МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧ УРОВНЯ(ИДЕАЛИЗАЦИЯ-умственная позновательная процедура, в рез-те которой создается идеализирован. Объект,является предметом теоретич исследования.ФОРМАЛИЗАЦИЯ-отображение содержательного знания в знаково-символич.
Идеализация – это специфический метод теоретического познания.
Идеализация – это умственная познавательная процедура, в результате которой создается идеализированный объект, являющийся предметом теоретического исследования. Он замещает в теории объект исследования по некоторым свойствам.
В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения, самых разнообразных материальных объектов от атомов и молекул и до планет Солнечной системы.
Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела (такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя).
Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа.
Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение.
В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль.
Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.
Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Она базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения.
Дальнейшее углубление формализации связано с построением искусственных (формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключения возможности неоднозначного понимания, характерного для естественного языка (язык математики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи, что можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания и играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка, поскольку в формализованных рассуждениях каждый символ – строго однозначен.
Значение формализации в научном познании состоит в следующем:
· формализация позволяет анализировать, уточнять, определять и разъяснять (эксплицировать) понятия. Обыденные представления, выражаемые в разговорном языке, хотя и кажутся более ясными и очевидными с точки зрения здравого смысла, оказываются неподходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности;
· она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, получаемых из исходных согласно точно указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность;
· формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.
Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. В этом смысле формализация представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы. Таким образом, формализация – это обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.
Идеализация - процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В процессе идеализации мы, с одной стороны, отвлекаемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой - вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, которые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В результате идеализации возникают идеальные, или идеализированные, объекты, напр., «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «инерция» и т. п.
Идеализация и абстракция. Идеализация является видом абстракции, выступающей специфической формой познания, которая предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от некоторых его свойств или пополнения их. Будучи обобщенными образами, абстракции выполняются на системе моделей. Если таких систем нет, абстракции семантически пусты. Непустые, содержательные абстракции подразделяются на две группы. Одни выполняются на материальных моделях, их именуют материальными. Другие реализуются на моделях идеальных, их называют идеальными. Последние фиксируют непосредственно не существующие в действительности, но имеющие в ней некие аналоги предметные признаки. Данный этап абстракций, собственно, образует множество идеализации; они вводят в мысль идеальные элементы, через творческие определения наделяют их ментальным существованием.
Пример построения идеализированного объекта. Рассмотрим следующую группу предметов: арбуз, воздушный шар, футбольный мяч, глобус и шарикоподшипник. По какому признаку мы можем объединить их в один класс вещей? У всех у них разная масса, цвет, химический состав, функциональное назначение. Единственное, что их может объединить, так это то, что они сходны по «форме». Очевидно, что все они «шарообразны». Нашу интуитивную убежденность в сходстве этих вещей по форме, которую мы черпаем из показаний наших органов чувств, мы можем перевести на язык рационального рассуждения. Мы скажем: указанный класс вещей имеет форму шара. Исследованием геометрических форм и их соотношений занимается специальная наука геометрия. Как же геометрия выделяет объекты своего исследования и каково соотношение этих теоретических объектов с их эмпирическими прообразами? Вопрос этот занимает философскую мысль со времен Платона и Аристотеля. Чем отличается объект геометрии - точка, прямая, плоскость, круг, шар, конус и т. д. от соответствующего ему эмпирического коррелята?
Во-первых, геометрический объект, например, шар, отличается от мяча, глобуса и т. п. тем, что он не предполагает наличие у себя физических, химических и прочих свойств, за исключением геометрических. На практике объекты с такими странными особенностями, как известно, не встречаются. В силу этого факта и принято говорить, что объект математической теории есть объект теоретический, а не эмпирический, что он есть конструкт, а не реальная вещь.
Во-вторых, теоретический объект отличается от своего эмпирического прообраза тем, что даже те свойства вещи, которые мы сохраняем в теоретическом объекте после процесса модификации образа (в данном случае геометрические свойства}, не могут мыслиться такими, какими мы их встречаем в опыте. В самом деле, измерив радиус и окружность арбуза, мы замечаем, что отношение между полученными величинами в большей или меньшей степени отличается от того отношения, которое вытекает из геометрических рассуждений. Мы можем, однако, сделать деревянный или металлический шар, пространственные свойства которого будут значительно ближе к соответствующим свойствам «идеального» шара. Не приведет ли прогресс техники и процедур измерения к тому, что человек сможет физически воспроизвести тот или иной геометрический конструкт? Природа вещей такова, что такая возможность в принципе нереализуема. Нельзя вырастить арбуз, который по своей форме был бы столь же «правильным», как подшипник, этому препятствуют законы живого. Нельзя создать такой подшипник, который бы абсолютно точно соответствовал геометрическому шару, этому препятствует молекулярная природа вещества. Отсюда следует, что хотя на практике мы можем создавать вещи, которые по своим геометрическим свойствам все больше и больше приближаются к идеальным структурам математики, все же надо помнить, что на любом этапе такого приближения между реальным объектом и теоретическим конструктом лежит бесконечность.
Из сказанного вытекает, что точность и совершенство математических конструкций является чем-то эмпирически недостижимым. Поэтому, для того, чтобы создать конструкт, мы должны произвести еще одну модификацию нашего мысленного образа вещи. Мы не только должны трансформировать объект, мысленно выделив одни свойства и отбросив другие, мы должны к тому же выделенные свойства подвергнуть такому преобразованию, что теоретический объект приобретет свойства, которые в эмпирическом опыте не встречаются. Рассмотренная трансформация образа и называется идеализацией. В отличие от обычного абстрагирования, идеализация делает упор не на операции отвлечения, а на механизме пополнения .
Этапы идеализации:
1) выделение в натурной ситуации комплекса принципиальных с позиций анализа параметров (отношения собственности, власти и т. д.) на фоне пренебрежения иными признаками предметов;
2) конституирование выделенных признаков как инвариантных, репрезентативных для некоторого класса явлений (т.е. эти признаки есть у всего класса объектов - отношения собственности, власти, и т. д. как структурообразующие факторы, связывающие общество в единое целое);
3) операция предельного перехода. Путем отбрасывания «возмущающего воздействия» условий на выделенные отношения осуществляется переход к предельному случаю, т. е. к собственно идеализированному предмету: такого предмета, который мы сконструировали, нет в действительности.
Значение идеализации . Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользуется идеализацией и идеализированными объектами. Последние гораздо проще реальных объектов, что позволяет дать их точное математическое описание и глубже проникнуть в природу изучаемых явлений. Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости отраслей знания, соответствует теоретической стадии функционирования мысли.
Условия адекватности идеализаций . Важнейшее условие – адекватность реальности . Ответ о границах и пределах идеализации дает опыт; лишь практическое опробование абстрактных конструкций, сопоставление их с фактическими данными позволяет судить о законности или незаконности идеализации. Демаркация научной (содержательной) и ненаучной (пустой) абстракции проходит по рубежу опытной выполнимости: в случае науки потенциальная, сложная, опосредованная, но проекция идеализации на эмпирию (в идеале) должна быть; в случае ненауки наличие такой проекции необязательно. Оговорим, что требование эмпирической оправдываемостивесьма жесткое, и надо признать: в реальном познании далеко не все идеализации ему отвечают. Отсутствие эмпирических эквивалентов само по себе для однозначной выбраковки идеализации недостаточно; какой-то период с вхождением в теорию эмпирически неудостоверяемых идеализации мириться будут. Но особого удовлетворения это не вызывает.
Пример неправильной идеализации :идеальная конструкция «коммунистическая формация». Проблемы ее реификации:
1. Идея коммунизма, как таковая, качественна: ни в период своего выдвижения, ни тем более в современное время не может быть скоординирована с понятием планетарных возможностей, биосферных геоусловий проживания человечества. В настоящий момент ясно: образ полного потока богатств, потребляемых свободными (ассоциированными) производителями, фиктивен, ибо не имеет экспликации в терминах глобалистики. Простые подсчеты показывают: если жизненный уровень людей поднять до сопоставимого с уровнем жизни граждан развитых стран, потребуется в течение 50 лет удвоить переработку всех природных ресурсов, увеличив производство энергии в 500 раз. Последнее (с позиций существующих представлений) невозможно. Более того, даже поддержание имеющегося в развитых странах уровня жизни, предполагающее наращивание темпов роста, с каждым годом становится все более и более затруднительным. Темпы роста при современном состоянии цивилизации (подчеркивание этого лишает тезис универсальности, но наполняет его реалистичностью: утверждения науки обязаны сопрягаться с действительностью) небезграничны, так как планетарные запасы исчерпаемы. В этой связи возникают колоссальные проблемы перераспределения, готовности к жизни при нулевом или даже отрицательном росте, удовлетворительного решения которых человечество (пока) не знает.
2. Природа общественной собственности. В теории - большая проблема уточнить категорию общественной собственности как экономическую, ибо опыт в полной мере обнажает ее неэкономичность. В нашей истории общественная собственность реализовалась в системе властных , а не собственно хозяйственных отношений: реально она представляла власть одних людей над другими через вещи, удаляя от свободной производительной активности. Попытки воплотить идею общественной собственности при социализме увенчались огосударствлением, разложившим веками складывавшуюся экономическую систему производительных сил. Ныне наше возвращение в цивилизацию связывается с разгосударствлением, деколлективизацией. Но тогда чему учит теория? И главное: возможна ли вообще экономически работоспособная общественная собственность. В каком случае и при каких обстоятельствах коллективность соединима с эффективностью? Возможен ли социализм как реальное, а не фискальное формационное образование на базе не ведущей в тупик общественной собственности?
3. Вопрос механизмов стимуляции и регуляции общественного труда. Целью социалистического общественною производства объявляется не получение прибыли, а повышение народного благосостояния, всестороннее развитие личности. Механизмом связи людей в подобном производстве не может быть рынок. Оставляя в стороне силовое давление администрирования, теория уповает на сознательность, энтузиазм людей. Между тем до сих пор практика демонстрировала несбыточность таких упований. Для стимуляции и регуляции совместной производительной деятельности через сознательность, внутренне мотивированный, а не дисциплинарный энтузиазм, предварительно требуется соблюсти великое множество конвенансов: упразднить политические институты, осуществить самоуправление, перейти к творческому, рассчитанному на высокое самоосуществление созидательному труду и т. д. Возникает круг: новый тип производительного труда, регулируемый сознательностью, покоится на предварительной материализации производительной трудовой деятельности нового типа. Как разорвать этот круг, теория не разъясняет.
4. Задача совместить коммунистический «практический гуманизм» с коллективизмом. Коммунистический практический гуманизм, или признание человека наивысшей ценностью, целью, а не средством общественной жизнедеятельности, эмансипированным субъектом социального действия, на практике поддерживается не коллективизмом, а здоровым индивидуализмом. Последний обслуживается выработанным цивилизацией механизмом защиты прав и свобод, достоинства самодостаточного гражданина в полном согласии с интерпретацией свободы как автономии личности в социуме. Автономному свободному существу - соответствующие гарантии самореализации. Растворение же личности в общественном целом, помещение ее в среду социалистического коллективизма разворачивает насущный вопрос человеческой свободы из ракурса «соотношение автономии личности и социального патернализма» в ракурс «познание и следование необходимости», что само по себе (и тем более на фоне истории) чревато развалом предпосылок как свободы, так и гуманизма.
Следовательно, идеализирующие предпосылки, идеализации «коммунистической формации» не согласуются с реальным положением дел, не сводятся к объектам других, эмпирически не интерпретируются. Из сказанного вытекает если не фиктивность (такая квалификация была бы чрезмерной на фоне терпимого отношения к эмпирически неадаптированным, но допускаемым в наукооборот «кваркам», «тахионам» и т. д.), то недостаточная обоснованность идеальной модели коммунизма.
Пример правильной идеализации: теория идеальных типов Макса Вебера. Идеальным типом является любая интеллектуальная конструкция, обобщающая социальную действительность; идеальный тип можно сопоставить с «понятием», «представлением» (но формализованным, сконструированным). Конкретные социальные образования гораздо легче анализировать, сравнивая их с идеальными типами как своего рода эталонами. Следовательно, идеальный тип является важным инструментом социологического анализа. Что же представляет собой социологический идеальный тип? Если история, согласно Веберу, должна стремиться к анализу индивидуальных явлений, т. е. явлений, локализованных во времени и в пространстве, тозадача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий . В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования, по-видимому, должны быть более общими и в отличие от генетических идеальных типов могут быть названы «чистыми идеальными типами». Так социолог конструирует чистые идеальные модели господства (харизматического, рационального и патриархального), встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара. «Чистые типы» пригодны в исследовании тем больше, чем они «чище», т. е. чем дальше от действительных, эмпирически существующих явлений.
Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними элементов социальной реальности.
Пример идеального типа : типы господства. Определение:господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу. Господство предполагает, таким образом, взаимное ожидание: того, кто приказывает, - что его приказу будут повиноваться; тех, кто повинуются, - что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается, т. е. признается. В полном соответствии со своей методологией Вебер начинает анализ легитимных типов господства с рассмотрения возможных (типических) «мотивов повиновения». Таких мотивов Вебер находит три и в соответствии с ними различает три чистых типа господства.
Господство может быть обусловлено интересами, т. е. целерациональными соображениями повинующихся относительно преимуществ или невыгод; оно может обусловливаться, далее, просто «нравами», привычкой к определенному поведению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных, т. е. иметь аффективную базу.
Первый тип господства (его Вебер называет«легальным» ) в качестве «мотива уступчивости» имеет соображения интереса; в его основе лежитцелерациональное действие . К такому типу относятся Вебером современные буржуазные государства: Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки и др. В таком государстве подчиняются, подчеркивает Вебер, не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники). Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к ним предъявляется требование действовать «невзирая на лица», т. е. по строго формальным и рациональным правилам. Формально-правовое начало - принцип, лежащий в основе «легального господства»; именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.
Другой тип легитимного господства , обусловленный «нравами, привычкой к определенному поведению, Вебер называеттрадиционным . Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство. Союз господствующих представляет собой общность, тип начальника - «господин», штаб управления - «слуги», подчиненные -«подданные», которые послушны господину в силу пиетета. Вебер подчеркивает, что патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи (именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым тот тип лсгитимности. который характерен для этого типа господства).
Аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от господина домашних служащих, родственников, личных друзей или лично верных ему вассалов. Во всех случаях не служебная дисциплина и не деловая компетентность, как в уже рассмотренном типе господства, а именно личная верность служит основанием для назначения на должность и для продвижения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение часто нарушается привилегиями.
Для обычных видов традиционного господства характерно отсутствие формального права и, соответственно, требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере - сугубо личный; правда, некоторой свободой от этого чисто личного начала во всех типах традиционных обществ, как подчеркивает Вебер. пользуется сфера торговли, но эта свобода относительна: наряду со свободной торговлей всегда существует традиционная ее форма.
Третьим чистым типом господства является, по Веберу, так называемоехаризматическое господство . Понятие харизмы играет в социологии Вебера важную роль; харизма, по крайней мере в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных и, самое главное, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему - природой. Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова; харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий - Будда, Иисус, Магомет, основатели государств - Солон и Ликург, великие завоеватели - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон.
Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному: если традиционный тип господства держится привычкой, привязанностью к обычному, раз навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся; не случайно для пророка, по Веберу, характерен такой оборот: «Сказано... а я говорю вам...» Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства. Вебер рассматривает харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе общества и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ.
Все мы в той или иной степени склонны идеализировать. В сознании маленьких детей идеальными чертами наделяются родители, подростки часто видят совершенство в какой-то известной личности, а во взрослой жизни идеализация нередко сопровождает романтические отношения. Вообще же, это очень широкое понятие, относящееся к различным областям знаний.
Подходы к определению
Как мы упомянули, идеализация - междисциплинарный термин, поэтому, давая ей определение, нужно обязательно уточнять, какую науку мы имеем в виду. В самом общем смысле идеализация - это присвоение объекту совершенных качеств, которыми в реальности этот объект не обладает.
Кроме того, об идеализации говорят как о методе научного познания, при котором ученый мысленно вносит изменения в объект изучения, отталкиваясь от целей исследования. Определение этих изменений должно проводиться с учетом двух обязательных условий.
- В рамках данного исследования они не искажают сущности объекта.
- Они позволяют выдвинуть на первый план наиболее значимые для исследователя свойства изучаемого явления.
Обычно метод применяется, когда интересующие наблюдателя реальные объекты слишком сложны и потому недоступны для имеющегося в науке арсенала инструментов познания. К типичным случаям идеализации относятся, например, абсолютно черное тело, абсолютно прямая поверхность и так далее.
В психологии также существует не одно определение этого термина. Идеализация рассматривается в качестве, во-первых, защитного механизма, а во-вторых, способа преодоления конфликта, причем направлена она может быть как на другое лицо, так и на саму личность.
Самоидеализация опасна тем, что создает у человека иллюзорную убежденность в отсутствии у него внутренних конфликтов, порождает у него чувство превосходства над другими, затуманивает подлинные идеалы и потребности личности. По сути, потребность остается только одна: постоянно доказывать себе и миру собственное совершенство.
В психологии
Определение идеализации как защитного механизма восходит к трудам венгерского психоаналитика Шандора Ференци. Согласно его концепции, новорожденный ощущает собственное всемогущество: он воспринимает все происходящие события как исходящие изнутри.
То есть, к примеру, ребенок кричит от голода – и мать его кормит, но для него это выглядит так, как будто еду он добыл себе сам. Это явление получило название инфантильного всемогущества. По мере взросления ребенка оно уступает место всемогуществу тех, кто о нем заботится, то есть идеализации.
Поначалу идеализация распространяется только на родителей, ведь изолированному от внешней среды ребенку они видятся существами, способными оградить его от любых бед, реальных или вымышленных. Позже, когда в окружении ребенка появляется все больше людей, совершенные черты постепенно переносятся на других.
Рядом с идеализацией постоянно находится и ее обратная сторона - обесценивание. Как правило, чем совершеннее кажется идеализированный объект, тем сильнее он потом обесценивается. Чем бо́льшую власть имела иллюзия, тем страшнее ее крушение, чем выше взлетаешь, тем больнее падать. В то же время обесценивание родителей - неотъемлемый атрибут взросления, важная составляющая процесса индивидуализации личности.
Остаточная склонность идеализировать людей, от которых мы ощущаем эмоциональную зависимость, сохраняется в течение всей жизни – более того, она является естественным элементом любви у зрелой личности. Однако если младенческая потребность остается в более или менее неизменном виде, это чревато возникновением психологических проблем.
Такие люди становятся чрезвычайно зависимыми от окружающих, они не способны самостоятельно противостоять проблемам и трудностям и полагают, что лишь соединение с всесильным объектом идеализации поможет им справиться с невзгодами, защитит от враждебного мира. В этом ключе религиозные верования рассматриваются как естественное продолжение процесса идеализации. При этом собственные недостатки в сравнении с идеалом видятся человеку преувеличенными и заставляют его постоянно стыдиться самого себя.
Без идеализации практически никогда не обходятся романтические отношения, особенно когда чувство только зарождается. Причем процесс идеализации включает действия обоих партнеров.
Один наделяет преувеличенными достоинствами другого, а другой в свою очередь стремится показать только те свои качества, которые соответствуют идеальному образу, что облегчает идеализацию со стороны первого человека. Значение этого процесса оценивается двояко:
- Как положительное: становится стимулом к самосовершенствованию, потому что человек стремится стать таким, каким видит его любимый.
- Как отрицательное: создает завышенные ожидания и потом ведет к разочарованию в партнере и в отношениях в целом.
Есть и еще одно определение идеализации. Так называемая практическая идеализация подразумевает работу над своим внутренним и внешним преображением, направлена на раскрепощение в общении – в первую очередь с противоположным полом. Автор: Евгения Бессонова
К абстракции и обобщению, широко используется в различных сферах умственной деятельности. Так, в обыденном сознании часто идеализируются реальные люди, события, обстоятельства. К И. прибегают поэты и художники, в своем творчестве формирующие жизненный материал сообразно идее, законам красоты и др. эстетическим нормативам. И. играет важную роль в научном познании - прежде всего в математике и математизированном естествознании. Здесь И. выступает в качестве допустимого и необходимого упрощения, которое позволяет исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых существенно затруднил бы или сделал невозможным усмотрение и формулировку естественных закономерностей. Характерное для И. уподобление действительности некоторому идеальному образцу и соответствующее мысленное преобразование ее позволяет выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания, где естественные законы можно выразить на языке математики, как это делается, напр., в классической механике, термодинамике и др. физических теориях. Надлежащим образом осуществленная И., являющаяся одним из проявлений творческой активности человеческого мышления, способствует более глубокому постижению объективной реальности.
Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
(франц. idealisation, от ideal »- ) , процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка»: невозможно найти в реальном мире , представляющий собой точку, т. е. объект, который не имел бы измерений. Аналогичный имеют понятия «прямая линия», «окружность», «абсолютно чёрное », « ». О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализациями) , говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, для более глубокого их понимания; в этом смысле И. тесно связана с методом моделирования.
Признаком науч. П., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порождённые в ней идеализированные объекты в определ. условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Подтверждением правомерности тех отвлечений, которые порождают понятия об идеализированных объектах, служит (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) - плодотворности И. в познании.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
ИДЕАЛИЗА́ЦИЯ
(процесс идеали-з а ц и и) – мысленное конструирование объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, что для них имеются прообразы в реальном мире; процесс образования понятий, реальные прототипы к-рых (т.е. предметы действительности, отраженные в данных понятиях) могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть "точка". В отличие от таких понятий, как, напр., "стол", "дерево", "животное" и т.п., реальные представители к-рых (т.е. предметы, обладающие теми свойствами и отношениями, к-рые составляют содержание этих понятий) могут быть найдены в самой действительности (мы, не колеблясь, говорим, напр., про данную конкретную березу, что "это – дерево"), невозможно найти в реальном мире представителя понятия "точка", т.е. объект, к-рый не имел бы ни длины, ни высоты, ни ширины. Аналогичный характер имеют понятия "прямая линия", "окружность" (математика), "точечный электрич. заряд", "абсолютно черное тело", "инерция" (физика) и др. Процесс И. характеризуется отвлечением от таких свойств и отношений, к-рые необходимо присущи предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. О понятиях, являющихся результатом И. (их часто наз. просто и д е а л и з а ц и я м и), говорят, что в них мыслятся и д е а л и з и р о в а н н ы е (или идеальные) объекты. Идеализированные объекты – это всегда лишь объекты рассмотрения, принципиально не могущие иметь бытия, подобного бытию конкретных вещей объективного мира; в этом смысле И. представляет собой отвлечение от невозможности возникновения (в каких бы то ни было условиях) или построения (с помощью каких бы то ни было средств) таких объектов в действительности. Идеализированные объекты следует отличать от п о н я т и й, с помощью к-рых происходит их рассмотрение и использование в познании; в формализованных языках идеализиров. объектам обычно соответствуют термы, а понятиям – предикаты. Познавательное понятий об идеализированных объектах основано на том, что в реальном мире существуют п р о о б р а з ы этих объектов. Именно наличием реальных прообразов идеализиров. объектов объясняется то, что, образовав с помощью И. понятие о данном объекте, можно в дальнейшем не обращать внимания на отличие последнего от его прообразов и оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью. Однако между понятиями об идеализиров. объектах и понятиями о реально существующих вещах относительно, т.к. процесс образования понятия о любых объектах обязательно в той или др. форме предполагает отвлечение, в известных границах, от такого неотъемлемого свойства последних, как подвижность, текучесть, т.е. предполагает огрубление, конструктивизацию, формализацию предметов действительности; этот процесс, лежащий в основе характерного для формальной логики представления о "жестких" объектах, т.е. объектах, предполагаемых остающимися теми же самыми при повторных упоминаниях о них в данных рассуждениях, также можно рассматривать как И., – как такую И., к-рая снимается в ходе развития живого человеч. познания и практики. Однако, когда говорят об И. как об особом типе образования понятий, противопоставляемом процессу непосредств. обобщения чувственно воспринимаемых вещей, имеют в виду не этот, для всего познания в целом, процесс И., а такой процесс И., к-рый существенно связан со специфическим содержанием образуемых понятий. И. в этом смысле может происходить в различных формах, одной из к-рых является многоступенчатое абстрагирование и , в частности многократное применение а б с т р а к ц и и о т о ж д е с т в л е н и я. И. такого вида имеет ведущее значение в образовании математич. понятий. Др. формой И. является мысленный переход к предельному случаю. Такая И. бывает обычно связана с реальными экспериментами, однако переход к предельному случаю предполагает уже умственный . Суть И. этого вида состоит в следующем: изучая нек-рый объект, мы мысленно выделяем одно из необходимых условий его существования (оставляя вне рассмотрения др. ); изменяя выделенное , мы постепенно сводим его к минимуму; если при этом оказывается, что нек-рое (или свойства) все изменяются в определ. направлении, то открывается осуществить еще один шаг и ввести в рассмотрение объект, обладающий таким развитием данного свойства (свойств), как если бы выделенное условие было полностью исключено. Так получаются понятия о таких объектах, как "абсолютно жесткое тело", "несжимаемая жидкость" и т.п. Смысл термина "И." иногда суживают именно до этого способа образования понятий (в таком случае объекты рассмотрения, вводимые с помощью многоступенчатого абстрагирования и обобщения, часто называются абстрактными объектами, а "идеализированный объект" применяют только к объектам, введенным в рассмотрение с помощью перехода к предельному случаю). И. посредством мысленного перехода к предельному случаю играет важную роль в тех разделах естествознания, к-рые подвергаются математич. обработке (напр., ). Идеализиров. объекты могут вводиться и системой постулатов; однако такое (естественное в случае дедуктивного построения науки) становится, как , возможным потому, что соответствующие понятия были предварительно сформулированы с помощью И. др. вида, напр. с помощью какого-либо из двух описанных выше способов.
И. и возникающие на ее основе понятия играют важную роль в познании. Для установления законов той или иной области явлений во мн. случаях необходимо исключить из рассмотрения таких свойств и отношений изучаемых объектов (без к-рых эти объекты реально не могут существовать), учет к-рых заслонил бы существо изучаемого процесса. Так, в механике и электродинамике во мн. случаях целесообразно отвлечься не просто от конкретных размеров объектов, но вообще от наличия у них каких бы то ни было размеров и рассматривать соответствующие законы как говорящие о "материальных точках" или "точечных зарядах", причем в одних случаях "точками" оказываются атомы, а в других – планеты солнечной системы. Эту сторону процесса И. раскрыл Энгельс на примере такого абстрактного объекта, как идеальная паровая машина. В "Диалектике природы" он писал о С. Карно: "Он изучил паровую машину, проанализировал ее, нашел, что в ней основной процесс не выступает в чистом виде, а заслонен всякого рода побочными процессами, устранил эти безразличные для главного процесса побочные обстоятельства и сконструировал идеальную паровую машину (или газовую машину), которую, правда, так же нельзя осуществить, как нельзя, например, осуществить геометрическую линию или геометрическую плоскость, но которая оказывает, по-своему, такие же услуги, как эти математические абстракции: она представляет рассматриваемый процесс в чистом, независимом, неискаженном виде" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 543–44). Введение идеализиров. объектов позволяет осуществлять переход от эмпирически найденных законов к их строгой формулировке, выражать законы на языке математики, производить дедуктивное построение соответствующей области знания. И. необходима при построении абстрактных схем реальных процессов, нужных для более глубокого проникновения в их протекания; в этом смысле моделирования, имеющий такое важное значение в кибернетике, неотделим от И.
Признаком науч. И., отличающим ее от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в ней идеализиров. объекты в определ. условиях и с к л ю ч а ю т с я, т.е. находят истолкование в терминах неидеализиров. объектов. Понятия об идеализиров. объектах, входящие в науч. теории, на той или иной стадии развития науки – через ряд промежуточных интерпретаций или непосредственно – обязательно получают реальное истолкование в к.-л. областях действительности. Существенно, что это имеет при всяком применении содержащей их теории к решению к.-л. задач, возникающих в естествознании, технике, нар. х-ве и др. областях практич. деятельности. Именно практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, к-рые порождают понятия об идеализиров. абстрактных объектах, служит критерием плодотворности И. в познании.
Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Эйнштейн А. и Инфельд Л., Эволюция физики, пер. с англ., М., 1956; Πойа Д., Математика и , пер. с англ., М., 1957.
В. Бирюков. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ (от греч. , англ. idealization, фр. idéalisation, нем. Idealisierung) - гносеологическое понятие, означающее представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле, которому реальные прообразы могут быть указаны с большей или меньшей степенью приближения. Идеализация является такой же естественной способностью человеческого мышления, как к абстракции и обобщению, и, подобно им, представляет собой мысленного освобождения реальности от некоторых ее черт, признаков, связей. Однако, в отличие от обычных общих понятий, получаемых в результате абстракции или обобщения (напр., “жидкость” или “твердое тело”), объем которых составляют объекты реальной действительности, в понятиях, получаемых в результате идеализации (напр., “идеальная жидкость” или “абсолютно твердое тело”), мыслятся идеализированные объекты, которые в реальности не существуют. Характерное для идеализации уподобление действительности некоторому идеальному образцу и соответствующее мысленное ее преобразование способствуют более глубокому пониманию этой действительности.
Идеализация используется в самых разных сферах умственной деятельности. При этом могут быть различны и те , которые побуждают прибегать к ней. Под влиянием чувств (напр., любви, вообще пристрастного отношения) идеализируются реальные лица, события, обстоятельства и т. п. К идеализации прибегают поэты и художники, поскольку в своем творчестве формируют жизненный материал сообразно идее, изображают не только по законам жизни, но и по законам красоты, создавая образы наделенные качествами эстетической нормативности и художественного совершенства.
Идеализация играет важную роль в научном познании, прежде всего в математизированном естествознании. Идеализация здесь выступает в качестве допустимого упрощения, позволяющего исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых существенно затруднил бы или сделал бы невозможным усмотрение и формулировку естественных закономерностей. Между тем использование идеализации и введение идеализированных объектов позволяют выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания, где естественные законы можно выразить на языке математики и в результате осуществить целостное и связное дедуктивно-математическое построение соответствующей области знания (как это делается, напр., в классической механике, термодинамике и других физических теориях).
А. Л. Субботин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Синонимы :
Смотреть что такое "ИДЕАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:
Одностороннее изображение какого либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литературное творчество всякого писателя детерминировано бытием того класса, психоидеологию которого он выражает.… … Литературная энциклопедия
Идеализирование; идеализировать представлять что либо лучшим, более совершенным, чем оно есть на деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ИДЕАЛИЗАЦИЯ такой взгляд на окружающее, когда люди и явления… … Словарь иностранных слов русского языка
См … Словарь синонимов
идеализация - и, ж. idéalisation. Представление кого, чего л. лучше, чем есть в действительности; наделение образцовыми качествами. БАС 1. Тип этот <инока летописца> дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он только фантазия и идеализация поэта.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ).… … Современная энциклопедия
1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ).… … Большой Энциклопедический словарь
Идеализация - ИДЕАЛИЗАЦИЯ или идеализирование есть ложное восприятие действительности, видоизмененной в приближении к идеалу вследствие усиления и выдвигания положительных сторон и ослабления или устранения сторон отрицательных. И. в литературе есть… … Словарь литературных терминов
Идеализация - ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, “точка”, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Идеализация как метод теоретического познания
В методологии науки принято выделять два уровня научного знания – эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне изучаемый наукой объект познается со стороны «явления», то есть тех его отдельных свойств и связей , которые доступны непосредственной регистрации с помощью органов чувств познающего субъекта и разнообразных приборов, усиливающих их разрешающую способность. Основными методами исследования на этом уровне являются наблюдение, эксперимент и измерение. Результаты эмпирического исследования имеют форму научных фактов и эмпирических зависимостей, описывающих познаваемый объект.
На теоретическом уровне изучаемый объект познается наукой со стороны его «сущности », то есть тех внутренних законов , которые управляют его функционированием и развитием. Основным средством исследования здесь выступает логическое мышление, а основными методами – абстракция, идеализация, мысленный эксперимент и др. Результаты теоретического исследования выступают в форме гипотез и теорий, которые способны объяснять полученные ранее факты и зависимости и предсказывать новые факты ранее не известные.
Теоретический уровень познания необходимо предполагает использование процедуры идеализации. Под идеализацией понимается мысленное конструирование «идеализированной» ситуации (объекта, явления), которой приписываются свойства или отношения, возможные только в «предельном» случае . Результатами такого конструирования являются идеализированные объекты. Таковы, например, точка, прямая, плоскость – в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело – в физике.
Идеализированные объекты гораздо проще реальных объектов, к ним применимы математические методы описания. Благодаря идеализации процессы рассматриваются в их наиболее чистом виде, без случайных привнесений извне, что открывает пути к выявлению законов, по которым эти процессы протекают.
Процесс идеализации можно проиллюстрировать на таком примере. Допустим, что некто, идущий по горизонтальной дороге с багажной тележкой, внезапно перестает ее толкать. Тележка будет двигаться еще некоторое время, пройдя небольшое расстояние, а затем остановится. Существует ряд способов удлинения пути, проходимого тележкой после толкания, например смазка колес, устройство более гладкой дороги и т. п. Чем легче вращаются колеса и чем ровнее дорога, тем дальше будет двигаться тележка. Смазка колес и сглаживание неровностей пути приводят к уменьшению внешних воздействий на движущееся тело. Экспериментально устанавливается, что чем меньше внешние воздействия на движущееся тело, тем длиннее путь, проходимый этим телом. Иначе говоря, обнаруживается обратно пропорциональная зависимость между внешними воздействиями на движущееся тело и путем, проходимым этим телом. Мы можем находить все новые и новые способы уменьшения внешних воздействий на движущееся тело и, соответственно, все новые способы удлинения пути, проходимого движущимся телом. Однако все внешние воздействия устранить невозможно. Выявленная же нами закономерность (зависимость между внешними воздействиями на движущееся тело и длиной пути, проходимого этим телом) дает нам возможность сделать решающий шаг - признать, что если совсем устранить внешние воздействия на движущееся тело, то оно будет двигаться бесконечно и при этом равномерно и прямолинейно . Такой вывод и был сделан в свое время Галилеем и наиболее четко сформулирован позже Ньютоном в виде закона инерции: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если только оно не вынуждено изменять его под влиянием действующих сил.
Таким образом, то, что не могло быть достигнуто непосредственно экспериментальным путем, достигается посредством мышления, процесса идеализации.
Процесс идеализации можно разбить на следующие этапы:
1. Изменяя условия, в которых находится изучаемый объект, мы уменьшаем их воздействие (иногда увеличиваем).
2. При этом обнаруживаем, что какие-то свойства изучаемого объекта также единообразно изменяются.
3. Предполагая, что воздействие условий на изучаемый предмет уменьшается бесконечно, мы совершаем мысленный переход к предельному случаю и тем самым к некоторому идеализированному предмету.
Идеализированный предмет в отличие от реального характеризуется не бесконечным, а вполне определенным числом свойств, и потому исследователь получает возможность полного интеллектуального контроля над ним. Идеализированные предметы моделируют наиболее существенные отношения в реальных предметах. Поскольку положения теории говорят о свойствах идеализированных, а не реальных предметов, существует проблема проверки и принятия этих положений на основе соотнесения с реальным миром. Непосредственное соотнесение, как правило, ничего, кроме ошибок, не дает. Поэтому для учета привнесенных обстоятельств, влияющих на отклонение показателей, свойственных эмпирической данности, от характеристик идеализированного предмета, формулируют правила конкретизации, или, как нередко говорят, редукционные правила. Так, например, для вычисления пути свободно падающего тела применяют известную формулу 1 /2 gt ². Но полученный результат носит чисто теоретический характер и верен для идеализированного предмета. Чтобы получить эмпирически достоверное знание, нужно выполнить ряд дополнительных требований конкретизации: учесть, в частности, широту места падения и его высоту над уровнем моря, сопротивление воздуха, боковое воздействие ветра и электромагнитных волн и прочие.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
Процесс мысленного конструирования понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В процессе И. мы, с одной стороны, отвлекаемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой - вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, которые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В результате И. возникают идеализированные, объекты, напр., "материальная точка", "прямая линия", "идеальный газ", "абсолютно черное тело", "инерция" и т. п. Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользуется И. и идеализированными объектами. Последние гораздо проще реальных объектов, что позволяет дать их точное математическое описание и глубже проникнуть в природу изучаемых явлений. Плодотворность научных И. проверяется в эксперименте и материальной практике, в ходе которой осуществляется соотнесение теоретических идеализированных объектов с реальными вещами и процессами