Кто и как оплачивает нам потерю трудоспособности и «декретный» отпуск? Установление процента потери общей трудоспособности Кто имеет право на получение пособий по потере трудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности очень часто позволяет российским семьям держать на плаву свое финансовое состояние, в особенности если ситуация сложилась таким образом, что один или несколько членов семьи по определенным обстоятельствам не способны содержать свою семью. Это весьма деликатный вопрос в российском законодательстве, решение которого зависит от правильного сочетания многих факторов и нюансов.

Кто имеет право на получение пособий по потере трудоспособности

В нашей стране право на получение финансовой поддержки по временной утрате трудоспособности имеют такие категории граждан:

  • Бывшие военнослужащие, которые покинули расположение вооруженных сил РФ при наступлении нетрудоспособного состояния, но при условии, что их обращение о получении пособия будет не позднее 30 календарных дней с момента увольнения.
  • Российские граждане, подданные иностранных государств, граждане с двойным гражданством и лица без гражданства (апатриды), которые официально работают на предприятиях, организациях и коммерческих структурах России; при этом форма собственности не важна, предприятие может быть как государственным, так и частным.
  • Те граждане, которые официально имеют статус безработных и состоят на учете в региональных, федеральных и местных учреждениях занятости населения.
  • Те граждане, которые получили ограниченную трудоспособность не позднее 30 дней с момента увольнения с постоянной работы по уважительным причинам.

Кто регулирует права работающих граждан на пособие

Фактически все работающие граждане нашей страны имеют право на пособие по временной нетрудоспособности. ФСС это регулирует с помощью нормативно-правовых документов.

Структура российской социальной защиты построена таким образом, что пособия являются основным инструментом вспомогания социально незащищенным категориям граждан. Самым распространенным инструментом финансовой поддержки является пособие по временной нетрудоспособности. Определение этого явления можно найти в законодательной базе.

Особое место в иерархии социальной защиты населения занимают пособия по временной утрате трудоспособности. Стоит заметить, что очень часто финансовую помощь от государства по потере трудоспособности отождествляют с пособиями по инвалидности. Это не совсем верно, поскольку пособие по временной нетрудоспособности назначается исключительно в тех случаях, когда процесс ухудшения здоровья предполагает обратимый характер.

То есть если гражданин тяжко болен, и вследствие болезни его возможность осуществлять трудовую деятельность полностью или частично сократилась, то он может рассчитывать на финансовую поддержку от органов соцзащиты, но при условии, что болезнь может быть полностью излечима.

Виды материальных пособий по потере трудоспособности

Виды пособий по временной нетрудоспособности напрямую зависят от определения страховых случаев. Для получения пособий по временной нетрудоспособности на законодательном уровне определяют следующие страховые случаи:

1. Общее оздоровление организма на курортах и в санаториях.

Пособия по этому страховому случаю выделяются при условии, что отпуска недостаточно для посещения санатория с целью улучшения общего состояния здоровья. Периодически возникают такие ситуации, когда работник уже использовал отпуск, но со временем ему потребовалось лечение. Тогда в талоне путевки отмечается срок, который работник находился на лечении. Стоит заметить, что за неиспользованные, согласно путевке, дни пособия не начисляются.

2. Карантин.

Пособие по временной нетрудоспособности по этому страховому типу начисляется в том случае, если органы санитарной службы отстраняют работника от выполнения им трудовых обязательств, если кто-то из его семьи заболел инфекционным заболеванием. Инкубационный период времени и больничные листы определяют врачи-эпидемиологи.

3. Заболевания или травмы, повлекшие утрату трудоспособности.

При начислении пособия по этому типу страхового случая применяют дифференцированные правила, которые зависят от вида: бытовая травма, трудовое увечие, заболевание общего характера или профессиональное заболевание. При этом при трудовом увечии или при профессиональном заболевании пособие начисляется с момента наступления заболевания до восстановления трудоспособной деятельности, или же установление инвалидности в противном случае. Государство гарантирует начисление пособий по временной нетрудоспособности в максимально сжатые сроки.

Допускаются такие ситуации, когда нетрудоспособность проявляется в отпуске. В таких случаях работнику необходимо получить больничный лист, а его отпуск будет продлен на общее количество дней нетрудоспособного состояния. Если же человек был в отпуске без сохранения зарплаты, или же он продолжал болеть на момент выхода на работу, то начисление и последующая выплата пособия по утрате трудоспособности происходит с того момента, как он должен был приступить к реализации условий своего трудового контракта.

Если этот случай совпадает с периодом простоя производственных мощностей, то размер пособия соответствует полной заработной плате, таким образом, предприятие будет погашать часть пособия за свои деньги. Если нетрудоспособное состояние работника продолжается после возобновления производственной деятельности, то он, на основании общих правил и принципов начисления, получит пособие по временной нетрудоспособности. Пример этому проявляется в профессиональных заболеваниях на предприятиях повышенного класса опасности (химические, радиационные и т.д.).

Пособия по вынужденному прерыванию беременности начисляются только за первые 3 дня нетрудоспособности, а начиная с 4-го дня этого периода выплата финансовой помощи будет продолжена только в случае, если операция была вынужденно произведена согласно медицинским показаниям или же в результате самопроизвольного аборта. Если же нетрудоспособное состояние продолжается, тогда выплата пособия возобновляется с 11-го дня. Учет пособий по временной нетрудоспособности в этом случае определяется ФСС.

Для отдельных категорий граждан российская законодательная база устанавливает ограниченные сроки обеспечения пособием по утрате трудоспособности. К примеру, временные и сезонные работники могут получить пособие по нетрудоспособности за период времени, который составляет 75 календарных дней, но при условии, что этот срок не прерывался без уважительных причин.

Работающие инвалиды (в частности инвалиды ВОВ и пострадавшие в результате взрыва на Чернобыльской АЭС) имеют полное право на получение определенной суммы пособия, но не больше чем за 4 месяца подряд. Подобные ограничения не вводятся, если причиной нетрудоспособности устанавливается трудовая травма или профессиональное заболевание. Ранее подобное ограничение также существовало для лиц, не имеющих официальной работы, в размере 30-ти календарных дней, но по состоянию на сегодняшний день данное ограничение было отменено.

4. Перевод на другое место работы из-за профессионального заболевания или туберкулеза.

Законодательство допускает такие ситуации, при которых больной работник является нетрудоспособным по своей профессиональной деятельности, но при этом может выполнять другие обязанности. В таких случаях он может быть переведен на другое место работы, если уровень зарплаты будет ниже, то он будет получать пособие. На предприятии предусмотрен так называемый доплатный лист, по которому будет доплачена зарплата.

Пособие рассчитывается на общих основаниях, но при этом его совокупность с новой зарплатой не должна превышать заработок по прежней работе. Стоит заметить, что для различных профессиональных заболеваний действуют разные правила начисления данного пособия. Об этом более подробно можно узнать в законе Об обязательном страховании от НС на производстве и профзаболеваний.

5. Финансовые платежи по уходу за членом семьи, который вследствие болезни потерял способность себя обслуживать.

Если у работника заболел ребенок, который требует ухода, то один из родителей имеет право находиться в больнице в течение всего периода лечения. В данном примере он получит больничный лист нетрудоспособности.

Если же ухода требуют другие члены семьи, то для выдачи пособия необходимо соблюдение таких условий:

  • в семье нет иных родственников, которые способны осуществлять уход;
  • отсутствие ухода несет опасность для общего состояния здоровья и жизни больного;
  • если больного невозможно поместить в больницу.

6. Протезирование.

Пособие по временной нетрудоспособности по данному страховому случаю выплачиваются только в той ситуации, когда процесс протезирования осуществляется в условиях стационарного лечения. Выплачивается это пособие за весь период времени, который человек провел в условии стационара.

Пакет документов, который подтверждает наступление временной утраты трудоспособности и размер пособия

Основной причиной для получения пособия по частичной потере трудоспособности является лист временной нетрудоспособности или же аналогичная справка установленной формы, которая выдается в некоторых случаях.

Лист временной нетрудоспособности выдается всем работающим гражданам, безработным, которые прошли регистрацию в органах занятости, лицам, у которых потеря трудоспособной деятельности наступила в период не более 30 дней с момента увольнения с прежней работы по уважительным причинам, а также бывшим военнослужащим, которые были уволены в запас в течение 30-ти календарных дней со срока увольнения.

Листы временной нетрудоспособности выдают врачи медицинских учреждений любой формы собственности, в частности государственной, частной и муниципальной. Однако при этом для экспертной оценки нетрудоспособности необходима лицензия. Те медицинские специалисты, которые практикуют частную практику, могут приобрести право на выдачу больничных листов после повышения квалификации.

Как получить больничный лист

Для получения больничного листа необходимо предъявить документ, который удостоверяет личность (паспорт, военный билет). Лечащий врач по общим правилам может выдать больничный листок лично, если нетрудоспособное состояние длится до 30 дней, при этом он имеет право выдать больничный лист не более чем на 10 дней.

Фактически в течение 1-го полного календарного месяца врач выдаст 3 больничных листа. Если же нетрудоспособность длится больше 30 дней, то вопрос о временной нетрудоспособности решается экспертной комиссией на базе медицинского учреждения. Порядок выдачи листов должен соответствовать канонам законодательства РФ, и за его нарушение врачи могут понести как дисциплинарную, так и ответственность уголовного характера. Фактически все решает закон. Пособие по временной нетрудоспособности должно иметь законную подоплеку, иначе врач может лишиться лицензии.

Начисление материальной помощи в СССР

Долгое время размер пособий по больничным листам и порядок их выдачи рассчитывался на основании правил, утвержденных Советом Министров СССР. В соответствии с этим сводом правил, размер пособий определялся исходя из непрерывного стажа трудовой деятельности. В постановлении от 13.04.1973 года Правила начисления беспрерывного стажа рабочих при назначении пособий по госстраху указано, что непрерывным трудовым стажем называется продолжительность последней непрерывной работы на конкретном предприятии при соблюдении всех условий, установленных законодательным образом.

Подобное определение противоречит конституции РФ, которая дает право своим гражданам использовать и применять свою рабочую силу в свободном порядке. Поэтому исчисление пособий по временной нетрудоспособности в некоторых случаях может происходить без учета общего стажа, но в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Периодичность прерывания трудового стажа в соответствии с советскими правовыми нормами

Однако прерывание трудовой деятельности было зафиксировано в документальном виде с учетом периодичности. На сегодняшний день существуют следующие четкие виды периодов, которые способны прервать общую трудовую деятельность:

  • Периоды времени, которые не засчитываются в трудовой стаж, однако и не нарушают его. Примером можно назвать обучение в высших учебных заведениях, аспирантуре и ПТУ.
  • Период проживания членов семей военнослужащих, которые проходят службу на контрактной основе, далеко от основного места работы. В этом случае правила дифференцируются на две части: прохождение воинской службы до 1992 года вне зависимости от места дислокации, и начиная с того же года в зависимости от места нахождения воинской части, при условии, что члены семьи военнослужащего не имели возможности трудоустроиться по специальности и получили официальный статус безработного.
  • Периоды, которые засчитываются к общему трудовому стажу (воинская служба).
  • Период декретного отпуска до достижения ребенком 3-летнего возраста.
  • Период с момента увольнения женщины на сносях либо женщины, имеющей малолетнего ребенка, которому не исполнилось 3 года. Согласно законодательству, они не могут быть уволены с занимаемой должности по инициативе административных работников. Увольнение может происходить только самостоятельно или же в случае ликвидации предприятия.
  • При расторжении трудового контракта женщинами, которые имеют детей до 14 лет.
  • При добровольном увольнении с занимаемой должности беременных женщин и женщин, которые имеют ребенка инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка до 18 лет.

Если работник желает изменить место работы, то действует обобщенное правило сохранения непрерывного стажа. Стаж считается непрерывным, если перерыв в рабочей деятельности составил не больше 30-ти дней с момента расторжения трудового договора. Однако существуют некоторые причины, по которым допускаемый перерыв может достигать 1-го года.

В то же время существовала следующая зависимость стажа и размера пособий по временной нетрудоспособности. Пособие назначалось соответственно в размере полного среднего оклада (100%), но при условии, что общий стаж трудовой деятельности не был меньше 8-ми лет. Если стаж составлял от 5 до 8 лет, то размер пособия равнялся 80% от среднегодового заработка, если же менее 5-ти лет, то 60%.

При этом стоит отметить, что некоторые категории граждан претендовали на 100% замещение пособия относительно зарплаты без учета трудового стажа. К ним относились граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, работники Крайнего Севера, инвалиды ВОВ, не прекратившие трудовую деятельность, граждане, которые проживают в зонах отселения, работники, освобождаемые от выполнения трудовых обязательств из-за необходимости ухода за детьми до 14 лет, а также члены многодетных семей.

Подобные правила при начислении пособий по нетрудоспособности сохранялись до 2004 года, тогда в законодательную систему России внесли некоторые изменения. Однако эта смена принципов начисления была незначительна, все равно большая часть правил руководствовалась именно советским вариантом. С того времени каждый год в законодательную базу вносятся некоторые изменения, которые необходимо самостоятельно отслеживать.

Так, к примеру, теперь при начислении больничного пособия учитывается не среднегодовая зарплата, а заработок за 2 календарных года, а стаж учитывается только тот, который сопровождался обязательными страховыми выплатами в ФСС. Но все же основным документом, согласно которому теперь происходит расчет пособия по нетрудоспособности, стал Приказ МинЗдравСоцРазвития РФ №21н от 24.01.2011 года. Рассматривать изменения по каждому году нецелесообразно, тем более что основные этапы являются копией советского прошлого. Поэтому рассмотрим, как же проходит расчет материального вспомогания, и от чего зависит размер пособия по временной нетрудоспособности.

Порядок расчета пособия по потере трудоспособной деятельности (больничное пособие) в 2014 году

Согласно действующим нормативно-правовым актам (ст.14 Закона РФ №255-Ф3 от 29.12.2006 года и Постановление Правительства РФ №375 от 15.07.2007 года), в 2014 году больничное материальное пособие рассчитывается с внесением некоторых изменений в базу 2013 года.

Несмотря на причину нетрудоспособного состояния работника (профессиональная болезнь, травма, беременность и декрет, уход за ребенком или за другим членом семьи), применяется одинаковый порядок расчета пособия. Наше государство гарантирует обеспечение пособием по временной нетрудоспособности всех нуждающихся. Для того чтобы начислить его в соответствии с рекомендациями законодательной системы, необходимо учесть следующие моменты:

  1. период, за который сотрудник получит больничное пособие;
  2. доход человека за конкретный период;
  3. максимальный размер пособия, установленный законодательством;
  4. средняя заработная плата человека за полный рабочий день;
  5. процентная ставка от среднего заработка за полный рабочий день, которая будет учитываться при начислении пособия;
  6. конечный размер больничного пособия.

Стоит отметить, что, начиная с 2004 года, устанавливается максимальная граница размера пособия по временной нетрудоспособности. ФЗ №255 регулирует этот вопрос. Также на размер пособия могут повлиять некоторые другие факторы (опасное производство, работа в условиях Крайнего Севера и другое).

Временной промежуток при расчете больничного пособия

При начислении суммы пособий учитывается временной промежуток, на протяжении которого работник не мог выполнять свои трудовые обязательства по той или иной причине, но при условии, что она относится к потере трудоспособного состояния. В данном случае необходимо рассмотреть 2 основных разделения при начислении пособий.

1. Рассчитать пособие по временной нетрудоспособности можно с учетом среднего заработка работника за 2 рабочих года (730 календарных дней), при этом никакие временные периоды (болезнь, дополнительный выходной, командировка, отпуск и др.) не учитываются.

2. Совсем другая ситуация проясняется при начислении пособия по потере трудоспособной деятельности при беременности, декрете или уходе за больным ребенком (другим членом семьи). Здесь также берется в расчет средний заработок за 730 календарных дней, однако при этом необходимо учесть фактическое количество дней в году. Так, например, в високосный год необходимо взять в расчет 366 дней, а не 365, как в другие годы. Кроме того, согласно пояснениям законодательной базы, при определении размера больничного пособия необходимо исключить из общего расчета некоторые временные промежутки, в частности:

  • период болезни (если болезнь не профессиональная);
  • восстановление организма от последствия травмы (если травма не была получена при выполнении трудовых обязанностей);
  • время дополнительного отпуска по беременности и по родам;
  • период ухода за малолетним ребенком;
  • те периоды времени, при которых работница была освобождена от выполнения своих трудовых обязанностей, однако при этом заработок сохранялся в полном или частичном объеме, при условии, что на него не происходило начисление страховых взносов ФСС, во всех случаях выплата пособий по временной нетрудоспособности будет произведена в соответствии с пожеланиями нормативно-правовых документов, регулирующих этот вопрос.

Начисление пособия с учетом страхового стажа и причин потери трудоспособности

Чтобы максимально корректно рассчитать размер пособия по потере трудоспособной деятельности, необходимо учитывать 2 основных фактора: причину нетрудоспособности и общий страховой стаж работника. По факту, определение размера пособия в 2014 году происходит аналогично с советской эпохой, но с некоторыми изменениями.

Так, к примеру, в СССР учитывали общий трудовой стаж, теперь же в расчет принимают тот период времени, который сопровождался обязательными страховыми выплатами в ФСС, кроме того, некоторые причины нетрудоспособности потеряли свое первоначальное значение. Рассмотрим более подробно влияние страхового стажа и причин потери трудоспособности на общий размер пособия.

  • Любой работник, ставший нетрудоспособным из-за заболевания, травмы, карантина или протезирования (кроме случаев получения травмы или заболевания в связи с профессиональной деятельностью), но при этом имеющий общий страховой стаж, превышающий 8 лет, получит пособие из расчета полного (100%) среднего заработка за 730 дней (Закон №255-Ф3).
  • При наличии страхового стажа от 5 до 8 лет сотрудник имеет право на получение пособия в размере 80% от суммы среднедневного заработка за прошедшие 730 рабочих дней за каждый день больничного.
  • Стаж страхового свидетельства менее 5 лет будет оплачен из расчета 60% от заработка за 2 полных года работы, при условии, что работник не менял место работы более чем 1 раз. При этом расчет пособия по временной нетрудоспособности будет осуществлен в течение 3 дней.
  • Если же сотрудник потерял трудовые навыки из-за своей профессиональной деятельности (травма на производстве, профессиональное заболевание), то пособие будет ему начислено в 100% размере от суммы среднедневного заработка за 730 днейза каждый день больничного. При этом страховой стаж вообще не будет приниматься во внимание.
  • Если сотрудник уволился с занимаемой должности, но в течение 30 дней частично потерял возможность реализовывать свои трудовые навыки, то ему причитается пособие в размере 60% от суммы его среднего заработка с предыдущей работы за 2 календарных года. Страховой стаж рассмотрен не будет. Однако есть одно исключение. Человек, который пострадал вследствие Чернобыльской аварии, получит полное (100%) материальное пособие по временной нетрудоспособности. Стаж страхового свидетельства также учитываться не будет.

Размер пособия по потере трудоспособного состояния по причине ухода за ребенком или другим членом семьи

При определении размера пособия для людей, теряющих возможность осуществлять трудовую деятельность вследствие ухода за заболевшим членом семьи, также принимается во внимание страховой стаж, а кроме того - как проходит лечение больной член семьи (стационарно или на дому).

1. Размер пособия при уходе за ребенком, которому не исполнилось 14 лет, при условии, что он проходит лечение в домашних условиях, но при наблюдении врача:

  • При наличии общего страхового стажа более 8 лет размер пособия будет соответствовать 100% от суммы среднего заработка за 730 дней (но только в течение первых 10 дней, потом пособие будет начисляться в ополовиненном размере (50%). При этом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в течение 5 календарных дней.
  • При наличии стажа, подкрепленного регулярными страховыми платежами в ФСС, не менее 5 полных лет и не более 8 лет размер пособия составит 80% от среднего дохода за 2 года в первые 10 дней, начиная с 11-го дня пособие будет начисляться в размере половины среднего заработка.
  • при общем страховом стаже менее 5 лет размер пособия составит 60 % от среднего двухгодичного заработка в первые 10 дней, далее за каждый день будет начисляться половина (50%) заработка работника за 1 рабочий день.

2. Сумма пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком до 14 лет если он проходит лечение в стационарных больничных условиях:

  • Если стаж превышает 8 лет, то пособие будет начислено в полном объеме среднего двухгодичного заработка за весь период нахождения ребенка в больнице.
  • Если стаж составляет от 5 до 8 лет, то сумма пособия составит 80% от средней зарплаты за 2 года работы.
  • Если страховой стаж составит менее 5 лет, то размер пособия будет равняться 60 % от среднего дохода работника за 730 календарных дней.

При уходе за взрослым членом семьи сумма пособия составит 100% (если стаж более 8 лет), 80% (если страховой стаж составляет от 5 до 8 лет), 60% (если страховой стаж менее 5 лет). При этом не учитывается, как именно проходит лечение больной, в домашних условиях под наблюдением врачей или же в условиях стационара.

Оплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется на банковский счет или же на руки через кассу предприятия или учреждения, в котором работает человек.

1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и настоящей статьи.

2. При долечивании застрахованного лица в санаторно-курортной организации, расположенной на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортной организации, но не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору. При заболевании туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности). При этом застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу:

1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в остальных случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторных условиях - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Трудоспособность – это состояние здоровья, позволяющее сотруднику выполнять работу определенного качества и объема до достижения пенсионного возраста. Утрата трудоспособности может быть вызвана получением физического увечья, профессиональным заболеванием, а также в результате целого ряда других обстоятельств.

Вам нужно подтвердить частичную или полную потерю трудоспособности? Значит, придется проводить медико-социальную экспертизу, на основании которой и выдается соответствующее заключение. Но прежде чем предпринимать активные шаги в данном направлении, заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию, и наш специалист подскажет вам не только как подтвердить потерю трудоспособности, но и укажет тот кратчайший путь, позволяющий сделать это в сжатые сроки.

Как защитить свои права при утрате трудоспособности?

Для того чтобы защитить права работников, лишившихся трудоспособности, законодательство РФ предусматривает выплату компенсации. Но что делать, если работодатель нарушает обязательства по отношению к работникам, утратившим трудоспособность? Абсолютно беспроигрышное решение только одно - следует отстаивать свои права в суде.

Составление иска и сроки обращения в суд

В исковом заявлении требуйте компенсацию не только потраченных на лечение средств, а также будущих затрат, связанных с потерей трудоспособности, но и моральную компенсацию. Стоить иметь в виду, что работодателя могут еще и оштрафовать на довольно крупную сумму.

При утрате трудоспособности как можно быстрее обращайтесь в суд, поскольку все факты, на которые можно ссылаться в ходе судебного разбирательства, на начальной стадии легко доказуемы. Подавать исковое заявление о возмещении ущерба здоровью и о признании работника нетрудоспособным следует в письменной форме в районный суд по месту жительства (регистрации) одной из сторон.

Получение компенсаций

Судебно-медицинская экспертиза осуществляется соответствующими комиссиями по определению суда в бюро судебно-медицинской экспертизы. Размер убытков определяется, исходя из степени утраченной трудоспособности и среднего заработка потерпевшего за 12 календарных месяцев. Если в результате увечья потерпевший лишился трудоспособности частично, то размер компенсации рассчитывается пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности.

Если же речь идет о потере только профессиональной трудоспособности, но о частичном сохранении общей трудоспособности, то возмещение уменьшается на сумму, которую мог бы зарабатывать неквалифицированный рабочий при соответствующем проценте утраты общей трудоспособности.

Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, должно присуждаться в виде ежемесячных, периодических платежей, выплачиваемых ответчиком истцу – в течение определенного срока или пожизненно.

Помощь юриста

Из вышесказанного вы наверняка уже поняли, что неискушенному человеку будет непросто собрать все необходимые доказательства, предъявить в суд документацию, оформленную надлежащим образом, и уж тем более – сделать все это в максимально сжатые сроки. Как же грамотно и быстро убедить работодателя или государство в том, что вам положена компенсация в результате потери трудоспособности?

Для того чтобы оградить себя от ошибок, быть уверенным в том, что утрата трудоспособности не отразится на вашем материальном благополучии, следует заранее проконсультироваться у наших специалистов. Они внимательно ознакомятся со всеми обстоятельствами вашего дела, подскажут, как взыскать с работодателя компенсацию в максимальном размере! Просто позвоните нам, чтобы активизировать начало процесса!

Статьи 183 и 184 ТК РФ не раскрывают существо выплат, полагающихся работникам при утрате ими трудоспособности по различным причинам, а только называют их (да и то не в полном объеме) и отсылают к другим федеральным законам.

Все, что имеют в виду ст. ст. 183 - 184 ТК РФ, реализуется через обязательное социальное страхование. Основополагающими в этой сфере являются Федеральные законы от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.) и от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп. от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г.).

Кроме того, принятие Закона "Об основах обязательного социального страхования" имело положительное значение в силу следующих причин:

1) в нем четко заявлено, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения (ст. 1). Это очень важно, поскольку из ряда документов высших органов исполнительной власти вытекало, что социальное страхование стоит как бы в стороне от социальной защиты населения, лишь несколько соприкасаясь с ней;

2) в Федеральном законе наконец-то появился понятийный материал, широко используемый в сфере обязательного социального страхования. Разъяснено, что понимается под такими терминами, как "страховой взнос", "тариф страхового взноса", "социальный страховой риск", "страховой стаж", "страхователи", "застрахованные лица", "страховщики" и др. (ст. 3 и ст. 6);

3) определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования (ст. 5), что дает возможность навести порядок в законодательной базе в случаях, когда субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству;

4) впервые в законодательстве об обязательном социальном страховании названы виды социальных страховых рисков (ст. 7);

5) впервые в собирательном виде представлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 8);

6) недвусмысленно сказано, что бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также что средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат (ст. 16);

7) заявлено об ответственности должностных лиц, допустивших нецелевое расходование средств социального страхования и иные нарушения в рассматриваемой сфере (ст. ст. 19, 27);

8) очерчен круг прав и обязанностей застрахованных лиц, страхователей и страховщиков (ст. ст. 10, 11, 12);

9) конкретизирована защитная функция профсоюзов в сфере обязательного социального страхования; застрахованные лица могут через своего представителя или профсоюз (а не только лично) защищать свои права, в том числе и в суде, участвовать в управлении обязательным социальным страхованием. Профсоюзы имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов, и на осуществление профсоюзного контроля за исполнением средств социального страхования (ст. ст. 10, 13, 14);

10) названы сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования (ст. 27).

Несмотря на перечисленные выше достоинства Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", есть основание утверждать, что он требует значительных уточнений и дополнений не только с целью приведения его в соответствие с более поздним законодательством, но и в силу нечеткого изложения некоторых положений, отсутствия механизма приведения в действие ряда декларативных норм.

Применительно к рассматриваемым ст. 183 и ст. 184 ТК РФ в названных двух федеральных законах есть некоторая несогласованность.

В ст. 7 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" среди видов страховых рисков, помимо временной нетрудоспособности, названы трудовое увечье и профессиональное заболевание, а в ст. 8 среди видов страхового обеспечения, помимо пособия по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.

Упомянутые статьи вступили в противоречие со ст. ст. 3, 8 и 9 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", которые более точно отражают существо дела. В ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" речь идет о пособии по временной нетрудоспособности, назначаемой в связи со страховым случаем, а таковыми являются несчастный случай на производстве и профзаболевание. Травма, полученная при несчастном случае на производстве, и трудовое увечье, как уже отмечалось ранее, - понятия неравнозначные.

Пособие, выплачиваемое в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, есть не что иное, как пособие по временной нетрудоспособности, и об этом прямо сказано в ст. 9 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях". Выделять его в отдельный вид пособия в ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" не было никакой необходимости, поскольку оно выплачивается по тем же правилам, что и пособие по временной нетрудоспособности во всех остальных случаях нетрудоспособности, разве что размер пособия (100% заработка) оговаривается сразу. Таким образом, никакого нового пособия после вступления в силу ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" не появилось, хотя оно было продекларировано в этом Законе.

В то же время в ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" нет упоминания ни о ежемесячных, ни о единовременных страховых выплатах, которые предусмотрены ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" как виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Без них система страховых выплат, отраженная в Законе "Об основах обязательного социального страхования", является неполной.

Ряд положений, имеющих отношение к размерам пособия по временной нетрудоспособности, находим в некоторых законах, изданных совсем по другому поводу. Так, ст. 24 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривает в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, пособия по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний выплачиваются в течение года в размере полного заработка независимо от трудового стажа (Ведомости РФ. 1993. N 28. Ст. 1064). Ответы на ряд вопросов, возникающих при применении данной правовой нормы, можно найти в разъяснениях Министерства здравоохранения, Министерства труда и Центральной исполнительной дирекции Фонда социального страхования РФ, опубликованных в газете "Ваше право". 1993. N 25.

На основании ст. 21 ФЗ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г.) гражданам, у которых временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного трудового стажа.

В таком же размере выплачивается пособие одному из родителей или иному законному представителю несовершеннолетнего за все время болезни несовершеннолетнего, связанной с поствакцинальным осложнением.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 22 августа 2004 г.) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка гарантируется ряду лиц из упомянутых в наименовании Закона граждан, в том числе при направлении их на медицинское обследование или лечение в специальные лечебные учреждения.

До недавнего времени в соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" (с изм. и доп. от 31 июля 2002 г.) максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности составляла 85 МРОТ. Статья 15 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (с изм. и доп. от 8 февраля, 8 декабря 2003 г., 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г.) установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 11700 рублей. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности применяется в случае, если временная нетрудоспособность наступила после вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2002 г. (т.е. после 14 февраля 2002 г., когда он был опубликован в "Российской газете").

Приказ Минздравмедпрома России от 19 октября 1994 г. N 206 и Постановление Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" (с изм. и доп. от 25 июня 1996 г.) ввели в действие Инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (приложение к Приказу Минздравмедпрома России от 19 октября 1994 г. N 206 к Постановлению Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. N 21).

Выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильностью начисления и своевременной выплатой пособий, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Члены комиссии или уполномоченный избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудового коллектива), срок полномочий и порядок принятия решений определяются в Положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, которое утверждается также на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Предельный срок работы комиссии - 3 года. На время выполнения обязанностей членов комиссии, если эти обязанности осуществляются в рабочее время, работникам может гарантироваться сохранение места работы (должности) и среднего заработка в соответствии с коллективным договором или соглашением.

Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию позволяет вводить в состав комиссии работников любых профессий. Как свидетельствует практика, комиссия работает квалифицированно, если в ее состав входят работники бухгалтерии, юристы, экономисты, медицинские работники. Председателем комиссии может быть любой ее член, в том числе и председатель профкома предприятия.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию (подробно см. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г., 2 августа 2005 г.); Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденное Фондом социального страхования РФ 15 июля 1994 г. N 556а.

Фонд социального страхования назван страховщиком в деле обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный Закон вступил в силу с января 2000 г. Те выплаты, которые положены застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях со страхователем, производятся самим страхователем и засчитываются в счет уплаты им страховых взносов. Тем, кто не состоит в трудовых отношениях со страхователем, выплаты производит Фонд социального страхования.

Взносы работодателей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, направленные в Фонд социального страхования, не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде страхования (ст. 11 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 24 марта, 6 августа, 15, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 24 июля, 24, 31 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июля, 18, 22 августа, 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.).

Страховые тарифы на данный вид страхования в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору определяются с учетом отнесения организации к той или иной группе отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска.

В 2000 г. существовали 14 классов профессионального риска, страховой тариф составлял от 0,2% (для 1 класса) до 10,7% (для 14 класса). На сегодняшний день отрасли (подотрасли) экономики разбиты на 22 класса. Страховой тариф с 2001 г. имеет диапазон от 0,2% до 8,5% (см. ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 17-ФЗ "О страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2001 год").

К видам обеспечения по данному виду обязательного социального страхования относятся: пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием; единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим на них право в случае смерти застрахованного; оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая дополнительную медицинскую помощь, дополнительное питание, приобретение лекарств, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, протезирование, обеспечение специальными транспортными средствами, профессиональное обучение (переобучение).

Еще по теме Гарантии и компенсации работникам при утрате ими трудоспособности:

  1. § 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
  2. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
  3. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
  4. § 2. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность 1.
  5. § 2. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
  6. Гарантии и компенсации работникам, направляемым на медицинское обследование, на повышение квалификации, и при сдаче крови и ее компонентов
  7. § 4. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
  8. Гарантии и компенсации для отдельных категорий работников
  9. Льготы для работников, обучающихся в общеобразовательных школах. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
  10. § 6. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
  11. Гарантии и компенсации работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей
  12. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
  13. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей
  14. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
  15. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
  16. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Выходные пособия
  17. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  18. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право -