Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай...
Эти слова как бы обещали ввести читателя в занимательно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, говорящая человечьим языком, и волшебная скатерть-самобранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н.А. Некрасов свой рассказ о похождениях семерых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Работе над поэмой, которую поэт называл своим «любимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, э ти слова как бы обещали ввести читателя в занимательно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, говорящая человечьим языком, и волшебная скатерть-самобранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н. А.Некрасов свой рассказ о похождениях семерых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения - русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.
Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны царской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым нападкам подверглась последняя из написанных глав - «Пир - на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного издания поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрьской революции.
Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасова, является ее идейной и художественной вершиной, итогом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.
К 1860-м годам русский крестьянин становится основным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» - важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Работе над поэмой, которую поэт называл своим «любимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.
Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народное произведение: и по своему идейному звучанию, и по масштабности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по героическому пафосу, и по широкому использованию поэтических традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно-бытовым формам и песенному лиризму.
Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, характерные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных общественных кругов. Народная точка зрения на действительность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.
События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крестьянство - подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.
В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы - поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии странникам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.
В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидавший на своем веку, и Яким Нагой, характерный представитель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на забитого, темного крестьянина патриархальной деревни. С глубоким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.
Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина - чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.
В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О суровой «долюшке женской» Некрасов написал немало волнующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.
Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызывающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, - барских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и прямых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его освобождения, тем непримиримее осуждал рабскую приниженность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает унизительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести - самоубийству на глазах своего мучителя; «чувствительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих унижениях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся посулами наследника и согласившийся уничтожить завещание умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).
Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.
Поэтически воссозданный в поэме мир - мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.
В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румяненьком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте-Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показным радушием Оболта-Оболдуева читатель видит высокомерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.
Сатирой и гротеском отмечен образ помещика-самодура князя Утятина, прозванного крестьянами Последышем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алкоголизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого крепостника и деспота.
На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из названных ими лиц живет счастливее - помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставленные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счастливого уже не только среди представителей господствующих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села!..
Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, придает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензурой части поэмы - «Пир - на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять центральное место в развертывании темы счастья-борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши - в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».
Образ Гриши - завершающий в ряду «народных заступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он находит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем-поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - высший образец народного стиля некрасовской поэзии. Народно-песенная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий национальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы - поиски счастья - восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т.д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стремление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.
Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно-поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно-бытовые, любовные, свадебные, исторические. Народная поэзия давала поэту богатейший материал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.
Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сменяется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» - сатирической насмешкой, в «Крестьянке» - глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире - на весь мир» - героическим напряжением и революционной патетикой.
Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.
Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик протеста и сатира сливались с героикой революционной борьбы. Все это выразилось с большой художественной силой в бессмертном произведении Н.А. Некрасова.
| 41-57
В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с героем «Судьбы человека»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7, С1—С2.
На четвёртый день прямо из совхоза, гружённый хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернёмся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазёнки широко раскрыл, ждёт, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и всё знаю.
Зашёл он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнёт. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню...» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придётся».
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Все равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся... Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет всё же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой всё жмётся ко мне изо всех силёнок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.
Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внёс. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошёл я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашёл я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чём дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает её за подол и говорит: «Тётя, зачем же вы плачете? Папа нашёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она ещё пуще разливается, прямо-таки размокла вся!
После обеда повёл я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Пояснение.
Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы войны не делают его озлобленным. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, прошедший ад фашистского плена, находит смысл жизни в мальчике-сироте. Андрей Соколов совершает своего рода нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Ванюша помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. В образе Андрея Соколова показан настоящий русский характер, сильный, загадочный и достойный подражания.
Герой рассказа А. Толстого «Русский характер» лейтенант Дремов смелый, но скромный человек. Звезда героя и ордена говорят сами за себя, но лейтенант никогда не выпячивается вперед, не гордится перед товарищами своими подвигами.
Черты характера русского человека замечательно передал Н. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В образе Гриши Добросклонова мы видим собирательный образ борца за всех «обиженных» и «униженных». Ему не нужно богатства и чужды заботы о личном благополучии. Его не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. В этом Григорий видит подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных.
И Некрасов, и Шолохов, и Толстой восхищаются русскими характерами, стойкими и верными, любящими и нежными. В разное, порой очень суровое время выпало жить этим людям, но они достойны своей судьбы.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема художника и эпохи? В чём эти произведения можно сопоставить с «Разговором книгопродавца с поэтом»?
Разговор книгопродавца с поэтом (фрагмент) Книгопродавец Итак, любовью утомленный, Наскуча лепетом молвы, Заране отказались вы От вашей лиры вдохновенной. Теперь, оставя шумный свет, И муз, и ветреную моду, Что ж изберёте вы? Поэт Книгопродавец Прекрасно. Вот же вам совет; Внемлите истине полезной: Наш век - торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Что слава? - Яркая заплата На ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата: Копите злато до конца! Предвижу ваше возраженье; Но вас я знаю, господа: Вам ваше дорого творенье, Пока на пламени труда Кипит, бурлит воображенье; Оно застынет, и тогда Постыло вам и сочиненье. Позвольте просто вам сказать: Не продаётся вдохновенье, Но можно рукопись продать. Что ж медлить? уж ко мне заходят Нетерпеливые чтецы; Вкруг лавки журналисты бродят, За ними тощие певцы: Кто просит пищи для сатиры, Кто для души, кто для пера; И признаюсь - от вашей лиры Предвижу много я добра. Поэт Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Условимся. |
А. С. Пушкин, 1824
Пояснение.
Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать «красу долин, небес, и моря, и ласку милой».
Н. А. Некрасов в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...» противопоставляет два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский, и поэт мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья:
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой
Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое «я» - это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел - он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист:
Свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.
Истинный поэт очень часто не понят обществом, котором он хочет подарить свои вдохновение, мысли, стихи. не деньгами, не тиражами измеряется труд поэта, а сознанием того что он «чувства добрые..лирой пробуждал», но он остается непонятым.
М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Пророк» развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает «всеведеньем», которое дает ему право провозглашать людям "любви и правды чистые ученья". Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от «злобы и порока». Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду «могущественным старцам» от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями. Поэт в стихотворении А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» тоже остается непобежденным, потому что:
Не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать.
В каких произведениях русских поэтов звучат размышления о сущности поэзии и в чём эти произведения созвучны стихотворению И. А. Бунина «В горах»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
И.А. Бунин, 1916
Пояснение.
В творческом наследии Некрасова тема поэтического самоопределения занимает едва ли не важнейшее место. Н. А. Некрасов был убежден в общественной значимости и силе литературы. По его мнению, литература призвана донести до людей важнейшие для того времени проблемы и вопросы. Можно сказать, что поэзия для него трибуна. Сказалось это и в его эстетической программе. Отсюда и частое обращение к прошлому, и полемичность по отношению к нему; утверждение необходимой для поэзии актуальности, злободневности проводится в его стихах через обращение к специфике времени. В описании Некрасовым своего жизненного пути, осмысляемого как путь именно поэта, повторяются слова «труд», «слёзы», «муки»; эпитеты «мрачный», «несчастливый» и «тёмный». Нелегкость этого пути проявляется и в утверждении, что он «никогда не был» «баловнем свободы» и «другом лени», что в его стихах «нет... поэзии свободной» и имя его, скорее всего, останется неизвестным народу; своё наследство называет «жалким», призывает Музу закрыть глаза поэта «на вечный сон небытия». Н. А. Некрасов, с одной стороны, сомневался в выборе своего пути как поэта, но всегда оставался ему верен.
В отличие от гражданской поэзии Н. А. Некрасова поэзия Ф. И. Тютчева, как, впрочем, и стихотворения И. А. Бунина, должна эстетически воздействовать на читателя, находя прежде всего эмоциональный, чувственный отклик в его душе.
И Ф. И. Тютчев, и И. А. Бунин воспринимают природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. При этом каждый миг природы проявляется конкретно. Обоих поэтов природа привлекает в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и темных сил. Преклонение перед природой, перед ее стихийностью, масштабностью, безграничностью привлекает обоих авторов. Свои стихи они не используют как «пропаганду» против общественной несправедливости. Классическое понимание сущности поэзии, «пробуждение добрых чувств», — вот что для них главное.
Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
А. А. Ахматова, 1917
Пояснение.
Тема гражданственности, патриотизма всегда оставалась актуальной для русской литературы. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...» Анна Ахматова выразила свою гражданскую позицию. Все стихотворение сюжетно делится на две части. В первой голос предлагает героине освободиться, «оставить Россию навсегда». Во второй части лирическая героиня совершает свой нравственный выбор. Поэт остается со своим народом: прозвучавшие призывы – это «речи недостойные», для поэта не стоит вопрос: уйти или быть со своей страной.
Подобное звучание темы находим в стихотворении Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин». Каждый человек должен быть прежде всего гражданином своей страны, болеть за нее, стремиться делать ее краше. И кому как не поэту быть здесь в первых рядах, служить своему народу. Вот почему Некрасов восклицает, обращаясь к поэту:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
Любовь к Родине, к России пронесла Марина Цветаева через все беды и несчастья эмиграции, выпавшие на её долю. Стихотворение «Тоска по родине» дает ощущение безысходности, нескончаемости боли, тоски по Родине. Стихотворение заканчивается словами:
И все – равно, и все едино,
Но если по дороге – куст
Встает особенно – рябина…
И это многоточие – будто горло перехватило…
Цветаева не могла не вернуться в Россию не только потому, что жила в эмиграции в ужасной бедности, но и потому, что не могла жить вне своего народа, родного языка.
Таким образом, в стихотворениях Ахматовой, Некрасова, Цветаевой можем проследить общность взглядов на раскрытие темы Родины.
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
* * * Быть знаменитым некрасиво, Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчёркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. |
Б. Л. Пастернак, 1956
Пояснение.
Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», - эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Марина Цветаева в стихотворении «Я счастлива жить образцово и просто» счастье свое видит в том, чтобы «жить так, как пишу: образцово и сжато». Ее предшественник Н.А.Некрасов считал своим долгом быть поэтом−гражданином и творчеством нести пользу людям, служить Родине. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать... -
становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.
Б.Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» провозглашает свое назначение:
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Горького «Старуха Изергиль»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали ездить Данко.
— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это гы погибнешь!
— Вы сказали: «Веди!» — и я повёл! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потом}’ я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их ещё более.
— Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.
А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
— Что сделаю я для людей?! — сильнее iрома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
— Идём! — крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
Пояснение.
Один из главных героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - Гриша Добросклонов - личность яркая, выделяющаяся на фоне других персонажей. Как и Данко, герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борьбой за счастье народа.
Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова.
Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи. Как и Данко герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борьбой за счастье народа.
Но есть в русской литературе яркие, сильные личности, но они не смогли найти применения своим способностями, своим «необъятным силам». Например, Григорий Александрович Печорин, герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Уже в самом названии подчеркивается, что речь пойдет о человеке сильном, незаурядном. Печорин - это характер глубокий. «Резкий охлажденный ум» сочетается у него, с жаждой деятельности и с силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Так он вмешивается в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Он одерживает победу над Грушницким в дуэли и становится героем того общества, которое презирает. Он - выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Он, живет «из любопытства», с одной стороны, а с другой - у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». Мучительно ищет он выход, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга. И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам.
В каких произведениях русской литературы звучит тема преступления и в чём эти произведения можно сопоставить с «Преступлением и наказанием» Ф. М. Достоевского?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.
Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Пояснение.
Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», а точнее в «Легенде о двух великих грешниках» рассмотрел спорный философский вопрос, сходный идеологически с теорией Раскольникова: можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он «голову снес полюбовнице и есаула засек», а потом «старцем в одежде монашеской» вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.
Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:
Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире чту только женщину,:
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника «скатилося... бремя грехов»... Так автор показывает, что высшая народная нравственность, освещенная авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
Катерина Измайлова, героиня очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», совершает несколько убийств ради своей любви, страсти. Она «злодейка поневоле», а не по субъективным данным, убийца не по рождению, а по обстоятельствам окружающей ее жизни. Оказавшись рабыней собственных чувств, Катерина последовательно преодолевает целый ряд препятствий, каждое из которых представляется ей последним на пути к полному освобождению и счастью. Настойчивость, с которой героиня пытается подчинить своей воле обстоятельства, свидетельствует о незаурядности и силе ее характера. Она не останавливается ни перед чем, идет до конца в своей страшной и, главное, бесполезной борьбе и погибает, лишь полностью исчерпав недюжинный запас духовных и жизненных сил, отпущенных ей природой. Можно обвинять или ненавидеть героиню, но нельзя забывать о тех социальных условиях, в которых жили Раскольников, Кудеяр, Катерина Измайлова, именно общество, условия жизни породили зло, на которое герои ответили, но тоже, к сожалению, злом.
В каких произведениях русских поэтов выражено их жизненное и творческое кредо и в чём эти произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
М. И. Цветаева, 1919
Пояснение.
Наш современник Е. Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», - эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Марина Цветаева в стихотворении «Я счастлива жить образцово и просто» счастье свое видит в том, чтобы «жить так, как пишу: образцово и сжато». Ее предшественник Н. А. Некрасов считал своим долгом быть поэтом−гражданином и творчеством нести пользу людям, служить Родине. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки из стихотворения «Поэт и гражданин»
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать... -
становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.
Современник Цветаевой Б.Пастернак в унисон поэтессе провозглашает свое назначение
Во всем мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все три автора при всей их индивидуальности единодушны в одном: если тебе дано предназначение быть поэтом в России, то жизнь твоя должна быть подчинена этому предназначению.
Anna Knyazeva
05.03.2019 21:11
Марина Ивановна всегда просила называть себя именно поэтом, не поэтессой. Поэтому формулировка в пояснении по меньшей мере неэтична.
Татьяна Стаценко
Интересное мнение по поводу неэтичности, но я позволю себе оставить пояснение без изменений.
В каких произведениях русской литературы создаётся образ матери и в чём эти произведения близки стихотворению А. Т. Твардовского?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12 ; СЗ, С4.
Памяти матери Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой... Из песни Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла Неоткуда - всё оттуда, Где у матери росла. Всё из той своей родимой Приднепровской стороны, Из далёкой-предалёкой Деревенской старины. Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила Девка на берег другой. Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой. Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра. В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней. Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света Завезённые слова. Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой... Отжитое - пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалёку И последний перевоз. Перевозчик-водогребщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой. |
А. Т. Твардовский, 1965
Пояснение.
В творчестве Твардовского обращение к образу матери присутствует с самого начала и до конца пути. Стихотворение «Матери» 1927 года - это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы. Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…» История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны.
Глубоко тема матери зазвучала в поэзии Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни, но всегда с любовью и преклонением говорил о ней:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)
Образ женщины - матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях, в том числе «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др.
Рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей», можно поставить и Есенина.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
В «Письме матери» Есенина - настоящий гимн терпению матерей.
Подытоживая сказанное, можно, прежде всего, выделить тему матери как особое литературное явление, изначально свойственное русской поэзии, прошедшее в своем развитии все этапы истории литературы и занимающее значительное место в древней, классической и современной поэзии.
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.
С17.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
С17.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
С17.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
Пояснение.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Комментарий к темам сочинений
С17.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
Тема чести и бесчестия - одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это - «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
С17.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
Любовь в понимании Тютчева - самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:
Любима ты, и так, как ты -
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Любовь в поэзии Тютчева - грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал «денисьевский цикл».
С17.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности - это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
С17.4. Образ матери в русской поэзии (на примере двух-трёх произведений русских поэтов).
Глубоко тема матери звучит в поэзии Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни, но всегда с любовью и преклонением говорил о ней:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)
Образ женщины - матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях, в том числе «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др.
Рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей», можно поставить и Есенина.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
В «Письме матери» Есенина - настоящий гимн терпению матерей.
Все стихи, посвященные матери, Александра Трифоновича Твардовского, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время, и невозможность вернуться домой в детство:
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону - домой...
И хотя в чужой стороне все не такое, как в родном краю, все чужое, и хотя возвращение домой невозможно, песня матери всегда оставалась «в памяти жива» и она помогала жить. Стихотворение наполнено истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Какой предстаёт жизнь поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
С17.2. О чём заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина? (По двум-трём сказкам по выбору).
С17.3. Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне»).
С17.4. Современный читатель и современный писатель. (Читая романы Бориса Акунина о Фандорине).
Пояснение.
Комментарии к сочинениям.
C17.1. Какой предстаёт жизнь поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни. Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими. Однако Пушкин пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о петербургском. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.
C17.2. О чём заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина? (По двум-трём сказкам по выбору).
Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик») здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Коняга») здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия («Ворон-челобитчик», «Путем-дорогою», «Богатырь»). В сказках рисуется предательство либералов («Либерал», «Вяленая вобла»), трусливая ограниченность обывателя («Здравомысленный заяц»). Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке «Пропала совесть» Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев - общество, потерявшее совесть. Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника. Как и Некрасов, Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких читательских кругов.
C17.3. Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне»).
Автор «На дне» пробуждает читателей поразмыслить над тем, что же полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь? Нужно ли лгать во имя сострадания, как это делает Лука? Горький выражает свою точку зрения устами Сатина: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека». Позиция Луки абсолютно противоположна. Принцип, которому следует этот добрый ненавязчивый странник - «ложь во спасение». Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно уже зрело в их душах. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке Сибирь, где тот сможет начать совершенно новую, честную жизнь; Актера уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства в бесплатной чудо-лечебнице; умирающую Анну теплит надеждой, что за свои нестерпимые муки та после смерти обретет покой и вечное блаженство на небесах. Однако его утешения никому не помогли, так как Лука своими сладкими пилюлями лжи не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Весь его пассивно-сострадательный гуманизм основан на неверии в возможности человека. В глубине души он уверен, что реальное положение изменить уже нельзя, поэтому, и подходит ко всем со своей утешительной ложью. Впрочем, Джо ухода пожилого странника у большинства ночлежников крепнет вера в возможность начать новую жизнь. Ему, безусловно, вдохнуть в них надежду н6а лучшее будущее, согреть их души своим бесконечным сочувствием, которого так не хватало брошенным на дно жизни людям. Однако его проповеди еще больше воспитывали в «босяках» слабость и не способность бороться. «Ты - надейся! Ты - верь!» - внушал он. Но человек же не может постоянно жить иллюзиями. Столкновение с горькой правдой, в конце концов, неизбежно. Яркий пример тому - судьба Актера, не нашедшего силы действовать, разбившегося о суровую реальность, упав с высоты своей мечты, проснувшись он навеянного странником «сна». Философия странствующего проповедника, проверяясь на героях пьесы, всё-таки терпит поражение, ибо ложь, даже «во спасение» - прежде всего проявление неуважения к человеку, и, кроме временного утешения, она не способна ничего принести тому, кто верит в это заблуждение.
C17.4. Главный герой серии приключений Бориса Акунина - Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке - ведь он необычайно наблюдателен.
На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь - это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить - значит, чувствовать, мыслить, страдать».
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. «…читая его (Пушкина) творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…» (В. Г. Белинский)
С17.2. «О город, город роковой» (Тема города в творчестве Некрасова и поэтов-современников).
С17.3. Личность и толпа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Пояснение.
Комментарии к сочинениям
C17.1. «…читая его (Пушкина) творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…» (В. Г. Белинский)
О чем бы ни писал Пушкин: о дружбе или любви, об идеалах свободы или исторических событиях, о природе или философских проблемах, - всюду мы видим прежде всего гуманиста, человека, стремящегося пробудить в чита-телях «чувства добрые». В сочинении следует остановиться на основных мотивах лирики поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Родина и служение ей - и ответить на вопрос «Чему учит нас поэт, раскрывая эти темы в своем творчестве?» В своеобразном поэтическом завещании «Памятник», написанном Пушкиным за несколько месяцев до трагической гибели, поэт огля-дывается на пройденный творческий путь и пытается определить, в чем истинное достоинство его поэзии. Не красота слова или глубина содержания видятся ему наиболее важными, а именно гуманность и вольнолюбие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
C17.2. «О город, город роковой» (Тема города в творчестве Некрасова и поэтов-современников).
Николай Алексеевич Некрасов после разрыва с отцом остался в Петербурге без всякой поддержки и опоры. «Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. Мытарств было много: провал на университетских экзаменах, разнос в критике первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, поденная черновая работа в столичных журналах и газетах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта и открыло перед ним жизнь петербургских низов. Важнейшей темой его Музы стала судьба городского нищего люда. Для анализа можно взять стихотворения: «На улице» (1850), «О погоде» (1858), «Ванька» (1850), «Извозчик» (1855) и др.
Показывая сцены городской жизни, речь, на самом деле, идет уже не о частных эпизодах, а о преступном состоянии мира, в котором существование возможно лишь на унизительных условиях.
Последователями Некрасова в раскрытии темы города стали Брюсов, Маяковский, Блок.
C17.3. Личность и толпа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Самый главный и самый страшный дьявол у Булгакова – это человеческое общество. Воланд – князь тьмы – по сравнению с ним мелкий хулиган. Прибыв на инспекцию в Москву 30-х годов, он практически в растерянности: ему нечего делать, негде творить свое исконное зло. Все уже сделано, остается лишь подбирать какие-то крохи. А людишки так испоганились, что где Сатана не повернется, кого не щелкнет по носу – все негодяй, все мелкий бес, по сравнению с которым и свита Воланда – веселые шалуны.
По мысли писателя, современное ему общество, без помощи дьявола, проделало всю дьявольскую работу по совращению людей во все смертные грехи, по искушению и растлению. Здесь дьяволу уже нечего делать. Перед нами не общество даже, сознательное, свободное, а толпа развращенных людей.
«Свобода и несвобода» в философском аспекте поставлена в спорах Иешуа и Га-Ноцри с могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом, в душе которого происходит борьба человеческого и должностного. Пилат как государственный человек вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Когда-то он был человеком прямых слов и действий, смело водивший воинов на врага с криками: «Руби их! Руби их!». Тогда он не испытывал страха. А вот теперь, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за свою карьеру.
Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Душевные человеческие порывы уступают место рассудочному политиканству. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением. А это уже трагедия для сильной личности, погубившая в разные времена многих талантливых царедворцев. И все же в сцене бесед с Иешуа Пилат, понявший, что судить можно только совестью, оказался на высоте. И помог ему в этом Иешуа Га-Ноцри, который смог противостоять толпе, не сломался, не отрекся от себя самого.
С17.4. Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне.
Вопросы гуманизма - уважения к человеку - интересовали людей дав-но, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о душе, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения.
Для анализа можно взять роман А. Фадеева «Разгром», в котором боль-шое место занимает описание событий, увиденное глазами Мечика - интеллигента, случайно попавшего в партизанский отряд. Мечик - гуманист, и моральные принципы партизан (а вернее, почти полное их отсутствие) вызывают у него сомнения, он не уверен в правильности революционных идеалов.
Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рассматриваемых в литературе о гражданской войне, - это проблема, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или «добивать». В повести Бориса Лавренева “Сорок первый” этот вопрос, который много раз поднимается во всей мировой литературе, выливаясь порой в спор о безболезненном умерщвлении безнадежно больных, решается в пользу убийства человека окончательно и бесповоротно. В живых из двадцати пяти человек отряда Евсюкова остается меньше половины - остальные отстали в пустыне, и комиссар их собственноручно пристрелил. Было ли это решение гуманным по отношению к отставшим товарищам? Точно этого сказать нельзя, ведь жизнь полна случайностей, и могли погибнуть все, либо все уцелеть. Фадеев решает подобный вопрос так же, но с гораздо большими нравственными мучениями героев. А несчастный интеллигент Мечик, случайно узнав о судьбе больного Фролова, бывшего ему почти другом, о принятом жестоком решении, пытается этому помешать. Его гуманистические убеждения не позволяют ему принять убийство в такой форме.
Война разрушила все привычные людские ценности, поставила все с ног на голову. Во имя будущего счастья человечества - идеала гуманистического - совершались такие страшные преступления, которые с принципами гуманизма не совместимы никак. Вопрос о том, стоит ли будущее счастье такого моря крови, человечеством все еще не решен, но вообще подобная теория имеет множество примеров того, что случается, когда выбор делают в пользу убийства. И если все зверские инстинкты толпы в один прекрасный день высвободить, то такая свара, такая война наверняка в жизни человечества станет последней.
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
История написания.
19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа - отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне - с 1863 г. начинает создаваться его поэма » Кому на Руси жить хорошо «, повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни.
К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.
После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей - определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т. к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
Жанр произведения, композиция
Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» - о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее, имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, не имеет одного героя - героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.
Тема и идея произведения, герои, проблематика
Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие.
В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни - за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб - от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра - ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.
Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев - мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения - от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается...
у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков - они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.
Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий - медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.
Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.
Художественные средства
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества - одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).
Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно - цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).
Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.
Выводы
Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства - в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.
Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение действительности и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.
Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.
— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!
— Небось!
Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.
— Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!
— Держи, Гришка!
— Держу-у-у!
— Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!
Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.
— Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.
Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.
— Отвоевался! — крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.
Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.
Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.
Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.
— Ты, Григорий, вот что... — нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, — примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой...
Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнце- гревом шею, выдавил белую полоску.
— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло продолжал старик, — я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу — запорю!
Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, — жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.
— Наговоры, — глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.
— Ты помалкивай.
— Мало что люди гутарют...
— Цыц, сукин сын!
Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.
До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:
— Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!
Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:
— Рыбу бабам отдать?
— Понеси купцам продай, — помягчел старик, — на табак разживёшься.
Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Пояснение.
Творчество М. А. Шолохов развивалось в русле реализма. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Ответ: реализм.
Ответ: реализм
Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кондратьева В.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Секачёва Е.В.; под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2016
8. Какое развитие в произведении Н.А. Некрасова получает тема барства и холопства?
Формулируя авторскую позицию, укажите, что тема барства и холопства широко представлена в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянский мир показан в произведении во всей сложности и многообразии. Он неоднороден. Встречаются в нём и философы (Яким Нагой), и праведники (Ермило Гирин), и бунтари (Савелий, богатырь святорусский), и рабы (Клим Лавин, Яков). Отголоски крепостной неволи ощущаются и после реформы 1861 года.
Высказывая личностные суждения, поясните, что узаконенное рабство развратило душу мужиков. Явились такие приспешники господ, как Клим Ларин, готовый служить прихотям Последыша (князя Утятина), и Яков «верный», «холоп примерный», исполняющий любые желания господина Поливанова.
Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, что судьба Якова, преданно служившего своему господину, терпевшего издевательства и над собой, и над родными - пример того, какие страшные последствия может иметь крепостное право.
Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать…
Обобщая сказанное, отметьте, что и верный холоп способен «задурить», когда помещик «сбывает в рекруты» любимого племянника. Своеобразна форма протеста Якова - он совершает на глазах своего господина самоубийство.
9. В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов и господ?
Как литературный контекст могут быть использованы следующие произведения: А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Пушкин «Деревня», И.С. Тургенев «Записки охотника», «Муму», А.И. Герцен «Сорока-воровка», Н.С. Лесков «Тупейный художник».
Обосновывая выбор, отметьте, что «Путешествие из Петербурга в Москву» стало обвинительным актом против крепостнической России. Произвол, угнетение, продажа себе подобных, нищета холопов и обогащение их владельцев за счёт непосильного труда крестьян - таковы страшные факты дореформенной жизни. Картина народного восстания, представленная в оде «Вольность», - авторский ответ на вопрос «Что делать?»
Вспомните, что в пушкинском стихотворении «Деревня» идиллия поместной жизни нарушается изображением «барства дикого» и «рабства тощего». Обличение сопровождается мечтой об освобождении царём «дворовых толп измученных рабов».
Подводя итог размышлениям, укажите, что автор «Кому на Руси жить хорошо» также восхищается борцами за народное счастье, но с особенной остротой Некрасов показывает противоречия в душе народа:
Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.