Как учить биологию. Биология Как изучить биологию самостоятельно с нуля

Существует несколько способов, как запомнить биологию легко и без мучений. Нужно просто выбрать из них подходящий вариант. Еще рекомендуется воспринимать биологию как нечто интересное, а не страшное и тяжелое.

Как подготовиться к экзамену?

Биология относится к естественным наукам. Предметом ее изучения являются все живые существа, их функционирование, строение и взаимодействие между собой. Поэтому чтобы понять и запомнить эту дисциплину, ее лучше не зубрить, а читать как нечто увлекательное. Тогда материал будет восприниматься проще и легко отложится в памяти. Рекомендуется изучать теорию по биологии, начиная от простого к сложному, в такой последовательности:

  1. Изучение клетки дает основное понятие о функционировании всего живого на Земле. Нужно ознакомиться с ее строением, понять принцип функционирования, жизнедеятельности, научиться различать клеточные органеллы и их свойства.
  2. Ознакомиться с одноклеточными организмами. Лучше начать с сине-зеленых водорослей. Понять принцип поглощения клеткой питательных веществ и выведения ненужного. На примере простейших водорослей нужно разобраться в способе фотосинтеза, осознать роль растений в круговороте кислорода в природе.
  3. Осмыслить, что такое царство бактерий. Запомнить, какие бактерии являются вредоносными для человека, и как ими можно заразиться. Осознать, какую пользу составляют молочнокислые и другие полезные бактерии.
  4. Выучить царство растений, на их примере понять, как функционируют многоклеточные организмы. Запомнить, чем характеризуется растительная клетка.
  5. Изучить царство грибов: понять их отличие от растений, строение ядра и клеточной мембраны, принцип симбиоза с деревьями. Узнать, что такое лишайники. Ознакомиться, как появились антибиотики, и какую роль выполняют.
  6. Пройтись по царству вирусов. Понять принцип их размножения внутри пораженной клетки.
  7. Проштудировать царство животных: уяснить, как устроена животная клетка, изучить эволюцию животного мира, функционирование и строение животных организмов, существующие виды животных.
  8. Изучить физиологию и строение человека. Выучить основные органы и их функции: кровеносную, пищеварительную, дыхательную, нервную и мочеполовую системы, мускулатуру, скелет. Пройти строение различных тканей, осознать основы биохимических процессов в организме.
  9. Познакомиться с законами генетики. Изучить, что такое гены, научиться решать генетические задачи на определение наследственности.
  10. Понять, что такое экология, биосфера и ноосфера.

Чтобы изучать биологию с любопытством, нужно просто понять, что это наука о нас самих, имеющая практическое применение в обыденной жизни. Ведь чтобы понять, почему колит в боку, и к какому врачу пойти лечиться, надо элементарно знать, какой внутренний орган где находится.

Как легче усвоить информацию?

Изучать предмет рекомендуется по школьным учебникам. Но они зачастую написаны научным, не совсем понятным для простого обывателя языком. Поэтому можно воспользоваться научно-популярными книгами или журналами, где вся суть изложена более доступными терминами. Нелишне совмещать чтение книг еще с просмотром научно-познавательных фильмов. Такое одновременное восприятие аудио и видео крепче отложится в памяти, а суть легче усвоится.

Информация проще усваивается, если ее разбить на составные части и постигать небольшими порциями. Нужно каждую маленькую тему прочитать пару раз, уловить суть, а потом переходить к прочтению следующей информации. Читать рекомендуется тихо, не проговаривая вслух или мысленно прочитанное — так внимание рассеивается и знания не усваиваются. Физиологи утверждают, что человеческий организм хорошо усваивает все новое утром и днем, поэтому читать учебники на ночь не рекомендуется.

Чтобы проще запоминать основные термины и понятия в биологии, можно на листочке бумаги делать пометки, зарисовывать схемы. Это поможет освоить данные тем людям, у которых хорошо развита ассоциативная память. Рекомендуется делать некое подобие шпаргалок: выписывать по каждой теме основные моменты, обобщать и систематизировать информацию. Чтобы самостоятельно оценить уровень своих знаний и выявить пробелы в изучении, нужно попытаться ответить на вопросы билетов.

Роль биологии огромна в нашем мире. Хотя она не входит в число приоритетных предметов, большинство школьников и родителей считают его «лишним». В тоже время для получения медицинского образования хорошее знание биологии является первоочередным. Мы не говорим о качестве преподавания предмета в школе — речь идет об отношении большей части учащихся к этой дисциплине, которое не лучшим образом сказывается на усвоении материала. Хотя крайне важны.

Биология — наука о живой природе

Биология — предмет, требующий усидчивости и внимания, поэтому индивидуальные занятия крайне необходимы, чтобы понимать его содержание и в процессе подготовки к дальнейшему образованию. Видеоуроки образовательного портала помогут ребенку эффективнее усвоить школьную программу, закрепить полученные и приобрести дополнительные знания в области ботаники, зоологии, клеточного строения растений и организмов — от простейших до человека. Знание тем уроков по биологии дает школьнику понимание не только физиологических и биохимических процессов, но и даёт ему понять, что такое "жизнь" в общей сложности.

Приступая к изучению ботаники и роли биологии в 6-м классе, школьники должны понять роль растений в жизни не только человека, но и всей планеты, узнать об их разнообразии и распространении, ознакомиться со строением растений и отдельных их частей. Продолжительность видеоуроков по темам ботаники невелика и учитывает возрастные особенности ребенка, но количество и качество информации, предложенной учителями, обеспечит высокий уровень знаний. Ученик имеет возможность обратиться к любому разделу программы столько раз, сколько необходимо конкретно ему. Так что методы биологии можно освоить очень быстро.

В 7-м классе ученики переходят к изучению живых организмов, начиная с простейших бесхребетных видов, насекомых, водной фауны, и заканчивая наземными животными. На этом этапе школьники получают представление о том, чем животная клетка отличается от растительной, о мире насекомых, об основах классификации видов и т.д. Задача цикла видеоуроков первых двух лет обучения состоит в первую очередь в том, чтобы пробудить интерес детей к окружающей нас живой природе, научить понимать и беречь ее.

Биология — первая ступень знаний будущего врача

Начиная с 8-го класса, темы по биологии день ото дня становятся сложнее и труднее для понимания. Начинается изучение человеческого организма и самых сложных разделов биологической науки — генетики, цитологии, селекции, физиологии. Рассказать понятным языком столь сложные вещи очень непросто, но опыт педагогов, ведущих видеоуроки по этим темам, позволяет достичь поставленных целей.

Биология не является умозрительной наукой. Для того чтобы добиться в ней успехов, необходимо знать , которые заключаются в нескольких понятиях — наблюдение, эксперимент и анализ. В этом смысле биология является аналогом физики, только в сфере живой природы, и настолько же сложна для изучения и понимания. Индивидуальные занятия с помощью видеоуроков, наличие минимальной экспериментальной базы и стремление к знаниям станут первыми ступеньками на пути получения медицинского образования.

Программа 11-го класса посвящена методам биологии по эволюционной теории и обзору научных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, таких как бионика, экология и др. Для учеников, желающих выйти далеко за пределы школьной программы, образовательный портал предлагает цикл факультативных видеоуроков, где более подробно излагаются различные разделы биологической науки.

Биология - это наука, изучающая живые организмы. Она раскрывает закономерности жизни и ее развития как особого явления природы.

Среди других наук биология является фундаментальной дисциплиной, относится к ведущим разделам естествознания.

Термин «биология» состоит из двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – учение, наука, понятие.

Впервые был употреблен для обозначения науки о жизни в начале XIX. Это сделали независимо друг от друга Ж.-Б. Ламарк и Г. Тревиранус, Ф. Бурдах. В это время биология обособляется из естественных наук.

Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях. Предметом биологии являются строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимосвязь между собой и окружающей средой. Поэтому биология представляет собой систему, или комплекс, наук, во многом взаимосвязанных. Различные биологические науки возникали на протяжении истории развития науки в следствии обособления различных областей изучения живой природы.

В качестве крупных разделов биологии выделяют зоологию, ботанику, микробиологию, вирусологию и др. как науки, изучающие различные по ключевым моментам строения и жизнедеятельности группы живых организмов. С другой стороны, изучение общих закономерностей живых организмов привело к появлению таких наук как генетика, цитология, молекулярная биология, эмбриология и др. Изучение строения, функциональности, поведения живых существ, их взаимоотношений и исторического развития породило морфологию, физиологию, этологию, экологию, эволюционное учение.

Общая биология изучает наиболее универсальные свойства, закономерности развития и существования живых организмов и экосистем.

Таким образом, биология - это система наук .

Бурное развитие в биологии наблюдалось во второй половине XX века. Это в первую очередь было связано с открытиями в области молекулярной биологии.

Несмотря на свою богатую историю , и в настоящее время в биологических науках продолжают совершаться открытия, ведутся дискуссии, пересматриваются многие концепции.

В биологии особое внимание уделяется клетке (так как она является основной структурно-функциональной единицей живых организмов), эволюции (так как жизнь на Земле претерпевала развитие), наследственности и изменчивости (лежащих в основе преемственности и приспособляемости жизни).

Выделяют ряд последовательных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный. На каждом из них жизнь проявляется по-своему, что изучается соответствующими биологическими науками.

Значение биологии для человека

Для человека биологические знания в первую очередь имеют следующее значение:

  • Обеспечение человечества питанием.
  • Экологическое значение – контроль за окружающей средой, чтобы она была пригодной для нормальной жизни.
  • Медицинское значение – увеличение продолжительности и качества жизни, борьба с инфекциями и наследственными заболеваниями, разработка лекарств.
  • Эстетическое, психологическое значение.

Человека можно рассматривать как один из результатов развития жизни на Земле. Жизнь людей все еще находится в сильной зависимости от общебиологических механизмов жизнедеятельности. Кроме того, человек влияет на природу и сам испытывает на себе ее воздействие.

Деятельность человека (развитие промышленности и сельского хозяйства), рост народонаселения стали причиной экологических проблем на планете. Происходит загрязнение окружающей среды, разрушение природных сообществ.

Для разрешения экологических проблем необходимо понимание биологических закономерностей.

Кроме того, многие разделы биологии имеют значение для здоровья человека (медицинское значение). Здоровье людей находится в зависимости от наследственности, среды жизни и образа жизни. С этой точки зрения наиболее важны такие разделы биологии как наследственность и изменчивость, индивидуальное развитие, экология, учения о биосфере и ноосфере.

Биология решает задачи обеспечения людей продуктами питания, лекарствами. Биологические знания лежат в основе развития сельского хозяйства.

Таким образом, высокий уровень развития биологии является необходимым условием благополучия человечества.

Изучению биологии в школьной программе отводится много внимания, но еще больше в профильных вузах страны. Это развитая наука, включающая множество отраслей, связанных с изучением всего живого на планете. Из-за больших объемов информации и возможности применения своих знаний на практике эта наука очень емкая. И вопрос о том, как выучить биологию, все чаще задается в школах и университетах. Решать его предлагается путем оптимизации всего процесса обучения.

Изучение биологии

В школьной и университетской программе обучения имеется один общий момент. Он сводится к постепенному усложнению изучаемого материала, который опирается на уже известные общие закономерности. Этот способ обучения протекает в направлении от общего к частному и позволяет сформировать целостную совокупность знаний у конкретного обучающегося. Окончание обучения — это поиск логической точки, в которой обучающемуся все, что касается материала, уже понятно. Потому главной рекомендацией при изучении параграфов является ознакомление с их содержанием без отрыва и отвлечения.

В уютных для себя условиях следует прочесть все, понять и запомнить содержание. Не следует отрываться от чтения в тех участках, в которых не поставлена так называемая логическая точка. Это значит, что если обучающемуся нужно оторваться от чтения, то сделать это лучше по окончании смыслового блока учебника. Если прерываться посреди объяснений материала, мозг не сформирует логическую точку, тогда учить биологию придется снова с самого начала параграфа.

Составление конспекта по биологии

Предложенная выше рекомендация относится и к составлению конспекта. Это значит, что нельзя отвлекаться на то, чтобы вынести нужный момент в конспект до того, пока обучаемый не дошел до логической точки. Нельзя отвлекаться, пока рассматриваемая часть материала не отложилась в памяти. А после этого в более понятном и сформированном виде ее можно внести в конспект, если это потребуется.
Следует подробно объяснить, почему такая схема изучения является удачной.

Добравшись до логической точки в материале, обучаемый лучше понимает его. И наоборот, если ученик или студент, изучая параграф, сталкивается с незнакомым моментом и отрывается от книги, чтобы внести его в конспект, он теряет «нить повествования». Хотя чаще всего этот аспект удобно объясняется уже в следующих предложениях. Прочитав их, можно именно понять описываемый процесс или явление, а не заучить.

Информация, которую удалось понять, будет храниться в памяти в той форме, в которой она удобна для воспроизведения. А заученные данные очень скоро забудутся, и вероятность их практического применения невысока. Разумеется, такой способ обучения требует времени, так как выучить биологию за 5 минут невозможно. Зато позже ее легко повторить, уже понимая то, что было рассмотрено в параграфе.

Схемы и биологические процессы

Отдельного внимания при изучении материала заслуживают схемы и биологические циклы. Их следует запоминать блоками, задействовав зрительную и двигательную память. Это значит, что помимо рассмотрения схемы нужно перерисовать в конспект или в черновик в той форме, которая кажется наиболее удобной для повторения. Так как быстро выучить биологию из-за большого количества материала почти невозможно, то оптимизация обучения будет весьма кстати.

Простая перерисовка схем по несколько раз позволит им отложиться в памяти. Это уже пример так называемого заучивания. По другому пути в такой ситуации пойти нельзя, хотя возможность детально воспроизвести схемы нужна только для экзаменов. В ходе практической деятельности их всегда можно держать перед собой.

Важно, что перерисовывать схемы необязательно полностью. Можно перенести на бумагу непонятные участки. Перерисовав их однажды, следует повторить этот процесс по памяти спустя несколько часов. Если схемы сложные, то допускается многократная перерисовка и сверка с оригиналом. Понадобится терпение, но это поможет ускорить изучение материала и позволит ему надолго остаться в памяти.

Быстрое изучение биологии

Стоит понимать, что быстрое изучение биологии возможно в том случае, если сам материал знаком хотя бы частично. Например, обучающийся смотрел ранее познавательное видео по биологии. Полученную из такого источника информацию можно успешно применить в качестве базиса, на основании которого можно «расположить» новые знания. Так по биологии достаточно сложно, придется хитрить и применять уже известную информацию, чтобы пропускать некоторые очевидные моменты в тексте. Это значит, что для подготовки фундамента знаний не придется тратить время, нужное на понимание того, о чем будет идти речь в материале. Так достигается лучшее понимание информации, ускоряется ее получение.

Это хороший вариант получения новых знаний, потому как выучить параграф по биологии значительно легче. А если он простой, то содержание можно синтезировать самостоятельно, просто пересказывая уже известную информацию. В большинстве ситуаций, особенно когда биология не является профильным предметом, этих данных должно хватить для успешного окончания учебы. И в биологии очень важно усвоить основы, после чего дальнейшее изучение науки будет быстрым и легким процессом. Хотя это не касается ботаники и микробиологии.

Изучение ботаники и микробиологии

Микробиология и ботаника являются теми разделами биологии, которые изучаются тяжелее всего. Связано это с многообразием живых организмов, изучаемых в рамках стандартного курса. Они имеют специфические особенности, многие из которых нужно отлично знать, чтобы понимать эти дисциплины. Потому ботанику и микробиологию следует изучать от простых основ, тогда как выучить биологию можно в произвольном порядке. В случае с ботаникой и микробиологией, только успешно усвоив основы, можно изучать более сложные моменты.

Если какая-либо часть изученной ранее программы забылась, то для успешного владения материалом ее нужно повторять. Важно, что в микробиологии большая часть материала требует понимания, а в ботанике — запоминания и внимательного поиска различий. Лучший сценарий подготовки к занятиям по ботанике или микробиологии — прочтение параграфа и составление конспекта в виде схем и тезисов. Спустя 4-5 часов нужно повторно перечитать параграф и попытаться воспроизвести его содержание хотя бы схематично, внося дополнения в конспект, если это необходимо.

Повторение материала

Непосредственно перед занятием следует просмотреть свой конспект, попытавшись представить последовательность тезисов в своем ответе по изученному материалу. Изучать данные дисциплины достаточно сложно, тогда как выучить биологию можно и быстрее, и проще. Выход здесь один: стараться повторять изученный материал по своему схематичному или тезисному конспекту. Поскольку новые темы будут отчасти основываться на уже изученных, это позволит экономить время и начинать изучение с уже знакомых моментов с постепенным их усложнением.

Биология знакома всем нам еще со школьной скамьи. Ее изучение идет долго и мучительно – где-то с пятого-шестого класса и до бесконечности (если студенту в университете необходимо изучение этого предмета). А вот задача быстро выучить биологию стоит тогда, когда учащийся готовится к экзамену.

Мы приготовили для вас несколько полезных советов о том, как быстро выучить таблицу, параграф, пересказ или любую тему по биологии.

6 способов быстро выучить биологию

  1. Просмотрите вопросы по биологии к экзамену/зачету . Вычеркните те, которые вам хорошо известны. Маркером одного цвета пометьте те, которые вам известны частично. Маркером другого цвета пометьте те вопросы, которые для вас вообще неизвестны.

Знаете ли вы, что…

Укус хомяка гораздо страшнее, чем укус более сильного и крупного зверя? А все из-за его тонких и длинных зубов, которые во время укуса расходятся в разные стороны. В результате рана выходит не только глубокая, но и рваная и довольно болезненная.

  1. Изучая незнакомую или непонятную тему, главное – это запомнить суть . Потом перескажите вопрос своими словами, а уже потом старайтесь усвоить более мелкие детали. Быстрее усвоить материал позволит запись (хотя бы краткая тезисная) главных моментов.
  2. Сложные термины и определения выписывайте на отдельный лист . Изучите не только значение самих терминов, но и как с их помощью решать биологические задачи. Каждый термин постарайтесь пересказать своими словами.
  3. Запомнить термины можно довольно быстро . Для начала помните, что все они происходят из латинского языка, в котором есть основные суффиксы и префиксы. Эти суффиксы и префиксы довольно часто повторяются. Поэтому зная их значение, вы быстро разберетесь в значении даже нового длинного и непонятного слова.

Знаете ли вы, что…

Муравьи тоже бывают разных профессий? Например, среди них есть даже хирурги, которые лечат пациентов в специально отведенном для этих целей помещении. Сперва хирург проводит осмотр потерпевшего, далее делает перевязку раны и обрабатывает ее специальной прозрачной жидкостью из собственного рта. Согласитесь, довольно удобно, ведь за лекарством не нужно бегать в аптеку!

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

  1. При изучении вопросов к экзамену обязательно пишите шпаргалки . Причем писать необходимо непременно самому и вручную – это задействует механическую и зрительную память.
  2. Частые перерывы помогают усвоить информацию гораздо быстрее, чем перерывы в учебе каждый час или два . В идеале короткие перерывы следует делать каждые 20 минут. А каждый час старайтесь выходить на свежий воздух хотя бы на 5 минут. За это время мозг успевает насытиться кислородом и отдохнуть, чтобы продолжить продуктивное усвоение информации.

А вот видео для тех, кто хочет получить общее представление о биологии:

Согласитесь – вполне несложные советы, которые помогут быстро подготовиться к экзамену по биологии или даже выучить этот предмет с нуля. Ну а если и это не помогает, не переживайте. Рядом с вами всегда есть , готовые в любой момент подставить плечо помощи и оказать поддержку