Кто был капитаном корабля фрам. Полярная экспедиция Фритьофа Нансена на корабле «Фрам. Научные исследования Свердрупа

Фрам

Фрам (норв. Fram, «вперёд») - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает "вперёд. Был специально построен как экспедиционное судно. Со времени постройки является государственной собственностью.

Конструкция

Конструктором корабля был известный кораблестроитель . «Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных. Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы. Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца (как у лоцманского бота), борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Форштевень был сделан из двух наложенных друга на друга дубовых балок, окованных сталью. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя. Для строительства судна ВМФ предоставил итальянский дуб, вылежавший под крышей 30 лет. Три слоя обшивки крепились болтами и гвоздями к набору судна, внешняя «ледяная» обшивка крепилась нагелями и могла быть содрана льдом. Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости. Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели.

Первоначально Нансен предполагал, что судно будет иметь небольшие размеры - не более 170 регистровых тонн вместимости, но после окончательного согласования планов экспедиции, увеличил размер до 402 рег. т.
Парусное вооружение принималось как у гафельной шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности. Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля. Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.). Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка. Был также взят ручной привод для генератора, но им так не воспользовались.

В конструкцию были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, таким образом экипаж мог находиться на шхуне в путешествиях сроком до пяти лет. Жилые помещения в 1893 г. располагались под кормовой полупалубой, и освещались через потолочные иллюминаторы (герметичные с тройной рамой). Жилой блок включал камбуз (он же ванная), большую кают-компанию, которая со всех сторон была окружена четырьмя индивидуальными каютами и двумя четырёхместными. Отопление - печное, причём отапливались только кают-компания и камбуз. Камбузная плита и хлебопекарная печь были снабжены нефтяными капельными горелками оригинальной конструкции Нансена. Вентиляция осуществлялась только через камбузный и печной дымоходы. По Нансену, зимой 1894 г. во внутренних помещениях поддерживалась температура +22 Ц.

Экспедиции

"Фрам" принимал участие в следующих экспедициях:

Исследователь Годы Цель экспедиции
Фритьоф Нансен 1893-1896 Центральная Арктика
Отто Свердруп 1898-1902 Канадский Арктический архипелаг
Руаль Амундсен 1910-1912 Антарктика

Через арктические льды к Северному полюсу

План Нансена заключался в плавании специально сконструированного судна, которым являлся «Фрам», по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860-1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений. Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская. В дальнейшем помещения для астрономических наблюдений, а также кузница были оборудованы прямо на льду. С «Фрама» также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев - на случай гибели суда. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком. Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона (в 2002 г. прозводились археологические раскопки на этом месте). 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов). Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Научные исследования Свердрупа

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном «Фрама» во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг. В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Судно было переоборудовано для размещения 16 человек команды: на верхней палубе возведена надстройка, занявшая 2/3 длины судна, была ликвидирована штурманская кабина. Внутри надстройки разместилась крытая мастерская, а также носовая кают-компания и помещения для экипажа. После перестройки вместимость «Фрама» достигла 600 рег. т. Для улучшения мореходных качеств был добавлен выступающий фальшкиль.

После возвращения экспедиции в 1902 г., «Фрам» был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен, изредка используясь для корректировки артиллерийского огня во время учебных стрельб. После пожара 1905 г. было полностью уничтожено парусное вооружение судна.

Сохранение корабля

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались (в литературе можно встретить миф, что именно «Фрам» был первым судном, прошедший через Панамский переешек).

Ещё в 1916 году Амундсен рассматривал перспективу использования судна для похода к Северному полюсу (по прежней программе), но в итоге предпочёл построить новое. До 1914 г. «Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаясь крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод» (был снят весь такелаж, дельные вещи, даже мебель из жилых помещений).

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля. Судну был придан первозданный облик.

В настоящее время «Фрам» находится в сухом ангаре в Осло в Музее Фрама.

На борту «Фрама» умер Оскар Вистинг, друг и соратник Амундсена. Как пишет Геннадий Фиш:

«И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля…»

Новый носитель имени

В мае 2007 года норвежской компанией Hurtigruten был спущен на воду исследовательский круизный лайнер «Фрам» (Fram). Судно является сравнительно небольшим (предназначено только для 300 пассажиров), его характеристики:

* Длина 114 м,
* Ширина чуть больше 20 м,
* 8 палуб
* Грузовместимость - 25 автомобилей.

Судно используется для сложных экспедиций - благодаря своим размерам оно может заходить в такие места, куда не добраться на крупном круизном лайнере, а также следовать вдоль побережья, а не в открытом море.

Третий музей, который мы успели посетить на острове Бюгде в Осло, опять-таки был посвящен смелым норвежским путешественникам. Это музей корабля «Фрам». И он посвящен полярным исследованиям.

Фрам — уникальное судно. Корабль был сделан специально для полярных исследований . Сейчас он выставлен в Осло, в специально построенном для него музее. Судно построили по инициативе норвежского путешественники Фритьофа Нансена.

Задачей Нансена была провести исследования течений Северного ледовитого океана . Чтобы получить сведения о них, он решил доплыть на корабле до Новосибирских островов. А затем позволил льдам сковать корабль. Льды и течение , по расчетам Нансена должно было вывести его к Шпицбергену .

Когда Нансен убедил в своей теории Новрежское географическое общество, он получил средства на строительство судна. Фрам был первый корабль, построенный специально для экспедиции.

Корабль Фрам.

Перед кораблестроителями стояла сложная задача: корабль должен быть достаточно крепким, чтобы льды не сломали его, а вытащили на поверхность. При этом он должен был быть удобным домом для членов команды.

Конструкторы исходили из того, что экипаж будет жить на судне в течение пяти лет. Поэтому судно строили с максимальным комфортом для обитателей. Также были предусмотрены различные варианты для выживаемости экипажа. Например: н а корабле была устроена система автономной подачи электричества при помощи ветрогенератора .

Экспедиции Фрама

Первая экспедиция в Арктику, в которую отправился корабль, состоялась в 1893 году. Тогда команда состояла из тринадцати человек. Провизии на корабле хватило бы на пять лет. По замыслу Нансена судно достигло 79o с .ш . После чего Фрам вмерз в лед и продолжил дрейфовать вместе с арктическими льдами на запад. На случай гибели судна, запасы угля и продуктов были перенесены на лед.

Дрейф «Фрама » прошел не так близко к полюсу , как надеялся Нансен . Поэтому Нансен с Ялмаром Йохансеном предприняли попытку достигнуть полюса пешком. Дойдя на собаках до 86o14 ’ с .ш ., они решили повернуть назад , отправившись к Земле Франца —Иосифа . Там они построили примитивную хижину и перезимовали . Весной на каяках полярники двинулись к мысу Флора. Там они встретились с американским исследовательским судном , которое и доставило их в Норвегию .

Что касается «Фрама », то он смог освободиться из льдов в у Шпицбергена, и направился к югу.

Маршрут движения экспедиции: красным плавание Фрама, синим — дрейф во льдах, зеленый — санный поход Нансена и Йохансенна

Во время второй экспедиции Фрама, в 1898 году на Канадский Арктический архипелаг были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Также обследованы проливы и западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Не менее успешной была экспедиции судна в 1910 году. Тогда Руаль Амундсен отправился на Фраме в Антарктику. Судно подплыло к Антарктиде 13 января 1911 года. Здесь Амудсен пересаживается на собачьи упряжки и двигается к южному полюсу. 14 декабря 1911 года он достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта . При возвращении назад Скотт погиб. С трагической историей Скотта можно ознакомиться по его дневникам в .

Музей «Фрам» в Осло.

Долгое время «Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. Тогда в 1929 г. начался капитальный ремонт судна. А в 1935 году шхуна была перемещена в Осло, в музей, который получил название корабля .

Про Нансена

В музее, помимо самого судна, можно ознакомится с историей полярных исследований и правозащитной деятельностью Нансена. Этот исследователь помогал людям с 1918 года и до своей смерти в 1930 году.

В результате его деятельности появился «нансеновский паспорт» — документ беженца. Первыми беженцами получившими этот документ, были беженцы из Советской России. Впоследствии его стали использовать для беженцев из фашистской Германии.

Также Нансен собирал гуманитарную помощь голодающим в России и на Украине. Его заслуги были оценены, и в 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

Разбирала фотографии из Норвегии и нашла музей-Фрам. Не могу отказать себе в удовольствии доставить вам удовольствие и рассказать о музее это прекрасного корабля.

Одной из причин посетить Норвегию, было желание увидеть легендарный Фрам - корабль, который совершил три полярных экспедиции в начале прошлого века. Парусники - это моя страсть. Но вкупе с историей полярных экспедиций, именами Фритьофа Нансена, Отто Свердрупа, Руаля Амундсена и Норвегией этот корабль представлял для меня величайшую ценность

Бережливые норвежцы сохранили Фрам, поставили на берегу, возвели стены, защити от дождя и снега. Совершенно непривлекательное снаружи строение с остроконечной крышей скрывает внутри историю полярных открытий. Расположен музей на острове Бюгдё, куда легко попасть из центра Осло на автобусе. А приобретя Oslo pass - туристический билет на сутки или больше вы бесплатно доедете до музея и прогуляетесь по нему.

Стоило только зайти внуть, как почувствовала холод. Тусклое синеватое освещение удачно дополняло атмосферу, в которой ходил Фрам. И пройдя кассу, я оказалась под бушпритом этого невероятного судна. Созданный без традиционного киля, корпус по своей конструкции напоминает половинку скорлупы ореха. Это было сделано специально, чтобы корабль при попадании в ледовое пространство не был затерт и погиб как его многочисленные предшественники, а мог, как бы выжиматься поверх льдов, и оставаться невредимым. Размеры корабля поражают. Это не какая-то там лодка викингов, тоже успешно, между прочим, ходившая в северных водах. Это настоящий исследовательский корабль, приспособленный для суровых условий и вполне комфортного проживания команды на борту. Рассчитан на 5!!! лет автономного плавания. А если вспомнить, что на Южный полюс на нем везли множество собак и свиней - настоящая плавучая ферма.

Длина шхуны - а это значит, что на Фраме две мачты для постановки парусов - 36 метров, её ширина - 11 метров, а осадка всего 4.8 метра. Для сравнения, парусно-моторная прогулочная яхта 12 метров в длину имеет осадку около 2 метров. И что примечательно, Фрам полностью деревянный. Какого же труда стоило норвежцам его сохранить. Сразу вспомнила легендарный галеон-музей Васа, который стоит на музейном острове в Стокгольме. Тот, правда, больше 300 лет пролежал на дне морском, а ходил по морю всего несколько часов - не чета Фраму, верно служившему до 1914 года прошлого века.

Какой еще корабль может похвастаться такой богатой историей.

1893-1896 гг. - Дрейф через Арктический бассейн от Новосибирских островов в Гренландское море под руководством Нансена.

1898 - 1902 - Исследование Канадского Арктического архипелага под командованием Свердрупа.

1910-1912 - Антарктическая экспедиция Амундсена.

Припоминая каждое событие, я все еще не могу поверить, что в реальности прикасаюсь к обшивке корабля, побывавшего рядом с полюсами, несколько раз обошедшем вокруг земного шара.

В музее три этажа. Бродя по ним, ты как бы обходишь корабль вокруг и можешь наблюдать его то с носа, то в кормы. Экспозиция рассказывает обо всех экспедициях судна, его капитанах, руководителях исследований, самодостаточных ученых и аванатюристах. Каждой мелочи здесь нашлось место: эмалированная брендированная посуда., реклама - призывы к спонсорам, фотографии собак.

Туристов здесь уважают: информация подается интерактивно на нескольких языках. Всеми возможными способами создают атмосферу полярных походов - световое шоу зажигает на небе звезды, слышен шум волн - только нет характерного покачивания. И, конечно же, здесь прохладно, поэтому в летних шортах, майках и легких платьях ходить не рекомендуется. За час музей не обойдете, а за два точно замерзнете. Полярную одежду пошитую из шкур и одеял - как это было в экспедиции Амундсена - не выдают. Экскурсий нет, зато никто не мешает знакомиться с историей освоения ледовых территорий.

Для любителей экстрима и аттракционов здесь есть настоящая ледяная пещера. На деревянной двери в стене музея плакат - Осторожно, полярные медведи. По кнопке дверь открывается, я попадаю в маленькую камеру, и дверь за мной закрывается. Становится не по себе. Но тут стены раздвигаются и я в ледяной пещере. Брожу по коридорам, любуюсь сталактитами и вдруг за углом во льду мумия… Такой вот норвежский юмор.

Но самый лакомый кусочек оставляю напоследок. За что люблю норвежцев и финнов - все у них в музеях можно потрогать руками - или почти все. Шведы на свой Васа никого не пускают, зато аттракционов вокруг - устать можно. Спустившись по трапу, чувствую под ногами палубу. Ныряю в трюма - а там… машинное отделение с 4-х поршневым двигателем. Изначально корабль строился так, чтобы и ветром можно было разгонять его и движком. Перед Антарктической экспедицией Фрам прошел реконструкцию, и паровой двигатель заменили на дизельный. И обшивку, поврежденную жучком, также заменили. Мачта одна тоже укороченной оказалась при ближайшем рассмотрении, но это вероятно уже после того, как разграбленный в 1914 году корабль восстанавливал его капитан Отто Свердруп. Не было в Норвегии корабельных сосен. Сейчас корабль имеет облик, в котором он был в своей второй экспедиции.

Каюты радуют глаз - шкуры северных зверей, деревянные койки, личные вещи команды из прошлого-позапрошлого веков. Но тут же вопрос - как здоровые немалого роста мужчины умещались в этих койках? Судовая мебель кажется невероятно маленькой..

Заглянув во все отсеки корабля, не пропустив камбуз, где готовилась еда на всю команду - а в её составе было от 12 до 20 человек, выхожу на верхнюю палубу. Это судно еще живое, настоящее, кажется, что спусти его на воду и Фрам пойдет в плавание. Встаю к штурвалу. Тут на небе-потолке зажигаются звезды, по носу восходит огромная луна, слышу шум океана, и палуба под ногами начинает покачиваться…

В XIX веке Северный полюс не давал покоя многим мореплавателям и морским путешественникам. Полярный архипелаг в тот период был мало изучен. Считалось, что в этом районе расположена обширная суша, поэтому много смельчаков стремилось туда. Одним из них был молодой норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen). Одержимый желанием исследовать Арктику и добраться дальше всех мореплавателей Нансен возглавил экспедицию, состоявшую из 13 человек.

Мореплаватели отправились к Северному полюсу 24 июня 1893 года на трехмачтовом парусном судне с нетипичным видом корпуса. Шхуна под названием «Фрам », что в переводе с норвежского означает «вперед» считается одним из уникальных судов деревянной постройки и поэтому заслуживает определенного внимания. Дело в том, что для подобных мореплаваний требовался корабль, способный сдерживать натиск льда. Зная этот факт Ф. Нансен обратился к малоизвестному тогда судостроителю Колину Арчеру, который жил и работал в норвежском городке Larvik. Инженер понял проблему и предложил революционную идею, которая принесла известность кораблестроителю и его творению.

Шхуна «Фрам » была спущена на воду в 1893 году. К числу уникальных характеристик судна можно отнести: корпус, который имел форму в виде яйца - это позволяло выталкивать его на поверхность в случае сжимания льдов. Кроме того состояла из двух корпусов - внешний был выполнен из древесины и покрыт слоем специальной краски, которая могла противостоять обмерзанию и была нанесена по всей поверхности корпуса от киля до руля. На одно судна Нансен положиться не мог, поэтому для уверенности была дополнительно установлена паросиловая установка, развивающая мощность до 220 лошадиных сил. В свою очередь, руль и винт были сделаны так, что их можно было убирать вовнутрь. Также на судне Нансена был впервые смонтирован примитивный генератор для производства электрической энергии. Каюты корабля были тщательно утеплены и изолированы от холода для комфортного пребывания в них экипажа.

шхуна «Фрам» фото



Итак, шхуна «Фрам » и ее экипаж оставили Осло 24 июня 1893 года. Сразу после выхода в Северное море команда мореплавателей попала в небольшой шторм. Шхуна вела себя ужасно, но уже 12 июля благополучно добралась до норвежского порта Трёмсе. Пополнив запасы и взяв с собой еще несколько необходимых теплых вещей, моряки покинули Норвегию 20 июля 1893 года.

Спустя несколько дней «Фрам » благополучно достиг Новосибирских островов. Следуя вдоль кромки льда севернее острова Котельный, первооткрыватели пришвартовались к льдине и расположились на зимовку. хорошо понимали, что в таком дрейфе они могут провести несколько месяцев. На льдине моряки соорудили небольшую ветряную мельницу, обеспечив себя электричеством, для чего им понадобилось демонтировать паросиловую установку судна.

Нансен на льдине

«Фрам» теперь был не кораблем, а арктической станцией. Все люди на борту были заняты исследованиями. На льдине были установлены метеорологические датчики для измерения температуры моря, глубины, солености и т. д.

Время тянулось медленно. Милю за милей проходил дрейф. Предположения Ф. Нансена подтвердились - шхуну несло на северо-запад. Во время такого плавания экспедиция установила, что глубина Северного Ледовитого океана достигает 3 километра.

Прошел один год. Шхуна «Фрам » продрейфовала 189 миль и достигла 81 градус северной широты. Ф. Нансен принял решение продолжить путешествие к Северному полюсу на каяках. Собрав группу людей, первопроходчик взял с собой провиант на несколько недель и отправился в путь. С большим усердием, преодолевая нагромождения торосов и постоянный ветер, исследователи медленно продвигались к вершине Земли. Вскоре через три недели пути обессиленный Нансен сделал вывод, что к назначенной цели полярникам не дойти, а если даже попытаться - можно погибнуть от холода, к тому же некоторых из них уже сразил синусит . Однако было у Нансена и утешение - путешественник приблизился к Северному полюсу намного ближе, чем кто-либо и достиг 86°14" северной широты.

Путь на юг был не менее трудным. Через три мучительных месяца полярникам удалось добраться до Земли Франца Иосифа. Перезимовав до лета 1896 года, мореплаватели неожиданно встретили английскую экспедицию Джексона и на их судне вернулись в Норвегию.

Ф. Нансен волновался за судьбу шхуны. От экипажа судна не было новостей уже полтора года. Но вскоре стало известно, что благополучно завершил дрейф в районе острова Шпицберген, а оттуда продолжил свой рейс, прибыв в норвежский городок Tromso.

Вернувшись на родину Фритьоф Нансен получил мировое признание. Первооткрывателя чествовали во многих географических обществах и до наших дней его считают одним из величайших полярников. Нансен стал прекрасным мореплавателем, а полярные льды он превратил в союзников, и в этом ему помогла шхуна «Фрам ».

По традиции, сложившейся на заре европейской цивилизации, именно норвежцы были теми отважными путешественниками, которым не сиделось на месте. Стоит вспомнить Эрика Рыжего и его сына Лейфа Эрикссона, открывших Америку за 400 лет до славного Колумба. Традиции открытия новых земель сохранились до нашего времени. Кто не знает Тура Хейердала, неспокойный характер которого привел к многочисленным открытиям и впечатляющим экспедициям.

Музей "Фрама" посвящен одному единственному кораблю, на котором были совершены три удивительных плавания - два к полюсам Земли и одно через два океана.

Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя:

  • выставку научного оборудования полярных экспедиций;
  • медицинское оборудование судового врача;
  • личные вещи участников экспедиций;
  • предметы собачьих упряжек;
  • документы, фотографии, карты, судовые журналы.
Музей предоставляет своим посетителям кинозал, в котором можно посмотреть фильмы об известных покорителях Северного и Южного полюса.

Отдельная экспозиция посвящена животному миру сурового Заполярья. Чучела пингвинов, белых медведей, морских котиков, тюленей, гагар - работы лучших таксидермистов Европы.


Постоянно в музее проходят выставки, посвященные активной общественной деятельности покорителей полюсов. Нансен организовал сбор средств в пользу голодающих Поволжья во время Гражданской войны в России, Свердруп был самым щедрым жертвователем Красного Креста.

К каждому стенду есть пояснения на восьми европейских языках, включая русский. Но главным экспонатом остается небольшое суденышко, выдержавшее столь серьезные испытания. Посетители могут не только осмотреть корабль, но и побывать на его борту, зайти на камбуз или каюту капитана, сфотографироваться в рулевой рубке.


Специальная аппаратура позволяет посетителям полюбоваться Северным сиянием с палубы корабля.

В магазине музея можно приобрести научную литературу более 200 авторов, а выбор сувениров просто огромен.

Музей работает: летом с 9 до 18 часов, в мае и сентябре с 10 до 17 часов, в остальное время с 10 до 16.

Есть возможность заказать гида, но сделать это необходимо заранее.

Найти музей очень просто: автобус номер 30 довезет практически до самых дверей в музей Фрама.

На берегу столичного фьорда стоит стеклянный шатер, в котором хранится полярная гордость Норвегии. За время существования музея в нем побывало более десяти миллионов посетителей. Для такого небольшого музея, цифра, весьма впечатляющая.