Основы композиции во флористике. Теория цвета. Учение о цвете. Правила составления цветочных композиций Сколько цветов должно быть в цветочной композиции

Выбирая цветы, каждый человек задумывается о том, сколько цветов должно быть в букете. Ведь помимо вида и оттенка растений, в букете играет большую роль и их количество. С помощью специальных разработок учёным удалось выяснить, что уже в 5 — 6 веках до нашей эры соблюдалась определенная числовая символика. Этот факт говорит о том, что числа имеют давно проверенное значение, поэтому к количеству цветов для подарка нужно подходить серьёзно.

Чётные и нечётные числа

По древним славянским традициям чётное количество цветов в букете имеет значение траура и заряжает букет отрицательной энергетикой.

Именно поэтому парное количество приносят на похороны, к могилам или памятникам. А вот у жителей Восточных, Европейских стран и США существует совершенно другая точка зрения по этому поводу. Чётное число у них – символ везения, счастья и любви.

Самым счастливым числом в букете у немцев считается восемь, несмотря на то, что оно чётное.

В США чаще всего друг другу дарят вместе 12 цветов. Жители Токио спокойно отнесутся, если выдать им по 2 цветочка, главное, чтобы не 4 – эта цифра у них считается символом смерти.

У японцев, вообще, есть свой язык растений, и каждое их число имеет своё значение. Например, одна роза – это знак внимания, три – уважение, пять – любовь, семь – страсть и обожание, девять – преклонение. Букет из 9 цветочков японцы презентуют своим кумирам, а из 7 – любимым женщинам. В нашей стране тоже можно дарить чётное количество растений, если их более 15 штук в одном комплекте.

Язык цветов

Мало кто знает, что язык цветов определяет количество бутонов в букете. Этот язык нужно знать и учитывать тому, кто делает подарок, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своих действиях. Вдруг для получателя имеет значение количество цветов в букете.

Один цветочек для любимой девушки будет означать, что она единственная, и другой такой не найти никогда. Три стебля говорят об уважении. Пятёрка – это знак любви, проявление инициативы в отношениях. Когда мужчине сложно признаваться в любви на словах, он может применить язык цветов, просто подарив букетик из 5 розочек.

Букет из 7 стеблей покупают обычно на свадьбу, в обычные дни не принято дарить такое количество цветов. Для укрепления партнёрских либо дружеских отношений подходит число 9. Когда человеку хотят сделать приятный сюрприз без повода, ему берут 10 стеблей. А вот число 11, в переводе на язык цветов, имеет значение крепкой настоящей дружбы.

В случае ссоры или непонимания оптимистично настроенный человек подарит букет из 12 бутонов, показывая, что ему не безразличны эти отношения, и он верит в лучшее. Связку из 13 цветов можно подарить, но лишь той личности, которая вам неприятна, в остальных случаях лучше выбрать другую цифру. Букет с пятнадцатью цветочками преподносится близкому, любимому и глубокоуважаемому человеку.

О чем говорят цифры

Исключение из правила, которое запрещает презентовать чётное количество цветков – это розы, их может быть даже две.

Существует отдельный язык этих красивых растений, определяющий значение для каждого их числа:

Как правильно подарить девушке розы

Конечно, каждая женщина мечтает хоть раз в жизни получить от любимого большое количество роз, которые даже будет трудно сосчитать.

Но не всегда композиция из сотни элитных растений имеет большее значение в плане любви к своей избраннице, чем одна красивая красная розочка, особенно если её преподать правильно.

Не стоит кутать цветок в обёртку, а также добавлять к нему лишние веточки и растения, это лишь удешевит его вид.

Намного лучше будет смотреться роза, украшенная бархатной или атласной ленточкой. Иногда можно упаковать её в прозрачную обёртку, но только без лишнего блеска. То же самое можно сказать и о букете из трёх бутонов. Если в комплекте более 7 цветочков, тогда их необходимо оформить в упаковку и связать лентами, чтобы букет имел красивый вид и не рассыпался.

Количество и вид

Чтобы правильно подобрать количество цветов в букете, следует учитывать не только язык растений, но и их вид. Необычные, оригинальные растения типа газании и орхидеи дарят обычно в небольшом количестве. Заказывая лилии, каллы или хризантемы лучше посоветоваться с флористом о способе их оформления.

Цветок с оригинальной яркой расцветкой хорошо смотрится, даже если он один.

Иногда для выражения какой-то мысли или сильных чувств достаточно одного растения, это совершенно нормально. Но некоторые девушки могут подумать, что ей попался кавалер, скупой на деньги, поэтому лучше преподнести такой скромный букет каким-нибудь необычайным способом.

Более простые, но не менее красивые и ароматные растения, такие как тюльпаны, нарциссы, гиацинты, герберы, дарят по несколько штук. Желательно, чтобы их в композиции было хотя бы пять. Если цветочков в одном комплекте меньше семи, их можно вручить без обёртки.

Свадебный букет

Готовясь к важному событию, жених с невестой всегда переживают по поводу количества цветов в свадебном букете невесты. Тут нужно учитывать, что виновница торжества будет ходить с атрибутом целый день, и чем больше будет этот свадебный атрибут, тем тяжелее его носить.

Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций, хотя и они, подобно цвету одежды, подвержены моде. Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто "режут" глаз (например, оранжевый и бордовый). Дизайнеру следует позаботиться о согласовании цвета, гармонии колорита. Надо стремиться к созданию цветовых аккордов, гармонических созвучий, причем каждый цвет должен, поддерживая соседние, контрастно увеличивать их насыщенность, яркость или затемненность. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания приводят к различным эффектам в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен. Например, небольшой по размеру элемент должен быть окрашен более ярко, иначе его цвет "пропадет". Сложные неяркие цвета требуют большей площади, иначе они будут казаться грязными и тусклыми.

Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами. Рассмотрим один из них.

Рисунок 19 – Шестисекторный цветовой круг

Все указанные виды родственных цветов, их отношения и расположения в полном цветовом круге наглядно предста­влены на рис.19. Следует уточнить, что они носят условный и в то же время принципиальный характер. Естественно, в ком­позиции могут использоваться и более сложные (тонкие) связи, устанавливаемые при решении конкретных компози­ционных задач и нахождении своеобразных колористических сочетаний.

Цель дизайнера - достичь гармоничного сочетания цветов совместным их применением. Наиболее распространены следующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная, и, как исключение, четырехцветная.

Рисунок 20 – Большой цветовой круг Освальда

В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции.

Знание о свойствах цвета и его влиянии на человека позволяет создавать композиции дисгармоничные, вызывающие очень сильные переживания и эмоции, что особенно актуально в дизайне и рекламе для привлечения внимания.

На рисунке 20 изображен большой цветовой круг Освальда, содержащий 24 цвета. Большой цветовой круг Освальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.

Цветовой круг Освальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.

Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне.

Круг естественных цветов по Гете приведен на рис. 21. На этом круге треугольником СКЖ представлены первичные цвета - синий, красный, желтый, перевернутым треугольником ФОЗ показаны смешанные цвета первого порядка, а точками СЗ, СФ, КФ и т.д. - смешанные цвета второго порядка.

Смешанные цвета первого порядка получаются смешением основных цветов: фиолетовый - при смешении красного и синего, зеленый - желтого и синего, оранжевый - красного и желтого. При смешении цветов, лежащих друг против друга, получается серый цвет. Поэтому смешанные цвета первого порядка называются дополнительными к основным: зеленый - дополнительный к красному, фиолетовый - дополнительный к желтому, оранжевый - дополнительный к синему.

При смешивании прямой и дополнительный цвета взаимно уничтожаются, однако расположенные рядом они усиливают друг друга, создают гармоничное сочетание.

Цветовой круг Гете дает следующие правила подбора цветов:

· контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друга, их сочетание гармонично;

· сочетание цветов, расположенных по углам либо основного, либо перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично;

· сочетание цветов, расположенных в круге под углом 90°, целесообразно для подбора "цветовых аккордов" в два, три или четыре цвета (например, СФ и 3 или ЖО и 3, или все вместе, или три из них).

Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но они играют важную роль в построении цветовой композиции. Белый цвет осветляет, делает "легче" любой другой; черный, наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. "Цветовой аккорд" воспринимается воздушным, спокойным.

Рисунок 21 – Цветовой круг Гете

Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.

2.3.2. Психологическое воздействие цвета на человека

В колористике выделяется и такое важное композиционно-художественное свойство цвета, как его эмоциональное воздей­ствие на человека. Оно также носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его про­явления. Данные, приведенные в учебниках по цвету, предста­вляют следующий, довольно развернутый ряд отношений между цветом и чувствами человека (таб.4).


Таблица 4 – Эмоциональные свойства цвета

Цвет Вызываемые чувства
красный тревоги, беспокойства
оранжевый энергии, энтузиазма, подъема
желтый радости, бодрости, восторга
ярко-зеленый уравновешенности, надежды
голубой возвышенности, устремленности ввысь
синий тишины, покоя
черный горечи, одиночества, страха
темно-серый усталости, вялости, безысходности
средне-серый безмятежности, неопределенности
светлый зеленый легкости, нежности
темный зеленый удрученности, подавленности

Таблица 5 – Психологические и образно-эстетические свойства цвета

Указанные отношения могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции

В дополнение к сказанному можно выделить психологические и образно-эстетические свойства разных цветов (таб.5). Они сво­дятся к следующему:

Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций.

Хотя восприятие цвета субъективно, оно зависит от психологического состояния человека. Существует и обратная связь. С древнейших времен известно специфическое воздействие цвета на человека. Цвет влияет на аппетит, работоспособность, внимание, кровяное давление и многое-многое другое. По утверждению психологов, человек наделяет каждый цвет определенными свойствами, и это очень важно учитывать в дизайне.

В комнате, освещенной лампой под красным абажуром, уютно и тепло; представьте теперь, что произойдет, если заменить лампу на синюю. Светлые стены классов и школьных коридоров дольше остаются чистыми, поскольку не "провоцируют" учеников пачкать.

Цвет обладает эмоциональной выразительностью, он может создавать впечатление легкости и тяжести, торжества и уныния, печали и радости. Восприятие размера и глубины пространства также зависит от цвета: одни краски "выступают вперед", другие "уходят назад". Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки человек ощущает как теплые; синий и фиолетовый - как холодные. Зеленый цвет - нейтральный, у него есть холодные и теплые оттенки. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение - их называют активными; холодные (пассивные), наоборот, успокаивают.

Каждый цвет имеет определенное психологическое и физиологическое воздействие на человека. В то же время предпочтение человека к определенным цветам говорит о некоторых особенностях его психологии.

Красный - тяжелый, насыщенный, горячий, активный, динамичный, тревожный, является цветом лидерства. Он усиливается мышечное напряжение, учащается дыхание и повышается кровяное давление, стимулирует мозг, улучшает настроение. возбуждающе действует на нервную систему. А с другой стороны красно- оранжевый цвет улучшает настроение. Предпочтение красному цвету отдают физически сильные люди, живущие, прежде всего сегодняшним днем. Эти люди весьма возбудимы, энергичны, любвеобильны и предприимчивы. Эти люди слишком практичны, без огонька.

Пурпур - заработок, духовность, благородство, церемония, непостижимый, преобразование, мудрость, просвещение, жестокость, высокомерие.

Оранжевый - легкий, теплый, яркий, динамичный, способствует легкому возбуждению, улучшению пищеварения, кровообращения и повышению половой активности;

Оранжевый цвет самый динамичный, молодежный и веселый цвет. Стимулирует чувства и ускоряет сердцебиение, обостряет восприятие и способствует разрешению сложных ситуаций, задач и проблем. Жизнерадостный и импровизированный. Действие, вызывающее возбуждение, менее сильное, чем от красного поэтому более приятное. Цвет слегка ускоряет пульс, не увеличивая кровяное давление, создает чувство благополучия и счастья. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при условии периодического отдыха от него. Однако при длительном восприятии оранжевого цвета может появиться утомление и даже головокружение.

Желтый - теплый, радостный, подвижный. Зрительно увеличивает объем, приближает, стимулирует умственную деятельность. Серо-желтые и зеленовато-желтые оттенки вызывают неприятные ощущения.

Желтый жизнерадостный цвет способствует решению задач и проблем. Если исходить из утверждения, что желтый - смесь зеленого и красного, то он объединяет в себе свойства этих цветов. Желтый цвет стимулирует мозг, вызывает возбуждающее напряжение, требующее разрядки. Предпочтение желтого означает стремление к независимости, расширение горизонта восприятия. Это ярчайший цвет спектра. Он весьма гибок и легко приспосабливается, всюду проникает. С помощью желтого луча можно подобраться к истокам проблемы. Желтый - обожает учиться, отличается сообразительностью, ясностью мысли, точностью. Желтый знает о жизни все... и тем не менее полон оптимизма. Этот цвет находится в постоянной борьбе, не уступает без боя.

Желтый цвет выбирают мечтатели не от мира сего. Они не слишком пытаются согласовать свои действия с будничными реалиями и пытаются преобразить окружающую их убогость в подобие сказки.

Зеленый цвет предпочитают самоуверенные и настойчивые люди, направляющие всю свою настойчивость на обеспечение себе безбедной старости.

Голубой - легкий, прохладный, спокойный, свежий, чистый. Этот цвет успокаивает, снижает кровяное давление, в больших количествах вызывает ощущение прохлады.

Голубой, синий цвет создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях, означает разочарование и подозрительность. При восприятии голубого время сильно недооценивается. Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление. При слишком долгом воздействии возникают утомление, усталость.

Синий цвет выбирают, как правило, флегматики, стремящиеся к порядку и стабильности.

Фиолетовый - далекий, таинственный, холодный, выразительный. Он уменьшает объем, стимулирует деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям. Требует тщательного подбора сочетаний с другими цветами.

Фиолетовый цвет любят люди с неустойчивым характером. Он действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на психику. Его также называют "цветом женского одиночества".

Коричневый - цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.

Интенсивные цвета, действующие в течение длительного времени, утомляют человека, раздражают глаза и надоедают. Если человеку приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, то зрение ослабевает.

В настоящее время ученые многих стран, экспериментируя с воздействием цвета на психику, дают рекомендации практического его использования во всех областях человеческой деятельности. В производственной сфере, к примеру, это прекрасное средство оптимизации производства - для повышения производительности труда, снижения усталости; в медицине (психотерапии) - успокаивающее, создающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению "лекарство". При оформлении зон отдыха, интерьеров жилых помещений и офисов необходимая атмосфера создается именно с помощью цвета: для динамичного, активного времяпрепровождения используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого, спокойного отдыха - мягкие, пастельные тона.

Черный - мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле.

Мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недовольство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть, консерватизм, фундаментальность, традиции (западные культуры).

Белый - нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявлении скрытого и ложного, изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. В мифологии белый служит символом единства. Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Белый - духовный хранитель. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из власти смерти. Это цвет жизненного и духовного возвышения.

Серый - безопасность, надежность, интеллект, степенный, скромность, достоинство, завершенность, твердый, консерватор, практический, старость, печаль.

Серый, черный и белый (тона) являются связующим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту (светло-серый, белый) или насыщенность(темно-серый, черный) цвета.

Часто белый тон определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый тон - это безутешная неподвижность.

Исследования показывают, что из всего спектрального разнообразия больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, чуть меньше - красный и меньше всего - зеленый цвет.

Цвет комнат для детей младшего возраста должен быть теплых оранжево-желтых тонов; для детей 10-14 лет - различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников - голубой или нейтральный светло-серый.

Психологическое воздействие цвета на человека сказывается на его физическом состоянии. Воздействие цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы.

Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Синий, фиолетовый, зеленый напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими".

Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Желто-коричневый (охра) цвет кажется сухим, зеленовато-синий (кобальт) - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие цвета вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета.

Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета. Основные цвета имеют характеристики представленные в таблице 6.

Ниже, в таблице 7, приводятся основные характеристики кажущегося воздействия цветов.


Таблица 6 – Характеристика основных цветов

Таблица 7 – Кажущееся воздействие цветов

Абсолютно зеленый - есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И, становясь светлее, все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Красный цвет , мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет свое влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый – черный.

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами. Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.

2.3.3 Психологическое воздействие на человека цветовых сочетаний

Психологическое воздействие на человека оказывают ни только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает, но расположенные рядом одинаковыми пятнами они полностью уравновешиваются, и достигается покой. Напротив, при включении в композицию постороннего визуала приводит к возникновению динамического цветового сочетания контрастных цветов (рис.22).

Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет. Цвет, расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчивость. Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая. Вверху - неестественность положения, высокое давление. С какого либо краю - неустойчивость композиции.

Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Чтобы нейтрализовать оранжевый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем оранжевого.

Рисунок 22 – Психологическое воздействие цветовых сочетаний

Концентрация активного цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в размере, а левом нижнем создает иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.

Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед, впечатление усиливается, если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот, создает впечатление вогнутости и сжатия.

Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество. К примеру, известно, что белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как черный ведет к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом. Существует понятие краевого контраста (явление Маха): равномерно окрашенная поверхность, кажется, у края светлее или темнее, если она граничит с более темной или светлой поверхностью (рис. 23).

Ри сунок 23 – Краевой контраст

На светлом фоне все цвета темнеют, а на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.

Это явление называется одновременным цветовым контрастом. приводит к тому, что цвет объекта, помещенного на цветной фон, смещается в сторону наибольшего отличия от цвета фона.

На рисунке 24а желтый квадрат дан на белом и на черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

Рисунок 24 – Одновременный цветовой контраст

На рисунке 24б красный квадрат изображен на белом и на


черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и его яркость едва заметна. Но на черном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и черном фоне, то на белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.

Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого - синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Желтый цвет кажется более насыщенным на красном фоне, чем на зеленом. Хроматический контраст – это явление заключается в том, чем дальше отстоят друг от друга цвета на цветовом круге, тем более насыщенными они воспринимаются при сравнении (на рис. 25 приведен пример).

Рисунок 25 – Хроматический контраст

Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию дает художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами. Приведенные примеры могли бы быть рассмотрены и как проявление симультанности. Возможность симультанных превращений заставляет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действия цвета и затем уже в соответствии с этим думать о характере и размерах цветовых пятен.

Если тема произведения идет от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинен этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.


ПЛАСТИКА

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер - линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.

На протяжении веков составление букетов оставалось популярным искусством, и многие люди считают способность создавать гармоничные цветочные композиции бесценным навыком. Хотя в каждой стране есть свои особенности составления букетов, во многих культурах ценится цветочный символизм, при котором каждый цветок или элемент композиции имеет свое значение. Но даже если вы не обладаете глубокими познаниями во флористике, вы все равно можете научиться создавать прекрасные цветочные композиции, если воспользуетесь несколькими простыми советами. Просто читайте дальше и у вас все получится.

Шаги

Часть 1

Планирование цветочной композиции

    Выберите цветы по сезону. Выбирая цветы по сезону, вы сэкономите деньги, а ваша композиция будет соответствовать времени года. Это особенно важно, если вы составляете букет для особого мероприятия, к примеру, свадьбы, годовщины или вечеринки по случаю дня рождения.

    Выберите сосуд. Выбор сосуда для составления букета зависит от желаемого стиля композиции. Для составления букета можно использовать практически любой сосуд, если только он сочетается с высотой, весом и внешним видом используемых цветов.

    Используйте дополнительные цвета. Выбор цвета очень важен при составлении цветочных композиций, но если дело касается комбинации цветов, строго определенных правил здесь не существует. Все зависит от желаемого стиля и настроения вашей композиции. Вот несколько моментов, которые следует учесть:

    • Добавьте дополнительные цвета в вашу композицию, чтобы разнообразить ее и придать ей живости. Попробуйте смешать красные и оранжевые цветы с ярко-зелеными стеблями для свежести. Можно также смешать розовые и пурпурные цветы с белыми цветами перекати-поле для более мягкого эффекта.
    • Попробуйте смешать несколько разновидностей цветов одного цвета или различных оттенков одного и того же цвета. Добавьте немного глубины, выложив по внешнему краю ветви зеленых листьев.
    • Также можно попробовать создать композицию из одной разновидности цветов в различных цветовых комбинациях, к примеру, взять оранжевые, белые и желтые маргаритки герберы или розовые и пурпурные тюльпаны.
  1. Добавьте немного текстуры. Цветочные композиции не обязательно должны состоять из одних цветов. Вы может добавить немного текстуры, к примеру, зеленые или сухие ветви или другие сезонные элементы.

    • Попробуйте добавить высокую траву, стебли ягод, вербу, кукурузные стебли, щавель или листья ириса.
    • Чтобы композиция больше соответствовала сезону, добавьте сосновые шишки, тыкву, побеги остролиста, кисточки ягод или другие фруктовые и овощные растения.
  2. Выберите место для законченной композиции. Еще одним важным аспектом является цель составления букета и его месторасположение. Продумайте цветовую гамму и общее настроение комнаты, в которой вы собираетесь поставить цветочную композицию, и выберите наиболее подходящий дизайн. Также следует учесть площадь доступного пространства.

    Часть 2

    Подготовка цветов и материалов
    1. Подготовьте необходимые материалы. Прежде чем приступать непосредственно к составлению букета, очень важно иметь необходимые материалы под рукой – это значительно упростит процесс. В зависимости от типа цветочной композиции, вам понадобится следующее:

      • Чистый сосуд для цветов – это может быть ваза, миска или корзина (или любая другая емкость) в зависимости от количества и размера цветов.
      • Флористический пенопласт или губка, для закрепления цветов в сосудах с широким горлом.
      • Тесьма для скрепления цветов между собой, особенно при использовании высоких узких ваз.
      • Острый нож или секатор для обрезания цветочных стеблей.
      • Немного фиксирующей жидкости (обычно продается вместе со свежими цветами).
      • Чистая и просторная рабочая поверхность, покрытая газетой.
      • Набор цветов и зеленых ветвей.
    2. Подрежьте стволы цветов и оборвите листья. Прежде чем составлять цветочную композицию, важно подрезать стволы, тогда цветы будут лучше впитывать влагу и дольше оставаться свежими. Обрежьте стволы по диагонали на 2,5 см от основания с помощью острого ножа или садовых ножниц. Не рекомендуется использовать кухонные ножницы, так как это может повредить стволы цветов, и они не будут получать достаточно влаги.

    3. Подготовьте сосуд. Следующим этапом будет подготовка вазы, миски, коробки или любой другой емкости для цветочной композиции. Сосуд должен быть аккуратным и чистым, без осадка или грязи.

      • Если вы используете флористическую губку (которая прекрасно подходит для закрепления цветов и насыщения их влагой), следует предварительно замочить ее в фиксирующей жидкости на 15 минут, а затем обрезать края острым ножом по форме емкости для цветочной композиции. Поместите влажную обрезанную губку в сосуд и примотайте ее флористической тесьмой.
      • Если вы используете флористический пенопласт или целлофановую сетку (которые прекрасно подходят для тяжелых цветов и цветов с древесным основанием), поместите его/ее в емкость и закрепите тесьмой или клеем для цветов.
      • Вы также можете переплести древесные основания зеленых стеблей на дне сосуда. Это послужит естественной сеткой для фиксации цветов.
    4. Налейте воду. На данном этапе нужно налить в сосуд воду, если вы используете цветочную сетку или пенопласт или не используете ничего из этого. Если же вы используете флористическую губку, добавлять воду не нужно.

      Часть 3

      Составление композиции

      Начните с больших доминирующих цветов. При составлении композиции начинать следует с самых больших и ярких цветов.

      • Вместо использования разных видов цветов одновременно, лучше всего работать с одной разновидностью, а затем переходить к другой. В этом случае вы сможете использовать различные комбинации цветов по форме и цвету для получения более равномерной и сбалансированной композиции.
      • Работайте по кругу, расставляя цветы по внешнему краю сосуда. Использование влажной губки упростит этот процесс. Если губки у вас нет, проделайте отверстия острым предметом, чтобы в них можно было вставить стволы цветов – но старайтесь не делать отверстия шире диаметра стволов, иначе цветы будут шататься.
      • Поворачивайте цветочную композицию в процессе работы, чтобы она выглядела равномерной со всех сторон, для чего вам отлично подойдет вращающийся поднос для закусок!
    5. Расставляйте цветы кругами по очереди. По окончании работы с первым кругом цветов переходите к следующему, используя различные вариации цветов.

      • Второй круг из цветов должен находиться внутри первого. Попробуйте создать эффект купола, поместив цветы с более длинными стволами в самую середину. Законченная композиция будет напоминать поляну цветов на холме.
      • Продолжайте расставлять разные виды цветов по очереди, отталкиваясь от их размера и предполагаемого количества цветов в композиции.
    6. Используйте нечетное количество цветов для каждого круга. Одно из основных правил при составлении букета - это использование нечетного количество цветов каждого вида.

      • Например, можно расположить 7 роз по внешнему кругу, 5 белых роз по внутреннему, и 3 побега перекати-поле между ними.
      • Такой метод помогает достичь большей органичности и целостности композиции.
    7. Обратите внимание на высоту и ширину. Высота и ширина вашей композиции является еще одним фактором, который следует учитывать при создании композиции.

      • Как правило, если дело касается высоты композиции, то она должна быть в один раз или половину выше вазы или любой другой емкости.
      • Нет строго определенных правил насчет ширины композиции, но она должна соответствовать высоте.
      • Поворачивайте композицию по мере работы, тогда высота и ширина будут одинаковыми с обеих сторон.

Язык цветов, с помощью которого выражают идеи, чувства, настроение - э то, можно сказать, целая наука, которая раскрывает значение, символику различных цветов и растений. Лично меня очень заинтересовала эта тема, и, как видите, я сразу делюсь этим.


Язык цветов стал снова популярен в наше время, однако, конечно, не находит такого широкого применения, как в прошлые времена, когда молодежь поголовно увлекалась им. Каждый умел составить и расшифровать послание которое нес тот или иной букет цветов.

Язык цветов возник на Востоке и широко использовался как при преподношениях букетов, так и в лирических произведениях. В Европу язык цветов пришел в 18 веке и очень распространился светском обществе – его использовали на балах, в играх и в письмах.

Во времена Викторианской эпохи язык цветов очень выручал в тех случаях, когда о чувствах нельзя было говорить открыто, а требовал тайного выражения. Цветочный язык, как и любой другой, с течением времени менялся и приспосабливался под условия, в которых его использовали – ведь в каждой местности свои любимые цветы.

Поэт Дмитрий Ознобишин посвятил цветам специальное исследование. В 1830 году он перевел с персидского языка и издал книгу "Селам, или язык цветов" и поместил более 400 названий растений, где каждому из них соответствовала какое-либо изречение, либо фраза на языке цветов. Он считал, что тайный язык появился в тех краях, где женщина была вынуждена в силу сословных предрассудков вести замкнутый образ жизни, но оставляла за собой право на выражение истинного чувства.

К нам дошли даже некоторые цветочные словари, они подробно рассказывают о значении очень многих растений. Ниже я приведу в пример ряд цветов и их значения, но это маленькая часть из того, что на самом деле вмещают цветочные словари.


Тюльпан– всем известно, что он является эмблемой Голландии, которая славится своими плантациями тюльпанов. Желтый тюльпан на языке цветов означает "Твоя улыбка, как солнечный свет ", красный – "Поверь мне ", пестрый – "Прекрасные глаза ". А в общем – это цветок символ чистой любви.

Хризантема – желтая означает дружескую любовь, белая – правду, красная – удачу и наилучшие пожелания.

Сирень – если белая, то будет означать первую любовь, фиолетовая – "Мое сердце принадлежит тебе ".

Орхидея – роскошный цветок и означает красоту, любовь. И еще он считается китайским символом детства.

Нарцисс – вопреки легенде на языке цветов нарцисс означает внимание, рыцарство. Желтым цветком говорили "Ты – единственная ", "Когда я с тобой, солнце всегда сияет ".

Подснежник – даря первый весенний цветок, говорите "Ты не такая, как все", а также он означает нежность и надежду.

Роза – ох, сколько уже их было подарено! Она олицетворяет любовь!

Существует общепринятая символика цветов. Знание значения цветов и цвета поможет нам сделать правильный выбор.

Букет – это не только красиво оформленные цветы, но и способ выразить чувства или мысли человека. Язык цветов не менее выразителен, чем любой другой. Цвет, форма, количество, оформление цветов все может нести огромную смысловую нагрузку. Часто это связано с легендами и мифами о том или ином цветке.

Но со значением цветов связано и множество предрассудков. Например, желтый цвет считается цветом разлуки, хотя на самом деле желтый – это цвет солнца, цвет тепла и интеллекта. Согласно языку цветов, жёлтые розы не имеют никакого отношения к разлуке, даже,наоборот, выражает самые позитивные эмоции.

Чтобы не ошибиться с цветом выбирайте универсальную окраску цветов - белую. Она прекрасно сочетается с другими оттенками и подходит для всех случаев. Белые цветы хороши везде. Букеты из белых цветов наиболее нейтральны, вносит свет, веселье, символизирует чистоту, невинность. Например, хрупкие белые тюльпаны.

Красный цвет - это активный цвет, считается цветом любви и страсти, любви к жизни, цвет свободы. Красные розы - самые любимые цветы всех влюбленных, Этот цвет сам по себе выглядит эффектно, следует избегать больших композиций. Красный цвет в букете прекрасно сочетается с белым, желтым. Разовый цвет является цветом скромности и юности, символизирует нежные чувства дарящего, может выражать даже признание в любви.

Синие цветы так привлекательны! Даже в небольшом сосуде или кашпо цветы одного тона выглядят очень эффектно. Синий цвет - холодный и тихий, строгий и полный энергии. Он символизирует энергию и бесконечность, доверие и верность. Этот цвет свежести, прохлады и романтики.

Синий цвет создает иллюзию простора. Незабудки, дельфиниум - король синих цветов, мускари синего цвет. Букет синих ирисов, подаренных любимой женщине, напомнит ей, что у нее есть на кого положиться. Насыщенный синий цвет сочетается с ярко-желтым или ослепительно белым.

Фиолетовый цвет символизирует величие, достоинство, роскошь. Голубой - чистота, верность. Букет голубых колокольчиков или незабудок хорошо преподнести чистому, юному, невинному созданию.

Зеленый - мир, покой. Композиции с большим количеством зелени помогут создать приятную, спокойную атмосферу дома или в офисе. Светло-зеленый - чистота, веселье. Букеты с использованием светлой зелени особенно хороши весной. Темно-зеленый - надежда, покой, мир, плодородие.

Букет, предназначенный ребенку ко дню его рождения, должен быть обязательно ярким и красочным, радостных тонов. Подарите ему один цветочек или маленький смешанный букетик из мелких и нежных цветов. Молодой девушке не принято дарить ярко - красные цветы. Ей можно подарить ландыши, тюльпаны..., да все то, что она любит. Любимой женщине можно подарить орхидеи, но не рекомендуется ей дарить гвоздики.

Маме своей подарите розы или собранные из разных цветов и нарядно оформленный. Пожилым женщинам избегайте дарить темные и быстроувядающие цветы. Можно подарить компактный букет из светлых цветов, но не белый, так как белый - цвет невесты. Людям преклонного возраста принято дарить цветы с длинными цветоносами - гладиолусы.

Некоторые считают, что мужчинам цветы не дарят. Не совсем верно. Мужчинам принято дарить крупные цветы на длинном стебле – розы, гладиолусы, хризантемы. А если у мужчины юбилей, вернисаж или премьера, то есть повод подарить ему нарядные, пышные букеты, можно и в корзинах.

Но тем не менее тюльпаны, розы, гвоздики, герберы можно смело дарить в любой ситуации. Сирень, черемуха, полевые цветы для официальной обстановки не подходят, хотя кабинет в офисе, если хозяйка его - дама, сирень не только украсит, но придаст ему чуть домашнюю обстановку. Если в доме любят комнатные растения, смело можно нести редкий кактус.


Цветы должны соответствовать случаю. К юбилейным датам традиционно вручают букеты из хризантем, лилий, гладиолусов, роз или гвоздик. Роскошные большие букеты преподносят в исключительных случаях, на особых торжествах.

Количество цветов в букете имеет определенное значение: принято дарить нечетное количество цветков: один, три, пять, семь... Один цветок - это знак внимания; три цветка - знак уважения; пять - признания; семь - любви... Если цветов больше двенадцати, то счет идет на полдюжины, то есть число цветков в букете должно делиться на шесть.

Язык цветов может быть реализован как с помощью использования разноцветных предметов, раскраски объектов, так и путём создания цветочных композиций из живых растений - букетов, венков и т. п.

Параллельно с европейским искусством составления цветочных композиций, развивалось оно и на Востоке.

Японская икебана - одно из наиболее известных восточных течений.

f" gradientshapeok="t " o:connecttype="rect "/> edit" aspectratio="t "/>

Интересно, что поначалу составлением цветочных композиций в Японии занимались только мужчины.

Эти букеты делались для буддийских храмов и использовались в религиозных обрядах.

В икебане растения и цветы всегда отбирались со смыслом.

Каждый элемент - это символ и несет свою собственную смысловую нагрузку.

Мне захотелось поближе познакомиться с этим видом флористики.