Чему посвящен праздник крещение. Праздник крещения господня. Где купаться на Крещение - Западный округ ЗАО

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них - Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.

Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное,” говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. Пророк Иоанн, сын праведных Захарии и Елизаветы (Захария был священником, а Елизавета происходила из рода царя Давида), рано осиротев, вырос в этой пустыне. Там он привык к самому суровому образу жизни. Он носил одежду из верблюжьего волоса и препоясывался кожаным ремнем. Пищей ему служили акриды (род саранчи) и дикий мед.

После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. Жители Иерусалима, Иудеи, и даже Галилеи и Самарии толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия.

Еще за 700 лет до Р. Хр. знаменитый пророк Исаия предсказал в своей книге о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна “Гласом, вопиющем в пустыне” (),который должен был “приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его.” Предсказал также об Иоанне Крестителе последний ветхозаветный пророк Малахия, живший лет за четыреста до Р.Хр. Он называет Иоанна Ангелом Господним, говоря от лица Божия: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (“Ангел” – по-гречески значит вестник, , см. также , и ).

Призывом “покаяться ” пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков , осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово “каяться” – mеtаnоin – по-гречески означает “переменить образ мыслей,” начать смотреть на жизнь по-новому. При этом, пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним , всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами . “Сотворите плод, достойный покаяния,” – говорил пророк иудеям. На часто задаваемый вопрос “что делать” пророк отвечал: “У кого две одежды, тот дай неимущему,” иными словами: делайте добро, помогайте нуждающимся. Мытарей (сборщиков податей) пророк убеждал не требовать налогов, больше положенных. Воинов учил никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием.

Однако, не все иудеи приходили к пророку с жаждой услышать живое слово Божие и намерением исправиться. Некоторые приходили к нему из праздного любопытства, или чтобы придраться к какому-нибудь его неосторожному слову и обвинить пророка перед властями. К недоброжелателям пророка принадлежали иудейские книжники и фарисеи, которые завидовали славе пророка и боялись потерять свой авторитет среди народа. Они гордились знанием закона, своей обрядовой “праведностью,” на простых же и некнижных людей смотрели с презрением. Пророк Иоанн, видя лицемерие и злобу иудейских начальников, их нежелание обратиться к Богу, обличал их открыто и весьма строго, говоря: “Порождения ехидны! (род ядовитой змеи). Кто внушил вам бежать от будущего гнева (Божия)?”

Тех же, которые каялись и исповедовали (открыто объявляли) свои грехи, пророк Иоанн крестил в реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. (Слово “Крещу” – по-гречески bаptizо – значит “погружаю”). Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему.

Именуя приближающееся Царство Мессии Небесным, пророк Иоанн давал понять, что Мессианское царство будет не таким, каким многие из иудеев неправильно представляли в виде могущественного и богатого государства. Царство Мессии будет именно небесным – духовным , влекущим к Богу и доставляющее людям нравственное обновление.

Некоторые иудеи, глядя на Иоанна, спрашивали себя: не является ли он ожидаемым Мессией? Но пророк Иоанн решительно отклонял от себя это звание, объясняя им, что его задачей является только приготовить людей к принятию грядущего Мессии. Он, Иоанн, крестит их в воде в знак покаяния. Мессия же будет их крестить “Духом Святым и огнем.” Иными словами, новое крещение будет не простым символическим омовением, как Иоанново крещение, но будет именно благодатным возрождением человека . В Мессианском крещении Сам Дух Святой, как огонь, спалит греховную нечистоту людей и зажжет в их душах пламенное желание служить Богу. Тех, которые примут Мессию, соберет в Свое Царство, как пшеницу собирают в житницу, тех же, которые воспротивятся Христу, Бог сожжет, как солому, огнем неугасимым.

Далее Евангелисты повествуют, что “Тогда, – во время одной из проповедей предтечи Иоанна на берегу реки Иордана – приходит Иисус из Галилеи к Иоанну, чтобы креститься от него.” Зачем безгрешный Иисус пришел креститься? Ответ на этот вопрос мы находим у самого Иоанна Крестителя, который несколько раз до этого объяснял членам Синедриона: (Синедрионом назывался высший духовный совет). “Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю,” иными словами, чтобы при крещении было обнаружено, кто Он. До этого времени жил в тиши Назарета, известный только жителям своего маленького города, как сын Марии и плотника Иосифа. Теперь же Христу исполнялось тридцать лет, и Он получал право, согласно еврейским законам, учить народ и называться “рабби” – наставником. Настало время явить Себя народу, а народу – услышать свидетельство о Нем, как о давно ожидаемом Мессии. Это и свершалось теперь на берегу Иордана.

Однако, когда Господь приблизился к Иоанну, тот почувствовал Его великую, божественную святость, и сказал Иисусу: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне.” На что Господь ответил: “Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.” Правдой Иисус называет волю Божию . Воля Божия была, чтобы все, желающие стать членами благодатного Мессианского Царства, крестились. Крещение получило значение “двери” в Царство Божие. , будучи родоначальником нового возрожденного Им человечества, должен был первым войти в основываемое Им Царство, открыть людям путь к спасению и научить их исполнять волю Божию. (Имея в виду постоянное желание Христа исполнять волю Своего Отца, царь Давид в пророческом псалме приводит слова Христовы: “Иду (в мир) исполнить волю Твою, Боже!” (, смотри послание к ).

При этом, погружение Спасителя в воду в момент Его крещения имело еще целью освятить крещение , сделать этот символический обряд благодатным, возрождающим христианским таинством.

Все, приходившие к Иоанну, сначала исповедовали грехи свои, а потом погружались в воду. Один Иисус, как безгрешный, пришел к Иоанну прямо для крещения. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и начал молиться на берегу. Здесь Он, как Сын Божий, просил Своего Небесного Отца благословить начало Его общественного служения. Внезапно, пока Иисус еще молился, небо раскрылось, и оттуда спустился на Иисуса Дух Святой в виде белого голубя. Одновременно с неба послышался голос Бога-Отца, говорившего: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” Эти слова Бога Отца были указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Мессии, Который был не только человек, но и Единородный Сын Божий.

Совершившееся здесь тройное чудо – открытие неба, сошествие Духа Святого в виде голубя и свидетельство Бога Отца – полностью убедило пророка Иоанна в том, что и есть ожидаемый Мессия. Этого видимого сошествия Святого Духа на Мессию и ждал пророк Иоанн, потому что Бог еще в самом начале, посылая пророка на проповедь, сказал ему: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.” Таким образом, с этого момента пророк Иоанн Креститель мог без малейшего сомнения свидетельствовать всем об Иисусе, как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира. Вскоре после крещения Господа Иисуса Христа пророк Иоанн уступил Ему нескольких своих учеников: братьев Андрея (Первозванного) и Петра, и братьев Иакова и Иоанна (Богослова). Примкнув к Спасителю, они стали Его первыми учениками и апостолами.

Значение Крещения Господня

В день крещения Господня мы вспоминаем чудо Бого-явления Тhео-fаniа . Действительно, при крещении Спасителя, единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог-Отец – голосом Своим; Сын – крещением в Иордане; и Дух Святый – схождением в виде голубя. Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день “Троическое явися (открылось) поклонение.”

Праздник Богоявляния или Крещения Господня занимает особое положение среди двенадцати великих праздников Церкви. Напоминает он нам о нашем духовном рождении в день, когда священник троекратно погружал нас в воду. Напоминает он и об обетах, которые мы дали у святой купели, если не сознательно по причине малолетства, то в виде обещания наших духовных поручителей – восприемников, которые должны были нам объяснить значение таинства крещения и смысл христианского учения.

Во время таинства крещения священник вспоминает Крещение Господне и молится Богу такими словами (в русском переводе):

“Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты – наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев. Поэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию…И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости…Явись же, Господи, на воде сей и дай претвориться в ней крещаемому, чтобы он отложил ветхого человека, растлеваемого в похотях обольщения, и облекся в нового, который обновляется по образу создавшего его, чтобы он, будучи соединен с Тобой подобием Твоей смерти в крещении, стал и участником воскресения и, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, он принял бы почесть высшего звания и был сопричислен перворожденным, написанным на небе в Тебе Боге и Господе нашем Иисусе Христе.”

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков св. , воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в царство света. “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Беда многих христиан нашего времени заключается в том, что они мало трудятся над тем, чтобы ярче разжечь в своих сердцах полученный ими дар благодатной любви. Болезненная привязанность к миру вытеснила в них духовную любовь и принесла с собой огорчения, злобу и зависть.

Поэтому, празднуя великий праздник Крещения Господня, вспомним о данном нами при крещении обете любить Бога и ближних. Поблагодарим Бога за то, что удостоил нас духовного рождения и призвал в Свое Царство вечного блаженства. Постараемся стать достойными этой великой чести и милости Божией!

Богослужение праздника

Крещения Господня (Богоявления)

В древней Церкви (до четвертого века) Богоявление Господне праздновалось 6-го января по ст. ст. (19-го января по нов. стилю). Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершаестя Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова.

На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) – об установлении земли на “водах;” 2) – переход Израиля через Красное море; 3) – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. – чудесный переход евреев через Иордан; 5) – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) – призыв покаяться и омыться; 8) – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) о духовном возрождении.

На литургии накануне Богоявления читается Апостол: и Евангелие: .

В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

Тропарь

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, началось поклонение Св. Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность слов (Отца). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Кондак

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси. Свет Неприступный.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебя: “Свет неприступный, Ты пришел и показал Себя нам.”

В каноне на Утрени излагается история Крещения Господня. Проводится мысль, что Господь крестился для того, чтобы очистить нас от грехов, открыть миру Свое Божественное достоинство и просветить людей светом Богопознания. В каноне говорится, что , принявший плотью тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти, погружается в струю Иордана для того, чтобы истребить грех и дать нам Божье благословение. В крещении Он поражает нашего врага дьявола в самых убежищах его сокровенной бездны.

В прокимне на Литургии говорится о явлении Господа на земле: “Благословен грядый (идущий) во имя Господне, Господь и явися нам .” В апостольском чтении на () говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангельском чтении () повествуется о событии крещения Спасителя.

Задостойник

Величай душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумевает всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

Величай душа моя, Пречистую Богородицу, Которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица; но, будучи Благой, прими нашу веру, ибо Ты знаешь любовь нашу. Ты – Заступница христиан, и Тебя мы величаем.

Канон Богоявления

Св. Козьмы Маюмского

Песнь 1-я

Ирмос : Могучий на войне Господь открыл дно морской глубины, и по суше повел народ Свой, покрыв в ней противников, ибо Он прославился ( гл.).

На каноне – ирмосы поются, тропари же читаются. Между тропарями канона говорится: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.”

Царь веков, Господь, струями Иордана обновляет растленного и сокрушает там главы гнездящихся змей, ибо Он прославился ().

Господь, воплотившийся от Девы, облекши невещественный огонь Божества в вещественную плоть, омывается водами Иордана, ибо Он прославился.

Господь, смывающий нечистоту людей, во Иордане очищается ради них, которым Он благоволил уподобиться; пребывая тем, чем был, Он просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился.

Песнь 3-я

Ирмос : Господь, дающий крепость царям нашим и возвышающий достоинство помазанников Своих, рождается от Девы и приходит для крещения. Мы, верные, будем восклицать Ему: нет столь святого, как наш.

Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне Христова . Ибо водой и Духом у тебя родились сыны, с верой взывающие: нет столь святого, как Бог наш.

Песнь 4-я

Ирмос : Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (пророка Иоанна); когда Ты, свидетельствуя о Твоем Сыне, возгремел над многими водами (Иордана). Тогда пророк, исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, ).

Видел ли кто, – восклицает проповедник, – чтобы очищали солнце светлое по естеству? Как же я омою водами Тебя, сияние Славы и образ присносущного Отца? И как я, трава, прикоснусь к огню Твоего Божества? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Моисей, приблизившись к Тебе, явил священное благоговение, которым был охвачен: когда он уразумел, что Ты говоришь из купины, тотчас закрыл лицо. Как же я открыто воззрю на Тебя, или возложу на Тебя руку? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Имея разумную душу и будучи почтен даром слова, я стыжусь вещей неодушевленных. Потому что, если крещу Тебя, осудят меня гора, дымящаяся огнем, море, расступившееся на двое, и этот Иордан, обратившийся назад. Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, Ис. , ).

Песнь 5-я

Ирмос : Иисус, Начальник жизни, идет разрешить осуждение первозданного Адама, и, как Бог, не имея нужды в очищении, ради падшего очищается в Иордане, где убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

Когда бесчисленное множество людей стеклось креститься от Иоанна, он стал среди них и возгласил предстоящим: кто внушил вам, непокорные, уклоняться от наступающего гнева? Принесите Христу достойные плоды; ибо, являясь ныне, Он дарует мир (, ).

Земледелец-Создатель, став посреди, как один из всех, испытует сердца; и, взяв в руки веятельную лопату, премудро очищает всемирное гумно, сожигая бесплодность, а плодоносным даруя вечную жизнь ().

Песнь 6-я

Христос, родившись нетленно от Бога и Отца, без скверны воплощается от Девы. И, как Предтеча учит, невозможно разрешить ремень Его обуви – сочетание Слова с нашим естеством. Он избавляет земнородных от заблуждения ().

Христос крестит губительным огнем противящихся и не признающих Его Богом, но Духом, посредством воды, благодатно обновляет исповедующих Божество Его, избавляя их от грехов.

Песнь 7-я

Ирмос : Шумный ветер с росой и сошедший Ангел Божий сохранили невредимыми благочестивых юношей, брошенных в огненную печь. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностью пели: благословен Ты, преславный Господи и Боже отцов.

Как на небе, с трепетом и удивлением предстояли Ангельские силы у Иордана, созерцая непостижимое схождение Бога: Как Он, держащий в своей власти состав небесных вод, с плотью стоял в водах, отцов наших (, ).

Облако и море, в которых законодатель Моисей крестил некогда странствующий народ, прообразовали чудо божественного крещения. Море было образом воды, а облако – Духа, Которыми, освящаясь, мы взываем: благословен Ты, Господи Боже, во веки ().

Все мы, верные, богословствуя о Том, от Кого получили освящение, будем неумолкаемо с Ангелами прославлять Отца, Сына и Святого Духа; ибо сие – Троица Лиц, единосущная, ибо один Бог, Которому и воспеваем: благословен Ты, Господи Боже, во веки.

Песнь 8-я

Ирмос: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, в котором Иордан имел принять в струи свои невещественный огонь и объять крещающегося плотью Творца, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Оставь всякий страх, – сказал Искупитель Предтече, – и, повинуясь, приступи ко Мне, ибо Я благ по существу; покорись Моему велению и крести Меня, сошедшего, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Креститель, услышав слова Владыки, с трепетом простер руку, но коснувшись верха главы Создателя своего, воззвал к Крещаемому: освяти меня! Ибо Ты – мой, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

На Иордане Троица явилась: Ибо высший в Божестве Отец возгласил: Сей крещаемый есть Сын Мой возлюбленный; и Дух почил на равном Себе, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Никакой язык не в силах восхвалить Тебя достойно, и даже небесный ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но, как благая, прими нашу веру: Ты знаешь нашу любовь, согретую Богом. Ибо Ты – предстательница христиан. Тебя мы величаем.

Приди своим духом, Давид, к просвещаемым и пой: приступите ныне к Богу и просветитесь верой. Падший Адам, этот нищий, воззвал, и пришедший Господь услышал его. Он обновил растленного в струях Иорданских (, ).

“Измойтесь и очиститесь,” – говорит Исаия, “перестаньте делать зло пред Господом. Жаждущие же, идите к воде живой.” Ибо Христос окропляет животворной водой прибегающих к Нему с верой и крестит Духом в жизнь нестареющую ().

Освящение воды

После Евангелия дьякон произносит ектенью с особыми водосвятными прошениями. Священник читает молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой очищение, освящение, здравие и благословение. После молитвы священник троекратно погружает в воду святой Крест, при пении тропаря: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.” Затем священник освященной водой кропит храм, всех присутствующих и их жилища.

Обычай освящения воды в день крещения существовал уже в 3-м веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду “агиасмой” – святыней. С древнейших времен известно, что Богоявленская святая вода не портится. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и другие предметы. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.

Итак, с радостью будем встречать светлый праздник Крещения Господня, благодаря Спасителя за возрождение нас водой и Духом в таинстве крещения и за то, что открыл нам путь к Царству Небесному!

Обряд крещения Христа по его просьбе совершил Иоанн Креститель. Во время крещения на реке Иордан на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». По христианским учениями именно в этот день Бог явился в трех лицах: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти, Дух Святой — в виде голубя. Потому праздник Крещения зачастую именуют Богоявлением. Праздник Крещение Господне очень важен. Считается, что именно крещение явило миру Спасителя, который взял на себя все грехи человечества. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. И именно с момента крещения Иисус начал проповедовать слово Божье и просвещать людей.

До сих пор главные традиции праздника Крещение связаны с водой. А духовенство на праздник Крещения по традиции облачается в белые ризы.

Как праздновать Крещение Господне

Празднование Крещения Господня (19 января) начинается накануне - 18 января. Этот день называется Крещенский Сочельник, а также Голодная Кутья. По аналогии с Рождественским Сочельником, в день перед праздником Крещения Господня необходимо соблюдать строгий пост . Также накануне праздника Богоявления православные готовили постную кутью . Праздничный ужин в Крещенский Сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

Кутья, коливо, канун — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (ячменя, риса - сарацинского пшена или других круп), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока или варенья.
Важным событием Крещения Господня и Богоявления является водосвятие . На реке или на озере, во льду заранее вырубается крестообразная полынья, называемая Иорданью. С наступлением полночи священники освящают воду в полынье, и верующие совершают омовение в освященной воде. Люди не боятся холода, поскольку купание на Крещение - это символическое очищение от грехов, духовное перерождение. Праздника Богоявления верующие ждут с нетерпением, и когда Крещение Господне наступает, православные обязательно посещают церковь , чтобы вспомнить о чудесном событии, изменившем мир.

Как правильно купаться на Крещение

Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В то же время церковь предостерегает от того, чтобы придавать данной традиции какой-либо магический смысл.

  • Правила купания на Крещение
Проруби или иордани, в которых купаются на Крещение, освящаются. Жестких правил для желающих окунуться в иордань на Крещение не существует. Но все-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Традиционно считается, что в Крещение купаться надо в рубашках, а не в купальниках, чтобы не выставлять напоказ свои телеса.


Крещенская вода - чудесные целебные свойства

Во всех освященных в Крещение Господне источниках, вода становится святой и целебной. Считается, и это имеет множество подтверждений, что крещенская святая вода имеет чудесные и целебные свойства:

  • Верующие берут ее с собой - крещенская святая вода имеет способность не портиться в течение долгого времени.
  • Крещенская вода пьется в течение года натощак, ее бережно хранят как святыню и лечат болезни как телесные, так и душевные.
  • Святой крещенской водой можно окроплять жилище, чтобы изгнать злых духов и привнести в дом благодать Божью.

Где взять крещенскую святую воду

Если хотите после купания набрать освященную крещенскую воды, необязательно приходить с канистрами. Хватит небольшой бутылочки. По христианским канонам любую воду можно сделать святой, если добавить в нее немножко крещенской - из храма или из иордани. Праздничные богослужения будут проходить во всех православных церквях в ночь с 18 на 19. Но приходить именно в этот день необязательно. Как объясняют в Московской патриархии, вода становится святой после специального водосвятного молебна. Доступ к емкостям с крещенской водой будет открыт в церквях несколько дней. К тому же в Крещение, как ожидается, за святой водой выстроятся очереди, а подъехать к храмам будет сложно. По правилам безопасности в дни больших религиозных праздников парковка около храмов ближе 50 метров запрещена.

Когда набирать крещенскую воду

Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается одним чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду — в Сочельник или в сам Праздник Крещения.

Если же вы решили набирать крещенскую воду из-под крана и хотите занать, когда это лучше сделать. Набирать воду на Крещение лучше во временном промежутке с 00:10 до 01:30 в ночь с 18-го на 19-ое января. Однако набирать крещенскую воду можно и позже - до 24:00 19 января.

Что нужно знать перед тем, как набирать воду на Крещение:

  • крещенскую воду лучше набирать не бездумно, а после участия в церковной службе (в церкви) или молитвы (дома);
  • наливать воду на Крещение нужно в посуду без какой-либо маркировки - лучше в специальный кувшин или флягу, купленные в церковной лавке (ни в коем случае не в пивную бутылку)

Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами. Ее можно пить при болезни натощак и умываться, чтобы быть здоровым. Пить крещенскую святую воду нужно с молитвой, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья. И вовсе не обязательно брать ее про запас, много должно быть не воды, а веры.

Крещение - народные традиции

Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня или Богоявления. Например, на Крещение было принято выпускать голубей - в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. Другие народные традиции на Крещение известны по преданиям.

На Руси в день Крещения Господнего, как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра.

Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата».

Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Считалось, что чем раньше зачерпнешь ее, тем она будет святее. Находились смельчаки, которые купались в Иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя.

Потом все шли домой. И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке — умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми».

После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реке, по ней, как по лестнице, вся нечистая сила уходит в воду. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечести от Крещенских морозов.

Гадания на Крещение

Были и другие традиции - считалось, что в Крещенскую полночь происходят чудеса: на мгновение стихает ветер, воцаряется полная тишина и открываются небеса. В это время можно высказать заветное желание, которое обязательно сбудется.

Существует на Крещение еще одна традиция, которая, правда не одобряется церковью. 19 января заканчиваются Святки - период гаданий на Руси. В Крещенскую ночь девушки стремились понять, что же ожидает их в будущем, выйдут ли они замуж, будет ли год удачным.

Крещение - народные приметы

Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Многие из них были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян или предсказывали погоду. Так, например, народные приметы на Крещение гласят:

  • Если на Крещение погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.
  • Полный месяц на Крещение - к большому весеннему разливу.
  • Звездчатая ночь на Крещение — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.
  • На Крещение будет оттепель — к урожаю, а ясный день на Крещение - к неурожаю.
  • Ветер подует с юга на Крещение — будет грозовое лето.
  • Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.

Когда на Крещение много лаяли собаки, ждали удачливого охотничьего сезона : Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. На Крещение не кормят кур, чтобы огородов летом не копали и рассаду не портили.

Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи.


Как правильно купаться на Крещение, чтобы не заболеть

На Крещение купается и стар, и млад. Но без особой подготовки купаться детям и старикам может быть опасно. Лучше готовиться заранее постепенно закаливаясь обливанием холодной водой дома в ванной. Меры предосторожности небходимо соблюсти всем, кто решил совершить купание на Крещение. Врачи предостерегают от купания на Крещение людей с гипертонией, ревматизмом, атеросклерозом или туберкулезом. Купаться на Крещение недопустимо и при других острых хронических заболеваниях. Медики предупреждают, что купание в ледяной воде может привести к негативным последствиям. Ведь зимнее купание в проруби приводит в максимальное напряжение все механизмы терморегуляции человека и это может вызвать шок.

Ну а если вы здоровы, то придерживайтесь следующих рекомендаций, как правильно купаться на Крещение :

  • купаться в Крещение можно лишь в проруби, где обустроен специальный вход в воду;
  • никогда не ходите купаться на Крещение в одиночестве, рядом должен быть человек, который сможет помочь, если нужно;
  • перед купанием запрещены алкоголь и сигареты, не стоит купаться на голодный желудок или сразу после принятия пищи;
  • возьмите с собой плед, а также удобную для переодевания одежду.

Богоявление - это праздник с историей и богатыми традициями. Но главное, конечно, — не обрядность, а великий смысл, который он несет. Православный праздник Крещение Господне имеет огромное значение для верующих, ведь это день, когда происходит духовное обновление человека.

Где купаться в Москве на Крещение

Выбор мест для купания на Крещение 2018 в Москве большой. Будет оборудовано порядка 59-ти купелей, чтобы все смогли пройти обряд купания. Оборудованы они будут так, что люди смогут спокойно раздеться, растереться, совершить купание и выпить горячего чая. Если выбираете по метро, то вам поможет эта информация - здесь ряд адресов для купания в Москве на Крещение 19 января 2018 года: метро Выхино - Зона отдыха Белое Озеро, Каскад Путяевских прудов - парк Сокольники, метро Щелковская - Бабаевский пруд, метро Лермонтовский проспект - парк Косинский, Крюковский лесопарк, метро Строгино - парк поселка Рублево, метро Коньково - парк Теплый стан, метро Новогиреево - пруды Радуга, метро Крылатское - парк Серебряный бор, метро Полежаевская - парк на Филевском бульваре, метро Новокосино - озеро Мещерское, метро Измайловская - парк Измайлово.

Крещенские купания пройдут с 18 часов 18 января до полудня 19 января. Массовый выход людей на лед не предусмотрен. Толщина покрытия в настоящее время не превышает 15 — 20 сантиметров. Все места купания оборудуют безопасными подходами и спусками к воде. Для комфортного проведения обряда установлены обогреваемые раздевалки, туалеты и освещение. Участников купаний обеспечат горячим питьем и местами для обогрева.

Если выбираете места для купания на Крещение по округам, читайте ниже:

Где купаться на Крещение - Центральный округ ЦАО

  • купель в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке;

Где купаться на Крещение - Северный округ САО

  • Большой Садовый пруд;
  • Прибрежный проезд, вл.7;
  • Водный стадион "Динамо";

Где купаться на Крещение - Северо-Восточный округ СВАО

  • Дворцовый пруд (1-я Останкинская, возле д. 7).

Где купаться на Крещение - Восточный округ ВАО

  • Бабаевский пруд, ул. Курганская, д. 5 - 9
  • Красный пруд, Измайловский лесопарк
  • Купель «Вернисаж в Измайлово», Измайловское ш., д. 73Ж
  • Майский пруд (бывший Собачий), парк «Сокольники», ул. Сокольнический вал, д. 1, стр. 1
  • Озеро Белое, ул. Б. Косинская, д. 46
  • Озеро Святое, ул. Оранжерейная, д. 18
  • Терлецкие пруды, Свободный пр-т, д. 9
  • Олений пруд;

Где купаться на Крещение - Юго-Восточный округ ЮВАО

  • Верхний Кузьминский пруд, ул. Кузьминская, д. 10, около плотины
  • Нижний Люблинский пруд, ул. Шкулева, вл. 2б, около станции МЧС
  • Шибаевский пруд, ул. Заречье, вл. 14, около спасательной станции

Где купаться на Крещение - Южный округ ЮАО

  • Борисовские пруды, ул. Борисовские Пруды, д. 2г
  • Верхний Царицынский пруд, ул. Дольская, д. 1
  • Пруд Бекет, Загородное ш., д. 2

Где купаться на Крещение - Юго-Западный округ ЮЗАО

  • Воронцовский пруд (Храм «Живоначальной Троицы в Воронцово» Ул. Ак. Пилюгина, 1)
  • Пруд санатория «Узкое» (Храм «Казанской Иконы Божьей Матери в Узком» ул. Профсоюзная 123Б)
  • Тропаревский пруд (Зона отдыха «Тропарево» Ул. Академика Виноградова д.7)
  • Пруд на Нахимовском проспекте (Нахимовский проспект, дом 8 (около Церкви Ефросинии
    Московской)
  • Черневский пруд (декоративный пруд No1) (Храм «Рождества Христова» в Чернево ул. Южнобутовская д. 62)
  • Пруд на территории Храма (Храм Иконы Божьей Матери «Знаменье» Ул. Шоссейная, 28 «а»)

Где купаться на Крещение - Западный округ ЗАО

  • Мещерский пруд (ул. Воскресенская, д. За)
  • Пруд в поселке Рублево / Посёлок Рублёво, (ул. Ботылева, возле д. 41)
  • Река Москва (Филевский б-р, напротив д. 21)
  • Река Москва (ул. Б. Филевская, д. 40а)

Где купаться на Крещение - Северо-Западный округ СЗАО

  • Река Барышиха (Ландшафтный парк ул. Барышиха вл. 4)
  • Пруд в пос. Рождествено (Пруд в пос. Рождествено (за Храмом Рождества Христово), район Митино
  • Деривационный канал (напротив дома по адресу: ул. Малая Набережная д. 3, стр. 1)
  • Химкинское водохранилище (Река Москва) ул. Свободы д. 56, ПКиО «Северное Тушино»
  • Строгинская пойма (ул. Твардовского вл. 16 корп. 3)
  • Кировская пойма (ул. Исаковского вл. 2)
  • Озеро Бездонное (ул. Таманская д. 91)
  • Река Москва (Карамышевская наб., 13-15)
  • река Москва (улица Авиационная, д. 79)
  • Деривационный канал (ул. Лодочная вл. 19)

Где купаться на Крещение - Зеленоград

  • Черное озеро, на западной стороне водоема, аллея Лесные Пруды, 6-й микрорайон
  • Школьное озеро, на западной стороне водоема, Панфиловский пр-т, корп. 1001

Где купаться на Крещение - Троицкий и Новомосковский округа

  • МУСП Рыболовно-спортивная (г. о. Троицк, р. Десна в зоне отдыха «Заречье»).
  • Пруд в с. Покровское (п. Вороновское, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Покровское).
  • Пруд возле Михайло-Архангельского храма (п. Краснопахорское, с. Былово).
  • Пруд п. Филимонковское, д. Кнутово.
  • Пруд п. Щаповское, с. Ознобишино, Храм Святой Троицы.
  • Пруд п. Воскресенское, территория д/о «Воскресенское», запруда 1.
  • Пруд поселение Марушкинское, дер. Большое Свинорье.
  • Пруд п. Московский, п. Ульяновского лесопарка, ООО «Глория», храм-часовня иконы Божьей Матери «Неувядаемый цвет».
  • Пруд п. Московский, д. Говорово, пруд № 2, ул. Центральная.
  • Пруд п. «Мосрентген», средний пруд каскада «Усадьбы Троицкого».
  • Река п. Роговское, д. Васюнино, в 100 м от Храма Св. Тройцы на речке.
  • Купель п. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Железнодорожная, д. 1. Купель рядом с р. Сетунь.
  • Купель п. Марушкинское, д. Марушкино, парк «Ручеёк».
  • Купель п. Клёновское, д. Товарищево, р. Печёнка.
  • Купель п. Десёновское, д. Евсеево-Кувекино.
  • Купель п. Первомайское, д. Пучково, Церковь Казанской иконы Божьей матери.
  • Купель п. Михайлово-Ярцевское, п. Шишкин Лес, стр. 43, Храм Новомучеников.

16 мест на особо охраняемых природных территориях Москвы:

  • ПИП «Битцевский лес», кв. 7, ул. Санаторная аллея, санаторий «Узкое», Четвертый пруд в Узком(при участии Управы района Ясенево)
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.9, Шибаевский пруд, район Кузьминки, ул.Заречье, владение 14
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.33, Нижний Люблинский пруд, район Текстильщики, ул.Шкулева, владение 2Б
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.9, Верхний Кузьминский пруд, район Кузьминки, ул.Кузьминская, дом 7
  • ПП «Серебряный бор», озеро Бездонное, вблизи ул. Таманская, д.91
  • ПП «Серебряный бор», озеро Бездонное, вблизи ул. Таманская, д.91 (противоположный берег озера)
  • ПИП «Москворецкий», Кировская пойма, ул.Исаковского, д.2-4 (Управа района Строгино)
  • ПИП «Москворецкий», ул.Твардовского,16 (Управа района Строгино)
  • ПИП «Москворецкий»,ул.Живописная, 56 (Управа района Щукино)
  • ПИП «Москворецкий», Карамышевская наб.15 (Управа района Хорошево-Мневники)
  • ПИП «Измайлово», лесопарк Терлецкий, д.2стр.6, Ольховый пруд
  • ПИП «Измайлово», лесопарк «Измайловский», поселок Измайловская пасека, д.1, Красный пруд (Управа района Измайлово)
  • ПИП «Косинский», ул. Заозёрная, д.18, озеро Белое (Управа района Косино-Ухтомский)
  • ПИП «Косинский», ул. Оранжерейная, вл.24., стр.1, озеро Святое (Управа района Косино-Ухтомский)
  • Ландшафтный заказник «Теплый Стан», зона отдыха «Тропарево» Ул. Академика Виноградова вл.12, зона отдыха «Тропарёво»
  • ПТ Зеленоград, аллея Лесные пруды, зона отдыха «Черное озеро» (Управа района Савелки)

Карта размещения купелей на Крещенские купания в 2018 году

Православный мир в ночь с 18 на 19 января отмечает праздник Крещения Господня. В Москве для купания оборудуют около 60 купелей и водоемов. Предлагаем ознакомиться с адресами размещения крещенских купелей в Москве в 2018 году. Для того, чтобы подробно рассмотреть карту и узнать, где можно искупаться на Крещение в ночь с 18 на 19 января в Москве, нажмите на кнопку увеличения масштаба в правом нижнем углу карты.


Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2020 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Каждый церковный праздник имеет свои аутентичные обряды и особенные традиции. Не является исключением и 19 января - важное событие в православном мире, когда верующие спозаранку идут в церковь с графинами, наполненными водой, украшенными зелёными веточками и нарядными лентами. Как отмечать Что нужно делать в этот день? Попробуем просто сейчас раскрыть все секреты праздника.

Немного истории

Богоявлением часто величают люди праздник Крещение Господне. Как отмечают торжественное событие христиане, знает каждый православный человек, который регулярно посещает храм. В этот день Церковь прославляет Иисуса Христа, который прошёл обряд освящения водой и принял веру. Крещение - один из самых древних праздников: письменные упоминания о нём относятся ко II столетию. Раньше его отмечали вместе с Рождеством - 25 декабря. В наши дни только в некоторых странах осталось это совмещение дат. Например, индийцы и армяне продолжают праздновать Богоявление 6 января.

Библия гласит, что обряд крещения над Иисусом провёл Во время таинства на Спасителя снизошёл Святой Дух в виде голубя, именно в этот момент небесный голос провозгласил, что этот человек - Сын Господа, любимый и единственный, который несёт миру Его благоволение. Поэтому если вы не знаете, как отмечать Крещение Господне, обратитесь к Евангелию. Там детально рассказано, что праздник тесно связан с водой, поэтому её освящение и купание в проруби - главные традиции торжественного события.

Сочельник

Именно так называется вечер накануне знаменательного дня, когда отмечают Крещение Господне. Как праздновать это событие, которое также является немаловажным для христиан? Во-первых, традиции сочельника очень похожи на Рождественские: по улицам ходят ряженые и колядуют. Люди весь день постятся, и только вечером семья собирается за столом, на котором представлены постные яства. Главной остаётся кутья, традиционно приготовленная из риса или пшеницы, мёда, изюма, мака и орехов. Девушки гадают на суженого, молодые люди устраивают так называемые проводы Коляды.

Во-вторых, считается, что в ночь перед Крещением на улице можно встретить нечистую силу. Она пытается проникнуть в жилище в любом обличье. Чтобы этого не допустить, православные рисуют мелом кресты на и дверях. Знак издавна считают надёжной защитой от всего потустороннего. Наши предки говорили, что особо опасен оборотень «Огненный змей»: обычно он является незамужним девушкам в виде прекрасного парня. Он зачаровывает свою жертву, и эта любовь считается неисцелимой.

Крещенская вода

Она - символ праздника. С самого раннего утра 19 января люди спешат в храм на освящение этого источника жизни. Наливают её в специально приготовленные кувшины, которые украшают бантами и цветами. Некоторые люди используют для этих целей ёлочный дождик, снятый с новогодней красавицы. Богоявление - последний день, когда она радует домочадцев своей красотой. Сразу после Крещения ёлку принято сжигать, а игрушки прятать на антресолях до следующей зимы.

Если есть возможность святить воду на реке, то люди её стараются не упускать. Батюшка отправляет службу просто возле проруби, после чего из неё люди черпают жидкость. Они несут её в дом, и начинается настоящий праздник. На работу никто не идёт, так как труд в этот день считается большим грехом. После освящения воды православные празднуют Крещение Господне за столом, в центре которого на самом почётном месте стоит благодатная вода. Её отпивает по глотку каждый член семьи и гость. Хозяйка дома угощает присутствующих вкусной трапезой: кашей, приправленной маслом, холодцом, наваристым борщом и квадратными блинами - чтобы деньги водились.

Как правильно набирать воду

Освящается вода 18 января в Сочельник, а также 19 числа после Божественной литургии. Настоящим праздником для всех верующих становится служба на Крещение Господне в как отмечают событие, что нужно делать в этот день, рассказывает батюшка на проповеди. Он же акцентирует внимание людей на том, что набранная вода в эти два дня имеет особые свойства, и нет разницы, набрали вы её 18 или 19 января.

Кстати, если нет возможности черпнуть освящённую жидкость из речки или принести из церкви, можно воспользоваться обыкновенным или колодезем. Набирать её нужно в ночь на Богоявление в промежутке между 00:10 до 01:30. Помните: ею обязательно следует запастись перед тем, как отмечать. Крещение Господне - церковный праздник, поэтому искренняя молитва является необходимой частью обряда. Наливая воду во флягу или кувшин, читайте священные слова из Библии. Перед самой процедурой также следует помолиться, попросив у Господа прощения за грехи и благодаря за его милость.

Целебные свойства

Крещенская вода обладает особой силой. Во-первых, она не портится. Попробуйте налить простой воды и подержать её месяц в закупоренном сосуде: отпив глоток спустя некоторое время вы почувствуете горечь или нотки плесени в жидкости. Но вода, набранная накануне 19 января, будет свежей даже спустя годы. Во-вторых, она защищает от Принеся её из церкви, люди в первую очередь кропили жидкостью стены и углы жилища, чтобы защитить его от бесов и демонов.

В-третьих, вода обладает целебными свойствами. Читая старые архивные данные о том, как праздновали Крещение Господне на Руси, можно найти свидетельства о применении жидкости в лазаретах. Больным давали выпить по три глотка, чтобы избавить их от ненавистной хвори. Также на протяжении года воду употребляли те, кто стал жертвой любого недуга: причём не только физического, но и духовного. Жидкость избавляла людей от порчи и сглаза, успокаивала при неврозах и бессоннице, выводила из состояния апатии и депрессии.

Купание

Погружение в прорубь - ещё одна популярная традиция, пришедшая к нам из глубины веков. В России к празднику готовят около трёх тысяч так называемых иорданей, нырять в которые верующие начинают ещё в Сочельник. Во время процедуры все участники улыбаются, окунаясь трижды. После греются в бане или с помощью горячего чая, который заботливо приносят с собой в термосах. Часто проруби делают в форме креста, что придаёт процедуре большую атмосферу христианского праздника.

Сильные морозы обычно ударяют на Крещение Господне. Как праздновать знаменательное событие, чтобы и в полынье побывать, и при этом не простудиться? Специалисты рекомендуют для начала проконсультироваться с врачом. Например, людям, страдающим аритмией, болезнями почек и диабетом, прыгать в ледяную воду нельзя. Если же вы полностью здоровы и особых противопоказаний нет, подготовить организм к возможному стрессу всё равно необходимо: за месяц до купания начинайте закаляться, обогатите рацион продуктами, богатыми витаминами и микроэлементами. А ещё прочитайте инструкции, как правильно заходить в ледяную воду и что делать после купания в полынье.

Традиции

Их очень много. Узнав о том, как празднуют праздник Крещения Господня на Руси, иностранцы обычно разводят руками: настолько богато событие разными ритуалами и самобытными обрядами. Одним из них является выпускание голубей на волю. Открывая клетки, в которых были заключены птицы, специально подготовленные к празднику, люди говорят спасибо Господу за его милость и покровительство. Также пернатые являются символом божьей благодати, что снизошла на спасителя человечества - Иисуса - в день его крещения в Иордане.

Утром 19 января, как только в храме звонит первый колокол, православные разводят на берегу ближайшего водоёма костёр, чтобы Христос мог погреться у огня после купания. Девушки на заре бегут также к речке или озеру, чтобы умыться ледяной водой. Считается, что она дарует молодость и красоту. После Крещения также запрещается стирать в водоёмах. Бытует поверье, что, погружая крест в воду, священник изгоняет бесов из воды, которые после сидят на берегу в ожидании человека с грязным бельём. Как только его погружают в воду, черти возвращаются. Поэтому говорили: чем позже женщины начнут стирать, тем больше нечистой силы погибнет от

Гадания

Очень популярное развлечение, без которого трудно представить праздник Крещение Господне. Как отмечают архивные источники, обряд далеко не религиозный, а языческий. Несмотря на это, девушки предпочитают такое времяпрепровождение, используя для этого любые предметы: воск, кофейную гущу, зеркала или снег. Например, очень известное святочное гадание на башмачке, им пользовались ещё наши прабабушки в незапамятные времена. Они выходили во двор и, поворачиваясь лицом к порогу, кидали сапог через левое плечо: в какую сторону указывал носок, оттуда и приедут сваты.

Вместо этого узнать будущее пытались с помощью бумаги и свечи. Листок крепко сжимали в руках, клали на блюдце и поджигали. Когда бумага сгорала, по её тени, расположенной на стенке, пытались узнать, какие сюрпризы приготовила судьба в ближайший год.

Одним словом, таких гаданий очень много. В достоверность обрядов, конечно, верить необязательно, но попробовать стоит: это весело и занимательно. В русской глубинке до сих пор не понимают, как отмечать Крещение Господне без таинственных ритуалов и гаданий. Ведь они - важная часть праздника.

Народные приметы

Будучи наблюдательными, наши предки также разработали целую систему предсказаний по обычной погоде. Они утверждали, что лето будет сухим, если на Крещение холодно и ясно, и богатым на урожай, когда небосвод пасмурный. Полный месяц предвещал большой весенний разлив, а звёздная ночь - хороший сбор ягод и гороха. О грозовом лете говорил южный ветер, о благополучном годе - снег, особенно если начинался он во время Божественной литургии. Лай собак сигнализировал охотникам об удачном сезоне, который ожидает их в ближайшее время.

Давайте сделаем вывод. Как православные отмечают праздник Крещения Господня? Весело и непринуждённо. Они используют не только христианские традиции, но и языческие обряды, что делает его ещё более колоритным и необычным. Богоявление - последнее важное событие, завершающий день целого цикла зимних святок. После него наступало временное затишье, люди готовились к Великому посту и ждали следующей знаменательной даты - светлой Пасхи, с которой также связано множество примет. Но это уже совсем другая история...