Наказания в англии 18 век. Наказание за измену в англии. Казнь в Англии

Основным источником уголовного права в Средневековой Англии были судебные прецеденты. Король Генрих I исключил уголовную ответственность для малолетних детей до 7 лет и душевнобольных людей, но для всех остальных эта ответственность была весьма строга. В XIII веке в Англии наказывали смертной казнью за измену, убийство, поджог, разбой, изнасилование и некоторые виды краж.

Причем согласно статута 1352 года измена подразделялась на две категории: высшая и малая. Под «высшей изменой» понимали: убийство короля, королевы, наследника; изнасилование королевы, старшей дочери короля, жены его старшего сына (наследника); восстание против короля, оказание помощи его врагам внутри страны или во вне ее; подделка королевской печати; убийство лорда-канцлера; лорда-казначея или любого королевского судьи.

А к «малой измене» относились такие преступления как убийство слугой господина, женой мужа, мирянином прелата.

Вообще английские монархи, чтобы добиться от своего народа добропорядочности казнили подданных за малейшие проступки, все расширяя и расширяя сферу применения смертной казни. Смертью наказывали за совершение свыше двухсот видов преступлений. Казнить могли за то, что человека застигли вооруженным или переодетым в чужом лесу, за злонамеренную порубку или уничтожение деревьев, злонамеренное уничтожение скота, за двоебрачие, за карманную кражу в публичном месте на сумму свыше 1 шиллинга.

Особо жестоко наказывали как везде за государственную измену. Это преступление каралось четвертованием или колесованием для мужчин и сожжением для женщин.

Обычай рубить головы завез в Англию нормандский герцог Вильгельм Завоеватель. И впервые на Британских островах он опробовал этот вид казни в 1076 году на саксе по имени Атэольф.

Правда отрубление головы считалось благородной казнью и применялось преимущественно к людям благородного происхождения, осужденным за измену. В период с 1388 по 1747 гг. в Англии был обезглавлен 91 человек, среди них многие знатные и известные персоны. Например: король Англии Карл I, королевы Анна Болейн и Мария Стюарт. Последним из тех, кто взошел на эшафот, чтобы лишиться там головы, был лорд Симон Ловатт, которого обезглавили на холме Тауэра 9 апреля 1747 года.

В процедуре этой казни были важны любые мелочи. Поэтому для нее выработали некие стандарты. Использовался топор с лезвием 1 фут и 4 дюйма высотой (500 мм) и 10 дюймов шириной (250 мм) с длинным топорищем в 5 футов и 1 дюйм длиной (1625 мм). Плаха, как правило, использовалась низкая, всего несколько дюймов высотой. Поэтому приговоренный лежал на животе и клал на нее шею. Так в частности был казнен Карл I в Уайтхолле в 1649.

Неудачно проведенное отделение головы от тела сохраняло в истории имя не только казненного, но и палача. Так, в ней остались данные об английских палачах: Джеке Кетче, который был вынужден трижды рубить голову лорду Расселу и Джеке Трифте, которому потребовалось тоже три удара топором, чтобы обезглавить лорда Балмерино.

Надо отдать должное англичанам. Несмотря на то, что они всегда считались поборниками старинных традиций, они никогда не чурались нововведений. Не случайно они одни из первых предприняли попытку механизировать процесс казни.

В правление короля Эдуарда III (1312-1377гг.) граф Уоррена завел себе в Галифаксе для устрашения окрестных разбойников специальную машину. Вскоре в графстве появился закон, который гласил, что, если преступник схвачен в Хардвикском лесу и его окрестностях с ворованным товаром стоимостью более 13-ти с половиной пенсов, через три дня после его поимки он предстанет перед судом города Галифакса, и если суд признает его виновным в краже, его следует предать казни через обезглавливание с помощью машины.

Эта машина представляла собой раму из двух брусьев длиной 5 ярдов, установленных вертикально, между которыми находилась подвижная деревянная колода с прикрепленным к ней большим тесаком. В английских хрониках описывается, что перед казнью колоду поднимали до самого верха и закрепляли в таком положении с помощью деревянного штифта. К штифту был привязан конец длинной веревки, другой конец которой кидали в толпу. Когда преступник, исповедавшись, клал голову на плаху, каждый присутствовавший мог взять конец веревки и выдернуть штифт. Колода с ножом падала вниз с такой силой, что если бы шея преступника была такой же толстой как у быка, его голова все равно бы оказалась отрубленной одним ударом.

Хроникеры также приводят одну любопытную деталь:

Если украдены были бык или лошадь, или корова, то животное приводили к месту казни и привязывали к нему свободный конец веревки; когда наступало время совершить казнь, по сигналу бейлифа (или его помощника), животное стегали кнутом, оно шло вперед, выдергивало штифт, и казнь свершалась.

Надо сказать, что галифакская машина не простаивала без дела. В соответствии с приходской книгой записи смертей с марта 1541 года по апрель 1650 года эта машина отправила к праотцам 49 преступников. Пришлось изрядно потрудиться ей и в XVII веке в правление королевы Елизаветы. Но в целом новинка в Англии не прижилась. Кроме Галифакса она нигде не обрела популярности, а с 1650 года вообще не использовалась. Зато ее сестрица – «гильотина» вскоре начала свое триумфальное шествие по Франции.

Самой распространенной казнью в Англии было повешение. Там вешали даже за бродяжничество и за мелкие кражи. В царствование Генриха VIII (1509-1547 гг.) Лондон получил прозвище – «город виселиц». При Генрихе в Англии только за бродяжничество было казнено 72 тысячи человек. Во время правления короля Эдуарда VI только на месте казни для простолюдинов в лондонском районе Тайберн ежегодно в среднем казнили 560 человек. В Англии во времена Генриха VIII протестантский парламент принял закон, по которому католиков вешали, в отличие от лютеран, которых сжигали заживо.

А для дворян в Англии завели особое «гламурное» повешенье. Их вздергивали на шелковом шнурке. Последний раз такой элитарный шнурок затянулся 4 мая 1760 года на шее лорда Ферреса, приговоренного Палатой лордов к смерти за убийство. К виселице в Тайдберне Феррес подкатил в собственной парадной карете, запряженной шестеркой лошадей. В общем, казнь получилась красивой. И в память о ней шелковый шнурок, отправивший лорда на тот свет, сохранили. Ныне он хранится в музее Тайберна.

Для устрашения закононепослушных граждан в Англии Указом короля Ричарда II от 3 августа 1381 года ввели «повешение в цепях». Указ гласил: «... выковать железные цепи и подвешивать ими злодеев на виселице, где они были казнены; и висеть злодеи должны до тех пор, пока с них не начнет сползать плоть, а жителям - терпеть зловоние». Теперь нередко после обыкновенного повешения на веревке преступника обматывали цепями и на многие месяцы их гниющие тела становились зловещим украшением городских ворот, либо рыночных площадей, и видом своим отвращали честных граждан от противоправных действий.

Такой вид устрашения в Англии практиковался довольно долго. Последним «повешенным в цепях» стал в 1834 году некий Роберт Кук.

Повешение за воровство было отменено в начале царствования королевы Виктории, однако за убийство эта мера наказания по-прежнему применялась.

В королевском флоте моряков за преступления вешали на реях. Правда, это не помешало Англии стать владычицей морей.

Кроме того, в английском флоте для провинившихся моряков практиковалось килевание. На веревке их протаскивали под днищем корабля.

Существует один любопытный исторический анекдот о пребывании Петра I в Англии. Когда царь Петр был в Спитхеде, гавани Портсмута, он пожелал посмотреть, что такое килевание, которому подвергают провинившихся матросов в английском флоте. Однако в порту не нашлось никого, кто заслуживал бы подобного наказания. Тогда Петр предложил взять кого-нибудь из его свиты. Ему возразили:

Государь! Ваши люди находятся в Англии - следовательно, под защитой закона.

За фальшивомонетничество в Англии сначала отрубали руки и половые органы, а потом стали варить заживо в кипятке. Также в кипятке варили и отравителей.

В годы правления королевы Марии (1553 - 58 гг.) начались репрессии в отношении протестантов. 274 из них подверглись казни путем сожжения на костре. Для казни протестантского пастыря, епископа Глостерского Джона Хупера придумали даже спецэффекты. Когда 9 февраля 1555 года Хупера приковали для сожжения железным обручем к деревянному столбу. Ему между ног и под мышками подвесили мешочки с порохом по 400 грамм каждый. Это было сделано исключительно для зрелищности. Этакая казнь с салютом. Однако эффект от взрыва мешочков с порохом получился не самый зрелищный. Джон Хупер даже не потерял сознание и был только изуродован, что вызвало к нему сочувствие зрителей. Очевидец казни Джон Фокс писал: «... даже когда его лицо совершенно почернело и язык распух так, что он не мог говорить, губы его продолжали двигаться, пока не обнажились десны».

Не менее кровавым стало правление другой королевы - Елизаветы I. За годы пока она находилась на престоле, в Англии были казнены 89 тысяч человек. Что позволило Вольтеру сказать об Англии: «Ее историю должен писать палач».

Инквизиции в Англии не было. Но колдуны и ведьмы, как других европейских странах, имелись. А потому в 1952 году там появился закон, который осуждал колдунов на смерть, конфискацию движимого и недвижимого имущества, земель и всего состояния, с лишением права убежища в храме и церковного погребения. Колдунов и ведьм как положено жгли и топили. За два с половиной столетия за колдовство умертвили около тысячи человек.

В качестве примера можно привести две жертвы периода «охоты на ведьм» в Британии.

В 1618 году была подвергнута пытке сдавливанием по обвинению в колдовстве Изабель Грауфорд, жительница города Ирвин, графство Эйршир в Шотландии. Когда ее нагрузили колодками с камнями общим весом 168 килограмм Изабель еще держалась. Но когда вес увеличились и под его тяжестью у Грауфорд затрещали кости голеней, женщина не выдержала и призналась в колдовстве. После этого ее осудили на смерть. Правда на прощание перед казнью она еще успела проклясть палача.

Для другой жертвы средневекового правосудия - шестидесятилетней Алисы Гудридж, обвиненной в 1596 году в околдовывании 14 - летнего Томаса Дарлинга, была применена другая пытка: ей на ноги были обуты новые кожаные башмаки, а сами ноги пододвинуты к огню. Сдавливание ног высыхающей кожей вызвало такую сильную боль, что Гудридж согласилась назваться ведьмой, лишь бы прекратить пытку. До суда она не дожила, скончалась в тюрьме.

Ведьм в Англии казнили до 1682 года, именно в тот год была умерщвлена последняя обвиненная в колдовстве женщина.

Джон Типтофт, граф Вустер во время дипломатической службы при папском дворе проникся идеей, что лучшая казнь – это мучения человека на колу. А потому стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году. Впрочем, спустя некоторое время он сам был казнен за действия, «противные законам данной страны».

Самой жестокой казнью в средневековой Англии, вероятно, было четвертование. Причем за особо тяжкие государственные преступления оно применялось в комплексе с другими видами умерщвления. Сама казнь называлась - «повешение, потрошение и четвертование» (по английски: hanging, drawing and quartering). Осуждённого вешали на короткое время на виселицу, так чтобы он не умер, затем снимали с верёвки и выпускали ему внутренности, вспоров живот. Только затем его тело рассекали на четыре части и отрубали голову. После казни части тела выставляли на всеобщее обозрение, иногда развозили их по разным городам. Причем эта жестокая казнь была официально отменена в Англии только в 1867 году.
До этого времени четвертованию подверглось в Англии немало известных личностей. Первым из них в 1283 году стал Давид, принц Уэльский. После этого титул принца Уэльского стали присваивать старшим сыновьям королей. Четвертованию был подвергнут в 1305 году в Лондоне шотландский военачальник Уильям Уоллес. В «четырех углах Англии» прибили части тел лидеров восстания Уота Тайлера - Джона Бола и Джона Листера. В 1442 году был повешен, обезглавлен и четвертован священник Роджер Болинброк, участник заговора герцогини Глостерской. А в 1600 году были четвертованы около десяти человек, подписывавших смертный приговор королю Карлу I. Правда король Карл II, сын казненного монарха, проявил к некоторым осужденным милость, разрешив их не четвертовать, а оставить на виселице до смерти; а тела их целыми отдать родственникам и друзьям для погребения.

Англия – удивительная страна, там праздники устраивают даже в честь преступлений. 5 ноября 1605 года в Лондоне был раскрыт знаменитый Пороховой заговор католиков, собиравшихся взорвать здание английского парламента вместе с находившимся там королем протестантом Яковом I Стюартом. Этот заговор назван именем Гая Фокса, но он являлся всего лишь исполнителем, а не организатором преступления.

Гай Фокс спустился в подвал под зданием парламента, подготовил фитиль, который вел к мешкам с порохом, и направился наружу. Не успел он выйти, как на него набросились поджидавшие в засаде люди во главе с мировым судьей Ниветом.
- Если бы вы меня захватили внутри, - сказал Гай Фокс, - я взорвал бы вас, себя и все здание.

Когда его подвергли пытке на станке для растягивания жил, Гай Фокс выдал и сообщников и детали заговора. Одних заговорщиков: Догби, Роберта Кетсби, Гарнета, Гранта и Бетса просто повесили на площади святого Павла. А других: Фокса, Кея, Роксвуда и Тома Винтера предали более изощренной казни – их сначала повесили, а потом еще и выпотрошили на дворцовой площадке.

21 января 1605 года избежавший гибели парламент решил объявить 5 ноября - днем открытия «порохового заговора» и отмечать его вознесением благодарственной молитвы. С тех пор англичане торжественно празднуют спасение короля, устраивая ежегодно 5 ноября театрализованный маскарад и сжигая на костре чучело Гая Фокса. А перед открытием каждой сессии парламента по традиции производится церемониальный осмотр всех подвальных помещений здания.

В 1803 году за подготовку покушения на короля Герга III были выпотрошены и четвертованы Эдуард Марк Деспард, бывший белизский губернатор, и шесть его сообщников.

Процедура этой казни имела несколько вариаций, но все они не отличались гуманностью. К месту казни изменников обычно везли на тележке, но порой просто волочили по мостовой, привязав за ноги к хвосту лошади. Потом их вздергивали на виселице, но не до полного удушения. После чего выпускали им кишки, которые тут же сжигались. И, наконец, последовательно отрубали голову, руки и ноги, которые выставлялись в каких-нибудь людных местах. Обычно этими местами являлись Сити-Гейтс, Лондон-Бридж и Вестминстер-Холл. Чтобы нагнать жути на присутствующих, палач иногда вырывал сердце у казненного и поднимал его над головой со словами: «Вот сердце изменника!»

Именно такой казни были подвергнуты по обвинению в государственной измене Джон Фернли, Уильям Ринг и Генри Корниш, которым 19 октября 1685 года объявили следующий приговор:

«Вы, каждый из вас, должны быть отправлены в места, откуда прибыли, и из тех мест вас надлежит доставить к месту казни, где вас каждого по отдельности подвергнут повешению за шею до приближения смерти, после чего вас снимут с виселицы, выпустят внутренности и сожгут у вас на глазах, отрубят каждому по отдельности головы и тела расчленят на четыре части, с которыми затем поступят, как повелит король, да простит Господь ваши души».

Правда, женщин четвертованию не подвергали. Элизабет Гонт, которую судили за измену вместе с Фернли, Рингом и Корнишом, приговорили к «сожжению насмерть».

Пожалуй, средневековая Англия как никакая другая страна вложила вклад в историю знаменитых казней. Здесь в отличие от многих других государств не стеснялись казнить венценосных особ, особенно женского пола.

Английский король Генрих VIII был суров и любвеобилен. Не ужившись со своей первой женой – испанкой Екатериной, он с большим трудом развелся с ней. Для чего ему даже пришлось сменить государственную религию в Англии – с католической на протестантскую.

Его вторая супруга Анна Болейн оказалась протестанткой и особой с сильным характером. Чтобы угодить ей, Генрих даже вынужден был казнить противников их брака, в том числе своих друзей – кардинала Уолси и бывшего лорда-канцлера Томаса Мора. Постепенно у короля нарастало раздражение, мало того, что супруга была склочной, так еще никак не могла подарить ему наследника. В сентябре 1533 года Анна родила девочку, но кто ж тогда мог знать, что из этой девочки впоследствии вырастет королева Елизавета I. А второй ребенок Анны родился мертвым. Между тем Болейн вела себя все более вызывающе, закатывая пышные праздники в отсутствие супруга и приобретая дорогие украшения.

Наконец Генриху это все надоело. 15 мая 1536 года Анна Болейн предстала перед судом. Ее обвиняли в кровосмесительной связи с братом Джоном Рочфордом, в колдовстве (у нее был шестой палец на одной руке), а также в заговоре с целью убийства Генриха VIII. Причем говорили, что Анна обещала каждому из заговорщиков выйти за него замуж после смерти венценосного мужа. Любопытно, что королеве также ставились в вину насмешки над стихами, которые сочинял Генрих VIII.

Вскоре Анна Болейн, а также ее друзья и пособники по заговору - Генри Норрис, Марк Смитон и ее брат лорд Рочфорд были приговорены к казни.

Королеву приговорили к сожжению на костре или обезглавливанию – на усмотрение Генриха. Он повелел отрубить ей голову, но сделать это не топором, а мечом – по примеру соседней Франции. Правда в Англии не нашлось палача, умело действующего этим орудием, и пришлось выписывать специалиста из Кале.

19 мая 1536 Анну привезли на лужайку Тауэра под охраной двухсот лучников. Для своей скорбной кончины королева принарядилась, как на бал. Она была одета в длинное платье из зеленого дамасского шелка с красной нижней юбкой. Ее волосы были подняты белой лентой и небольшой темной шляпкой, на ее груди был золотой крест на цепочке, на руках белые перчатки. И только Библия в ее руках подчеркивала, что этот наряд не для праздника.

Поднявшись по лестнице на эшафот, Анна сняла шляпу и вуаль. Говорят, что перед казнью произнесла речь, превозносившую короля за всяческие добродетели. Но это опальной королеве уже не могло помочь. Одна из сопровождавших ее придворных дам, завязала ей глаза большим белым платком. Анна положила голову на плаху, а палач, взмахнув длинным двуручным мечом, с одного удара отсек ей голову.

После этого Генрих VIII повеселел и закричал: «Дело сделано! Спускайте собак, будем веселиться!» В тот же день он женился на своей любовнице - придворной даме Джейн Сеймур.

Сеймур стала его третьей женой, но не последней. Свою пятую супругу Генрих VIII тоже отправил на плаху.

Ею была юная Екатерина Говард. С ней Генрих словно бы помолодел. При английском дворе возобновились турниры, балы и прочие развлечения, к которым он охладел еще в период брака с Анной Болейн. Король любовался юной свежестью Екатерины и ласково называл ее «розой без шипов». Увы, королева оказалась просто юной ветреной особой без большого ума. Она начала изменять Генриху с друзьями юности, да еще к тому же оказалось, что с одним из них она была помолвлена. Генрих не потерпел измены и отправил свою «розу» на эшафот. Правда, Екатерина находилась от всего происходящего в таком шоке, что ее пришлось нести к месту казни. Екатерину Говард 13 февраля 1542 года прилюдно обезглавили, а потом похоронили рядом с останками Анны Болейн.

Любопытно, что казням жен короля предшествовали казни его советников. Бывший лорд-канцлер Англии Томас Мор был ярым противником женитьбы Генриха 8 на Анне Болейн и угодил за это на плаху. 28 июля 1540 года в день бракосочетания Генриха VIII с Екатериной Говард был казнен советник короля Томас Кромвель, обвиненный в ереси и предательстве.

Следующей казненной королевой стала шестнадцатилетняя Джейн Грей, прозванная «королевой на девять дней». Она стала всего лишь пешкой в руках герцог Нортумберленд Джона Дадли, возведшего ее на престол. Герцог прежде всего, хотел сделать королем своего сына Гилфорда, который был мужем Джейн, но не имел королевской крови.

Нотумберленд в результате военного переворота захватил власть в Лондоне и усадил на престол Джейн Грей. Но когда Джон Дадли, объявил Джейн, что она обязана короновать и своего супруга Гилфорда, юная королева отказалась. Впрочем, разбираться промеж собой родственникам уже было некогда. Вскоре войска Нотумберленда потерпели поражение и королевой Англии провозгласили старшую дочь Генриха VIII – Марию. 22 августа 1553 года главного возмутителя спокойствия Джона Дадли казнили путем отсечения головы, а леди Джейн, её муж Гилфорд Дадли и отец герцог Саффолк были заключены в Тауэр и также приговорены к смерти.

Новая королева Мария I не хотела начинать свое правление с излишнего кровопролития, а потому не спешила приводить этот приговор в исполнение. Она даже помиловала отца Джейн, однако, произошло как в поговорке: «не делай добра, не получишь зла». Оказавшийся на воле герцог Саффолк принял участие в восстании под предводительством Томаса Уаейета, чтобы свергнуть «католическое» правительство Марии I и возвести на престол томящуюся в Тауэре дочку Джейн. После этого Мария I перестала либеральничать. 12 февраля 1554 года были казнены Джейн Грей и ее муж Гилфорд Дадли. А еще спустя 11 дней та же участь постигла и отца «девятидневной королевы» герцога Саффолка.

Но, возможно, самой известной казнью среди женщин королевской крови стала казнь 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт в Англии 44 летней шотландской королевы Марии Стюарт, обвиненная в соучастии в заговоре католиков против английской королевы Елизаветы.

Мария Стюарт осталась в истории этакой благородной и трагической личностью. Однако складывается впечатление, что в Марии превалировала больше женщина, чем королева, в отличие от ее соперницы и двоюродной сестры Елизаветы.

Воспитывалась Мария при блистательном французском дворе. Она изучала языки и искусства, очаровывала окружающих декламацией латинских стихов, сочиненных ею самой. А в 14 лет сочеталась браком с дофином Франции. Спустя несколько месяцев после свадьбы вдруг оказался вакантным английский престол. Мария была его законной наследницей, так как происходила по прямой линии от короля Генриха VII. Но англичанам совсем не хотелось, чтобы ими правила какая-то пигалица, взращенная при враждебном французском дворе и исповедующая католичество, в то время как на Альбионе государственной религией стало протестантство. И они посадили на трон другую наследницу – Елизавету, дочь Генриха VIII.

Однако Мария продолжала выражать свое стремление править Англией. Под давлением французского короля она приняла герб Англии и соединила его с гербом Шотландии. Это не могло не вызвать конфронтацию с Елизаветой, которая своим правлением быстро завоевала авторитет в Англии.

Пока Мария Стюарт пребывала во Франции, в Шотландии произошла религиозная революция Там тоже католическую веру сменила протестантская. После того как в 1560 году скончался король Франции и муж Марии Стюарт – Франсиск II, вдове ничего не оставалось, как отправиться к себе на родину. Воспитанная на чужбине, Мария не питала к Шотландии особо теплых чувств. Она сравнивала бедность и дикость своей страны с воспоминаниями о пышности Парижа и праздности Лувра и эти сравнения навевали на нее грусть.

В Шотландии Марии Стюарт было скучно. И она позволила себе флирт с молодым дворянином из Дофине Шателаром. Воодушевленный этим Шателар проник к ней в спальню и спрятался под кроватью. Королева прогнала его и запретила показываться при дворе. Но Шателар не послушался и снова забрался к ней в опочивальню. На чей раз Мария приказала убить упрямого юнца. Спустя два дня Шателара приговорили к казни.

Между тем Мария Стюарт отказав в предложении руки и сердца шведскому и датскому королям, а также сыну испанского монарха, неожиданно «выскочила» замуж по любви за лорда Дарнлея, отпрыска королевских домов Стюартов и Тюдоров. Однако уже через полгода супруги разочаровались друг в друге, и между ними произошел разлад. У каждого образовалась своя партия сторонников. Дарнлея особенно раздражал итальянский секретарь его супруги Давид Риччо, в котором Мария души не чаяла. И однажды он заявился с друзьями в покои королевы, чтобы разобраться с ним. Риччо цеплялся за юбку Марии Стюарт и кричал: «Государыня, я погиб! Спасите мне жизнь, государыня, спасите мне жизнь!». Но беременная королева не могла противостоять группе разгневанных мужчин. Те вырвали итальянца из ее рук, вывели его в приемную комнату, где прикончили, нанеся 56 ударов кинжалами и стилетами.

После этого от недавней любви между монаршими особами в Шотландии не осталось и следа. Она уступила место ненависти. Мария собрала своих сторонников и фактически выгнала Дарнлея из столицы. А потом завела себе любовника – графа Босуэла с репутацией разбойника. Они даже хотели пожениться, но понимали, что папа Римский вряд ли даст Марии Стюарт развод без веских оснований. Тогда любовники решились на злодеяние, Мария обманом завлекла Дарнлея в Эдинбург, а Босуэл там убил его.

В полночь 9 февраля он со своими людьми проник в дом, где остановился король. Дарнлей пытался спастись бегством, но его схватили и задушили. А потом взорвали бочку с порохом в его покоях, чтобы скрыть свое злодеяние. Однако, очевидцы, обнаружившие труп короля в саду, сразу поняли, что тот был убит не взрывом. На его теле не было ни ожогов, ни следов пороха.

Мария Стюарт не сделала ничего, чтобы доказать свою невиновность в смерти мужа, а напротив вскоре сочеталась браком с Босуэлом, которого все считали убийцей ее супруга. Этот брак настроил против нее шотландцев, которые подняли восстание против Марии Стюарт и Босуэла. Королева была схвачена восставшими лордами, а Бэсуэл бежал и сделался пиратом. У норвежских берегов он попал в руки датчан и закончил свои дни в тюрьме города Мальме.

А Марию Стюарт лорды заключили в замке Лохлевен, где подписала отречение от престола в пользу своего сына Якова VI. Однако через некоторое время Марии удалось ускользнуть от опеки лордов. Она собрала армию, но была разбита, после чего бежала в Англию, надеясь найти убежище у королевы Елизаветы.

Елизавета дала убежище своей двоюродной сестре, но фактически держала ее в почетном плену. Марии был оставлен небольшой двор, который она содержала за свои деньги, но фактически, лишившись какой-либо власти, она чувствовала себя в тюрьме. Ее сын Яков VI , ставший шотландским королем, фактически отказался от нее, заявив: «Пусть моя мать подавится тем пивом, которое сама наварила». И вероятно, он имел право на эту резкость, поскольку мать со своим любовником убила его отца. Но надо сказать, что, став королем Англии, Яков воздал своей матери королевские почести, перезахоронив ее останки в усыпальницу английских монархов.

Между тем спустя 19 лет довольно скромной и безрадостной жизни в Англии Мария Стюарт пустилась еще в одну авантюру. Она поддержала заговор Бабингтона, планировавшего убийство Елизаветы I и высадку испанцев в Англии. Однако заговор был раскрыт и переписка Бабингтона попала в руки английской королевы. Письма Марии Стюарт стали неопровержимыми уликами против нее. На суде ей припомнили все. Мария Стюарт обвинялась в соучастии в убийстве своего второго мужа лорда Дарнлея и в причастности к целой серии заговоров против Елизаветы I.
Но, тем не менее, Елизавета с огромным трудом решилась на подписание смертного приговора своей двоюродной сестре. Она ждала от Марии просьбы о помиловании, но тщетно. А потому из соображений безопасности государства и сохранения протестантской религии решилась на казнь Марии Стюарт.

Саму казнь, состоявшуюся в 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт, блестяще описал Стефан Цвейг:

«Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног. Омофоры искусной работы и драгоценные четки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук ее шагов не нарушит бездыханную тишину в тот миг, когда она направится к эшафоту. Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, - прозрачное облачко тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы. Каждая пряжка на ее платье выбрана с величайшим смыслом, каждая мелочь настроена на общее музыкальное звучание; предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это темное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее одеянии, Никогда еще осужденная на смерть узница не готовилась к казни с таким изощренным искусством и сознанием своего величия.

В восемь утра стучатся в дверь. Мария Стюарт не отвечает, она все еще стоит, преклонив колена, перед аналоем и читает отходную. Только кончив, поднимается она с колен, и на вторичный стук дверь открывают. Входит шериф с белым жезлом в руке - скоро его преломят - и говорит почтительно, с глубоким поклоном; «Madame, меня прислали лорды, вас ждут». «Пойдемте», - говорит Мария Стюарт и готовится к выходу…

…С гордо поднятой головой она всходит на обе ступеньки эшафота. Так пятнадцати лет всходила она на трон Франции, так всходила на алтарные ступени в Реймсе. Так взошла бы она и на английский трон, если бы ее судьбой управляли другие звезды…

…В средневековье много жестокости и насилия, но бездушным его не назовешь. В иных его обычаях отразилось такое глубокое сознание собственной бесчеловечности, какое недоступно нашему времени. В каждой казни, сколь бы зверской она ни была, посреди всех ужасов нет-нет да и мелькнет проблеск человеческого величия; так, прежде чем коснуться жертвы, чтобы убить или подвергнуть ее истязаниям, палач должен был просить у нее прощения за свое преступление против ее живой плоти. И сейчас палач и его подручный, скрытые под масками, склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовить ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им: «Прощаю вам от всего сердца, ибо в смерти вижу я разрешение всех моих земных мук». И только тогда палач с подручным принимаются за приготовления…

А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обвивает руками, как возлюбленная загробного жениха. До последней минуты верна Мария Стюарт королевскому величию. Ни в одном движении, ни в одном слове ее не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов приготовилась достойно умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда - и в этом лгут все книги и реляции - казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней. Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку - сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач хватает голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удерживает только парик. Голова вываливается и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный тиар, катится по деревянному настилу.

Когда же палач вторично наклоняется и высоко ее поднимает, все глядят в оцепенении: перед ними призрачное видение - стриженая седая голова старой женщины. На минуту ужас сковывает зрителей, все затаили дыхание, никто не проронит ни слова. И только попик из Питерсбороу, наконец, опомнившись, хрипло восклицает: «Да здравствует королева!»

Недвижным, мутным взором смотрит незнакомая восковая голова на дворян, которые, случись жребию вынуться иначе, были бы ей покорнейшими слугами и примерными подданными. Еще с четверть часа конвульсивно вздрагивают губы, нечеловеческим усилием подавившие страх земной твари; скрежещут стиснутые зубы. Щадя чувства зрителей, на обезглавленное тело и на голову Медузы поспешно набрасывают черное сукно. Среди мертвого молчания слуги торопятся унести свою мрачную ношу, но тут неожиданное происшествие рассеивает охвативший всех суеверный ужас. Ибо в ту минуту, когда палачи поднимают окровавленный труп, чтобы отнести в соседнюю комнату, где его набальзамируют, - под складками одежды что-то шевелится. Никем не замеченная любимая собачка королевы увязалась за нею и, словно страшась за судьбу, своей госпожи, тесно к ней прильнула. Теперь она выскочила, залитая еще не просохшей кровью. Собачка лает, кусается, визжит, огрызается и не хочет отойти от трупа. Тщетно пытаются палачи оторвать ее насильно. Она не дается в руки, не дается на уговоры, ожесточенно бросается на огромных черных извергов, которые так больно обожгли ее кровью возлюбленной госпожи. С большей страстью, чем родной сын, чем тысячи подданных, присягавших ей на верность, борется крошечное создание за свою госпожу». (Статья

Для Англии конца 17-18 вв, а чуть позже и Великобритании, свойственен малопонятный для тех времен гуманизм уголовно-исполнительной системы. Нет, вешали там более чем добросовестно, преступное понаехало, стремящееся за лучшей долей в города, быстро отправлялось на виселицы - до 1000-1500 человек в год. Это много, хотя совершенно не тянет на рекорд - не путать с 19 веком, когда на фоне многих стран континента, ограничивших применение смертной казни, Соединенное Королевство казалось просто полигоном для повешений. Вот только в 18 веке виселица не считалась таким уж страшным наказанием - скорее исключение из мира живых для общественного блага.

До середины, а местами и до конца 18 века на площадях континентальной Европы еще вовсю хрустели кости под ломами палачей, мерзко орали сжигаемые заживо. Понятно, что накал был не тот, что в 16 веке и явные дикости постепенно отступали. Тем не менее, колесование сохранялось во Франции как минимум до 1785 года, хотя на «федеральном» уровне уже не поощрялось, и даже где-то король запрещал пытки. А ничего не поделаешь - Ordonnance criminelle dite de 1670 никто не отменял, хотя даже при царствовании короля-солнца местные парламенты старались не следовать дословно совсем уж кровожадному акту.

На острове же к 18 веку квалифицированная казнь практически исчезла. Если в Брюсселе серийного убийцу ждали увлекательнейшие физические упражнения на глазах у публики, то в Англии его бы повесили, как и обычного вора. В самом страшном случае добавили бы такие детали как казнь вблизи места преступления и посмертное повешение в цепях у большой дороги. Суд не столько карал мудака, сколько спасал выживших от рецидивов. Для Европы, с византийских времен, помешанной на боли как альфе и омеге следствия, суда и наказания - это было практически откровение.

Сказать, что все англичане пускали слезы умиления при осознании своей человечности вряд ли можно. Многие юристы с завистью посматривали на континент, где преступника именно наказывали. Споры о необходимости мучительной казни для виновных в особо тяжких были сродни современным спорам о необходимости смертной казни как таковой. Интересующихся отсылаю к довольно любопытной книжке 1701 г. Hanging not punishment enough for Murderers, Highway-man and Horse-breakers - это развернутая петиция к обеим палатам Парламента ввести наконец-то достойное наказание, а не это ваше повешение. Дескать, в Соседнем королевстве разбойников казнят без намека на пощаду и там можно трясти кошельком посреди ночи, а у нас на дорогах адъ и пиздец ужас и погибель. Мы-то знаем, что это было чистое вранье, но кто из пэров решился бы на турне по ночным дорогам Нормандии?

Как бы то ни было, чрезмерное страдание во имя закона постепенно покидало страну. Кстати, тот же автор возмущался, что в отличие от нормальных стран, на острове не клеймят лица ссылаемым на Барбадос, сохраняя им возможность вернуться к обычной жизни.

В Галантном веке это выглядело так - обратите внимание на элегантного палача

Сегодня принято чуть ли не детей пугать казнью через hanging drawning and quartering (описывать все это лень, кто не знает - гуглить - расписано очень хорошо), но и это экстраординарное наказание для государственных преступников к концу 17 века сохранялось в символической форме. Вынимание внутренностей и четвертование в ряде случаев применялось, но проводилось уже с мертвым телом. Другое дело, что внешне это смотрелось скверно - процедура потрошения сохранялась и в конце века. Скажем, казнь Дэвида Тэйри в Портсмуте в 1782 г. - за шпионаж в пользу Франции проводилась со всеми деталями. По свидетельствам очевидцев - зрелище было омерзительным, хоть и совершалось над трупом.

.

Hanging, Drawning and Quartering - стадия разделки, 90-е годы 17 в.

А перегибы на местах - вы спросите?? Были! Скажем, при подавлении последнего якобитского мятежа в 1745 г. - к HDQ был приговорен 91 человек, в ряде случаев казнь проводилась пусть и не по букве закона, но в довольно жестокой форме. Как в случае с полковником Фрэнсисом Таунли - кишки живым ему не выпускали, но после 6 минут повешения дубасили палкой по груди и перерезали горло вместо обезглавливания. Возможно, особую неприязнь Таунли заслужил тем, что был, в отличие от горных бунтарей, предателем без всяких оговорок - командовал Английским Манчестерским Якобитским полком. В целом, герцог Кумберленд получил прозвище мясника вполне заслуженно, хотя, с другой стороны, приговоры выносила вполне себе легитимная Специальная Комиссия. Все же оговоримся, что такие вещи происходили по итогам контртеррористической операции, и не укладываются в контекст повседневной правоприменительной практики. Некоторой аналогией является практика повешений в СССР - этот вид казни применялся по отношению к нацистским приспешникам за преступления особого рода перед советскими гражданами - и никогда не применялся в иных случаях, даже за самые тяжкие уголовные преступления.

Как бы то ни было, в 18-й век Англия вступила без криков и стонов, казнимых на площадях. К середине века сообщения о казни Дамьена жители Лондона могли читать с теми же чувствами, что и мы о бесчинствах красных кхмеров за тысячи километров от нас - и пропустить после этого по кружке эля за доброго (тут даже без иронии) короля Георга II.

Что связывает Вильгельма Завоевателя, Чарльза Диккенса, ООН и обычного человека на лондонской улице?

Франция всегда гордилась тем, что принесла цивилизацию непокорным бриттам. И действительно, именно француз нанес первый удар практике смертной казни в Британии.

Вскоре после покорения Британских островов, Вильгельм Завоеватель отменил это наказание. Влияние короля Вильгельма было таким глубоким и всеохватывающим, что оно и по сей день повсеместно проявляется в Великобритании: в нашей юридической системе, нашей системе правительства, в том невероятном архитектурном наследии, которое он оставил после себя, и даже в нашем ландшафте. К сожалению, этот вдохновляющий почин не был поддержан его сыном, Вильгельмом Руфусом, который вновь ввел смертную казнь.

На протяжении нескольких последующих веков ситуация особо не менялась, пока, в конце 18 века, целый ряд парламентариев не начал уделять этому вопросу особое внимание.

Сэр Уильям Мередит, сэр Сэмюэл Ромилли и сэр Джеймс Макинтош сыграли основную роль в том, что вопрос о смертной казни стал активно обсуждаться в Парламенте. Результатом этих дебатов стало постепенное, но неуклонное уменьшение количества преступлений, за которые полагалось наказание в виде смертной казни.

С начала 19 века кампания за отмену смертной казни (или по крайней мере за то, чтобы сделать ее более «цивилизованной») вышла за стены Парламента. В ней приняли участие и частные лица - такие, как столп британской литературы того времени Чарльз Диккенс, а также лоббистские группы, как например, религиозное движение квакеров.

Борьба разгорелась с новой силой вскоре после окончания Второй мировой войны, когда международное сообщество в лице ООН приняло Всеобщую декларацию прав человека, в которой признавались «достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их». Палата общин (нижняя палата британского парламента) сделала несколько попыток ввести мораторий или отменить смертную казнь, но все они были заблокированы Палатой лордов (верхней палатой парламента).

С начала пятидесятых годов, нарастающее недовольство общественности стало выливаться в требования конкретных действий. Причиной этого недовольства стал целый ряд факторов.

Для некоторых это была моральная необходимость защищать человеческое достоинство. Для других, такой причиной стали открывающиеся подробности случаев, когда судебная ошибка повлекла за собой казнь невинного человека.

По мере того, как массовые печатные издания сообщали все новые подробности судебных процессов, в которых обвиняемым грозила смертная казнь, эти процессы оказались под пристальным наблюдением общественности. В результате дебаты о смертной казни вылились из гулких залов Палаты общин на улицы. Люди задавались вопросами: имеет ли вообще общество право лишать жизни? Может ли казнь быть гуманной – как для приговоренного, так и для палача? Необходимо ли сохранять смертную казнь в обществе с невысоким уровнем убийств? Предотвращает ли наличие смертной казни преступления?

И, наконец, в 1969 году «громкий возглас одобрения прокатился по Палате общин» - как написала одна из газет - когда, после длившихся семь часов дебатов, британский парламент отменил смертную казнь.

Таким образом, на протяжении этого долгого пути произошло смещение от усилий сделать казнь более «цивилизованной» к моральной стороне смертной казни и таким практическим вопросам, как, может ли вообще какая-либо юридическая система полностью исключить ошибки – тем более необратимые ошибки.

Некоторые могут задаться вопросом, почему одна из старейших демократий в мире никогда не проводила референдум по этому вопросу? Референдумы в Великобритании вообще проводятся очень редко.

Когда люди выбирают своих депутатов в Парламент, подразумевается, что они таким образом выражают доверие мнению своих представителей и их способности наилучшим образом представлять интересы своих избирателей – не теряя при этом из вида интересы страны в целом.

От великого короля к парламентариям, от самых первых общественных организаций к простым людям на улицах…- вот путь, длиной в тысячу лет, результатом которого стала отмена смертной казни в Великобритании.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


Несмотря на то, что наукой доказано, что формирование зон человеческого мозга, отвечающих за планирование, контроль поведения и прогнозирование последствий, заканчивается только к 25 годам, в некоторых странах детей наказывают наравне со взрослыми. Предлагаем обзор 10 случаев в истории мирового правосудия, когда не пожалели даже маленьких детей.

Говоря о смертных приговорах в отношении детей, возникают ассоциации с такими государствами, как Ирак, Саудовская Аравия и Судан. По закону шариата подросток, достигший возраста 14 лет и 5 месяцев, считается мужчиной и может быть казнен за преступление, в то же время девочка, которой уже исполнилось 8 лет и 8 месяцев, может быть приговоренной к смертной казни.
В период с 1981 по 1990 год в Иране было казнено 187 девочек подростков, среди которых и 9 девочек возрастом 10-13 лет. В Европе, в частности в истории Англии, были подобные случаи: к смерти был приговорен 8-летний мальчик за поджог и 7-летний мальчик за кражу. Самым первым случаем приведения в исполнение смертного приговора в отношении детей в США считается тот, которій произошел в 1642 году, когда 16-летнего подростка повесили за сексуальный контакт с коровой, кобылой, двумя козами, телятами и индюком. С того времени до 1972 года в США казнили 344 подростка, 39 из которых исполнилось 10-15 лет.

10. Хена Акхтер, 14 лет – убита за то, что была изнасилована


В 2011 году односельчане бангладешской провинции Шариаптур приговорили девочку-подростка за сексуальный контакт с женатым мужчиной. Хотя ее семья настаивала на том, что это было изнасилование, все равно ей назначили наказание в виде 101 удара плетью. Ребенок не смог выдержать страшных болей и умер в госпитале через неделю после наказания, которое остановили на 70 ударе. Перед смертью девочка говорила, что не виновата. Странно, но по информации врачей девочка покончила жизнь самоубийством, а не умерла от страданий в результате избиения плетью.

9. Майкл и Анна Хэммонд, возраст 7 и 11 лет соответственно – украли буханку хлеба


Иногда малолетних детей приговаривают к смерти за проступки совершенно незначительные. Майкл Хэммонд стал самым маленьким ребенком, которого приговорили к казни в истории человечества: ему было только 7 лет, когда его и 11-летнюю сестру в 1708 году повесили в Англии за то, что они украли буханку хлеба. Об этом жестоком и вопиющем случае написал Уильям Ричард в своем трактате «История городка Лин».

8. Джон Дин, 8 лет – поджог амбара


Заявленный в судебных документах, как «ребенок 8-9 лет», Джон Дин был казнен в 1629 году в Англии за поджог. Джона обвинили в поджоге двух амбаров в городе Уиндзор и повесили. Суд не взял во внимание возраст подсудимого, за один день его судили, приговорили и привели приговор в исполнение, несмотря на то, что в результате пожара никто из людей не пострадал. Судья заявил, что ребенок сделал это сознательно, как акт хитрой и коварной мести. В то время разрешалось судить человека, которому исполнилось 7 лет. В 1963 году возраст подняли до 10 лет.

7. Ханна Окьюш, 12 лет – приговорена к смерти в США


Ханна Окьюш 12 лет стала самой юной приговоренной к смерти в США. В 1786 году она была повешена за убийство ребенка, дочь известного в то время «белого господина». Убийство якобы произошло в результате ссоры за клубнику. В раннем возрасте мать Ханы отправила ее жить в семью белых в Новую Англию, штат Коннектикут. Известно, что она была арестована вместе с братом за нападение и ограбление другого ребенка и приговорена к долговому рабству, но когда было найдено тело Юнис Боулс, девочку обвинили и в этом убийстве. Следователи привели девочку в дом, где нашли тело Юнис, она испугалась, расплакалась и призналась в убийстве. Суд посчитал, что убийство было совершенно по причине мести.

6. Джованни ди Джованни, 15 лет – казнен за нетрадиционную сексуальную ориентацию


Джиованни жил в Италии в 12 столетии и стал известен, как самый юный подросток, казненный за нетрадиционную сексуальную ориентацию. В 15 лет мальчика осудили как «общественного и пассивного содомита». Во Францисканской Базилике Санты-Кроче его публично кастрировали раскаленным железом. В результате казни подросток скончался.

5. Элис Гластон, 11 лет – неизвестное преступление


По английским законам того времени судить могли с 7 лет. Элис считается самой юной девочкой, приговоренной к смерти. В 1545 году ее повесили в возрасте 11 лет: это все, что известно об этом. Когда ее похоронили, сер Томас Батлер, викарий Шропшира, все документы о ее преступлении уничтожил. В октябре 2014 года писатель Пол Эванс выпустил книгу «Ребенок-приведение», по сюжету которой на радио прошла премьера спектакля именно о событиях 1545 года.

4. Мэри, 13 лет – рабыня, приговоренная к смерти за убийство ребенка своего хозяина

Мэри было 13 лет, когда ее повесили в 1838 году за убийство 3-летнего ребенка белого человека. Она была няней ребенка Джона Абрахама, Вьенны Джейн. Несмотря на то, что Мэри очень любила маленьких деток, ее обвинили в убийстве, когда тело Вьенны нашли в ближайшем ручье. Следователи установили, что ребенка ударили по голове и бросили в воду, где она и утонула. Мэри созналась в убийстве под давлением и запугиваниями. Судья взял во внимание юный возраст подсудимой и посоветовал присяжным, что пока подсудимая в силу своего возраста не отдает себе отчет в том, что совершила, ей необходимо найти защитника. Но суд присяжных приговорил девочку к смерти.

3. Джеймс Арсен, 10 лет – снял скальп со шведского поселенца

Индеец племени чероки Джеймс Арсен был повешен в 1885 году за совершенное преступление, когда ему было всего 10 лет. Преступление произошло в 1872 году, когда Джеймс и Уильям Парчмил, тоже индеец, выстрелили в шведского переселенца 6 раз, сняли скальп и украли кошелек, в котором было 25 центов (сегодня это 5 долларов) и сапоги. Преступникам удалось бежать, и они скрывались 13 лет, пока их не поймали.

2. Фортьюн Фергюсон, 13 лет – смертный приговор


В 1827 году обвиненный в изнасиловании 8-летней девочки 13-летний Фортьюн Фергюсон был приговорен к казни. Он стал самым юным чернокожим, казненным в истории штата Флориды. Его казнили на электрическом стуле. Лишь в 1977 году Верховный суд США заявил, что смертный приговор для обвиняемых в изнасиловании является слишком серьезным наказанием, нарушающим 8-ю поправку к Конституции США.

1. Джордж Стинни младший, 14 лет – казнен на электрическом стуле за убийство


В 1944 году 14-летнего чернокожего Джорджа Стинни младшего из Южной Каролины приговорили к смерти за убийство. Его обвинили в убийстве после того, как были найдены тела, забитых до смерти железнодорожным костылем двух молодых девушек. За день до убийства мальчика видели вместе с ними, они собирали цветы. Только после того, как Джорджа забрали от родителей и запугали, он признался в убийстве. Суд присяжных после 10-минутного рассмотрения дела, признал его виновным. Апелляция была отклонена, и мальчика приговорили к казни на электрическом стуле. Он был настолько маленьким, что его пришлось посадить на толстый телефонный справочник, чтобы подключить провода. В 2014 году судья Кармен Муллинс при пересмотре дела установила, что рассмотрение прошло с нарушениями. А приговор был назначен незаконно, так как у мальчика было алиби. Кроме того, судья заявила, что убийство ребенка само по себе является страшным преступлением. Но, к сожалению, ничего уже исправить нельзя.

Нам постоянно рассказывают, какими дикими были русские, и только Пётр I в 18 веке прорубил окно в цивилизованную Европу и начал нас «просвещать». А как в те времена обстояло дело с правосудием в старой «доброй» Англии?...

Добрая старая Англия

Уголовное законодательство Англии с XI по XIX век, вошло в историю, под негласным названием — «Кровавый кодекс».

Английское уголовное право предусматривало высшую меру наказания в виде смертной казни за 150-200 преступлений и, Англия по праву заслужила название «классической страны смертных казней», которой карались даже самые нелепые проступки:

«Кража овцы, кролика и т.п.»

«Украсть что-либо дороже 5 шиллингов».

«Лесное право: посягательство на королевский запретный лес (охота, рубка леса, собирание плодов)»

«Католичество и иудаизм»

«Нищенство»

«Ведьмовство»

«Супружеская измена»

«Получение пенсии военного моряка по подложным документам»

«Выдача себя за пациента дома престарелых»

«Повреждение Лондонского и Вестминстерского моста»

«Времяпрепровождения с цыганами»

«Бунтарство»,

«За разрушение машин» (луддизм)

Смертные приговоры выносились и браконьерам, вредителям шлагбаумов на дорогах, и тем, кто брал товары, выброшенные на берег после кораблекрушений, и тем, кто гулял ночью с лицом, замазанным копотью (потому что окружающие сразу принимали таких за грабителей). Если подозреваемые не сознавались, определение виновности, включало в себя: испытание холодной водой для мужчин и раскаленным железом для женщин.

Первоначально, за убийство полагалась виселица, за изнасилование — кастрация, за поджог — сожжение на костре, а за лжесвидетельство — обрезание языка, за убийство оленя в королевском лесу — ослепление и кастрация и т.п. Затем осталась только, по большому счету, виселица.

И даже к началу XIX века в Англии смерть на виселице грозила за 225 различных преступлений .

Первая виселица, сооруженная в Англии, являлась обычным деревом в предместье Лондона — Тайбёрне, это дерево собственно и назвали — «Тайбёрнским деревом », принявшей первого осужденного в 1196 г. Место казни было выбрано из «Книги Страшного Суда» — переписи английского населения и местности 1085 года по велению Вильгельма для ознакомления с территорией и подавления недовольных.

Название книги ссылается на библейский Судный день, когда всем людям должен быть предъявлен полный список их деяний, и чопорная Англия решила не ждать этого дня, а взять правосудие в свои руки…

Пытки в Англии. Историки раскопали, что Ньютон вёл жестокую битву с фальшивомонетчиками, во главе которых стоял Уильям Чалонер. Учёный не брезговал и пытками, а допросы вёл сам. Он одержал победу и лично сжёг все протоколы допросов.

1-е законодательство возникло в 1071-1087 гг., после завоевания Англии королем Нормандии — Вильгельмом 1. В результате нормандского завоевания в Англии сформировался господствующий класс французского происхождения, противостоящий массе крестьян-англосаксов.

Крестьянам, способным уплачивать в казну за пользование лесом, все равно не дозволялось иметь лук, стрелы и любое другое оружие, а у его собаки должны были быть вырваны когти на передних лапах, чтобы она не могла преследовать добычу. Остальным везло еще меньше, хоть, смертная казнь была распространена не столько при Вильгельме, сколько при его потомках, начиная с Генриха I .

При Короле Генрихе VIII (1491-1547) за 15 лет только по законодательству «О борьбе с бродяжничеством» было повешено свыше 70 000 «упрямых нищих », подавляющее большинство которых составляли крестьяне , согнанные с земли в ходе огораживаний. При дочери Генриха VIII, Королеве Елизавете I было казнено порядка 89 000 человек.

Руки приговоренного связывали перед телом, также связывали и ноги, чтобы предотвратить попытки раздвинуть их в стороны в момент распахивания люка. Высота падения подбиралась таким образом, чтобы рывок ломал шейные позвонки, разрывая спинной мозг и вызывая мгновенную смерть, но не мог оторвать голову.

В Англии использовали простую удавку с петлей на конце веревки, свободно скользящей по ней. Позднее она была дополнена — на свободном конце веревки закрепили металлическое кольцо, вместо петли, благодаря чему петля удавки затягивалась гораздо быстрее. Этот тип петли приводил к очень быстрой смерти, обычно это была веревка около 4 м длиной и примерно 2 см толщиной.

В 1571 году «Тайбёрнским деревом» (Tyburn Tree) стало именоваться «тройное дерево» (Triple Tree), оно было сделано из деревянных балок и представляло собой большую конструкцию, в виде треугольника. В просторечье именовалось «three legged mare» (трёхногая кобылка).

Это Тайбёрнское дерево, возвышающееся над местностью, являлось также важным ориентиром в западной части Лондона и официальным символом законности . На такой виселице могли быть казнены одновременно несколько преступников, оно использовалось и для массовых казней, как например 23 июня 1649 года, когда в Тайбёрн на 8 повозках были доставлены и повешены 24 человека (23 мужчины и 1 женщина).

После проведения казней тела бывали или закопаны поблизости, или переданы врачам для проведения анатомических опытов . Так, согласно принятому в 1540 году парламентом закону были объединены Surgeons Guild (гильдия врачей-хирургов) и Company of Barbers (общество парикмахеров), и им дозволялось брать ежегодно для изучения по четыре тела казнённых преступников.

Но не все отделывались только виселицей, за государственную измену предусматривалась более сложная казнь: «Повешение, потрошение (позже с видоизменениями обезглавливание/утопление ) и четвертование », первой жертвой нового «тайбёрнского дерева» с утяжеленной формой казни, стал 1 июня 1571 года доктор Джон Стори (1504—1571), один из лидеров католической оппозиции.

Предписание гласило:

«Изменника вывести из тюрьмы, уложить на тележку или повозку и доставить к виселице, или к месту казни, где повесить его за шею и вынуть из петли полуживым. Затем отрезать ему детородные части, выпустить ему внутренности и сжечь их.

С тем, чтобы его преступление стало особенно ужасающим для зрителей, палачу, вырвав у него сердце, показать его людям и объявить - вот сердце изменника! Затем отрубить ему руку, а тело четвертовать. После этого голову и части тела выставить в каком-либо людном месте».

По особому указанию, таковыми обычно были места — Сити-Гейтс , Лондон-Бридж или Вестминстер-Холл. В годы царствования короля Карла I I, в Тайберне состоялась символическая казнь над лидерами Английской революции, совмещённая с осквернением их трупов.

30 января 1661 года, в годовщину казни короля Карла I , из могилы в Вестминстерском аббатстве были извлечены останки умершего в 1658 году диктатора Англии — Оливера Кромвеля, доставлены в Тайбёрн, сперва повешены на «дереве», затем утоплены а реке, после чего четвертованы.

Та же судьба была уготована телам Джона Брэдшоу (1602—1659) — судьи, вынесшего смертный приговор Карлу I, и генерала Генри Айртона (1611—1651), одному из прославленных полководцев парламентской армии. 11 июля 1681 года был повешен, обезглавлен и четвертован Оливер Планкетт , — католический примас Ирландии, осуждённый как изменник.

Казни в Тайбёрне были всегда излюбленным развлечением лондонцев. Жители Тайберна охотно пользовались этим в коммерческих целях, сооружая перед казнями деревянные трибуны и продавая на них места. День экзекуции в Тайберне для многих граждан был выходным днем — "Гала день" (Gala Day) происходит от англосаксонского слова, обозначавшего «День виселиц» и поощрял к стечению публики, требующей зрелищ.

Если приговоренный мужественно принимал свою казнь, народ говорил: «Хорошо умер!» («good dying!»). Если не мужественно, то освистывали и оскорбляли. Также публика обычно настаивала на последнем слове осужденного («last dying speech»), в котором было принято каяться в совершённых преступлениях и виниться перед пострадавшими. Иногда подобные речи для преступников были заранее отпечатаны и читались ими с листка.

Тайбёрн вошел во множество английских поговорок и словесные обороты:

Тех, кому желали всевозможные несчастья, говорили «Съездить в Тайбёрн» («to take a ride to Tyburn»).

Тот, по кому уже «плакала петля», звали «Властитель Тайбёрна» («Lord of the Manor of Tyburn»).

Были в Англии и более мелкие виселицы, сооруженные вдоль дорог в форме буквы «П». Виселицы и перекладины для повешения «были столь частой приметой британского сельского пейзажа, что первые английские путеводители, изданные для нужд путешественников, использовали их как вехи на дороге». Лондон с предместьями именовался «городом виселиц ».

Иногда виселицы делали разборными и убирали их после казни. Часто виселицу возводили рядом с местом преступления, дабы местные жители могли видеть торжество правосудия. Пиратов вешали отдельно, на "Пристани казней " в Уэппинге , — части Лондона на северном берегу Темзы и их тела оставались на виселице, опущенные до уровня воды, пока три прилива не обмывали их.

В Тайбёрне (Тайберн Конвент), также стоит печально прославившийся бенедиктинский женский монастырь, освящённый в память о более чем 350 католических мучениках, казнённых там во время Реформации.

В 1659 г., к виселицам добавились костры — «За сношения с нечистой силой» было сожжено в один этот год 110 человек. А в годы парламентского правления было казнено до 30 000 ведьм. Последняя казнь состоялась на виселице Тайбёрна 3 ноября 1783 года, был повешен уличный грабитель Джон Остин . В настоящее время о месте казни в Тайбёрне напоминают три латунные таблички, выложенные треугольником на мостовой угла лондонских Бейсуотер-роуд и Эджвер-роуд.

После 1783 года местом публичных казней стала площадь перед тюрьмой Ньюгейт. Лорд Байрон в 1812г. выступал против неоправданных казней и новых законов, регламентирующих их:

"Не довольно ли уже крови в вашем кодексе законов, или ее нужно пролить еще больше, чтобы она достала до неба и там свидетельствовала против вас? И как же вы собираетесь применять этот закон? Построите по виселице в каждой деревне и повесите на каждой человека в устрашение прочим?". Затем решил опубликовать в газете обличающую поэму — "Оду авторам билля против разрушителей станков":

О Р(айдер) и Э(лдон), достойную лепту

Внесли вы, чтоб Англии мощь укрепить!

Но хворь не излечат такие рецепты,

А смогут, пожалуй, лишь смерть облегчить.

Орава ткачей, это стадо смутьянов,

От голода воя, на помощь зовет — Так вздернуть их оптом под дробь барабанов

И этим исправить невольный просчет!

Нас грабят они беспардонно и ловко.

И вечно несыты их жадные рты — Так пустим немедленно в дело веревку

И вырвем казну из когтей нищеты.

Сборка машины труднее зачатия,

Прибыльней жизни паршивый чулок.

Делу торговому и демократии

Виселиц ряд расцвести бы помог.

Для усмиренья отродий плебейских

Ждут приказания двадцать полков.

Армия сыщиков, рой полицейских.

Свора собак и толпа мясников.

Иные вельможи в свои преступленья

Втянули бы судей, не зная стыда.

Но лорд Ливерпуль отказал в одобренье,

И ныне расправу вершат без суда.

Но в час, когда голод о помощи просит.

Не всем по нутру выносить произвол

И видеть, как ценность чулка превозносят

И кости ломают за сломанный болт.

А если расправа пойдет не на шутку,

Я мыслей своих не намерен скрывать.

Что первыми надо повесить ублюдков,

Которым по вкусу петлей врачевать.

Впрочем, он довольно быстро уехал из страны.

А в 1830, был повешен 9-летний мальчик, укравший цветные мелки…

В последствии, в 1850 году число преступлений, караемых смертной казнью, сократилось до 4-х:

«Государственная измена»

«Убийство»

«Пиратство»

«Поджог королевских верфей»

С 1868 года, согласно принятому тогда закону, казни стали проводится за стенами Ньюгейтской тюрьмы, без доступа общественности. Во многом благодаря стараниях сэра Роберта Пиля , Чарльза Диккенса и Джона Ховарда .

Диккенс развернул широкую кампанию против публичных казней, увенчавшуюся успехом в 1868. Последняя публичная казнь 13 августа 1868 года состоялась над 18-летним Томасом Уэллсом , по другим данным, над Мишелем Баррэтом . Но, свидетелей, включая репортеров, допускали до 1910 года.

За период между 1830 и 1964, в этой стране было повешено около 2000 человек. Лидерами по количеству осуществленных смертных казней в XIX веке были графства Уилтшир, Херефорд и Эссекс.

Игорь Шкурин