Разница в употреблении passe compose и imparfait. Прошедшее время: Passé Composé, Passé Simple, Passé Antérieur, Plus-que-parfait, Passé immédiat. глаголы на -cer

Чтобы выбрать прошедшее время - passé composé или imparfait , задайте вопрос и определите, о каком действии идет речь - о завершенном («Что сделал?») или незавершенном («Что делал?»).

В первом случае, при констатации завершенного действия, однозначно выбирается passé composé.

Во втором случае русский несовершенный вид прошедшего времени может переводиться на французский язык как passé composé , так и imparfait :

«что сделал»

passé composé

J’ai passé mes examens. – Я сдал свои экзамены.

«что делал»

passé composé , если:

1) в предложении указан завершенный промежуток времени (например, toute la journée, deux jours, longtemps);

2) глагол выражает результат действия, а не процесс его протекания

1) Il a marché toute la nuit. – Он шёл всю ночь.

J’ai lu longtemps. – Я долго читал.

2) J’ai lu ce livre. – Я читал эту книгу (значит знаю ее содержание, я ее прочитал).

J’ai vu ce film. – Я видел этот фильм (значит знаю его содержание, я его просмотрел).

imparfait (описание в прошедшем без указания на завершившийся промежуток времени; повторяющиеся, привычные действия в прошлом)

Il était content de nous voir. – Он был рад нас видеть.

Chaque semaine j’allais au cinéma. – Каждую неделю я ходил в кино.

1. а) Hier, j’étais malade (описание состояния) , il a plu toute la journée . - Вчера я был болен, весь день шёл дождь.

б) Hier, il pleuvait (описание) , j’ai été malade toute la journée (ограниченный промежуток времени) . - Вчера шел дождь, я весь день был болен.

Обратите внимание на то, что слово «hier» - «вчера» не является маркером passé composé, т.е. после него может ставится и imparfait.

2. а) Quand j’ai habité à Paris (ограниченный промежуток времени - только то время, пока я жил в Париже) , je visitais chaque semaine un musée (повторяющееся действие в прошлом) . - Когда я жил в Париже, я каждую неделю ходил в музей.

б) Quand j’habitais à Paris (повторяющееся действие, либо описание без указания на ограничение отрезка времени) , j’ai souvent visité des musées («часто» - подразумевается ограниченное количество раз ). - Когда я жил (бывал) в Париже, я часто посещал музеи.

3. а) Il faisait trop chaud (описание длительного действия) , je n’ai pas pu dormir (констатация факта) . - Было очень жарко, я не смог заснуть.

б) Il a fait trop chaud (констатация факта - именно в тот момент, когда я пытался заснуть) , je ne pouvais pas dormir (описание) . - Было очень жарко, я не мог заснуть.

Употребление

Imparfait прошедшее незавершенное время (в русском языке чаще всего соответствует прошедшему времени глаголов несовершенного вида, т.е. отвечает на вопрос «что делал?»). Служит для

1) выражения незавершенного действия в прошлом:

Je vous téléphonais . - Я вам звонил.

2) выражения обычного, повторяющегося прошедшего действия:

Quand j’étais petit, je jouais toujours avec mes sœurs. - Когда я был маленьким, я всегда играл с сестрами.

3) описаний в прошедшем времени:

Il était trois heures. Il n’y avait personne dans les rues. La pluie tombait . - Было три часа. На улицах никого не было. Шёл дождь.

4) выражения гипотезы в условном придаточном предложении (после si) обычно в паре с conditionnel présent :

Si j’étais riche , je voyagerais à l’étranger. - Если бы я был богатым, я бы путешествовал по загранице.

5) выражения вежливой просьбы :

Je voulais vous demander une chose. - Я хотел у вас кое-что спросить.

6) выражения предложения сделать что-л. в вопросительном предложении после si:

Si nous prenions du café? - Не выпить ли нам кофе?

Образование

Образуется от основы глаголы в 1 лице множественного числа настоящего времени и следующих окончаний: - ais, - ais, -ait, -ions, -iez, -aient.

Глаголы 3 группы в imparfait

Образуют это время по правилу: добавляется нужное окончание к основе глагола в 1 л. мн. ч. настоящего времени. Единственное исключение - глагол être , у которого основа для образования imparfait - ét- :

Орфография

Обратите внимание на особенности правописания у некоторых глаголов в imparfait:

1)глаголы на -ger

У глаголов, заканчивающихся на -ger, перед окончаниями, которые начинаются на -а или -о, ставится буква -е:

je mange ais, но: nous mangions

2) глаголы на -cer

У глаголов, заканчивающихся на -cer, перед окончаниями, которые начинаются на -а или -о, вместо буквы «с» ставится буква «ç»:

je commenç ais, но: nous commencions

3) глаголы на -yer

Пусть вас не смущают формы этих глаголов на «мы» и «вы», в которых на стыке стоят буквы «y» и «i»:

nous payi ons, vous payi ez

4) глаголы на -ier

В тех же формах на «мы» и «вы» не забудьте написать два «i» (одну от основы, вторую от окончания):

nous étudii ons, vous étudii ez

Употребление

В русском языке чаще всего соответствует прошедшему времени глаголов совершенного вида, т.е. отвечает на вопрос «что сделал?» .

Однако иногда и глаголы несовершенного вида прошедшего времени могут переводиться на французский в этом времени, если в предложении

1) указанзавершившийся отрезок времени , в течение которого происходило это действие (например, в предложении есть слова longtemps, toute la nuit, 3 heures, 3 jours и т.д.) - Nous avons discuté cette nouvelle toute la soirée. - Мы обсуждали эту новость весь вечер .

2) подчеркивается результат действия , а не процесс его протекания. Avez-vous lu ce livre? - Вы читали эту книгу? (Имеется в виду - «прочитали», т.е. знаете ее содержание).

Французские времена представлены настоящим, будущим и прошедшим временами, только во французском языке в отличие от русского, существует несколько форм их выражения. Прошедшее время во французском выражается посредством времени Passé Composé, времени Passé Simple, времени Plus-que-parfait, времени Passé Antérieur, времени Imparfait, времени Passé immédiat.

Passé Composé , то есть прошедшее сложное законченное время, которое используется для обозначения действия, уже завершившегося в определенный период времени, образуется посредством прибавления к вспомогательному глаголу avoir (иметь) или être (быть), спрягаемому в Indicatif Présent, причастия прошедшего времени. Например: D’où leur est venu cela? – откуда у них это взялось? Tu n’as pas pu arriver jusqu’à chez lui il y a cinq jours – ты не мог добраться до него пять дней назад. Причастие прошедшего времени первой группы образуется посредством добавления к основе смыслового глагола окончания –é. Например: Tu es resté au bord de la mer encore trois mois – ты отдыхал на берегу моря еще три месяца. Причастие прошедшего времени второй группы образуется посредством прибавления к основе смыслового глагола окончания – i. Например: Il a rougi comme un gamin – он покраснел как мальчишка. Следует также заметить, что в случае спряжения с глаголом être глаголов первой и второй групп, их причастия должны согласоваться с существительным, являющимся подлежащим в данном предложении, в роде и числе. Например: Elle est sortie du théâtre – Она вышла из театра. Elles sont sorties du cinéma – Они (женский пол) вышли из кинотеатра. Поскольку глаголы третьей группы являются неправильными глаголами, четкого и определенного правила для их образования не существует. Причастия данных глаголов можно обнаружить в любом словаре или справочнике, которые впоследствии настоятельно рекомендуется выучить.

Passé Simple , прошедшее простое законченное время, которое используется для выражения уже завершившегося в определенный промежуток времени действия, которое, как и Passé Composé, используется для обозначения уже завершившегося в определенный промежуток времени действия, но в отличие от него, не связанного с настоящим, образуется посредством присоединения к основе надлежащих окончаний. Глаголы первой группы в Passé Simple спрягаются с помощью добавления к основе приведенных ниже окончаний: je n’écoutai pas les conseils – я не послушал советов tu n’écoutas pas les conseils – ты не послушал советов il n’écouta pas les conseils – он не послушал советов nous n’écoutâmes pas les conseils – мы не послушали советов vous n’écoutâtes pas les conseils – вы не послушали советов ils n’écoutèrent pas les conseils – они не послушали советов. Глаголы второй группы в Passé Simple спрягаются посредством присоединения к основе приведенных ниже окончаний: je réfléchis à une question – я обдумал вопрос tu réfléchis à une question – ты обдумал вопрос il réfléchit à une question – он обдумал вопрос nous réfléchîmes à une question – мы обдумали вопрос vous réfléchîtes à une question – вы обдумали вопрос ils réfléchirent à une question – они обдумали вопрос. К глаголам третьей группы не применяется никаких конкретных правил спряжения, следовательно спряжения данной группы прошедшего времени во французском необходимо запомнить. Данное время используется в основном в литературной речи, а именно, в произведениях, носящих классический характер, и практически не употребляется в устной речи, последнее время оно чаще всего заменяется Passé Composé.

Что касается Plus-que-parfait , давно прошедшего сложного времени, которое используется для обозначения действия, которое произошло до какого-либо другого прошедшего действия, оно образуется путем прибавления к вспомогательному глаголу, а это глаголы avoir или être в Imparfait, причастия прошедшего времени. Например: Le maître avait déjà pris le voleur quand la police est arrivée. – Хозяин уже поймал вора, когда приехала полиция.

Также представлено временем Passé Antérieur . Passé Antérieur, прошедшее сложное законченное время, которое используется для обозначения действия, предшествующего другому действию в прошлом, но в отличие от Plus-que-parfait употребляется после определенных союзов, образуется посредством добавления к вспомогательному глаголу, а именно, глаголу avoir или être, спрягаемому в Passé Simple, причастия прошедшего времени. Данное время используется после таких союзов, как à peine que – едва…, как…, как только…; quand – когда, aussitôt que – как только, après que – после того как, dès que – как только, lorsque – когда.

Imparfait , прошедшее простое незавершенное время, которое используется для выражения незавершенного, продолжительного действия, совершающегося в прошлом, если не определен ни момент начала, ни завершение действия, образуется посредством присоединения к глаголу в первом лице множественного числа в настоящем времени приведенных ниже окончаний: je prenais par ruse – я брал хитростью tu prenais par ruse – ты брал хитростью il prenait par ruse – он брал хитростью nous prenions par ruse – мы брали хитростью vous preniez par ruse – вы брали хитростью ils prenaient par ruse – они брали хитростью.

Passé immédiat , непосредственное прошедшее время, образуется путем добавления к спряжению глаголу venir в настоящем времени предлога de и инфинитива соответствующего глагола. Данное время используется для выражения только что совершившегося действия или действия, совершенного недавно. Характерное его особенностью является употребление наречия только что, например: Je viens de partir– Я только что уехал.

Связывание - liaison

Связывание - это фонетическое явление, происходящее между двумя словами внутри ритмической группы. Первое слово заканчивается на непроизносимый согласный, второе начинается на гласную букву или h немое. В этом случае два слова сливаются и читаются как одно, причем конечная согласная первого слова произносится.

При связывании конечные буквы

  • s и x читаются как [z] : trois enfants ;
  • d как [t] : un grand enfant [œ̃grɑ̃tɑ̃fɑ̃];
  • f как [v], но только в двух выражениях: neuf heures , neuf ans ;
  • g раньше читалась как [k] , но сейчас это правило не соблюдается и считается устаревшим, т.е. g читается как [g] .
  • Конечная n имеет обязательное связывание в словах on, mon, ton, son , en . При связывании произносится носовая гласная и четкий звук [n]: mon a mi
  • Буква p связывается только на конце слов beaucoup и trop: trop he ureux .
  • Буква c связывается только в нескольких словосочетаниях: un croc-e n-jambe (подножка), un franc a rcher (вольный стрелок), un franc -a lleu (внесеньориальное владение), à franc é trier (во весь опор). Слово porc имеет связывание только в сочетании porc-é pic (дикобраз).
  • Буква q имеет связывание в слове cinq: cinq h ommes .

Связывание не делается со словами, которые заканчиваются на -rc, -rs/-res, -rt, -rd (кроме слов plusieurs, leurs, divers): deux h eures e t demie , vers e lle .

Связывание бывает обязательным, запрещенным и факультативным.

Обязательное связывание

  1. Между артиклем (un, des, les) , слитным артиклем (aux, des) и существительным: un e xamen, des é tudes .
  2. Между притяжательным прилагательным (mon, ton, son, mes, tes, ses, nos, vos, leurs) и существительным: mes é tudes .
  3. Между указательным прилагательным (cet, ces) и существительным: ces é tudes .
  4. Между прилагательными aucun, tout, quels, quelles, quelques и существительными: quelques a rbres .
  5. Между числительным и существительным: deux a mis .
  6. Между прилагательным и существительным, если прилагательное стоит впереди : de vieux a rbres .
  7. Между местоимением (on, il, elle, nous, vous, ils, elles, en, y ) и глаголом (также и в инверсии): vous a vez , ont-i ls [ɔ̃ti l], arrivent-i ls , vas-y .
  8. В большинстве случаев после глагольной формы est (от глагола être): c’est u ne ville .
  9. С коротким наречием: très é tonné .
  10. Между вопросительными словами quand (когда); comment (как, каков) и вопросительным оборотом est-ce que или со следующим словом, начинающимся на гласную букву или h: Quand e st-ce qu’on a rrive? ; Quand i l est là Но не перед инверсией , кроме одного случая-исключения: Comment a llez-vous .
  11. В устойчивых выражениях, как, например: avant-h ier , c’est-à -dire , de temps e n temps , plus a u moins , tout à coup , tout à l’heure .

Запрещенное связывание

  1. Перед h придыхательным : des h éros .
  2. Между существительным и стоящим после него прилагательным: un é tudiant i ntelligent [œ̃netydjɑ̃ ɛ̃tɛliƷɑ̃].
  3. Между подлежащим, выраженным не местоимением, и глаголом-сказуемым: Le train arrive .
  4. Перед числительными onze, huit: Ils ont h uit a ns .
  5. После вопросительных слов quand, comment, combien и глаголом в инверсии : Comment e st-i l venu? .
  6. После союза et : une fille et u n garçon .
  7. После некоторых предлогов (hormis, non compris, ci-inclus, selon, vers, à travers, envers, hors): vers elle .
  8. Перед словом oui : mais oui .

Факультативное связывание

Факультативное связывание характерно для возвышенной речи (например, при выступлениях на публике). В разговорной речи такие связывания обычно не делаются.

Вот перечень наиболее часто всречающихся случаев факультативного связывания:

  1. Между глаголом être и именной частью сказуемого: ils sont i ncroyables ; vous ê tes i diots .
  2. Между вспомогательным глаголом avoir / être и причастием participe passé : elle est a llée [ɛlɛta le]; nous sommes a rrivés .
  3. Между предлогом (особенно из одного слога) и следующим за ним словом: quand i l arrive .
  4. Между наречием (особенно, если наречие короткое) и следующим за ним словом: assez i ntéressant ; pas e ncore ; trop h eureux .
  5. Между глаголом и дополнением / и наречием: elle prend u n billet à Paris [ɛlprɑ̃tœ̃ bijɛ apari]; nous voyageons e nsemble .

Изучая французский язык, мы сталкиваемся с трудностями образования временных глаголов. Однако, также немаловажно понять их употребление. Давайте разбираться.

Самое простое время французского языка - это Indicatif Présent Actif. Оно используется :

Когда действие исполняется в момент говорения - J’ecris mon article.
. когда речь идет об истинно установленных фактах - La Terre est ronde.
. для выражения повседневных действий - Ma mère cuisine pour mon père.
. для выражения будущего времени, когда действие уже не ставится под сомнение - Je pars demain.
. для выражения действия в прошлом - в разговорной речи, когда рассказ живой и непринужденный - Et je prends mon frère et je vais chez mon ami…
Труднее дела обстоят с прошедшими временами, которым нет аналога в русском языке. При изучении группы прошедших времен во французском языке следует разграничать и четко понимать разницу между Passé Composé и Imparfait:

Времена французских глаголов - Imparfait:
- выражает прошедшее незаконченное действие. Действие неограниченно никакими временными рамками. - Je travaillais beaucoup.
- Действие является незавершенным. - Je pensais beaucoup. Я много думал.
Passé Composé:
- действие в прошлом ограничено во времени (часто используются такие маркеры как tout le jour, pendant six heures и т.д.) - J’ai travaillé tout le jour.
- Действие является завершенным. - J’ai acheté le cadeau.
Это главные отличия Passé Composé и Imparfait. Помимо этого Imparfait используется в следующих случаях:
- Когда действие описывает состояние в прошлом - J’étais content de te voir.
- Когда описывается повторяющееся действие - J’allais à l’ecole chaque jour.
Однако не стоит забывать и о спорных случаях, на которых можно проколоться. Так, например, с маркером «souvent» будем использовать Passé Composé, так как «часто» подразумевает ограниченное количество раз. А с «hier» может использоваться и Imparfait в зависимости от контекста:
Quand j"étais jeune, j’ai souvent fait du sport.
Hier il faisait froid.
Hier j’ai acheté mon cadeau.

Времена французских глаголов. Plus-que-parfait также принадлежит к группе прошедших времен французского языка. Данное время выражает действие, которое предшествует действию в прошлом.
Il a lu trois pages et compris qu’il n’avait pas fait attention à ce qu’il lisait.

Passé и Futur Immédiat выражают действие, которое было сделано только что или которое будет сделано в очень скором будущем.

Passé Immédiat: Je viens d’arriver. - Я только что пришел.
Futur Immédiat: Je vais sortir maintenant. - Я сейчас выхожу.

Futur Simple выражает действие схожее с будущим временем русского языка.
Je partirai pour mes vacances le 9 juin.

Также существует еще одно прошедшее время Passé Simple, которое, однако, редко используется в современном языке. Данное время описывает действия далекого прошлого, часто встречается в художественной литературе.

Времена французских глаголов. Образование временных форм.
По образованию времена французского глагола делят на простые и составные. Простые времена образуются путем изменения формы смыслового глагола, в то время как для образования составных времен требуется вспомогательный глагол. Итак, начнем по порядку. Ключ к французским глаголам лежит в знании форм настоящего времени (Indicatif Présent Actif) данных глаголов.

Образование форм настоящего времени варьируется в зависимости от группы глагола. Обратите внимание на таблицу образования форм Indicatif Présent Actif для всех трех групп:

I группа II группа III группа
je mange je remplis je cours
tu manges tu remplis tu cours
il mange il remplit il court
nous mangeons nous remplissons nous courons
vous mangez vous remplissez vous courez
ils mangent ils remplissent ils courent

Таким образом, зная формы простого настоящего времени французских глаголов, мы с легкостью можем образовать Indicatif Imparfait, Passé Composé, а также Passé и Futur Immédiat. Для этого нам потребуется лишь окончания данного времени, которые нужно запомнить.

Passé Composé
Для образования Passé Composé нам потребуется знать настоящую форму вспомогательных глаголов avoir и être, а также Participe Passé основного смыслового глагола. Таким образом, Passé Composé = avoir/ être в Présent + Participe Passé смыслового глагола.

Imparfait
Для образования Imparfait нужно взять основу глагола в Indicatif Présent первого лица множественного числа и добавить окончания -ais, -ais, -ait, -ions, -iez, -aient.
Таким образом, для глагола второй группы remplir получаем:
je remplissais
tu remplissais
il remplissait
nous remplissions
vous remplissiez
ils remplissaient

Plus-que-parfait
Зная временную форму Imparfait, нам легко будет образовать Plus-que-parfait:
Imparfait глаголов avoir/être + Participe Passé смыслового глагола

Futur
Для образования Futur Simple требуется взять основу инфинитива и добавить окончания -ai, -as, -a, -ons, -ez, -ont. Так для глагола первой группы manger спряжение в Futur Simple будет следующим:
je mangerai
tu mangeras
il mangera
nous mangerons
vous mangerez
ils mangeront

Passé Immédiat
Глагол venir в Présent + de + инфинитив основного смыслового глагола

Futur Immédiat
Глагол aller в Présent + инфинитив основного смыслового глагола.

Imparfait

(прошедшее несовершенное время)

Служит для

1) выражения незавершенного действия в прошлом:

Je vous téléphon ais . - Я вам звонил .

2) выражения обычного, повторяющегося прошедшего действия:

Quand j’ ét ais petit, je jou ais toujours avec mes sœurs. - Когда я был маленьким, я всегда играл с сёстрами.

3) описаний в прошедшем времени:

Il ét ait trois heures. Il n’y av ait personne dans les rues. La pluie tomb ait . - Было три часа. На улицах никого не было. Шёл дождь.

Образуется

основа глагола

в 1 лице

множ. числа

Окончания

-ais
-ais
-ait
-ions
-iez
-aient

Например:

nous parl -ons (основа - parl ~ )

Je parlais

Tu parlais

Il / elle parlait

Nous parlions

Vous parliez

Ils / elles parlaient

!!! Исключение : глагол (основа - ét~) :

j’étais nous étions
tu étais vous étiez
il/elle était ils/elles étaient

Imparfait и Passé composé

1. Поставьтеглаголыв “ Imparfait’’ :

a) 3e p. sing. – changer, commencer, tenir, choisir, neiger, avoir.

b) 1re p.pl. – crier, obliger, étudier, être, comprendre, prévenir, faire.

c) 3e p.pl. – annoncer, se diriger, devenir, lire, écrire, répondre, venir, choisir.

2. Составьте предложения по модели:

3. Поставьте глаголы в скобках в “imparfait ’’:

1. Il (aimer) se promener sur les quais, regarder les bateaux qui (monter) et (descendre) la rivière. 2. Souvent le dimanche il (emmener) les enfants visiter le parc. Ils ne (revenir) que le soir. 3. Аssis dans un fauteuil Léon (fumer) une cigarette et (feuilleter) un livre. 4. L’enfant (entrer) et (sortir) sans cesse, laissant la porte ouverte. 5. Il ne (savoir) rien des projets de sa femme. 6. Les promeneurs (se reposer) sur les bancs du parc. Les uns (lire), d’autres (causer) tranquillement. 7. Il (se trouver) à quelques pas de moi, mais, il ne me (apercevoir) pas.

4. Поставьте глаголы в “passé composé’’ или в “imparfait:’’

1. Sylvie (attendre) depuis une heure quand Nicolas (arriver). Elle (connaître) bien Nicolas parce qu’ils (être) amis depuis longtemps. Elle (savoir) qu"il (arriver) souvent en retard. Mais ce soir-là, elle (se mettre) en colère et (rentrer) chez elle. 2. Ce poète (mourir) très jeune. 3. Quand le professeur (entrer), les élèves (se lever). 4. Mon ami me (faire) signe de m’asseoir. 5. Nous (commencer) à chanter et à danser. 6. Les élèves (se mettre) à écrire. 7. Le ciel (devenir) sombre. 8. Elle (connaître) les gros travaux de ménage. 9. Peu à peu la nuit (tomber). 10. Claire (revoir) Emma le soir. 11. La soirée (être) charmante. 12. Nous (habiter) un appartement dont les fenêtres (donner) sur les boulevards.

5. Поставьте глаголы в “passé composé’’ или в “imparfait:’’

1. Comme il pleuvait, je (prendre) ____________mon parapluie.

2. Je (regarder) _______________ la télé lorsque le téléphone (sonner) _______________ .

3. Je (voir) ______________ six fois ce film.

4. Quand j"(être) enfant, je (passer) _______________ tous mes week-end à la mer.

5. Comme nous (être) _____________fatigués, nous (rentrer)_______________à la maison.

6. Quand tu (rentrer) _____________la voiture au garage, tu (oublier) ____________de fermer la porte.