сформированы в размере 6 месячных доходов. И в какой-то момент этот человек теряет работу, теряет свои доходы – у него возникает форс-мажорная ситуация. Человек начинает использовать свой резервный фонд, которого ему хватит, чтобы безбедно прожить 6 месяцев. Но что он должен делать одновременно? Правильно: искать новую работу, новые источники дохода! И если за этот период он не найдет таких источников, его резервный фонд истощится, и вот тут наступит настоящее финансовое бедствие.

Что делает сейчас Россия по аналогии с этим человеком? Она утратила свою “работу” – доходы от продажи нефти, цена на которую существенно упала, и при этом не ищет новую “работу”, а просто потихоньку “проедает” накопленные резервы. Еще больше ситуацию усугубляют санкции и антисанкции – это по аналогии означает, что теперь человека не везде то и возьмут на работу, самая интересная и перспективная работа для него закрыта.

В данной ситуации человек должен стремиться максимально исправить, улучшить свою репутацию, чтобы найти новые источники дохода, ведь времени осталось не так много. Россия ничего этого не делает, а просто гордо ждет, когда опять поднимутся цены на нефть, чтобы она могла жить и зарабатывать “по прежнему”. А поднимутся ли они, да еще в такой короткий оставшийся срок – это большой вопрос. Это все равно, что человек бы сидел и ждал, когда его вновь позовут на работу, с которой уволили, ведь он же считает себя очень ценным и незаменимым работником.

В общем, как по мне, это совершенно тупиковая позиция, но к чему она в результате приведет – будем наблюдать. Пока что ситуация нерадужная.

Теперь вы имеете представление о том, что такое резервный фонд и ФНБ России, как они изменяются, когда могут закончиться средства фондов и почему. Выводы делайте сами.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь самостоятельно анализировать финансово-экономическую ситуацию.