«В дороге», анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева. В дороге тургенев Сочинения по темам

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Жанр

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 17.

Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева

выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя

помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации»

/анализ стихотворения И.С.Тургенева

«Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В., МОУ СОШ №8

Цель урока: - познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева

- выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя

- помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева

Методы и приемы: - опережающее индивидуальное домашнее задание:

  1. на основе прочитанных стихотворений («Осень», «Весенний вечер», «Гроза промчалась», «К***» и др. сформулировать основные мотивы лирики И.С.Тургенева;
  2. выделить основные средства художественной выразительности, используемые автором при изображении природы;
  3. в чём заключается особенность любовной лирики поэта, к какому литературному направлению можно отнести лирические произведения писателя

- комплексный анализ поэтического текста

- беседа по проблемным вопросам

- творческие задания

- составление опорного конспекта

Формы работы: - индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Оформление урока: - портрет И.С.Тургенева

- записи романсов на стихи И.С.Тургенева

- иллюстрации пейзажных зарисовок

- технические средства (слайдовая презентация)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала, направленного на актуализацию знаний обучающихся о творчестве И.С.Тургенева.

1. Слово учителя:

Поэтическое творчество Ивана Сергеевича Тургенева мало известно современному читателю. А между тем, являясь поэтом по самой природе своего дарования, Тургенев начал литературную деятельность именно с поэтических форм и, наполнив в дальнейшем мягким лиризмом и поэтичностью свои прозаические и драматические произведения, завершил творческий путь поэзией особого рода - стихотворениями в прозе. Перу Тургенева принадлежат произведения всех основных поэтических жанров, крупных и малых форм. Это поэмы («Стено», «Разговор», «Помещик», «Андрей», рассказ в стихах «Параша»), баллады, элегии, сатиры и мадригалы, сочинения, подобные шиллеровским одам или торжественным песням. Заметным фактом литературной жизни середины XIX в. стали остроумные, не лишенные язвительности эпиграммы и пародии Тургенева, шутливые послания и экспромты. Поэтический талант писателя проявился и в переводе: известны его переводы из Байрона, Вольтера, Мюссе, Гейне. Однако центральное место в поэзии Тургенева безусловно занимают его лирические стихотворения. Начав писать стихи довольно рано (предположительно, в 1833 г., т. е. в пятнадцать лет), он продолжил свои поэтические опыты во время учебы в Московском и Петербургском университетах (1833 - 1837). Многое из написанного в те годы не сохранилось. Первые его произведения появились в печати (в журнале «Современник») в 1838 г. Это были написанные годом ранее стихотворения «Вечер» (с подзаголовком «Дума») и «К Венере Медицейской». В поэтической деятельности Тургенева плодотворными оказались 1842—1847 годы. В этот период он активно и систематически печатал стихи в «Современнике» и «Отечественных записках», а его поэмы выходили как в сборниках, так и отдельными изданиями. Заметим, что оценки литературной критики были неоднозначными и даже противоречивыми. Наряду с одобрительными отзывами (в частности, Белинского, который считал стих Тургенева «роскошным и поэтическим», «облекающим» оригинальную мысль) были и обвинения в подражательности, наличии длиннот, темных мест и т. п. Эти обвинения имели основания, особенно когда речь шла о ранних опытах. Тургенев, как прилежный ученик, стремился впитать, усвоить по возможности то, что уже было создано русским поэтическим гением. Поэтому в его стихотворениях мы найдем следы влияния самых разных поэтов: Державина, Жуковского, Марлинского, Бенедиктова, Пушкина, Лермонтова. Вместе с тем Тургенев «не похищал чужого, но брал свое везде, где видел его, где оно выразилось уже совершеннее, чем в его слове». Такое сочетание «заимствованного» совершенства поэзии предшественников с собственными опытами и своим видением мира рождало неповторимые поэтические картины и образы. Рождало ту самобытность, которую выдающийся «лирический прозаик» Борис Зайцев назвал «категорией тургеневского», имея в виду «некоторый тончайший эфир его души», «удивительное равновесие культуры и стихии», «многопевную мечтательность», «серебряный свет» — черты, обнаруживаемые в стихах зрелого периода. Глубокой мыслью, сильным чувством, одухотворенностью наполнены такие, например, строки:

Заметила ли ты, о друг мой молчаливый,

О мой забытый друг, о друг моей весны,

Что в каждом дне есть миг глубокой,

боязливой,

Почти внезапной тишины?

И в этой тишине есть что-то неземное,

Невыразимое... душа молчит и ждет...

(«Заметила ли ты...», 1842).

Сам Тургенев очень сдержанно, а порой и довольно резко отзывался о своих стихах, считая, что не обладает даром поэта. Однако строки, подобные приведенным выше, не оставляли равнодушными его современников. По воспоминаниям И.И.Панаева, стихотворения Тургенева «всем нам тогда очень нравились...», А.А.Фет признавался, что он «восхищался стихами... Тургенева». Музыкальная экспрессивность тургеневских стихов вызывала к ним интерес и среди композиторов: в конце XIX - начале XX в. песни и романсы на стихи Тургенева были очень популярны.

2. Задания, направленные на мотивацию (в ходе выступления учащихся от групп остальные обучающиеся составляют тезисный конспект, в котором должны отразить основные мотивы лирики И.С.Тургенева, выделить особенности поэтического слова писателя).

3. Выступления обучающихся (проверка опережающего домашнего задания):

1). Ученик: Доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы. Это культ молодости, красоты, природы, любви - культ прекрасного, которое, по выражению самого писателя, «... единственная бессмертная вещь... и разлито повсюду» (из письма Полине Виардо от 28 августа 1850г.). И даже в строго реалистических стихах проявляется романтика автора - как способ восприятия жизни и отношения к ней.

2). Ученик: В содержательном плане многие стихотворения Тургенева можно отнести к теме природы, вообще занимающей очень важное место в творчестве писателя. «Я без волнения не могу видеть, - писал он Полине Виардо, - как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе» (письмо от 1 мая 1848г.). Восторг перед природой, тонкое понимание ее сути, ощущение ее тайны - все это читатель находит в стихотворениях «Осень» (1842), «Весенний вечер» (1843), «Гроза промчалась» (1844), «К***» (1844) и мн. др. Примером непосредственного, прямого соединения двух начал в творчестве писателя - поэтического и прозаического - является последний рассказ из «Записок охотника» - «Лес и степь», эпиграфом к которому писатель предпослал собственные строки из стихотворения «Из поэмы, преданной сожжению» (1848). Это стихотворение, включенное Н.Ф.Щербиной в «Сборник лучших произведений русской поэзии» (1858), представляет нашему взору живые, ясные картины русской природы. Величие и простоту ее поэт (как правило, избегавший поэтических изысков и ухищрений, особенно в описаниях природы) передает с помощью простых лексических средств - прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений:

И понемногу начало назад

Его тянуть: в деревню, в темный сад,

Где липы так огромны, так тенисты

И ландыши так девственно душисты,

Где круглые ракиты над водой

С плотины наклонились чередой,

Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой...

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами

И падает тяжелый, желтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч.

Там хорошо...

3). Ученик: Любовная лирика Тургенева - это, в основном, строки, овеянные грустью, сожалением, тоской о прошедшей любви, об утраченных счастливых мгновеньях; это стихи, передающие горечь воспоминаний героя о неразделенной любви, осознание невозможности возврата к былому. В разработке этих романтических мотивов проявились вкусы и пристрастия Тургенева в области поэтической формы. Следование принципам поэтики романтизма выразилось в широком использовании художником приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора .

4. После прослушивания выступлений учащихся другие обучающиеся озвучивают свои выводы, записанные в тетрадях:

  1. доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы: пейзажная, любовная лирика;
  2. величие и простота русской природы передается поэтом с помощью простых лексических средств - прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений;
  3. основные принципы поэтики романтизма выразились в широком использовании писателем приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора .

5. Слово учителя:

Названные особенности любовной лирики, касающиеся сюжетно-тематической и стилистико-языковой ее сторон, зримо представлены и в триптихе «Вариации», о котором и пойдет речь далее. Это произведение интересно и тем, что в нем (во второй и третьей вариациях) мы встречаемся с соединением двух тематических пластов тургеневской поэзии - темы любви и темы природы. «Вариации» состоят из трех стихотворений:

«Когда так радостно, так нежно...»,

«Ах, давно ли гулял я с тобой!»

«Утро туманное, утро седое...» («В дороге») - шедевра русской поэзии, хорошо известного как романс, однако лишь у немногих наших современников ассоциирующегося с именем Тургенева. Все три стихотворения написаны в 1843 г. (первое и второе - в июле, третье - в ноябре) и впервые опубликованы в сборнике «Вчера и сегодня». «Вариации» навеяны воспоминаниями о романе Тургенева с Татьяной Александровной Бакуниной, завязавшемся в имении Бакуниных Премухино и получившем название «премухинского». Эта романтическая история «с примесью» «литературных» переживаний и гегелевской философии была сравнительно быстро и легко пережита Тургеневым, однако спустя некоторое время нашла своеобразное продолжение в виде стихов-воспоминаний. Обратимся к одному из них.

Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» с показом пейзажных слайдов.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь , родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

  1. Задания для самостоятельного анализа стихотворения (можно раздать для групп или по парам. Время выполнения задания 5-7 минут) :
  1. Определите тему и основную идею стихотворения.
  2. В чем заключается функциональное значение пейзажной зарисовки.
  3. Выделите особенности композиционного построения.
  4. В чем и как представлены реалии мира.
  5. Особенности звуковой обработки и цветописи.
  6. Как и с помощью чего раскрываются мысли и чувства лирического героя.

/Во время обсуждения в группах, самостоятельную работу ведет специальная пара, которая занимается составлением опорного конспекта (по выводам и проектам групп) в виде слайдовой презентации. Эта презентация показывается в период выступления ребят/.

  1. Выступления учащихся (один представитель от группы) по вопросам заданий.
  1. Смысл стихотворения прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой. Очень точно выразился здесь поэт: Нехотя вспомнишь и время былое...
  2. На это настраивает окружающая природа - замершая осень. Описанию картин природы посвящены две первые строки первой строфы и заключительная строка последней строфы. Но, обрамляя основную мысль стихотворения, эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.
  3. Стихотворение имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами. Причем границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой - объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь . Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что «было, прошло, осталось в воспоминаниях»: время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.
  4. Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет впечатление замедлившегося течения жизни, почти полное отсутствие какого-либо движения. Поэт использует простые, однотипные предметно-признаковые структуры. Это содержащие повторы и перечисления назывные предложения, которым свойственна не только фрагментарность, но и «одновременно большая емкость выражаемого содержания».
  5. Ощущение замедленности, протяженности окружающего в пространстве и во времени, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, единственной в стихотворении, начинающейся с гласной буквы, гласные же преобладают. Наиболее заметно звучание протяжного у , одинаково полного как под ударением, так и в безударной позиции, ударного а , который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим н - туманное (которое еще повторится в третьей строфе - странной, непрестанный ).
  6. Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое - «тускло-серое, белесое» ), нивы печальные, снегом покрытые.
  7. В этом стихотворении герою сопутствует утро (которое вечера мудреней), время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков. Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего - все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех - каждого - мгновений жизни. Тургеневу удается показать такое движение мысли героя, выстраивая фрагменты воспоминаний по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и : вспомнишь и время, вспомнишь и лица . Во второй строфе волна воспоминаний нарастает - картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи . Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды - так жадно, так робко ловимые . Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной… Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?
  8. И последняя картина тоже теряет конкретные, реальные очертания. А фраза Многое вспомнишь родное, далекое, соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным Нехотя вспомнишь, приобретает обобщающий, ключевой смысл: то, что было, - каким бы оно ни было - это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.
  9. В стихотворении вообще нет местоимений, а центральный и по сути единственный глагол вспомнишь употреблен в обобщено-личной форме. Поэтому стихотворение воспринимается читателем и отстраненно, и как возможное в его жизни. Это монолог-размышление, не предназначенный никому конкретно и в то же время обращенный к любому.
  10. Строкой Многое вспомнишь родное, далекое завершается цепь воспоминаний героя, плавно замыкающаяся фразами Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Основной смысл двух деепричастных оборотов - в уточнении, дополнении сказанного ранее: они формируют своеобразный фон в виде отдельных реальностей мира настоящего, отодвинутого на время в сознании героя прошлым, но так неявно, почти беззвучно сопутствовавшего его воспоминаниям. Это и мерный аккомпанемент колес, переданный метафорически, - ропот колес непрестанный, то есть не громкий стук, шум, а что-то похожее на тихий, неясный говор. Это и небо широкое - последние слова стихотворения, возвращающие взор к первым его словам - утро туманное - и рождающие в сопоставлении с ними мысль о просветленности сознания героя, очищении его души после вновь прожитых мгновений прошлого.

Учитель: Молодцы! Зафиксируйте в тетради основные моменты, отмеченные в ваших выступлениях.

  1. Оформление опорного конспекта на основе лингвистического анализа стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге») /продукт деятельности пары «компьютерщиков»/.
  2. Вывод (по возможности формулируют обучающиеся).

Стихотворение, написанное 25-летним поэтом, производит удивительное впечатление труда зрелого, умудренного большим житейским опытом мастера. Признаки мастерства - в оригинальной композиции стихотворения, в умелом подборе лексических средств и использовании их сочетаемостных возможностей, в противопоставлениях отдельных слов и целых фраз.

Яркий образец русской лирической поэзии, стихотворение «Утро туманное, утро седое…» уже давно воспринимается читателями и слушателями как самостоятельное произведение. Этому способствовало удачно найденное Тургеневым решение темы любви, позволившее стихотворению обрести независимое существование в поэзии, и в музыке.

Домашнее задание:

  1. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Когда так радостно, так нежно…»
  2. Прочитать на выбор три стихотворения из цикла «Стихотворения в прозе».
  3. Подготовить сообщение об истории создания сборника «Стихотворения в прозе».

Список литературы

1. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 30 т. - М., 1978г. - Т.1.

2. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. - М., 1986г.

3. Шестакова Л.Л. Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации»/ Русский язык в школе, 1983г.

Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» // «Экспериментально-практическая деятельность в контексте компетентностного подхода к обучению школьников» (Материалы регионального научно-практического семинара 10 января 2010г.) - Т.: ТПУ. - 2010. - С.87-90.


Романов «Рудин» , «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона , Гейне, Мюссе, Вольтера .

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге» , больше известном по первой строчке - «Утро туманное, утро седое…» . Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» - такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение - «утро седое» - можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С. Есенина - «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь» : оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые» , то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые» . И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи» , разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною» , но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной - Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой - Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился

Своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона. Гейне, Мюссе, Вольтера.

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге». больше известном по первой строчке – «Утро туманное, утро седое». Лирический сюжет

Довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» – такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение – «утро седое» – можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср. у С. Есенина – «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь». оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые». то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно… ловимые». И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи». разлука), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною». но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной – Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой – Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

(2 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «На железной дороге» (1910) включено в цикл стихов Блока «Родина». Как и в стихотворении «Россия», судьба родины осмысляется здесь...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...
  4. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...

За частую смысл стихотворения заключается в самом простом и банальном смысле, а иногда бывает, что смысл стихотворения настолько глубок и сложен, что далеко не каждый способен понять его даже после нескольких прочтений.

Сегодня хочется поговорить о таком произведении как стихотворение "В дороге". Первое, что хочется сказать, так это то, что созданию этого замечательного стихотворения мы обязаны одному из самых великих русских писателей, а именно Тургеневу Ивану Сергеевичу.

Данный писатель очень трепетно относился к своим произведениям, и поэтому его несколько оскорблял тот факт, что данное стихотворение более известно по первой строчке, нежели по его названию.

И так, давайте вернемся к смыслу данного стихотворения, он довольно таки прост и прозрачен. Воспоминания о былом, прошедшем является главным смыслом данного произведения.

Воспоминаниям, которые появляются в мыслях благоприятно соответствует ситуация, герой стихотворения находится в дороге, а как показывает время именно в дороге многие очень часто изучают свою ситуацию, анализируют свою жизнь, поступки и вспоминают.

Более того, конкретно в данном стихотворении воспоминаниям ещё и соответствует погода, а именно осень.

Что касается построения, то это стихотворение имеет очень интересную композиционную картину, которой автор сделал это произведение очень интересным и наполненным.

Если говорить более подробно, то это своеобразная рамочное обрамление произведения.

Причем границы проходят между строфами, что придает стихотворению плавность и непрерывность.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко для многих, потому что отражает внутренний мир каждого из нас.

Анализ стихотворения В дороге по плану

постарайся в следущий раз сделать сам это не такуж и трудно