Маршак 12 месяцев главная мысль. Сказка "двенадцать месяцев" - анализ произведения. История написания сказочной повести

Цели:

· Учить анализировать художественное произведение.

· Воспитывать отношение к таким нравственным категориям, как «добро» и «зло».

· Развивать речь, а также такие общеучебные действия, как: анализ, обобщение.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор,

СД-диск со слайд-презентацией – сопровождением урока,

иллюстрации к сказке, корзина с «подснежниками».

Ход урока:

1. Организационный момент.

На одном из уроков я вас спросила, что такое «добро» и «зло»? Вспомним, как вы отвечали.

(Демонстрация видеофрагментов.)

Затем я вас просила поискать высказывания о добре и зле известных людей, народную мудрость.

(Чтение высказываний.)

И, как вы уже понимаете, тема нашего урока будет связана с этими понятиями. А поскольку мы с вами познакомились с содержанием сказки «Двенадцать месяцев», то тема:

«Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев».

Когда мы завершаем знакомство с содержанием произведения, нам предстоит какой этап работы?

(Анализ произведения.)

Итак, будем анализировать сказку С. Маршака. Сегодня мы остановимся на таких этапах анализа, как:

1. Особенности жанра.

2. Идейное своеобразие.

3. Образная структура.

Перед вами рабочие листы урока. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста. В таблице «Оценивание» вы видите три колонки. Поставьте, пожалуйста, сами себе оценку на начало урока, т. е. как вы считаете, насколько готовы к уроку. Затем будет ваша оценка в конце урока. Итоговую оценку выставлю я.


2-3. Реализация д/з. Освоение нового материала.

1. Особенности жанра.

Начинаем анализ сказки. Что сразу отметили мы с вами, когда впервые открыли эту сказку?

(Есть только разговор героев, нет слов автора и описаний.)

Как определен жанр сказки?

(Пьеса-сказка.)

Итак, особенностью сказки «Двенадцать месяцев» является то, что это сказка – пьеса.

Напомню вам историю создания сказки. Незадолго до Великой Отечественной войны пересказал сказку «Двенадцать месяцев» по мотивам славянских сказок.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, превратил ее в пьесу. Маршак считал, что в пьесе можно говорить «не только словами, но и действием – языком, понятным всем». Пьесы – это драматические произведения, обычно для постановки в театре. Сыгранная на сцене пьеса – это спектакль.

Пьеса – это драматическое произведение: содержание в нем передается в речи и поступках действующих лиц, отсутствуют описания.

Вспомним, какие еще роды литературы мы знаем, какие жанры им соответствуют?

(Эпос, лирика, драма.)

2. Идейное своеобразие.

Продолжаем анализ. Следующий этап: идейное своеобразие. Какой вопрос нам помогает понять идею произведения?

(Для чего?)

Еще раз напомню историю сказки. В основу сюжета Маршак положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

(Столкновение противоборствующих сторон.)

Между кем мы видим столкновение в сказке?

(Между королевой и профессором; между мачехой, дочкой и падчерицей; между королевой и падчерицей…)

А если попытаться обобщить, то как это можно выразить в каких-то более общих понятиях?

(Столкновение добра и зла.)

ДОБРО и ЗЛО – понятия, с которых мы начинали наш урок. Мы пытались сами определить их, обращались к высказываниям известных писателей и ученых. А сейчас предлагаю найти определения этих понятий в словаре.

(Работа со словарями.)

В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту идею под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на первый план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы:

Является ли покорность частью доброты?

Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым?

Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?

(Чтение словарных статей.)

https://pandia.ru/text/80/204/images/image002_153.jpg" width="636" height="148 src=">

Вернемся к идейным вопросам сказки и ответим: а кто является носителем перечисленных качеств: доброта, покорность, твердость, несокрушимость, безропотность ?

(Люди, герои, персонажи сказки.)

Чтобы ответить на эти вопросы и понять идейное своеобразие сказки (каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы) предлагаю вспомнить действующих лиц пьесы-сказки и дать им характеристику. И мы переходим к 3-ему этапу анализа – к образам произведения.

(Физкультминутка.)

3. Образная структура.


Вспомним героев сказки.

(Ответы учащихся.)

Охарактеризуем этих героев. Причем, характеризовать их будем в свете темы нашего урока (т. е. добро или зло воплощает образ) и, применяя такой тип речи, как рассуждение. Что характерно для рассуждения, вспомним?

(Рассуждение состоит из тезиса и доказательства.)

А в целях экономии времени организуем работу в группах: каждая группа охарактеризует определенных героев.

(Распределение групп.)

Перед тем как представитель группы начнет отвечать, мы посмотрим сюжет из сказки и ответим на вопросы (для видеосюжетов: Что бы вы усовершенствовали в игре героев этого фрагмента и какие качества героев проявляются в этой сцене? ; для инсценировок: какие качества героев проявляются в этой сцене? )

(Видеофрагмент)

Ответ 1-ой группы:

Королева

Безответственная, своевольная, неблагодарная, в силу своих недостатков очень одинокая, капризная, ленивая, надменная, бессердечная. (Эпизоды: не желает учиться, указ – «казнить», подснежники зимой, морозит падчерицу…)

Ответ 2-ой группы:

Профессор

Умный, терпеливый, выдержанный, робкий. (Эпизоды: соглашается с Королевой, боится противоречить…)

(Видеофрагмент)

Ответ 3-ой группы:

Мачеха и Дочка

Они были очень завистливыми. Плохо относились к Падчерице, желали ей смерти; подлые, лживые, жадные, бессердечные, злые. (Эпизоды: отправляют в лес падчерицу, выбирают корзину побольше, рассказывают небылицы во дворце…)

(Инсценировка)

Ответ 4-ой группы:

Двенадцать месяцев

Олицетворяют собой народнопоэтическую стихию. Волшебное и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. Все доброе, гуманное, светлое связано с ними. (Эпизоды: помощь падчерице, добрые отзывы о ней, наказание мачехи и ее дочки…)

(Инсценировка)

Ответ 5-ой группы:

Падчерица

Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая. Добрая, милая, работящая, вежливая, верна слову. (Эпизоды: общение в лесу, верность слову, выполнение работы по дому…)

4. Подведение итогов.

Итак, как решает С. Маршак проблему столкновения добра и зла в сказке?

Думаю, вам поможет такой вопрос: почему Профессор объясняет Королеве, что законы природы нарушить невозможно, а для Падчерицы братья-месяцы все-таки нарушают эти законы?

(Падчерица побеждает неподвластные законы природы, так как она способна жить по законам добра, в гармонии и с людьми, и с природой, которая в ответ открывает ей всю свою красоту, свою тайну.)

- Анализ образов сказки, ее художественные особенности помогли понять нам ее главную идею.

- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать свое понимание идеи пьесы-сказки: как соотносятся в ней добрые и бесчеловечные герои, к каким выводам мы приходим, рассматривая добро и зло в сказке; как изменилось ваше понимание таких категорий, как добро и зло.

(Записи в рабочих листах. Их чтение для всех.)

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, где сама природа дружит с честными тружениками.

Добро всегда побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Поставьте себе оценку, как вы себя оцениваете по итогам работы на уроке.

Итоговые оценки выставлю вам я, когда проанализирую ваши самооценки и работу на уроке.

5. Д/з. Комментарий.

Написать рассуждение на тему: «Добро и зло в моей жизни». (Комментарий вариантов д/з.)

Завершить наш урок хотелось бы маленькой лирической зарисовкой. Мы с вами потрудились и у нас тоже, как в сказке, среди зимы есть своя корзина подснежников:

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

Простой цветок,

Но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.

Только благодаря труду и терпению, добросердечию и душевной теплоте могут свершаться чудеса, жизнь от которых становится светлее и добрее!

Приложение 1

Инсценировка

Действие 2. Картина 1. (фрагмент)

Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ниче­го не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

Приложение 2

Инсценировка

Действие 1. Картина 3. (фрагмент)

Старуха. Что, на дворе метет?
Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась. Старуха. На то и зима, чтобы метель мела. Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да в не будет.
Дочка. А ты почем знаешь, что не будет? Падчерица. Да ведь нынче последний день в году! Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.
Падчерица. Куда же это, далеко?
Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.
Дочка. В лес!
Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!
Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежника-ми -- в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено -- так и кружит, так и валит с ног.
Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?
Падчерица. Нет.
Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.
Падчерица. Да какие же теперь подснежники -- ведь Зима...
Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!
Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.
Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж... Старуха. А ты бы еще дольше за хворостом ходила -- так и совсем бы темно стало.
Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет.
Дочка. Тоже придумала-- с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.
Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?
Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.
Падчерица. Не пойду я!
Дочка. Как это -- не пойдешь?
Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка. А что же -- мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.
Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!
Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо -- не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)
Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты -- платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, -- замерзай на дворе!
Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!
Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание.
Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

Крутяк! 5

Имя Самуила Яковлевича Маршака известно всем. С его творчеством мы знакомимся еще в раннем детстве. Совсем маленькими мы слушали стихи «Мяч», «Детки в клетке», «Усатый полосатый». По признанию самого писателя, когда он был ребенком, у него не было детских книг и ему приходилось читать книги для взрослых. Возможно поэтому, когда Самуил Яковлевич стал писателем, он большое внимание уделял детской литературе. Все мы знаем стихи Маршака, они веселые, интересные, легко запоминаются. Есть в его творчестве и сказки. Читая их, мы видим, что за основу автор взял народное творчество. Но сюжет известных всем нам сказок изменен и дополнен новыми героями и событиями.

Так произошло и со сказкой-пьесой «Двенадцать месяцев». Работая над ней, писатель опирался на словацкую легенду о братьях-месяцах, которые собрались у костра в Новогоднюю ночь. Но писатель изменил сюжет, придумал его заново. С.Я. Маршак рассказывает нам о падчерице, ее злой мачехе, о своенравной Королеве и братьях-месяцах. Падчерица очень добрая и работящая. Она не отказывается помочь ни людям, ни животным, в ответ те дарят ей свою любовь. Единственный, кто не любит девочку – это ее мачеха. У нее есть своя дочь, в которой она души не чает и потакает всем ее капризам. Наверное, поэтому эта девочка такая ленивая и жадная.

Интересен в этой сказке образ Королевы – это капризная и своенравная девочка. Но все же, ее жаль – она сирота, у нее нет родителей. Конечно, она могла бы быть лучше, добрее, но воспитывать ее некому. Придворные только угождают ей и соглашаются со всеми ее заявлениями, даже самыми глупыми. И вот однажды под Новый год вздумалось Королеве получить корзину подснежников. Тому, кто не выполнит ее желание, она пообещала отрубить голову, а тому, кто ей угодит – корзину золота.

Мачеха со своей дочкой заставили Падчерицу среди зимы отправиться в дремучий лес за цветами. Тут-то и начинаются чудеса. Уже совсем отчаявшись, в темном лесу, Падчерица повстречала на поляне двенадцать братьев-месяцев. Каждый из них знаком с девочкой, ведь она трудилась круглый год, и все они встречали ее. Каждого из них она покорила своей добротой, кротостью и трудолюбием. Автор открывает нам, что такой человек даже в самой трудной ситуации найдет помощь и поддержку.

Только человек с чистой душой и добрым сердцем может повстречаться с чудом. А еще мы видим, что маленькая девочка оказалась честным и надежным другом, она умеет держать данное слово. Ведь когда Королева стала выпытывать у Падчерицы, где та достала подснежники, девочка не открыла секрет. Хоть она и была кроткой и послушной, но здесь проявила твердость. А вот упорство Королевы не принесло ей ничего хорошего. Добившись своего с помощью мачехи и ее дочки, она попала на волшебную поляну, где и встретила двенадцать месяцев.

На этой заветной поляне и происходит развязка. Здесь автор при помощи действующих лиц раскрывает читателю основной замысел сказки. Мы видим, что мачеха и дочка наказаны за жадность и свой склочный характер. Королева – за высокомерие и глупость. Старый учитель говорит о том, что все должно происходить в свое время, в мире должен царить порядок. Добро, наконец, торжествует, как это и должно быть во все времена.

Ещё больше сочинений на тему: «12 месяцев»

Сказка «Двенадцать месяцев» рассказывает нам о девушке «падчерицы», которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка. В этой сказке мы видим как добро борется со зломи в конце концов побеждает его, что вообщем и свойственно для литературных сказок.

Падчерица была настолько трудолюбивой и честной, что выполняла все указания своей мачехи. Однажды молодой королеве, которая, кстати, тоже была сиротой, захотелось подснежников, но в самый разгар зимы подснежники не цветут. Королева издала указ, кто принесет ей подснежники, тому взамен она насыплет полную корзину золота. Когда об этом узнала мачеха со своей дочкой, у них помутнел разум и в предвкушении наживы, не смотря на опасность холодного леса, отправили за подснежниками падчерицу.

Падчерица отправилась в лес, хотя она и могла обмануть мачеху и не пойти за подснежниками, но и-за своей честности не стала обманывать. В лесу она сильно замерзла и заблудилась, но от гибели ее спасли двенадцать братьев месяцев. Приняв у себя страницу, они ее отогрели и подарили корзину подснежников взамен о молчание их существование. Когда корзину передали королеве, она была удивлена и попросила рассказать ей о чуде. Падчерица дала обещание не рассказывать о существовании волшебной поляны и сдержала его. Но эгоистичная королева приказала утопить непослушную падчерицу.

Когда королева и мачеха с дочкой отправились в лес, они заблудились и вышли к волшебной поляне, где находились двенадцать братьев месяцев. Находясь с 12 месяцами, королева извлекла жизненный урок и стала, по-другому относится к окружающим. А злых мачеху и ее дочку братья месяцы превратили в собак, но с условием, что если они изменятся, то опять станут людьми.

В сказке идет постоянное противостояние добрых сил и злых. Падчерица была очень доброй и ее угнетали злые силы в лице мачехи, но благодаря доброте и могущества братьев двенадцать месяцев все стает на свои места. Плохих персонажей сказки наказали, а добрую падчерицу наградили. Но в сказки есть еще один удивительный персонаж это – молодая королева. Она сначала была очень злой и эгоистичной, даже из-за того, что слово «помиловать» больше чем «казнить» она выбирает последнее. В этой сцене мы видим равнодушие и эгоизм королевы. Но в конце сказки она меняется и переосмысливает свои взгляды, становится доброй и лучше относится к людям. В этом персонаже мы тоже видим победу добра над злом.

В сказке «Двенадцать месяцев» добро победило зло. Может кто-то хочет сказать, что с мачехой и ее дочкой поступили, не очень хорошо, но это было справедливо и у них, есть возможность изменится. Маршак показал всем, какие бывают плохие люди с очень некрасивыми поступками, и это учит нас какими не надо быть. Глядя на мачеху и ее дочку мне совсем не хочется такими быть. Это сказка показывает, какими надо быть и учит нас добру и разуму.

Источник: lang-lit.ru

Мне кажется, что сказка - это уникальное творение человеческого воображения. Почему? Ибо только сказка может научить человека с раннего детства различать добро и зло, правду и ложь. Погружаясь в волшебный мир сказки, задумываешься, как бы поступил сам на месте ее героев. И каждая новая фантастическая история приносит новые впечатления, новые переживания и новый опыт.

В сказочной пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» продолжается непримиримая борьба между добром и злом. Милая, ласковая девочка-падчерица несет в себе добро. Она тяжело работает, выполняя прихоти бабушки и ее дочери. Кажется, что их радуют издевательство над бедной девочки. А когда женщины узнали о приказе молодой эгоистической королевы принести из зимнего леса подснежников, жадность затмила их разум. Они теряют остатки человечности. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Такими для девочки оказались братья-месяцы, которые не только спасли ей жизнь, но и помогли выполнить бессмысленное задание. Зато она пообещала сохранить тайну и никогда не рассказывать о волшебную поляну.

Человеческая глупость и зло не имеют границ. Вот, наверное, потому королева всем свитой отправляется в лес, чтобы собственными глазами увидеть чудо. Сирота отказывается раскрыть тайну, поскольку дала обещание братьям месяцам. Разгневанная неповиновением королева приказывает девочку утопить, а подаренную месяцы кольцо бросает в прорубь. Но, к счастью, это сказка, потому зло не может остаться не наказанным. Дед, старший брат месяцев, за жадность и жестокость превратил бабу и ее дочь на собак. Но оставил им шанс, стать лучше. Только от них зависит, смогут ли они стать снова людьми, вечно останутся собаками.

Итак, в пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костер.

Четырна­дца­тилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес - за подснежниками.

Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова - и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадет у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

Торжественный прием в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у нее возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными. Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мерзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с нее шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остается с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мерзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор - чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат - погреться у костра, Мачеха с Дочкой - шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряженные двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и дает каждому шубу. А собак она через три года приведет к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Пересказала

В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом. Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды.

Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото. Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель. Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.

Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.

Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.

Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности. В каждом герое воплощена собственная прослойка. Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.

В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.

Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик.

Анализ 2

Без преувеличения сказка "Двенадцать месяцев» Маршака любима всеми. Она может научить многому не только детей, но и взрослых, открыв глаза на истинные человеческие ценности.

Главная героиня – падчерица, с самого начала вызывает симпатию у читателей своей добротой, искренностью и желанием помочь своим близким. Он добра и приветлива к своим сводным сестрам и мачехе, которые, безусловно, являются отрицательными персонажами и никакой симпатии не вызывают. На противостоянии этих героев автор показывает постоянную борьбу добра и зла, очень характерную для русских народных сказок. Но, как и в народном эпосе у Маршака после долгого противоборства добро всегда побеждает зло. Честность и трудолюбие главной героине в этой борьбе играют не последнюю роль.

Во многих сказках всегда присутствуют королевы или принцессы. Так вот, как то раз молодая королева возжелала подснежников зимой, пообещав тому, кто это исполнит корзину золота. Злая мачеха тут же отправила нелюбимую падчерицу на поиски. Далее с девушкой случается чудо. Заблудившись в лесу, она встречает двенадцать месяцев, братьев. Сказочные братья не только спасли ее от холода, но и помогли раздобыть корзину подснежников зимой. Они попросили девушку сохранить в тайне волшебную историю появления подснежников в лютые морозы. Королева хотела утопить девушку, а сестры и мачеха мечтали о подарках, полученных от сказочных братьев, но в сказке этого не случилось. Добро восторжествовало, а зло было наказано.

Сказка написана в виде пьесы. Она разделена на четыре действия, которые в свою очередь состоят из картин. Каждая картина, это маленькая законченная история, произошедшая в определенном месте: в лесу, во дворце. В действиях участвуют также лесные звери: зайцы, вороны, волк. У каждого из них своя роль. Они создают атмосферу сказочного праздника, помогают читателю поверить в реальность происходящего.

Важной деталью в сказке «Двенадцать месяцев» является незаметное на первой взгляд разительное изменение в характере королевы. Из капризной и злой, она становится доброй и нежной. На ее примере Маршак показывает читателю неизбежность победы добра над злом. Даже противной мачехе и завистливым сестрам автор дает возможность исправиться. Превращенные братьями волшебниками в собак, из-за их постоянного лая, они сохраняют надежду вернуться в человеческое обличие. Если будут хорошими и добрыми.

Даже самым юным читателям эта сказка помогает разобраться что хорошо, а что плохо. Во что надо верить и на что надеяться. Как правильно поступать. Доброта, порядочность и честность всегда побеждают ложь, зависть и лицемерие.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль семейная в романе Толстого Война и мир сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

  • Цвета в романе Преступление и Наказание Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам

  • Сочинение Моя любимая народная сказка

    «Морозко» – моя любимая народная сказка, знакомая с детства. Рождественская история работящей девушки, которую обижают мачеха и сводная сестра. Рассказ о сказочном персонаже, приходящем на помощь бедной падчерице.

  • В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя - Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать

  • Анализ поэмы Корсар Байрона

    Данная поэма Джорджа Байрона – известного английского поэта – вошла в сборник «Восточных поэм».

Сказка "Двенадцать месяцев" - это зимняя история, которая рассказывает нам о добре и зле. Это поучительный рассказ о том, что нужно помогать другим людям, и тогда твои деяния вернутся тебе сторицей. Это волшебная пьеса, которая зачаровывает и новогодней атмосферой. Одной фразой можно описать ее краткое содержание. "Двенадцать месяцев" - это послание из детства, благодаря которому мы знаем, что плохие люди всегда будут наказаны, а те, кто несет свет и любовь, обретут счастье и мир.

История написания сказочной повести

Известный в то время советский писатель Самуил Маршак написал "Двенадцать месяцев". Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы Второй мировой войны, и ничего не напоминало о чуде. Но писатель не вешал нос, он делал свое дело, и на страницах рукописи вскоре зажили своей жизнью выдуманные герои.

Перед этим у писателя случилось горе - умерла его маленькая любимая дочурка. И после этой трагедии он всецело отдался детской литературе, написанию стихов и рассказов для малышей. Таким образом он как будто общался с дочерью, посвящая ей все новые и новые сказочные истории.

Есть несколько версий написания повести "Двенадцать месяцев". Маршак позаимствовал сюжет у чешского автора, известной писательницы Божены Немцовой, или же он по-своему изложил народную греческую сказку. Так это или нет, уже не имеет значения. Потому что мир получил необычайно интересную и увлекательную историю о новогодних приключениях маленькой девочки.

Краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев"

В первую очередь это рассказ о трудолюбии. Такие выводы можно сделать, прочитав его краткое содержание. "Двенадцать месяцев" повествует о том, что все на свете, даже силы природы, помогают именно таким людям - тем, кто не боится работы, кто делает ее с удовольствием и не просит ничего взамен.

А все начинается с того, что под Новый год принцесса издает указ: принести ей корзину подснежников за хорошую награду. Злая мачеха и ее ленивая родная дочка хотят получить обещанные золотые монеты. Они очень жадные, но еще больше их одолевает лень. Поэтому в лес, в мороз и стужу, они выгоняют падчерицу. "Иди, и не возвращайся без цветов," - говорят они ей напоследок и захлопывают дверь перед ее носом.

В лесу бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые помогают ей и дарят корзину подснежников за ее доброту и ласку. Они еще не раз помогают главной героине. Даже когда королева со всей свитой едет в чащу, узнает о том, что ее обманули, и хочет казнить девочку, месяцы налетают всей гурьбой. Они наказывают мачеху и ее дочь, задают хорошую трепку вредной королеве и щедро одаривают маленькую сиротку. Это то, что хотел донести до нас Маршак. "Двенадцать месяцев" (краткое содержание передано выше) - сказка, которая пропагандирует добро, показывает, что зло и подлость всегда будут наказаны.

Позитивные герои

Положительным является главный персонаж этой истории - падчерица, которая с самого утра принимается за работу. "И дрова таскает, и воду набирает", - говорит о ней Январь. Июль поддерживает и описывает, как целый летний день работает она у грядок. Девчушка постоянно терпит обиды и насмешки мачехи и но от этого не становится злой. Наоборот, ее приветливость и доброта еще больше озаряют все вокруг.

Братья месяцы - тоже позитивные "Двенадцать месяцев". Маршак показывает нам их справедливость и честность. Силы природы и должны быть такими. Наказывать людей за их зловредную деятельность - это то, что мы наблюдаем не только в этой повести, но и в реальной жизни. Эту главную мысль вложил в свой рассказ Самуил Маршак. "Двенадцать месяцев" (краткое содержание выглядит как простая сказка) на самом деле учит нас быть бережливыми, бескорыстными, щедрыми и добрыми к окружающему миру и к людям. И позитивные герои повести - пример для подражания.

Негативные персонажи

Тут нам есть, где разгуляться. Начнем с мачехи и ее дочери. Обе жадные и постоянно ищут наживы. Им всего мало, и в погоне за богатством они идут по головам.

Препятствий не существует - можно пойти на кражу, вранье и предательство. Рассказ "Двенадцать месяцев" ярко показывает, как все эти негативные черты характера они выплеснули на ни в чем не повинную падчерицу, за что в итоге и поплатились.

Королева - еще один Избалованная, привыкшая давать только указания, она не терпит, когда ей противоречат. Если сейчас она хочет, чтобы наступил апрель, то так и будет. Издаются указы, рубятся головы, назначаются казни только ради удовлетворения ее мимолетных желаний. Но гордыня наказуема - это то, что нам уже поведало краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев".

Свита королевы - все вместе и каждый по отдельности - тоже один сплошной негативный образ. Они во всем потакают своей правительнице, закрывают глаза на ее капризы и несправедливые решения. Они смирились с ее поступками и стали апатичными ко всему. Отсутствие своего мнения и бездумная рабская покорность - качества далеко не положительные. Это передает даже краткое содержание. "Двенадцать месяцев" - сказка, которая в упрощенном варианте ярко раскрывает основную идею автора.

Фантастика и жизненная правда

Много жизненного показывает нам повесть "Двенадцать месяцев". Сказка воплотила в себе реальную жизнь - люди, которые готовы предать ради золота, несправедливые управленцы, которые не щадят простых смертных и играют ими, как пешками. Все характеры, описанные в рассказе, безусловно взяты из жизни и раскрыты во всей полноте. Кроме того, правда показана в поступках героев. Например, добрый жест солдата, который готов мерзнуть ради сиротки, только чтобы ей было тепло в его шинели. Именно такие мелочи показывают нам, что это за человек - как в сказке, так и в жизни.

Несмотря на правдивые описания, тут есть и много выдуманных, волшебных моментов. Физическая оболочка братьев месяцев и их тезки на небе, разговоры зверей и птиц - не существуют в обычной жизни. То же самое можно сказать о резкой смене сезонов - весна накрывает зиму, через минуту уже лето, дальше на смену им врывается осень, и еще через минуту зима снова вступает в свои права.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак создал непередаваемую атмосферу в произведении "Двенадцать месяцев". Сказка не похожа на другие истории, она вселяет в нас веру, что братья-месяцы действительно существуют.

Тема борьбы добра и зла в сказке "Двенадцать месяцев"

Именно она проходит через всю повесть, и это ярко демонстрирует нам краткое содержание. "Двенадцать месяцев" показывает, что автор всеми силами пытался дать ответ на вопрос: "Является ли покорность воплощением доброты или зла?" Ведь с первого взгляда кажется, что она больше относится к первому проявлению человеческого характера, но это совсем не так. В сказке мы видим, что покорность мачехи и свиты перед королевой приводит только к самодурству правительницы. Видя, что никто ей не перечит, она выдает указы один глупее другого, отчего страдают простые люди.

Та же покорность падчерицы перед мачехой тоже ни к чему хорошему не привела. Если бы не братья-месяцы, девочка бы просто замерзла в лесу и погибла. Поэтому Маршак отвечает сам на свой вопрос: покорность - не всегда хорошее качество, иногда она является проявлением слабости, что в итоге порождает зло. Он ее осуждает. Борьба добра в обличьях мудрости и трудолюбия, верности и ласки противостоит в повести злу, как воплощению покорности, жадности и эгоизма.

Использование фольклора в речи персонажей

Самуил Маршак использовал интересные речевые обороты, фольклорный говор в рассказе "Двенадцать месяцев".

Герои говорят яркими фразами, сказка наполнена живыми репликами. Его звери общаются, используя характерные междометия и эпитеты. Если это ворон, то обязательно его монолог украшен традиционным "Карр!".

Истинное мастерство показывает автор, слишком индивидуализируя речь своих персонажей. Это мы четко прослеживаем по монологам падчерицы. В них ярко выраженный народно-поэтический стержень. Слова льются, как песня. Фразы очень мелодичные и ритмичные. Каждый диалог в рассказе дышит народным творчеством.

Многие литературные критики уверены, что именно в славянском фольклоре берет свое начало детский рассказ "Двенадцать месяцев". Сказка раскрывает нам о верованиях наших далеких предков - о том, что времена года имеют человеческий облик, что звери в лесу умеют говорить нашим языком, что силы природы являются карой за нехорошие деяния.

"Изюминка" сказки

Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести "Двенадцать месяцев"? Думаю, нет. И это совсем не удивительно - автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха - все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка - народ, бедный и трудолюбивый, королева - правителей, безжалостных и часто глупых, советник - чиновников, подхалимов и трусов, мачеха - управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.

Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление - это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.

Экранизация

После всеобщего успеха печатной повести, написанной Маршаком, наконец-то на экранах телевизоров мы увидели "Двенадцать месяцев". Отзывы людей свидетельствуют о том, что мультик, который вышел в свет в 1952 году, побил рекорды по своей популярности. Дети по достоинству оценили чудесную новогоднюю историю.

Создал полнометражную анимационную картину режиссер Иван Иванов-Вано. Всем нам известные еще с детства декорации мультика и его героев рисовал мастер своего дела Анатолий Сазонов. Сказка вышла на экраны и в качестве полнометражного фильма для детей.

"Двенадцать месяцев" - нравственная история, которая учит нас быть чуткими и добрыми, любить труд и оставаться человеком в любой ситуации. Уже больше полувека она относится к классике своего жанра. И дети, и взрослые во всем мире любят и читать это произведение, и смотреть его экранизацию. В ближайшие новогодние праздники обязательно посмотрите ее еще раз эту сказку всей семьей.