«Весна пришла». Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Комплексное занятие с детьми средней группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с природой на тему "весна" Занятие по весне в средней группе

Конспект в средней группе «Весна»

Цель: Закрепить представления детей о весне, ее признаках.

Задачи:

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;

Расширять и активизировать словарь по теме;

Формировать способность детей работать в коллективе;

Развивать творческую изобразительную деятельность.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы; игровая и практическая деятельность.

Оборудование: заготовки из ватмана для проведения игровой деятельности, бумага, краски, иллюстрации на тему весна.

Воспитатель Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).

Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться.Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишко,

Пролетая, обронил?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться,

Вам загадки отгадать! (Взять конверт.)

Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:

В синем небе алый мяч,

Он светел и горяч. (Солнце.)

Белая морковка

Зимой растёт,

А как солнышко пригреет,

Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной.)

Предлагаю детям пройти и сесть на стулья

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите нашим гостям, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке? (Зима.)

Воспитатель: Что на ней видим? (Много снега, дети катаются на санках, деревья, дети тепло одеты и т.д.)

Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке? (Весна.)

Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна? (Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)

Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы ранней весны.

(Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.)

А какой ветер весной? (теплый, свежий)

А какое весеннее небо? (ясное, яркое, высокое, чистое)

А какие еще признаки весны вы знаете?

Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами)

Как называются эти птицы? (грач, ласточка)

На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.)

Лопаются почки и растут зеленые … (листочки).

Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники.

Люди одеваются в легкую одежду Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?(игрушка солнышко)

Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.

Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.

А какое у вас настроение, когда нет солнышка? (грустное, плохое, печальное).

Покажите, какие вы, когда грустные.

А какое настроение, когда светит солнышко? (веселое, радостное)

Покажите, какие вы, когда веселые.

А теперь давайте каждый нарисует свое солнышко.

Какого цвета солнце?

Какой оно формы?

Как называются палочки у солнышка?

Дети рисуют солнышки, звучит аудиозапись звуки природы.

После выполнения работы. Воспитатель: А сейчас когда появилось так много солнышек и так светло какое у вас настроение (радостное, веселое),а что мы делаем когда нам весело (танцуем).(Звучит веселая музыка)Подведение итога занятия.

О каком времени года мы сегодня говорили? (О весне).

Какие приметы весны вы запомнили? (Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.)

Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы


Цель:

Выявить уровень знаний у детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи, развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, активизировать качественный словарь, развивать воображение, воспитывать любовь к природе.

В.: Ребята, мы с вами отправимся в гости, а к кому отгадайте:

Если снег повсюду тает

Превращается в ручей.

Травка робко вылезает

День становиться длинней

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна

Если стал теплее ветер

Значит к нам пришла (весна).

Д.: весна.

В.: правильно ребята, весна. Сегодня мы свами отправимся в путешествие в весенний лес»). Но прежде чем отправиться в путешествие давайте с вами оденемся на прогулку по осеннему лесу. Что же нам нужно одеть на прогулку.

Д\и «Четвертый лишний» (весенняя одежда).

В.: Молодцы, ребята теперь мы готовы отправиться в путешествие, а ля этого давайте произнесем волшебные слова: покружись – покружись в весеннем лесу окажись.

В.: (на мольберте картина с изображением ранней весны). Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите какая весна здесь изображена.

Д.: ранняя весна.

В.: правильно ребята, а как вы догадались.

Д.: снег темнеет, тает, бегут ручьи, на крышах появляются сосульки, на реках ледоход, появляются проталинки.

Дидактическая игра «Когда что происходит».

— Зима ушла, а весна – (пришла)

— Зимой медведь спит, а весной — (просыпается)

— Зима холодная, а весна (тёплая)

— Зимой солнце светит, а весной (греет)

— Зимой снег выпадает, а весной (тает)

— Зимой заяц белый, а весной (серый)

— Зимой дни короткие, а весной (длинные)

— Зимой деревья спят, а весной (просыпаются).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили. Давайте пройдем по лесной тропинке дальше, посмотрите кто прилетел в весенний лес. Назовите перелётных птиц и покажите их на картинках.

Дети называют перелётных птиц и показывают их на картинках.

В.: ребята, а что делают птицы весной.

Д.: птицы выводят птенцов.

В.: Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам.

Д.: смастерить скворечники, и повесить их в парках и лесу.

В.: ребята мы с вами на весенней полянке. А как называются цветы которые появляются самыми первыми.

Д.: первоцветы.

В.: правильно ребята, но посмотрите все ли цветы на нашей полянке весенние.

Д\и «Четвертый лишний»

В.: молодцы, ребята давайте двигаться дальше. (На мольберте картина жизнь зверей зимой). Расскажите, как меняется жизнь зверей весной.

Д.: дикие животные меняют шубку на более легкую, у зверей появляются детеныши.

В.: молодцы ребята, ну вот наше путешествие по лесу закончилось и мы свами оказались на окраине села, скажите что происходит в жизни людей с приходом весны. (на наборном полотне изображение село весной).

Д.: люди распахивают землю, сажают урожай.

В.: правильно ребята. А какими орудиями труда пользуются люди весной.

Д.: лопаты, грабли, лейки, кисти для побелки стволов деревьев.

В.: ребята, вы очень много знаете о весне, а нам пора возвращаться в группу. Давайте произнесем волшебные слова покружись – покружись в нашей группе окажись.

В.: ребята, вам понравилось наше путешествие.

Д.: Да.

В.: А что вам понравилось больше всего.

Ответы детей.

. .

Цель : развитие связной речи по теме «Весна.Признаки весны».

Программное содержание :

Учить подбирать слова-определения к существительному

Учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки

Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам

Развивать речь — доказательство

Развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

Уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;

Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

Предварительная работа :

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
  • опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
  • рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
  • чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
  • разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
  • худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.

Дети, кто из вас знает какое сейчас время года? (весна)

Дети, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». О каком настроении

«говорит солнышко »? (веселом, радостным) .

О каком настроении «говорит тучка »? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

Сейчас весна. Это красавица- весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот поэтому у вас сегодня и настроение хорошее.

А чтобы солнышко еще больше грело и светило, давайте его позовем. Дети зовут солнышко и делают движения руками.

Солнышко - вёдрышко,

Выгляни в окошко,

Посвети немножко.

А вот уже солнышко стало светить ярче. Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.

Я хочу пригласить вас в сказку. «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»: Дети вместе с воспитателем садятся на стулья , просматривая презентацию « Весна». На экране появляются картинки , демонстрирующие события сказки . Воспитатель : «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Дети : Зима, Весна, Лето, Осень. Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. На смену Зиме приходила красавица Весна, дальше теплое Лето, потом разноцветная Осень.Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Дети устали от морозов и холода, им хотелось тепла,чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей - « Солнце» Если дети дают неправильный ответ , то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов ).

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое? —Дети : Солнце!

Игра "" Сравни и назови ""

Воспитатель начинает фразу , дети заканчивают

Солнце желтое, как… (одуванчик)

Солнце круглое, как… (мячик)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Солнце румяное, как (колобок)

Воспитатель : Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. Ещё недавно все вокруг былобелым-бело. Новдруг! Чтотакое? Снегначинаеттаять…Видишь, егостановитсявсеменьше?(с сопровождением демонстрационных слайдов. )

Воспитатель : А что же в это время происходит ввесеннем лесу? Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук,тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки,пауки,комары,мухи.

Игра "" Продолжи звук "

Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш)

Летала оса около носа (с-с-с-с)

Летел, жук жужжал (ж-ж-ж-ж)

Поймали комара, послушаем (з-з-з-з)

Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).

Воспитатель : Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку, улиток, муравьев из муравейника).

Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны

Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет - вот беда!

В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода.

Заспешил медведь наружу: заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!

Воспитатель : Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко) Куда мама привела детенышей? (к реке) Что она там будет делает? (рыбу ловит) Как она ловит рыбу?

Воспитатель : Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Демонстрация слайда.) Ребята! Я заметила их! Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева).А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).

Воспитатель : Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

Игра « Мамы и малыши» « Один-много» .

- медведь - медвежата - медвежонок;

Белка-бельчата-бельчонок;

Волк-волчата-волчонок;

Лиса-лисята-лисенок

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Этимедвежатавеснойвпервыйразвышлиизсвоейберлоги. Онидаженезнают, чтотакоевесна. Давайте им расскажем,что происходит весной:

Веснойначинаетсильнейпригреватьсолнышко. Искаждымднемстановитсявсетеплей.

Оттепласнегначинаеттаять.

Растаявшийснегпревращаетсявводу, маленькиевеселыеручейкижурчатнакаждомшагу.

Детиобожаютпускатьвеснойкораблики!

Таетледнаречкахиозерах! Начинаетсяледоход!

Веснойпросыпаютсяидеревья! Наихветкахнабухаютпочки…

Веснойулюдеймногоработывсадах, поляхиогородах!

- Веснойприродаоживаетотзимнегосна! Появляютсяперваятравкаицветы

Воспитатель : Этицветыназываютсяподснежники. Онипоявляютсяраннейвесной, кактольконачинаеттаятьснег. Иногдакажется, чтоонипророслипрямоиз-подснега. Поэтомуихиназывают-подснежники!

МАТЬ-И-МАЧЕХАнарадостьвсемвапрелесияетяркозолотомцветовипорецептамдедовиотцовоткашлянасспасаетвсамомделе.

А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Воспитатель : Посмотрите сколько разнообразных первоцветов,первых весенних цветов,какие они красивые(Демонстрация слайдов : гиацинт,примула,тюльпаны,нарцисс,пролеска,весенник,медуница,крокусы)

Пальчиковая гимнастика " Цветок "

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Игра "" Доскажи словечко ""

Плачет- заливается -

Солнце ей не нравится.

Изо льда бабулька,

Капает... (сосулька)

Солнцем радует погода,

Просыпается природа,

Соловьи разводят трель,

С крыши капает... (капель)

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла... (весна)

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Какие вы Молодцы! Как много знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне.

Еслиснегповсюдутает, деньстановитсядлинней,

Есливсезазеленелоивполяхзвенитручей,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла весна!

Цель: Уточнить знание детьми времён года, времени года которое за окном, и примет весны.

Образовательные: Учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца – главной приметы весны. Расширять представление детей о птицах, об их жизни в весенний период. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Учить использовать для закрепления частей пластилин.

Развивающие: Развивать творческое воображение детей с помощью игры «Шнур-затейник»; помочь детям представить дощечку со шнурком в виде весеннего ручейка. Развивать речь детей, обогащать их словарь. При помощи дыхательной гимнастики развивать речевое дыхание. Учить понимать образный смысл загадок.

Воспитательные: Воспитывать в детях желание помочь ручейку пробиться сквозь снег и добраться до речки. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к пернатым друзьям. Воспитывать любознательность.

Материал и пособия: картина-пейзаж, картинки: сосульки, солнце, ручей, гнезда птиц; шкатулка с картинками птиц, подносы с крупой, развивающая игра «Шнур-затейник» на каждого ребенка, таз с водой, материал для конструирования кораблика, металлофон, маски-шапочки птиц, фонограмма- звуки природы.

Ход занятия

Эмоциональный настрой «Улыбка».

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Ожила вокруг природа

Пробудилась ото сна

С голубого небосвода

С солнцем к нам пришла весна!

(Выставляю на панно картинку солнышко.)

Воспитатель: Ребята, а на что похоже солнышко? Какой оно формы, цвета?

Можно сказать, что оно лучистое? Почему? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем?

Посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас пока нет. Давайте каждый из вас нарисует себе солнышко и тогда у нас будет ещё светлее.

Рисование «Солнышко» (нетрадиционный способ рисования пальчиком на подносе с крупой ).

Воспитатель: Какие замечательные солнышки у нас получились!

Психогимнастика

Весной так хочется погулять, подставить своё лицо солнышку (движения выполняются вместе с детьми), протянуть ладошки к солнышку, прогреть их, а затем прислонить их к лицу и ощутить их тепло. Вот так пригревает солнышко нашу землю.

Ребята, что происходит со снегом весной на крышах домов?

(Выставляю картинку с изображением сосулек.)

Послушайте, какая музыка звучит сейчас? (Металлофон, капель.) На что похожа эта музыка?

Дети, а что происходит со снегом весной на полях, лугах?

Правильно, от таяния снега образуются ручьи. (Выставляю картинку ручеёк.) Предлагаю детям присесть, взять дощечки со шнурком и послушать историю про ручеёк. (Звучит музыка.)

Работа со шнуровкой.

Жил-был маленький ручеёк. Он был очень любопытным и решил отправиться в путешествие. Сначала он начал двигаться по прямой дорожке. На его пути встретилась кочка. Тогда ручеёк повернул, обогнул её и снова побежал по прямой дорожке. (Показываю.) В конце своего пути наш ручеёк наткнулся на большую снеговую горку, через которую никак не мог пробиться.

Ребята, давайте поможем ручейку. (Отложили дощечки.)

Физкультминутка «Поможем ручейку»

То-то славно ребята,

Зиму гоним долой

Загребаем лопатой

Выметаем метлой.

Все работают с нами

Где уж тут усидишь!

Мы сбиваем снежками

Сосульки звонкие с крыш.

Мухе сонной сказали:

Просыпайся, весна!

Ручеёк за ворота

Сам пробиться не смог

Закипела работа

В добрый путь, ручеёк!

Маршируют, изображая

работу с лопатой.

Взмах рук вправо-влево.

Делают снежки, бросают.

Приседают с произнесением

слова «бах»

(сосульки падают)

Наклон вперёд, руки отвести

Назад, сказать «вж»

Медленный бег

Ходьба топающим шагом

со взмахом рук вправо-влево.

Машем над головой.

После того как мы помогли ручейку, он на своём пути влился в большой ручей, где дети пускали кораблики.

Ребята, а вы хотели бы сами пустить кораблик?

Конструирование из природного материала «Кораблик»

Воспитатель: Как много корабликов у нас получилось. Давайте подойдём и пустим кораблик.

Дыхательное упражнение «Кораблик»

Мы плывём под парусами,

А куда не знаем сами.

Может выйдем в океан,

Повидаем много стран?

Воспитатель: - Ребята, что это за звуки? (Звучит муз. запись «голоса птиц».)

Весной всё оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что именно весной к нам из тёплых стран прилетают пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (картинка). Это крупные чёрные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинным клювом землю ковыряют, червяков ищут. Кричат «Крак! Крак! Весна! Весна!»

Дети, у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда слушайте внимательно.

  1. Кто присел на толстый сук

И стучит «тук-тук, тук-тук». (Дятел.)

  1. На шесте дворец

Во дворце певец,

Как зовут его… (Скворец.)

  1. Прилетают к нам с теплом

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

(После каждой отгаданной загадки выставляю картинку.)

Вот сколько птиц к нам прилетело. Давайте ещё раз назовём этих птиц. Дети, а вы хотели бы сами стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.

Раз, два, три

Волшебные шапочки ищи.

(Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.)

Я вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной.

Раз, два, три

Вокруг себя повернись

И быстро в птичку превратись!

Назовите, в какую птичку вы превратились? (Название птицы должно соответствовать изображению на шапочке.)

Прилетели птички

Птички-невелички

Весело скакали

Зёрнышки клевали

И быстро улетали.

Как вы думаете, куда могли полететь птички. Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? А вы знаете, что гнёзда у птиц бывают разные? Где строит своё гнездо дятел? Ласточка? А где живёт скворец? (После каждого ответа выставляю картинку с изображением гнезда.)

Вот мы и узнали где живут птицы. А где же ребята?

Раз, два, три

Вокруг себя повернись

И в ребяток превратись.

(Дети снимают шапочки.)

Дети, обратите внимание какая красивая, весенняя, весёлая, получилась картина. Вам нравится? Давайте вспомним о чём мы говорили сегодня с вами на занятии. (Итог занятия.)

Игра «Доскажи словечко»

Погода весной … (какая?)

Ручьи весной … (что делают?)

Солнце весной … (какое?)

Снег …(что делает?)

Сосульки весной … (что делают?)

Птицы весной … (что делают?)

Мария Бурынина
Открытое занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе

Тема Весна“

Цель :

Выявить уровень знаний детей.

Уточнить характерные признаки весны ;

Выявлять простейшие причинно-следственные связи;

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание,

Активизировать качественный словарь.

Ход занятия

Воспитатель : Придумано кем-то просто и мудро-при встрече здороваться : Доброе утро! Поздоровайтесь друг с другом и подарите добрые улыбки!

На доске - картинки "Весны ".

Воспитатель : Дети, о каком времени года я сейчас вам расскажу?

Я распускаю почки

В зелёные листочки,

Деревья поливаю

Движением полна,

Зовут меня (Весна )

Сегодня мы поговорим о весне .

А сейчас начало или конец весны ? Как называется месяц (Март)

Назовите все три месяца весны . (Март, Апрель, Май)

Воспитатель : А какие признаки начала весны вы сейчас наблюдаете в природе?

Дети : Растаял снег, длиннее день, растет трава, прилетели птицы.

Ребята какие птицы прилетают весной ? (Гуси, утки, скворцы, журавли ….)

Ребята, а какое солнце весной ? (Светит ярко, греет сильно, что даже снег начинает таять)

Какое оно было зимой? (Солнце светит, но не греет)

А какое будет летом? (Летом солнце светит и жарит, и мы идём купаться и загорать)

Воспитатель : - А теперь поиграем в игру.

Воспитатель : ребята, как вы думаете, какая самая яркая примета весны ? (Солнышко) . Конечно, это лучистое солнышко. Но почему-то наше солнышко спряталось за тучки и никак не может выбраться. Давайте подойдем к столу и раздуем тучки. (Дыхательная гимнастика : дети сдувают легкие тучки с рисунка солнышка). Вот и выглянуло солнышко. Следующее задание такое : посмотрите внимательно на доску. (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года). Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Молодцы справились с заданием!

Игра нелепицы :

Воспитатель : Ребята перед вами лежат картинки, посмотрите на них и зачеркните то чего не бывает весной ?

Дети : Весной дети не загорают и не купаются, весной не опадают листья с деревьев, весной не собирают урожай , весной не катаются на лыжах, птицы не улетают в теплые края.

Воспитатель : Ребята, вы так много знаете о весне .

А вы зиму с весной не перепутаете ?

Давайте проверим :

Зима ушла, а весна - …- пришла .

Зима холодная, а весна - …- тёплая .

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет .

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие .

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки .

Всё правильно ответили, молодцы.

Физкультминутка

Птички в саду :

Вот опять пришла весна

Лес проснулся ото сна

Птички весело поют

Гнездышки на ветках вьют

Летите птички летите

Весну нам птички несите

Пойте птички песни

Про край наш чудесный

Чив, чив, чив, чир, чир, чир,

Как красив этот мир!

Молодцы на этом наше занятие закончилось !О каком времени года мы сегодня разговаривали?