Восточные славяне в древности. Расселение славян в восточной европе Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине

По исследованиям многих ученых, на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII-VIII в.в. н.э. Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север - с Побережья Балтийского моря. В последнее время, высказано аргументированное предположение, что заселение Севера (будущей Новгородской земли) славянами относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V в. Но и эта точка зрения не стала общепризнанной. Окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело будущего.

Восточные славяне независимо от того, являются ли Восточной Европы или пришельцами, в VII -VIII в.в. они уже составляли значительную часть населения этой территории. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми, почти таежными лесами пространства Восточной Европы. Проникновение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленной инфильтрацией. Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением приводило постепенно к ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

Но отношения славян с другими соседями были не столь идиллическими. IV-VIII в. - время, когда из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами (IV-V вв.) в середине VI в. возникает Аварский союз кочевых племен. Сами авары были тюрками, но в состав их союза входили также монгольские и угро-финские племена. Авары подчинили тюрков - болгар, кочевавших в Приазовье и в Прикаспии, и двинулись на Дунай. Образовав свою державу - каганат, авары вступили в борьбу с Византией, однако в 626 г. потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат распался.

Аварский каганат одно время подчинил себе и славянский племенной союз дулебов, живших в Прикарпатье. Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" сохранил предание о насилиях аваров над дулебами и во времена "Ираклия царя" (византийского императора, царствовавшего в 610-641 г.г.). "Обры", так называет аваров летописец, впрягали в телеги славянских женщин и заставляли себя возить, были они "телом велици и умомъ горди", но исчезли бесследно. С тех пор сохранилась, говорит летописец, и поговорка - "погибшая аки обре". Разумеется, это историческое припоминание, вряд ли можно понимать буквально, но в нем, есть реальное ядро.

Внутренние противоречия были главной, но не единственной причиной распада государства болгар. На юге появился другой тюрский народ - хазары. Первоначально Хазарский союз племен располагался на территории нынешнего Дагестана, однако во второй половине VII в. хазары начали теснить болгар. Они создали свой каганат (хазарский царь именовался каганом), расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и частично в Крыму. В VII-VIII в. здесь интенсивно развивалась феодальные отношения. Языческая религия, характерная для родоплеменного строя, сменяется сначала мусульманством, затем - частично христианством. Однако, боясь распространения вместе с христианством политического влияния Византии, хазарская верхушка принимает в VIII в. иудаизм, заимствованный у еврейского населения Крыма.

Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили им дань вплоть до конца IX в. восточнославянский хазарский индоевропейский

В VII - VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Из Начальной летописи мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах - полянах, живших на Днепре возле Киева, их соседях древлянах (Искоростень), словенах, или ильменских славянах у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах (Смоленск), полочанах, сселявшихся на берегах реки Полоты (г. Полоцк), северянах, радимичах (р. Сож), вятичах (р. Оки) и др. речь здесь не идет о племенах, а о племенных союзах, образование которых предшествует возникновению государства.

Первые отрывочные сведения о славянских племенах, живших на берегах Вислы и Дуная, дают римский писатель Плиний Старший и историк Тацит. До Великого переселения народов славяне жили в отдалении от границ Римской империи, и в миграционный процесс они включились лишь в VI в. В VI -VIII в.в. происходило расслоение славян по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную.

Во второй половине 1 тысячелетия до н.э. и в первой половине 1 тысячелетия н.э. в лесостепной зоне этой территории обитали племена, известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников, и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на кладбищах. Они жили первобытнообщинным строем, в первой половине 1 тысячелетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (Черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия, а с другой - о начале разложения родоплеменного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.

В среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочные экономические и культурные связи, и шел процесс этнической дифференциации.

В ходе его к концу бронзового и в период раннего железного века возникли своеобразные по культуре группы племен, в том числе на востоке племена Поднепровских культур, а на западе - племена лужицкой культуры. Этим было положено начало образованию восточного и западного славянства.

В эпоху расселения родовой строй оставался господствующей формой быта у восточных славян. По крайней мере, "Повесть временных лет" отчетливо изображала эту форму общности: "живях у каждо с своим родом и на своих местех, владеющее кождо родом своим". Отсюда ясно, что родственники жили особыми поселками, не вперемежку с чужеродцами. Но в ходе расселения и колонизации родовой союз ослабевает, совместная жизнь родичей разрушается. Расселение ускоряет разложение родоплеменного строя. В VI-VIII в н.э. в результате дробления и смешивания племен складываются новые славянские общности, которые теряли кровнородственные черты и приобретали территориально-политический характер. Восточные славяне занимали обширное пространство к востоку от Днепра, по Днепру и Дону, в т.ч. покрытое лесами и непроходимыми болотами. Названия племен чаще всего образовались от местности обитания: особенностей ландшафта (поляне) или названия реки (мораване - от р. Моравы.

С признанием или непризнанием расселения славян на Русской равнине в VI-VIII вв. связано появление двух различных взглядов на начало нашей истории. Сторонники первого взгляда (норманисты) - это немецкий ученый Шлецер, член русской Академии наук XVIII в., исследовавший древнерусскую историю, а также наши историки, придерживавшиеся его взглядов: Карамзин, Погодин, Соловьев. Они считали, что до половины IX в. т.е. до прихода варягов, в обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии - варягами, около середины IX в.

В.О. Ключевский считал, что описанная картина нравов восточных славян соответствует тому, как рассказано о начале Русской земли в "Повести временных лет". Ее составитель писал, что восточные славяне до принятия христианства жили "зверинским образом, скотски" в лесах, как все звери, убивали друг друга, если все нечистое, жили уединенными, разбросанными и врожденными один другому родами. Ключевский из всего этого делает обоснованный вывод, что "нашу историю следует начинать не раньше половины IX в. изображением тех первичных исторических процессов, которыми везде начиналось человеческое общежитие, картиной выхода из дикого состояния"

Другой взгляд на начало нашей истории, прямо противоположно первому, представлен в трудах историков Беляева и Забелина. Они полагали, что восточные славяне искони обитали в пределах Русской равнины, они переселились, может быть, еще до н.э. исторический процесс они описывают вне времени и конкретных исторических условий. К тому же среди народов, обитавших на территории страны до VI в. присутствие славян не было замечено, не отражено в источниках. Напротив, источники указывают, что славяне в VI в. находились на Карпатах.

Начиная с VII- VIII века происходит интенсивное продвижение славян и в центр и в северные зоны Восточной Европы. Славяне шли в Восточную Европу разными путями и в разное время на протяжении VI -X века.

Этот процесс расселения славян - процесс земледельческой колонизации в пределах, прежде всего балто-славянского континуума - был во все времена, от "дунайской прародины" до "освоения целины" характерен для славянской и особенно восточнославянской культуры.

Процесс расселения, однако, был связан не столько с прогрессом земледельческого хозяйства, сколько с быстрым истощением почв при подсечно-огневом земледелии: "гнезда" славянских поселений, открытые археологами, свидетельствуют не о "гнездовом" сосредоточении деревень, а о вынужденном перемещении поселков на новое место. "Подвижность" славян отмечали и древние историки, но в самосознании самой славянской культуры "оседлость", стремление к оседлому быту, были, естественно, доминирующими.

На восточной окраине Европы в то время жили финские, балтские и ираноязычные племена - земледельцы, охотники и рыболовы. В таежных степях и лесостепях места хватало всем, и судя по всему, ославянивание этих краев произошло не в результате завоевания, а в ходе постепенной диффузии. За несколько веков земледельческие племена Восточной Европы слились в народ, который мы ныне называем древнерусским.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями - Белым, Балтийским, Черным и Каспийским - и тремя горными хребтами - Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.

Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины.

Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками - они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народа и страны. Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

Ко времени прихода славян территорию страны занимали финно-угорские, балтийские, тюркские и иранские племена. Но огромные просторы и малая плотность населения позволила избежать серьезных военных конфликтов. Постепенно балтийские племена (голядь, ятвяги, летты, литовцы) были поглощены или оттеснены, финно-угорское население (чудь, весь, меря, мурома, мордва) наряду со славянами приняло участие в создании Древнерусского государства.

Есть мнение, что восточные славяне первыми заселили Восточную Европу. Однако оно ошибочно. Впервые на этой территории появились кроманьонцы, в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Они немного походили на современных представителей европеоидной расы. Постепенно их внешность стала приближаться к более характерным для человека чертам (например, челюсть уже не так выдавалась вперед, мозговой череп преобладал над лицевым). Происходило все это в условиях суровой зимы.

Примерно в десятом тысячелетии климат в Восточной Европе стал не таким суровым. И тогда постепенно начали появляться первые индоевропейцы на территории Юго-Восточной Европы. Где же они были все это время? Кто-то говорит, что к югу от Европы, кто-то – что к востоку. А в шестом тысячелетии до нашей эры индоевропейцы прочно основались здесь, на востоке Европы. Поэтому, можно сделать вывод, что заселение Восточной Европы славянами произошло гораздо позже появления на этой территории древних людей.

  • К какому веку относится заселение славянами Восточной Европы? Трудно ответить на этот вопрос. История лишь знает о том, что начался этот процесс в первом тысячелетии до нашей эры. Потому что к шестому веку до нашей эры славяне заняли уже значительную часть Восточной Европы.
  • Откуда пришли славяне в Восточную Европу? Скорее всего, они мигрировали с земель центральной Европы. Но, как всегда, на этот счет есть несколько гипотез. Согласно аутохтонной, они и появились здесь. Однако с ней можно поспорить. По другой точке зрения, славяне пришли сюда из Азии.

Расселение славян в Европе достигло своего пика в пятом-седьмом веках новой эры. Это был очень важный процесс. Как раз в этот же период, под давлением миграции, происходит разделение славян на восточных, южных и западных:

  • Южные славяне стали расселяться на Балканском полуострове (в пятом-шестом веках), а также на близлежащих территориях. Как раз в это же время прекратила свое существование родовая община, появлялись первые подобия государств.
  • Одновременно с южными, расселялись и западные славяне. Направлением их было северо-западное. Западные славяне заняли земли от Вислы до Эльбы. Но, согласно археологическим данным, попали они и в Прибалтику. Первое государство этой ветви славян относится к седьмому веку. Оно существовало на территории современной Чехии.
  • А про расселение восточных славян поговорим более подробно. Восточные славяне в древности, как и все народы, жили первобытно-общинным, а чуть позже – родовым строем.

Расселение славян в Восточной Европе происходило без больших проблем. Населения в то время было еще немного, поэтому земли хватало на всех. Кстати, именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Затем, как мы знаем, славяне начали создавать племенные союзы (в шестом-седьмом веках). Они, кстати, и стали первыми государственными образованиями.

Во времена, когда древние славяне населяли Восточную Европу, климат ее стал более мягким. Поэтому быстро здесь стало развиваться и земледелие, и скотоводство, и охота, и рыбалка. Сама природа пошла славянам навстречу.

Славяне Восточной Европы, или восточные славяне, стали самой многочисленной группой славянских народов. Мы знаем, что сегодня это жители России, Украины и Белоруссии. Именно эта ветвь достигла максимального распространения.

Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины началось в период раннего средневековья. А к восьмому веку они стали здесь главенствующими. В каком веке произошло заселение славянами Восточно-Европейской равнины, сказать трудно. Историки не дают нам конкретных цифр. Но предположительно, что это пятый-шестой века новой эры.

Влияние географических особенностей

В тесной связи с историей всегда идет и география. Природно-климатические условия оказывают большое влияние на расселение и миграцию населения. Не были исключением эти факторы и в случае со славянами.

Восточно-Европейская равнина в древности отличалась суровым и холодным климатом. На ее землях располагались густые леса, а также большое количество водоемов. Характерно было и разнообразие природных ландшафтов: лесостепь на юге,степь с плодородными землями, черноземы. И, как известно, значительно повлиял климат на дальнейшую жизнь славян: короткое и жаркое лето, длинная и суровая зима. Поэтому земледелие отличалось своеобразием, откуда и пошла пословица «Весенний день год кормит!».

Расселение восточных славян по Восточно-Европейской равнине происходило в соседстве с другими народами. Таковыми были, например, балтийские племена, поляки, чехи и словаки, финно-угры, хазары и печенеги. Они оказывали как положительное влияние, так и отрицательное.

Очень важным аспектом является то, что расселение славян по Восточно-Европейской равнине сопровождалось разложением первобытно-общинного строя. Общины как таковые прекратили свое существование в шестом веке. Теперь структурной единицей населения стала семья. На смену «диким» племенам пришли так называемые племенные княжения (Нестор, «Повесть временных лет»). В одном таком союзе было около сотни племен. Всего союзов было тринадцать. Каждый из них занимал определенную территорию.

Колонизация славянами Восточно-Европейской равнины длилась около половины тысячелетия. Шла она очень неравномерно. Изначально были освоены земли вдоль так называемого пути «из варяг в греки». Затем славяне продвинулись по другим направлениям: на восточное, западное и юго-западное.

У славянской колонизации существовали и свои особенности:

  • Происходил процесс достаточно медленно. Главной причиной этому явился суровый климат, значительно тормозивший процессы освоения земель. Тем более славяне находились еще на заре цивилизации.
  • На разных колонизируемых территориях плотность населения отличалась. Да и степень развития их также разнилась. Это зависело также от природно-климатических условий, плодородия земель. В северной части равнины проживало мало людей. А вот южные районы, славившиеся мягким и теплым климатом, сразу привлекли потоки переселенцев.
  • Во время расселения почти не было никаких противостояний с другими народами. Земель было достаточно всем.
  • Соседские племена были обложены данью со стороны славян.
  • Многие мелки племена и народы «слились» со славянами, переняв их язык, культуры, обычаи и быт.

Таким образом, расселение славян по территории Восточной Европы и Восточно-Европейской равнины ознаменовал новый этап в жизни этого народа. У славян с этих пор началось бурное развитие хозяйства, изменение жизненного строя и уклада. Кроме того, появились предпосылки к образованию государственности.

Сидоров Г.А. Славянская Германия.

Введение

Образование Древнерусского государства - результат длительного исторического процесса. На протяжении нескольких столетий восточные славяне не только освоили просторы Восточно-Европейской равнины, научились строить города, сформировали великую культуру, но и создали одно из самых больших государств средневековой Европы.

Цель моей контрольной работы - углубленное изучение государства Древняя Русь. Моей задачей является более подробно описать происхождение и расселение восточных славян, их занятия, общественный строй и религию. Также хотелось бы осветить такие вопросы как образование государства у восточных славян, внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Тема Древней Руси хорошо освещена в учебниках таких авторов как Чапек В.Ю., Орлов А.С. и т.д. Структура моей работы состоит из четырёх глав, введения и заключения.

Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII вв.

Славяне, как считают большинство историков, обособились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший; историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.). К середине I тысячелетия н. э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. Кроме названия «Венеды», славяне именуются также склавинами или антами, что говорит о выделении из общего праславянского мира отдельных ветвей славянства (впоследствии они будут называться западными - поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы; восточными - русские, украинцы, белорусы; южными - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческого мира, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

К VI в. относится обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой сложились впоследствии русский, украинский и белорусский народы.

В середине первого тысячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племён. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно обособленную область. Карта расселения восточных славян в VIII-IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегу Ильменского озера и Волхова; кривичи с половчанами - у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Чёрного моря и у Дуная.

Вероятно, на Дунае назрело разделение между южными и восточными славянами. Южным славянам удалось, в конце концов, прорваться в пределы Византийской империи. К VII-VIII векам они заняли весь Балканский полуостров, достигли Адриатического моря и проникли до самой южной оконечности Греции. Восточные славяне с Дуная отхлынули на север. Пути их проследить можно.

Конечно, лишь предположительно. Край, непосредственно примыкающий к устью Дуная с севера, вероятно, составлял территорию восточных славян ещё до расщепления южно-восточной ветви славян на южную и восточную, то есть во всяком случае ещё до VI века. Это примерно вытянутый к северо-западу четырёхугольник между Карпатами, гирлами Дуная, берегом Чёрного моря и Южным Бугом. В этом четырёхугольнике часть восточных славян осталась и тогда, когда другая часть пошла дальше.

С верховьев Прута, Днестра и Южного Буга расселение славян пошло на север и северо-восток. Ими были заняты верховья Западного Буга и верховья южных притоков Припяти. С верховьев Южного Буга по реке Росси движение восточных славян подошло к Днепру (поляне) и затем пошло вверх по Днепру, можно судить хотя бы по имени Десны. Десною, то есть правою рекою, назван был один из главных притоков Днепра с левой стороны (по течению). Таким образом, славянами занято было среднее течение Днепра и его притоков. В IX веке поток славянской колонизации, который шёл с низа Днепра, встретился с тем потоком, который шёл с запада. Вероятно, уходя под напором авар, спасавшихся от франкского разгрома, славянские племена с верховьев Вислы переходили на верховья Днепра, Оки и западной Двины (радимичи - по Сожу, вятичи - по Оке, полочане - по Западной Двине). Трудно сказать, когда и откуда пришли кривичи и славяне ильменские.

Расселение восточных славян вверх по Днепру предшествовало расселению их по северному побережью Чёрного и Азовских морей. Славянские племена могут быть отмечены в особенности на Дону. Арабский историк Ибн-Хордадбек называет Дон славянской рекою. Другой арабский писатель Масуди (X век) говорит, что берега Танаиса (Дона) обитаемы многочисленным народом славянским. Аль-Баларуди (писавший в 60-х годах Х века) писал о том, что дядя арабского халифа сделал набег на землю славян, живших в земле хазар.

На протяжении двух с половиною веков (от конца VI до начала IX) восточные славяне заняли, таким образом, обширную территорию от северо-западного угла Чёрного моря до Ладожского озера, а по северному побережью Чёрного моря - с перерывами - до Дона и Кубани. Славяне не сумели, однако, при этом добиться своего собственного государственного образования. Как было сказано, они вошли в состав государств, образованных кочевыми народами турецкого племени (авар и хазар). Но если не было единства государственного, было единство племенное. Сознание этого племенного единства разных восточнославянских племён было живо присуще ещё русскому летописцу XI века. Восточные славяне, делясь на различные племена, составляли один народ - народ русский.

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.

В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы.

В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много веков были подтверждены археологическими находками женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке – многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге – хазары, на востоке – волжские болгары, а на юге в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.

Начальная русская летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести о начале русской земли знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны; оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его притокам и далее к северу. Повесть приводит, этих восточных славян прямо с Дуная на Днепр и не помнит, чтобы они останавливались где-нибудь на этом пути.

Рассказывая о расселении славян, она различает две их ветви – западную и восточную. Славяне с Дуная расселились в разные стороны и назвались по именам мест, где поселились: одни поселились по реке Мораве и назвались моравой, другие – чехами. Это – западные славяне. Восточную ветвь составляли хорваты белые, сербы и хорутане; от этих славян Повесть и производит те племена, которые заселяли Поднепровье. Она рассказывает, что, когда волохи (по мнению некоторых исследователей, римляне при императоре Траяне) напали на славян дунайских и начали их угнетать, эти восточные славяне пришли поселиться на Днепр и стали называться одни полянами, а другие древлянами и т. д.

Значит, собственно славяне занимали тогда Карпатский край. Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне расселились в разные стороны. Эти карпатские славяне в продолжение всего VI в. громили Византийскую империю, переходя за Дунай; следствием этих постоянных вторжений, начало которых относят еще к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем восточные славяне попали с Дуная на Днепр, они долго оставались на Карпатах; здесь была их промежуточная стоянка. Одно из восточнославянских племен, хорватов, знает на склонах Карпат, в Галиции, и наша начальная летопись даже в X в., при князе Олеге . Продолжительный вооруженный напор карпатских славян на Империю соединял их в военные союзы. Мы находим следы одного такого союза, в состав которого входили именно восточные славяне.

Повесть о начале Русской земли составлена, очевидно, в Киеве; автор ее с особенным сочувствием относится к киевским полянам, да и знает о них больше, чем о других племенах восточных славян. Он передает ряд вражеских нашествий, испытанных этими славянами, говорит о болгарах, обрах (аварах ), уграх (венграх ), хазарах ; но до хазар он не помнит о судьбе своих полян. Народные потоки, прошедшие по Южной России и часто дававшие больно чувствовать себя восточным славянам, как будто ничем не задели восточнославянского племени, ближе всех к ним жившего, – полян .

В памяти киевского повествователя XI в. уцелело от тех времен предание только об одном восточном славянском племени, но таком, которое в X в. не играло заметной роли в нашей истории. Повесть рассказывает о нашествии аваров на дулебов (в VI в.): «Эти обры [авары] воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4 или 5 жен, чтобы они везли обрина: так мучали дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина. Есть по сей день поговорка на Руси: погибли как обры ». Очевидно, благодаря этой поговорке в Повести и уцелело предание об обрах.

Но где были в то время поляне и почему одни дулебы страдали от обров? Неожиданно с другой стороны идет нам ответ на этот вопрос. В 40-х гг. X в., лет за сто до составления писал о восточных славянах араб Масуди в своем географическом сочинении Золотые луга. Описывая восточные славянские племена, он рассказывает, что некогда одно из них, коренное между ними, господствовало над прочими, имело верховную власть над ними; но потом пошли между ними раздоры, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее некогда племя Масуди называет Valinana (волыняне ): из летописи мы знаем, что эти волыняне – те же дулебы и жили по Западному Бугу. Понятно, почему киевское предание запомнило одних дулебов из эпохи аварского нашествия: тогда дулебы господствовали над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все восточные славяне звались русью по имени главной области в Русской земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область. Во время аварского нашествия еще не было ни полян, ни самого Киева, а масса восточных славян была расселена западнее, на склонах Карпат, в краю обширного водораздела, откуда идут в разные стороны Днестр, оба Буга, притоки Верхней Припяти и Верхней Вислы.

Итак, мы застаем у восточных славян в VI в. большой военный союз под предводительством князя дулебов. Постоянная борьба с Византией завязала этот союз, стянула восточные племена в одно целое. Вот факт, который можно поставить в начале нашей истории. Со склонов Карпат восточные славяне постепенно расселились по нашей равнине. Это расселение – второй начальный факт нашей истории. Его можно уловить по некоторым косвенным указаниям. Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян в состоянии необычайного движения. Император Маврикий , долго боровшийся с этими славянами, пишет, что славяне живут, точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны. Несколько ранее писавший историк Прокопий замечает, что славяне живут в плохих, разбросанных поодиночке хижинах и часто переселяются.

Славяне и их соседи в VII-VIII веках

Наша Повесть о начале Русской земли, не помня о приходе славян с Карпат, запомнила один из последних моментов их расселения по русской равнине. Размещая восточнославянские племена по Днепру с его притоками, эта Повесть рассказывает, что были в ляхах два брата Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели – Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли восточнославянские племена радимичей и вятичей . Расселение этих вышедших из нынешней Польши племен за Днепром показывает, что их приход был одним из поздних приливов славянской колонизации: новые пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были продвинуться далее на восток, за Днепр. С этой стороны вятичи очутились самым крайним племенем русских славян. Летопись говорит, что радимичи и вятичи «от ляхов»; это потому, что область указанного водораздела, древняя страна хорватов, в XI в., когда написана Повесть, считалась уже ляшской страной и была предметом борьбы Руси с Польшей.

Так, сопоставляя византийские известия с преданиями Повести о начале Русской земли, узнаем направление расселения восточных славян и время, когда оно началась. Византийцы перестают рассказывать о вторжениях карпатских славян в пределы Восточной Империи со второй четверти VII в., потому что расселение этих славян в разные стороны сопровождалось прекращением их набегов на Империю. Тогда славяне расселялись в Польше, Балтийском Поморье; тогда они начали расселяться и в Поднепровье.


Так будем называть повествование, излагающее древнейшие предания о Русской земле и служащее введением в начальную русскую летопись XII в. Оно составлено около половины XI в. и носит в летописи сложное заглавие: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля стала есть». Эта повесть, как она читается в начальной летописи, переработана и пополнена составителем последней.