Столбы для откатных ворот своими руками. Как правильно сварить откатные ворота из профтрубы. Концевой ролик и заглушки

В последнее время, когда каждый состоятельный гражданин желает обзавестись собственным частным домом или коттеджем, перед ним встает вопрос построения забора и, как следствие, ворот, к нему подходящих.

Откатные, сдвижные ворота в этом вопросе пользуется большой популярностью благодаря своей очевидной практичности; также, их часто используют и на промышленных объектах.

С ростом спроса увеличилось и количество производителей, занимающихся изготовлением как готовых ворот, так и их комплектующих, предлагающих установку от квалифицированных рабочих.

Виды откатных ворот

Ворота подразделяются на несколько типов, и каждый имеет свою конструкцию, обладающую своими плюсами и минусами.

Подвесные ворота

Чаще всего находят применение на въездах промышленных объектов и прочих территорий, предназначенных для не слишком широкого круга людей. Этот тип ворот очень надежен, однако его изготовление требует больших затрат материалов и, как следствие, финансов.

Однако для тех, кто превыше всего ценит качество, они придутся по вкусу: подвесные ворота могут работать даже через пятьдесят лет после установки.

Из очевидных минусов помимо цены стоит отметить, что проем ворот довольно ограничен из-за верхней балки.

Откатные по рельсу ворота

В теории наиболее надежная и вместе с тем самая примитивная конструкция ворот. Ворота открываются как дверь купе, скользя на роликах по специализированному рельсу, который находится на земле.

Несмотря на всю легкость использования, в климате нашей страны с этим типом ворот могут возникнуть проблемы; погодные условия, такие как снег или листопад, могут заблокировать движение этих ворот, закрыв рельс, и тогда их открытие станет невозможным, а вернуть работоспособность будет тяжело.

Эта конструкция найдет наибольшее применения в местах, где территория подвергается своевременной уборке, например, в частных дворах. Также, даже в открытом состоянии такие ворота не занимают лишнего места, что очевидно дает им преимущество в местах с ограниченным пространством.

Консольные ворота

Конструкция этого типа ворот схожа с откатными по рельсу, но отличается тем, что контакта с наземным рельсом у ворот нет. Эта наиболее сложная конструкция, однако, это дает ей свои преимущества: погодные условия не влияют на работу ворот, а также они оставляют много свободного пространства, сводят на нет риск повреждения транспортного средства, въезжающего в них.

Благодаря удобному расположению элементов качения, которые непосредственно обеспечивают работу ворот, консольные ворота не зависимы от природы, что позволяет им иметь повышенную прочность.

Движение ворот осуществляется очень просто благодаря хорошо проработанной конструкции, а также пониженному трению. Из минусов можно отметить сложную установку и необходимость наличия большего участка забора, чем размер проема.

Когда можно установить откатные ворота

Для установки желаемого вида откатных ворот порой недостаточно большого желания и бюджета; во многом успех установки зависит от типа участка, на котором ворота собираются расположить.

В некоторых ситуациях установить ворота либо вовсе невозможно, либо сильно усложнено.

Например, проблема с пространством всегда встает очень остро. При коротком заборе о воротах можно и не мечтать, так как пространство, в которое ворота будут откатываться, должно быть ничем не закрыто как минимум на ширину проема, умноженного на полтора.

Причиной тому служит то, что помимо самих ворот их технологическая часть также занимает немало места.

Обратите внимание!

Кроме того, забор должен быть прямым, так как ворота двигаются по прямой траектории. Да, вполне очевидный факт, но многие потребители забывают принять его во внимание. Неровностей рельефа в месте открытия ворот так же быть не должно.

Как установить откатные ворота

Установка и изготовление ворот своими руками без опыта в этом деле может быть очень сложной, но возможной. После ознакомления с фотографиями откатных ворот, построению подробных планов и чертежей и схем откатных ворот, можно приступить к установке.

Прежде всего следует оценить место будущего расположения ворот. Оценить состояние опорных столбов и убедиться, что они достаточно прочны для установки ворот.

Убедиться в возможности расположения ямы возле столба для фундамента габаритом 500х2000мм

Определиться с видом полотна ворот и его облицовочным материалом; это важно, т.к. от этого зависит масса ворот, а от нее соответственно выбор силовых элементов.

Составить подробные чертежи ворот, учитывая особенности местности, на которой будет производиться установка, закупить комплектующие.

Обратите внимание!

Провести разметочные работы. Выбрать уровень нулевой отметки.

Приступить к установке фундамента ворот. При использовании электропривода в выбранном типе ворот, на этом этапе следует заранее уделить внимание прокладке необходимых кабелей.

Изготовить полотно откатных ворот. Очень важно с большим вниманием отнестись к размерам. Приобрести необходимую фурнитуру для раздвижных ворот (роликовые опоры, ролики, заглушки на балку и др.)

Произвести монтаж и установку конструкции, предварительно выждав не меньше, чем семь дней после окончания бетонирования.

Фото откатных ворот своими руками

Обратите внимание!

Всем хороши распашные ворота: просты и дешевы. Но зимой, при большом количестве снега, открыть их можно только основательно поработав лопатой. Когда нужно на работу это совсем не радует. Этого недостатка лишены откатные или, как говорят, сдвижные/раздвижные ворота. Цельная конструкция, закрывающая весь въезд, отъезжает в сторону, прячась за забором. Держаться они могут на обычной или консольной балке, а могут просто ездить по рельсам. В любом случае, откатные ворота своими руками сделать можно. Это не совсем легко, но возможно.

Конструкции

Какие лучше

Какая конструкция лучше — сказать трудно. Если говорить о надежности, то самый лучший выбор — подвесная конструкция. Все легко и надежно, практически неубиваемая система. Ворота такого типа эксплуатируются на предприятиях десятки лет. Их недостаток — балка ограничивает высоту въезжающего транспорта, что иногда важно. Но сегодня есть модели с составными балками, позволяющие при открытых воротах снять перемычку над въездом, а потом вернуть ее на место.

Самая дешевая и простая в исполнении — система на рельсе. Эти откатные ворота своими руками собрать проще всего. Но возникающие при эксплуатации проблемы делают ее непопулярной.

Из всех приведенных конструкций самая дорогая и сложная в исполнении — консольная, тем не менее именно она ставится чаще всего: правильно сделанная она не доставляет неудобств при эксплуатации. При выборе нужно иметь в виду, что при ее устройстве справа или слева от ворот требуется расстояние, в полтора раза больше, чем ширина полотна: кроме самой створки есть еще техническая часть, которая выступает сбоку примерно на половину длины.

Подробно типы откатных ворот, особенности конструкции и построения рассмотрены в видео.

Как сделать консольные откатные ворота

Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.

Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

Установка роликовых опор

К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения. Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.

Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

Откатные ворота своими руками: фотоотчет с пояснениями

Эти ворота сделаны на основе готового комплекта, раму делали сами, также самостоятельно монтировали

Ворота ставились в Москве, соответственно цены — столичные. Ставили их в 2010 году, с тех пор комплекты сильно подешевели. Например, «свежая» цена привода для полотна весом не более 400 кг (есть до 1,2 т) — около 100$, но это — бюджетный вариант. Во времена строительства приобретены комплектующие фирмы Rolling Center (лучшие тогда на рынке) с ведущей балкой длиной 6 метров. Были также заказаны отдельно верхний ловитель и кронштейн. Все с доставкой обошлось около 600$.

Также были куплены следующие материалы:

  • профильная труба 80*60 мм — 6 м, 60*40 мм — 18 м, 40*20 мм — 36 м;
  • швеллер — 180 мм — 3 метра, 200 мм — 2,4 метра;
  • арматура 12 мм — 6 м;
  • электроды — 2 кг;
  • краска — 3 банки, кисти, заклепки;
  • цемент М-400 — 5 мешков;

Первым делом сварили каркас для ворот с противовесом. Раму (черным цветом) делали из профильной трубы 60*40 мм, перемычки и внутренний каркас (сиреневый) из трубы 40*20 мм. Внизу приварена направляющая балка разрезом вниз.

Внутренний каркас варили с отступом от края — по 20 мм с каждой стороны. Так удобнее потом крепить профлист, при желании можно и изнутри обшить.

Сначала залили фундамент. В него установили арматуру, сверху швеллер спинкой вверх. Вплотную к швеллеру две стойки из профилированной трубы 80*60 мм. Одна стойка примыкает к столбу, вторая выставлена вертикально на расстоянии 120 см. На них потом навешиваются ролики, которые придерживают полотно сверху. С другой стороны, вдоль ответного столба установили швеллер 180 мм.

На ответной части к швеллеру вверху и внизу закреплены уловители, которые не дадут воротам болтаться при ветре.

Следующий шаг — установка пластин с роликами. Они крепятся к закладным. В данном случае это швеллер, потому пространство получилось большое. Когда делали фундамент, его сделали слишком высоким, потому пластины приваривались непосредственно к закладной. Это непрактично: если поломается ролик, поменять его будет проблематично. Обычно приваривают площадку, к которой потом на болтах крепят площадку с роликами.

Приварены роликовые площадки и на них «наехали» роликами

Готовый каркас ворот просто накатывают на закрепленные ролики.

После установки на опорную балку с обоих концов надевают заглушки. С дальней стороны устанавливается еще упорное колесо, которое в закрытом положении заезжает в нижний уловитель, приподнимая ворота и снимая нагрузку с роликов.

Теперь, чтобы ворота не «гуляли» в верхней части (они сейчас ничем не закреплены), к стойкам (80*60 мм) крепят комплекты верхних роликов — по одному на стойку. Их практически надевают на раму. Теперь имеющиеся внутри ролики будут придерживать ее вверху.

Все, откатные ворота своими руками собраны и готовы к эксплуатации.

Как выглядят откатные ворота со двора

Если остались вопросы, посмотрите видео. В нем собирают готовый комплект, весь процесс станет понятнее.

Видео

Несколько видео с разными конструкциями откатных ворот. Первое — консольные на средней балке. Проблем со снегом не будет, но внешний вид со двора — ниже среднего.

Эконом-вариант: откатные ворота для дачи. Конструкция проста до чрезвычайности.

Еще одни самодельный вариант. Тут в трубе 60*60 мм, пропилен просвет, в который вставляются ролики. Конструкция взята стандартная, собрана из разных комплектующих.

Раньше откатные ворота устанавливали только на промышленных объектах и предприятиях, но со временем удобство использования таких конструкций принесло им заслуженную популярность и в частных домовладениях. Их механизм не так прост, как у обычных ворот, поэтому большинство хозяев предпочитает заказывать изготовление и установку в специализированных фирмах, однако, при желании, выполнить все работы можно самостоятельно. О том, как сделать откатные ворота своими руками, а также об их разновидностях, этапах сборки и установки вы сможете узнать из нашей статьи.

Кованые откатные ворота

Что это – откатные ворота?

Разберемся, что же собой представляют откатные ворота, какими они бывают и в чем их различия и преимущества. Ворота этого типа состоят из установленного на рельсы из металлического профиля полотна, которое плавно движется по направляющим посредством специальных роликов. Механизм позволяет экономить свободное пространство, автоматизирован и работает благодаря электрическому двигателю мощностью 40-100 Вт. По типу крепления выделяют откатные по рельсу, консольные и навесные ворота. Рассмотрим каждую из конструкций подробнее.

Навесные

Такие ворота обычно устанавливают на въезде на территорию промышленных предприятий. Их конструкция обеспечивает движение полотна по верхней балке при помощи роликовых тележек, а высота проема позволяет проезжать грузовому транспорту. В последнее время подвесные ворота, несмотря на надежность и длительный срок эксплуатации, используют все реже из-за значительных затрат металла на их возведение.


Консольные

Данный тип ворот не имеет верхней балки, ограничивающей проем, и движется на роликовых блоках по консоли, которую располагают сверху, снизу или посередине полотна. Конструкция с нижним креплением проще в реализации, поскольку другие два варианта требуют возведения дополнительных опор.


Ворота с расположенной посередине консолью

Откатные по рельсу

Откатная конструкция, перемещающаяся по нижнему рельсу на роликах, надежна, но не слишком практична. Попадание на рельс мусора, снега, а также намерзание на нем льда способно временно вывести ворота из строя. Поэтому, если вы не планируете постоянно убирать участок вокруг ворот или проживаете в местности с суровым климатом (сильные снегопады, долгая зима), лучше выбрать консольный механизм открывания.


Механизм с нижним рельсом

Выбираем материал

Изготовление откатных ворот своими руками потребует использования следующих материалов и комплектующих:

  • трубы для каркаса с прямоугольным сечением 60х30 мм и 40х20 мм;
  • обшивочный материал (профлист, доска, вагонка, поликарбонат);
  • металлические или бетонные опоры;
  • П-образный швеллер № 20;
  • арматурный прут диаметром 12 мм и бетонная смесь;
  • электродвигатель;
  • зубчатая рейка;
  • комплект фурнитуры и крепежей;
  • набор для устройства электропроводки (провода, кабели, защитные трубы).

Материал приобретают после составления чертежа и расчета размеров ворот. Изготавливать фурнитуру самостоятельно не рекомендуется, купить все необходимое можно в строительных магазинах и салонах, занимающихся дверными конструкциями.


Необходимые комплектующие

При выборе обращайте внимание на качество металлических направляющих. Они должны иметь правильную форму, ровные края и толщину стенок не менее 4 мм. Проверьте, как движется ролик внутри направляющей. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем с открыванием, предпочтительнее брать детали с плавным ходом. Очень важно, чтобы швеллер и зубчатая рейка соответствовали длине полотна ворот с учетом противовеса.
Автоматику подбирают, отталкиваясь от примерного веса конструкции. Также важны действующие на ворота ветровые нагрузки, зависящие высоты полотна и материала, из которого оно изготовлено. Принимая во внимание повышенные нагрузки из-за обледенения и снега, приходящиеся на двигатель в зимнее время года, желательно приобретать модели с запасом мощности. К примеру, для откатных ворот, весящих около 400 кг, подойдет электропривод, рассчитанный на вес в 800 кг.

Схема откатных ворот

При составлении чертежа конструкции следует правильно рассчитать высоту и длину ворот, а также размеры противовеса (хвостовая часть, находящаяся за пределами проема). Высота должна соответствовать забору, длина – ширине проема, хвостовик делают примерно вполовину короче полотна ворот.


Рекомендуемые параметры откатных ворот с проемом 4 м

На этом же этапе определяются с типом каркаса. Он может состоять из рамы и 2-3 закрепленных под наклоном отрезков прямоугольных труб либо частой обрешетки из горизонтальных и вертикальных направляющих. При желании, в таких воротах можно предусмотреть встроенную калитку, но это требует закупки дополнительных материалов – профиля для рамы, подвесов и прочей фурнитуры. Кроме того, порог такой калитки получится высоким, а это создаст неудобства для детей и пожилых людей.

Строим откатные ворота

Поскольку откатные ворота с верхним подвесом и механизмы, движущиеся по рельсу, не слишком удобны для использования в частных домах, рассмотрим этапы строительства на примере консольной конструкции с нижним креплением. Работы начинают с осмотра участка.

Необходимо убедиться, что вокруг ворот есть свободное пространство для отката полотна, а рельеф местности достаточно ровный. Если будет проводиться замена старых ворот, их осматривают, оценивая состояние опор. Прочные столбы сносить и заменять новыми не обязательно, их можно использовать для откатной конструкции. Далее, наступает черед земляных работ.

Фундамент и направляющие

Основание для ворот располагают вдоль забора (со стороны участка) в направлении их открывания. Под фундамент потребуется вырыть траншею шириной 50 см и глубиной 1,5-2 м в зависимости от уровня промерзания грунта. В это же время выкапывают ямы под опоры, если не удалось сохранить их от предыдущей конструкции.


Схема бетонирования и установки направляющих

На дно траншеи насыпают подушку из тщательно утрамбованного песка и гравия. Затем, из арматуры сваривают каркас для фундамента, а поверх него приваривают швеллер. Он станет нижней частью ворот, к которой будет крепиться двигатель и роликовые узлы.

Каркас помещают внутрь ямы так, чтобы швеллер располагался впритык к опорным столбам и находился на одном уровне с поверхностью грунта. Для предотвращения растекания бетона, по краям траншеи устанавливают опалубку из досок. Желательно сразу позаботиться об электропитании двигателя и на этапе закладки фундамента проложить проводку в защитных полиэтиленовых трубах.

Траншею бетонируют смесью цемента, песка и щебня в пропорции 1:2:4, воду добавляют в зависимости от влажности песка, до образования сметанообразной консистенции. Для смешивания рекомендуется использовать бетономешалку.


Опалубка фундамента

Готовый раствор заливают в яму постепенно, стараясь не нарушить положение армирующего каркаса. После заливки фундамент в нескольких местах протыкают прутом арматуры, для выхода излишков воздуха. На полное застывание основания уходит около месяца, но приступать к дальнейшим монтажным работам можно уже через неделю.

Устанавливаем столбы ворот

Устройство откатных ворот не требует использования мощных опор, обычно достаточно металлических или бетонных столбов с диаметром 10 см. Их устанавливают на расстоянии, равном проему, заглубляя в грунт не менее чем на 1м, выравнивают по уровню и заливают бетоном. Делать это лучше одновременно с подготовкой траншеи под фундамент.

Наряду с металлическими, популярностью пользуются опоры из кирпича. Для их сооружения по центру планируемого столба вышеописанным способом устанавливают трубу или швеллер и приваривают к ней отрезки арматуры (закладные) в местах, где будут находиться составляющие механизма ворот. Затем, опору обкладывают кирпичом так, чтобы арматура осталась снаружи. Впоследствии к ней крепят детали конструкции.

Строение кирпичной опоры

Крепление основных элементов

Собирая конструкцию откатных ворот своими руками, сначала соединяют все механические детали, а после подключают электрические. Первым делом к закладным крепят роликовые каретки, по которым движется полотно. На противоположном столбе сверху, а иногда и снизу, приваривают (сначала слегка) так называемые ловушки, обеспечивающие плавное закрывание ворот. Подробнее процесс монтажа будет описан ниже.


Расположение основных элементов

Готовим подвижную секцию

Важный этап работ – сооружение каркаса секции, состоящей из рамы и противовеса. Для этого понадобится выбрать ровную площадку достаточного размера для размещения всей конструкции.

Приобретенные ранее трубы с прямоугольным сечением осматривают на наличие коррозии и при необходимости шлифуют. На них наносят разметку и вырезают болгаркой нужные детали. Затем их, сверяясь с чертежом, раскладывают на ровной поверхности и слегка прихватывают сваркой. Получившуюся конструкцию проверяют на соответствие размеров и отсутствие искривлений и сваривают части каркаса сплошных швом. Аналогично изготавливают ребра жесткости. Внизу секции крепят направляющий профиль и зубчатую рейку.


Сооружение каркаса

Готовый каркас обрабатывают шлифовальной насадкой, также рекомендуется загрунтовать его и покрасить. Для этого раму устанавливают вертикально и с помощью распылителя покрывают автомобильной грунтовкой, а после высыхания наносят краску в два слоя.

Обшивка секции

Дождавшись высыхания окрашенного каркаса можно переходить к обшивке. Обычно в качестве обшивочного материала применяют недорогой и практичный профнастил, но возможно использование доски или поликарбоната. Выбранный материал крепят к каркасу болтами или саморезами через каждые 20-30 см, предварительно нанеся на него разметку и высверлив отверстия под крепежи.

Установка секции

Завершается устройство откатных ворот своими руками закреплением секции на столбах и подключением автоматики. Приступать к монтажу ворот можно не ранее, чем через неделю с момента бетонирования фундамента и опор.

Последовательность установки:

  • К уложенному на фундамент швеллеру сваркой «прихватывают» роликовые тележки, ролики помещают внутрь направляющей внизу полотна.
  • Ворота проверяют строительным уровнем и фиксируют их верхнюю часть кронштейном.
  • Ход ворот проверяют и, если все в порядке, прочно приваривают роликовые тележки.
  • На передней части секции снизу крепят концевой ролик.
  • Ворота закрывают и проверяют совпадение с уловителями на опоре, при необходимости, их положение корректируют.

После сборки места сварки обрабатывают антикоррозионной грунтовкой и подключают электродвигатель в соответствии с прилагаемой к нему документацией. Конструкция готова и, если вы будете за ней должным образом ухаживать, не забывая периодически очищать и смазывать ролики, она прослужит долгие годы.


Подключение автоматики – завершающий этап

Надеемся наша инструкция о том, как сделать откатные ворота самостоятельно, будет вам полезна. Но помните, прежде чем приступать к работе, стоит составить проект будущей конструкции и обсудить его со специалистом. Желаем удачи!

Все, что для этого нужно – соответствующие инструменты и умение разбираться в чертежах и схемах. При определенном усердии, готовый результат будет выглядеть и действовать не хуже конструкции, изготовленной в заводских условиях. Такие ворота с успехом можно изготовить и установить на даче, в загородном доме, на автостоянке и пр.

Как вы уже поняли, речь идет о воротах консольного типа, полотнище которых движется по роликовым опорам. Существует еще один вариант конструкции – рельсовая, которая считается на сегодняшний день морально устаревшей, и мы ее рассматривать не будем. А тем, кого интересует консольная (откатная) конструкция, предлагаем подробную инструкцию по ее монтажу, включающую комплекс работ по подготовке проема ворот, устройству фундамента и последовательность установки.

Откатные ворота своими руками, бетонное основание или сваи

Видео о том, как сделать откатные ворота своими руками

Устройство откатных ворот

  • Направляющая – составляет единое целое со створкой ворот и принимает всю нагрузку от их веса;
  • Роликовая опора (тележка) – 2шт, на них устанавливаются ворота в консольной части;
  • Ролик концевой съемный – служит опорой краю ворот в закрытом состоянии;
  • Ловитель нижний – воспринимает нагрузку от опорного ролика при закрытых воротах;
  • Ловитель верхний – снижает парусность ворот при закрытом состоянии;
  • Кронштейн (верхний фиксатор с роликами) – придерживает створку от боковых качений;
  • Подставка – на нее монтируются опоры, обеспечивающие перемещение створки ворот.

Процесс изготовления и монтажа откатных ворот своими руками предусматривает устройство фундамента. К нижнему краю створки приваривается направляющая балка, нагрузку от которой воспринимают на себя две роликовые опоры, установленные на фундамент. Именно благодаря им створка ворот перемещается в нужном направлении.

Ролики опор располагаются внутри несущей консоли. Ворота такой конструкции могут быть автоматическими (действовать от электрического привода), либо открываться вручную. Пользоваться ими очень удобно в любое время года.

Требования к створке ворот

Для того, чтобы конструкция сохраняла устойчивость и жесткость во время сильного ветра, ее створка должна быть достаточно жесткой, способной противостоять ветровым нагрузкам.

Также, полотно не должно прогибаться под своим весом.

Металл для створки ворот лучше приобретать качественный, без признаков коррозии, в удовлетворительном состоянии. Общее потребное колчиество металла и арматуры можно рассчитать по чертежам.


Чертежи ворот


У разных производителей можно обнаружить множество отличных друг от друга моделей сдвижных ворот. Чертежи их найти, при желании, не сложно, в том числе, и в сети Интернет. Мы же предлагаем вам оптимальный, на наш взгляд, вариант с технической и финансовой точек зрения.

Створка ворот изготавливается из металлической трубы. Для рамы потребуется профильная труба 60х40х2 мм; для обрешетки – 20х20х1,5 мм. Предлагаем воспользоваться чертежом, с помощью которого можно изготовить раму для откатных ворот с шириной проема 4 м.

После того, как рама будет готова, к ней следует приварить направляющую балку, которую можно приобрести в готовом виде в нашей компании, реализующей комплектующие для ворот раздвижных своими руками. После этого раму грунтуют и окрашивают в нужный цвет краской по металлу.

А - ширина проема; B - длина направляющей (ширина проема + 40%); Труба - 60x40 мм. (основная рама); Труба - 20x20 мм. (обрешетка);

Окраска ворот

Первый шаг – подготовка поверхностей к окраске и их обезжиривание. С этой целью нужно зачистить поверхности шкуркой или обработать их болгаркой со шлифовальным диском. Зачищенные места следует протереть ацетоном. Можно приступать к грунтовке.

Грунтовку нужно наносить на поверхность равномерно, избегая по возможности разводов и капель. После полного высыхания грунтовочного слоя наносится окрасочный слой. Столь обстоятельный подход обеспечит уверенность в том, что краска ляжет ровно, а сама конструкция не будет подвержена коррозии.

Второй окрасочный слой наносится после полного высыхания первого. Если результат окажется не слишком эстетичным, можно окрасить и третий раз. Время полного высыхания может быть разным, в зависимости от времени года и составляет от нескольких часов до 2-5 дней. По окончании покраски можно приступать к дальнейшим этапам.







Выбор комплектующих

Критериями выбора в данном случае являются ширина проема, высота створки ворот, их общий вес. Главным элементом ворот, от которого зависит их надежность и работоспособность, является направляющая.

Залогом эффективности при устройстве откатных ворот своими руками является правильный подбор комплектующих, которые присутствуют в нашем каталоге в виде готовых наборов:

  • российские – Ролтэк и Doorhan
  • итальянские – Came
  • белорусские – Alutech

Подбор комплектующих следует вести с учетом следующих требований: Общая длина створки ворот рассчитывается по формуле «ширина проема + 40%». Комплектующие подбираются по длине направляющей балки и допустимой нагрузке.


Пример расчета

Например, ширина проема составляет 3,8 м. Следовательно, длина створки ворот будет равна 3,8 м + 40%, т.е. 5,32 м. В данном случае можно купить стандартный набор с направляющей 6 м. Обычно, когда ширина проема не превышает 4 м, приобретают готовые наборы комплектующих, рассчитанные на нагрузку до 500 кг. Направляющая балка в них имеет сечение 71х65 мм и толщину стенки 3,5 мм.

Если ширина проема превышает 5 м, требуется набор комплектующих, рассчитанных на более серьезные нагрузки, превышающие 600 кг. В таких случаях, перед покупкой готового набора есть смысл проконсультироваться со специалистами компании для оптимального выбора.

Установка откатных ворот

Имея определенное представление о конструкции ворот и особенностях их установки, можно осуществить самостоятельный монтаж. Движение полотна происходит с внутренней стороны участка, вдоль ограды (забора). Поэтому в первую очередь нужно позаботиться о месте, куда будет откатываться створка, чтобы на ее пути не возникало помех.

Предлагаем вам рассмотреть вариант с откатом полотна в правую сторону. Расстояние, необходимое для отката створки ворот, равно ширине проема плюс размер консольной части, которая, в свою очередь, составляет около половины ширины проема. При соблюдении этого требования, процесс открывания и закрывания ворот не будет вызывать проблем. Консольная часть сама по себе не закрывает проем, но исполняет роль противовеса.

Последовательность работ

  • Устройство фундамента: разработка ямы, выемка грунта, установка закладного элемента, бетонирование;
  • Устройство кабельной разводки (в случае, если планируется установка автоматических ворот);
  • Монтаж ворот и ответного столба;
  • Монтаж автоматики, испытание ворот.

Устройство бетонного фундамента

1-й этап

Для того, чтобы выполнить разметку ямы под фундамент, нужно в стороне отката ворот, вдоль ограды участка, начиная от края проема ворот, отложить расстояние, равное ½ ширины проезда. Это будет место для нашего бетонного основания (длина). От ограды отступить приблизительно полметра в сторону участка – это будет его ширина. Таким образом, у нас получится периметр будущего фундамента.

В ряде случаев, в качестве опорных столбов для откатных ворот можно использовать столбы забора. Если это невозможно, необходимо предусмотреть ответный столб. Яму под него располагают с противоположной стороны проема, строго напротив ямы под фундамент. Делается это с учетом того, чтобы ответный столб примыкал к забору изнутри и не уменьшал ширину проема.

Если планируется изготовить автоматические откатные ворота своими руками, необходимо предусмотреть условия для прокладки электрического кабеля под проездом. Понадобится пластиковая или металлическая труба с диаметром как минимум 25 мм.

2-й этап

Выемка грунта обычно осуществляется на глубину не менее 2 м, т.е. превышающую глубину промерзания. Что касается Московской области, где глубина промерзания меньше, достаточно вынуть грунт из ямы под фундамент на глубине 1,7-1,8 м.

3-й этап

Для того, чтобы изготовить закладной элемент, понадобится отрезок швеллера 16, по длине ямы под бетонный фундамент. Арматурная решетка и связи могут быть изготовлены из арматуры d 12. Последовательность действий такова: вначале к швеллеру привариваются отрезки арматуры, затем поперечные связи (см. изображение).


4-й этап

Готовый закладной элемент помещают в яму арматурой вниз, таким образом, чтобы обеспечить плотное прилегание боковой поверхности швеллера к столбу забора. Следует убедиться с помощью уровня, что тело швеллера зафиксировано в строго горизонтальном положении, параллельно линии открывания ворот.

Важный момент

Высота расположения верха закладного элемента по отношению к плоскости дорожного покрытия. Если они располагаются на одном уровне, то минимальный зазор между дорогой и нижней кромкой ворот будет около 100 мм. С помощью регулировочных площадок можно будет немного увеличить этот промежуток. Но уменьшить его не представляется возможным, без того чтобы не нарушить технологичность крепления.


Если стандартный размер зазора 100 мм по каким-либо причинам не устраивает, нужна более глубокая установка закладного элемента.

Когда планируется установить глухие откатные ворота с шириной проема более 4,5 м, понадобится два опорных столба, для того, чтобы обеспечить стабильную работу створки и ее способность противостоять парусности во время открывания и закрывания. Также, в отдельных случаях столбы существующей ограды невозможно использовать в качестве опорных для раздвижных ворот.

В подобных случаях потребуется подготовить опорные столбы в количестве одного или двух, размер которых рассчитывается как высота от фундамента до верхней точки ворот плюс 50 мм. Готовые конструкции устанавливаются в яму и связываются в нижней своей части с закладным элементом (см. рисунок).


5-й этап

Бетонирование для раздвижных ворот своими руками выполняется после окончательной установки закладного элемента. Яма заливается бетонным раствором таким образом, чтобы уровень бетона был выше поверхности закладного элемента. Время застывания – не менее шести суток.

1-й этап

Разметка линии движения створки выполняется следующим образом. По линии проема ворот, не доходя до ответного столба на 2-3 см, натягивается шнурок. Это будет траектория движения створки. Шнур нужно натягивать на высоте 15-20 см.


2-й этап

На рисунке видно, каким образом нужно выполнить фиксацию регулировочных площадок на платформе тележек.


3-й этап

Теперь необходимо определить крайние положения первой и второй роликовых опор. Отступить 150 мм от края проема вдоль плоскости закладного элемента и провести линию крайнего положения первой тележки. Касательную второй тележки очертить так: измерить длину ворот вместе с консольной частью и отложить эту длину, за минусом 100 мм, от края ответного столба по плоскости закладного элемента. Получаем крайнее положение второй тележки.

4-й этап

Сборка ворот осуществляется следующим образом. Вставить поочередно роликовые опоры в несущий профиль, разместив их в центре. Привести ворота в вертикальное положение, раздвинуть обе опоры к их касательным, установить ворота вплотную к шнуру.


5-й этап

Собственно, монтируем . Регулировочные площадки второй тележки нужно приварить, после чего полностью выкатить створку в проем и окончательно отрегулировать ее положение. После этого прихватить сваркой регулировочные площадки второй тележки.

  • Снять полотно с роликовых тележек;
  • Снять сами тележки с регулировочных площадок;
  • Приварить площадки к закладному элементу;
  • Укрепить к ним роликовые тележки;
  • Задвинуть полотно сдвижных ворот на роликовые тележки;
  • Закрыть ворота;
  • С помощью гаечного ключа провести окончательную регулировку положения ворот.


6-й этап

Для того, чтобы роликовые тележки установились правильно внутри несущего профиля, нужно выполнить следующие действия. Ослабить верхние гайки креплений тележек к площадкам и несколько раз прокатить ворота туда-сюда, от одного крайнего положения до другого. Убедившись в свободном ходе створки, следует затянуть гайки и удостовериться в том, что качество движения ворот осталось на должном уровне.

Если обнаружится, что полотно движется с затруднениями, необходимо слегка ослабить крепеж и поправить перекосы роликовых тележек, в особенности, в плоскости, перпендикулярной движению полотна.

7-й этап

На данном этапе нужно выполнить установку концевого ролика. Вставляем его внутрь несущего профиля и затягиваем крепежные болты. Привариваем крышку концевого ролика к профилю – для того, чтобы ролик надежно исполнял роль концевого упора при ручном движении полотна ворот. Точка сварки в этом случае будет более надежным креплением, нежели болтовое соединение.

Заглушка несущего профиля устанавливается с внутренней стороны ворот и приваривается по месту. Данный элемент нужен для того, чтобы предотвратить попадание снега внутрь несущего профиля в зимний период. В противном случае, снег будет укатываться роликами тележки, и это может привести к заклиниванию ворот. При установке откатных ворот своими руками следует обязательно предусмотреть этот момент.


8-й этап

Теперь необходимо установить верхний фиксатор с роликами. Для этого следует ослабить крепеж роликов и установить кронштейн над полотном ворот таким образом, чтобы его сторона с отверстиями была направлена к опорному столбу, а ролики захватывали верх полотна ворот.

Прижать кронштейн к столбу и закрепить его. Привести ворота в вертикальное положение, выверив его с помощью уровня, и зафиксировать роликами верхнего фиксатора.


9-й этап

Если планируется обшить полотно откатных ворот, для этих целей можно использовать, например, профилированный лист, предварительно заказав его нарезку по нужным размерам. Монтаж профлиста следует вести от передней кромки полотна ворот. Крепление его на обрешетку ворот можно выполнять двумя способами: с помощью саморезов или путем клепки, однако, второй способ более надежен.

Второй лист монтируется внахлест с первым (накладывается на одну волну и закрепляется). Таким образом необходимо смонтировать нужное количество профилированных листов до полной обшивки полотна ворот. Последний лист, вероятнее всего, придется дополнительно подрезать для того, чтобы он уложился в периметр.

10-й этап

После того, как обшивка ворот выполнена, можно приступать к установке уловителей – верхнего и нижнего. Поскольку роль нижнего уловителя состоит в том, чтобы уменьшать нагрузку на роликовые тележки при закрытом состоянии ворот, монтируют его при полностью нагруженных воротах. При полностью закрытых воротах нужно подвести нижний уловитель под концевой ролик, с тем, чтобы опорная плоскость уловителя оказалась выше уровня концевого ролика.

Установка верхнего уловителя осуществляется таким образом, чтобы при закрытых воротах его верхние скобы касались защитных уголков передней кромки полотна ворот.


11-й этап

На ворота откатные своими руками можно установить автоматику. В этом случае перемещение створки будет осуществляться с помощью электрического привода. С этой целью к полотну ворот крепится зубчатая рейка – универсальная деталь, совместимая с электроприводами для ворот всех производителей. Такая рейка обычно входит в комплект крепежных элементов.

К комплекту автоматики для ворот как правило прилагается инструкция по ее монтажу, которой следует придерживаться.

Выбор автоматики

Автоматика для откатных ворот – больше свободы, больше комфорта!

Не хотите вручную открывать и закрывать откатные ворота?

Привод с дистанционным управлением позволит вам это делать, не покидая автомобиля.

Инструменты и оборудование

Для изготовления и установки откатных ворот Вам потребуется:

  • Сварочный аппарат, лучше инверторный. Он не портит металл и обеспечивает оптимальное качество сварочного шва.
  • Болгарка с дисками различных видов. С ее помощью можно будет нарезать металлические заготовки для ворот.
  • Воздушный компрессор, который обеспечит равномерную покраску ворот. При его отсутствии, окрасить ворота можно и обычным валиком.
  • Пассатижи, молоток, дрель, рулетка, уровень, клепатель.

Если у вас остались вопросы, касающиеся установки откатных ворот, или вы желаете выяснить стоимость услуг по их монтажу, свяжитесь с нами по телефону.

Получить руководство бесплатно!

Получить консультацию бесплатно!

Откатные ворота являются очень популярными в нынешнее время, хотя ещё в недалёком прошлом мало кто мог позволить себе установить такую конструкцию на участке, ввиду дороговизны фурнитуры и механизмов. Сейчас их стоимость куда ниже и доступность выше, а также человек, обладающий навыками сварки может изготовить их своими руками. Отсутствие верхней и нижней направляющих в откатных воротах, даёт преимущество проезду транспорта почти любых габаритов.

Откатные ворота - принцип работы и конструкция

Принцип работы ворот: створка движется на двух роликовых тележках, установленных на забетонированном швеллере. Для защиты от падения и перекоса служат верхние ролики. В закрытом состоянии для снятия нагрузки с роликовых опор на направляющей устанавливается концевой ролик, который заезжает в нижний улавливатель при закрытии ворот. Верхний улавливатель устанавливается для более надёжной фиксации ворот в закрытом состоянии. Полный размер ворот составляет 150% ширины проёма, то есть если проём у нас 4 м, то полная ширина створки ворот будет 6 м и соответственно место для отката должно быть не меньше 6 м. Пожалуй, это главный недостаток такого типа ворот и если не хватает места то стоит рассмотреть другие варианты.

Проектирование чертежа и схемы

Перед изготовлением ворот необходимо определиться с размерами будущих ворот сделать чертёж с указанием этих размеров. Ворота состоят из силовой рамы и обрешётки (внутреннего каркаса). Рама обычно выполняется из профильной трубы прямоугольного сечения 60*30 мм и толщиной 2 мм, а также можно использовать трубы 60*40 мм или 50*50 мм если нужного размера нет в наличии. Для внутреннего каркаса подойдёт профильная труба 40*20 или 30*20 в зависимости от того какая имеется в наличии.

Пример схемы соединения деталей ворот:

Выбор и расчёт материалов с фурнитурой

Возьмём для примера чертёж выше. Для рамы будем использовать профилированные трубы прямоугольного сечения 60*30 толщиной 2 мм. Высчитываем общую длину трубы для рамы исходя из размеров на чертеже 4200*2+1800+1865=12065 мм, длину гипотенузы треугольной части высчитываем по формуле c=√b 2 +a 2 √1800 2 +1865 2 =2591 мм, 12065+2591=14656 мм. Итого получилось в метрах 14,66 м, это что касается рамы.

Для внутреннего каркаса возьмём трубу 40*20 и теперь посчитаем общую длину 4200*3+1865*4= 2060 мм или 20,6 м. Все размеры взяты с небольшой накидкой.

Фурнитура сложна и невыгодна в самостоятельном изготовлении и обычно покупается в магазинах соответствующего профиля. При выборе фурнитуры нужно знать приблизительный вес будущей конструкции для грамотного подбора роликов способных беспроблемно этот вес выдерживать.

Для внутренней зашивки ворот можно использовать практически любой материал, но чаще всего для этих целей используется профильный лист, в народе его называют «профнастил». Профнастил можно заказать любых размеров и расцветок, он довольно лёгок и имеет антикоррозийное покрытие. Для ворот в нашем примере понадобится лист размерами 7,833 м 2 . Для крепежа профнастила будут нужны саморезы со сверлом или заклёпки. Для закладной нужно приобрести отрезок швеллера шириной 16–20 см и длиной равной половине проёма ворот, в нашем случае не менее 2 метров. Арматуру для каркаса фундамента следует брать диаметром 12–16 мм и длиной 15. Для замеса бетона для фундамента понадобится цемент песок и щебень в пропорции 1:2,1:3,9. Для фундамента ворот из примера нужно 0,5м 3 бетона.

Необходимый инструмент

  • Сварочный аппарат, желательно полуавтоматический.
  • Болгарка с отрезным и шлифовочным дисками.
  • Шуруповёрт или клёпочник.
  • Молоток, рулетка, маркер белый.
  • Бетономешалка, штыковая и совковая лопаты.
  • Защита для глаз и рук.

Инструкция по изготовлению и монтажу откатных ворот своими руками

Сначала необходимо нарезать трубы по размерам, данным в чертеже, воспользовавшись болгаркой. Обязательно используйте средства защиты.

Когда закончили нарезку, кладём трубы на горизонтальную поверхность или подставки, как на рисунке выше, чтобы сформировать раму согласно чертежу. Убедившись в правильности раскладки прихватываем сваркой все углы рамы в нескольких точках, затем полностью провариваем стыки. Теперь нужно зашлифовать места сварных швов. Внутреннюю поверхность рамы, там, где будет крепиться каркас необходимо предварительно загрунтовать антикоррозийной грунтовкой, так как позже когда встанет каркас доступ будет невозможен.

Таким же методом свариваем каркас и тоже зачищаем и загрунтовываем только уже с наружной стороны.

Соединяем раму с каркасом

Сначала определимся как будет зашиваться створка ворот - только с лицевой или с двух сторон. Если только с лицевой, каркас следует приваривать заподлицо с лицевой стороной рамы, когда с двух, то посередине. Возьмём вариант с обеих сторон. Отмеряем расстояние и делаем метки внутри рамы где должен находится каркас. Внутрь рамы, лежащей горизонтально, закладываем готовый каркас посередине рамы, регулируя его по меткам подложками из кусочков деревянного бруска. Отрегулировали, проверили, теперь нужно соединить каркас с рамой точками сварки по периметру с шагом около 45–60 см, чтобы не повело раму и каркас. Провариваем участками по 1 см перекрёстно, пока шаг между ними не составит 15–16 см, и только тогда провариваем стыки полностью. Теперь приварим направляющих рельс из комплекта фурнитуры к нижней части рамы. Приваривать будем таким же способом, как и каркас к раме.

Покраска

Далее необходимо подготовит раму к покраске. Сначала зачищаем все сварочные швы болгаркой до приемлемого вида. Обезжириваем всю раму и грунтуем антикоррозийной грунтовкой. После высыхания слоя грунтовки можно приступать к покраске. Для покраски лучше использовать алкидные эмали, но вполне подойдут и акриловые краски. Окрашивать можно краскопультом, кистью или маленьким валиком. Окраска производится в 2 слоя, нанося последующий слой после высыхания предыдущего.

Обшивка

Можно приступать к зашивке полотна ворот. Профильный лист, вырезанный по размеру, крепим при помощи саморезов со сверлом или заклёпок. Сначала фиксируем лист по углам, а затем прикручиваем его по периметру и по внутреннему каркасу с шагом 15–20 см.

Фундамент

Можно приступить к заливке фундамента. Копаем яму длиной не меньше половины проёма ворот, в нашем случае не менее 2 м, шириной 0,5 м и глубиной 0,7–1 м. Приступаем к подготовке закладной - здесь нет ничего сложного. Вот как выглядит готовая закладная:

Располагаем закладную в яме и проверяем уровнем чтобы швеллер находился в горизонтальной плоскости и в одном уровне с площадкой двора, так мы обеспечим ровное основание для кареток. Замешиваем бетон бетономешалкой в пропорции: 1 часть цемента, 2,1 песка, 3,9 щебня. Получаемая марка бетона М250. Заливаем полностью яму не забывая часто протыкать бетон куском арматуры или деревянной рейкой для лучшего проникновения и заполнения пустот. Выстаиваться фундамент должен не менее 10 дней, а полный срок высыхания и набора прочности бетоном 28 дней. На следующий день и в последующие 3–4 дня необходимо поливать фундамент водой, чтобы избежать растрескивания бетона.

Монтаж

Фундамент подготовлен - можно приступать к монтажу. На закладной размещаем 2 каретки на максимальном удалении друг от друга. Выставляем ворота на каретках, вставляя их в направляющий рельс. Теперь нужно отрегулировать каретки. Ближняя к проёму ставится так, чтобы ворота при полном открытии не доходили своим краем 15–20 см до каретки. Другая каретка ставится так, чтобы при полном закрытии ворот их край не доходил до каретки 5 см. Проверяем установку уровнем и прихватываем сваркой. Когда проверили что вся конструкция стоит верно завариваем стык каретки и закладной полностью.

Следующие действия заключаются в крепеже оставшихся деталей. Верхние оградительные ролики крепятся к закладной в столбе, если она предусмотрена, когда нет закладной нужно предварительно закрепить металлическую пластину на анкерные болты, он будет выступать в роли закладной. Верхние ролики обычно приваривают к закладной.

Можно сверху трубы 60*30 приварить отрезок трубы 30*20 и к нему приваривать верхние ролики. Таким способом мы получим более надёжное крепление.

На противоположном столбе крепим к закладным отрезок профильной трубы 30*20 длиной равной высоте створки ворот, а непосредственно к трубе верхний и нижний улавливатели. Нижний улавливатель крепим на 5 мм выше чем расположен концевой ролик, чтобы при наезде на улавливатель ворота приподнимались, таким образом, частично снимается нагрузка с кареток.

Верхний улавливатель крепится к трубе на 5–7 см ниже верха ворот для защиты от колебаний при ветре.

Закрывается направляющая с одной и другой стороны резиновыми заглушками которые идут в комплекте с фурнитурой.

Автоматическое открывание ворот

Для удобства использования можно сделать автоматический привод открывания ворот, в наше время рынок предлагает большой выбор таких приводов, и выбрать что-то для себя с хорошим балансом цена - качество, не составит труда. Доверить установку привода лучше всего специалисту в этом деле, хотя можно и разобраться и самому, так как к приводу идёт подробная инструкция по подключению самого двигателя, датчиков и монтированию зубчатой рейки.

Мощность покупаемого привода в зависимости от веса откатных ворот можно посмотреть в таблице:

Таблица: зависимость мощности двигателя от веса ворот

Но всё же лучше покупать привод с запасом мощности.

Готовые откатные ворота с автоматикой:

Видео: откатные ворота своими руками

Не секрет что откатные ворота спроектированные и собранные самостоятельно обойдутся гораздо дешевле заказанных в компании по производству и установке таких ворот. Качество исполнения мы контролируем сами, так что можно всё выверить до миллиметров, тем самым изготовив качественный продукт для собственного использования.