Базовый сценарий развития экономики рф. Разработка сценариев развития муниципального образования. Характеристика сценариев долгосрочного развития

Хабалтуев А.Ю.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики,



Россия, г. Улан-Удэ

Бальжиев Ж.Д.
Магистрант кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ

В статье рассмотрен базовый сценарий социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, базовый сценарий, экономический эффект.

Базовый сценарий предполагает реализацию основных мероприятий, направленных на исключение негативных последствий. В базовом сценарии предполагается ресурсное и финансовое ограничения.

Сценарий предполагает реализацию проектов с низкими рисками, но при этом обеспечивающий значительный экономический или социальный эффект.

На первом этапе - ведется работа, направленная на поддержание существующих производств и организаций, ведется разработка нормативно-правовых документов регулирующих инвестиционную политику района и снижение административных барьеров, а также начинается работа по продвижению бренда «экологически чистого продукта».

На втором этапе - привлечение инвесторов для развития промышленности в районе, согласно, созданной инвестиционной политики и снижения административных барьеров. Развитие социально-бытовой, транспортной инфраструктуры.

На третьем этапе - создание наукоемких и инновационных производств, в том числе в сфере АПК, реализация программ с целью повышения уровня жизни и обеспечения качественных условий жизни на селе.

В таблице 1 представлена реализация базового сценария - рост направлений социально-экономических показателей МО «Джидинский район» Республики Бурятия до 2030 года до 50 % (Демография и занятость, развитие экономического потенциала и промышленность).

Таблица 1

№ п.п. Наименование показателя Ед. изм. 2014 факт 2015 факт 2016 оценка 2019 прогноз 2025 прогноз 2030 прогноз
Демография и занятость
1.1 Численность населения Тыс. чел. 26,05 25,61 25,03 23,9 24,5 26,5
1.2 Численность занятых в экономике Тыс. чел. 13,5 13,2 13,0 12,2 13,0 13,5
1.3 Уровень общей безработицы % 9,1 9,8 10,0 9,6 9,3 9,0
Развитие экономического потенциала
2.1 Объем инвестиций в основной капитал Млн. руб. 675 458,04 500 217,4 550 750
2.2 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) Млн. руб. 380 304,6 286,43 112,4 400 500
2.3 Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета МО Млн. руб. 171,6 168,5 144,4 98,58 108,44 119,23
2.4 Расходы консолидированного бюджета на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя Руб. 2301,7 2057,8 2169,91 2386,13 2444,08 2377,36
2.5 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата Руб. 20698 21505 21290 23800 27000 30000
Промышленность
3.1 Объем отгрузки, в том числе: Млн. руб. 230 399,94 439,1 520 605 732
3.2 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Млн. руб. 25,5 91,2 106,69 114,52 121 128
3.3 Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак Млн. руб. 198 302,94 326 400 456 570

К основным механизмам реализации Стратегии социально-экономического развития МО «Джидинский район» относятся:

1. Нормативно-правовое регулирование (Разработка, утверждение и реализация плана мероприятий Стратегии, приведение в соответствие целеполаганию стратегии муниципальных программ);

2. Совершенствование системы местного самоуправления с целью усиления взаимодействия муниципальных и общественных структур для решения задач социально-экономического развития МО;

3. Привлечения институтов гражданского общества в реализацию Стратегии, решение проблематики района;

4. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих инвестиционные стандарты МО, формирующих инвестиционно-привлекательный климат.

Список литературы

  1. Стратегия социально-экономического развития МО «Джидинский район» Республики Бурятия.
  2. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г.Ю. Ветрова - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - 258 с.
  3. Устойчивое развитие сельских территорий. Учебное пособие / Коллектив авторов. Под научн. ред. М. Дитериха, А.В. Мерзлова. М.: Эллис Лак, 2013. 680 с.
  4. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие): Учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.

В российской практике при разработке плановых документов часто выделяют три основных сценария развития территории:

  • 1) инерционный сценарий - ориентирован на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало периода прогноза тенденций, предполагает вялотекущие процессы реформирования экономических отношений, консервации имеющихся противоречий, пассивное отношение к будущему муниципального образования со стороны субъектов территориального планирования и управления;
  • 2) восстановительный сценарий - предполагает переход от инерционного к инновационному пути. На данном этапе формируется задел или так называемая критическая масса для перехода экономики на новый уровень развития, включая новые формы и методы продвижения местных товаропроизводителей на внешних рынках, развитие производственных кластеров;
  • 3) инновационный сценарий - ориентирован на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Он предполагает модернизацию экономики, а также формирование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти.

Для первых двух из трех сценариев необходимо сформулировать следующие сценарные условия:

  • 1. Инерционный (базовый ) сценарий. Тенденция развития муниципального образования будет сохраняться, будут реализованы утвержденные мероприятия и действующие целевые программы, внесенные в бюджет. Методы прогнозирования - метод трендов.
  • 2. Восстановительный сценарий. В дополнение к существующим целевым программам будут приняты и реализованы все мероприятия Программы социально-экономического развития муниципального образования. Методы прогнозирования - метод экспертных оценок, метод трендов.

Для расчета параметров прогноза в сценариях следует также учесть следующие экономические допущения:

  • 1. Для инерционного сценария :
    • - кризис пройден, замедлились темпы падения обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации в целом;
    • - ближайшие год-два не предвидится существенного экономического роста, без учета реализации ключевых мероприятий разрабатываемой Программы, включая подпрограммы.
  • 2. Для восстановительного сценария :
    • - будут успешно реализованы отдельные подпрограммы;
    • - на этапе организации мероприятий Программы темпы роста экономики (включая промышленное производство, строительство, малое предпринимательство) будут минимальными или будет отмечено незначительное падение;
    • - в результате реализации подпрограмм будут отмечены темпы роста по секторам экономики.

В качестве основных показателей изменения социально- экономической ситуации в муниципальном образовании следует выбрать:

  • - объем промышленного производства;
  • - оборот розничной торговли;
  • - объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования, включая малые предприятия;
  • - численность занятых в экономике, в том числе в малом предпринимательстве;
  • - реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году;
  • - рост доходов муниципального бюджета (увеличение доли собственных доходов, уменьшение дотаций на выравнивание бюджета города).

В процессе написания сценариев развития муниципального образования необходимо учитывать следующее:

  • 1. Для инерционного сценария за основу следует взять прогноз, разработанный сотрудниками администрации муниципального образования. Скорректировать с учетом мнения специалистов (экспертов) - исполнителей проекта.
  • 2. Прогноз показателей для восстановительного сценария необходимо производить с применением двух указанных выше методов. При этом вначале применяется трендовый метод, где учитываются тенденции макроэкономического развития страны (например, данные по основным показателям социально-экономического развития России за 9 месяцев текущего года) и прогнозы Министерства экономического развития РФ (уровня инфляции, падения ВВП, промышленного производства, доходам федерального бюджета).
  • 3. Прогноз по восстановительному сценарию должен быть окончательно согласован с экономистами администрации муниципального образования: заместителем главы администрации по экономическим вопросам, начальником отдела архитектуры и градостроительства, комитетом по управлению муниципальным имуществом. Прогноз показателей муниципального бюджета должен быть детально согласован и откорректирован с управлением финансов. Таким образом, в процесс разработки восстановительного сценария следует привлечь максимальное число отделов и подразделений администрации.
  • 4. Для проверки предположений о налоговых поступлениях, полученных дополнительно от реализации программных мероприятий, необходимо сделать расчет налогооблагаемой базы по бюджетообразующим налогам муниципального образования.

В процессе составления прогноза для муниципального образования, как было сказано выше, необходимо использовать два метода:

  • 1) метод экспертных оценок, основанный на учете мнения экспертов, т. е. специалистов в области экономики и управления;
  • 2) метод трендов - количественный метод прогнозирования, который основан на учете тенденций в изменении какого-либо показателя или события за предшествующие периоды. На основании этого делается экстраполяция тренда на будущие периоды.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования необходимо представить в табличном виде (табл. 10).

Т а б л и ц а 10.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования согласно двум сценариям

Показатель

Сценарии

Отчетный

Прогнозный период

Итого за 3 года, %

  • (оценка)

Объем отгруженных товаров (работ, услуг) в сфере промышленного производства, в действующих ценах

Восстановительный

Индекс промышленного производства

Восстановительный

Строительство, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Восстановительный

Ввод в действие жилых домов

Восстановительный

Оборот розничной торговли,в действующих ценах

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Восстановительный

Количество малых предприятий (МП) - всего

Восстановительный

Количество

индивидуальных

предпринимателей

С реднесписочная численность работников, занятых на МП - всего

Восстановительный

Объем товаров и услуг, реализованных малыми предприятиями

Восстановительный

Для визуализации результатов сценария, данные результатов прогноза следует представить в графическом виде: линейный график, гистограмма и пузырьковая диаграмма.

Отдельное внимание в рамках разработки сценариев развития муниципального образования необходимо уделять показателям бюджета. В публичном управлении это имеет ключевое значение. В практике коммерческих компаний это не так важно, так как планирование осуществляется не жестко, финансирование расходов зависит от выручки с продаж. Финансовые решения часто принимаются оперативно. Напротив, в крупные корпорации, а также федеральные, региональные и местные бюджеты отличаются особой (жесткой) дисциплиной исполнения. Все изменения проходят определенную процедуру и утверждаются в форме закона (государственный уровень) или решения (муниципальный уровень), принимаемыми законодательными органами: Федеральным Собранием или собраниям местных депутатов (муниципальный уровень).

Здесь целесообразно спрогнозировать показатели доходов и расходов муниципального бюджета по двум сценариям - базовому и восстановительному (табл. 11).

Т а б л и ц а 11.

Показатели бюджета муниципального образования

_(тыс, руб.)

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

1. Доходы бюджета - всего

Восстановительный

Налоговые и неналоговые доходы (собственные средства)

Восстановительный

В том числе:

налоговые

Восстановительный

неналоговые

Восстановительный

Объем безвоз- мездных поступлений

Восстановительный

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

(средства, полученные в рамках меж- бюджетных отношений)

В том числе:

субсидии и субвенции

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

2. Расходы

бюджета - всего

Восстановительный

3. Дефицит

Восстановительный

4. Доля собст-

венных доходов в общей сумме доходов бюджета, %

Восстановительный

Показатели бюджета по базовому сценарию представляются исходя из официального прогноза, который составляется на основе индексного метода. Восстановительный сценарий был рассчитан путем добавления эффекта от реализации отдельных подпрограмм муниципального образования. Далее возможна корректировка экспертным методом.

  • См.: Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-методическое пособие / В. И. Иванков, А. В. Квашнин, В. И.Псарёв, Т. В. Псарёва; под общ. ред. T. В. Псарёвой. - С. 141.

Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».

Северо-Кавказского федерального округа

Предполагается, что при базовом сценарии проблемы обеспечения безопасности могут быть решены в течение ближайших 5 - 10 лет, что будет существенно сдерживать развитие одной из наиболее привлекательных отраслей экономики - туризма, а также ограничивать приток частных инвестиций в другие сектора. В данной ситуации приоритетное внимание будет уделено развитию агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплекса, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Основной акцент будет сделан на улучшение инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных проектов с преобладающей долей государственного финансирования, а также на реализацию масштабных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

Основными параметрами базового сценария являются:

технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности;

реализация транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа путем развития соответствующей транспортной инфраструктуры;

достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа;

развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае;

постепенное снижение межэтнической напряженности и террористической активности с дальнейшим ростом инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Среднегодовой темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа в базовом сценарии составит 6,7 процента, темп роста объемов промышленного производства - 8,7 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.

Реализация базового сценария приведет к следующему изменению основных социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к 2025 году по сравнению с 2008 годом:

валовой региональный продукт увеличится с 79 до 172 тыс. рублей на душу населения;

средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 до 18,6 тыс. рублей в месяц;

уровень официальной безработицы снизится с 16 до 9 процентов;

доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 10,9 процента;

доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 17,5 тыс. рублей на человека;

В рамках базового сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году по сравнению с показателями 2008 года:

обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 20 кв. метров на душу населения;

обеспеченность больничными койками увеличится 79 до 80 единиц на 10 тыс. человек;

обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится со 174 до 200 посещений на 10 тыс. человек;

обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится с 41 до 43 врачей на 10 тыс. человек;

обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится с 87 до 90 сотрудников на 10 тыс. человек;

обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. до 3131 тыс. номеров абонентов;

обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 21173 тыс. номеров абонентов.

Развитие малого и среднего бизнеса в рамках базового сценария характеризуется:

увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 в 2008 году до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;

увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;

достижением доли валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, до 25 - 35 процентов к 2025 году.

Реализация базового сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 60 млрд. кВт . ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт . ч в 2008 году).

На основе предположений о динамике мирового роста и ценах на сырьевые товары были разработаны три сценария развития экономики России -- базовый, оптимистический и пессимистический.

Базовый сценарий предполагает сохранение цены нефти марки Urals на уровне $100 за баррель и рост мировой торговли на 4,5-5%. Оптимистический сценарий основан на предположении, что рост мировой торговли ускорится до 6-6,5%, цена нефти поднимется до $115 за баррель. Пессимистический сценарий предполагает падение цен на нефть до $70-80 за баррель. Предполагается, что модель экономики России во всех сценариях не претерпит существенных изменений -- сохранится ее сырьевая направленность с достаточно высокой концентрацией производства и значительным присутствием государства. Базовый сценарий является основным. Его вероятность оценивается в 70-80%.

Базовый сценарий предполагает невысокие темпы роста ВВП на уровне 2,2-2,4% и стабильную динамику основных экономических показателей. Увеличение инвестиций не превысит 2% в год, определяющее значение будет иметь инвестиционная политика крупных компаний. Ведущим драйвером роста останется потребительский спрос, но его сила будет уменьшаться, а воздействие на экономику -- ослабевать. В условиях снижения спроса и жесткой тарифной политики инфляция снизится к концу периода на 2 п.п. -- до 4,5%, вероятен умеренный рост безработицы -- до 6,2% . Монетизация экономики возрастет с 49 до 54%. Продолжится плавное ослабление курса рубля.

Оптимистический сценарий: невысокий рост, квазистабильный рубль. За счет более благоприятных внешних условий темп роста ВВП возрастет до 3%. Главным драйвером роста станут инвестиции, темп роста которых повысится до 4%. Снижение инфляции будет меньше, чем в базовом сценарии, -- до 5% в 2018 году, но безработица останется на текущих низких уровнях, а ослабление рубля будет незначительным.

Пессимистический сценарий: Новый кризис.

Пессимистический сценарий основан на предположении о резком ухудшении конъюнктуры внешних рынков. Последствия падения цен на нефть до $70 за баррель будут крайне негативными -- произойдет отток капитала из России в объеме $90 млрд в год, снижение ВВП составит 3,5% в первый и 2,0% во второй год кризиса соответственно. Последующее восстановление экономики будет медленным -- рост ВВП не превысит 1% в год.

Инвестиции в первый год кризиса сократятся и впоследствии не достигнут докризисного уровня. Ухудшится состояние государственных финансов, что снизит возможность государственной поддержки экономики. Безработица вырастет до 8%. Снижение курса рубля будет более существенным, чем по базовому сценарию.

Банковские рынки: Замедление роста, сокращение Маржи.

В рамках базового сценария развития макроэкономики и банковских рынков невысокие темпы роста денежной массы обусловят замедление роста активов банковской системы с 13-15% в 2014 году до около 10% в 2018 году.

В условиях медленного роста реальных доходов населения темпы роста вкладов снизятся с 18-20% в 2014 году до 13-15% в 2018 году.

Завершится период высоких темпов роста розничного кредитования -- темпы роста рынка кредитов физическим лицам снизятся до 22-25% в 2014 году и до 12-15% к концу периода.

Темпы роста рынка корпоративного кредитования будут снижаться с 11-13% в 2014 году до 8-10% в 2018 году, поскольку спрос на корпоративные кредиты будет ограничиваться низкими темпами роста экономики.

Замедление инфляции вызовет снижение процентных ставок, это в большей степени затронет розничные кредиты, в меньшей -- портфель корпоративных кредитов. В наибольшей степени снижение ставок коснется долгосрочных кредитов, поэтому форма кривой доходности совокупного кредитного портфеля банковской системы станет более плоской. Снижение ставок по привлеченным клиентским средствам будет менее значительным, чем по кредитам, и не превысит 1 п.п. В результате маржа работающих активов банковской системы сократится с 5,5% в 2013 году до 4,5% в 2018 году.

Замедление темпов роста активов вызовет ужесточение конкуренции за наиболее привлекательных клиентов, что станет одним из факторов снижения маржи. Важным конкурентным преимуществом будет качество управления рисками. При этом эффективность работы банков все в большей степени будет зависеть от умения управлять издержками.

Оптимистический сценарий имеет незначительные расхождения по сравнению с базовым, основные отличия относятся к более высокому качеству активов банковской системы, а также массе ее прибыли.

В случае реализации пессимистического сценария темпы роста банковских рынков резко замедлятся. Задолженность физических лиц начнет сокращаться в номинальном выражении. Снижение доходов населения приведет к заметному уменьшению темпов роста вкладов, а также к значительному ухудшению качества кредитного портфеля, однако оно будет меньшим, чем в кризис 2008 года. Сжатие маржи и увеличение резервов приведут к быстрому сокращению доходов и падению рентабельности капитала банковского сектора