Покровское кладбище. Слава и забвение. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Биография анатолий арсеньевич окунев

Технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)О Урок! - ты - солнце! Ш.Амонашвили

Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы № 526 г. С.-Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К.Крупской.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология.

По типу управления: современное традиционное обучение.

Принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих воз можностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

Принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

Установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания:

Принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

Мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами;

Принцип наглядности (отработка умения наблюдать); -принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Особенности методики

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:

Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

Экономное и целесообразное расходование времени урока;

Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ);

Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

Объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации по структуре комбинированного урока (на примере только одной структурной части) варьируются в технологии А.А.Окунева так (см. рис. 14):

Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию):

Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.

Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как вер ные, так и неверные. Предлагается проверить их.

На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными , наиболее часто встречающимися ошибками.

Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное.

На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.

Рис. 14 Технологическая схема комбинированного урока

Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы.

На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключе вые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить.

Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу

по плану.

Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные.

Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.

На доске выполнены чертежи к домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения.

Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач " Требования к учителю

Основная задача учителя - воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.

Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования.

Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.

Делать урок эмоционально ярким.

Использовать все разнообразные современные методы урока.

Создавать психологический комфорт для класса.

Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

Система уроков (по классификации А.А.Окунева):

Уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти);

Урок поиска рациональных решений,

Урок проверки результатов путем сопоставления с данными;

Урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают);

Урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода;

Урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;

Урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения;

Урок -«бенефис»;

Лабораторные работы по геометрическому материалу младших;

Урок - устная контрольная работа;

Урок-зачет (тематический и итоговый).

Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками: К.В.Маховой (химия), Т.И.Гончаровой (история), В.А.Гербутовым (физика), М.А.Няньковским (литература), Е.А.Филипповой (иностранный язык).

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

Уроки а форме соревнований и игр; конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; исследование, изобретательство, ком ментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»;

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;


Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политтехнология. По типу управления: современное традиционное обучение. По организационным формам: классно-урочная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно- иллюстративная + поисковая. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая.


Концептуальные положения Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями. Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.


Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: - теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться-по способностям; - принцип связи теории с практикой; - принцип доступности; - принцип сознательности; - установка не на запоминание, а на смысл; - принцип прочности усвоения знаний; - мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами; - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); - принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).


Особенности методики Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - экономное и целесообразное расходование времени урока; - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; - объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).


Способы организации начала урока: Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. На уроках математики на доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» создается условие задачи, осуществляется поиск ее решения.


Основные задачи учителя: воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников. Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования. Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. Делать урок эмоционально ярким. Использовать все разнообразные современные методы урока. Создавать психологический комфорт для класса. Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.


Система уроков: - уроки, где ученики учатся припоминать материал; - урок поиска рациональных решений; - урок проверки результатов путем сопоставления с данными; - урок одной задачи; - урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; - урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; - урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения; - урок -«бенефис»; - лабораторные работы по геометрическому материалу младших; - урок - устная контрольная работа; - урок-зачет.


К нетрадиционным технологиям урока относятся: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; - уроки в форме соревнований и игр; - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала; - уроки с имитацией публичных форм общения; - уроки с использованием фантазии; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций; - уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия; - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы.

Применение метода ОкуневаА.А. «Система эффективных уроков» на уроках специальных дисциплин. Преподаватель специальных дисциплин КГКП «Колледж радиотехники и связи» Шалова Фарида Кенжебековна. Электронный адрес: Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Окунев Анатолий Арсеньевич разработал технологию на основе системы эффективных уроков. Как говорится в методе Окунева.А.А Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям. По типу управления это современное традиционное обучение. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая. Принцип технологий Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка. Особенности методики Окунева. Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - экономное и целесообразное расходование времени урока; - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); - вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ); - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; - объем и прочность полученных учащимися на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН). Опираясь на метод Окунева.А.А я в своей практике использую следующие элементы этой технологий. Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках Особенно я применяю игровую технологию, - уроки в форме соревнований и игр; конкурс, турнир, эстафета ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, мозговая атака. - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала урок-презентация, «дублер начинает действовать»; - уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция. Прежде чем начать урок организовываю начала урока. Моя задача овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию. Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному учащимися. На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения. Обсуждаются различные способы решения задачи Дается домашнее задание составить кроссворд. Представляются наиболее удачные. Какой это дает результат? принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать) - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); -принцип оптимизации (выделение главного, учет времени). Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации по структуре комбинированного урока Результат достигнут за счет моей основной задачи. воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности учащихся. Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. Делать урок эмоционально ярким. Использовать все разнообразные современные методы урока. Создавать психологический комфорт для группы. Делать ставку на самостоятельный труд учащихся. Также мой уроки делятся по классификации - уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти); - урок поиска рациональных решений - урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают); - урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; - урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; - урок - устная контрольная работа; - урок-зачет (тематический и итоговый). Таким образом, подводя итог самоанализа своей работы, я хочу подчеркнуть, опираясь на метод Окунева.А.А что метод обучения позволяет раскрыть индивидуальные способности учащегося, стимулировать его деятельность и оказывать ему своевременную помощь в процессе обучения.

Откуда наши корни? Кто есть я? Всякий задает себе этот вопрос. Совсем в недавнем прошлом (советском) родители и близкие, как правило, ничего не рассказывали детям, а вот камни заговорили...

Весной 1991 года, вернувшись после пятидесятилетнего перерыва в свой родной город, я с сопровождавшим меня двоюродным братом Виктором пришла на Покровское кладбище поклониться могилам предков. Картина, открывшаяся моему взору, привела меня в смятение. Руины фамильных склепов и надгробий, заросли дикого кустарника, сорной травы, и солнце, еле пробивающееся сквозь кроны деревьев — все это создавало впечатление унылого запустения, заброшенности.

Виктор повел меня по тропе справа от дороги, ведущей к большой братской могиле времен Первой мировой войны, рассказывая по пути: «Здесь где-то похоронена тетя Тина, но найти ее могилу никак не могу...». Тетя Тина — Клементина Иоганновна Цветикова, родная сестра моей бабушки по отцовской линии. Их мать (моя прабабушка) — урожденная Окунева (позже могила была найдена).

Пройдя несколько десятков шагов, на могильной полуразбитой плите мы прочли надпись: «Мария Арсеньевна Сидкевичъ, урожд. Окунева, 1847—1925». Это моя прабабушка. Виктор хорошо помнит, что в бабушкином доме на улице Блаумана, № 1, где он жил, часто бывал ее двоюродный брат, Николай Окунев, вместе со своей матушкой. Отец Николай служил диаконом в Александро-Невской церкви. Окуневы были в Риге хорошо известны. Этот в основном купеческий род обосновался в Риге еще в XVIII веке. Об Окуневых писали не раз в рижских довоенных газетах, работая над которыми Светлана Александровна Видякина обнаружила ряд интересных данных. В частности то, что Николай Арсеньевич Окунев был одним из жертвователей на строительство Покровского храма. На большой родовой могиле среди порушенных крестов и надгробий удалось прочесть интересные надписи. Одну из них привожу дословно: «Здесь погребено тело раба Божьего Михаила Михайловича Окунева, скончавшегося 18-ого февраля 1843-го года на 42-ом году от роду, сына его Павла Михайловича Окунева, скончавшегося 9-ого мая 1861 года на 33-мъ году от роду и рабы Божьей Александры Лукинишны Окуневой, скончавшейся 14-го мая 1862 года, на 63-мъ году от роду». Остальные надписи предстоит еще расшифровать, так как крест и надгробие лежат ничком. Однако ближе к тропе, на другой могиле, с резной чугунной оградой и сохранившимся надгробием читаем: «Рижский купецъ Николай Арсеньевичъ Окуневъ род. 1836 г., сконч. 9 сент. 1910 г. и жена его Екатерина Ивановна, сконч. на 28 г. от роду». На обломке креста сохранилась надпись: «Вечный уход». По другую сторону тропы: «Мария Арсеньевна Сидкевичъ, урож. Окунева, 1847—1925». Ниже: «Клементина Ивановна Цветикова, 1872—1959» (дочь Марии Арсеньевны — Т. Н.)

Могила находится в секторе Г, № 19.

Больше мы пока не расшифровали, а родословную продолжают — Сидкевичи, Никифоровы, Цветикова.

Но очень хочется задаться вопросом: имеет ли отношение к вышеописанному выписка из книги историка М. И. Семевского «Тайная служба Петра I» (Минск, «Беларусь», с. 112), которая повествует, что «Прасковья (супруга единокровного брата Петра I — Иоанна) зачастую посылала к дочери Екатерине, когда она гостила у Анны в Митаве (Елгава), близких ей людей... Таким посыльным, как это видно из писем... часто бывал Окунев: «Окунева, Катюшка, держи, будет нужда какая приказать, ты ко мне его пришли...».

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы № 526 г. С.-Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К. Крупской.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология.

По типу управления: современное традиционное обучение.

По организационным формам: классно-урочная.

По подходу к ребенку: технология сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая.

По направлению модернизации: активизация.

Целевые ориентации

1 Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД. 1 Развитие способных детей.

Концептуальные положения

Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями.

Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.

Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

  • - теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашивать ся -по способностям;
  • - принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
  • - принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
  • - принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
  • - установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания:
  • - принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
  • - мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами;
  • - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); -принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Особенности методики

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:

  • - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
  • - экономное и целесообразное расходование времени урока;
  • - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;
  • - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД);
  • - вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ);
  • - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
  • - объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации по структуре комбинированного урока (на примере только одной структурной части) варьируются в технологии А.А. Окунева так:

Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию):

  • * Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.
  • * Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.
  • * На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
  • * На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками.
  • * Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное.
  • * На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.

Технологическая схема комбинированного урока

  • * Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы.
  • * На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключе вые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить.
  • * Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу

по плану.

  • * Обсуждаются различные способы решения задачи.
  • * Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные.
  • * Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.
  • * На доске выполнены чертежи к домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения.
  • * Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач " Требования к учителю
  • * Основная задача учителя -- воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.
  • * Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования.
  • * Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
  • * Делать урок эмоционально ярким.
  • * Использовать все разнообразные современные методы урока.
  • * Создавать психологический комфорт для класса.
  • * Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
  • * Система уроков (по классификации А.А. Окунева):
  • - уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти);
  • - урок поиска рациональных решений,
  • - урок проверки результатов путем сопоставления с данными;
  • - урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают);
  • - урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода;
  • - урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;
  • - урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения;
  • - урок -«бенефис»;
  • - лабораторные работы по геометрическому материалу младших;
  • - урок - устная контрольная работа;
  • - урок-зачет (тематический и итоговый).

Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками: К.В. Маховой (химия), Т.И. Гончаровой (история), В.А. Гербутовым (физика), М.А. Няньковским (литература), Е.А. Филипповой (иностранный язык).

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

  • - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
  • - уроки а форме соревнований и игр; конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
  • - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
  • - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»;
  • - уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
  • - уроки с использованием фантазии, урок-скалка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
  • - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюрс, ученый совет;
  • - уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж:
  • - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КЗН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?». -«Эрудицион». утренник, спек такль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» ч др.