Петре и февронии муромских. Житие петра и февронии муромских. «Болезнь во благо»

Житие Петра и Февронии Муромских – ярчайший пример благодетели и преданности. Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских празднуется Церковью дважды в году: 8 июля (25 июня ст. ст.), в день их праведной кончины, и 19 сентября (6 сент. ст. ст.), в день перенесения мощей. Подробнее о паре святых Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Житие Петра и Февронии Муромских: история

Петр и Феврония Муромские – супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви – дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату “суждена от Петрова плеча и Агрикова меча”. Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: “Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!”

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, – большую награду. “Я хочу его вылечить, – без обиняков ответила Феврония, – но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его”. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. “И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди”.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: “Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?” – “Одинакова”, – отвечал тот. “Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?” Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. “Что теперь с нами будет?” – с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: “Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!” В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: “Да будут они утром большими деревьями”. Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли “для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет” (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Вы прочитали статью Житие Петра и Февронии Муромских . Возможно, Вам будет интересно:

В православной семейной традиции принято почитать святых Муромских князей Петра и Февронию, житие которых будет представлено ниже. Вы узнаете, почему они так любимы христианами, за что их почитают даже монахи. Кроме того, мы поделимся с вами, как и где лучше всего просить святых об устроении личной жизни, о создании семьи и благополучии супругов.

Кто они?

Житие Петра и Февронии Муромских повествует о том, что эти люди не просто правили городом Муромом, но и делали добрые дела. Только представьте себе государей, которые желали бы всем добра, мира и любви. Они всегда слышали чужую беду, старались помочь каждому. Петр и Феврония, как повествует житие, стали достойными восприемниками князей Константина и Елены, Владимира и Ольги. К слову сказать, они также причислены к лику святых.

Возможно, именно поэтому даже до настоящего времени город Муром находится в благодатной атмосфере. Каждый паломник, приехавший сюда хотя бы однажды, навсегда запомнит то чувство умиротворения, радости, которое благоухает в окрестностях старого города. Особенно там, где располагаются древние монастыри: Свято-Троицкий, Благовещенский и Спасо-Преображенский.

Ниже будет представлено краткое содержание жития Петра и Февронии Муромских. А позднее подробнее изучим повесть, которая познакомит вас поближе с этими святыми. Итак, содержание следующее:

  1. Князь Павел (брат князя Петра) и его супруга, пострадавшая от дьявола.
  2. Агриков меч и уничтожение дьявола.
  3. Начало болезни князя Петра проказой.
  4. Поиск врача в рязанских деревнях.
  5. Знакомство с Февронией. Мудрые слова деревенской простой девушки.
  6. Отказ князя Петра жениться на простушке и возвращение болезни.
  7. Покорение воле Божией. Свадьба Петра и Февронии.
  8. Совместное правление.
  9. Изгнание князей из Мурома боярами.
  10. Возвращение их теми же боярами в город.
  11. Старость. Подготовка к монашеской жизни.
  12. Честное погребение и чудесное соединение святых в общем гробе.

Примерно такое содержание можно встретить в различных источниках. Кроме того, оно вам поможет, если нужно написать сочинение или изложение на столь полезную и благодатную тему.

Краткая история

Стоит отметить, что повесть об этих святых написал в свое время подвижник Ермолай-Еразм. Согласно описанным им событиям позднее появилось житие, то есть, говоря современным мирским языком, биография. Теперь приступим к изучению краткого жития Петра и Февронии Муромских.

У князя Петра был брат - князь Павел. Однажды к супруге последнего стал наведываться лукавый змий. Дело в том, что сей враг обретал обличье самого Павла, чтобы женщина не догадалась. Но мудрая жена всё поняла, она обратилась к своему мужу за помощью. Долгое время князь не мог понять, как изгнать дьявола. Однажды ему было чудесное видение, подсказавшее, что смерть змия будет от Петрова плеча и агрикова меча.

Никто сначала не мог понять, о каком мече идет речь. Князь Петр однажды зашел в храм помолиться. Друг он увидел тот самый агриков меч. Взяв его, он вернулся домой, дождался появления змия в обличье его брата и убил его. При смерти чудовище брызнуло на Петра ядовитой кровью. С той поры князь Петр был болен проказой. К сожалению, никто помочь ему не мог.

Отправившись на поиски врача, он попал в деревню Ласково под Рязанью. Нашел дом древолаза. Говорили, что его дочь исцеляет больных. Вместо себя князь Петр отправил слугу. Девушка была дома. Завязался очень странный разговор, но мудрая девица Феврония объяснила, что делать Петру. Князь и его слуга выполнили все рекомендации девушки, после чего последовало исцеление. Но никто не догадывался, что Феврония - святая угодница Божия, она провидела волю Господню и велела князю примерно так: женись на мне, тогда исцелишься. Князь пообещал. И правда, наступило выздоровление. Но Петр решил не жениться на Февронии. Болезнь вернулась.

Далее житие Петра и Февронии повествует о том, что свадьба состоялась. Молодые супруги стали править Муромом. Но боярам и их женам очень не нравилось, что выше них - простая деревенская девушка. Они попросили князя Петра, чтобы тот оставил свою супругу ради них. Но Петр этого не сделал. Бояре изгнали своих князей. Святые Петр и Феврония остановились у реки. Князь Петр впал в отчаяние, но Феврония поддержала его. Вместе они смогли пережить эту беду.

Однажды за ними прибыли бояре, прося прощения за свои поступки. В городе был хаос и массовые убийства, достойного правителя так и не нашлось. Тогда все поняли, что править Муромом могут только Петр и Феврония.

В старости святые князья твердо решили послужить Богу в монастыре, поэтому приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Когда князь Петр почувствовал приближение смерти, он отправил письмо своей супруге в женский монастырь. Феврония в этот момент вышивала воздух. Закончив работу, она оповестила своего мужа. Затем они одновременно почили.

Еще перед смертью князь Петр смастерил один широкий гроб для двоих с перегородкой посередине. Но горожане и насельники монастырей переложили их в разные гробы. Чудесным образом почившие супруги снова оказались вместе. Таким образом, все поняли: свершилось чудо, объясняющее, что любящие супруги должны быть вместе не только на земле, но и в загробной жизни.

Смысл повествования

Вот такое интересное житие Петра и Февронии. Но здесь важно уловить суть и понять, что это не сказка, а реальность, которая имела место около восьми веков назад.

Какой смысл кроется в повествовании? Обратите внимание на ключевые моменты: благочестивое и верное супружество. Вспомните, как бояре поставили князю ультиматум: или мы, или уходи вместе с ней! И Петр, как верный и любящий супруг, выбрал изгнание. Для него важно быть вместе с той, кого ему послал Господь в жены. Это, пожалуй, для нас самый важный урок - верность! А верность будет от любви к самому близкому человеку.

Кто им молится

В наше время можно часто слышать о том, что о семейном благополучии обязательно молятся Петру и Февронии. Но разве только супругам дозволено просить о помощи у святых? Конечно же, нет. Одинокие люди, желающие найти свое счастье, также просят искренне о второй половине в молитвах к святым.

Нередко родители, близкие родственники супружеских пар, одиноких, тоже обращаются к ним, чтобы те испросили у Бога для них счастья. К слову сказать, многие из тех, кто почитает эту супружескую чету, знают житие святых Петра и Февронии Муромских, стараются подражать им.

Где молиться

Можно совершать молитву и дома, но лучше пойти в храм, где проводят службы. В современной православной России принято в некоторых церквях регулярно совершать молебен святым Петру и Февронии. Житие является прекрасным помощником в подготовке. Кроме того, читается также акафист. В тексте данного вида моления можно встретить уже знакомые сюжеты из повести Ермолая-Еразма.

По окончании чтения акафиста совершается сама молитва к святым супругам. Каждый, кто пришел на службу в храм, искренне надеется на получение просимого, на поддержку со стороны святых.

Кого слышат святые

Вспомните из краткого цитирования жития Петра и Февронии Муромских сюжет о том, что при жизни супруги всегда слушали людские мольбы о помощи, и они всегда утешали обделенных, обиженных, нищих, давали просимое во благо. Перейдя в Царство Божие, они не перестали помогать людям. С Небес они слышат все наши мольбы, ходатайствуют за нас перед Господом.

Но наибольшую поддержку получают супруги, обвенчавшиеся в Православной Церкви. Они становятся покровителями и защитниками семьи.

Кому читать житие

Повествование о муромских князьях будет интересно послушать не только взрослым, желающим обрести семью, но даже детям. Уже с юных лет желательно рассказывать о том, какой должна быть семья, чтобы в будущем они несли достойно свой крест, были верными и умели любить.

Житие Петра и Февронии - это настольная книга каждой семьи. Его можно перечитывать снова и снова, чтобы освежить все в памяти, заметить что-то новое для себя. Пусть для каждого из вас эти угодники Божии станут верными друзьями!

Вы ознакомились с кратким содержанием жития Петра и Февронии. Желаем вам обретения семейного благополучия, терпения и взаимной любви с близкими, супругами!

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Пересказала

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) — русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии ». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены! «. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Пётр и Феврония

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.


Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник — День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка — как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008)

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

О фильме:
День семьи, любви и верности - так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение - исцелить его может дочь бортника - крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит - так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

Документальный фильм-расследование из цикла «СВЯТЫЕ»
СВЯТЫЕ. Идеальный брак Петра и Февронии

Информация о фильме
Название
Оригинальное название : СВЯТЫЕ. Идеальный брак Петра и Февронии
Год выхода : 2010
Жанр : Документальный цикл
Режиссер : Олег Бараев, Денис Красильников
Ведущий : Илья Михайлов-Соболевский
Эксперт : Аркадий Тарасов

О фильме:
Петр и Феврония всегда считались покровителями любви и семейного очага в России, хотя культ этих святых возродился только два года назад. Они исцеляли и продолжают исцелять от неудач в любви, от супружеских измен, от бесплодия. Их семья считалась идеальной. Но так ли это? В советские годы ученые подвергли сомнению информацию о существовании муромских святых. В чем же тайна Петра и Февронии? Может быть, разгадав ее, мы сможем найти рецепт идеальной семьи и счастья.

Это история верности, преданности и настоящей любви, готовой идти на жертву ради самого любимого и важного человека.

Супруги Пётр и Феврония княжили в Муроме в конце 12, начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день. Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Князь Пётр занял Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел. Его мучила проказа. Всё тело князя было покрыто язвами. Много целителей пытались его излечить, но никто не смог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

Видение Петра

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!". Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.
Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Повесть о Петре и Февронии

Существуют две красивые легенды о происхождении названия. Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила , откуда горы и получили название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог любви, согласия и дружбы, и, вероятно, отождествлялся со славянским богом Лель». Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии , в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром , перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века „премилыя горы” за то, что дали нам приют и убежище». У подножья гор протекает речка, которой святая княгиня дала название Муромка. Краевед А.А. Епанчин в своих изысканиях приводит такую легенду: святая Феврония, просто гуляя по горам, воскликнула: «Какие премилые горы!». С тех пор их стали называть «Перемиловы горы»8 . Само место проживания святых на Окских берегах носит название Перемиловой пустыни.

Точное положение Перемиловой пустыни и речки Муромки обозначено на картах Муромского уезда 1890-х гг. Епанчин дает подробное описание легендарного сюжета о прибывании Петра и Февронии на окских холмах. «На речке Муромке ныне стоит деревня Корниловка. Троице-Перемилова-Пустынь-погост также вполне исторический памятник. После того, как она пришла в запустение, на ее месте осталась приходская церковь. Память о пустыни сохранилась в названии местной пристани – „Монастырек”. После революции церковь была закрыта, сейчас погост носит название „Судострой”». Отмечается, что пенек от процветшего деревца находился напротив того места, где была колокольня, на самом западном краю погоста, и в 1987 г. был завален булыжниками. В настоящее время здесь располагается база отдыха с одноименным названием «Перемиловы горы», куда часто приезжают семейные пары, желающие приобщиться к истории и вдохновиться святыми покровителями Любви, Семьи и Верности, а также просто отдохнуть и восхититься великолепием местной природы.

Перемиловская возвышенность довольно плотно заселена. Интересно отметить что, многие населенные пункты сохранились с XVIII столетия до настоящего времени. Некоторые поменяли или видоизменили свое название. Самые крупные реки на Перемиловых горах – Муромка, Кутра, Кузома, Реут.

О разнообразной растительности в Перемиловых горах пишет в своем описании Муромского уезда Н.Г. Добрынкин. Но одно растение он выделяет особо: «Оскорь (осокорь) – произрастает только в предгорьях Перемиловских гор, преимущественно у села Спас-Седчино, где их разведено много даже в садах. Сохранившиеся там деревья достигли значительной высоты и толщины и громадностью своею составляют замечательную редкость края».