Тактика действий авиации иностранных государств при преодолении пво. Противовоздушная оборона Способы и тактические приемы преодоления пво

Идея написания этой статьи возникла на почве нескончаемых споров о эффективности ПВО и обязательности воздушного прикрытия позиций ЗРК. Многие упорно твердят, что полностью эшелонированная система ПВО практически непробиваема, оппоненты им возражают, утверждая, что ПВО - это "ВВС для бедных". Так кто же прав?


В этой статье мы обсудим сценарий прорыва эшелонированной системы ПВО, не имеющей полноценного воздушного прикрытия, основываясь на технологии и вооружения израильского производства. Я выбрал Израиль по нескольким причинам: это и бесконечные споры о поставках современных ЗРК в регион Ближнего Востока, и реальный боевой опыт подобных операций ("Арцав-19", к примеру).

Итак, начнем "сражение". На сегодняшний день подобная атака будет спланированной операцией, проводимой одномоментно, с использованием всех возможностей принципа "сетецентрической войны" и полной номенклатуры вооружений. Ради чистоты эксперимента мы предположим наличие "сетецентрической" связи и у противника и не будем использовать в прорыве системы наземного/морского пуска (дроны IAI Harop) и системы зарубежного производства (антирадарных ракет AGM-88 HARM).

Количество средств будет прямо пропорционально прорываемой сети, поэтому мы опустим численность сторон за скобки. Построение авиакрыла будет стандартным (по эшелонам) - разнопрофильные БПЛА, истребители, самолеты ДРЛО и РЭБ, авиазаправщики. И разумеется, атака будет скоординирована с окном пролета спутников разведки.

При наличии загоризонтных РЛС подобная атака не будет сюрпризом, но оставляет противнику мало времени на маневры и подготовку. Загоризонтный перехват (в случае наличия подобной возможности у противника) крайне маловероятен. АФАР истребителя (а тем более АВАКСа) способен практически со 100% вероятностью выводить из строя радиолокационные ГСН идущих "в лоб" ракет ЗРК сфокусированным высокоэнергетическим радиолучом, при необходимости используя групповое подавление индивидуальных целей в порядке очереди. Подобная тактика позволяет концентрировать сотни киловатт на приемник отдельно взятой ГСН, практически сжигая ее электронику за секунды.


Подавление ГСН с применением АФАР

Для эффективного прорыва прежде всего необходимо вскрыть позиции противника и в первую очередь ЗРК дальнего радиуса действия. Разумеется, противник не включит все свои РЛС наведения и постарается не раскрывать свои позиции, если посчитает угрозу недостаточно серьезной. Поэтому в авангарде воздушной волны пойдут "обманки", например, "ATALD" (Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target) производства компании IMI. Их задача - заставить противника поверить в необходимости задействовать "все, что можно, и что нельзя" для отражения атаки подобных масштабов.

Это, по сути, автономный дрон, запускаемый с истребителя, его первоочередная задача - создание максимально большего количества правдоподобных ложных целей на радарах противника. Один "ATALD" может имитировать целое авиазвено истребителей или крылатых ракет на несколько РЛС одновременно, настраиваясь на их диапазон и придавая ложным целям реалистичное поведение (маневрирование, уклонение).

Дрон нечувствителен к средствам РЭБ, поскольку не ведет радиоразведки, его основная задача - "сверкать, как елка в новогоднюю ночь" и привлекать максимум внимания. А малые размеры, радиопоглощающее покрытие и пространственный разброс ложных целей делают его сложной мишенью для перехвата.


ATALD-Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target

В то время как имитаторы целей будут "троллить противника" на предмет обнаружения позиций своих РЛС, спутники, АВАКСы и высотные БПЛА радиоразведки будут скрупулезно фиксировать всю поступающую информацию, вычислять координаты целей и мгновенно распределять эту информацию всему авиасоединению.


Самолет ДРЛО "Nahshon-Eitam" (IAI) с системой EL/W-2085 (Elta)


Разведывательный спутник, оснащённый радаром с синтезированной апертурой "Polaris" ака Офек-8 (IAI)


Высотный БПЛА дальней радиоразведки 4X-UMI Heron TP (IAI)

Вторым эшелоном, немного отставая от имитаторов, на предельно низких высотах следует рой КР "Delilah". Их задача - максимально углубиться на территорию противника к моменту распределения целей, а их дальность пуска - 250 км. IMI "Delilah" мала размерами и не излучает в радиодиапазоне при использовании автономного режима. Обнаружение цели происходит по географическим координатам, используя GPS или инерционную навигацию, а за окончательное прицеливание ответственна электрооптическая/тепловизионная ГСН или ГСН наведения на источник радиоизлучения (противорадарная версия).

Первыми мишенями КР станут РЭБ источники, РЛС ЗРК дальнего радиуса действия и основные центры связи. Умение объединяться в "стаю", атаковать одновременно с нескольких сторон или "прокладывать просеку" в ЗРК ближнего радиуса гарантируют высокую эффективность поражения основных целей.


IMI "Delilah"

Также в качестве поражения особо удаленных целей может использоваться "Popeye Turbo ALCM" . Эта авиационная версия КР "Popeye Turbo SLCM" имеет дальнобойность свыше 350 км.


Popeye Turbo ALCM (Rafael)

Как только противник лишается дальнобойных ЗРК и основных станций РЭБ, авиагруппировка сокращает дистанцию, и в ход идут более дешевые средства поражения. РЛС ЗРК среднего радиуса действия будет поражаться с помощью ракет "Popeye Lite" (на дальностях до 150 км), а также корректируемых планирующих авиабомб "Spice-1000" (на дальностях до 100 км).


Popeye Lite (Rafael) на пилоне истребителя


Spice-1000 (Rafael) на пилоне истребителя

Позиции ЗРК, оставшиеся без РЛС, неточно обозначенные позиции, а также базы их снабжения зачищаются с помощью "MSOV" (Modular Stand Off Vehicle) от IMI. Это по сути большой планирующий дрон, несущий на борту различную номенклатуру вооружения - от кассетной БЧ до управляемых боеприпасов индивидуального наведения. Его задача - достигнуть заданных координат, найти мишень и открыть бомболюк. "MSOV" весит более тонны и обладает дальностью пуска до 100 км. Наведение - GPS/INS.


MSOV - Modular Stand Off Vehicle

"Доделывать работу" по ЗРК ближнего радиуса, зачищать пусковые, центры связи и штабы управления будут истребители-бомбардировщики, вооруженные планирующими бомбами "Spice-250". Каждый самолет может сбросить 16 этих боеприпасов, по 113 кг каждый. РЭБ-прикрытие каждого звена будет осуществляться с помощью "Skyshield Jammer POD" на одном из самолетов. Эта проверенная система действует в радиусе 360 градусов, автоматически реагируя и настраиваясь на источники излучения.


Spice 250 (Rafael) на фоне макета F-16 с полным боекомплектом


SKY SHIELD Airborne Support Jammer (Rafael)

Вот наша "миссия" и подошла к концу. Заранее извиняюсь за "обилие" ТТХ, но это не технический каталог, а умозрительный эксперимент. Всем спасибо за внимание.

Все ТТХ есть в открытом доступе.

Примечание. Любители неконструктивных комментариев в стиле "если в кране нет воды", не расходуйте драгоценное время на бесполезное нажимание кнопок и сразу переходите на http://rusparty.org/index.php.

Американская версия сценария прорыва ПВО от Raytheon.

Ведение войны предусматривает выполнение разнообразных задач, все большая часть которых, возлагается на СВН.

Основной формой применения СВН являются воздушные удары. Они могут быть массированные, сосредоточенные, групповые и одиночные.

Массированные удары составляют основу воздушных наступательных операций и наносятся крупными формированиями разнородных с целью одновременного огневого воздействия СВН по большому количеству объектов в обширном районе.

Сосредоточенные и групповые удары наносятся силами соединений, частей и подразделений с целью надежного поражения одного или нескольких объектов.

Одиночные удары наносятся звеном или парой самолетов по одному объекту.

Все стратегические объекты и группировки войск имеют защиту от воздушного нападения. Её называют противовоздушная оборона (ПВО). В неё входят части и подразделения ЗРВ, которые ведут боевые действия по отражению ударов воздушного противника.

Нанося удары по объектам и войскам, авиация противника будет учитывать все сильные и слабые стороны системы ПВО. Способы её преодоления непрерывно совершенствуются и насыщаются новыми элементами по мере поступления на вооружение новых средств борьбы с летательными аппаратами.

Построение удара СВН по объектам шаблонным не является, однако практически всегда в состав наряда сил, кроме ударных групп, как правило, включается несколько групп самолетов различного предназначения (постановки активных помех из зон барражирования, постановки пассивных помех и блокирования аэродромов, доразведки целей, огневого подавления средств ПВО, непосредственного истребительного прикрытия ударных групп). Действия всех групп объединены общим замыслом и согласованы по времени, цели и месту.

Нанесению ударов предшествует тщательная разведка. Цель её – определения тех самых «сильных» и «слабых» сторон ПВО. Еще в мирное время противником изучается группировка сил и средств ПВО, их характеристики, возможности по уничтожению средств воздушного нападения, возможности по усилению и противодействию. В ходе боевых действий, он ведет непрерывную разведку изменений возможностей ПВО.



В настоящее время определились три основных способа преодоления системы ПВО: уклонение , нейтрализация и подавление . (ЗВО 1995г. №5)

Уклонение объединяет тактические приемы преодоления ПВО без применения систем оружия и постановки помех. Главными из них являются: использование малых и предельно малых высот, обход зон поражения ЗРК, выполнение различных видов маневра, использование ночного времени, сложных метеоусловий и скрытности полета.

Использование СВН малых и предельно малых высот позволяет уменьшить дальность их обнаружения. Сокращается время на подготовку к открытию огня и уменьшается время пребывания в зоне поражения ЗРК. Полет на ПМВ с огибанием рельефа местности обеспечивает почти полную маскировку и, как следствие, внезапность нанесения ударов. Существенно уменьшается вероятность поражения СВН огнем ЗРК из-за влияния земной поверхности на качество радиолокационных сигналов (за счет многократных переотражений от неровностей местности).

В то же время полет на МВ и ПМВ значительно усложняет подготовку летчика и снижает эффективность боевого применения авиации.

Повышается сложность самолетовождения, что ведет к неточности выхода в район цели. Не обнаружив цель “сходу” летчик вынужден выполнять повторный заход. При этом элемент внезапности утрачивается и многократно повышается вероятность поражения самолета огнем переносных ЗРК.

При подготовке к полету на малых высотах по карте тщательно изучается маршрут, выбираются на нем контрольные ориентиры через каждые 5...10 мин. полета. При возможности маршрут выбирается вдоль железной или шоссейной дороги, русла реки и т.п. На большинстве современных самолетов устанавливается специальная аппаратура (РЛС и ЭВМ), позволяющая выполнять полет с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме.

При полете на МВ и ПМВ снижается работоспособность экипажа самолета. Пилот устает через 15-20 минут полета в результате утомительного слежения за ведущим, за расстоянием до поверхности земли и постоянной аэродинамической тряски.

Почти троекратно увеличивается расход топлива и вдвое уменьшается радиус боевых действий.

Другим приемом уклонения является обход зон поражения средств ПВО. Он стал возможен после качественного усовершенствования средств радиотехнической разведки, которые пеленгуют включившиеся в работу РЭС ПВО и идентифицируют их по параметрам излучения (обзорные, целеуказания, наведения). Продолжительность полета при этом увеличивается, как правило, на 30-40% из-за искривления линии пути.

Основная цель маневра – снизить эффективность боевого применения средств противовоздушной обороны. Современная бортовая аппаратура обеспечивает летчика информацией об облучении РЛС, представляющей в данный момент наибольшую угрозу, и предупреждает его о необходимости начала соответствующего маневра с целью срыва атаки.

По времени и месту выполнения маневр можно разделить на маневр против управления и маневр против стрельбы (противоракетный).

Маневр против управления выполняется до входа самолетов в зоны пуска ЗРВ и осуществляется путем резких изменений курсов самолетов. Его цель - введение в заблуждение боевых расчетов пунктов управления и привлечение возможно большего количества сил ПВО для действий по второстепенным целям, отвлекая от главных и облегчая тем самым им преодоление системы ПВО. Такие действия усложняют обстановку и приводят к затруднениям при целераспределении и постановке задач подразделениям.

Маневр одиночного самолета осуществляется путем изменения направления, скорости и высоты полета. Маневр группы самолетов может осуществляться путем различных перестроений их боевых порядков.

Маневр против стрельбы выполняется в зонах пуска и поражения ЗРК с целью снижения эффективности стрельбы ЗУР. Осуществляется резким изменением курса, высоты и скорости полета самолета при обнаружении запуска ЗУР. Пуск ЗУР может быть обнаружен с помощью специальной аппаратуры или визуально. Маневр, как правило, осуществляется под прикрытием радиоэлектронных помех.

Демонстративные и отвлекающие действия применяются с целью достижения внезапности удара путем отвлечения основных сил и средств ПВО от основной (ударной) группы авиации на демонстративные и второстепенные. Эта задача может решаться как самолетами, так и БЛА. Для введения противника в заблуждение могут использоваться:

действия демонстративных (отвлекающих) групп;

маневр против управления;

создание зон интенсивных полетов, из которых производятся внезапные вылеты и прорыв авиации к объектам удара) и т.д.

Для отвлечения внимания сил ПВО от обороны основного объекта может наноситься демонстративный удар по второстепенному объекту. Основная ударная группа в это время производит скрытный подход и наносит внезапный удар по основному объекту.

Демонстративные действия являются необходимым элементом при огневом подавлении средств ПВО, особенно при применении противорадиолокационных ракет.

Главным преимуществом использования ночных условий, ограниченной видимости и скрытности полета является снижение возможностей обнаружения СВН визуальным способом и применения зенитных артиллерийских средств.

Нейтрализация – это затруднение работы средств ПВО без использования огневого воздействия по ним. Это, прежде всего, снижение радиолокационной и тепловой заметности и радиоэлектронное подавление РЭС ПВО.

Радиолокационная заметность снижается выбором геометрии планера СВН и нанесением на него радиопоглощающих покрытий.

Тепловая – выбором конструкции и расположения сопел.

Радиоэлектронное подавление включает:

применение радиоэлектронных помех;

применение ложных целей и инфракрасных ловушек.

Основная цель постановки помех – исключить или затруднить обнаружение и уничтожение самолетов ударных групп и обеспечить нанесение ими ударов по объектам.

Наибольшее воздействие на функционирование радиоэлектронных средств ПВО оказывает применение активных радиоэлектронных помех.

Оно может осуществляться:

самолетами РЭБ из зон барражирования;

самолетами РЭБ из боевых порядков самолетов ударных групп;

самолетами ударных групп;

беспилотными летательными аппаратами РЭБ;

забрасываемыми передатчиками помех.

Дополнительным элементом нейтрализации является постановка пассивных помех. Пассивные помехи образуются вследствие воздействия на РЭС энергии электромагнитных волн, рассеянных (отраженных) различными отражателями или отражающими средствами: дипольными, уголковыми и линзовыми отражателями, отражающими антенными решетками, ионизированными средами и аэрозольными отражателями.

Для введения противника в заблуждение относительно состава группы, затруднения выявления ударных самолетов, отвлечение от них огневых средств применяются ложные цели и инфракрасные ловушки.

Способы преодоления ПВО, не связанные с применением оружия (уклонение и нейтрализация), не всегда эффективны для беспрепятственного выхода ударных групп к назначенным целям. Более эффективным способом преодоления системы ПВО является ее подавление с применением управляемых ракет класса “воздух-земля”, специально предназначенных для уничтожения объектов ПВО и имеющие систему самонаведения на изучение РЛС.

Постановщики активных помех из зон барражирования (по опыту нанесения ударов, имеющемуся в настоящее время) ставили помехи с дальностей 100-150 км в течение всего налета с основных направлений действия ударных групп.

Группы постановки пассивных помех и блокирования аэродромов создавали пассивные помехи на маршруте ударных групп перед зонами и в зонах поражения ЗРК, затрудняя управление зенитных ракетных подразделений, а затем выходили в район аэродромов, препятствуя взлету истребителей.

Группы доразведки целей, действуя во времени с некоторым упреждением относительно групп подавления и ударных групп, имела задачу определить координаты стартовых и технических позиций, командных пунктов и других средств ПВО путем, как визуального наблюдения, так и путем вызова работы РЛС на излучение.

Группы огневого подавления, действуя, как правило, на малых и предельно малых высотах (ПМВ), выходили к объектам удара и, применяя бомбы, противорадиолокационные ракеты (ПРР) и пушечное вооружение стремятся вывести из строя ЗРК, СРЦ и другие средства ПВО.

Действия ударных групп предназначенных для поражения объектов обороны обеспечивались также полетами отвлекающих групп, групп радиоэлектронного подавления и непосредственно истребительного прикрытия.

Общий состав обеспечивающих групп может в 2-4 раза превышать численность ударной группы.

Для координации действий всех групп выделяются самолеты управления, выполняющие функции воздушных командных пунктов (ВКП).

Основными принципами применения тактической и палубной авиации являются массированность ее применения и внезапность. Удары, как правило, производятся группами от 4 до 8-12 и более самолетов в типовых строях клин, пеленг, ромб, колонна. Расстояние по фронту 1-2 км, в глубину 4-8 км и по высоте 100-300 м. Налетам предшествует тщательная разведка объекта удара.

Удар может наноситься как управляемыми и неуправляемыми ракетами, так и бомбами, в т.ч. и ядерными. Основные способы бомбометания: бомбометание с пикирования, кабрирования и вертикального набора высоты.

Стратегическая авиацияВВС США остается важным элементом американских стратегических наступательных сил. Она в состоянии в течение нескольких часов обеспечить доставку средств поражения и уничтожить основные объекты в любом районе мира. Военной доктриной США предусматривается применение бомбардировщиков в стратегической наступательной операции и для решения задач на ТВД совместно с силами общего назначения.

Стратегическую авиацию в ядерной войне вероятный противник предполагает использовать массированно. Задействуя при этом до 80% боеготовой СА, вторым эшелоном, после удара МБР, БРПЛ и ТА. СА КГУ, вооруженная крылатыми ракетами АLКМ, AKM c ядерными боеприпасами и JASSM с обычным фугасом, будет наносить удары по объектам не входя в зону ПВО и не нарушая государственной границы. Бомбометание по объекту СА будет производить, как правило, после подавления ПВО, с горизонтального полета или плавного набора высоты. Каждому бомбардировщику назначается для поражения 3-4 объекта.

После взлета и набора высоты стратегическая авиация следует в район дозаправки и далее в район регулирования (800-1200 км от границы), который служит для выдерживания временного графика нанесения ударов по целям и координации действий при преодолении ПВО.

Затем СА следует по нескольким боевым маршрутам удаленным на 50 - 100 км к рубежу пассивного радиообнаружения, с которого переходят в режим радиомолчания в боевых порядках колонн групп, состоящих из 3-5 самолетов с интервалами по фронту между самолетами 2-3 км, дистанции 8-15 км, между группами 30-45 км.

Противовоздушная оборона (ПВО)

совокупность мероприятий по отражению ударов различных средств воздушного нападения противника. Различают ПВО страны, ПВО войск и ПВО флота.

ПВО страны в СССР - совокупность общегосударственных мероприятий и боевых действий Войск ПВО страны, обеспечивающих защиту населения, жизненно важных районов, административно-политических и промышленно-экономических центров и др. важных военно-экономических объектов, а также группировок вооруженных сил на территории страны от ударов по ним воздушных сил противника. Осуществляется Войсками ПВО страны, выполняющими задачу по разгрому противника в воздухе во взаимодействии с др. видами вооруженных сил, а также с силами и средствами ПВО государств - участников Варшавского договора. В США и др. крупных капиталистических государствах функции и задачи ПВО страны возлагаются на ВВС, в состав которых входят все современные силы и средства ПВО.

ПВО войск - совокупность боевых действий сил и средств подразделений, частей и соединений Войск ПВО Сухопутных войск, проводимых во взаимодействии с Войсками ПВО страны по отражению ударов воздушного противника, а также мероприятий по разведке, оповещению, рассредоточению, маскировке и укрытию войск. ПВО войск организуется командирами всех степеней и во всех видах боевой деятельности войск.

ПВО флота осуществляется корабельными средствами ПВО во взаимодействии с Войсками ПВО страны.

Развитие ПВО, средств и способов борьбы с воздушным противником находится в прямой зависимости от развития летательных средств нападения врага (подробнее см. в ст. Войска противовоздушной обороны страны). В годы 1-й мировой войны 1914-18 и 2-й мировой войны 1939-45 ПВО являлась одним из видов обеспечения боевой деятельности войск (сил флота) и до середины 50-х гг. носила характер преимущественно противосамолётной обороны. С середины 50-х гг. начался новый этап в развитии ПВО, вызванный оснащением вооруженных сил ряда государств ядерным оружием, баллистическими и крылатыми ракетами, реактивной авиацией и радиоэлектронной техникой. В связи с этим неограниченно расширились возможности вооруженных сил развитых государств по нанесению внезапных воздушных и ракетных ударов ядерным и обычным оружием: роль и место ПВО в вооруженной борьбе резко возросли. Началась разработка новых средств, форм и способов организации и ведения ПВО.

К основным средствам противосамолётной обороны, способной отразить удары самолётов, беспилотных средств, крылатых ракет, автоматических дрейфующих аэростатов и других воздухоплавательных средств, относятся: зенитные ракетные комплексы, зенитная артиллерия, истребительная авиация, радиотехнические средства и средства радиоэлектронной защиты. Основными средствами противоракетной обороны, имеющей целью обнаружение, перехват и уничтожение баллистических ракет на траекториях их полёта и создание системам и средствам их наведения радиотехнических помех, являются: ракеты-перехватчики, радиолокационные станции и средства радиоэлектронной защиты. Все современные летательные средства нападения противника обладают оружием большой разрушительной мощи, быстродействием, неограниченной дальностью воздействия. Поэтому в системе ПВО особое значение придаётся поддержанию всех её сил и средств в постоянной боевой готовности и организации надёжной системы оповещения о воздушном нападении. Ведение ПВО включает: обнаружение, опознавание, перехват и уничтожение летательных средств противника, а также оповещение войск, сил флота, органов гражданской обороны (См. Гражданская оборона), населения и объектов тыла страны о воздушном нападении. Действия сил и средств ПВО осуществляются с расчётом отражения ударов воздушных средств противника с любых направлений и уничтожения их на дальних подступах к обороняемым объектам.

Н. Н. Фомин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Противовоздушная оборона" в других словарях:

    ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА - (ПВО), сложная система мероприятий по защите от нападения в военное время неприятельских воздушных сил. ПВО войск имеет назначением обеспечить выполнение боевых операций от нападений и разведки противника с воздуха. ПВО в тылу имеет целью… … Большая медицинская энциклопедия

    - (ПВО) совокупность мероприятий и боевые действия по отражению воздушного нападения противника и защите войск, промышленных районов, административно политических центров и населения от ударов с воздуха. Осуществляется зенитными ракетными войсками … Большой Энциклопедический словарь

    - (ПВО) совокупность общегосударственных мероприятий и боевых действий войск (сил), проводимых в целях защиты административно политических, промышленно экономических центров и районов страны, группировок вооруженных сил, важных военных и других… … Энциклопедия техники

    Совокупность мероприятий, сил, средств и действий, направленных на отражение воздушного нападения противника и защиту объектов, населения и войск от ударов с воздуха. В масштабе страны (коалиции стран) или отдельных регионов, промышленных районов … Словарь черезвычайных ситуаций

    Запрос «ПВО» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Противовоздушная оборона комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника. ПВО сокращённое наименование системы противовоздушной… … Википедия

    Защита некоторого района от поражения с воздуха оружием, доставляемым самолетами, крылатыми или баллистическими ракетами. Ранее термин противовоздушная оборона (ПВО) означал защиту группировок вооруженных сил и используемой ими техники во время… … Энциклопедия Кольера

    - (ПВО), совокупность мероприятий и боевые действия по отражению воздушного нападения противника и защите войск, промышленных районов, административно политических центров и населения от ударов с воздуха. Осуществляется зенитными ракетными войсками … Энциклопедический словарь

    Зенитное орудие на советской марке военного времени. Войска противовоздушной обороны Российской Федерации существовавший до 1998 года вид войск в составе Вооружённых сил Российской Федерации. Датой образования считается дата создания системы… … Википедия

    Противовоздушная оборона - комплекс мероприятий и боевые действия по отражению нападения воздушного противника, прикрытию группировок войск н объектов тыла от ударов с воздуха. Организуется во всех видах боя и операциях, при передвижениях и расположении на месте … Словарь военных терминов

    Противовоздушная оборона - (ПВО) вид боевого и оперативного обеспечения боевых действий войск на фронте и нормальной работы и жизни тыла страны в условиях воздушного нападения противника. ПВО состоит: 1) из воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС);… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

1. Развитие способов преодоления ПВО

В локальных войнах проходили проверку как новые самолеты и авиационное оружие различного назначения, так и средства противовоздушной обороны. При этом велись постоянный поиск и отработка приемов и способов преодоления авиацией современной системы ПВО. Проанализировав полученный боевой опыт, зарубежные военные специалисты пришли к выводу, что необходимо продолжать детальные исследования и совершенствование следующих из них: пролет зон поражения средств ПВО на максимальных скоростях и минимальных высотах; обход их по направлению и высоте, прорыв, противозенитный, противоракетный, противоистребительный маневры; построение боевых порядков, снижающих уязвимость самолетов от зенитного огня и атак перехватчиков противника; огневое поражение средств ПВО.

Пролет зон поражения средств ПВО на максимальных скоростях. Большая скорость полета, как отмечают зарубежные специалисты, всегда считалась важнейшим фактором снижения уязвимости самолетов от огня средств ПВО. Опыт войн показывает, что это сокращает время пребывания их в зоне обстрела и усложняет процесс прицеливания расчету зенитного комплекса.

Американские военные эксперты установили, что возрастание скорости оказывает влияние на преодоление авиацией ПВО только до определенных пределов. При полете в диапазоне умеренных дозвуковых скоростей (500–900 км/ч) на малых и средних высотах этот эффект проявлялся отчетливо. Боевой опыт и исследования, отмечают они, показали, что при возрастании скорости в два раза (с 370 до 740 км/ч) уязвимость самолета снижается в четыре раза. Однако во столько же раз ухудшаются условия поиска и выхода в атаку по малоразмерной наземной цели, повышается вероятность столкновения с землей. И перед летчиками встала дилемма: обеспечить безопасность полета или выполнить задание. По оценке западных обозревателей, боевая практика локальных войн установила, что высокие скорости для выполнения задания над полем боя не нужны, в этих условиях большее значение приобретает маневр. Проблемы выживаемости стали решаться путем повышения маневренности и бронирования самолетов непосредственной авиационной поддержки войск.

С учетом опыта локальных войн были созданы и приняты на вооружение в ряде армий стран НАТО в середине 70-х годов штурмовики, имеющие максимальную скорость 720–950 км/ч (А-10, «Альфа Джет» и др.), хотя еще в 50-х годах не собирался никто строить дозвуковые боевые самолеты.

Одним из неблагоприятных факторов, связанных с использованием большой скорости, явилось инфракрасное излучение. На умеренном дозвуковом режиме оно исходило только от работающих двигателей. При этом тепловой «факел» был направлен в основном назад, и самолет мог быть поражен ракетами с ИК-наведением только вдогон. При околозвуковых и сверхзвуковых скоростях из-за трения о слои воздуха нагревалась обшивка самолета и тепло распространялось во все стороны. После перехода звукового барьера излучение обнаруживалось инфракрасными головками самонаведения зенитных ракет на расстоянии от 8 до 16 км, самолет как бы «предупреждал» о своем появлении и мог быть обстрелян уже на встречном курсе, до выхода его в атаку по наземной цели.

На этой скорости росла и минимально безопасная высота, затруднялся полет с огибанием рельефа местности по горизонтали и вертикали, что считалось большим недостатком в тактике преодоления ПВО.

Обобщение опыта локальных войн позволило западным военным специалистам сделать вывод о том, что разумным пределом является околозвуковая скорость, при которой только начинается интенсивное возрастание лобового сопротивления, в сочетании с противозенитным маневром по направлению и высоте. Скорость же, соответствующая наилучшей маневренности, находится именно в этой области, где и достигалось оптимальное соотношение между количеством пораженных целей и сбитых наземным огнем самолетов. Пролет зон поражения ПВО на минимальных высотах широко использовался штурмовиками в период второй мировой войны, особенно при подходе к полю боя. Однако особое значение он приобрел после оснащения войск ПВО зенитными ракетными комплексами с радиолокационными системами наведения управляемых ракет. Известно, что дальность обнаружения радиолокаторами ЗРК воздушных целей по мере снижения высоты их полета уменьшается, а следовательно, и сокращается время на подготовку пуска ракеты боевым расчетом. Именно это обстоятельство, как отмечает западная печать, послужило главной причиной перехода американской авиации к использованию малых высот после оснащения ПВО ДРВ такими комплексами в июле 1965 г..

Опыт выполнения маловысотных полетов на участках маршрутов различной длины и сложности позволил американским авиационным специалистам определить вероятность выживания экипажей самолетов в зоне, где противодействие средств ПВО считалось сильным. Диапазон высот от 60 до 90 м, возможность остаться невредимым в котором составляла более 0,75, был назван ими «коридором выживания». На высотах 30–60 и 90–200 м располагались зоны «сомнительной вероятности» (ее количественный показатель - 0,5–0,75). И наконец, высоты менее 30 и более 200 м, где вероятность выживания была менее 0,5, характеризовались как «зоны гибели».

Казалось, отмечают зарубежные обозреватели, что после определения «коридора выживания» оставалось только совершать полеты в его границах - и задача уклонения от огня ПВО была бы решена. Однако кроме опасности быть сбитым зенитными средствами пришлось учитывать и физические возможности летчиков по выполнению длительного полета вблизи земли.

Американские летчики при определении способов преодоления ПВО широко использовали выведенную экспериментально зависимость времени «засветки» самолета (облучения его радиолокатором) от режима полета. Продолжительность «засветки» влияла на выбор высоты, скорости подхода к объекту и вида маневра для атаки. Ее сравнивали со временем, необходимым для подготовки средств ПВО к «отражению» удара. Выявленный резерв времени (или его отсутствие) позволял судить о возможности реализации главного тактического преимущества, предоставляемого маловысотным полетом, - достижения внезапности и завершения атаки до открытия огня зенитными средствами (или выхода истребителей в атаку).

По утверждениям американских военных специалистов, эффект внезапности проникновения к цели на малой высоте одними бомбардировщиками (без прикрытия и обеспечения) иногда оказывал большее влияние на результат налета, чем участие крупных вспомогательных сил. Многое при этом зависело от правильной оценки обстановки и учета всех факторов, оказывающих влияние на выбор способа нанесения авиационного удара. Так, одновременный выход групп израильских ВВС на предельно малой высоте к 20 египетским аэродромам обеспечил достижение полной внезапности удара.

Однако такой тактический прием, по оценке западной печати, не дал должного эффекта в войне американцев против ДРВ. Им не удалось застать врасплох ПВО ВНА, имевшую богатый боевой опыт. Несмотря на такие преимущества, как снижение уязвимости от зенитных ракет, скрытность подхода к цели и сокращение наряда вспомогательных сил, американское командование все же отказалось от полетов на малой высоте как основного способа преодоления ПВО. Это решение было обусловлено низкой эффективностью бомбовых ударов и резким увеличением потерь самолетов от огня зенитной артиллерии (за первые полтора года войны во Вьетнаме на ЗА приходилось более 60 % общего числа потерь американской авиации).

Американские ВВС были вынуждены сменить тактику. Они стали действовать со средних высот, широко применять противоракетный маневр и средства радиоэлектронного противодействия, строить боевые порядки с учетом возможностей ЗРК. Полет на предельно малых высотах оставался основным приемом преодоления ПВО только истребителями-бомбардировщиками F-111, оснащенными системой автоматического огибания рельефа и более совершенными прицельно-навигационными устройствами.

Обход зон поражения средств ПВО по направлению и высоте по опыту локальных войн зарубежные специалисты считают тактическим приемом весьма условно (за исключением полета над и под лепестком РЛС обнаружения). По их мнению, обойти зону ПВО и беспрепятственно продолжать полет к цели можно лишь в штабной игре на картах. Реально следует рассчитывать только на выбор маршрута, обеспечивающего минимальное воздействие средств ПВО. Этот способ практиковался часто. Возможность его применения зависела от наличия у экипажа данных о действительном местоположении ЗРК к моменту нанесения удара, получаемых от радиотехнической разведки в реальном масштабе времени, о характеристиках РЛС, обеспечивающих обнаружение воздушных целей, о досягаемости комплекса по дальности и высоте, о конфигурации радиолокационного поля противника по горизонтали и вертикали, а также информации от самолетной аппаратуры предупреждения о входе в зону облучения РЛС и их типе. Отсутствие этих сведений и средств приводило к срыву попыток обхода зон ПВО.

Специфика локальных войн, как это отмечают западные журналы, часто выражалась в том, что обороняющиеся, по определению зарубежных специалистов, имели линию фронта «со всех сторон». В воздушных налетах во Вьетнаме американская авиация открыто подходила к зоне ПВО Ханой - Хайфон с юга, запада, севера и востока. Израильская авиация наносила удары по объектам Сирии через Ливан и Иорданию (не считая «прямого» направления с юга). Обход в этих условиях имел место, однако он всегда заканчивался вторжением в зону огня средств ПВО. Чтобы проникнуть к цели, на конечном этапе маршрута приходилось применять все известные приемы «тактики уклонения» и военной хитрости. Таким образом, беспрепятственных обходов зон ПВО авиационными ударными группировками, как отмечает западная печать, практически не было. В такой обстановке довольно широкое распространение получили демонстративные действия и отвлекающие маневры. Например, создавалась видимость атаки с одного направления сосредоточения сил в зоне обзора радиолокаторов ПВО, а истинный заход на цель осуществлялся с другой стороны с соблюдением необходимых мер маскировки. В воздушных налетах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в октябре 1973 г. боевые расчеты средств ПВО вводились в заблуждение относительно направления удара запуском ложных целей, которые создавали на экранах PЛC отметки, схожие с отметками самолета.

Обход зон поражения средств ПВО по высоте («по вертикали») осуществлялся только стратегическими самолетами-разведчиками SR-71 и U-2, практический потолок которых превышал 20 000 м. Однако их полеты не были связаны с нанесением ударов.

Прорыв американские военные специалисты относят к самому активному способу преодоления противовоздушной обороны авиацией. Журнал «Орднанс» писал: «Чтобы проникнуть со средствами поражения к важным защищенным целям, американская авиация была вынуждена применять тактику, характерную для периода второй мировой войны: пытаться прорвать ПВО прямо в лоб. Подобная тактика приемлема лишь в том случае, когда у командира нет другого выхода. Вследствие; плотной концентрации обороны отсутствует возможность выполнить обход или применить обманный маневр».

Главным приемом тактики прорыва считается выделение специальной группы подавления ПВО. В ее задачу входит прокладывание огнем «коридора» для пролета ударных самолетов к цели. С этой группой обычно взаимодействуют истребители, применяющие способ расчистки воздушного пространства в районе нанесения удара. Атаки ударной и обеспечивающих групп строго согласовываются по времени, с тем чтобы лишить противника возможности восстановить боеспособность своей системы ПВО или ввести в бой резервные силы.

Самолеты, предназначенные для огневого подавления ЗРК и ЗА, по опыту локальных войн действовали обычно в облегченном варианте, не имели большой внешней подвески, затруднявшей выполнение маневров уклонения. Все средства поражения расходовались в одной атаке, поэтому предъявлялись повышенные требования к точности огневых ударов. В образовавшемся «коридоре» самолеты, загруженные бомбами, следовали обычно в «колонне» звеньев, поскольку построение широким фронтом исключалось. Временные интервалы между звеньями сокращались до предела.

Прорыв ПВО и групповой удар по заданной целя подчинялись единому замыслу, осуществление которого требовало всестороннего боевого обеспечения. Кроме группы подавления зенитных средств в интересах ударных самолетов действовали самолеты радиотехнической разведки, устанавливавшие координаты включавшихся в работу РЛС, постановщики активных и пассивных помех. Радиоэлектронная борьба, принявшая широкий размах, началась с создания помех из зон, которые «окаймляли» относительно небольшой по размерам район боевых действий. На участке прорыва в каждой зоне находилось по два самолета, специально оборудованных аппаратурой радиоэлектронного подавления. Однако, как отмечали зарубежные военные специалисты, этого оказалось недостаточно для надежной маскировки боевых порядков ударных групп и срыва наведения зенитных ракет. Было установлено, что одним из путей решения проблемы является создание помех непосредственно из боевых порядков путем использования бортовых передатчиков ударных самолетов. На каждый тактический истребитель подвешивалось по два контейнера со средствами РЭП.

Однако небольшие мощности подвесных передатчиков заставили уплотнить боевые порядки, так как только точное выдерживание своего места в строю на сокращенных дистанциях и интервалах обеспечивало радиолокационную маскировку состава группы. Однако сомкнутый боевой порядок должен был расчленяться при подходе к объекту удара (на рубеже размыкания для захода на цель), поскольку скованность в маневре отрицательно влияла на точность атаки. Поэтому, несмотря на оснащение каждого боевого самолета аппаратурой РЭП, обеспечивающей его непосредственное прикрытие, способ постановки помех из зон продолжал использоваться до конца войны. Неотъемлемым элементом боевых порядков авиации стали самолеты - носители противорадиолокационных управляемых ракет. По сведениям журнала «Авиэйшн уик», например, при налете стратегических бомбардировщиков США В-52 на Хайфон 16 апреля 1972 г. организация РЭБ при прорыве ПВО была следующей.

Ударная группа, состоявшая из 17 самолетов В-52, совершала полет на высоте 9000 м в «колонне» отрядов (троек) под прикрытием истребителей «Фантом». В боевой порядок были включены самолеты F-105C с ракетами «Шрайк». Они при подлете к цели выдвинулись вперед, получая информацию от экипажей самолетов радиотехнической разведки (РТР) и постановщиков помех ЕВ-66, располагавшихся в шести зонах дежурства (по два в каждой). Примерно за полчаса до подхода основной группы по маршруту ее полета была поставлена мощная завеса из дипольных отражателей (пассивные помехи), которая держалась в воздухе более 3 ч. С борта бомбардировщиков В-52 создавались активные помехи (В-52, принимавшие участие в налетах на ДРВ, дооборудовались передатчиками помех). Таким образом, РЛС ПВО в ходе массированных налетов подавлялись помехами, ставившимися с тройным перекрытием. Несмотря на это, воины ПВО ДРВ нашли эффективные меры радиоэлектронной защиты и сбили два самолета: один F-105C и один А-7Е.

«Воздушная война над Северным Вьетнамом устранила все сомнения относительно эффективности радиоэлектронного противодействия. Средства РЭП получили полное признание ВВС. Для боевых вылетов оборудование РЭП является сейчас такой же обязательной нагрузкой самолетов, как топливо или вооружение», - писал журнал «Авиэйшн уик».

Зарубежная печать отмечает, что основу тактики прорыва ПВО израильскими ВВС в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке составляло комплексное применение следующих способов РЭБ: постановка специальными самолетами активных помех из зон дежурства; индивидуальная защита (постановка помех из боевого порядка ударных самолетов), применение ложных радиолокационных целей; сброс дипольных отражателей. В Ливане (июнь 1982 г.) западные специалисты отмечали такую последовательность действий израильской авиации в операции по прорыву ПВО.

Первый этап - запуск ложных целей (беспилотных летательных аппаратов типа «Мастиф» и «Скаут») с периодическим их вторжением в зону поражения зенитных комплексов. Тем самым в течение нескольких часов боевые расчеты наземных средств ПВО держались в напряжении и изматывались морально и физически. Самолеты-доразведчики в это время уточняли координаты включавшихся в работу РЛС. Второй - «ослепление» осуществлялся путем постановки пассивных и активных помех для обеспечения скрытного проникновения ударных групп к целям. Третий этап - «подавление» - предусматривал действия экипажей, применявших управляемые средства поражения по наиболее важным объектам ПВО. На четвертом этапе происходило наращивание усилий («вторая волна») группами самолетов с неуправляемыми средствами поражения, наносившими удар по методу «накрытия» площадей.

Противоракетный маневр, по мнению зарубежных военных специалистов, стал необходим после перехода американской авиации к действиям со средних высот. С подъемом за пределы эффективного огня МЗА самолеты вышли в зону наблюдения наземных радиолокаторов системы ПВО. «Тактика уклонения» в этих условиях в основном сводилась к срыву наведения или уходу самолета от зенитной ракеты. Получив информацию о пуске ракеты, летчик немедленно разворачивал самолет в сторону ближайшей границы зоны поражения ЗРК и стремился пересечь ее как можно быстрее.

Информация о пуске ракеты с земли поступала по радио от самолетов-разведчиков, которые участвовали в каждом налете авиации США на объекты ДРВ. Для оповещения экипажей о нахождении их в зоне облучения РЛС ЗРК в ВВС США была создана специальная самолетная бортовая радиотехническая разведывательная аппаратура.

Американские летчики, используя аппаратуру предупреждения, стали применять противоракетный маневр после ложного выхода в атаку. Для этого один из самолетов группы преднамеренно задерживался в «опасной зоне» на высоте 1500–3000 м, летчик фиксировал момент пуска ракеты и вводил самолет в крутую спираль в сторону границы зоны поражения, в это время другой увеличивал скорость и пытался прорваться к объекту удара на высоте 500–800 м. Ложная атака иногда выполнялась одновременно с нескольких направлений.

В том случае, когда зенитную ракету замечали уже в непосредственной близости от самолета, использовался более сложный прием. Маневрируя, летчик учитывал, что ракета способна изменять направление своего полета только в определенных пределах. В этом случае эффективность противоракетного маневра зависела от точности определения момента его начала. Большое упреждение (дальность до 15 км) не приводило к срыву наведения - у ракеты «хватало рулей» для необходимой коррекции траектории. Уход от выпущенной ракеты являлся новым тактическим приемом, не отрабатывавшимся ранее, и требовал высокого профессионального мастерства и специальной психологической подготовки летного состава.

Противоистребительный маневр применялся для вывода самолета из области возможных атак (ОВА) истребителя или срыва прицельной стрельбы. Бомбардировщики и двухместные штурмовики сочетали маневр с ведением оборонительного огня воздушным стрелком из задней кабины.

В войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке (1965–1973 гг.) основным видом маневра против «фантомов» и «миражей», применявших УР «воздух - воздух» «Сайдвиндер» и «Матра» с инфракрасными головками самонаведения и радиоуправляемые УР «Спарроу» первых модификаций, по мнению западных специалистов, был испытанный разворот на атакующего с максимально возможной угловой скоростью. Однако уже тогда, отмечают они, стало ясно, что для срыва атаки необходимо было обнаружить противника на дальности, близкой к предельной для человеческого глаза.

На самолеты стали устанавливаться приемники оповещения об облучении бортовым радиолокатором истребителя (БРЛС), но они не помогали, если атака выполнялась с ИК-ракетами, когда включение его было необязательным (прицеливание осуществлялось по оптическому прицелу). Как отмечала западная печать, в воздушных боях над Ливаном в 1982 г. израильтяне использовали усовершенствованные УР «Спарроу», позволяющие атаковать цель с расстояния, значительно превышающего дальность визуальной видимости. Причем истребители скрытно, по командам ВКП выводились в положение для эффективного применения оружия, и если атакованный своевременно не предупреждался об этом с пункта управления или другим летчиком из боевого порядка, то ему уже приходилось выполнять не противоистребительный, а противоракетный маневр.

В настоящее время, считают зарубежные специалисты, встал вопрос о создании универсальных бортовых средств предупреждения о пуске радиолокационных и тепловых управляемых ракет класса «воздух - воздух». На израильских истребителях американского производства F-15 и F-16, впервые участвовавших в воздушных боях над Ливаном в 1982 г., были установлены специальные приемники, бортовые передатчики помех и контейнеры с тепловыми и радиолокационными ловушками. Приемник, входивший в систему предупреждения, выдавал летчику сигнал не только о попадании самолета в зону БРЛС истребителя противника, но и о пуске управляемой ракеты. Одновременно вырабатывалась команда на включение средств активного противодействия (передатчиков помех) или сброс ловушек - ложных целей. ИК- или радиолокационная система наведения срабатывала на ложную цель. Применение средств РЭП обязательно сочеталось с выполнением энергичного разворота.

Таким образом, противоистребительный маневр пополнился в локальных войнах новыми элементами, которые обеспечивали его эффективность при резко возросших наступательных возможностях истребителей, обусловленных появлением нового управляемого оружия.

Противозенитный маневр в локальных войнах, как считают зарубежные эксперты, почти не изменился по сравнению с периодом второй мировой войны.

Все известные виды маневра - «змейка», «ножницы», «скольжение» - затрудняли наводчику прицеливание. Одновременный выход в атаку с разных направлений («звездный налет») распылял зенитный огонь, уменьшал его интенсивность. При освоении этих приемов потребовалось учитывать уже забытый опыт второй мировой войны.

Во всех локальных войнах, где широко применялись управляемое оружие, боевые реактивные самолеты трех поколений, средства радиоэлектронной борьбы, системы дистанционного управления, наибольшие потери авиация понесла от огня обычной зенитной артиллерии. Задача поиска эффективных способов борьбы авиации с ней, как отмечают западные эксперты, сейчас остается актуальной.

Построение боевого порядка, обеспечивающего снижение уязвимости самолетов. При преодолении ПВО в локальных войнах использовались все виды боевых порядков - сомкнутые, разомкнутые и рассредоточенные.

Сомкнутые боевые порядки, казалось бы, уже отошли в прошлое, так как сковывали маневр скоростных самолетов. Однако они, как указывалось выше, были применены в период оснащения американских истребителей-бомбардировщиков индивидуальными средствами радиопротиводействия, так как это затрудняло выделение одиночной цели на фоне помехи. Но при пуске зенитной ракеты по середине полосы помех она могла, по расчетам западных специалистов, поразить несколько соседних самолетов. Поэтому при организации массированных налетов необходимо было выбирать между сомкнутым боевым порядком, обеспечивающим маскировку состава группы, а также достаточную плотность удара, и разомкнутым, гарантирующим выполнение противоракетного маневра и безопасность от поражения группы одной ракетой.

Разомкнутый боевой порядок, по определению зарубежной печати, характерен расстановкой самолетов на увеличенных дистанциях и интервалах, но не выходящих за пределы визуальной или радиолокационной видимости. Он применялся обычно при нанесении групповых последовательных ударов. Зону поражения средств ПВО преодолевали тактические группы составом до двух-трех эскадрилий, включая истребителей прикрытия.

Размыкание по глубине чаще всего использовали израильские истребители-бомбардировщики в войне 1973 г. Их боевой порядок над территорией противника представлял собой колонну пар, следовавших на дистанции визуальной видимости. Перед целью ведущие увеличивали скорость и боевой порядок смыкался.

Размыкание по фронту (например, боевой порядок звена «кончики пальцев» в тактической авиации США) производилось при нанесении одновременных ударов по нескольким близко расположенным целям. Так действовали палубные штурмовики ВМС США, осуществлявшие непосредственную поддержку морской пехоты. При выполнении этой задачи наиболее сложную проблему представляло преодоление противодействия войсковой ПВО, предварительно подавить огонь которой часто было невозможно. Для ведения боевых действий авиацией в этой обстановке разрабатываются специальные приемы, способы боевого обеспечения.

Рассредоточенный боевой порядок включал группы различного тактического назначения, каждая из которых совершала полет на наивыгоднейшем для себя режиме. Визуальной связи между группами, как правило, не было, каждая из них действовала в соответствии с общим планом удара, разработке и реализации которого придавалось большое значение. Каждый ведущий группы, не имея зрительного контакта с соседями, должен был четко представить их маневр на всех этапах боевого полета.

В практике всегда имело место сочетание различных видов боевых порядков в оперативном построении сил авиации в зависимости от тактического назначения групп самолетов и применяемого оружия.

Журнал «Флайт» отмечал, что на ежегодных учениях ВВС НАТО в Европе в 1986 г. группы различного-тактического назначения ударного эшелона при преодолении зональной ПВО размещались в воздухе по следующей схеме. Истребители F-16, выдвинутые вперед и выполнявшие задачу расчистки пространства, летали в разомкнутом боевом порядке. В таком же построении действовали группы подавления объектовой ПВО (самолеты «Ягуар»). Ударные группы, включавшие самолеты «Торнадо» и F-111, совершали полет в сомкнутом боевом порядке, составным элементом которого были постановщики помех EF-111. Самолетам прорыва F-4 «Уайлд Уизл» предоставлялась свобода маневра, но они тесно взаимодействовали с истребителями расчистки и группой подавления ПВО.

Весь ударный эшелон следовал к цели в рассредоточенном боевом порядке (на это влияние оказывали сложные метеоусловия), группы истребителей-бомбардировщиков выдерживали предельно малую высоту полета. Централизованное управление (регулирование движения) со стороны ВКП Е-ЗА «Сентри» сочеталось с децентрализованным: командиры групп получали право принимать самостоятельные решения в борьбе с ПВО, сообразуясь с обстановкой.

Способы огневого поражения средств ПВО сводились в две основные группы: воспрещение огня зенитной артиллерии; огневое поражение зенитных ракетных комплексов.

Воспрещение огня зенитной артиллерии оказалось сложной тактической проблемой, о чем, как отмечает западная печать, наглядно свидетельствуют такие показатели: американская авиация в Корее и во Вьетнаме потеряла от огня ЗА две трети из общего количества сбитых самолетов. Характерно, что большая часть этих потерь приходится на долю малокалиберных зенитных батарей, не имевших специальных средств обнаружения и наведения. По свидетельству журнала «Интернэшнл Дефенс Ревю», на один сбитый самолет расходовалось около 8000 снарядов. Но подобный расход был оправдан, поскольку стоимость такого количества зенитных снарядов в тысячу раз ниже, чем стоимость самолета.

Зенитная артиллерия мало повысила свои боевые возможности по сравнению с периодом второй мировой войны и считалась устаревшим оружием. Количество подразделений ЗА в штатах сухопутных войск заметно снизилось. Боевые качества самолетов (скорость, потолок, огневая мощь), наоборот, резко росли. Кроме управляемых ракет на борту сверхзвуковых американских истребителей-бомбардировщиков - участников агрессии во Вьетнаме имелась аппаратура радиоэлектронной борьбы, а также радиолокационные станции. Но огонь зенитной артиллерии воспретить не удалось. Более того, в борьбе с ЗА американская авиация (как и израильская авиация, оснащенная самолетами американского производства) потерпела поражение. Зарубежные военные специалисты усматривают причину этого в следующем.

Во-первых, позиция зенитной артиллерии представляла собой объект, сложный для отыскания и поражения. Самолетный радиолокатор не мог обнаружить и тем более захватить малокалиберную пушку, чтобы обеспечить данными прицельную систему для применения управляемого оружия. Сама пушка не излучала тепло, достаточное для наведения на него ракеты с тепловой головкой самонаведения. Батарея МЗА не имела в своем составе РЛС разведки и целеуказания, которую можно было «забить» помехами.

Во-вторых, вследствие неэффективности электроники и автоматики в борьбе с МЗА способы огневого поражения ее основывались на зрительном обнаружении, опознании и прицеливании. Это означало необходимость сближения самолета с объектом атаки на дальность 2–3 км на умеренной скорости и применения неуправляемых средств поражения. Все те достоинства, которые отличали сверхзвуковой реактивный самолет-ракетоносец от поршневого самолета, не могли быть использованы.

В-третьих, существенные ограничения в способах огневого поражения авиацией ЗА означали, что их возможности в противоборстве выравнивались. И не случайно, во время войны во Вьетнаме количество зенитных батарей в составе ПВО Северного Вьетнама резко возросло. Обладая хорошей мобильностью, они быстро перемещались на вероятные направления действий американской авиации, вели интенсивный огонь из засад. Местоположения засад было трудно вскрыть разведкой, поэтому воздушный агрессор встречал отпор там, где менее всего ожидал. С зенитной артиллерией взаимодействовали ракетные комплексы, которые прижимали зоной своего поражения американские самолеты к земле - под обстрел зенитных пушек.

Таким образом, как отмечают зарубежные военные специалисты, основной причиной поражения авиации в борьбе с ЗА в тактическом плане являлась необходимость входа, самолетов в зону ее огня в процессе атаки. Это же обстоятельство сохранялось в силе при атаке маловысотных зенитных комплексов, не имевших радиолокаторов (оснащенных оптическими прицельными устройствами). Поэтому наиболее часто против этих объектов применялись средства поражения, предназначенные для вывода из строя не техники, а личного состава, шариковые или «ананасовые» бомбы в кассетах, разбрасываемые по большой площади и не требующие точного прицеливания.

Огневое поражение зенитных ракетных комплексов по содержанию отличалось от способов активной борьбы с ЗА, так как эти комплексы были оснащены радиолокаторами или другими поисковыми средствами - излучателями энергии. Против них становилось возможным применение противорадиолокационных ракет, были эффективными способы радиотехнической разведки, обеспечивавшие установление координат стартовых позиций. Вместе с тем, отмечают многие западные военные обозреватели, опыт показал, что из-за высокой мобильности ЗРК (особенно входивших в состав поисковой ПВО) данные разведки требовалось иметь в реальном масштабе времени. Другими словами, временной разрыв между установлением местоположения ЗРК и нанесением воздушного удара по нему исключался или должен быть минимальным. Это требование обусловило появление тактического принципа «обнаружил - уничтожил», который на практике нашел отражение в способе «огневой разведки» (или «разведки с нанесением удара», как он стал называться в наставлениях американских ВВС).

Так, но планам командования ВВС США самостоятельно обнаруживать и немедленно атаковать подвижные зенитные комплексы должны были организованные в разгар войны во Вьетнаме эскадрильи «Уайлд Уизл» («лисий хвост»). Ее самолеты оснащались аппаратурой радиотехнической разведки и активных помех, основным их вооружением являлись управляемые ракеты «воздух - РЛС».

Управляемые ракеты «воздух - РЛС» типа «Шрайк» авиация США применила в войне во Вьетнаме, когда потери самолетов от огня ЗРК достигли угрожающих размеров. Первые УР «Шрайк» оснащались пассивной головкой самонаведения на излучающую РЛС с дальности 13–20 км при высоте полета носителя 3000–4000 м. Для прицельного пуска такой ракеты по РЛС, входящей в ПВО объекта, нужно было заставить боевой расчет включить ее в работу, а затем затруднить ему обнаружение и идентификацию атакующего самолета. Это достигалось выполнением демонстративных маневров специально выделенными самолетами, запуском ложных целей, имитирующих полет в направлении объекта удара (рис. 14). Такие тактические приемы вынуждали приводить средства ПВО в готовность к отражению налета, создавали сложную радиолокационную обстановку, но не исключали необходимости входа самолета-носителя в зону поражения атакуемого ЗРК. Поэтому летному составу пришлось изыскивать способы атак с учетом боевых свойств противорадиолокационной ракеты. Часто самолет-носитель выполнял полет к объекту удара на малой высоте вне радиолокационной видимости, в расчетной точке или по данным бортовой навигационной системы он резко набирал высоту и кратковременно входил в зону облучения атакуемой РЛС. После захвата ее головкой самонаведения ракеты летчик производил пуск и немедленно снижался с одновременным разворотом на обратный курс. УР самостоятельно наводилась на источник излучения. Уязвимость атакующего самолета уменьшалась, но значительно увеличивалась ошибка наведения ракеты на цель. Кроме того, возможность выполнения такого маневра зависела от точности выхода самолета в исходное положение для атаки.

Рис. 14. Вариант атаки РЛС с применением противорадиолокационной ракеты (ПРР):

1 - демонстративный маневр самолета, взаимодействующего с носителем ПРР; 2 - вход самолета - носителя ПРР в зону облучения РЛС; 3 - постановка ответно-импульсных помех; 4 - пуск ПРР и отворот от цели; 5 - самонаведение ПРР на РЛС; 6 - РЛС - цель; 7 - зона поражения ЗРК; 8 - зона обнаружения РЛС

Для борьбы с тактическими истребителями эскадрилий «Уайлд Уизл» вьетнамские зенитчики стали практиковать временное выключение излучения РЛС или отвод ее антенны в сторону, что приводило к срыву самонаведения ракеты или значительному увеличению промаха. В этих условиях американские летчики начали использовать противорадиолокационные ракеты «Стандарт ARM» с коррекцией траектории в боевом порядке авиации, участвовавшей в налете, создавались тактические группы огневой разведки, в состав которых входили самолет-носитель УР «Стандарт» и пара (звено) с ракетами «Буллпап» или обычными бомбами. Группа выходила в район цели в боевом порядке, эшелонированном на высоте. Самолет «Уайлд Уизл» выполняя полет на высоте 7000–8000 м, вел радиотехническую разведку местоположения РЛС, обнаружив и запеленговав ее, производил пуск ракеты. Если боевой расчет ЗРК обнаруживал атаку и выключал радиолокационную станцию, то ракета все равно продолжала неуправляемый полет в направлении позиции зенитного комплекса. След, оставляемый трассером, и место ее разрыва использовались экипажами с обычным оружием для выхода в атаку с малой высоты. Зарубежные обозреватели, анализировавшие опыт локальных войн, отмечали, что подобный способ нанесения удара применяла также израильская авиация в ливанской войне 1982 г.

Западные журналы отмечают, что тактика преодоления ПВО, проверявшаяся в локальных войнах, продолжает совершенствоваться. Ни один из ее приемов или способов, разработанных ранее, не потерял своего значения. В настоящее время, по их мнению, теоретическое обоснование получает «сверхзвуковой бросок» на большой (или средней) высоте самолета с доведенной до минимума эффективной площадью рассеяния. Проникновение к объекту удара на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности положено в основу способов применения крылатых ракет. Обход зон поражения средств ПВО осваивается экипажами всех современных боевых самолетов, оснащенных чувствительной аппаратурой предупреждения. Противоракетный и противоистребительный маневры сочетаются с постановкой активных и пассивных помех. Боевые порядки ударной авиации сохраняют тенденцию к расчленению, что связано с поступлением на вооружение высокочастотных средств поражения «воздух - земля» и воздушных командных пунктов.

Однако, отмечают западные эксперты, остаются неизменными некоторые тактические принципы преодоления ПВО. К ним относятся: прямая зависимость успеха от наличия точных разведданных в реальном масштабе времени о составе и расположении противостоящей группировки ПВО; потеря внезапности удара при упреждающих действиях групп обеспечения; уменьшение плотности удара при выборе маловысотного варианта налета; обязательное сочетание различных приемов уклонения, «нейтрализации», огневого поражения, их комплексное и раздельное применение в соответствии с обстановкой.

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В

4. Развитие сертификации Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В

48. Развитие сертификации Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же

Из книги Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная автора Вайцзеккер Эрнст Ульрих фон

Развитие до истощения? Когда Берег Слоновой Кости за два десятилетия после обретения независимости израсходовал большую часть своих природных богатств на производство товарных культур и других экспортных товаров, молодое государство стало героем у международного

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

3.1. Становление и развитие российской сертификации Российская сертификация молода. Она введена в действие с января 1993 г. в соответствии с законом «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасности потребительских товаров. В

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 6. Огневая мощь и скорость автора Паркс Оскар

Глава 78. Развитие артиллерии Несмотря на большой прогресс в проектировании кораблей и их вооружении, который произошел в нашем военном флоте в течение последних лет, отношение флота к использованию нового оружия, как и прежде, оставляло желать лучшего. Так было до 1899 г.,

Из книги Русские электротехники автора Шателен Михаил Андреевич

Развитие применений электрической энергии РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В XIX в.В начале XIX в. объем знаний об электричестве и магнетизме, как мы видели, был настолько ограничен, что все попытки применить электрическую энергию

Из книги Грузовые автомобили. Электрооборудование автора Мельников Илья

Развитие автомобилестроения

Из книги Грузовые автомобили. Освещение, сигнализация, контрольно-измерительные приборы автора Мельников Илья

Развитие автомобилестроения

Из книги Материалы для ювелирных изделий автора Куманин Владимир Игоревич

Развитие ювелирного художественного литья История украшений, в частности литейных, уходит корнями в глубокую древность.Наряду с эстетической функцией ювелирные украшения выполняли и другие задачи: служили амулетами и талисманами; были отличительными знаками власти и

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

6.2. Научные исследования и развитие Вплоть до начала Второй мировой войны правительство США играло очень незначительную роль в финансировании научно-технических исследований. Основное финансирование научных разработок осуществлялось частными фондами, корпорациями и

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

4.3. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ТЭ В России ТЭ с самого начала своего появления развивалась на основе признания материальности ЭМП и важности понимания картины протекания рассматриваемых физических процессов для их практического использования и описания в виде

Из книги Очень общая метрология автора Ашкинази Леонид Александрович

Развитие метрологии: «газ» … а «тормоз» будет потом. Скорость развития определяется, как всегда эндогенными и экзогенными факторами, проще говоря - бурчанием в своем желудке и битьем со стороны. Эндогенный фактор - это естественные для нормального человека интерес к

Из книги автора

Развитие метрологии: «тормоз» … «газ» уже был - выше. На скорость движения влияет инерция - экономическая, техническая и обычно недооцениваемая психологическая.Экономическая инерция - отсутствие в обществе свободных средств, отсутствие возможностей для инвестиций.

Под ведением противовоздушной обороны в локальной войне или вооруженном конфликте понимают действия войск ПВО по выполнению поставленных перед ними боевых задач.

Войска ПВО выполняют боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с истребительной авиацией, соседями, частями РЭБ, применяя различные способы и формы боевых действий.

В целях выполнения поставленных задач части, соединения ПВО развертываются в боевой порядок в позиционных районах прикрываемых войск. Боевой порядок частей, соединений ПВО строится в две-три линии с учетом двух-трехкратного перекрытия зон поражения. Для развертывания подразделениям ПВО указываются позиционные районы, в пределах которых выбираются основные и две-три запасные позиции. Кроме того, возможно создание ложных позиций. Стартовые (огневые) позиции оборудуются подъездными путями и должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к ним: углы закрытия в ответственном секторе должны быть не более 0,5°, наклон площадок не должен превышать 4-5°. Основные позиции назначаются для ведения боевых действий, а запасные для маневра при преднамеренном или вынужденном оставлении основной позиции.

Удаление средств ПВО зенитного дивизиона мсп (тп) составляет 1-1,5 км, средств ПВО мед (тд) - 3-5 км, средств ПВО зрбр «Бук» - 15-20 км от переднего края в обороне и до 10 км в наступлении. Вторая линия батарей зенитных полков мед (тд) развертывается на удалении до 20 км от первой линии, а удаление озрдн второй линии в зрбр составляет до 40 км от озрдн первой линии. Подразделения специально-технического обеспечения развертываются на технических позициях и должны своевременно обеспечить доставку ракет на стартовые позиции.

Стартовые и техническая позиции оборудуются в инженерном отношении укрытиями для техники и личного состава. Позиции и подъездные пути маскируются, в случае необходимости устанавливаются уголковые отражатели и маски.

Командные и запасные командные пункты развертываются в позиционном районе части и должны обеспечить постоянное, бесперебойное управление частями и подразделениями ПВО на протяжении всей операции.

В ходе проведения специальных операций при вооруженных конфликтах, при блокировании воздушного пространства возможно развертывание зенитных ракетных полков (зенитных дивизионов) в районе второй линии озрдн в целях создания сплошной зоны ПВО на внешнем периметре и обеспечения задачи взаимного прикрытия средств ПВО.

По мере выявления направления главного удара противника решением общевойскового командира может осуществляться маневр прикрываемыми частями и соединениями, следовательно, и средствами ПВО.

До начала боевых действий и в ходе боя на командном пункте зенитных частей (соединений) постоянно ведется работа по сбору информации о воздушном противнике и отрабатываются вопросы взаимодействия с частями, соединениями группировки войск.

Принятие на вооружение большинством стран высокоточного оружия (ВТО) привело к появлению новых форм применения средств воздушного нападения:

  • - глубокое поражение вторых эшелонов;
  • - массированный удар высокоточным оружием;
  • - увеличение глубины сплошного огневого поражения;
  • - резкий рост интенсивности огневого воздействия.

В этих условиях система противовоздушной обороны не полностью обеспечивает надежное прикрытие войск и объектов от ударов СВН. В результате массированного удара по войскам с применением ВТО их потери могут достигнуть 30 %.

Для снижения эффективности действия средств воздушного нападения противника наряду с созданием новых образцов средств противовоздушной обороны отрабатываются другие способы боевого применения зенитных ракетных (артиллерийских) частей, подразделений.

Основными целями внедрения нетрадиционных способов боевого применения зенитных частей (подразделений) являются:

  • - обеспечение внезапности воздействия на средства воздушного нападения;
  • - введение противника в заблуждение относительно истинных боевых порядков зенитных частей;
  • - повышение живучести сил и средств ПВО.

В ходе локальных войн и вооруженных конфликтов особое значение приобретает порядок приведения сил и средств ПВО в готовность № 1 с началом боевых действий:

  • - в первую очередь в готовность № 1 переводятся средства ПВО, способные бороться с баллистическими целями и поражающими элементами высокоточного оружия;
  • - во вторую очередь в готовность № 1 переводятся части, подразделения ПВО, находящиеся в полосе прорыва системы ПВО авиацией противника;
  • - далее в готовность № 1 переводятся части, подразделения ПВО, находящиеся вне полосы прорыва, но способные бороться со средствами воздушного нападения противника;
  • - остальные средства ПВО переходят в готовность № 1, но без выхода в эфир в целях возможного сокращения времени вступления в бой.

Защита войск ПВО от высокоточного оружия противника наряду с поражением элементов ВТО средствами противовоздушной обороны осуществляется маскировкой войск, оборудованием ложных позиций, созданием запасных позиций, обеспечением периодичности смены позиций подразделений ПВО.

В целях сохранения системы ПВО дежурные силы и средства ПВО, а с началом отражения ударов авиации и средства ПВО, выходившие в эфир, должны осуществлять поочередную смену позиции через 10-15 мин, а после пуска ЗУР - немедленно.

Подразделения ПВО, находящиеся в готовности № 2 или не выходившие в эфир, средства ПВО, находящиеся в готовности № 1, осуществляют смену стартовых позиций под прикрытием аэрозольных помех (завес) через 1-3 ч в зависимости от условий обстановки. Такой порядок действия сил и средств ПВО может обеспечить повышение живучести системы ПВО в целом на 20-30 %.

Смешанная группировка ПВО в ходе ведения боевых действий в локальной войне создается для борьбы непосредственно со средствами поражения и с органами управления авиацией противника. Использование ЗРК большой дальности «С-400», «Антей-2500» дает возможность вести борьбу с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) противника. Уничтожение самолета ДРЛО Е-ЗА «Авакс» ведет к снижению эффективности применения авиации противника на 40-45 %, а самолета Е-8А - к срыву применения РУК «Джисак».

Оповещение войск о начале налета авиации противника ведется как по созданной системе управления, так и установленными сигналами.