Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. Определение уровня развития самоуправления в коллективе Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе

(методика М. И. Рожкова)

Цель: определить уровень развития самоуправления в коллективе.

Каждый обучающийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.

4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше.

4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе.

4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы группы, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0 5. Считаю, что группа способна к дружным самостоятельным действиям.

4 3 2 1 0 6. У нас в группе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами.

4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашей группе не пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашей группе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашей группы добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы.

4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения.

4 3 2 1 0 14. Учащиеся моей группы часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива училища.

4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива группы, органов самоуправления училища в решении задач, стоящих перед ними.

4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом училища.

4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими группами и объединениями.

4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам.

4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4 3 2 1 0 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 01 21. Учащиеся моей группы добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива училища в других коллективах и общественных организациях.

4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива училища.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 – «Да»; 3 – «Скорее да, чем нет»; 2 – «Трудно сказать»; 1 – «Скорее нет, чем да»; 0 – «Нет».

Обработка результатов

При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);

2) организованность классного коллектива (5–8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12);

4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16);

5) отношения группы с другими общностями (17–20);

6) ответственность учащихся группы за дела всего коллектива учебного заведения (21–24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения, определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.

АНКЕТА ПО КОРРУПЦИИ

1. Коррупция - это:
1) использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды?
2) использование любым сотрудником учебного заведения (не обязательно должностным лицом) своих служебных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды?
3) иное (ваш вариант):

2. Личная выгода применительно к коррупционным проявлениям имеет:
1) материальный характер (получение денег, подарков, оказание услуг и подобное);
2) морально-материальный характер (повышение по службе, экзамен/зачет, повышенная стипендия, и т.д.);
3) моральный характер, т.е. иная личная заинтересованность (поощрение, грамота, и др.)

3. Коррупция проявляется в:
1) совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
2) совершении административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование средств и др.);
3) совершении дисциплинарных правонарушений, т.е. использование своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (если «да», приведите примеры)
_____________________________________________________________________________
4) совершении запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков на сумму свыше 3 тыс. руб., оказание услуг третьими лицами и подобные деяния);
5) затрудняюсь ответить.

4. Как вы считаете, относятся ли к коррупционным проявлениям:
1) совершение коррупционных правонарушений (преступлений, административных и дисциплинарных правонарушений);
2) поведение учащегося/студента, которое может привести к совершению коррупционного правонарушения;
3) издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы;
4) покровительство учащемуся/студенту со стороны должностного лица;
5) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (прав и обязанностей по должности);
6) иные проявления (укажите какие): _____________________________________________________________________________

5. Признаками совершения коррупционных правонарушений являются:
1) несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством;
2) материальное положение, не соответствующее уровню доходов служащего;
3) поведение (образ жизни) во внеслужебное время (культурный досуг, отдых и подобное);
4) закрытость открытой информации и пресечение возможности выявления коррупционных проявлений;
5) иные (укажите конкретно какие)_______________________________________________

6. Выявление коррупционных проявлений это:
1) деятельность компетентных органов (н-р, органов прокуратуры, органов ФСБ и иных) по их установлению;
2) жизненная позиция любого человека, способствующая установлению ставших известных ему коррупционных проявлений;
3) иное (Ваш вариант): _____________________________________________________________________________

7. В каких формах может и должно осуществляться выявление коррупционных проявлений:
1) в процессе целенаправленной активной деятельности компетентных органов;
2) в пассивной форме (реагирование на поступившие сигналы о совершении коррупционных правонарушений);
3) сочетание активных и пассивных форм выявления;
4) иные варианты ____________________________________________.

8. Какие организационные проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
1) отсутствие соответствующей нормативной правовой базы;
2) отсутствие легального закрепления обязанности граждан уведомлять (сообщать) о ставших им известных случаях коррупционных проявлений;
3) отсутствие специальных организационных структур, ответственных за выявление коррупции в учебных заведениях;
4) иные Ваши варианты _____________________________________________________________________________

9. Какие методические проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
1) отсутствие разработанной и апробированной методики выявления коррупционных проявлений;
2) отсутствие специальных познаний у граждан;
3) иное (укажите какие)________________________________________________________.

10. Какие иные проблемы существуют в выявлении коррупционных проявлений:
1) преобладающая ментальность граждан, характеризующаяся правовым нигилизмом, круговой порукой и иными неправовыми проявлениями;
2) ваши варианты _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

11. С какими коррупционными проявлениями в образовательных учреждениях вы сталкивались:
1) получение взятки за поступление в учебное заведение;

2) принудительное репетиторство преподавателями учебных заведений;
3) получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
4) продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

5) продажа курсовых и дипломных работ в образовательном учреждении;

6) назначение стипендий;

7) обеспечение общежитием;

8) получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы;

9) иные ваши варианты _____________________________________________________________________________

12. Кто должен выявлять коррупционные проявления в деятельности учебных заведений:
1) органы прокуратуры;
2) органы ФСБ;
3) иные правоохранительные органы;
4) должностные лица образовательных учреждений (руководители, их заместители, руководитель структурного подразделения);
5) контрольно-надзорные органы;
6) каждый гражданин;
7) общественные организации или иные институты гражданского общества;
8) иные варианты_____________________________________________________________.

13. Сталкивались ли вы во время своей учебы со случаями ущемления прав, свобод и законных интересов и решением своих проблем после «стимулирования» должностного лица, в ведении которого находится решение вопроса, путем дачи ему взятки, дарения подарка, оказания услуги?
1) нет;
2) да, но с единичными случаями;
3) да, очень часто;
4) да, практически постоянно.
Если вы ответили да, приведите конкретные примеры __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Как вы поступите, в случае выявления коррупционного проявления:
1) сообщите руководителю учебного заведения или в компетентные органы;
2) сообщите в зависимости от формы коррупционного проявления;
3) сообщите, если это не будет затрагивать ваших интересов;
4) ничего делать не буду;
5) не знаю.

15. Были ли у вас случаи, когда вы сообщали о коррупционных проявлениях компетентным должностным лицам (органам), а по сообщению никаких мер не принималось:
1) в органы прокуратуры: да; нет
2) органы ФСБ: да; нет
3) должностным лицам учебного заведения: да; нет
4) иным органам (указать каким): да; нет __________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. В чем вы видите причины проблемности выявления коррупционных проявлений:
1) латентный (скрытый) характер;
2) пассивность, неактивная жизненная позиция граждан;
3) правовой нигилизм (неверие в силу закона, в том числе в вопросах неотвратимости юридической ответственности);
4) менталитет конкретного человека;
5) отсутствие антикоррупционного общественного сознания;

6) боязнь мести со стороны должностных лиц;
7) иные варианты (укажите какие)________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

17. Как вы оцениваете уровень коррупционных проявлений в вашем учебном заведении:
1) высокий;
2) средний;
3) низкий;
4) не знаю.

18. Как вы считаете, существует ли целенаправленная работа учебного заведения, в котором вы обучаетесь, направленная на выявление и противодействие коррупционным проявлениям:
1) Да
2) Нет
3) Не знаю

19. Противодействие (выявление) коррупции в вашем учебном заведении носит следующий характер:
1) формальный;
2) содержательный (направлено на результат);
3) не осуществляется;
4) не знаю.

20. В чем вы видите повышение результативности в выявлении коррупционных проявлений:
1) установление соответствующей отчетности;
2) стимулирование по результатам выявления коррупционных проявлений;
3) правовое воспитание, разъяснение, повышение уровня правосознания;
4) жесткая политика руководства (сверху до низу) в выявлении и противодействии коррупционным проявлениям;
5) иное (укажите конкретно) ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

21. К какой категории вы относитесь?
1) учащийся общеобразовательной школы;
2 учащийся гимназии/лицея;
3) учащийся учреждения начального профессионального образования;
4) студент учреждения среднего профессионального образования;
5) студент учреждения высшего профессионального образования;
6) иное (укажите конкретно) ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

22. Ваш возраст?
1) До 16 лет;

2) До 20 лет;
3) 20-30 лет;

4) Более 30 лет.

АНКЕТА «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕМ».

Цель : изучение уровня удовлетворенности получаемым образованием.

Обучающимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.

1. Я обучаюсь в том учебном заведении, в котором планировал(а).

2. Я поступил(а) на ту специальность, которую панировал(а) получить.

3. Я иду утром на занятия с радостью.

4. Я считаю, что наш техникум занимает одно из первых мест по качеству образования.

5. В техникуме я получаю все необходимые знания.

6. Кабинеты техникума оборудованы всем необходимым для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

7. Педагоги техникума доступно и качественно объясняют необходимую информацию.

8. Знания, полученные в ходе прохождения учебной практики, помогут мне в будущей работе.

9. В библиотеке техникума можно получить ответы на все вопросы, появляющиеся в ходе учебного процесса.

10. Я считаю, что появляющиеся в ходе учебы проблемы я смогу решить с помощью педагогов и других специалистов, работающих в техникуме.

11. В группе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

12. Все педагоги техникума тактичны и вежливы по отношению к студентам, и к ним всегда можно обратится за помощью.

13. Я уверен(а) в том, что смогу устроится по специальности после окончания учебы.

Обработка полученных данных

Показателем удовлетворенности обучающихся жизнью учебного заведения (У) является частное, полученное от деления общей суммы баллов ответов всех участников опроса на общее количество ответов. Если У равно 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же У равно 2 и 1, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности обучающихся жизнью учебного заведения.

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Проведение.

Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товари­щами в классе.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным дей­ствиям.


6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собрани­ем или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставлен­ные перед классом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты ра-боты своих товарищей.

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разно­образных мероприятий для всей школы.

15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоя­щим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.

17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих пе­ред школой, с другими классами и объединениями.



18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся дру­гих классов.

19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим клас­сам в решении трудностей, возникающих перед ними.

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и об­щественных организациях.

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предло­жения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обу­словлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);

2) организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);


3) ответственность за результаты совместной работы в классе (пред­ложения 9,10,11, 12);

4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);

5) взаимодействие с другими классами в организации общешколь­ной жизни (предложения 17,18,19,20);

6) осознание ответственности за результаты работы всего коллек­тива школы (предложения 21,22,23,24).

Органы самоуправления и содержание их деятельности

Содержание деятельности органов самоуправления суще­ственным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления} Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно зна­чимым делом, а затем создать соответствующий орган самоу­правления для его организации. Таким образом появляется но­вый участок работы - образуется новый орган самоуправле­ния. Подход, при котором сейчас рисуется сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее орган, - чистой воды формализм. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это только тогда, когда уча­щиеся осуществляют в них коллективный поиск решения уп­равленческих проблем. Изучая деятельность учащихся по вы­работке управленческих решений на общих собраниях, мы при­шли к выводу, что, чем больше участников собрания, тем мень­ше они чувствуют свою ответственность за результат обсужде­ния того или иного вопроса.

Собрание может проходить в различных формах, и необяза­тельно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы прези­диума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее инте­ресной и эффективной формой проявления активности явля­ются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложе­ния. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания - ведущего данного обсуждения.

Важным элементом коллективной организаторской деятель­ности является коллективное творческое планирование рабо­ты ученических коллективов.



(Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собра­ниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку уп­равленческого решения. Принятое на собрание решение долж­но быть кратким, конкретным и понятным каждому участни­ку собрания.|Для этого используется прием «мозгового штур­ма», когда участники собрания разбиваются на группы, пору­чая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зре­ния, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения.

1 Наряду с постоянными органами самоуправления в учени­ческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием само­стоятельности и инициативы учащихся. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следу­ющее:

создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

решение о создании этих органов принимается только уче­ническим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной кон­кретной задачи;

органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выпол­нении поставленных задач;

осуществив решение организаторской задачи, они прекра­щают свое существование, f

Требования к организации работы по развитию
ученического самоуправления / ^

Основная закономерность развития самоуправлений 4*^ гар­
монизация общих целей, содержания деятельностжжценност-
ных ориентации учащихся, позволяющая сделатйчЦрбультаты
участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность
позволяет обосновать основные требования к развитию учени­
ческого самоуправления. -а!»

Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию коллектива вокруг единой целя, оплачивающей


участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реа­лизации основной цели, стоящей перед коллективом на дан­ном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфичес­кую цель в различный период времени.

В одной и той же школе различные цели могут быть в каче­стве доминирующих у органов самоуправления школы и клас­са. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звень­ев» в организации деятельности учащихся.

Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиворечи­вости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на пер­вом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятель­ности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.

Обеспечить включенность учащихся в решение управленчес­ких задач возможно лишь при их позитивном отношении к де­ятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-органи­заторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи.

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей посто­янно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом.

Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные поло­жениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоян­ных органов в зависимости от изменений стратегических за­дач.

Реализация данного требования предполагает состязатель­ность и добровольность в формировании органов самоуправле­ния, педагогическое стимулирование лидерства учащихся.

Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обес­печивается наличием принятых как педагогами, так и учащи­мися определенных правил (норм) отношений, делегировани-



ем учащимся реальных управленческих отношений, создани­ем обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.

На организационно-методическом уровне педагоги и учащи­еся участвуют в работе органов самоуправления, вырабатыва­ют общую программу действий, информируют друг друга о сво­ей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им пра­во обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определе­ния основных задач и принятия решений.

На социально-психологическом уровне педагоги и учащие­ся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, пред­упреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопережи­вая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организатор­ской деятельности. В этой подготовке можно выделить три глав­ных структурных компонента.

Первый компонент - информационный. Учащимся в раз­личной форме сообщается разнообразная информация, необхо­димая для их участия в решении организаторских задач. Осво­ение учащимися организаторских функций может осуществ­ляться как в процессе изучения факультативного курса «Орга­низаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучеб-ное время.

Второй компонент - операционный. Он включает в себя фор­мирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществля­ется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом (практическим) является управлен­ческая практика, в процессе которой закрепляются приобре­тенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития ученического самоуправле­ния является педагогическое стимулирование лидерства. Важ­но формировать у детей готовность к проявлению лидерских


качеств, однако проявление психолого-педагогической готов­ности быть лидером - необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внут­ренняя готовность лидера может быть блокирована отсутстви­ем ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Созда­ние педагогами ситуации (внешней и внутренней), стимулиру­ющей проявление лидерского потенциала воспитанников, - своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое инте-гративное свойство, создаваемое педагогом для стимулирова­ния лидерского потенциала воспитанника.

Важнейшими компонентами поля лидерства являются:

Стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнеде­ятельность воспитанников;

Конструирование ситуаций, способствующих максималь­ному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.

Перечисленные принципы и организационно-педагогичес­кие условия позволяют сделать процесс развития самоуправ­ления в коллективах школ непрерывным и существенно влия­ющим на социальное становление учащихся.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается коллектив от других групп школьников?

2. Как коллектив воспитывает школьников?

3. Что такое ученическое самоуправление?

4. Каковы критерии развития самоуправления?

5. Какие требования предъявляются к деятельности педагога для развития самоуправления?

§ 6. ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Детские объединения как институт воспитания

Школа не может не учитывать влияния на воспитание де­тей различных социальных институтов. Среди них особое мес­то занимают различные детские объединения. Предшествую­щий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или госу­дарственных институтов. Перспективные цели детских объ­единений - помочь детям найти приложение своих сил и воз­можностей, заполнить вакуум в реализации детских интере­сов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.


Дети объединяются с учетом своих интересов как в школ"е, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на реше­ние задач социализации ребенка в условиях детского объеди­нения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формиро­вания личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Со­циальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объедине­ниях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность дол­жна строиться на основе принципов самоуправления и самоор­ганизации, уважения и защиты прав детей.

Цель деятельности любого объединения можно рассматри­вать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ста­вят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в ра­боте детских объединений.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добро­вольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удов­летворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация лично­сти ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной сто­роны, создает условия для удовлетворения потребностей, ин­тересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, проис­ходит отбор внутренних возможностей личности путем само­ограничения и коллективного выбора, корректировки с обще­ственными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское объединение выполняет и защитные функции, от­стаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора


форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Типы детских объединений

Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в которых реализуются зада­чи организации трудовой деятельности детей, например их за­работок. Это ученические кооперативы, созданные чаще все­го для совместной деятельности детей по решению личных эко­номических проблем.

Досуговые объединения предполагают решение задачи раз­вития способностей и склонностей детей, проблемы предостав­ления им возможностей для общения, самовыражения и само­утверждения. В связи с тем что в эти коллективы ребенок вхо­дит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положени­ем, которое он вынужден занимать в классе.

По длительности существования детские объединения мо­гут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединени­ями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).

По характеру управления среди детских объединений мож­но выделить неформальные объединения детей, клубные объ­единения, детские организации.

Многие годы в нашей стране доминировала единственная дет­ская организация, которая фактически перестала быть органи­зацией детей, а стала формой организации школьной жизни.

Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций

В условиях демократизации общества появилась необходи­мость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их рабо­ты - это предоставление детям возможности выбора сферы де-


ятельности и общения в объединениях, организациях, группах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает на­личие комплекса программ, отличающихся друг от друга со­держанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей 1 .

Если иметь в виду, что содержание выполняет познаватель­ную и ценностно-ориентационную функции, то программиро­вание выполняет функцию организующую. Речь, конечно, не идет о программах, по которым ранее работала пионерская орга­низация и школа и которые регламентировали практически все, вплоть до видов и форм деятельности детей и подростков в разовых мероприятиях.

Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изме­нения окружающей жизни: экономические, социальные, по­литические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), менять их в зависимости от смены ин­тереса, а также самому планировать сроки и темпы выполне­ния программ.

Программы разрабатываются с учетом вариативности. Чле­нам организации предоставляется право создавать свои програм­мы. Это формирует условия конкурсности, являющейся гаран­том создания оптимальных вариантов программ. Сегодня фак­тически новыми организациями стали «Детский орден милосер­дия», «Школа юных парламентариев», «Детская морская лига», «Игра - дело серьезное», «Бизнес-тинэйджер» и др.

Для воспитания демократической культуры детей большое значение имеет работа детских общественно-политических объединений. Быть политически развитым, обладающим де­мократической культурой человеком означает, в первую оче­редь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправлен-ных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом, социальными сло­ями, индивидами. Это означает быть готовым следовать прин­ципу определяющей воли большинства, защищая права лич-

"См.: Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. - С. 36-45.


ности, которые считаются «естественными», «неотъемлемы­ми» и т. д.

Чтобы думать и действовать таким образом, человеку необхо­димы исторические, философско-мировоззренческие, экономи­ческие, политологические, психологические, культурологичес­кие знания о той общественной среде, в которой он действует.

Актуальна сегодня и задача воспитания социально-экономи­ческой активности детей в детских объединениях. Этот процесс обеспечивается:

Взаимодействием детей и взрослых в социально-экономи­ческих отношениях;

Использованием имитационных форм в подготовке детей к экономическим отношениям;

Апробацией полученных знаний в практической деятель­ности.

В детской организации «Радуга» (г.Шатура Московской области) использовали имитационную игру «Детский займ», суть которой заключалась в том, что каждому участнику игры предлагали стать держателем облигации, на купонах которой напечатаны эмблемы программ детской организации и инфор­мация о предлагаемых конкурсах-заданиях. Задания были раз­личны: работа в лесхозе, на расчистке леса, изготовление па­кетиков для лекарств по договору с аптеками, работа на цвет­никах и т. д. Это были задания по сбору материалов о россий­ских деревнях, промыслах, описание традиций семьи, состав­ление родословной и многое другое. Победителем в игре стал тот, кто выполнил все четыре задания, вложив свой труд, ин­теллектуальный и практический.

Большое значение для воспитания детей имеют их времен­ные объединения, которые обладают особыми воспитательны­ми возможностями: создаются реальные условия для динамич­ного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предо­ставляются разнообразные варианты реализации его творчес­кой активности. Интенсивность общения и специально задан­ная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют само­стоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного орга­низатора жизнедеятельности объединения. Если процесс обще­ния и деятельности в объединении проходит в доброжелатель­ной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это


помогает ему создать положительную модель поведения, спо­собствует эмоционально-психологической реабилитации.

При организованной деятельности временное детское объ­единение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и само­воспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.

Таким образом, различные детские объединения расширя­ют зону формирования общей культуры, способствуют станов­лению внутреннего мира детей, формированию новых ценност­ных ориентации, стимулируют социальное развитие ребенка.

Вопросы для самопроверки

1. Как создаются сегодня детские организации?

2. Какую роль играют взрослые в детских объединениях и органи­зациях?

3. Что такое вариативно-программный подход к определению со­держания деятельности детских объединений?


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

§ 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Что такое метод воспитания?

/^Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания яв­ляются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного про­цесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств] Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспи­тательного процесса, в основе которого лежит субъективно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе ко­торого происходят изменения в уровне развития качеств лич­ности воспитанников.

(^Достижение целей воспитания осуществляется, как прави­ло, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей^Выбор такой совокупности и пра­вильное применение методов воспитания - вершина педаго­гического профессионализма.

(Каждый метод реализуется различно в зависимости от опы­та педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности^Различия в реализации метода характеризуют­ся приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадици­онным решениям, применив изобретенные им самим или по­заимствованные у коллег приемы.


Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспита­тельного процесса. В основном эти изменения и представляют собой новые или впервые применяемые данным педагогом при­емы воспитания. В связи с этим иногда метод определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели.

(Создание метода - это ответ на поставленную жизнью вос­питательную задачу. В педагогической литературе можно най­ти описание большого количества методов, позволяющих до­стигать любых целей^

Классификация методов

Методов и особенно различных версий (модификаций) в пе­дагогической литературе указывается так много, что разобрать­ся в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятель­ствам помогает лишь их упорядочение. Классификация мето­дов - это выстроенная по определенному признаку система ме­тодов, которая помогает обнаружить в них общее и специфи­ческое, существенное и случайное, теоретическое и практичес­кое и тем самым способствует их осознанному выбору, наибо­лее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различ­ных методов и модификаций.

(Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификацииГ]По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспита­ния? Если учитывать, что метод воспитания - явление много­мерное, то таких признаков много.

Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая раз­личные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логи­ческие основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классифи­кациях за основу берется не одна, а несколько важных и об­щих сторон метода.


Можно условно выделить группы методов прямого и косвен­ного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответ­ствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в кото­рой у ребенка формируется соответствующая установка на са­мосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя на­правленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает дру­гая система общих методов воспитания, которая трактует ха­рактер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородни­ков). Она включает в себя методы убеждения, организации де­ятельности, стимулирования поведения школьников. В клас­сификации И.С. Марьенко названы такие группы методов вос­питания, как объяснительно-репродуктивные, лроблемно-си-туативные, методы приучения и упражнения, стимулирова­ния, торможения, руководства, самовоспитания.

<^В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включаю­щей в себя в единстве целевую, содержательную и процессу­альную стороны методов воспитания. Она выделяет три груп­пы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяс­нение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы орга­низации деятельности и формирования опыта поведения (уп­ражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы сти­мулирования (соревнование, поощрение, наказание)?]

По нашему>мнению, в педагогической литературе произо­шла подмена понятий. Методами часто называют формы вос­питания (рассказ, беседа) или совокупность методов (форми­рование общественного мнения).

Методов на самом деле значительно меньше, чем то количе­ство, что сегодня перечисляется в литературе. Воспитание мож­но уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При


этом и хорошая и плохая музыка также получается при соче­тании этих же нот, потому что все зависит от профессионализ­ма и таланта композитора.

Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, спо­собствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы вос­питания бинарные. Бинарные методы воспитания предполага­ют выделение пар методов «воспитания - самовоспитания».

ГВсе методы оказывают совокупное воздействие на все сущ-ностные сферы человека] Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для фор­мирования взглядов, понятий, установок используются мето­ды убеждения. Убеждение предполагает разумное доказатель­ство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки проис­ходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащи­еся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько ло­гичность изложения педагогами своей позиции. При этом уча­щиеся, оценивая полученную информацию, или утверждают­ся в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убежда­ясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализу­ется через различные формы, в частности сегодня для этого используются отрывки из различных литературных произве­дений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Ря­дом ученых создаются хрестоматии, в которых собран матери-ал для нравственного просвещения учащихся. Метод убежде­ния используется также при проведении разнообразных дис­куссий.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовос­питания, который предполагает, что дети осознанно, самосто­ятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ре­бенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - методы, в основе которых лежит формиро­вание у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятель­ности. В педагогике в качестве стимулирования распростране­ны такие его компоненты, как поощрение и наказание.


Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и при­вычки. Действие поощрения предполагает возбуждение пози­тивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может про­являться в различных вариантах: одобрение, похвала, благо­дарность, предоставление почетных прав, награждение. Не­смотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщатель­ной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступ­ка ученика, а не следствием его стремления получить поощре­ние. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащего­ся остальным членам коллектива. Оно должно быть справед­ливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать инди­видуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирова­ния, применение которого должно предупреждать нежелатель­ные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополни­тельных обязанностей; лишение или ограничение определен­ных прав; выражение морального порицания, осуждения. Пе­речисленное может реализоваться в различных формах: по ло­гике естественных последствий, наказания-экспромты, тради­ционные наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно проду­манным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом дру­гом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятель­ствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания,


соответствующий методу стимулирования, может быть опре­делен как метод мотивации.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(подготовлена профессором М.И.Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями:

432101. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего

класса работал лучше.

432102. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

432103. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

432104. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении
ближайших задач.

43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным

действиям.

432106. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются

между учащимися.

432107. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди

всех членов коллектива.

432108. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно

справляется со своими обязанностями.

432109. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся
к выполнению своих общественныхобязанностей.

4321010. Своевременно и точно выполняю решения, принятые
собранием или активом класса.

4321011. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные

перед коллективом, были выполнены.

4321012. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты

работы своих товарищей.

4321013. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед

коллективом школы.

4321014. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации

разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в
органах самоуправления всего коллектива в решении задач,
стоящих перед ними.

4321016. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем,

стоящих перед коллективом школы.

4321017. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач,

стоящих перед всем коллективом, с другими классами и

объединениями.

4321018. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам

4321019. Мы стремимся помочь другим(младшим) коллективам в

разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4321020. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления

4321021. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению

поручений органов ученического самоуправления всего

коллектива.

4321022. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более

высоких результатов.

4321023. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других

коллективах и общественных организациях.

4321024. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего

школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп (блоков). Данная систематизация обусловлена на выявлением различных аспектах самоуправления:

1)включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);

2)организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);

3)ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);

4)включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);

5)отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);

6)ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

( разработана М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 - «Да»,

3 - «Скорее да, чем нет»,

2 - «Трудно сказать»,

1- «Скорее нет, чем да»,

0 - «Нет».

Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше._____________________________________

4 3 2 1 0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4 3 2 1 0

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4 3 2 1 0

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.________________________________________

4 3 2 1 0

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.________________________

4 3 2 1 0

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

4 3 2 1 0

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________

4 3 2 1 0

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей._____________________________________

4 3 2 1 0

Обработка результатов.

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);

2) организованность классного коллектива (5-8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.

Например , сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78: 10: 16 = 0,4875.

Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0-0,5

Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,51-0,8

Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,81-1

Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий.

«Размышляем о жизненном опыте»
тест Н.Е. Щурковой

Цель теста выявить нравственную воспитанность учащихся.
Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

1
2
3

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Инструкция . Выберите один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком +.

    На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
    а) обойду, не потревожив;
    б) отодвину и пройду;
    в) смотря какое будет настроение.

    Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
    а) ничего, какое мое дело;
    б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
    в) подойду и непременно заговорю.

    Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
    а) тороплюсь в школу;
    б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
    в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

    Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
    а) предложу свою помощь;
    б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
    в) если попросят, я, конечно, помогу.

    Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
    а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
    б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
    в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

    Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
    а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
    б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
    в) вступаюсь за обиженного.

    Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
    а) они мои, раз я их нашел;
    б) завтра спрошу, кто их потерял;
    в) может быть, возьму себе.

    Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
    а) на шпаргалки, конечно: экзамен - это лотерея;
    б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
    в) на свои знания.

    Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
    а) найду что-нибудь рядом с домом;
    б) поищу высокооплачиваемую работу;
    в) хочу создавать нечто ценное на земле.

    Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
    а) по России;
    б) по экзотическим странам;
    в) по одной из ведущих развитых стран.

    Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
    а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
    б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
    в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

    Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
    а) соглашусь с благодарностью;
    б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
    в) отказываюсь решительно.

    Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
    а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
    б) выполняю, конечно;
    в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

    Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
    а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
    б) не знаю, как придется;
    в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

    Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?
    а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
    б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
    в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

    Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
    а) еду на дачу согласно плану;
    б) не еду, остаюсь, конечно;
    в) жду, что скажет мой товарищ.

    Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
    а) бездомный щенок;
    б) взрослый пес с известным Вам нравом;
    в) дорогой щенок редкой породы.

    Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
    а) напомню о праве на отдых;
    б) делаю, раз надо;
    в) посмотрю, что скажут остальные.

    С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
    а) отвечаю тем же;
    б) не замечаю, это не имеет значения;
    в) разрываю связь.

    Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
    а) играю, конечно;
    б) разумеется, не играю;
    в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

    Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
    а) самому (самой) приготовить все блюда;
    б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
    в) пригласить гостей на кофе.

    Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
    а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
    б) обеспокоен, строю планы самообразования;
    в) буду ожидать новых сообщений.

    Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
    а) ужасно завидую, мне неудобно;
    б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
    в) я, как все, аплодирую.

    Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
    а) отдаю – здоровье дороже;
    б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
    в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

    Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
    а) о новогодних подарках;
    б) о каникулах и свободе;
    в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

    Какова роль музыки в Вашей жизни?
    а) она мне нужна для танцев;
    б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
    в) она мне просто не нужна.

    Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
    а) снятся родные места;
    б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
    в) не замечал (не замечала).

    При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
    а) нет, если мои дела идут хорошо;
    б) да, в настоящее время довольно часто;
    в) не замечал (не замечала).

    Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
    а) отбираю интересное и приношу;
    б) ненужных мне книг у меня нет;
    в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

    Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
    а) да, безусловно, могу;
    б) нет, на свете много интересного;
    в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

    Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
    а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
    б) человеку просто повезло прославиться;
    в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

    Большое спасибо за ответы!

Обработка результатов и интерпретация

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать + на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать + на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

«Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(А.А.Андреев)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен

Утверждения:

1. Я иду в школу с радостью

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

3. У нас хороший тренер-преподаватель

4. К нашему тренеру можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

5. Я всегда могу свободно высказать свое мнение

6. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

7. Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

8. Я скучаю по школе, когда у нас нет занятий.

Обработка результатов

Показателем удовлетворенности уч-ся школьной жизнью (У ) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех уч-ся на общее кол-во ответов.

У больше 3 – высокая степень удовлетворенности

от 2 до 3 – средняя степень удовлетворенности

если У меньше 2, низкая степень удовлетворенности

Затем производится подсчет числа уч-ся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу по ОУ.

Сдать данные:

Высокая степень - … чел.

Средняя степень - … чел.

Низкая степень - … чел.

Листочки с детскими ответами и подсчётами

Игра “Магазин”

(подготовлена О.В.Соловьёвым)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведённой “купли-продажи” классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа фиксируются в таблице:

п/п

Ф.И.

Приобретённые” Положительные качества

Проданные” отрицательные качества

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

п/п

Ф.И.

Закреплённые положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

Педагогический анализ результатов игры.

На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.

После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.

Методика “Приглашение в гости”.

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

    Наш класс очень дружный и сплочённый.

    Наш класс дружный.

    В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

    В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

    Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

    Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

Не очень

Нравится

Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

Не знаю

Остался бы дома

Пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по-разному

Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы

Не хотел бы

Не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю

Не хотел бы

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

Часто

Редко

Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

Точно не знаю

Хотел бы

Не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

Мало

Много

Нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

Нравится

Не очень

Не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы

Оценка за 1ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Методика выявления уровня развития самоуправления

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

Проведение.

Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 - «Да», 3 -«Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 ~- «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.

12.Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

13.Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.

14.Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.

15.Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих
перед ними.

16.Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.

17.Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами и объединениями.

18.Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.

19.Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

20.Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

21.Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

22.Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

23.Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.

24.Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на б групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность(предложения 1, 2, 3, 4);

2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);

3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10, 11, 12);

4)участие класса в управлении делами школы (предложения13,14,15,16);

5)взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17,18,19,20);

6)осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21,22,23,24)

Методика «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Проведение. Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

самоуправления в ученическом коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.»

класс

Методика определения уровня развития

самоуправления в ученическом коллективе

3 - «Скорее да, чем нет»,

2 - «Трудно сказать»,

1- «Скорее нет, чем да»,

Заполни бланк, выбери нужную цифру.

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше._____________________________________

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным дейст­виям.

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.________________________________________

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.________________________

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собрани­ем или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей._____________________________________

Обработка результатов по методике «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»,______ класс

Ф.И. ученика

включенность учащихся в самоуправленческую деятельн.

организованность классного коллектива

ответственность членов коллектива за его дела

итоговый

итого

итого

итого

ИТОГО

Учитель ______________________