Франция во второй половине XX - начале XXI века. Экономическое развитие Франции в XIX-начале XX века 20 век во франции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

по истории

«Развитие Франции в начале 20 века».

Орёл, 2002 г.


Экономика.

Франция в конце XIX - начале XX вв. остава­лась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприя­тия первенствовали перед крупной фабрикой. Банков­ский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - харак­терные черты французской экономики. В 1869 г. на­селение Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. - 39,1 млн., в 1906 - 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных ра­ботников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. про­мышленных рабочих было 6,8 млн.

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды вы­росла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а герман­ской металлургией.

Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, нахо­дилась в упадке. Франция заняла второе место в ми­ре (после Соеди­ненных Штатов) по выпуску авто­мобилей, но фран­цузское машино­строение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков вво­зилось из-за гра­ницы.

Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в 1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На шести автомобиль­ных заводах, построенных в начале XX в. в париж­ском районе, сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране. Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталепла­вильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные до­роги были монополизированы шестью железнодорож­ными компаниями.

Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных капиталисти­ческих государств, как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 - 1, 5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т, Германия - 16, 6 млн., а Франция - всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно предприятие во Фран­ции в среднем приходилось в два с лишним раза мень­ше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.

Одним из факторов, тормозивших развитие фран­цузской промышленности, была бедность угольных ре­сурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недос­таток угля, особенно коксующегося, усиливал экспан­сионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми гер­манскими угольными бассейнами.

Но главная причина сравнительной отсталости фран­цузской индустрии заключалась в структурных осо­бенностях французской экономики, важную роль в ко­торой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и же­лезных дорогах за границей. К середине 1900-х го­дов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд. По­литическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже.

По размерам вывоза капитала Франция заняла вто­рое место в мире после Англии. Франция владела ог­ромной колониальной империей, уступавшей по раз­мерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала тер­риторию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превос­ходило по численности население метрополии.

Во Франции после крушения Коммуны окончатель­но консолидировался строй сильно централизованной.

Верховными законодательными учреждениями Фран­ции согласно конституции были палата депутатов, фор­мируемая на основе прямых выборов, и сенат, осно­ванный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных учреждений - генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе) избира­ли главу государства, президента республики. Президент назначал кабинет министров, ответственный перед за­конодательными палатами. Всякий закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.

Ключевые позиции французской экономики - бан­ки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю - держала в своих руках мо­гущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства.

В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную часть населения составля­ли так называемые средние слои - мелкие предпри­ниматели города и деревни.

Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на положении рабочего класса. Рабо­чее законодательство было чрезвычайно отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для жен­щин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области со­циального обеспечения.

Политика

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В политике ра­дикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.

На все решающие посты в правительстве были на­значены лица, тесно связанные с крупными предпри­нимателями и финансистами. Лишь в вопросах борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя гораздо бо­лее решительно, чем его предшественники. Антикле­рикализм давал возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского социализма, которое возглавлял Жорес.

Тем не менее, антиклерикальные мероприятия пра­вительства вызвали резкое сопротивление церкви и рим­ского папы, что вынудило Комба порвать диплома­тические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба стала казаться многим предпринимателям слишком прямо­линейной, и в начале 1905 г. его кабинет пал. Но­вому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства.

Проведение этого закона содействовало демокра­тизации образования и укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени фран­ко-прусской войны около 60, упал в первом десяти­летии XX в. до 2 - 3.

Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь профессиональные союзы или так на­зываемые синдикаты заставили о себе говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в., несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы в других странах не имели. Другая особенность социального движения во Франции - та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в Гер­мании, а существовало несколько партий с разными программами, не находящих общего языка.

На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы раз­ных специальностей в одном и том же городе - «биржи труда». Все федерации и биржи труда составляли «Ге­неральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках ра­боты, в приобретении знаний и т.п.

Рабочие синдикаты во Франции стали точками со­противления рабочих. Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими членами синдикатов.

Особенностью Франции была раздробленность со­циалистических сил. В конце XIX в. в стране было че­тыре социалистические партии :

1) бланкисты, стремив­шиеся к установлению социалистического строя путем захвата власти пролетариатом;

2) гедисты, они же кол­лективисты, последователи марксизма;

3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать насе­ление крайними требованиями и рекомендовавшие ог­раничиваться пределами возможного (откуда их вто­рое название);

4) аллеманисты, группа, отколовшая­ся от третьей и видевшая в выборах только агитаци­онное средство, а главным орудием борьбы признававшая всеобщую забастовку.

В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мел­кими группами на съезде в Иври образовали «Социа­листическую партию Франции», или социально-революционное единение, а в 1902 г. их против­ники объединились на конгрессе в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом проти­воречий этих двух партий была позиция о возможности участия в буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты, аллеманисты и «авто­номисты» объединились в одну группу под названи­ем «Социалистическая партия французской секции ра­бочего Интернационала». После своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха.

Де Голль представлял собой интеллектуала особого рода, чья жизнь про-шла в размышлениях на темы разума, власти и философии истории. Он не раз подчёркивал, что французы обладают ясностью мысли, но у них отсутствует воля к действию. По де Голлю, государство должно символизировать мораль-ные и культурные ценности . Он считал французскую цивилизацию по преиму-ществу демократической, сочетающей продолжительную историю культурного развития со свободой, указывая, что «существует многовековой пакт между величием Франции и свободой мира, следовательно, демократия неразрывным образом переплетается с наилучшим пониманием интересов Франции».

Политика голлизма

Политическую философию «голлизма» отражала конституция Пятой республики которую создал де Голль, и была принята 17,5 млн голосов против 4,5 млн.

Главной идеей «голлизма» стала идея «национального величия» Франции. Непре-менным условием достижения национального величия «голлисты» считали компромисс между основными социальными силами, представленными в

18.04.2012

В XVIII веке Франция была одной из наиболее развитых экономически держав Европы. Революция дала новый толчок, и в конце века в стране началась техническая революция. Франция получила свои рынки сбыта, особенно расширившиеся в период континентальной блокады.

Негативным моментом , сдерживавшим рост французской экономики, было отсутствие значительного числа рабочих рук , которые были в избытке в Англии со времен огораживания, во Франции же после революции земля была передана в собственность крестьянам, которые не имели после этого стимулов для переезда в города и участия в промышленности. Кроме того, вливанию рабочих рук в экономику препятствовали бесконечные войны 1791-1814 годов .

Поражение в войне привело к утрате Францией завоеванных позиций и затяжному экономическому кризису . Объем внешней торговли упал с 933 000 000 франков в 1806 году до 585 000 000 в 1814 году и выправился только к 1824 году - 896 000 000 франков.

По темпам экономического роста Франция отставала от Англии, но превосходила другие государства. Также после окончания войны Франция лишилась своих преимуществ, кроме того, Франция, в отличие от Англии, не имела на совей территории значительных запасов полезных ископаемых, за исключением территории Эльзаса и Лотарингии . Это вело к отставанию в машиностроении, для которого требовался металл и уголь. Негативно на экономику действовали политические кризисы.

Низкими были темпы прироста населения - примерно на 1-2 миллиона человек в год. Население Франции росло много медленнее, чем в Англии - в 4 раза, в Италии - в 2 раза, в Германии - в 3 раза, во Франции - всего на 50% . По структуре населения Франция до начала XX века оставалась сельскохозяйственной страной. Медленно шел процесс урбанизации - приток населения шел только в Париже, который стал в 1841 году единственным городом-миллионером. Всего три города имели население более 100 000 человек - Марсель, Лион и Бордо.

Сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике до середины XIX века, наиболее было распространено парцеллярное землевладение, основное производство хлеба шло в крупных помещичьих хозяйствах, мелкие хозяйства производили виноград, картофель и так далее. Французское правительство покровительствовало именно крупным производителям протекциониствкими пошлинами.

Промышленное развитие продолжалось, преобладала мелкая мануфактурная промышленность, в мастерских работало не более 10 человек, особенно это было распространено в Париже, Лионе, в Руане, Эльзасе имелись крупные фабрики. Началось внедрение паровых машин, с 1820 до 1850 года их число возросло с 65 до 5 000. Шел рост потребления сырья, импорт сырья для легкой промышленности вырос в разы.


Франция больше чем Англия нуждалась в привозном сырье, что ограничивало развитие тяжелой промышленности. Первые машины закупались за границей, только в 20-х годах началось машиностроительное производство на территории Франции, и только в 30-х годах было налажено производство собственных машин, после чего начался их экспорт.

Шло развитие коммуникаций . Во Франции долгое время основным средством коммуникаций оставались каналы, владельцы которых препятствовали развитию железных дорог. В 1827 году была построена железная дорога Лион - Сент-Этьен на конной тяге длиной в 23 километра. В 1832 году была проложена дорога Сент-Этьен - Руан, для которой в Англии были закуплены паровозы. В 1837 году была построена дорога Париж-Орлеан, тогда же был построен первый вокзал Сен-Лазар в Париже. Только с 1838 года началось целенаправленное строительство железных дорог. Сеть железных дорог Франции была изначально завязана на Париж, с 1842 года началось строительство магистральных железных дорог, центром которых и являлся Париж. К 1843 году была пролржена дорога до Руана, к 1847 году - до Бельгии и Тура, к 1856 году была создана основная сеть железных дорог, связавших все крупные города Франции. К 1848 году общая протяженность дорог составила около 1 800 км.

Важным рубежом стал кризис 1845-47 года,когда произошел всеобщий спад в экономике примерно на 30% и рост цен. В 1847 году начался финансовый кризис, золотой запас Франции сократился в 7 раз . Только установление стабильного политического режима Луи Наполеона и провозглашение империи стабилизировало экономики.

К 1850 году завершился промышленный переворот, было создано крупное производство, но продолжало сохраняться господство мелких предприятий. Не сложились крупные центры промышленности, крупные предприятия были разбросаны по всей территории Франции.

Правительство Наполеона III поддерживало развитие экономики, субсидировало развитие коммуникаций, с 1852 года по распоряжению императора началась масштабная реконструкция Парижа в современный европейский город, сам город был расширен. Модернизация Парижа стала стимулом для развития промышленности, в первую очередь для инженерного дела и металлургии. В 1855 году Наполеон распорядился провести индустриальную выставку, которые стали регулярными, их было проведено 6, наиболее крупными были выставки 1878 года,но которой были представлены Статуя Свободы и выставка 1889 года, на которой была представлена Эйфелева башня.

Во 2 ХIX века половине века французская экономика начала включаться общеевропейские экономические циклы. Огромный ущерб Франции нанесла война 1870-71 годов. Были потеряны Эльзас и Лотарингия более чем на полгода был оккуирован северо-восток Франции. Погибло 500 000 человек, более 1 500 000 человек оказались в отторгнутых территориях. Была выплачена контрибуция в 5 миллиардов франков. Однако это предотвратило удар кризиса 1873-79 годов.

В 80-х годах начался новый этап экономического развития, Франция постепенно вошла в процесс второй индустриальной революции, в промышленности было занято всего 2 000 000 человек из 16 000 000 трудоспособных, 5 000 000 было занято в сельском хозяйстве, 4 000 000 в торговле. Всего 40% населения к 1896 году проживало в городах. 47% всех крестьянских хозяйств имели земли до 10 га, 38% имели менее 1 га. Производство сельхозкультур было незначительным, по производительности Франция была на 11 месте в Европе, сильным ударом для сельского хозяйства стал приток зерна из Нового Света. В экономике шла постоянная дефляция, приводившая к постоянным убыткам производителей - цены упали примерно на треть. Хуже всего обстояло дело в виноградарстве, где началась болезнь лозы, что вызвало снижение производства вина в 3 раза с 70 до 26 миллионов гектолитров. В последней трети века началось создание во Франции сельскохозяйственных союзов, в которые входили тысячи крестьян. Эти объединения пытались внедрять новые технологии, закупали семена, технику и удобрения, в эти союзы входило более 1 000 000 человек, что позволило преодолеть кризис.

В промышленности в 70-х - 90-х годах Франция пережила 3 кризиса, в XX веке - 2 кризиса. Однако экономика Франции продолжала расти на уровне 2% в год. Кризисы вели к концентрации производства, французское правительство ввело заградительные пошлины. В конце XIX века началось формирование крупных производственных объединений - Шнейдер-Ле-Крезо (центр тяжелой индустрии, вооружение) Сен-Гобен (стекло, строительные материалы, химическая промышленонсть). Был создан комитет тяжелой промышленонсти, объединивший 250 компаний. Серьезно выросло производство в тяжелой промышленности, однако промышленность Франции в разы уступала промышленности Англии,Германии и России. Шло сокращении е количества предприятий за счет их укрупнения, создавались крупные торговые и банковские предприятия.

В 1898 году была создана компания «Рено» за 15 лет компания прошла путь от производства примитивных автомобилей до производства танков и самолетов. В 1889 году был построен первый автомобиль «Пежо» и к 1903 году эта компания обеспечивала 50% потребностей Франции в автомобилях.

Французская промышленность развивалась за счет высокой квалификации французских рабочих и инженеров. Объем промышленного производств анна рубеже веков вырос на 75%, количество предприятий выросло в 3 раза.

Наибольшие показатели роста были в финансовой сфере Франции, французские банкиры не могли активно вкладывать средства в производство, что приводило к вывозу капитала, Париж стал финансовым центром Европы. Банкиры инвестировали финансы за рубеж,но вкладывались и во французскую промышленность. К 1908 году во Франции было 266 банков , стоимость ценных бумаг Франции в 1906 году составляла 100 миллиардов франков. Французские банки кредитовали иностранные государства - Россию, Австро-Венгрию, страны Латинской Америки.

По основным показателям экономического роста Франция была в ряду развитых государств, но по темпам роста серьезно уступала странам новой экономики.

В начале XX века Франция окончательно превратилась в страну монополистического капитала.

В начале XX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. 56 процентов населения страны проживало в деревнях. По темпам промышленного развития Франция отставала от США и Германии, а по некоторым показателям - от Англии и России. Такое положение сложилось отчасти из-за последствий франко-прусской войны 1870-1871 гг. Она нанесла значительный урон хозяйству страны. По заключенному после войны Франкфуртскому миру Франция потеряла Эльзас и Лотарингию - две наиболее развитые промышленные области, а также выплачивала Германии огромную денежную контрибуцию.

В экономике Франции доминировала легкая промышленность: швейная, текстильная, кожевенная. Она значительно опережала традиционные отрасли французской тяжелой промышленности: металлургическую, горнодобывающую и химическую. В стране наряду с продолжающими развиваться бумажной, полиграфической и пищевой появились и новые отрасли экономики - электроэнергетика, авиационная и автомобильная промышленность, судостроение. Сельское хозяйство шло по пути развития как земледелия, так и животноводства.

Концентрация производства и капитала привела к созданию крупных монополий, игравших решающую роль в хозяйственной жизни страны, и формированию финансового капитала. Объединение «Комите де Форж» производило 3/4 чугуна и стали страны, «Комите дез Уйер» практически полностью монополизировало добычу угля. Концерн «Сен-Гобен» господствовал в химической промышленности. Пять крупнейших банков во главе с Французским банком распоряжались 2/3 общей суммы вкладов в стране.

Основу промышленности Франции составляло мелкое производство. Около 60% французских рабочих трудились на мелких предприятиях, занимавших не более 10 человек. Крупные, хорошо оснащенные предприятия были немногочисленными. Высокие таможенные пошлины защищали французских предпринимателей от иностранной конкуренции, что стояло на пути расширения производства. Замедленность темпов промышленного развития при высокой степени концентрации финансового капитала привела к тому, что французская буржуазия предпочитала размещать свободные капиталы за границей. Вывоз капитала стал главной особенностью французского капитализма первой половины XX в.

Заграничные капиталовложения Франции чаще всего представляли собой не производительный, а ссудный капитал, обычно в форме государственных займов, размещаемых главным образом в Европе. Перед Первой мировой войной объем французских капиталовложений за границей в полтора раза превышал капиталовложения в промышленность и торговлю самой Франции. 65% французского экспортного капитала приходилось на Европу, в том числе почти 30% - на Россию.

Французская крупная буржуазия получала от вывоза капитала огромные прибыли. Доходы от него имели и представители мелкой буржуазии и рабочего класса, вкладывавшие свои сбережения в облигации иностранных займов и другие ценные бумаги. Общее число держателей французских ценных бумаг составляло 4-5 млн человек. Из них не менее 2 млн относилось к разряду рантье - людей, живших на доходы от ценных бумаг. Вместе с семьями они составляли 10-12% населения страны, поэтому Францию накануне Первой мировой войны часто называли «государством рантье».

На рубеже XIX-XX вв. во Франции были достигнуты большие успехи в области науки, особенно физики, химии, медицины. В жизнь французов стали входить автомобиль, электричество, телеграф, телефон, фотография. В самом конце XIX в. братья Жан-Луи и Огюст Люмьеры изобрели кинематограф. Все большую популярность в стране приобретал спорт. Французу барону Пьеру де Кубертену принадлежала идея возрождения древнегреческой традиции проведения Олимпийских игр.

Французская колониальная империя в начале XX в. по своим размерам уступала лишь английской. Первые попытки французских колониальных захватов относились к XVI в. - эпохе Великих географических открытий. Начиная с XVII в. колониальная экспансия проводилась при непосредственном участии государства. В течение двух последующих веков Франция завоевала внушительные территории в Азии, Африке, Америке. Накануне Первой мировой войны французские колониальные владения составляли 10,6 млн км 2 с населением 55,5 млн человек (площадь метрополии в это время составляла 500 тыс. км 2 , население - 39,6 млн человек). Франции принадлежали:

в Африке - Алжир, Тунис, Марокко, Французское Сомали, Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, острова Мадагаскар и Реюньон;

в Азии - Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкий, Лаос, Французская Индия;

в Америке - Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, острова Сен-Пьер и Микелон;

в Океании - Французская Полинезия, Новая Каледония, Новые Гебриды (совместное владение с Великобританией).

Внутренняя политика

Монархические группировки – орлеанисты, легитимисты и бонапартисты – соперничали в борьбе за власть. Разногласия между этими течениями затрудняли реставрацию монархии. Национальное собрание, избранное в феврале 1871 г. состояло в подавляющем большинстве из монархисты, лидерами которых была титулованная знать. Поэтому Францию тех лет иронически называли «республикой герцогов». Их объединял только страх перед новым выступлением народа. Национальное собрание в 1872 г. приняло закон, угрожавший заключением в тюрьме на срок от 2 до 5 лет за пропаганду социализма.

21 января 1875 г. Учредительное собрание приступило к обсуждению закона о форме политического строя. Слово «республика» упоминалось лишь в статье, устанавливавшей порядок выборов президента.

Исполнительная власть принадлежала президенту и Совету министров, который назначался президентом.

Конституция просуществовала до 1940 г.

В 1879 г. впервые пост президента занял умеренный республиканец Ж. Греви.

Взяв власть в свои руки республиканцы перевели правительство из Версаля в Париж. Марсельезу сделали национальным гимном, провозгласили национальным праздником Французской республики 14 июля, день взятия Бастилии. Республиканцы снискали себе популярность своими требованиями упразднения Сената, отделения церкви от государства, введения прогрессивно-подоходного налога. В 1880 г. они провели закон об амнистии участникам Парижской коммуны. В 1884 г. был принят закон о легализации профессиональных союзов, а также осуществлены незначительные ограничения эксплуатации детей и женщин-работниц.

Следствием введения протекционистских ввозных пошлин было вздорожание жизни.

Были осуществлены реформы, направленные на введение всеобщего бесплатного светского обучения. Растущее в стране недовольство политикой республиканцев сумели использовать монархически настроенные офицеры, которые призывали к реваншу: требовали возвращения Эльзаса и Лотарингии. Некоторые и них мечтали о новом диктаторе, способном сплотить массы и армию для победной войны с Германией.

Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось двенадцать кабинетов. Однако такая частая смена правительств не нарушала деятельности административного государственного аппарата. Вновь назначаемый декретом президента республики председатель совета министров и остальные министры не меняли порядка работы как кабинета в целом, так и отдельных министерств.

В 1902-1914 гг. у власти во Франции стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами.

Правительство радикала Эмиля Комба (июнь 1902 г. - январь 1905 г.) основную задачу видело в борьбе с клерикализмом. В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства: упразднялось выделение государственных средств на нужды церкви (отныне она содержалась за счет верующих); гарантировалась свобода отправления религиозных культов при условии обеспечения общественного порядка; государство отказывалось от права вмешиваться в назначение священнослужителей и определение границ между церковными округами; католические священники стали назначаться исключительно римским папой; церковные здания, построенные до 1905 г., переходили в собственность коммун, которые устанавливали плату за пользование ими. Дипломатические отношения Франции с Ватиканом были прерваны.

Кабинет Комба в 1904 г. принял закон о 10-часовом рабочем дне для мужчин. За несколько лет до этого, в 1898 г., во Франции были введены пособия для пострадавших от несчастных случаев на производстве и первые пенсии по старости для мужчин, достигших 70 лет. Отставая от английского и немецкого, французское социальное законодательство в течение последующих десятилетий находилось в центре внимания внутренней политики страны.

При преемнике Комба республиканце-оппортунисте Морисе Рувье (январь 1905 г. - февраль 1906 г.) парламент законодательно определил срок военной службы, снизив его с трех до двух лет.

Правительство радикала Жоржа Клемансо (октябрь 1906 г. ‑ июль 1909 г.) ставило своей главной целью проведение социально-экономических реформ. Однако новые законы о рабочих пенсиях и коллективных договорах профсоюзов с предпринимателями, сокращении продолжительности рабочего дня, реформировании налоговой системы и др. остались лишь заявленными. Основным направлением деятельности кабинета стала борьба с забастовочным движением. В прокатившейся по стране волне стачек и забастовок участвовали рабочие и крестьяне, требующие улучшения условий жизни и труда. Под руководством анархо-синдикалистов и социалистов бастующие часто прибегали к насильственным действиям против фабричной администрации, штрейкбрехеров и сил правопорядка. Клемансо, убежденный сторонник применения жестких мер, широко использовал армейские части, которые вводились в места стачек и забастовок.

Министерство Клемансо сменил кабинет независимого социалиста Аристида Бриана (июль 1909 г. - ноябрь 1910 г.). Новый председатель совета министров продолжал политику своего предшественника, применяя силовые методы по отношению к бастующим. Наряду с этим в 1910 г. правительство Бриана провело в парламенте закон, подтверждавший обязательную выплату пенсий рабочим и крестьянам.

Франция в системе международных отношений.

В конце XIX - начале XX в. неравномерность развития передовых капиталистических стран Европы привела к возникновению между ними серьезных разногласий и противоречий. На Европейском континенте начали складываться два противостоящих друг другу блока государств. Самую активную роль в этом процессе играла Германия, стремившаяся к переделу мира, в частности колониальных владений, в свою пользу.

В 1879 г. Германия заключила военный договор с Австро-Венгрией. Затем, используя франко-итальянский конфликт из-за обладания Тунисом, Германия нашла себе союзника в лице Италии. В 1882 г. в Вене был заключен первый союзный договор, положивший начало Тройственному союзу. Договор предусматривал, что при неспровоцированном нападении на одного или двух его участников двух или нескольких великих держав, не участвующих в нем, в войну с этими державами вступают все подписавшие договор. Последние в свою очередь обязывались в случае общего участия в войне не заключать сепаратный мир и держать договор в тайне.

Подписание второго и третьего договоров держав Тройственного союза пришлось соответственно на 1887 г. и 1891 г. Они подтверждали все положения договора 1882 г. Последний, четвертый, договор представители Германии, Австро-Венгрии и Италии подписали в Берлине в 1902 г.

Политика военно-политической группировки Тройственного союза была направлена в первую очередь против Франции и России. Такая ситуация привела к сближению двух держав. В 1891 г. было заключено русско-французское политическое соглашение: стороны условились консультироваться по всем вопросам, могущим «угрожать всеобщему миру», а в случае, если одно из государств оказалось бы под угрозой нападения, договориться о принятии совместных мер. В подписанной через год (1892 г.) русско-французской военной конвенции союзники обязывались оказать друг другу военную помощь в случае нападения Германии.

Одновременно Франция стремилась урегулировать отношения с Италией, пытаясь оторвать ее от Тройственного союза. Как только Франции и Италии удалось разграничить сферы влияния в Северной Африке, начался процесс итало-французского сближения. В результате в 1902 г. в Риме между двумя странами было заключено соглашение, по которому Италия обязалась соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию. Формально Италия продолжала входить в Тройственный союз и участвовала в его возобновлении в 1902 г., тайно информировав Францию об этом акте.

Англия в конце XIX - начале XX в. держалась особняком. Придерживаясь курса «блестящей изоляции», она надеялась добиваться своих целей, играя на противоборстве двух союзов и выступая в роли арбитра. Тем не менее нарастание англо-германских противоречий вынудило Англию приступить к поиску союзников. В 1904 г. было подписано англо-французское соглашение, в 1907 г. - русско-английское. Так в противовес Тройственному союзу была создана Антанта (Тройственное согласие).

Противоречия стран Антанты с Германией постоянно нарастали, выливаясь в открытые международные конфликты, и в конечном счете привели к Первой мировой войне.

48. Англия в конце XIX - начале ХХ в. Кризис "классического" либерализма. Особенности политики социального реформизма. Внешняя политика.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие. В 50 ‑70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй. В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Внутренняя политика либералов и консерваторов. Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Буржуазный реформизм.

Подъем рабочего движения и обострение классовой борьбы привели наиболее дальновидных деятелей либеральной партии к пониманию необходимости социальных реформ, которые облегчили бы положение трудящихся, ограничили привилегии богачей, установили "классовый мир" и предотвратили возможность революции. Одним из первых идеологов и практиков буржуазного реформизма был видный политический деятель Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.

В 1908 г. парламент принял законы о 8-часовом рабочем дне для горняков, занятых на подземных работах, и о пенсиях по старости для трудящихся, достигших 70 лет. Такие пенсии называли "пенсиями для покойников", потому что лишь немногие рабочие доживали до этого возраста, но тем не менее это был шаг вперед в создании системы социального обеспечения. Затем были введены пособия по безработице и по болезни, составлявшиеся из страховых взносов рабочих и предпринимателей при субсидии государства. Предприниматели больше не могли препятствовать профсоюзной агитации и требовать от профсоюзов возмещения убытков, причиненных стачками.

Внешняя и колониальная политика. Лидеры и консерваторов, и либералов стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира.

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность.

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Колониальная политика и ирландский вопрос в начале XX в. Важную роль в политической жизни Англии продолжала играть колониальная политика. Стремясь создать сплошную цепь английских владений через всю Африку, от Каира на севере до Кейптауна на юге, английские власти вступили в конфликт с двумя небольшими южноафриканскими республиками - Трансвааль и Оранжевая.

В 1899 г. буры начали военные действия против английских войск, расположенных в пограничных британских колониях. Началась англо-бурская война, которая длилась два с половиной года. В 1902 г. война закончилась поражением буров. Трансвааль и Оранжевая республика стали частью Британской империи, получив право на самоуправление, как и другие переселенческие колонии.

В начале XX в. обострилась обстановка в Ирландии. После того как английский парламент отклонил законопроект о гомруле, наиболее радикальная часть ирландской буржуазии и интеллигенции пришла к выводу, что нужно добиваться не гомруля, а полного освобождения Ирландии. В 1908 г. они создали "партию шинн фейн" (по-ирландски "мы сами"), которая провозгласила главными целями создание национального ирландского правительства, возрождение самостоятельной ирландской экономики и превращение Ирландии в процветающую аграрно-индустриальную державу.

Чтобы избежать расширения конфликта, правительство либералов в 1912 г. внесло в парламент новый законопроект о гомруле. Он предусматривал создание ирландского парламента и ответственных перед ним местных органов власти, но высшая правительственная власть должна была сохраняться в руках английского наместника (вице-короля). Вне компетенции ирландского парламента оставались такие важнейшие вопросы, как внешняя политика, управление вооруженными силами, налогообложение.

Несмотря на эти ограничения, проект гомруля встретил ожесточенное сопротивление консерваторов. Не имея большинства в палате общин, они использовали свое преобладание в палате лордов, чтобы помешать принятию законопроекта. В 1912-1914 гг. одобренный палатой общин законопроект дважды отклонялся палатой лордов.

Тем временем началась первая мировая война и правительство либералов пошло на уступки. В сентябре 1914 г. палата общин в третий раз одобрила законопроект о гомруле. Он стал законом, но Олстер исключался из сферы его действия, а проведение закона в жизнь откладывалось до окончания войны.

Политический режим Третьей республики в XX в. Франция вступила в XX век со стабильной республиканской формой правления, но нестабильной политической системой. Хотя Конституция 1875 г. предоставила президенту значительные полномочия, реально воспользоваться ими глава государства мог далеко не всегда. По сговору партий на президентский пост обычно подбирались незначительные и лишенные авторитета лица (были и редкие исключения: Р. Пуанкаре в 1913–1920 гг., А. Мильеран в 1920–1924 гг.). В результате президент не мог составить действенного противовеса главе правительства – председателю Совета министров, чей пост не был официально закреплен в Конституции, но на практике приобрел ведущее значение. Исполнительная власть во Франции оказалась сосредоточена в руках правительства, но не президента. Эта роль правительства была еще более усилена передачей ему части законодательных полномочий от парламента, а также возможностью издавать нормативные акты на основе собственных полномочий (доктрина регламентарной власти ). Формально такие нормативные акты (декреты) носили подзаконный характер, но фактически приобрели силу законов. Несмотря на значительную власть, правительство во Франции было крайне нестабильным, оно зависело от воли парламента и часто отправлялось им в отставку. Для Третьей республики был характерен «режим собраний», при котором наблюдался сильный перекос в системе отношений между правительством и парламентом в пользу парламента. Отдельные кабинеты министров могли существовать всего несколько дней, лишаясь своих полномочий после первой же встречи с палатой депутатов. Тем не менее при частой смене кабинетов сам их состав менялся незначительно: одни и те же лица с завидным постоянством переходили из прежнего правительства в следующее, получая новые министерские портфели.

Еще в конце XIX в. во Франции установилась мажоритарная избирательная система. Выборы проводились в два тура. В первом туре следовало набрать абсолютное большинство голосов
(50% плюс один голос). Если не удавалось получить абсолютное большинство (которое в условиях многопартийной системы было труднодостижимым), то выборы проводились во втором туре, где достаточно было получить относительное большинство. В 1919 г. была предпринята попытка введения пропорциональной избирательной системы с некоторыми элементами мажоритарной, но такая смешанная система просуществовала лишь до 1927 г., когда была вновь восстановлена мажоритарная.

Прочные республиканские и демократические традиции, заложенные во Франции чередой революций конца XVIII – XIX вв., не позволили осуществиться авторитарным и националистическим тенденциям, которые дали о себе знать в начале 30-х годов XX в. Экономический кризис
и социальная нестабильность подпитывали возникновение профашистских и националистических организаций, самой значительной из которых стала лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока. Однако в отличие от Германии фашисты во Франции натолкнулись на объединенное сопротивление левых сил. В 1936 г. к власти пришло правительство Народного фронта , созданного на основе союза партий социалистов, коммунистов и радикалов. Возглавил его лидер Социалистической партии (СФИО) Леон Блюм. Правительство провело в жизнь ряд антифашистских законов. Закон от18 июня 1936 г. наложил полный запрет на деятельность военизированных фашистских организаций. Лига «Боевые кресты» была распущена. Другим законом была предоставлена амнистия политическим заключенным, подвергшимся репрессиям за участие в антифашистских демонстрациях
и столкновениях с фашистами. Правительство Народного фронта также стало осуществлять комплексную программу мер, направленных на улучшение положения трудящихся и усиление государственного контроля над экономикой. Были приняты законы о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках и коллективных договорах. Закон об отпусках впервые закрепил право трудящихся на отдых: каждый, кто проработал на предприятии не менее года, мог рассчитывать на двухнедельный отпуск за его счет. Важным был и закон о коллективных договорах, сохранивший в основном свое значение до сих пор. Коллективный договор должен был заключаться предпринимателем по требованию профсоюза. Договор включал в себя не только положения об условиях труда и заработной плате, но и призван был гарантировать свободу действий профсоюзной организации на предприятии. Правительству также удалось провести частичную национализацию военной промышленности и реорганизацию Французского банка: управление банком стал осуществлять генеральный совет, по большей части формируемый правительством. Это усилило государственное воздействие на экономику страны. Несмотря на определенные достижения, Народный фронт оказался неустойчивым объединением. Политические разногласия по разным вопросам, в том числе и по вопросу об отношении к невоенизированным фашистским организациям, привели к расколу среди союзников. В 1938 г. Народный фронт распался, а новое правительство отошло от его социально ориентированной политики.

Слабость и неустойчивость политической системы Третьей республики в значительной мере сделали Францию уязвимой перед лицом внешнего врага – нацистской Германии. Вступив во Вторую мировую войну в 1939 г., Франция потерпела жестокое поражение от гитлеровских войск в мае 1940 г. Страна подверглась немецко-фашистской оккупации.

Режим Виши. В условиях военного поражения к власти во Франции пришли силы, готовые сотрудничать с оккупантами. 16 июня 1940 г. председателем Совета министров был назначен старый маршал Филипп Петэн (1856–1951), который 22 июня заключил с Германией позорное Компьенское перемирие. По его условиям Франция была поделена на две части. Две трети северных и центральных департаментов (включая Париж) подлежали немецкой оккупации, одна треть на юге оставалась свободной и контролировалась французским правительством. Это правительство обосновалось в курортном городке Виши. Здесь 10 июля 1940 г. Национальное собрание передало все полномочия правительству Петэна «для выработки новой конституции». На другой день маршал объявил себя главой Французского государства . Во всех официальных актах Франция стала именоваться не «республикой», а «государством». Новое государство должно было быть основано на принципах «труда, семьи и родины». Формально Конституция 1875 г. не была отменена, но перестала действовать. Ее фактически заменили 13 конституционных актов, другие законы и декреты правительства. Пост президента Республики был упразднен, а Петэн по конституционному акту № 2 от11 июля 1940 г. наделялся всей полнотой исполнительной и законодательной власти. Он мог назначать и сменять министров, ответственных только перед ним, назначать других должностных лиц государства, промульгировать законы, распоряжаться вооруженными силами. Ему принадлежало право помилования. Согласно конституционному акту № 3 от того же числа, Сенат и палата депутатов не должны были созываться впредь до нового распоряжения, сделанного с согласия главы государства. Другие конституционные акты вводили порядок передачи власти «наследнику» главы государства и порядок принесения присяги Петэну государственными служащими и военными.
В результате в свободной зоне Франции утвердился режим монократии , предполагавший сосредоточение всей власти в руках одного лица. В политике правительство Петэна придерживалось идей национализма и корпоративизма и проводило открытый коллаборационистский курс в отношении гитлеровской Германии. В стране стали набирать силу полицейские репрессии, создан орган, аналогичный германским СС – милиция . Как выразился Петэн, «нацистский идеал – это наш идеал». Впрочем, правительство Третьего рейха не было склонно слишком доверять своим француз-ским «союзникам». В 1942 г. в ответ на высадку англо-американских войск в Северной Африке
(в колониях, контролировавшихся вишистами) немецкое командование оккупировало южную зону во Франции. Режим Виши был лишен и той тени суверенитета, которой он обладал раньше.

Как реакция на оккупацию страны во Франции и за ее пределами возникло движение Сопротивления . Его лидером за границей стал генерал Шарль де Голль (1890–1970). Он основал в 1940 г. в Лондоне организацию «Свободная Франция», которая заявила о продолжении борьбы с гитлеровской Германией за освобождение страны (с 1942 г. она стала называться «Сражающаяся Франция»). «Свободной Франции» удалось установить контроль над рядом французских колоний, создать Совет обороны империи. В сентябре 1941 г. был образован Французский национальный комитет (ФНК), а в июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО) во главе с де Голлем. Страны – участники антигитлеровской коалиции признали его в качестве официального правительственного органа Франции. Для координации действий всех антифашистских сил на территории Франции в мае 1943 г. был также учрежден Национальный совет Сопротивления (НСС), в который вошли представители 16 основных организаций Сопротивления (включая Коммунистическую и Социалистическую партии). Перед началом высадки союзных войск антигитлеровской коалиции в Нормандии, 2 июня 1944 г. ФКНО объявил себя Временным правительством Французской республики. В результате совместных действий союзных войск и сил внутреннего французского Сопротивления осенью–зимой 1944 г. вся страна была освобождена от немецких войск. Петэн и члены его правительства были вывезены гитлеровцами на территорию Германии, но затем все равно предстали перед французским правосудием. В 1945 г. маршал был приговорен к смертной казни, замененной по решению де Голля пожизненным тюремным заключением.

Четвертая республика. Временное правительство во главе с де Голлем осуществляло руководство страной в период 1944–1946 гг. Оно провело ряд важных социальных реформ. Во Франции была введена единая государственная система социального страхования, предоставлено право на пенсионное обеспечение по старости (с 65 лет), по инвалидности, на пособия по безработице, болезни, беременности, на рождение и содержание детей. Впервые в истории страны женщины получили избирательные права (1944 г.).

Для эпохи временного режима было характерен рост политического влияния левых партий. Это предопределило, в конечном счете, уход в отставку де Голля, приверженца консервативных взглядов. Влиянием левых партий можно также объяснить особенности проекта новой конституции, утвержденного Учредительным собранием в 1946 г. Проект предусматривал парламентскую форму правления с чисто декоративной фигурой президента и первоначально с однопалатным парламентом (верхняя палата всегда считалась оплотом консерватизма). Несмотря на протесты правых партий, радикалов и популярной католической партии «Народно-республиканское движение» (MRP), проект был вынесен на референдум в мае 1946 г. Во время голосования он был отклонен большинством в 53%. Поэтому было созвано второе Учредительное собрание и выработан второй проект конституции. В нем была сохранена форма правления, но внесено положение о двухпалатном парламенте. Референдум, проведенный в октябре 1946 г., одобрил этот новый проект. Конституция, состоявшая из преамбулы и 106 статей, была обнародована 27 октября.

Конституция 1946 г. в своей преамбуле содержала широкий пакет социальных гарантий. Подтверждая права и свободы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла к ее положениям право на труд (и обязанность работать), право на отдых, на социальное обеспечение, на забастовки, на коллективное определение условий труда и участие в управлении предприятием, право на доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Государство обязывалось обеспечить организацию бесплатного и светского образования всех ступеней. Основной закон также гарантировал равные права женщин и мужчин. В плане организации государственной власти Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоявшего из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось населением прямыми выборами на 5 лет. Совет республики избирался косвенным путем на 6 лет
с обновлением состава наполовину каждые три года. Палаты имели неравные полномочия. Основным законодательным органом являлось Национальное собрание, Совет республики правом принятия законов не обладал. Он мог лишь отсрочить принятие закона и предложить к нему поправки, которые Собрание имело право отвергнуть. Совет министров формировался с одобрения Национального собрания и нуждался в его доверии. «Резолюция порицания», принятая в Собрании, влекла за собой отставку правительства. Однако и Совет министров мог настоять на роспуске Национального собрания и назначении новых выборов, если в течение 18 месяцев произошло два министерских кризиса. Конституция запрещала делегирование законодательных полномочий от Собрания Совету министров, что ослабляло влияние правительства в законодательной сфере. Правительство обладало основными полномочиями в сфере исполнительной власти. Президент Республики большой роли не играл. Он избирался парламентом на 7 лет (с правом однократного переизбрания) и в основном обладал представительскими функциями. Все акты президента подлежали контрасигнации членами правительства, которые должны нести ответственность за действия президента. Сам же президент освобождался от политической ответственности.

В дальнейшем государственный строй Четвертой республики претерпел некоторые изменения. Пропорциональная избирательная система, установленная в 1946 г. (в подобие реформы 1919 г.) просуществовала недолго: в 1951 г. была полностью восстановлена мажоритарная система. Конституционная реформа 1954 г. значительно расширила полномочия Совета республики: он приобрел практически равные законодательные права с Национальным собранием. Но по-прежнему правительство было ответственно только перед Собранием. Вопреки требованию Конституции 1946 г. широкое распространение приобрела практика делегированного законодательства. Однако серьезного пересмотра конституционных принципов не произошло. В условиях многопартийной системы наличие широких прав у парламента и ограниченных полномочий у исполнительной власти приводило к постоянным правительственным кризисам. С 1946 по 1958 гг. в Республике сменилось 24 правительства, некоторые из них существовали только три дня. Четвертая республика повторяла печальный опыт Третьей республики. А между тем возникла потребность в сильной исполнительной власти. Конституция 1946 г. провозгласила создание на месте колониальной империи Французского союза , состоявшего из метрополии, заморских департаментов, заморских территорий и при-соединившихся территорий и государств. Несмотря на обещанные гарантии равенства прав всех народов, входивших в Союз, в ряде колоний развернулось национально-освободительное движение против Франции, страна ввязалась в кровопролитную и бесперспективную войну в Индокитае и в Алжире. Слабость и неспособность правительства метрополии стала вызывать недовольство в офицерских кругах. В мае 1958 г. в Алжире начался мятеж французских ультраколониалистов и военных. Для Французской республики возникла реальная угроза установления военной диктатуры: мятежники собирались высадить парашютный десант под Парижем и силой взять власть. Во имя спасения Республики к власти был вновь призван генерал де Голль: 1 июня 1958 г. его правительству были переданы чрезвычайные полномочия сроком на полгода для разработки новой конституции.

Пятая республика. Проект, разработанный членами Государственного совета и одобренный Правительственным комитетом под председательством де Голля, был вынесен на референдум в сентябре 1958 г. и получил народную поддержку. Конституция Пятой республики(из 92 статей) вступила в силу 4 октября 1958 г. Она создавала во Франции совершенно новую государственную организацию, в корне отличную от режимов Третьей и Четвертой республик. На первом месте в структуре власти находился президент, на втором – правительство и только на третьем – парламент. Президент, избираемый на 7 лет коллегией выборщиков (но не парламентом), наделялся очень широкими полномочиями. Часть из них он мог осуществлять единолично, без контрасигнатуры членов правительства, а именно: назначать премьер-министра (главу правительства), распускать Национальное собрание, передавать законопроекты на всеобщий референдум, при необходимости осуществлять чрезвычайные меры. По предложению премьера президент также назначал членов правительства; президент мог председательствовать в Совете министров, в высших советах
и комитетах национальной обороны; возглавлял Высший совет магистратуры (орган для управления судами). Он являлся главой вооруженных сил. Президент обладал правом вето в отношении законов, принятых парламентом, и правом их промульгации. Он представлял Республику на международной арене и обладал важными прерогативами в сфере внешней политики. Первым президентом Пятой республики в декабре 1958 г. был избран Шарль де Голль.

Правительство было ответственно перед парламентом и могло быть отправлено им в отставку. Оно наделялось правом издавать акты делегированного законодательства (ордонансы)
и акты регламентарной власти на основе собственных полномочий (декреты). Право принятия законов принадлежало парламенту, состоявшему из двух палат: Национального собрания, избираемого всеобщим и прямым голосованием на 5 лет, и Сената, избираемого косвенными выборами на 9 лет с обновлением трети состава каждые три года. Депутатом Национального собрания мог стать лишь гражданин, достигший 23 лет, сенатором – 35 лет (такие же нормы существовали для членов палат в Четвертой республике). Национальное собрание представляло население, Сенат обеспечивал представительство территориальных коллективов Республики. Финансовые права парламента были ограничены: если в течение 70 дней финансовый законопроект не утверждался парламентом, правительство само могло ввести его в действие ордонансом.

Для осуществления конституционного контроля над законодательством, надзора за правильностью проведения референдумов и правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов учреждался Конституционный совет . Он был составлен из 9 советников, равно назначаемых президентом и председателями обеих палат, и бывших президентов Франции. Решения Совета обжалованию не подлежали.

Конституция 1958 г. вводила во Франции смешанную форму правления. Учитывая значительный объем президентских полномочий, Пятую республику стали называть суперпре-зидентской , в науке же данная форма правления чаще всего обозначается как полупрезидентская республика , поскольку она сочетает в себе черты президентской и парламентской республик.
В дальнейшем в конституционном строе Франции произошли некоторые изменения. Желая еще более усилить президентскую власть, де Голль добился в 1962 г. принятия поправки к Конституции, установившей прямые выборы президента от населения. (В 1965 г. он был переизбран на этот пост уже по новым правилам, но досрочно ушел в отставку в 1969 г.) В 1974 г. ценз для активного избирательного права был понижен с 21 года до 18 лет. В 2000 г. был установлен 5-летний срок президентских полномочий, в 2003 г. – 6-летний срок полномочий сенаторов.

В конце XX – начале XXI вв. Франция являлась активным участником процесса общеевропейской интеграции. В 1991 г. по инициативе Франции и ФРГ в г. Маастрихт (Нидерланды) было созвано совещание, на котором принято историческое решение о создании политического, экономического и валютного Европейского союза . Члены союза обязывались проводить согласованную политику в сфере международных отношений, экономики, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Было предположено введение единого европейского гражданства и единой валюты – евро. Каждая страна сохраняла свои органы власти, но наряду с ними должны действовать наднациональные органы Евросоюза: Европейский парламент, Совет министров Европы, Европейский суд, Европейский банк и Счетная палата. Маастрихтский договор был торжественно подписан 7 февраля 1992 г. , что положило начало новому конфедеративному союзу на территории континента. Франция стала одним из самых влиятельных его членов (наряду с ФРГ
и Великобританией). В текст ее Конституции был внесен специальный раздел, посвященный Евросоюзу.

Контрольные вопросы

1. Чем немецкий фашизм отличается от итальянского фашизма?

2. Какие основные законы определяли государственный строй Третьего рейха?

3. Каким образом нацисты превратили Германию в унитарное государство?

4. Какие репрессивные органы действовали в Третьем рейхе?

5. В чем заключалась политика правительства Народного фронта во Франции?

6. Какие органы были созданы в рамках движения Сопротивления во Франции и за ее пределами?

7. Как был осуществлен переход от Четвертой к Пятой республике во Франции?

8. Какие особенности характерны для конституционного строя Пятой республики во Франции? Чем он отличается от строя Третьей и Четвертой республик?