Входное тестирование должен быть отмечен как выполненный. Входное тестирование. Компьютерное тестирование в образовании

При отборе кандидатов на ключевые должности во избежание ошибок желательно стандартное оценочное интервью дополнять психодиагностическим тестированием. В комплексе с другими оценочными процедурами (например, ассессмент-центром) тесты максимально подстрахуют HR-специалиста от неправильного выбора.

Современные методики оценки потенциальных сотрудников в ходе собеседования (кейс-интервью, проективные методики, метод мета-программ речи, биографическое интервью и пр.) позволяют довольно быстро и четко определить степень профессионального и личностного соответствия кандидата требованиям вакантной должности, спрогнозировать его способность адаптироваться к корпоративной культуре компании. Однако эти методы не затрагивают глубинных слоев психики и не позволяют понять скрытые черты характера человека: уровень самооценки; степень владения эмоциями (так называемый эмоциональный интеллект); наличие глубинных внутренних конфликтов, которые могут сказаться на качестве работы, и т. п.

Опытный интервьюер в ходе собеседования может заподозрить, что с кандидатом что-то не так, но отведенное на интервью время (как правило, не более часа) и ограниченность определенным набором компетенций не позволяют ему получить данные для подтверждения или опровержения своих гипотез. В связи с этим при подборе сотрудников на особо значимые для организации позиции (например, руководителей высшего или среднего звена) полезно использовать более глубокие методы оценки, позволяющие детально проанализировать особенности личности каждого кандидата. К числу таких методов относится психодиагностическое тестирование. Рассмотрим применение тестов на двух примерах из практики.

Подбор кандидата на должность директора по продажамв известное агентство по интернет-маркетингу

Задача

В компании с численностью персонала около 50 человек, оказывающей весь спектр услуг электронного маркетинга (создание и продвижение сайтов, контекстная реклама, услуги по веб-аналитике), была открыта новая позиция - директор по продажам. Работа на данной позиции подразумевала создание комплексной системы продаж для предложения клиентам полного спектра услуг организации. Ранее такой системы продаж в компании не было, и успешность ее внедрения во многом зависела от личностных качеств нового руководителя. Специалисты по работе с персоналом приняли решение подкрепить результаты собеседования с кандидатами психодиагностическим тестированием. Требовалось оценить такие компетенции, как:

  • ориентация на результат;
  • лидерские качества;
  • способность влиять на других людей;
  • целеустремленность, умение достигать поставленных целей;
  • общий уровень активности, энергичности;
  • эффективная организация работы;
  • системность мышления;
  • коммуникативные навыки;
  • креативность, нестандартность мышления;
  • общий уровень интеллекта, обучаемости.

Инструменты

Для проведения интервью и тестирования был приглашен специалист консалтинговой компании - профессиональный психолог с большим опытом работы в области психодиагностики и последующей интерпретации результатов. Он выбрал следующие методы оценки указанных компетенций:

  • интервью по компетенциям (для базовой оценки);
  • тест на общий уровень IQ;
  • тест Люшера (для диагностики уровня самооценки, характера отношения к себе и другим людям, общего уровня энергичности и активности);
  • тест MBTI (для определения типа личности, ее сильных и слабых сторон, уровня стрессо-устойчивости, организаторских способностей, целеустремленности, мотивации, коммуникативных качеств, способа достижения целей);
  • организационный тест (для диагностики системности мышления, уровня самоорганизации и планирования, умения оперативно решать задачи разных типов, расставлять приоритеты, работать в условиях дефицита времени и недостатка информации, а также для оценки гибкости и нестандартности мышления). Каждый кандидат для прохождения тестирования приезжал в офис компании. Время выполнения заданий одним кандидатом составило порядка трех часов, еще примерно два часа уходило на интерпретацию результатов.

Кратко опишем суть использованных тестовых методик.

Тест на общий уровень IQ. Дает количественную оценку уровня интеллекта человека (относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста). Применяется для оценки мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Состоит из множества различных заданий нарастающей сложности (на логическое и пространственное мышление и др.). Наиболее точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р.Б. Кеттелла, а самым распространенным - тест Айзенка, который и был применен в рассматриваемом случае.

Ограничения методики: чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучше его результаты (задания теста типовые, поэтому в процессе их выполнения происходит так называемое научение кандидата). Без учета данного фактора результаты оценки могут оказаться неверными.

Цветовой тест Люшера. Относится к проективным методикам. По мнению автора теста М. Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, в то время как цветовые предпочтения субъективны. Выбор испытуемым определенного цвета отражает его функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности, направленность на определенную деятельность, настроение.

Полный вариант (Клинический цветовой тест) состоит из восьми цветовых таблиц. Процедура испытания заключается в упорядочении испытуемым цветов по степени их субъективной приятности. Человек должен последовательно из восьми цветов выбирать самый приятный до тех пор, пока не останется один цвет - самый неприятный. Через некоторое время процедура повторяется. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким хотел бы быть (что часто имеет место при использовании опросных методов).

Ограничения методики: тест показывает прежде всего текущее состояние испытуемого. При повторном тестировании через два-три месяца результаты могут оказаться прямо противоположными, поэтому данную методику нельзя использовать в качестве единственного инструмента оценки, необходимо дополнять ее другими тестами.

Тест MBTI. В основу исследования положена типология личностей К. Юнга, считавшего, что все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или сформированных в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. В рамках методики применяются опросники, шкала которых позволяет оценить индивидуальную выраженность у человека четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией:

  • как он пополняет и куда направляет свою энергию (вовне или внутрь себя), на чем сосредоточивает внимание - шкала «Экстраверсия - интроверсия» (Е-I);
  • какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде всего и легче всего -шкала «Сенсорика (ощущение) - интуиция» (S-N);
  • каким образом испытуемый принимает решения (чем руководствуется в первую очередь) - шкала «Мышление - чувства» (T-F);
  • какому стилю жизни испытуемый отдает предпочтение (упорядоченному, определенному или более свободному, неструктурированному), изучая и рассматривая различные варианты, - шкала «Суждение - восприятие» (J-P).

В итоге испытуемый получает четырехбуквенное обозначение своего типа (например, ENFJ) с описанием основных личностных характеристик.

Ограничения методики: тест определяет не характер конкретного человека, а основные черты, присущие данному типу личности. Необходимо учитывать, что некоторые характеристики, описанные в результатах тестирования, могут не относиться к испытуемому.

Существует 16 таких типов.

Организационный тест. Кандидат должен принять заданную роль, ознакомиться с представленной в письменном виде разноплановой и минимально структурированной информацией о событиях, которые произошли или произойдут в ближайшее время, обрисовать ситуацию в целом, принять решения на основании имеющихся в его распоряжении фактов и зафиксировать на бланках план действий на ближайшее будущее. Во время выполнения задания эксперт-рекрутер фиксирует поведенческие проявления испытуемого, задаваемые им вопросы, время выполнения задания. Интерпретация результатов теста предполагает содержательный анализ работы, проделанной кандидатом, а также зафиксированных наблюдений эксперта. Результаты теста оцениваются в баллах по шкалам исследуемых свойств личности (шкала «Системность мышления», шкала «Уровень организации и планирования» и пр.).

Ограничения методики: обработка результатов достаточно сложна.

Решение

Специалист консалтинговой компании провел порядка 20 интервью с потенциальными претендентами на должность директора по продажам. В итоге было отобрано пять кандидатов, которых затем подвергли психологическому тестированию. В результате удалось выделить двоих, максимально соответствующих позиции и обладающих минимальным количеством рисков.

Все пять претендентов на вакансию обладали большим опытом и высокоразвитыми компетенциями. Однако по результатам психодиагностики специалист консалтинговой компании определил у них ряд негативных особенностей, которые не были заметны на интервью. Например, исследование выявило выраженное стремление первого кандидата избегать неудач (вместо стремления к достижению успеха) в сочетании со склонностью к тому, чтобы не преодолевать препятствия, а остановиться, если длительные усилия не дают нужного результата. У второго кандидата был обнаружен высокий уровень конфликтности и весьма низкий потенциал руководителя (несмотря на хорошую презентацию на собеседовании). Третий кандидат оказался слишком эмоциональным и неустойчивым к стрессам, у него были выявлены проблемы с контролем своих эмоций.

В итоге руководителю были представлены только двое из пяти кандидатов - четвертый и пятый. Они тоже обладали некоторыми недостатками (идеальных кандидатов найти невозможно), которые, тем не менее, компенсировались более важными достоинствами.

Четвертый кандидат продемонстрировал системность мышления и развитые навыки планирования и самоорганизации, ярко выраженную мотивацию достижения, хороший управленческий потенциал, психологическую устойчивость, высокий уровень IQ и выраженную работоспособность. К числу его недостатков была отнесена чрезмерная амбициозность, что могло негативно сказываться на управляемости этого сотрудника, однако компенсировалось поведенческой гибкостью.

Пятый кандидат был харизма-тичен, заражал других своим энтузиазмом и обладал прекрасными лидерскими качествами. При этом он демонстрировал высокий уровень активности, отсутствие глубоких внутренних конфликтов и высокий уровень влияния на окружающих. В качестве недостатка претендента была отмечена трудность в управлении своими эмоциями, однако это компенсировалось развитыми навыками самоорганизации и высоким уровнем рефлексии.

По итогам применения комплекса психодиагностических тестов специалист консалтинговой компании представил руководителю двоих кандидатов с развернутыми личностными характеристиками.

Руководитель выбрал четвертого кандидата - ему было важно, чтобы новый директор по продажам обладал большим управленческим потенциалом. Принятый на работу сотрудник по итогам года работы достиг поставленных целей, увеличив объем продаж компании на 40% по сравнению с предыдущим годом работы, а также грамотно выстроил бизнес-процессы внутри созданного за это время нового подразделения.

Подбор кандидата на должность менеджера по продажам брокерских услуг в крупный банк ТОП-50

Задача

В крупный банк с численностью персонала более 1500 человек требовалось подобрать в срок не более месяца двух менеджеров по продажам брокерских услуг (ценные бумаги, фондовый рынок) с целью увеличения объемов продаж банковским клиентам в сфере брокерского обслуживания. Основной задачей сотрудника на данной позиции была профессиональная работа с имеющейся клиентской базой (так называемые «теплые продажи»), то есть необходимо было рассказать существующим клиентам о возможностях улучшения их финансового положения с помощью фондовых операций.

В процессе отбора кандидатов требовалось оценить следующие компетенции:

  • ориентацию на результат;
  • способность запоминать информацию;
  • навыки самопрезентации;
  • коммуникативные качества; стрессоустойчивость;
  • умение обосновать свое мнение;
  • уровень развития речевой функции;
  • мотивацию достижения и заинтересованность в возможности зарабатывать в соответствии с затраченными усилиями.

Инструменты

Внутренними специалистами по подбору, которые имели психологическое образование и на протяжении нескольких лет занимались психодиагностикой, была разработана трехступенчатая методика оценки кандидатов.

1. Интервью по компетенциям (стандартное оценочное интервью, сочетающее в себе проективные, кейсовые и биографические методики) для общей оценки требуемых компетенций и отбора из всех претендентов пяти-шести кандидатур.

2. Ассессмент-центр для выявления лучших кандидатов из числа отобранных. Исследование должно было подтвердить наличие таких компетенций, как умение убеждать, обосновывать свою точку зрения, наличие навыков самопрезентации, командной работы и влияния на других.

Предполагалось собрать кандидатов, успешно прошедших интервью, в одну группу для выполнения следующего задания: продать руководителю группы по продажам (своему потенциальному руководителю) соковыжималку. Участники ассессмента должны были заранее (за три дня) получить задание, чтобы иметь возможность подготовиться. Такая ситуация отображала реальный процесс продажи, в котором встрече менеджера с клиентом, включающей такие этапы, как выявление потребностей, презентация продукта, работа с возражениями клиента, всегда предшествует подготовительный этап.

Групповые задания хороши тем, что позволяют одновременно, за час-полтора оценить от пяти до десяти кандидатов. Лучшие из них обычно сразу же выделяются на фоне остальных.

3. Психологическое тестирование с целью выявления уровня развития памяти, особенностей мотивации. Включало прохождение теста на память и теста на тип личности MBTI, описанный в предыдущем примере.

Тесты на память могут измерять различные виды памяти: краткосрочную, долгосрочную, эмоциональную, смысловую, зрительную и пр. В данном случае применялся тест на уровень смысловой памяти, позволяющий оценить способность кандидатов запоминать определенное количество сложной информации. Процедура тестирования заключалась в том, что кандидату зачитывали текст, содержащий 16 смысловых единиц: «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все 12 охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12), я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Испытуемые должны записать этот текст в том виде, в каком запомнили. На это им отводится три минуты. За каждую правильно воспроизведенную смысловую единицу испытуемому присваивается определенное число баллов. Итоговая сумма соответствует одному из трех уровней способностей: низкому, среднему или высокому.

Ограничений в применении методики нет, ее результаты весьма достоверны.

В данном случае цель тестирования заключалась не в перепроверке сведений, полученных во время интервью (как в первом примере), а в дополнении результатов собеседования данными психодиагностики. Практика же показала, что тестирование помогло еще и скорректировать выводы, сделанные на двух первых этапах отбора.

Решение

На первом этапе отбора были проинтервьюированы 20 человек, из которых отобраны и сформированы в группу шестеро. Все они на очном индивидуальном интервью показали хорошие результаты. На этапе ассессмент-центра среди этих шести кандидатов выделились три несомненных лидера. По сравнению с остальными участниками ассессмента у них были сильнее развиты навыки убеждения, презентационные качества и способность работы с возражениями.

Тест на память и тест MBTI должны были дать дополнительную информацию о том, кто из лидеров второго отборочного тура обладает большим потенциалом влияния на клиента и работы в сфере продаж. Однако тестирование оказалось более показательным.

Одним из трех отобранных на втором этапе кандидатов был молодой человек, с самого начала проявивший себя наилучшим образом. Он исключительно успешно прошел интервью, обладал обширными знаниями в области техники продаж, а его предыдущая работа являлась хорошей теоретической и практической подготовкой в части общения с клиентами. Он сразу же выделился на ассессменте умением презентовать себя и прекрасными коммуникативными навыками.

Руководитель, участвующий в проведении ассессмента, уже в середине процедуры практически пришел к заключению о принятии данного кандидата на работу. Два других претендента по сравнению с ним проявили себя не так ярко, хотя тоже показали хорошие результаты. Однако во время интерпретации результатов теста на память выяснилось, что «идеальный» кандидат написал два первых предложения текста, полностью изменив их смысл, и закончил так: «...а дальше я забыл выполнить это странное упражнение». Таким образом, данный претендент не просто не справился с заданием, но и продемонстрировал явное нежелание выполнять его.

Специалисты-рекрутеры, проводившие процедуру тестирования, сделали вывод о низком уровне мотивации данного кандидата к занятию предлагаемой должности, а также о сложностях в управлении таким сотрудником и указали это в отчете по итогам оценки.

К сожалению, руководитель на свой страх и риск все же принял этого молодого человека на одну из двух вакантных позиций. На вторую вакантную позицию он взял еще одного кандидата из «тройки лидеров» - менее яркого, но показавшего хорошие результаты на тестировании. Итогом данного решения стало то, что первый менеджер по продажам брокерских услуг отработал в должности около недели, после чего без конкретного объяснения причин объявил руководителю о своем нежелании трудиться далее. За это время «резервный» кандидат уже нашел себе другую работу, и компании пришлось заново начать процесс подбора. Второй менеджер по продажам брокерских услуг благополучно прошел испытательный срок и работает в организации до сих пор.

Данный пример показывает, что психодиагностика не только служит инструментом для выявления глубинных личностных особенностей кандидатов на должность, но и позволяет дополнительно проверить такие важные характеристики, как мотивационная составляющая, уровень потенциальной лояльности по отношению к будущему работодателю, управляемость и гибкость.

Для проверки степени подготовки студента к выполнению лабораторной работы управляющей программой предусматривается входное тестирование, выполняемое в автоматическом режиме.

Тест содержит базу данных, в которой имеются различного рода вопросы. Вопросы теста сортированы на 3 группы по уровню сложности. Так в группе 1 размещены вопросы низкого уровня сложности, в группе 2 ? среднего, а в группе 3 ? высокого.

Каждая из групп имеет две подгруппы вопросов:

  • ? подгруппа вопросов, ответы на которые необходимо давать путем выбора из предлагаемых вариантов;
  • ? подгруппа вопросов, ответы на которые необходимо давать путем ввода слова с клавиатуры.

Последовательность задавания вопросов в пределах подгруппы формируется генератором случайного числа. На прохождение теста выделяется 15 минут. Отсчет времени изображается на экране.

За время прохождения теста необходимо дать ответ на 12 вопросов. Последовательность вывода вопросов на экран следующая:

  • ? 1-я группа 1-я подгруппа;
  • ? 1-я группа 2-я подгруппа;
  • ? 2-я группа 1-я подгруппа;
  • ? 2-я группа 2-я подгруппа;
  • ? 3-я группа 1-я подгруппа;
  • ? 3-я группа 2-я подгруппа;

Для корректировки или добавления вопросов в базу данных программой предусматривается вход в блок с вопросами через определенный пароль. После ввода пароля на экране появляется область редактора тестов, изображенная на рисунке 3.1.

1 ? группа сложности вопроса; 2 ? строка формулировки вопроса; 3 ? область ввода текста вопроса; 4 ? задание правильного ответа на вопрос; 5 ? кнопка выхода из меню редактора вопросов; 6 ? область ввода вариантов ответа; 7 ? установка вопроса с ответом в виде ключевого слова; 8 ? кнопка перехода на первый вопрос; 9 ? кнопка перехода на предыдущий вопрос; 10 кнопка перехода на последующий вопрос; 11 ? кнопка перехода на последний вопрос базы данных

Рисунок 3.1 ? Редактор вопросов теста

В качестве пароля в начале программы необходимо ввести слово ”Edit”, после чего на экране отображается окно редактора вопросов теста.

За правильный ответ на вопрос из 1-й группы присваивается 1 балл, на вопрос из 2-й группы - 2 бала, на вопрос из 3-й группы - 3 балла. По мере ответов на вопросы количество баллов суммируется (отображается на экране). Положительным результатом теста считается набор 17 баллов. Окончанием теста считается ответ на последний вопрос или завершение отведенного времени.

Окно тестирования изображено на рисунке 3.2, на котором во время прохождения теста помимо вопросов и вариантов ответов студенту предоставляется информация о количестве набранных им баллов и о времени, которое остается до завершения теста.

Программой предусмотрено прохождение тестирования в два этапа, в каждом из которых вопросы задаются в порядке увеличения сложности. Это сделано для того, чтобы у студента была возможность дать ответ на вопросы всех уровней сложности при нехватке времени.

При формировании базы данных с вопросами программой предусмотрена процедура контроля повторяемости вопросов в процессе тестирования. Несмотря на то, что вопросы выдаются генератором случайного числа, при контрольном прохождении теста в случае недостаточного количества вопросов в пределах подгруппы, формируется сообщение о том, что в базе данных недостаточное количество вопросов и они будут повторяться. При этом необходимо через пароль зайти в окно редактора вопросов и добавить их необходимое количество.

В случае положительного прохождения тестирования студенту выдается сообщение о том, что он успешно прошел тестирование и допускается к проведению лабораторной работы.

В случае если студент за время прохождения теста не набрал проходное количество баллов, ему выдается сообщение, что он не прошел входное тестирование. После этого происходит полный выход из программы, запустить которую можно через пароль, известный только лицу, контролирующему выполнение лабораторной работы студентами.


1 ? область вопроса; 2 ? таймер учета времени; 3 ? кнопка подтверждения ответа на вопрос и перехода к следующему вопросу; 4 ? счетчик заработанных баллов; 5 ? область выбора ответа на вопрос; 6 ? область ввода ответа на вопрос с клавиатуры

Рисунок 3.2 ? Область окна тестирования


Магистр

(квалификация (степень) выпускника)

Паспорт

Фонда оценочных средств

(наименование дисциплины)

Тест



Улан-Удэ 2015 г.

Входное тестирование

по дисциплине Научно-практический семинар 2 «Современные проблемы развития государства и права»

Спецификация теста

Тест предназначен для магистрантов специальности 030501 для проверки знаний перед началом изучения дисциплины Научно-практический семинар 2«Современные проблемы развития государства и права», 3 блок, курс 2.

Уровень контроля – кафедральный.

Вид контроля – входной.

Цель тестирования – установление уровня обученности перед началом изучения дисциплины.

Тест состоит из 21 задания по материалам дисциплин «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «Уголовное право.

В тесте использованы задания различной формы, в том числе:

альтернативных ответов – 21,

32,6% заданий предполагают деятельность магистранта на уровне знакомства, 56,7% - на уровне воспроизведения, 10,7% - на уровне умений.

Тест функционально валиден по отношению к следующим целям обучения:

на уровне знания магистрант должен:

- знать методику научных исследований в области права;



Знать виды и формы правового воспитания;

на уровне понимания:

Иметь представление о научных исследованиях в области права;

Иметь представление о правовом воспитании;

на уровне умения:

Применять знания при проведении научных исследований в области права;

Уметь логически грамотно осуществлять правовое воспитание;

на уровне анализа:

Анализировать приемы, методы и средства научных исследований в области права;

на уровне обобщения:

Целостно представлять научно-исследовательскую деятельность в области права;

на уровне владения навыками:

- владеть юридической терминологией научных исследований в области права;

Владеть приемами правового воспитания;

Навыками для проведения научных исследований в области права.

Способность осуществлять правовое воспитание на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

Способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

Длительность тестовой процедуры – 1,5 академических часа.

Надежность теста оценена приближенно по установленной В.П.Беспалько зависимости между числом существенных операций теста и коэффициентов надежности. Число существенных операций теста равно 21, коэффициент надежности приблизительно равен 0,75.

Число параллельных вариантов теста – 1.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ МАГИСТРАНТА

Вам предлагается 21 задание для входного контроля по дисциплине Научно-практический семинар 2«Современные проблемы развития государства и права».

В тесте использованы различные формы заданий. К каждой из них дана инструкция, в которой указано, что нужно сделать, в каком виде дать ответ и как его оформить.

Будьте внимательны!

Длительность тестовой процедуры – 0,5-0,6 академических часа.

На выполнение каждого задания дается 2-2,5 минуты

Шкала оценок:

Желаем успеха!

Вопросы входного тестирования

по дисциплине Научно-практический семинар 2 «Современные проблемы развития государства и права»

Вариант 1

Инструкция к заданиям 1-21. Выберите один вариант ответа

1. Правовым государством является:
а) социальное государство,
б) Конституционное государство,
в) Демократическое государство,
г) государство с приоритетом соблюдения прав и свобод личности,
д) все выше перечисленные.

2. Правовое государство должно обеспечивать:
а) гарантии прав и свобод личности,
б) приоритет правящей партии,
в) шовинизм,
г) суверенитет,
д) все выше перечисленное.

3. Внутренняя функция государства, выражающаяся в обеспечении точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений - это:
а) функция финансового контроля,
б) экологическая,
в) охраны правопорядка,
г) социальная,
д) экономическая.

4. Дееспособность это:
а) обстоятельство, с которым связано возникновение прав и обязанностей,
б) общественные отношения, урегулированные нормами права,
в) возможность самостоятельно своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности,
г) события и действия естественного характера,
д) способ объединения людей.

5. Проступок отличается от преступления:
а) степенью общественной опасности,
б) вины,
в) умыслом,
г) неосторожностью,
д) необходимой обороной.

6. Правовой акт, принимаемый высшим законодательным органом называется:
а) указ

б) решение,
в) закон,
г) приговор суда,
д) меморандум.

7. Принцип права, суть которого состоит в точном и неукоснительном соблюдении правовых норм всеми органами, гражданами, должностными лицами и общественными объединениями - это:
а) гуманизм,
б) равноправие,
в) незыблемость,
г) демократизм,
д) законность,

8. Отрасль права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся в процессе деятельности исполнительно-распорядительных органов государственной власти - это:
а) трудовое право,
б) экологическое право,
в) гражданское право,
г) административное право,
д) уголовное право.

9. Главное отличие норм права от иных видов социальных норм состоит в том, что:
а) ничем не отличаются,
б) правовые нормы обеспечиваются силой традиции,
в) нормы права издаются без участия государства,
г) нормы права издаются государством и обеспечиваются государственным принуждением,

д) основаны на мерах общественного воздействия.

10. Структурный элемент нормы права, предполагающий ответственность за ее невыполнение или нарушение называется:
а) предпосылки,
б) решение,
в) санкция,
г) диспозиция,
д) гипотеза.

11. Правомерное поведение это:
а) поведение человека не нарушающее общественного порядка,
б) поведение человека в соответствии с требованиями закона,
в) действия человека по осуществлению своих прав и обязанностей,
г) морально- нравственное поведение человека,
д) все вышеперечисленные.

12. Общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, направленное на урегулирование общественных отношений и предусматривающее меры государственного принуждения в случае его нарушения:
а) обычаи,
б) норма морали,
в) политическая норма,
г) религиозный обряд,
д) норма права.

13. Правосознание - это:
а) знание о конкретных юридических науках,
б) обыденное общественное сознание,
в) совокупность идей, чувств, представлений о праве, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования.
г) подсознательное поведение человека,
д) все вышеперечисленные.

14. К принципам права относятся:
а) принцип равноправия,
б) принцип уважения прав человека,
в) принцип справедливости,
г) принцип законности и правосудия,
д) все вышеперечисленное.

15. Право, принадлежащее конкретному лицу - это:
а) юридическая обязанность,
б) объективное право,
в) субъективное право,
г) долг,
д) правомерное поведение.

16. Элементами состава правонарушения являются:
а) объект, субъект,
б) причина, следствие,
в) возможность, действительность,
г) желание, достижение,
д) правомерное поведение, противоправное поведение.

17. Право - это:
а) система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством,
б) правила поведения, установленные общественной организацией,
в) решение, принятое судом,
г) нормы морали,
д) ритуалы сложившиеся в обществе.

18. Нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия имеют название:
а) категорические
б) диспозитивные
в) императивные
г) уполномочивающие
д) запрещающие

19. Нормативно-правовому акту присущи следующие черты:
а) общеобязательный характер
б) действует независимо от своего исполнения
в) односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан
г) является результатом нормотворческой деятельности
д) все вышеуказанные

20. Действие, которое вызывает наступление юридических последствий, независимо от того, предвидело ли их лицо, совершившее его или нет, называется -
а) юридический акт
б) юридический поступок
в) юридическое событие
г) юридический факт
д) правильный ответ отсутствует

21. Неправомерные действия подразделяются:

а) на преступления
б) на проступки (административные)
в) на дисциплинарные проступки
г) на нарушение норм гражданского права
д) на все вышеуказанные

Эталон к варианту 1.

№ задания Ответ
Д
А
В
В
А
В
Д
Г
Г
А
Д
Д
В
Д
В
А
А
Г
Д
Б
Д

Каждая верно выполненная существенная операция теста на вопросы: 1-21 оценивается 1 баллом.

Число существенных операций в тесте отражено в следующей таблице

№ задания СОТ

Оценка успешности усвоения курса - производится в соответствии со значением коэффициента усвоения (Ку), который определяется как соотношение набранных баллов к максимально возможному числу баллов, то есть к 21.

Примечание: баллы за входное тестирование не учитываются при аттестации. Тем не менее, результаты тестирования оцениваются с целью уяснения преподавателем уровня остаточных знаний обучающихся.

Составитель _____________________________________В.В. Иринчеев

(подпись)

«____»__________________2015 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ» (ФГБОУ ВО ВСГУТУ)

Тест

Термин «тест» (от англ. Test - испытание, исследование) имеет в русском языке несколько значений (см. словарь иностранных слов).

Приведем определение теста как инструмента педагогического измерения, данное Майоровым А.Н.: «Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, сдандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения».

Известный ученый в области исследования проблем педагогических измерений, разработки научно обоснованных тестов для объективной оценки знаний - В.С. Аванесов предлагает несколько определений, уточняющих сущность понятие "педагогический тест". В учебном пособии "Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе" автор дает следующее определение сущности понятия "педагогический тест": "Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей сложности система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся" (1,с.5). В монографии "Научные проблемы тестового контроля знаний" это определение выглядит следующим образом: "Педагогический тест-это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющее качественно оценить, структуру знаний и эффективно измерить уровень знаний испытуемых"(2). В то же время В.А. Аванесов рассматривает тест как "стандартизированное задание, результат выполнение которых, позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемых" (3).

Термин «тест» может использоваться для обозначения 1) метода педагогического измерения; 2) инструмента педагогического измерения.

Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.

Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Отличия теста от других форм контроля

  1. Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста проходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение. Содержательный план теста анализируется экспертами.
  2. Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована - по форме предъявления и по форме записи ответов.
  3. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.
  4. Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования.
  5. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.
  6. Отличительные особенности теста определяют преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений: объективность, надежность, точность, экономичность измерений.

Структура теста

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте, в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.

Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т.д.).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста.

По целям использования: (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются ЧелышковаМ.Б., Майоров А.Н.)

  • входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения;
  • формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;
  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.

Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся. С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения.

Использование входного тестирования тесно связано с повышением эффективности учебного процесса. Анализ его результатов помогает преподавателю выбрать правильную обучающую стратегию при работе на новом этапе. Входное тестирование дает возможность определить, есть ли слабые обучаемые, для которых новый материал давать еще рано, соответственно для них необходимо обеспечить повторение базовых знаний и устранение пробелов, прежде чем приступить к дальнейшему обучению. Это поможет избежать хронического отставания учащихся. Чтобы определить готовность обучаемых к новому этапу, предлагаются предварительные тесты (претесты), которые нацелены на проверку базовых (необходимых) знаний и умений.

Для сильных учащихся, предположительно уже имеющих некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися. Если тест выполнен хорошо, то их следует перевести на более высокий уровень обучения, а если нет, то освоение нового материала и для сильных учеников будет проходить по плану. Таким образом, входное тестирование помогает педагогу выбрать наиболее эффективную стратегию обучения, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Текущий контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое тестирования.

Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы. Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формитующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изучаемого материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа. Формирующий тест способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Формирующий тест может быть представлен в компьютерном варианте, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать свои знания и умения. Формирующий тест зачастую сопровождается конкретными рекомендациями для исправления допущенных ошибок и обучающими модулями по каждой единице материала. Обучающие модули могут содержать определения, правила, формулы, алгоритмы выполнения заданий, фактический материал, примеры.

Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить на каком этапе возникают ошибки. Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

Преимущества тестов

  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
  • Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
  • Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
  • Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки тестов

  • Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
  • В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

В своей работе я использую следующие виды тестов:

  • входное тестирование (при диагностике учащихся 5-х классов, а также вновь поступающих учащихся);
  • диагностическое тестирование;
  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование

Приведу примеры тестовых заданий, применяемых на уроках русского языка.

1. Задания с выбором ответов

Задания с выбором одного правильного ответа:

Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие

а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
г) причастия и наречий

Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)

Укажите неверное утверждение.

а) деепричастие - неизменяемая часть речи
б) деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида
в) деепричастие в предложении обычно бывает обстоятельством
г) деепричастие - изменяемая часть речи.

Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)

Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.

а) -а-, -я-
б) -вши-, -ши-
в) -в-, -вш-
г) -ущ-, -ющ-

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Е

а) ветер обв..вает
б) вьюн обв..вает
в) посв..тить фонариком

2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)

Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)

Закончите высказывание:

Причастный оборот - это…

Задания на установление правильной последовательности

Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

а) 1, 2, 3 в) 1, 3
б) 1, 2 г) 1

3. Практические задания.

Они достаточно разнообразны, приведу лишь некоторые из них:

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Ребята, сбежавшись наверх смотрели на новенького.
б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.
в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив…
г) Карабкаясь по соседним деревьям, вился виноград.

Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно.

а) Сидели все (не)шевелясь.
б) Он работал (не)покладая рук.
в) Я ушёл, (не)годуя на друзей.
г) Он шел (не)думая ни о чём.

В каком варианте ответа указаны все наречия из предложения:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе это по-летнему теплый день.
а) говорила, теплый, бабушка
б) певуче, ясно, себе
в) певуче, ясно, по-летнему
г) певуче, ясно

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

При проведении тестирования, учителю необходимо предусмотреть:

  • Время (с 9.00-12.00) и продолжительность (в среднем, на решение одного задания по русскому языку требуется от 1,5 до 2 минут);
  • Количество заданий (начиная с 5 класса, на текущий и итоговый контроль отвожу по 10 заданий);
  • Дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;
  • Учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат;
  • После проведения теста провести анализ результатов, выявить типичные ошибки, разработать систему работы по корректировке знаний учащихся.

Литература:

  1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр. 1989 г. -214 с.
  2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр.-1994.- с.112
  3. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Управления школой.-1999.-№29.-с.8-14
  4. Аванесов В.С. Определение педагогического теста. Управление школой, 1999.-№28 -с.33
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. -М: Народное образование, 2000.-351с.
  6. Словарь - справочник по педагогике/ Авт. -сост. В.А. Мижериков.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.